Научная статья на тему 'Анализ религиозной толерантности у студентов и курсантов академии гражданской защиты МЧС России'

Анализ религиозной толерантности у студентов и курсантов академии гражданской защиты МЧС России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
284
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДЕПТ / ADEPT / АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РОССИИ / ACADEMY OF CIVIL DEFENCE EMERCOM OF RUSSIA / ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ / RELIGION / ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY / ИСЛАМ / ISLAM / ИССЛЕДОВАНИЕ / RESEARCH / КУРСАНТЫ / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ОПАСЕНИЯ / FEARS / ПРАВОСЛАВИЕ / ORTHODOXY / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / РЕЛИГИЯ / СОЦИОЛОГИЯ / SOCIOLOGY / СВЕРСТНИК / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ТРЕВОГИ / ХРИСТИАНСТВО / CHRISTIANITY / CREED / PEERS / ANXIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тюменева Людмила Дмитриевна

Статья посвящена оценке религиозной толерантности среди студентов и курсантов Академии гражданской защиты МЧС России (АГЗ). Автор организовала и провела социологическое исследование, в результате которого были получены данные, свидетельствующие о том, что в среде студентов АГЗ более развито скорее равнодушное отношение к лицам противоположного им вероисповедания. Состояние религиозной толерантности более соответствует и распространено именно в студенческой среде, у курсантов это выражено хуже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF RELIGIOUS TOLERANCE AMONG STUDENTS AND CADETS OF THE ACADEMY OF CIVIL DEFENCE EMERCOM OF RUSSIA

The article is devoted to the assessment of religious tolerance among students and cadets of the Academy of civil defence EMERCOM of Russia (AHP). The author has organized and conducted a sociological survey, which were obtained evidence suggesting that among students AHP more developed rather indifferent attitude to people of the opposite them religion. The status of religious tolerance is more consistent and distributed it among the students, the students of this is expressed worse

Текст научной работы на тему «Анализ религиозной толерантности у студентов и курсантов академии гражданской защиты МЧС России»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УДК 316.334:21

Л.Д. Тюменева

АНАЛИЗ РЕЛИГИОЗНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ И КУРСАНТОВ АКАДЕМИИ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РОССИИ

Статья посвящена оценке религиозной толерантности среди студентов и курсантов Академии гражданской защиты МЧС России (АГЗ). Автор организовала и провела социологическое исследование, в результате которого были получены данные, свидетельствующие о том, что в среде студентов АГЗ более развито скорее равнодушное отношение к лицам противоположного им вероисповедания. Состояние религиозной толерантности более соответствует и распространено именно в студенческой среде, у курсантов это выражено хуже.

Ключевые слова: адепт; Академия гражданской защиты МЧС России; вероисповедание; идеология; ислам; исследование; курсанты; молодежь; образование; опасения; православие; религиозность; религия; социология; сверстник; студенты; толерантность; тревоги; христианство.

L. Tyumeneva

ANALYSIS OF RELIGIOUS TOLERANCE AMONG STUDENTS AND CADETS OF THE CIVIL

DEFENCE ACADEMY EMERCOM OF RUSSIA

The article views the assessment of religious tolerance among students and cadets of the Civil Defence Academy of the EMERCOM of Russia (CDA). The author organized and conducted sociological study and according to findings the students of CDA have the indifferent attitude towards people with the religion opposite to them. The status of religious tolerance is more consistent and distributed among the students, among the cadets it is expressed worse.

Keywords: adept; Civil Defence Academy of the EMERCOM of Russia; creed; ideology; Islam; research; students; youth; education; fears; Orthodoxy; religion; religion; sociology; peers; students; tolerance; anxiety; Christianity.

Последние 2-3 года в России всё большую актуальность стал приобретать вопрос о введении религиозного образования в образовательных учреждениях. В обществе ведутся горячие дискуссии о важности такого нововведения. Отметим, что с 2001 года в Российской Федерации началась разработка и реализация Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», финансируемой из государственного бюджета. Однако развитие идей толерантности и веротерпимости обречено на риск, поскольку ряд представителей различных религиозно-политических течений может этим воспользоваться в своих корыстных интересах. В связи с этим велика вероятность того, что борьба за мысли и мировоззрение людей начнется на наиболее впечатлительном и восприимчивом «социальном поле» - в среде студенчества.

Именно молодежь в любом обществе является главным оружием в продвижении различных общественных взглядов массовыми социально-политическими объединениями, направленным на изменение сложившейся ситуации в России, и требующих принятия определённых управленческих решений. Стоит вспомнить скандальную историю о нашумевшей группе «Pussy Riot», выступившей в Храме Христа Спасителя в феврале 2012 года с «панк-молебном». Именно так они назвали

проведённую ими акцию, в процессе которой группа из пяти девушек проникла в храм, принеся с собой звукозаписывающую аппаратуру и начав исполнять оскорбительную с точки зрения религиозного культа песню. Своим поведением участницы группы оскорбили чувства верующих, находившихся в храме.

Девушек, входивших в состав этой группы, после случившегося инцидента поместили в следственный изолятор и завели на них уголовное дело, по статье 213 УК РФ - «Хулиганство», которая предусматривает до 7 лет лишения свободы. Суд назначил по два года лишения свободы трём участницам панк-группы «Pussy Riot», признав их виновными; ещё для одной участницы группы суд заменил наказание на условное и освободил в зале суда. Значительная часть московской молодежи высказывала негативное мнение по поводу столь серьёзного обвинения, аргументируя это тем фактом, что у девушек есть дети, что они очень молоды и время, проведённое ими в тюрьме, не сможет повлиять на них в положительную сторону.

Обратим внимание и на тот факт, что большая часть молодежи, сторонников оппозиционных движений в современной России, является представителями неформальных движений и субкультур. Молодые люди выдвигали требования отпустить группу, собирали подписи православных верующих, в защиту задержанных. Спустя некоторое время, на защиту группу встали и знаменитости с мировым именем, такие как Мадонна, Пол Маккартни, Элтон Джон и др. Сама же Русская Православная Церковь отстранилась от судебного процесса, заявив, что требовать жёстких мер расправы над хулиганками не будет, но и ходатайства о смягчении их наказания выдвигать тоже не собирается. Данная позиция вызвала всплеск осуждений и негативных высказываний в адрес руководства РПЦ от значительного количества молодых россиян, особенно в Интернете.

В свете этих событий, происходящих в российском обществе, целесообразно глубже разобраться в вопросе формирования религиозной толерантности у обучающихся АГЗ в процессе их внутренней социализации. Под этим процессом в данной статье автор понимает усвоение студентами и курсантами социальных норм и освоение ими соответствующих социальных ролей, принятых в АГЗ [1]. Ведь если разобраться, то в настоящий момент молодые люди весьма податливы влиянию своих референтных групп, которые окружают их как в формальных отношениях, так и вне их. Приходя в новый коллектив, молодой индивид (будь то парень или девушка, студент или курсант) всегда пытается занять в новой группе высокий статус, стремится к авторитетности в своём мнении среди своего окружения и всё это, несомненно, приводит к тому, что кто-то ведётся за мнением, а кто-то ведёт. Под давлением коллектива и в погоне за авторитетом религиозные взгляды по отношению к различным религиозным конфессиям молодых людей могут потерпеть значительные изменения (как в худшую, так и в лучшую сторону). Именно поэтому нельзя упускать из внимания общее состояние религиозной толерантности среди студентов и курсантов АГЗ.

Проблемы социальной роли религии в обществе, её взаимодействия с другими социальными институтами, культурой и системой образования общества получили широкое освещение в работах учёных, заложивших основание современного социального знания, представителей классической социологии, которые стали родоначальниками специальных социологических теорий - социологии религии, социология культуры, социология образования (М. Вебер, В. Вундт, В. Джемс, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм, О. Конт, Ч. Кули, Г. Лебон, Б. Малиновский, К. Маркс, Г. Спенсер, А. Тойнби, Э. Трельч, З. Фрейд, К.Г. Юнг и др.). И сегодня исследования роли религиозного института в социальной структуре современного общества, его влияния на социализацию личности находят широкое освещение в трудах современных западных социологов (Р.Н. Белла, П.Л. Бергер, Б.Э. Гидденс, Р. Коллинз, Т. Лукман, А.Х. Маслоу, Р.К. Мертон, Г.У. Олпорт, Т. Парсонс, Н.Дж. Смелзер, Э.З. Фромм, С. Ф. Хантингтон и др.).

Исследованию религиозности российского общества в целом и социальной группы молодежи, в частности, посвящён ряд работ в отечественной социологической литературе, среди которых отметим

публикации Варзановой Т.И, Веремчука В.И. Гараджи В.И., Гофмана А.Б., Дубина Б.В., Кобзевой Н.А., Копыловой О.С., Лопаткина Р.А., Мчедлова М.П., Филатовой О.Г., Цыганова М.Е., Чесноковой В.Ф., Элбакян Е.С., Явон С.В. и др.

Однако данные работы в большинстве своём не ставили специальной целью рассмотрение проблем становления религиозности именно у молодежи сквозь призму социального поведения, а также социологического измерения религиозности как социального феномена в молодёжной среде.

В данной работе под религиозной толерантностью понимается толерантное отношение и выносливость адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей, когда каждый следует своим религиозным убеждениям и признает аналогичное право других [2]. Из анализа профильной литературы мы выяснили, что религиозная толерантность бывает нескольких видов, в зависимости от объекта (в данном случае, человеческое общество), в отношении которого она проявляется:

- толерантность в отношении к иноверцам (христианин - мусульманин, мусульманин -буддист, христианин - буддист и т. д.);

- толерантность в отношении к представителям других конфессий (католик - протестант, протестант - адепт православной церкви (в христианстве), суннит - шиит (в исламе) и т. д.);

- толерантность к сектантским движениям (а также толерантность сектантских движений друг к другу);

- толерантность между верующими в Бога и неверующими (верующий - атеист).

Религиозная толерантность на данный момент, является одной из тех составляющих нашей

жизни, которая подвержена постоянному давлению и вниманию со стороны представителей всех сфер общественной жизни. Поэтому в данной статье проанализируем факторы, влияющие на формирование религиозной толерантности в процессе социализации студентов и курсантов АГЗ, которые были получены в ходе социологического исследования, проведённого автором лично во время преподавания таких дисциплин, как «Социология», «Социология массовых коммуникаций», «Социология управления», «Социология и политология». В исследовании был использован метод невключённого наблюдения и метод свободного интервью (было опрошено 120 студентов и 105 курсантов, выборка случайная). На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что религиозная толерантность студентов и курсантов АГЗ характеризуется отсутствием конфликтности, уважением и терпимым отношением к мировоззренческим установкам друг друга.

Была проанализирована религиозная идентичность студентов, под которой в данном исследовании понимается форма коллективного и индивидуального самосознания, построенная на осознании своей принадлежности к определённой религии и формирующая представления о себе и мире посредством соответствующих религиозных догм. Она представляет собой фиксирование тождественности субъекта в смысле приобретения посредством религии собственного экзистенциального опыта при субъективном осознании своей принадлежности к тому или иному религиозному сообществу [3]. В результате опроса выяснилось, что более половины опрошенных студентов и курсантов АГЗ (55 % и 61 % соответственно) считают себя верующими, хотя и не соблюдают религиозные обряды; шестая часть опрошенных относится к религии безразлично; чуть меньше (около 14 %) колеблются между верой и неверием; одинаковое число респондентов (по 6 %) является верующими и атеистами. Оценка религиозной идентичности опрошенных свидетельствует о принадлежности большей части опрошенных студентов и курсантов к православному христианству.

Особое значение в изучении вопроса религиозной толерантности имеют представления молодежи о ценностных установках, ориентациях и др. факторах, объединяющих лиц одной национальности и вероисповедания. С этой целью был задан вопрос: «Что по мнению респондентов объединяет и роднит людей одной национальности?». В результате обработки полученных данных мы смогли выяснить, что доминирующим фактором, объединяющим людей одной национальности,

по мнению более половины опрошенных обучающихся, является «общая культура, традиции и обычаи». Ничтожным интегративным потенциалом внутринационального объединения обладают, по мнению студенческой молодежи АГЗ, «общая религия» (1,1 %) и «политические взгляды» (0,3 %).

Предварительная оценка уровня и характера религиозной толерантности студентов и курсантов включала анализ их отношения к различным традиционным религиям, с позиции их интеграционного/дезинтеграционного потенциала, на основе распределения ответов на вопрос «Объединяет или разъединяет народы России наличие в стране следующих вероисповеданий (протестантизм, православие, католицизм, иудаизм, ислам, буддизм)?». Обратим внимание на тот факт, что в отношении всех религий, кроме православия, опрошенные респонденты отмечают в большей степени разъединяющее влияние в обществе: превалирование оценок «разъединяет» над оценками «объединяет» в среднем по выборке может составлять более 12 %.

Наибольший дезинтеграционный потенциал, по мнению опрошенных нами студентов и курсантов, свойственен исламу, у которого одно из двух наименьших значений оценки «объединяющей функции» - 4,9 %, меньше только у протестантизма, сюда же можно отнести и тот факт, что большинство опрошенных имеют недостаточно представлений о данном вероисповедании и многие его разновидности путают с сектами. Потенциал объединяющей роли религии в обществе респонденты видят только в православии, что вполне логично: на протяжении веков значительную роль в жизни российского общества играла православная церковь.

В целом, на фоне достаточно высокого уровня затруднений в оценке влияния различных религий на сплочённость общества (в среднем у 40 % опрошенных), наблюдается тенденция смещения «отрицательных» оценок и тревоги в отношении ислама. Вместе с тем, уровень религиозной толерантности студентов и курсантов АГЗ выше уровня этнонациональной толерантности. Представители другого вероисповедания вызывают неприятие только у 3 % опрошенных, большая же часть (67 %) демонстрирует равнодушное отношение либо относится осознанно уважительно.

Таким образом, мнение православного большинства студентов, принявших участие в опросе, можно выразить так: «Веруйте в кого угодно, но тихо, скрытно, не на показ». Поэтому и студенты-респонденты, и курсанты-респонденты осознанно или интуитивно скорее соглашаются с тем, что вера сегодня - дело сугубо личное. В отношении нетрадиционных верований и новых религиозных течений, таких, например, как «Церковь сайентологии», «Бахай», «Свидетели Иеговы», «Анастасия» и пр., подавляющее большинство опрошенных молодых людей высказало тревогу и опасение. Около 80 % респондентов полагают, что нетрадиционные религиозные течения представляют опасность для общества.

Численность постоянных прихожан (посещающих церковь раз в месяц и чаще), также примерно одинакова во всех опрашиваемых группах. Каждую неделю посещают церковь лишь 1,5 %. Как показали результаты опроса, среди постоянных прихожан девушек больше, чем юношей. Таким образом, надо отметить, что гендерный фактор в церковном поведении имеет определяющее значение.

Полученные данные исследования говорят о том, что более широкое распространение православия среди самой юной части молодежи (обучающиеся на 1-2 курсе) по данным опроса не подтверждается соответствующим церковным поведением. Это позволяет предполагать, что религиозность студентов и курсантов АГЗ отчасти носит формальный характер, а в ряде случаев, возможно, что и более личный, внутренний, индивидуальный, а не церковно-общинный и не обрядовый характер. Кстати, учёными уже давно было выявлено, что общая черта религиозности всей опрошенной молодежи - это равнодушие к повседневной церковной обрядности (исключением является обряд венчания) [4]. Так, соблюдают обряды лишь примерно 3-5 % опрошенных во всех

группах. При этом девушки в большей степени привержены религиозным обрядам, и особенно самые молодые, те, которые ещё находятся под влиянием семьи.

В качестве заключения отметим, что в среде студентов АГЗ более развито скорее равнодушное отношение к лицам противоположного им вероисповедания. Такое равнодушие более соответствует и распространено именно в студенческой среде, нежели в среде курсантов. Стоит отметить и тот факт, что в религиозном поведении равнодушных респондентов преобладает подгруппа молодежи, колеблющейся между верой и неверием.

Нельзя не отметить и то, что для современной молодежи России набирают вес так называемые терминальные ценности - ценности, обобщённо выражающиеся в важнейших целях, идеалах, самоценных смыслах жизни людей (ценность человеческой жизни, семьи, межличностных отношений, свободы, труда), их человек воспринимает на веру, они для него очевидны [5]. С функциональной точки зрения терминальные ценности активизируются как критерии (или стандарты) при оценке и выборе целей деятельности и допустимых способов их достижения. Для студенческой молодежи вера в Бога переходит в категорию инструментальных, т. е. даёт утешение и поддержку, помогает справиться с трудными жизненными ситуациями и т. д. Такое поведение также указывает на некоторое потребительское отношение к религии со стороны молодежи не только в АГЗ, но и большинства современной молодежи России. Такое отношение, скорее всего, зародилось и развилось внутри популярных среди молодежи социальных сетей.

Это хорошо просматривается в различных группах (созданных в соцсетях), в которых высмеивается, критикуется поведение священнослужителей и простых верующих (пример: ярко обсуждалось поведение верующих, стоящих в очереди к дарам волхвов, привозившихся в Москву и Санкт-Петербург в январе 2014 года), а также социальной политике РПЦ и её представителей. И всё равно, несмотря на вышеперечисленные причины равнодушия, и потребительского отношения к религии, для большинства обучающихся АГЗ характерен выбор в пользу приоритета православия над другими религиями.

Подводя итог проделанного исследования, хотелось бы отметить тот факт, что в педагогической деятельности очень важно развивать в обучающихся вуза религиозную толерантность. Данное качество для студентов и курсантов будет важно не только в их взаимодействии с обществом вне учебного заведения, но и в процессе социализации в условиях социокультурной среды вуза. В ходе данного процесса молодые люди смогут научиться рассматривать общество, проблемы и процессы происходящие в нём под разными углами, и с разных позиций, ставить себя на место других индивидов и размышлять уже не только с позиции лично своих интересов, но и также учитывая чужие интересы. Конечно, не стоит забывать, что преподаватель вуза создаёт условия, при которых учащийся включается в активную деятельность по достижению определённой цели, т. е. самосовершенствуется. Педагог должен сформировать условия для включения религиозной толерантности в систему ценностей личности обучающихся, опираясь на которую молодые люди станут развивать у себя религиозную толерантность как личностное качество в современном гражданском обществе.

Литература

1. Гавров С.Н., Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО. 2008. № 5. С. 21-29.

2. Абуов А П. Межконфессиональный диалог как основа социального согласия [Электронный ресурс] // http://ashgabat.kz. [сайт]. [2013]. URL. http://ashgabat.kz/article/142 (дата обращения: 11.04.2014).

3. Крылов А.Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. М.: Икар, 2012. С. 223-224.

4. Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // СОЦИС. 2008. № 2. С. 73.

5. Кондаков И.М. Психологический словарь. М.: Харвест, 2007. С. 206.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.