Научная статья на тему 'Религиозная толерантность в современном обществе'

Религиозная толерантность в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
434
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / РЕЛИГИЯ / НЕТЕРПИМОСТЬ / РЕЛИГИОЗНО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / TOLERANCE / RELIGION / INTOLERANCE / RELIGIOUS AND CONFESSIONAL GROUPS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бочарникова Ирина Станиславовна, Волкова Анастасия Игоревна

Вопрос религиозной толерантности крайне важен для обеспечения безопасности современных обществ. Религиозная толерантность является основой обеспечения стабильности и интеграции обществ, удерживающей их от потрясений, пресекающей раскол наций и государств. Религиозная нетерпимость даже в современных обществах становилась причиной войн и бедствий. Нетерпимость к религиозным чувствам и ценностям иноверцев приводила к кровопролитным войнам, расколу государств и наций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS TOLERANCE IN MODERN SOCIETY

The problem of religious tolerance is extremely important to ensure the safety of modern societies. Religious tolerance is the basis for stability and integration of societies, holding them against shocks, precluding the split of nations and states. Religious intolerance even in modern societies has become the reason of wars and disasters. Intolerance of religious feelings and values of the other faiths has led to bloody wars, disintegration of states and nations.

Текст научной работы на тему «Религиозная толерантность в современном обществе»

РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Бочарникова Ирина Станиславовна

канд. социол. наук, доцент кафедры социологии Астраханского государственного университета, РФ, г. Астрахань

E-mail: omcnk@list.ru Волкова Анастасия Игоревна студент 4 курса Астраханского государственного университета факультета социальных коммуникаций кафедры социологии, РФ, г. Астрахань

E-mail: nastya 93v@mail.ru

RELIGIOUS TOLERANCE IN MODERN SOCIETY

Bocharnikova Irina

assistant professor of department of Sociology in Astrakhan State University,

candidate of sociological science, Russia, Astrakhan

Volkova Anastasiia

student of 4th year in Astrakhan State University at the faculty of Social Communications, department of Sociology, Russia, Astrakhan

АННОТАЦИЯ

Вопрос религиозной толерантности крайне важен для обеспечения безопасности современных обществ. Религиозная толерантность является основой обеспечения стабильности и интеграции обществ, удерживающей их от потрясений, пресекающей раскол наций и государств. Религиозная нетерпимость даже в современных обществах становилась причиной войн и бедствий. Нетерпимость к религиозным чувствам и ценностям иноверцев приводила к кровопролитным войнам, расколу государств и наций.

ABSTRACT

The problem of religious tolerance is extremely important to ensure the safety of modern societies. Religious tolerance is the basis for stability and integration of societies, holding them against shocks, precluding the split of nations and states. Religious intolerance even in modern societies has become the reason of wars and disasters. Intolerance of religious feelings and values of the other faiths has led to bloody wars, disintegration of states and nations.

Ключевые слова: толерантность; религия; нетерпимость; религиозно-конфессиональные группы.

Keywords: tolerance; religion; intolerance; religious and confessional groups.

Религия испокон веков была и остаётся фактором, объединяющим или раскалывающим общества. Религиозная нетерпимость даже в современных обществах становилась причиной братоубийственных войн и бедствий. Неприятие и нетерпимость к религиозным чувствам и ценностям иноверцев приводили к кровопролитным войнам, расколу государств и наций.

В то же время религиозная нетерпимость внутри обществ является серьёзным ресурсом в руках враждующих государств с точки зрения внесения раскола в эти страны и общества. Именно поэтому издавна осуществляются всевозможные миссионерские миссии, преследующие, помимо религиозных, замаскированные политические цели. В качестве примера можно привести широко разворачиваемое на Ближнем Востоке (в Иране, Турции, других странах) протестантское миссионерство. На «подрыв» общества изнутри направлено также внедрение и распространение всевозможных сектантских движений, чего не избежали также постсоветские страны, в том числе Армения [1].

Всё это предполагает, что вопрос религиозной толерантности крайне важен для обеспечения безопасности современных обществ. Религиозная толерантность является основой обеспечения внутренней стабильности и интеграции обществ, удерживающей их от потрясений, пресекающей раскол наций и государств и, наконец, нейтрализующей политические цели внешнего религиозного воздействия. В условиях отсутствия религиозной терпимости религиозно-конфессиональное многообразие общества может привести к расколу и обессилению его изнутри, спровоцировать кровопролитные войны.

Понятие религиозной толерантности можно сформулировать следующим образом: «Это толерантное отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей. Каждый следует своим религиозным убеждениям и признаёт аналогичное право других» [1]. Тем не менее, религиозная толерантность —

явление многоаспектное и содержательное. Поэтому не случайно, что это понятие имеет различные интерпретации и восприятия. Их можно разделить на два основных вида — позитивный и негативный.

В позитивном восприятии религиозная толерантность предполагает знание, приятие и уважение религиозно-конфессиональных ценностей и идей иноверцев.

В негативном восприятии религиозная толерантность предполагает безразличие к религиозно-конфессиональным взглядам и системе ценностей других, в результате чего обеспечивается отсутствие вражды и столкновений на религиозной почве.

В обоих случаях, независимо от того, на чём основана религиозная толерантность в отношении иноверцев — на уважении или безразличии, она обеспечивает общественную стабильность и сосуществование различных религиозно-конфессиональных групп. Тем не менее, из двух вышеотмеченных видов религиозной терпимости предпочтителен первый — приятие и уважение религиозно-конфессиональных ценностей других, поскольку безразличие, зачастую обусловленное незнанием, рано или поздно может привести к проявлениям нетерпимости. Зачастую причиной нетерпимости становится незнание. Не зная ценностей и идей других, человек может относиться к ним с пренебрежением и безразличием, что может привести к нетерпимости. Тогда как знание ценностей и взглядов других создаёт ощутимую положительную настроенность по отношению к ним [1].

Религиозная толерантность бывает нескольких видов, в зависимости от объекта, в отношении которого она проявляется [2]:

• Первая — толерантность в отношении к иноверцам (христианин-мусульманин, мусульманин-буддист, христианин-буддист и т. д.);

• Вторая — толерантность в отношении к представителям других конфессий (католик-протестант, протестант-адепт православной церкви, суннит-шиит и т. д.);

• Третья — толерантность к сектантским движениям (а также толерантность сектантских движений друг к другу);

• Четвёртая — толерантность между верующими в Бога и неверующими (верующий-атеист).

Механизмы обеспечения религиозной терпимости, в зависимости от двух вышеупомянутых подходов к восприятию её содержания (негативный и позитивный), также можно разделить на две группы:

• Негативные механизмы, предполагающие безразличие к религиозно-конфессиональным идеям и системе ценностей иноверцев;

• Позитивные механизмы, предполагающие знание, приятие и уважение религиозно-конфессиональных идей и системы ценностей иноверцев.

Из негативных механизмов обеспечения религиозной терпимости можно выделить в основном два — атеизм и секуляризацию.

Атеизм, хоть и предполагает нетерпимость ко всем религиозным течениям и конфессиям, в то же время предполагает взаимную толерантность между адептами различных религии и конфессий, основанную на принципе отрицания религии вообще. Результаты проведённых в 2001 году в России социологических исследований показали, что, хоть и с небольшим преимуществом, но, тем не менее, не верующие в Бога настроены к иноверующим с большей толерантностью и более открыты в плане контактов, нежели верующие [2].

Роль секуляризации как фактора, способствующего повышению уровня религиозной толерантности, ярко выражена в современных западных обществах. Здесь несравнимо меньше вражды и столкновений, происходящих на почве религиозных различий. Это обусловлено не только демократической культурой, но и секуляризированностью общества, отодвинувшей на второй план религиозно-конфессиональные вопросы и отдающей приоритетное значение отношениям и сферам деятельности светского характера. В этом контексте между людьми с различными религиозно-конфессиональными взглядами и ценностями стёрты существовавшие некогда психологические

барьеры. Чёткое отделение государства от церкви, взаимное невмешательство в дела друг друга, становление гражданского общества, нацеленные на решение общих проблем совместные усилия в светских обществах отодвинули на второй план религиозно-конфессиональные различия между отдельными людьми и группами [2].

Позитивные механизмы обеспечения религиозной терпимости нацелены на внедрение и обеспечение в обществах религиозной толерантности путём взаимного познания различных религиозно-конфессиональных групп, взаимовосприятия и взаимоуважения систем ценностей. В этом контексте важное значение имеет подчёркивание общностей между различными религиозно-конфессиональными группами структурами, формирующими общественное сознание и культуру, что становится основой не только для религиозной толерантности, но и для общественной солидарности и консолидации.

Список литературы:

1. Абуов А.П. «Межконфессиональный диалог как основа социального согласия». [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http: //www.embkaztm. org/article/142

2. Мчедлов А.П. «Религиозная толерантность». [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.nravstvennost.info/library/news detail.php?ID=2070

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.