УДК 796.422.12 DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-3-166-173
ВЫЯВЛЕНИЕ КОРРЕЛЯЦИОННОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ РЕЗУЛЬТАТОВ В БЕГЕ НА 400 МЕТРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ДЛИННОМ СПРИНТЕ
Е.В. Черкашина1, С. Лю2, И.А. Черкашин3 ^айнаньский педагогический университет, Хайкоу, КНР
^Московская государственная академия физической культуры, Малаховка, Россия 3Северо-Восгочный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Якутск, Россия
Аннотация
Цель исследования: определение значимых показателей физической подготовленности путем корреляционного анализа результатов бега на 400 м и педагогического тестирования спортсменов, специализирующихся в длинном спринте.
Методы и организация исследования: анализ научно-методической литературы и информационных источников, антропометрия, динамометрия, педагогическое тестирование, математико-статистическое методы. Контингент обследуемых: 24 бегуна на 400 м, возраст которых составил 16,92±0,46 лет, спортивный результат - 49,76±0,86 с. Исследования проводились на базе спортивной школы г. Паньцзинь, КНР.
Результаты исследования и их обсуждение. Посредством парного корреляционного анализа были проанализированы параметры общей физической подготовленности и спортивные результаты бегунов на 400 м. Данный анализ проведен с целью определения наиболее значимых тестовых упражнений, коэффициенты которых отличались высокими значениями - r > 0,700. Наивысшие значения коэффициентов корреляции зафиксированы между показателями в беге на 30 м по движению (r= 0,920), пятикратном скачке на левой ( r= - 0,792), метании ядра 5 кг снизу-назад ( r= - 0,789, p<0,001). Тесно коррелируют с соревновательным результатом в беге на 400 м четыре беговых теста, три прыжковых, два с применением легкоатлетического ядра, по одному для определения силы и координационных способностей. Заключение. Комплекс из 10 упражнений необходимо применять для контроля общей физической подготовленности 16-17-летних квалифицированных бегунов на 400 м. В комплекс включены отобранные значимые тестовые упражнения: бег 40 м с ходу, бег 150 м с высокого старта, бег 500 м с высокого старта, прыжок в длину с места, 5-кратный скачок на правой (левой) ноге с места, метание ядра 5 кг снизу-вперед, снизу-назад, жим штанги лежа и прыжок в длину с места спиной по направлению движения. Ключевые слова: легкая атлетика, бег на 400 м, контроль, тестирование, коррекционный анализ.
IDENTIFICATION OF CORRELATION RELATIONSHIP
OF RESULTS IN THE 400 M RUN AND PHYSICAL FITNESS INDICATORS OF
ATHLETES SPECIALIZING IN LONG SPRINT
E.V. Cherkashina1, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-3477-8801
S. Liu2, e-mail: [email protected], ORCID: 0009-0002-6250-9032
I.A. Cherkashin3, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-3015-3003
1Hainan Normal University, Haikou, China
2Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka, Russia
3M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Abstract
The purpose of the research is to determine significant indicators of physical fitness by correlating the results in the 400 m run and pedagogical testing of athletes specializing in long sprint.
Research methods and organization: analysis of scientific and methodological literature and information sources, anthropometry, dynamometry, pedagogical testing, mathematical and statistical methods. The population of
the subjects: 24 (400 m) runners, whose age was 16.92 ± 0.46 years, sports result - 49.76 ± 0.86 s. The research was conducted on the basis of a sports school in Panjin, China.
Research results and their discussion. Using paired correlation analysis, the parameters of general physical fitness and athletic performance of the 400 m runners were analyzed. This analysis was carried out in order to determine the most significant test exercises, the coefficients of which were distinguished by high values - r > 0.700. The highest values of the correlation coefficients were recorded between the indicators in the 30 m run in motion (r= 0.920), the five-fold jump on the left (r= - 0.792), 5 kg core throw from bottom to back (r= - 0.789, p<0.001). Closely correlated with competitive results in the 400 m race are four running tests, three jumping tests, two using the athletic core, one each to determine strength and coordination abilities. Using this group of tests, it is possible to determine such physical qualities and abilities as speed, special endurance, speed-strength abilities, explosive strength, strength, coordination.
Conclusion. A set of 10 exercises should be used to monitor the general physical fitness of 16-17-year-old qualified 400 m runners. The complex includes selected significant test exercises: running 40 m on the move, running 150 m from a high start, running 500 m from a high start, long jump from a place, 5-fold jump on the right (left) leg from a place, 5 kg core throwing from bottom to forward and bottom to back, bench press barbells and a long jump from a place with your back in the direction of movement. Keywords: athletics, 400 m running, control, testing, correctional analysis.
ВВЕДЕНИЕ
Управление подготовкой спортсменов в беге на 400 м сложно представить без контроля различных сторон подготовленности атлетов, и в частности физической, а также мониторинга ведущих систем организма, лимитирующих работоспособность бегунов [3-6, 9, 11, 13-15]. Данному вопросу посвящено достаточное количество научных трудов отечественных и зарубежных ученых, в которых авторы предлагают в процессе педагогического контроля применять различные упражнения, комбинации данных средств для определения показателей физической подготовленности спринтеров [1, 2, 4, 5, 6, 8, 11, 12]. Не вызывает сомнения тот факт, что общую физическую подготовленность, которая является фундаментом для бегунов на короткие дистанции, необходимо регулярно контролировать с целью управления тренировочным процессом на основе получения информации о динамике физических качеств и способностей, выявленных ведущих и отстающих компонентов физической подготовленности с применением адекватных тестов с учетом спортивной квалификации и специализации бегунов [5, 7, 10]. Однако следует отметить, что наряду с большим арсеналом упражнений для бегунов на 400 м выявлен дефицит оценочных критериев (диапазоны уровней) физической подготовленности с учетом пола, возраста, спортивной квалификации, этапа годичного цикла подготовки и многолетнего совершенствования. Регулярный контроль с применением большого арсенала тестов является трудоемким и требует от
спортсмена больших усилий и времени, поэтому каждый тренер на практике стремится использовать минимальное количество упражнений, отличающихся высокой степенью достоверности и способностью разносторонне оценить физическую подготовленность спортсменов [2, 5, 8, 11]. Анализ научно-методической литературы не позволил в полном объеме получить информацию о комплексе значимых педагогических тестов для контроля общей физической подготовленности бегунов на 400 м с учетом спортивной квалификации и возраста спортсменов. В связи с этим цель исследования: определение значимых показателей физической подготовленности путем корреляционного анализа результатов в беге на 400 м и педагогического тестирования спортсменов, специализирующихся в длинном спринте.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В работе использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы и информационных источников, антропометрия, динамометрия, педагогическое тестирование (рисунок 1), математико-стати-стическое методы .
Контингент обследуемых — 24 бегуна на 400 м (КНР). Контингент обследуемых спортсменов отличался следующими характеристиками: возраст составил 16,92±0,46 лет, длина тела — 181,02±5,62 см, масса тела — 72,02±1,24, спортивный результат — 49,76±0,86 с.
ТЕСТ
ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО, СПОСОБНОСТИ
«
Ф
Ф Ф
ч Бег 30 м по движению, с кф \
Быстрота
Бег 40 м с ходу, с h \
Бег 150 м с высокого старта, с И Скоростная выносливость ч
N Бег 500 м с высокого старта, мин, с Специальная выносливость ч
Прыжок в длину с места, м
Пятикратный прыжок в длину с места, м Восьмикратный прыжок в длину с места, м
Пятикратный скачок в длину с места на правой (левой), м Восьмикратный скачок в длину с места на правой (левой) м, м
Прыжок вверх с места с касанием правой (левой) рукой, см
Метание ядра 5 кг снизу-вперед,снизу-назад, м
Прыжок в длину с места спиной по направлению движения, м
Бег на четвереньках 15 м, с
Жим штанги лежа, кг
=>
Подтягивание из виса на высокой перекладине, кг
Скоростно-силовые способности
Координационные способности
Сила
Рисунок 1 - Упражнения, применяемые в процессе педагогического тестирования бегунов на 400 м Figure 1 - Exercises used in the process of pedagogical testing of 400 m runners
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для исследования общей физической подготовленности квалифицированных бегунов на 400 м аналитическим путем нами отобраны тесты, применение которых позволяет разносторонне оценить общую физическую подготовленность. В данный комплекс упражнения отбирались путем анализа научно-методической литературы, нормативных документов. Следует отметить, что при отборе упражнений мы не ограничивали их количество, так как в последующем планируется проведение корреляционного анализа между показателями педагогического тестирования и спортивным результатом в беге на 400 м с целью выявления значимых тестов для изучаемого контингента обследованных спортсменов. Комплекс упражнений состоял из тестов на определение быстроты и скоростной выносливости (беговые тесты), скоростно-силовых способностей и взрывной силы (прыжковые тесты, тесты с применением легкоатлетического ядра), тесты силовой и координационной направленности, а также упражнения с применением кистевого динамометра для определения силы кисти и выявления параметров проприоцептивной чувствительности. Посредством отобранных упражнений проведено тестирование спортсменов, результаты которого представлены в таблице 1. Анализируя полученные результаты тестирования, констатируем, что показатели в некоторых тестах значительно не отличаются между спортсменами, что указывает на однородность представленной группы бегунов. Об этом свидетельствуют расчетные показатели коэффициента вариации (V), который в беговых тестах находился в диапазоне от 3,81 до 5,66%, в прыжковых тестах — от 3,96 до 8,31%, в тестах с легкоатлетическим ядром — от 8,86 до 9,80%. Однако в тестах, направленных на определение показателей силы, координации и проприоцептивной чувствительности, коэффициенты вариации превышают 10%, за исключением одного параметра — коэффициента силы верхних конечностей (V =8,40%). Разброс в ряде показателей может свидетельствовать о том, что в данной группе спортсмены отличаются разным уровнем силы, координации и проприоцептивной чувствительности, что может определять их резерв для повышения уровня физической подготовленности. Значительно отличаются показатели в подтягивании из виса на вы-
сокой перекладине, где максимальное значение соответствует 20, которое продемонстрировали два спортсмена, а минимальное — 7 раз (один бегун), при этом V =29,56%. Также отличаются показатели кистевой динамометрии, максимальное значение правой соответствует 74 кг, минимальное — 30 кг, максимальное значение левой — 65 кг, минимальное — 35 кг, при этом наиболее часто спортсмены демонстрировали показатели в диапазоне от 40 до 48 кг как правой, так и левой рукой (V _ =19,23 %, V
^ \ динамометрии правой 7 ^ динамометрии
_ =16,70 %,). Выраженные отличия в показате-
левой ? V г
лях тестирования у бегунов выявлены в тестах на определение проприоцептивной чувствительности с применением кистевого динамометра. При определении ошибки воспроизведения заданного мышечного усилия — 50% от максимальной силы правой кисти с участием зрительного анализатора — 14 спортсменов не допустили ошибок ни в одной из трех попыток, точно выполнив задание. У 8 спортсменов результат равен 1 кг, а у двоих — 2 кг, что и явилось максимальным значением в этом тесте. В аналогичном тесте, выполняемом левой рукой, восемь бегунов не допустили ни единой ошибки, ошибку в размере 2 кг продемонстрировали 10 спортсменов. Следует отметить, что в данном тесте величина ошибки была выше, чем во время выполнения упражнения правой рукой. Ошибки в 4 кг показали три спортсмена, в 6 кг — два человека, в 12 кг — один человек. Полученные результаты могут свидетельствовать о том, что подавляющее большинство бегунов, участвующих в тестировании, были правшами, поэтому и показатели ошибки воспроизведения заданного мышечного усилия с участием зрительного анализатора ниже, когда спортсмены выполняли тест правой рукой. Коэффициенты вариации в данных двух тестах — 131,88% (правая) и 117,65% (левая). Относительно результатов двух последующих тестов — определение ошибки при воспроизведении мышечного усилия в 50% от максимальной силы кисти правой и левой без участия зрительного анализатора, то, выполняя тест правой рукой, спортсмены демонстрировали опять более низкие показатели, чем во время выполнения теста левой рукой. Полностью исключив контроль зрительного анализатора (с закрытыми глазами), два спортсмена сумели без ошибок выполнить тест правой рукой, ошибку в 1 и 2 кг допустили один и три бегуна соответственно. Также шесть человек допустили ошибку
Таблица - Показатели педагогического тестирования квалифицированных бегунов на 400 м (n = 24) Table - Indicators of pedagogical testing of qualified 400 m runners (n = 24)
Тест Test Статистический показатель Statistical indicator
x a max min
30 м по движению (с) / 30 m in motion (s) 3,95 0,19 4,20 3,60
40 м с ходу (с) / 40 m on the move (s) 4,16 0,16 4,50 4,00
150 м с высокого старта (с) / 150 m from a high start (s) 17,36 0,70 19,10 16,51
500 м с высокого старта (с) / 500 m from a high start (s) 80,33 4,55 87,00 75,00
Прыжок в длину с места (м) / Long jump from a standing position (m) 2,81 0,11 3,02 2,56
Пятикратный прыжок с места (м) / Five-fold standing jump (m) 13,72 0,57 14,48 12,22
Пятикратный скачок на правой ноге с места (м) Five-fold standing jump on the right leg (m) 13,87 0,55 14,58 12,34
Пятикратный скачок на левой ноге с места (м) Five-fold standing jump on the left leg (m) 13,91 0,90 15,27 12,04
Восьмикратный прыжок с места (м) / Eight-fold standing jump (m) 24,18 0,99 26,00 22,00
Восьмикратный скачок на правой ноге с места (м) Eight-fold standing jump on the right leg (m) 23,92 1,10 26,38 22,50
Восьмикратный скачок на левой ноге с места (м) Eight-fold standing jump on the left leg (m) 23,86 0,97 25,10 22,30
Прыжок вверх с места с касанием правой рукой (см) High jump up from a place with a right hand touch (cm) 59,29 4,93 66,00 54,00
Прыжок вверх с места с касанием левой рукой (см) High jump up from a place with a left hand touch (cm) 57,25 3,53 64,00 52,00
Метание ядра 5 кг снизу-вперед (м) 5 kg core throw from bottom to front (m) 14,31 1,27 15,95 10,85
Метание ядра 5 кг снизу-назад (м) 5 kg core throw from bottom to back (m) 14,71 1,44 16,20 9,90
Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз) Pull-up on a high crossbar (number of times) 13,33 3,94 20,00 7,00
Жим штанги лежа (кг) / Bench press (kg) 73,75 10,03 90,00 60,00
Коэффициент относительной силы верхних конечностей (о.е.) Coefficient of relative strength of the upper extremities (r. u.) 1,07 0,09 1,25 0,86
Динамометрия правой (кг) / Dynamometry of the right hand (kg) 48,96 9,42 74,00 30,00
Динамометрия левой (кг) / Dynamometry of the left hand (kg) 48,00 8,02 65,00 35,00
Бег на четвереньках (с) / Running on all fours (c) 4,39 0,67 5,34 3,30
Прыжок в длину с места спиной по направлению движения (м) Long jump from a place with your back in the direction of movement (m) 1,97 0,36 2,42 1,23
Воспроизведение 50% силы правой рукой с участием зрительного анализатора (ошибка, кг) Reproduction of 50% of the force with the right hand with the participation of a visual analyzer (error, kg) 0,50 0,66 2,00 0,00
Воспроизведение 50% силы левой рукой с участием зрительного анализатора (ошибка, кг) Reproduction of 50% of the force with the left hand with the participation of a visual analyzer (error, kg) 2,33 2,75 12,00 0,00
Воспроизведение 50% силы правой рукой без участия зрительного анализатора (ошибка, кг) Reproduction of 50% of the force with the right hand without the participation of a visual analyzer (error, kg) 5,54 4,57 20,00 0,00
Воспроизведение 50% силы левой рукой без участия зрительного анализатора (ошибка, кг) Reproduction of 50% of the force with the left hand without the participation of a visual analyzer (error, kg) 7,54 2,89 14,00 3,00
Рисунок 2 - Корреляционная плеяда с высокой степенью связи соревновательного результата в беге на 400 м с показателями общей физической подготовленности бегунов, специализирующихся в длинном спринте Figure 2 - Correlation scheme with a high degree of connection between the competitive result in the 400 m run and the indicators of general physical fitness of runners specializing in long sprint
в 4 кг, в 6 кг — восемь человек, в 8 кг, 10 кг, 16 кг, 20 кг — по одному бегуну соответственно. В данном тесте У=82,43 %. Определение ошибки воспроизведения заданного мышечного усилия левой рукой без участия зрительного анализатора продемонстрировало меньший разброс показателей спортсменов, о чем свидетельствует расчетный коэффициент вариации, который равен 38,31%. Однако ни один спортсмен не сумел безошибочно выполнить данное задание. Минимальная величина ошибки равна 3 кг, которую продемонстрировал один спортсмен, ошибку в 4 кг, 6 кг — четыре и пять человек соответственно. Также четыре спортсмена допустили ошибку воспроизведения заданного мышечного усилия в 10 кг, два человека допустили ошибку в 12 кг и один спортсмен — 14 кг. Полученные данные указывают на то, что проприоцептивная чувствительность и показатели координации и силы отдельных мышечных групп у бегунов на 400 м данной спортивной квалификации развиты неодинаково в отличие от быстроты, скоростной выносливости, скоростно-силовых способностей. С применением парного корреляционного анализа были проанализированы параметры общей физической подготовленности и спортивного результата бегунов на 400 м. Данный анализ про-
веден с целью определения наиболее значимых тестовых упражнений, коэффициенты корреляции которых отличались высокими значениями - г > 0,700 (рисунок 2).
Определив тесты, тесно коррелирующие со спортивным результатом, мы можем рекомендовать их для применения в процессе педагогического контроля спортсменов, специализирующихся в беге на 400 м. Корреляционный анализ, помимо определения значимых тестов, позволил сократить их количество. Анализ позволил констатировать, что со спортивным результатом в беге на 400 м тесно коррелируют 10 из 26 показателей педагогического тестирования. В данном случае коэффициенты корреляции находились в диапазоне от г= 0,702 до г= 0,920. Наивысшие показатели коэффициентов корреляции зафиксированы между результатами в беге на 30 м по движению (г= 0,920), пятикратном скачке на левой ( г= — 0,792), метании ядра 5 кг снизу-назад ( г= — 0,789). Проведенный корреляционный анализ позволил отобрать наиболее связанные с соревновательным результатом тестовые упражнения, отсеяв показатели со средними и низкими коэффициентами корреляции (г<0,699). Следует отметить, что тесно коррелируют с соревновательным результатом в беге на 400 м четыре беговых теста,
три прыжковых, два с применением легкоатлетического ядра, по одному для определения силы и координационных способностей. Применяя данную группу тестов, можно определить такие физические качества и способности, как быстрота, специальная выносливость, скоростно-силовые способности, взрывная сила, сила, координация. Два беговых теста — бег 30 м по движению и 40 м с ходу схожи по направленности и позволяют оценить быстроту. Однако, на наш взгляд, нецелесообразно оставлять два эти упражнения, и для бегунов на 400 м с целью контроля показателей абсолютной быстроты рекомендуется применять именно тест бег 40 м с ходу. Обращают на себя внимание низкие значения коэффициентов корреляции с такими тестами на определение силы, как кистевая динамометрия правой, левой, г=-
0.112.и г=-0,099 соответственно. Также слабая связь определена между спортивным результатом и параметрами проприоцептивной чувствительности, коэффициенты корреляции находились в диапазоне от г=-0,025 до г=-0,169.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Блохина, Е. Б. Научное обоснование комплексной системы
оценивания двигательно-координационных способностей и технической подготовленности легкоатлетов тренировочного этапа / Е. Б. Блохина, В. Н. Коновалов// Наука и спорт: современные тенденции. - 2023. - Т. 11, No S - С. 52-60. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-S-52-60.
2. Бобровник, В. И. Технология оценки физического состояния квалифицированных спортсменов на этапе подготовки к высшим достижениям / В. И. Бобровник, Е. В. Криворученко // Наука в олимпийском спорте. -№ 1-2. - 2010. - С. 47-55.
3. Бондарчук, А. П. Управление тренировочным процес-
сом спортсменов высокого класса / А. П. Бондарчук. - М. : Олимпия Пресс, 2007. - 198 с.
4. Зеличенок, В. Б. Легкая атлетика: критерии отбора / В.
Б. Зеличенок, В. Г. Никитушкин, В. П. Губа. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 240 с.
5. Зотова, Ф. Р. Состояние и проблемы подготовки легко-
атлетического резерва (по данным социологического исследования) / Ф. Р. Зотова, А. Алхусни, Р. Валиуллин, В. А. Мартынова, В. В. Чемов, В. П. Черкашин, М. Шубин // Человек. Спорт. Медицина. - 2020. - Т. 20, № 1. -С. 89-99. https://doi.org/10.14529/hsm200111
6. Зотова, Ф. Р. Сравнительный анализ показателей физиче-
ского развития и физической подготовленности девочек и мальчиков 7-8 лет, занимающихся легкой атлетикой / Ф. Р. Зотова, А. Х. Алхусни, Р. П Хуснутдинова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2022. - Т. 10, No 1. - С. 26-36. DOI: 10.36028/2308- 8826-2022-10-1-26-36
7. Криворученко, Е. В. Взаимосвязь уровня физической под-
готовленности и типа вегетативной регуляции сердечного ритма легкоатлетов / Е. В. Криворученко, А. И. Ива-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный корреляционный анализ позволил выявить значимые показатели физической подготовленности квалифицированных спортсменов, специализирующихся в беге на 400 м. Из общей совокупности параметров, полученных во время обследования бегунов, были отобраны наиболее связанные с соревновательным результатом показатели педагогического тестирования, коэффициенты корреляции которых превышали 0,700. Количество анализируемых показателей сократилось, а значимость их возросла. Следовательно, для контроля физической подготовленности бегунов на 400 м необходимо применять комплекс из 10 тестов, таких как бег 40 м с ходу, бег 150 м с высокого старта, бег 500 м с высокого старта, прыжок в длину с места, 5-кратный скачок на правой (левой) ноге с места, метание ядра 5 кг снизу-вперед, снизу-назад, жим штанги лежа и прыжок в длину с места спиной по направлению движения.
нов, О. В. Шадрина, М. И. Сентизова // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 10. - С. 35-37.
8. Криворученко, Е. В. Оценка физического состояния спортсменов различной квалификации, специализирующихся в беге на короткие и средние дистанции / Е. В. Криворученко, А. И. Иванов, Л. Л. Платонова. -Якутск : Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 2019. - 152 с.
9. Никитушкин В. Г. Определение функциональной сто-
имости основных средств тренировки юных бегунов на короткие дистанции / В. Г. Никитушкин, В. П. Черкашин, Н. Н. Чесноков, С. Н. Зуев // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 1. - С. 40-42.
10. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать / Н. Г. Озолин. - Москва : Астрель: ООО Изд-во АСТ, 2003. - 864 с.
11. Ameti V., AsLLani I., Iseni A. Anthropometric relations by measures and results in some motor tests success in running the 400m in 16-year old students. Research in Kinesiology, 2013; 41(2): 223-22.
12. Gajer, B.; Hanon, C., Thepaut-Mathieu, C. Velocity and stride parameters in the 400 metres. New Studies in Athletics, 2007; 22(3), pp. 39-46.
13. Okudaira M., Kuki S., Yoshida T., Fukuda D. H., Tanigawa, S. Load characteristics of sprint interval training according to 400 m running performance: competitive level comparison. International Journal of Sport and Health Science, 2019; 17: 148-154.
14. Reis V.M., Miguel P.P. Changes in the accumulated oxygen decit and energy cost of running 400 metres. New Studies in Athletics, 2007; 22: 49-56.
15. Schiffer J. The 400 meters. New Studies in Athletics, 2008; 23(2): 7-13.
REFERENCES:
1. BLokhina E.B., KonovaLov V.N. [Scientific substantiation
of an integrated assessment system of motor coordination abilities and technical preparedness of track and field athletes at the training stage]. Science and sport: current trends, 2023, VoL. 11, No. S, pp. 52-60 (in Russ.).
2. Bobrovnik V. I., Krivoruchenko E. V. [Technology for as-
sessing the physical condition of qualified athletes at the stage of preparation for higher achievements]. Science in Olympic sports, 2010, No. 1-2, pp. 47-55 (in Russ.).
3. Bondarchuk, A. P. [Management of the training process
of high-cLass athletes]. Moscow, OLympia Press, - 2007. - 198 p.
4. ZeLichenok V. B. AthLetics: seLection criteria / V. B. ZeLi-
chenok, V. G. Nikitushkin, V. P. Guba. - M.: Terra-Sport, 2000. - 240 p.
5. Zotova, F. R. State and probLems of training athLetics reserve (according to socioLogicaL research) / F. R. Zotova, A. Kh. ALkhusni, R. VaLiuLLin, V. A. Martynova, V. V. Chemov, V. P . Cherkashin, M. Shubin // Man. Sport. Medicine. - 2020. - VoL. 20, No. 1. -pp. 89-99. https:// doi.org/10.14529/hsm200111
6. Zotova F. R., ALkhusni A. Kh., Khusnutdinova R. G. [Com-
parative anaLysis of indicators of physicaL deveLopment and physicaL fitness of girLs and boys 7-8 years oLd engaged in athLetics]. Science and sport: current trends, 2022, VoL. 10, No. 1, pp. 26-36 (in Russ.).
7. Krivoruchenko E. V., Ivanov A. I., Shadrina O. V., Sentizova
M. I. [The reLationship between the LeveL of physicaL fitness and the type of vegetative reguLation of the heart
rhythm of athletes]. Theory and practice of physical culture, 2019, No. 10, pp. 35-37 (in Russ.).
8. Krivoruchenko E. V., Ivanov A. I., Platonova L. L. [Assess-
ment of the physical condition of athletes of various qualifications specializing in short and medium distance running]. Yakutsk, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, - 2019. - 152 p.
9. Nikitushkin V. G., Cherkashin V. P., Chesnokov N.N., Zuev S. N.
[Determination of the functional cost of fixed assets for training young short-distance runners]. Theory and practice of physical culture, 2018, No. 1, pp. 40-42 (in Russ.).
10. Ozolin, N. G. [The Trainer's handbook. The science of winning]. Moscow, Astrel: AST Publishing House, - 2003. - 864 p.
11. Ameti V., Asllani I., Iseni A. Anthropometric relations by measures and results in some motor tests success in running the 400m in 16-year old students. Research in Kinesiology, 2013; 41(2): 223-22.
12. Gajer, B.; Hanon, C., Thepaut-Mathieu, C. Velocity and stride parameters in the 400 metres. New Studies in Athletics, 2007; 22(3), pp. 39-46.
13. Okudaira M., Kuki S., Yoshida T., Fukuda D. H., Tanigawa, S. Load characteristics of sprint interval training according to 400 m running performance: competitive level comparison. International Journal of Sport and Health Science, 2019; 17: 148-154.
14. Reis V.M., Miguel P.P. Changes in the accumulated oxygen decit and energy cost of running 400 metres.New Studies in Athletics, 2007; 22: 49-56.
15. Schiffer J. The 400 meters. New Studies in Athletics, 2008; 23(2): 7-13.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Черкашина Елена Викторовна (Cherkashina Elena Viktorovna) - кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент, доцент кафедры легкой атлетики; Хайнаньский педагогический университет; No. 99, South Longkun Road, Oiongshan District, Haikou City, Hainan Province, China; e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-3477-8801.
Лю Сылян (Liu Siliang) - аспирант; Московская государственная академия физической культуры, 140032, Московская обл., Люберецкий р-н, п. Малаховка, ул. Шоссейная, 33; e-mail: [email protected], ORCID: 0009-0002-6250-9032. Черкашин Илья Афанасьевич (Cherkashin Ilia Afanasyevich) - доктор педагогических наук, профессор, профессор Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, 677000, г. Якутск, ул. Белинского, 58; e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-3015-3003.
• Поступила в редакцию 20 мая 2024 г.
• Принята к публикации 01 июля 2024 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Черкашина, Е.В. Выявление корреляционной взаимосвязи результатов в беге на 400 м и показателей физической подготовленности спортсменов, специализирующихся в длинном спринте / Е.В. Черкашина, С. Лю, И.А. Черкашин // Наука и спорт: современные тенденции. - 2024. - Т. 12, № 3. - С. 166-173. DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-3-166-173.
FOR CITATION
Cherkashina E.V., Liu S., Cherkashin I.A. Identification of correlation relationship of results in the 400 m run and physical fitness indicators of athletes specializing in long sprint. Science and sport: current trends, 2024, vol. 12, no. 3. - pp. 166-173. DOI: 10.36028/2308-8826-2024-123-166-173