УДК 349.414
ВЫЯВЛЕНИЕ НЕУЧТЕННЫХ И НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ОБЪЕКТОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО НАДЗОРА И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
Иван Викторович Пархоменко
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, Бердский отдел, 633010, Россия, г. Бердск, ул. Островского, 53/1, начальник отдела, тел. (383)412-10-97, e-mail: [email protected]
В статье автором рассматриваются проблемы формирования информационного пространства в сфере недвижимого имущества, возможности использования его для анализа органами местного самоуправления подведомственной территории, а так же предлагаются использование в этих целях механизмов государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля.
Ключевые слова: информационный ресурс, электронные сервисы, система межведомственного информационного взаимодействия, государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль.
REVEALING UNREGISTERED OBJECTS IN PROCESS
OF STATE LAND SUPERVISION AND MUNICIPAL LAND CONTROL
Ivan V. Parkhomenko
Administration of Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography, Berdsk Branch, 633010, Russia, Berdsk, 53/1 Ostrovskogo St., Head of the Department, tel. (383)412-10-97, e-mail: [email protected]
The problems of forming information space in the field of real property is considered. The possibility for local governments to apply information space for analyzing the territories under their jurisdiction is shown. For this purpose the mechanisms for the state land supervision and municipal land control are offered.
Key words: information resource, electronic services, system of interdepartmental information communication, state land supervision, municipal land control.
Развитие информационных технологий оказывает огромное влияние на функционирование государственного аппарата и местного самоуправления. Медленно, но неуклонно государство взяло курс на эффективное использование таких технологий в процессе текущей деятельности. На повестке дня стоит создание связей между базовыми государственными информационными ресурсами - элементами единой информационной системы.
Создание одноуровневого ресурса, который бы покрыл всю территорию Российской Федерации, практически невыполнимая задача без существенных материальных и организационных затрат. Другое дело многоуровневый информационный ресурс, подразумевающий многоступенчатые связи между базовыми государственными информационными ресурсами.
Теоретическая основа создания и использования пространственных информационных моделей описана в научной литературе [1-4].
На примере Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) можно увидеть, что продекларированная цель создания единого информационного реестра на территории Российской Федерации получилось реализовать только через 12 лет [5].
До создания в регионах в 1998-1999 г. Учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним государственный учет и, частично, регистрацию прав осуществляли органы технической инвентаризации (БТИ) и комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.
Создание Учреждений юстиции без достаточного материального обеспечения и отсутствия единого программного обеспечения не способствовало быстрому созданию единого информационного пространства. Для обеспечения доступа к государственной услуге по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним создавалась сеть филиалов на территории соответствующего региона. В регионах были вынуждены создавать программные продукты для автоматизации ведения ЕГРП. В Новосибирской области, например, первый программный был разработан в среде стандартного приложения MS Office - MS Access. В дальнейшем, силами сотрудников Учреждения юстиции по Новосибирской области был разработан новый программный продукт АИС «Реестр» в среде СУБД DB2. И только в 2007 году была проведена конвертация в единый формат баз данных на территории Российской Федерации и внедрена одна из двух автоматизированных информационных систем -АИС «Юстиция». При этом в 68 регионах РФ была внедрена АИС «ЕГРП», а в 15 - АИС «Юстиция». И только в октябре 2016 года, согласно «дорожной кар-те»[6] развития системы государственной регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним должен им на смену прийти единый программный продукт.
В каждом филиале, с момента создания, велась своя автономная база данных. При создании Федеральной регистрационной службы в 2004 и соответствующих Управлений в субъектах Российской Федерации, на базе филиалов были созданы соответствующие обособленные отделы. Которые, в большинстве своем, работают на автономных базах данных. После переименования и присоединения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости ситуация никак не поменялась. На текущий момент Росреестр распорядился о создании на территории регионов до конца 2015 года объединенной рабочей базы данных. Разработчики АИС «Юстиция» уже продемонстрировали на семинаре 12-13 февраля 2015, который проходил в городе Новосибирске, готовность проекта и некоторые его функциональные возможности.
Вместе с тем Росреестр параллельно создавал надстройки, позволяющие не только объединить данные, но и глобально повысить качество базовых информационных ресурсов. Сначала был создан так называемый Территориальный информационный ресурс (ТИР) - ресурс уровня субъекта Российской Федерации, обеспечивающий автоматизированную загрузку сведений из учетных си-
стем государственного кадастра недвижимости (ГКН) и ЕГРП, а также полуавтоматическое сопоставление их сведений с формированием соответствующих протоколов. В последующем эти протоколы обрабатывались вручную, а по результатам проводился комплекс мероприятий направленный на соотнесение всех объектов недвижимого имущества из ГКН с описанием этих объектов (при наличии) в ЕГРП. Осуществление указанных мероприятий привело к значительному повышению полноты, непротиворечивости, связанности данных учетных систем ЕГРП и ГКН. Внедрение ПК ТИР сначала прошло в пяти пилотных регионах: Тверской, Калужской, Ростовской, Кемеровской и Смоленской областях [7]. По результатам первого этапа внедрения была проведена соответствующая доработка ПК ТИР. Создание ТИР состоялась во всех структурных подразделениях Росреестра. Результатом стали 10-дневные выгрузки сопоставленных сведений из учетных систем ведения ЕГРП и ГКН в ФНС России в период с 16 марта по 1 сентября 2011 г. Предоставление сведений в ФНС России ведется в соответствии с Порядком обмена сведениями в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества, утвержденным совместным приказом Ро-среестра и ФНС России от 12 августа 2011 г. № П/302/ ММВ-7-11/495@ [8].
Глобальное объединение данных из ТИР-ов производится в Федеральном информационном ресурсе (ФИР).
Поэтапное подключение регионов к процессу создания ФИР осуществляется согласно приказу Росреестра от 29 февраля 2012 г. № П/83 «Об организации работы по созданию единого федерального информационного ресурса Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, содержащего сведения государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
На текущий момент можно получить доступ к информационному ресурсу (ФИР!), содержащему сведения из ЕГРП и таким образом получать общедоступные сведения из ЕГРП. Алгоритм получения ключа доступа к ФИР можно найти на официальном сайте Росреестра, доступном по ссылке www.rosreestr.ru. Сайт так же содержит бесплатный сервис, позволяющий узнать, зарегистрированы права на объект или нет (без получения информации о правообладателе), а так же информацию о технических характеристиках, в том числе и о кадастровой стоимости. Сервис называется «справочная информация по объектам недвижимости в режиме online».
Еще один полезный сервис - «публичная кадастровая карта» В режиме online можно включить режим наложения на публичную кадастровую карту космических снимков в двух вариантах (Esri и Сканэкс). Причем режим Esri дает более четкое изображение, видны даже отдельные деревья в лесу, а режим космических снимков Сканэкс дает весьма размытое изображение.
Помимо этого, активно внедряется система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). В целях исполнения Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муни-
ципальных услуг» Росреестр интегрировал Web-сервисы, позволяющие предоставлять сведения из ЕГРП и ГКН, с системой межведомственного электронного взаимодействия. Структура, предложенная Росреестром, Минкомсвязью России была выбрана в качестве основы для всех федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ). Сервис Росреестра, позволяющий ФОИВ запрашивать информацию, необходимую для оказания государственных услуг в соответствующей сфере, зарегистрирован в СМЭВ ^ГО0003109)[9].
Таким образом, видно, что есть предпосылки и инструментарий для изучения подведомственной территории и выявления неучтенных и незарегистрированных объектов недвижимости с целью понуждения оформления их владельцев, либо постановки на учет как бесхозяйного имущества органами местного самоуправления.
Муниципальный земельный контроль и государственный земельный надзор может оказаться самым эффективным инструментом для решения этой проблемы. Действительно, выезжая на земельный участок, земельный инспектор может зафиксировать нахождение на земельном участке строения и сооружения. Не так давно в Земельном Кодексе появилось понятие административного обследования [10]. В справочно-правовых системах есть проект Постановления правительства, в котором есть проект акта обследования, содержащего графу «дополнительная информация» [11]. В целом, акт обследования предназначен для осмотра объектов земельных отношений. Представляется целесообразным включение в это постановление положения о фиксации находящихся на данном участке объектов, прочно связанных с землей, в данном акте в графе дополнительная информация. Либо предусмотреть еще одну графу для этих целей.
Далее заверенная копия акта административного обследования должна направляться в орган местного самоуправления для соотнесения информации с данными государственных информационных ресурсов, и принятия адекватных мер для включения новых данных (при необходимости) в информационные ресурсы.
В соответствии со ст. 15 Налогового Кодекса Российской Федерации [12] земельный налог и налог на имущество физических лиц составляют полный перечень местных налогов. Поэтому органы местного самоуправления очень заинтересованы в уменьшении на своей территории количества неучтенных и незарегистрированных объектов.
В законодательстве такие возможности есть. Например, в 2006 году был принят Федеральный закон, известный населению как «дачная амнистия» [13], который предусматривал возможности органов местного самоуправления финансировать из бюджета и участвовать в процедурах оформления на основании доверенности. В 2012 году законодатель пошел дальше и внес изменения в ст. 12 данного Федерального закона [14], убрав положение о необходимости доверенности. С этого момента органы местного самоуправления могли без доверенности оформлять объекты, попадающие под «дачную амнистию».
Более того, законодатель с 2014 году внес аналогичное положение в ст. 16 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон о регистрации) [15], позволив органам местного самоуправления осуществлять государственную регистрацию прав по договорам ими заключаемым в одностороннем порядке (без участия граждан и юридических лиц). Применение данных возможностей могло бы существенно повысить авторитет местного самоуправления. Во-первых, заявитель избавляется от необходимости терять время в очередях, во-вторых, не оплачивается государственная пошлина, которая с 01.01.2015 года существенно выросла и в-третьих, орган местного самоуправления получает серьезный контроль за надлежащим оформлением документов в отношении объектов недвижимого имущества на подконтрольной ему территории.
Объективные сложности в реализации данных положений, такие как, отсутствие в бюджете денежных средств и нежелание органов местного самоуправления их закладывать в необходимом количестве, необходимость организационных мероприятий в органах местного самоуправления, необходимость регламентации данной муниципальной услуги и, наконец, выделения специалистов для решения данных задач, не позволяют быстро и эффективно наладить взаимодействие между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Существуют и возможности выявления проблемных объектов недвижимости с помощью населения. В 2014 году в нескольких регионах, в том числе и в Новосибирской области, была объявлена «народная инвентаризация».
Вместе с тем, с появлением технологии подачи документов на государственную регистрацию в электронном виде (а такая возможность предусмотрена Законом о регистрации с 01.10.2013) появятся условия для массовой реализации данных положений. А использование СМЭВ и возможностей муниципального земельного контроля, государственного земельного надзора, даже при наличии проблем и трудностей [16], позволит далеко продвинуться в решении проблемы неучтенных и незарегистрированных объектов недвижимого имущества на территории Российской Федерации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Карпик А.П. Структурно-функциональная модель геодезической пространственной информационной системы // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2004. - № 6. -С.140-148.
2. Карпик А.П. Информационное обеспечение геодезической пространственной информационной системы// Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2013. - № 4/С. - С. 70-73.
3. Жаров А. В., Москвин В. Н., Татаренко В. И. Мониторинг и охрана земель населенных пунктов в системе управления устойчивым развитием крупных городов: монография. -LAP LAMBERT Academic Publishing: Saarbrucken, 2013. - 140 с.
4. Территориальные основы государственного управления: монография. В 2-х томах. / Г. Г. Шалмина, В. И. Татаренко, Е. В. Катункина, В. Н. Москвин, А. В. Загарин, В. В. Тарасе-вич, О. В. Симагина, Н. П. Шалмин; под ред. Г. Г. Шалминой. - Новосибирск: СГГА, 2003. -750 с.
5. Сервис «Запрос к информационному ресурсу» Руководство пользователя для физических и юридических лиц, арбитражных управляющих и нотариусов [Электронный ресурс]. -режим доступа https://rosreestr.ru/cc_ib_dostup_ir/Rukovodstvo_IR_ur_v_1_4.pdf;
6. Распоряжение Правительства РФ от 01.12.2012 N 2236-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // "Собрание законодательства РФ", 10.12.2012, N 50 (ч. 6), ст. 7088;
7. Приказ Росреестра от 10.02.2011 № П/24 «О создании комиссии по приемке в промышленную эксплуатацию программного комплекса сбора данных из информационных ресурсов территориальных органов и подведомственных организаций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, содержащих сведения государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для целей создания единых территориальных и единого ф е-дерального информационных ресурсов» [Электронный ресурс]. - режим доступа https://rosreestr.m/site/activity/docs/detaiLphp?ГО=6403;
8. Приказ Росреестра N П/302, ФНС РФ N ММВ-7-11/495@ от 12.08.2011 «Об утверждении Порядка обмена сведениями в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества» [Электронный ресурс] режим доступа http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=118363;
9. Земельный Кодекс Российской Федерации (ред. 29.12.2014) [Электронный ресурс] -режим доступа http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=164774;
10. О.Ф. Шварц, Г.И. Хлус. Внедрение информационных технологий при создании Единой информационной системы недвижимости Российской Федерации: предварительные итоги // Вестник Росреестра (официальное издание) № 2 (12) - 2012 стр. 40-45;
11. Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка проведения административного обследования объекта земельных отношений» (по состоянию на 23.09.2014) (подготовлен Минэкономразвития России) [Электронный ресурс] -режим доступа http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PNPA;n=6389;
12. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // "Российская газета", N 148-149, 06.08.1998;
13. Федеральный закон от 30.06.2006 N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» // "Собрание законодательства РФ", 03.07.2006, N 27, ст. 2881;
14. Федеральный закон от 28.02.2012 N 8-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О геодезии и картографии" и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" // "Российская газета", N 46, 02.03.2012;
15. Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» "Собрание законодательства РФ", 28.07.1997, N 30, ст. 3594;
16. Пархоменко И. В. Проблемы государственного земельного надзора в Российской Федерации // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2014. Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8-18 апреля 2014 г.). - Новосибирск: СГГА, 2014. Т. 2. - С. 11-17.
© И. В. Пархоменко, 2015