УДК 796.05
Методика подготовки студентов к сдаче нормативных требований ГТО
средствами легкой атлетики
Берсенев Н. С. *
Тюменский индустриальный университет г. Тюмень, Россия ORCID: 0009-0008-3235-052Х, [email protected]*
Аннотация: Особенности подготовки студенческой молодёжи к сдаче нормативных требований нового комплекса ГТО включают в себя планирование основных средств подготовки как на учебных занятиях, так и во внеучебное время. Известно, что студенты активно вовлекаются в систематические занятия физкультурно-спортивной деятельностью, но при этом выявляется сложность выполнения нормативных требований в беге на 2000 м и в лыжной подготовке. Выявлена недостаточность реализации средств, направленных на развитие выносливости и ее компонентов. На занятиях отсутствует применение кроссовой подготовки, упражнений, направленных на повышение аэробной производительности организма. Отмечена необходимость реализации на занятиях принципов спортивной подготовки, направленной на комплексное развитие физических качеств. Известно, что повышение уровня подготовленности и функциональных возможностей организма студентов происходит в результате протекания адаптационных процессов, вызванных провальным воздействием тренировочных нагрузок. Развитие выносливости имеет свои особенности, что требует пересмотра соотношения объема, продолжительности тренировочных нагрузок и отдыха после них. Пересмотрены варианты положительного сочетания нагрузок аэробной направленности, что положительно повлияло на выполнение требований комплекса ГТО. Теоретической и практической значимостью данной работы является реализация принципов спортивно-ориентированной подготовки студентов к выполнению нормативных требований комплекса ГТО. Реализованы варианты как положительного, так и рационального сочетания и последовательности легкоатлетических упражнений, направленных на развитие выносливости. Реализовано пять вариантов сочетания упражнений. Новизна работы заключается в обосновании вариантов положительного и рационального сочетания объемов, продолжительности тренировочных заданий и отдыха для подготовки студентов к сдаче нормативных требований комплекса ГТО. Методы и материалы исследования. В данной работе использованы методы анализа, сравнения, сопоставления данных анализа научно-методической литературы, результатов экспериментального исследования. Исследование проводилось в 2022-2023 учебном году с участием студентов вуза. Было организовано две группы, в каждую вошли по 20 студентов 1-го и 2-го курсов. В 1-й группе, отмеченной как экспериментальная, реализовали пять вариантов сочетания нагрузок различной направленности. 1-й вариант включал последовательное выполнение упражнений анаэробно-алактатной и анаэробной нагрузки для получения гликолитического тренировочного эффекта. 2-й вариант -анаэробно-алактатной и аэробной нагрузки для развития аэробной производительности юных легкоатлетов, на тренировочных занятиях преобладал бег с выполнением развивающих упражнений на все группы мышц. Во 2-й группе легкоатлеты тренировались с включением продолжительного бега в равномерном темпе с последующим возрастанием как объема, так и интенсивности. В 3-й вариант тренировки были включены упражнения ОФП и равномерный бег. Для выявления стоимости применяемых беговых нагрузок на беговых дистанциях (1, 2, 3, 4, 5 км.) в экспериментальной группе легкоатлетов проведено определение интенсивности бега на стандартной дистанции 1000 м. Получены результаты контрольного тестирования при реализации различных вариантов построения тренировочных комплексов на развитие выносливости. Результаты. Проведено тестирование физической подготовленности с использованием контрольных тестовых
упражнений, таких как бег на 20 м с ходу; бег на 60 м с низкого старта; бег на 500 м и 1000 м; прыжок в длину с места; тест на определение гибкости в виде наклона; метания ядра весом 3 кг на дальность. Заключение. Реализация трех вариантов тренировочных воздействий показала повышение физической работоспособности, адаптации к длительным тренировочным воздействиям. Легкоатлеты, у которых реализованы три варианта тренировочных воздействий, по всем показателям в контрольных тестах превосходили легкоатлетов контрольной группы.
Ключевые слова: студенты, выносливость, требования комплекса ГТО, легкая атлетика.
Для цитирования: Берсенев Н.С.* Методика подготовки студентов к сдаче нормативных требований ГТО средствами легкой атлетики. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(1): .
Methods of training students to pass the regulatory requirements of the TRP
using athletics
Nikolay S. Bersenev*
1Tyumen Industrial University Tyumen, Russia ORCID: 0009-0008-3235-052X, [email protected]*
Abstract: Features of training students for passing the regulatory requirements of the new TRP complex will include planning of basic training tools both in class and outside of class time. It is known that students are actively involved in systematic physical education and sports activities, but this reveals the difficulty of meeting regulatory requirements in the 2000 m run and in ski training. The insufficiency of the implementation of funds aimed at developing endurance and its components is revealed. In the classes there is no use of cross-training or exercises aimed at increasing the aerobic performance of the body. The need to implement the principles of sports training in classes, aimed at the comprehensive development of physical qualities, is noted. It is known that an increase in the level of preparedness and functional capabilities of students' bodies occurs as a result of adaptation processes caused by the failure of training loads. The development of endurance has its own characteristics, which requires reconsidering the ratio of volume, duration of training loads and rest after them. Options for a positive combination of aerobic loads is revised, which has a positive impact on meeting the requirements of the TRP. The theoretical and practical significance of this work is the implementation of students' sports- oriented training principles to fulfill the regulatory requirements of the TRP complex. Options for both positive and rational combinations and sequences of athletics exercises aimed at developing endurance are implemented. Five options for combining exercises are implemented. The novelty of the work lies in the substantiation of options for a positive and rational combination of volumes, duration of training tasks and rest to train students for passing the regulatory requirements of the TRP. Research methods and materials. This work uses methods of analysis, comparison, collation of data from the analysis of scientific and methodological literature, and the results of experimental research. The study was conducted in the 2022-2023 academic year, with the participation of university students. Two groups were organized, each consisting of 20 1st and 2nd year students. In the 1st group, marked as an experimental group, five options for combining loads of different directions were implemented. Option 1 included sequential execution of anaerobic-alactate and anaerobic exercises to obtain a glycolytic training effect. 2nd version of anaerobic-alactate and aerobic exercise for the development of young athletes' aerobic performance; training sessions were dominated by running with developmental exercises for all muscle groups. In the 2nd group, young athletes trained including long running at a uniform pace with a subsequent increase in both volume and intensity. The 3rd training option included general physical fitness exercises and
steady running. To identify the cost of the applied running loads at running distances (1, 2, 3, 4, 5 km), the intensity of running at a standard distance of 1000 m was determined in the experimental group of athletes. The results of control testing were obtained when implementing various options for constructing training complexes for the development of endurance. Results. Physical fitness testing was carried out using control test exercises such as: running 20 m on the move; 60 m run from a low start; 500 m and 1000 m run; standing long jump; tilt flexibility test; throwing 3 kg. nuclei at range. Conclusions. In the process of implementing three variants of training influences, athletes showed an increase in physical performance and adaptation to long-term training influences. The track and field athletes who had three variants of training influences were superior to the track and field athletes in the control group in all indicators in the control tests.
Keywords: students, endurance, GTO requirements, athletics
For citation: Nikolay S. Bersenev* Methods of training students to pass the regulatory requirements of the TRP using athletics. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(1): .
Введение
Дискуссия о реализации спортивно-ориентированного проведения занятий для различных категорий обучающихся имеет научное обоснование. Еще В.К. Бальсевич, обнаружил "пропасть" между физической культурой и культурой спортивной, что подчёркивает необходимость реализации на занятиях принципов спортивной подготовки. Он отмечает, что в технологии планирования данный разрыв очевиден [1,2,3]. Данное положение подчеркивает, что необходимо обратить внимание на выполняемость нормативных требований ГТО с явным изменением физической и функциональной подготовленности обучающихся различных возрастных групп [1,2,3].
Президентом РФ В.В. Путиным в марте 2014 года был подписан указ «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне», учитывающий полноценный комплекс физической подготовки населения России. Его основной целью является развитие массового спорта, а также полноценное оздоровление нации. Однако при этом практически доказан низкий уровень выполнения студенческой молодежью нормативных требований в беговой программе, где важны функциональные возможности организма. Такое положение связано также с трудностями внедрения комплекса ГТО в учебных занятиях [6].
Важность контроля и учета функциональных реакций для планирования тренировочных заданий Ю.В. Высочин особо подчеркнул при изучении механизмов срочной адаптации нервно-мышечной системы спортсменов к физическим нагрузкам [4, С. 28-30]. Однако реализация средств, направленных на развитие аэробного механизма энергообеспечения мышечной деятельности студентов, при подготовке к сдаче нормативных требований комплекса ГТО изучена недостаточно. Имеются работы такого характера, связанные со спортивной специализацией спортсменов, занимающихся
циклическими видами спорта, что может стать основой для планирования работ в данном направлении [1,5,6,7,11,12].
0. И. Павлова предлагает технологию организации управления подготовкой легкоатлетов, что можно использовать в работах такого рода [8].
В.Н. Силуянов в многочисленных исследованиях доказывает необходимость уделить внимание качеству выносливости, что является основой хорошей физической подготовки [9, с 47-48].
С учетом имеющихся работ необходимо разработать методику и педагогические условия развития выносливости в комплексном использовании средств легкой атлетики в различных вариациях и сочетаниях.
Цель исследования - теоретически обосновать и практически проверить методику подготовки студентов к сдаче нормативных требований ГТО средствами легкой атлетики.
Задачи исследования:
1. Выявить значимость методики подготовки студентов к сдаче нормативных требований ГТО средствами легкой атлетики.
2. Реализовать методику подготовки студентов к сдаче нормативных требований ГТО средствами легкой атлетики с использованием вариантов сочетания нагрузок различной направленности.
Материалы и методы
В данной работе использованы методы анализа, сравнения, сопоставления данных анализа научно-методической литературы, результатов экспериментального исследования. Исследование проводилось в 2022-2023 учебном году с участием студентов вуза. Было организовано две группы, одна контрольная группа и одна экспериментальная, в каждую вошли по 20 студентов 1-го и 2-го курсов. В 1 -й группе, отмеченной как экспериментальная, реализовали пять вариантов сочетания нагрузок различной направленности, а именно:
- 1-й вариант - последовательное выполнение упражнений анаэробно-алактатной и анаэробной нагрузки для получения гликолитического тренировочного эффекта;
- 2-й вариант - анаэробно-алактатная и аэробная нагрузка для развития аэробной производительности;
- 3-й вариант - анаэробно-гликолитическая (5%) и аэробная нагрузка для получения аэробного тренировочного эффекта;
- 4-й вариант - последовательная реализация упражнений тренировок комплексной направленности (скорость + сила + выносливость);
- 5-й вариант - реализация скоростной работы на фоне неполного восстановления.
Объем и скорость пробегания упражнений аэробной направленности, реализуемого в переменных, повторных работах, определяли у студентов индивидуально с учетом исходных результатов в беге на 2000 м. Например, если студент пробегает 2 км за 12,30 мин., то нагрузка определялась на уровне 50% от общего объема всей недельной нагрузки с учетом как учебных занятий, так и занятий во внеучебное время. Стоимость получаемой нагрузки оценивали по показателям ЧСС и в период восстановления.
Результаты и обсуждение
Физическая подготовка студентов к выполнению нормативных требований ГТО должна иметь многоцелевую направленность, поэтому важно найти рациональную последовательность и оптимальное сочетание использования физических упражнений, направленных на развитие выносливости с использованием средств легкой атлетики. Для этого важно трехуровневое планирование используемых средств легкой атлетики.
Исходным элементом одного занятия стало тренировочное задание различной направленности с указанием условий для его выполнения. Из нескольких тренировочных заданий формировали одно целое эффективное занятие с целью повышения эффективности аэробной подготовки студентов к выполнению норматива в беге на 2000 м. Планирование различных тренировочных заданий на одном занятии обусловлено динамикой физической работоспособности студентов, где она сначала повышается, стабилизируется, а потом снижается в связи с накоплением утомления. Учет данной закономерности динамики физической работоспособности студентов позволяет варьировать величины физических нагрузок.
На рисунке 1 представлен один из примеров характеристики компонентов тренировочного занятия в виде одного микроцикла для студентов, направленного на развитие выносливости для выполнения нормативных требований ГТО на дистанции 2000 м.
Рис. 1. Пример построения 1 -го варианта компонента тренировочного задания одного микроцикла, направленного на развитие выносливости у студентов
1-й вариант включал последовательное выполнение упражнений анаэробно-алактатной и анаэробной нагрузки для получения гликолитического тренировочного эффекта с учетом закономерности изменения физической работоспособности в ходе недельного микроцикла. Выбор и содержание тренировочных задач зависели от исходного показателя в беге на 2000 м. Первой вариант реализовали в начале учебного года почти в каждом микроцикле с добавлением домашнего задания в виде кроссового бега от 30 минут до одного часа. Общий объем нагрузки составил 35-45% от общего двигательного объема с учетом занятий и внеучебных тренировок.
Основными рекомендуемыми средствами для использования стали:
- кроссовый бег от 30 минут до 1 и 1,5 часа по пересеченной местности, после бега выполнялись ОРУ до 20 минут. ОФП включала выполнение комплекса упражнений общего характера на все группы мышц. В комплекс ОФП включали упражнения, укрепляющие связки, мышцы, развивающие амплитуду движения. Специальную подготовку проводили с выполнением СБи ПУ до 100 м, начиная с трех подходов и доводя до 6-8 подходов, через интервал отдыха. Постепенно включали переменный бег 10х100 м через 100 м легкого бега. Один раз в месяц включали бег на 2000, 3000, и 5000 м.
2-й вариант - анаэробно-алактатная и аэробная нагрузка для развития аэробной производительности. Развитие выносливости осуществлялось на комплексных занятиях.
На рисунке 2 представлен один из успешных вариантов сочетания упражнения различной направленности в комплексных занятиях по развитию компонентов выносливости с применением легкоатлетических упражнений. Сочетание в одном занятии выносливости, скорости и силы обсуждалось многими специалистами. На наш взгляд, такое трио является эффективным для студентов, так как нормативы комплекса ГТО тоже требуют разнонаправленного проявления физических качеств. 2-й вариант включал алактатную и аэробную нагрузку для развития аэробной производительности, которую реализовали в течение учебного года 28 раз. Варианты легкоатлетических упражнений менялись в зависимости от задач занятия.
■ Выносливость
■ Скорость
■ Сила
■ Разные работы
Рис. 2. Пример варианта сочетания тренировочных заданий различной направленности на одном занятии с использованием легкоатлетических упражнений
Из рисунка 2 видно, что построение занятий комплексной направленности предполагает использование тренировочных средств, способствующих решению нескольких задач, таких как развитие выносливости, скорости и силы.
В нашем примере реализовано два варианта комплексных занятий:
- с параллельным развитием физических качеств;
- с последовательным решением разнонаправленных задач. С постепенным переходом от одного задания к другому.
Например, при параллельном построении комплексного занятия для развития выносливости решаются задачи технической, тактической, физической и функциональной подготовки. При последовательном варианте сначала решается задача развития скорости, потом силовая подготовка, а далее - развитие выносливости, где важна очередность выполнения заданий, так как необходимо учитывать взаимодействие заданий. Имеются как положительное сочетание, так и отрицательные последствия. Так, например, техническая беговая подготовка или проведение бега на ритме необходимо провести в начале занятия до появления утомления. В условиях нарастающего утомления невозможно развивать скоростные качества, следовательно, их необходимо планировать после технической подготовки в начале основной части занятия. Если нужно повысить соревновательные возможности студентов, то необходимо бег на 2000 м планировать в условиях нарастающего утомления, что позволяет повышение специальной выносливости.
Важно учитывать взаимодействие упражнений бега, прыжка и метаний на занятиях. Также важно учитывать механизмы включения энергоресурсов организма. Например, чтобы получить эффект гликолитической анаэробной направленности, необходимо провести до этого алактатно-анаэробную работу. При длительном беге гликолитический анаэробный эффект резко снижается. При планировании тренировочных заданий, направленных на развитие специальной выносливости, реализуем нагрузки анаэробно-
алактатного и аэробного характера, что позволит повысить аэробную производительность и физическую работоспособность студентов. Во втором варианте планирования тренировочных средств их соотношение определяется последовательностью применения физических упражнений с учетом уровня физической подготовленности студентов по исходным результатам в беге на 1000 и 2000 м.
Таким образом, для студентов с низким проявлением выносливости необходимо планировать комплексные занятия с последовательным решением заданий.
3-й вариант - анаэробно-гликолитическая (5%) и аэробная нагрузка для получения аэробного тренировочного эффекта. В данном варианте реализуется скоростно-силовая нагрузка средствами легкой атлетики в виде повторного бега на отрезках 150, 250 и 300 м с интервалом отдыха в 1 минуту. Несколько микроциклов подряд постепенно увеличивали количество повторений, например, 2 серии по 250, 300 м с повторением до трех раз. При этом интервал отдыха между сериями составил 6-8 мин. Интервальная тренировка выполнялась с максимальной мощностью. Контроль состояния организма студентов осуществлялся с измерением показателей ЧСС. Реализация третьего варианта сочетания тренировочных нагрузок продолжалась в течение шести микроциклов с постепенным увеличением количества повторений. Важно учитывать динамику улучшения результатов на отрезках. Если наблюдается снижение работоспособности, то уменьшается количество повторений. Перспектива улучшения результатов в тестовом упражнении 2000 м требует постоянного поиска эффективного сочетания средств различной направленности.
4-й вариант - последовательная реализация упражнений тренировок комплексной направленности (скорость + сила + выносливость). В четвертом варианте основное внимание уделяется реализации упражнений, направленных на развитие скорости, например, повторный бег на 80-100 м с отдыхом между повторениями. Далее следует выполнение упражнений силовой подготовки и в заключительной части включаем повторный бег на 200 м чрез 100 м легкого бега. Количество повторений также определяется с учетом индивидуальных результатов студентов в беге на 2000 м.
5-й вариант - реализация скоростной работы на фоне неполного восстановления. Данный вариант планирования тренировочных заданий включает в себя скоростную работу на дистанции 150 метров до 8 повторений с 5-минутным отдыхом между повторениями. Данная нагрузка задается в конце основной части занятия на фоне утомления после выполнения основной работы. Две скоростные работы на занятии в начале и в конце основной части затягивают процесс восстановления организма. Чтобы не получить такой эффект, необходимо дозу и направленность нагрузки такого характера планировать с учетом индивидуальных особенностей организма студентов.
Основной целью развития выносливости студентов для выполнения нормативных требований комплекса ГТО стало повышение аэробной производительности и общей физической подготовленности, совершенствование скоростных, силовых возможностей и специальной выносливости. Интенсивность нагрузок должна варьироваться в пределах 5080% и 80-95% от максимальной.
Важным также является развитие аэробного, смешанного и анаэробного механизмов энергообеспечения мышечной деятельности студентов.
Реализация всех пяти вариантов планирования тренировочных заданий с использованием средств легкой атлетики позволяет эффективно менять уровень физической и функциональной подготовленности студентов, что подтверждалась результатами сдачи нормативных требований комплекса ГТО на знаки отличия (золото, серебро и бронза). Отмечены значимые изменения результатов и в других тестах.
Проведено тестирование физической подготовленности с использованием контрольных тестовых упражнений, таких как бег на 20 м с ходу; бег на 60 м с низкого старта; бег на 500 и 1000 м; прыжок в длину с места; тест на определение гибкости в виде наклона; метание ядра весом 3 кг.
По итогам тестирования у студентов и студенток были получены следующие результаты. У студентов средние показатели по тестам без знаков ГТО были выявлены в тесте «Бег на 3000 м» - юноши, «Бег на 2000 м» - девушки. На бронзовый знак был выполнен тест - «Наклон вперед из положения стоя». На серебряный знак - «Подтягивание из виса на высокой перекладине» - юноши, «Подтягивание из виса на низкой перекладине» - девушки, «Прыжок в длину с места», «Поднимание туловища из положения лежа на спине», «Бег 60 м». На золотой знак юноши и девушки данного возраста результаты не показали (Таблицы 1, 2).
Таблица 1
Выполнение нормативных требований ГТО студентами (юноши) (п=15)
Бег на 60 м Бег на 3000 м. Подтягивание из Наклон Прыжок в Поднимание
(сек.) (мин., сек.) виса на высокой вперед из длину с туловища из
перекладине (кол. положения места. положения лежа
раз.) стоя. (см.) (см.) на спине (кол. раз.)
8,1±0,2 15,56±0,32 13±1,2 7±1 218±3,2 46±3,4
Нормативы ГТО по знакам
Б - 8,9 Б - 15,20 Б - 8 Б - 6 Б - 192 Б - 34
С - 8,4 С - 14,10 С - 12 С - 8 С - 213 С - 41
З - 7,9 З - 12,20 З - 15 З - 13 З - 233 З - 51
Таблица 2
Выполнение нормативных требований ГТО студентами (девушки) (п=5)
Бег на 60 Бег на 2000 м. Подтягивание из Наклон Прыжок в Поднимание
м. (мин., сек.) виса на низкои вперед из длину с туловища из
(сек.) перекладине (кол. положения места. положения лежа
раз.) стоя. (см.) (см.) на спине (кол. раз.)
10,3±0,3 13,12±0,38 15±1,5 8±1 178±4,4 40±2,6
Нормативы ГТО по знакам
Б - 10,7 Б - 12,20 Б - 10 Б - 7 Б - 157 Б - 31
С - 9,9 С - 11,05 С - 14 С - 9 С - 173 С - 37
З - 9,2 З - 09,40 З - 20 З - 16 З - 188 З - 45
У студентов средние показатели по тестам без знаков ГТО были выявлены в тестах «Бег на 3000 м» - юноши, «Бег на 2000 м» - девушки. Данный норматив юноши сдали на 15,56±0,32 мин., сек., девушки - 13,12±0,38 мин., сек.
На бронзовый знак был выполнен тест «Наклон вперед из положения стоя». юноши данный норматив сдали на 7±1 см., девушки - 8±1 см.
На серебряный знак были выполнены следующие тесты: «Подтягивание из виса на высокой перекладине», юноши, «Подтягивание из виса на низкой перекладине», девушки, «Прыжок в длину с места», «Поднимание туловища из положения лежа на спине», «Бег 60 м».
«Подтягивание из виса на высокой перекладине» юноши сдали на 13±1,2 раза, «Подтягивание из виса на низкой перекладине» девушки сдали на 15±1,5 раза. «Прыжок в длину с места» юноши сдали на 218±3,2 см., девушки - 178±4,4 см.. «Поднимание туловища из положения лежа на спине» юноши сдали на 46±3,4 раза., девушки - 40±2,6 раза. «Бег 60 м.» юноши сдали на 8,1±0,2 сек., девушки - 10,3±0,3 сек.
Таким образом, реализация вариантов тренировочных воздействий показала повышение физической работоспособности, эффективности адаптации к длительным тренировочным воздействиям.
Заключение
Проведенный анализ работ специалистов показал, что в подготовке к сдаче нормативов комплекса ГТО студентами используется ограниченное количество средств, тренажеров. Полученные нами результаты говорят о положительном влиянии методики подготовки студентов к сдаче нормативных требований ГТО средствами легкой атлетики. У студентов экспериментальной группы физическая подготовленность не уменьшилась, а наоборот, достоверно и значимо повысилась в условиях ускорения восстановительных процессов.
Список литературы
1. Актуальные проблемы внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в систему образования и способы их решения: материалы регион. науч.-практ. семинара (23 марта 2016 г.). Комсомольск н/Амуре: АмГПГУ. 2016: 134.
2. Селева В.А. Изменение функциональных показателей здоровья у женщин зрелого возраста после применения модульной технологии по подготовке в сдаче норм ГТО средствами фитнеса. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(3): 84-88.
3. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Социальные функции нового Всероссийского комплекса ГТО и механизмы их реализации. Стратегии формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта: опыт и перспективы развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Тюмень. 2014: 25-29.
4. Высочин Ю.В., Денисенко Ю.П. Современные представления о физиологических механизмах срочной адаптации организма спортсменов к воздействиям физических нагрузок. Теория и практика физической культуры. 2002; 7: 28-30.
5. Гизатуллина Ч.А., Мутаева И.Ш. Пути индивидуализации подготовки бегунов на короткие дистанции на основе учета типологических особенностей кровообращения. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2012; 3(24): 11-19. URL: http://kamgifk.ru/magazin/iournal.htm
6. Гимбицкая А.А., Иванищева И.А. Трудности внедрения всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в образовательные учреждения. Актуальные проблемы внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в систему образования и способы их решения (23 марта 2016 г.). Комсомольск н/Амуре : АмГПГУ. 2016: 17.
7. Аршинник С.П., Дудка Г.Н., Тхорев В.И., Шубина Н.Г. К вопросу о разработке структуры и содержания урока физической культуры, направленного на подготовку к выполнению нормативов комплекса ГТО. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017; 12(2): 73-81.
8. Галанова С.С. Модульная программа третьего урока физической культуры для 5-6-х классов по подготовке школьников к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО III ступени. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(3): 73 -79. DOI: 10.14526/2070-47982021-16-3-73-79.
9. Селуянов В.Н., Лю Ц., Васильев А.В., Диас С. Инновационная технология физической подготовки футболистов на основе развития локальной мышечной выносливости. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2013; 34: 4748.
10. Солопов И.Н. Функциональная подготовленность и функциональная подготовка спортсменов. Проблемы оптимизации функциональной подготовленности спортсменов. Волгоград. 2007; 3: 4-12.
11. Федров А.И., Медведев В.Н. Дифференцированное использование средств и методов специальной подготовки квалифицированных бегунов на средние дистанции. Научный атлетический вестник. 2000; 2(2): 35-44.
12. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A. Athletes preparation based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. 2015: 156-160.
References
1. Aktual'nye problemy vnedreniya Vserossijskogo fizkuTturno-sportivnogo kompleksa GTO v sistemu obrazovaniya I sposoby ih resheniya: metarialy regional'nogo nauchno-prakticheskogo seminara (23 marta 2016 goda) [Actual problems of the introduction of the All-Russian physical culture and sports complex of the TRP into the education system and ways to
solve them: materials region. scientific and practical. seminar (March 23, 2016)]. Komsomolsk n/Amur: AMGPU. 2016: 134 [In Russ.].
2. Veronika A. Seleva. Changes in the functional indicators of health in women of mature age after the use of modular technology for training in the delivery of RWD standards by means of fitness. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(3): 84-88. [In Russ., In Engl.].
3. Balsevich V.K., Lubysheva L.I. Social functions of the new All-Russian TRP complex and mechanisms of their implementation. Strategii formirovaniya zdorovogo obraza zhizni sredstvami fizicheskoj kul'tury I sporta: opyt I perspektivy razvitiya: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Strategies for the formation of a healthy lifestyle by means of physical culture and sports: experience and prospects of development: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Tyumen. 2014: 25-29 [In Russ.].
4. Vysochin Yu.V., Denisenko Yu.P. Modern ideas about the physiological mechanisms of urgent adaptation of the body of athletes to the effects of physical exertion. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture. 2002; 7: 28-30 [In Russ., In Engl.].
5. Gizatullina Ch.A., Mutaeva I.Sh. Ways to individualize the training of short-distance runners based on taking into account the typological features of blood circulation. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta. 2012; 3(24): 1119. URL: http://kamgifk.ru/magazin/journal.htm [In Russ.]
6. Gimbitskaya A.A., Ivanishcheva I.A. Difficulties of introducing the All-Russian physical culture and sports complex of the TRP into educational institutions. Aktual'nye problemy vnedreniya Vserossijskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa GTO v sistemu obrazovaniya I sposoby ih resheniya: metarialy regional 'nogo nauchno-prakticheskogo seminara (23 marta 2016 goda) [Actual problems of the introduction of the All-Russian physical culture and sports complex of the TRP into the education system and ways to solve them (March 23, 2016)]. Komsomolsk n/Amur: AMGPU. 2016: 17 [In Russ.].
7. Arshinnik S.P., Dudka G.N., Tkhorev V.I., Shubina N.G. On the issue of developing the structure and content of a physical education lesson aimed at preparing for the implementation of the standards of the TRP complex. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports. 2017; 12(2): 73-81 [In Russ., In Engl.].
8. Svetlana S. Galanova. Modular program of the third physical culture lesson for the 5th6th grades in order to train schoolchildren for the norms of the III rd stage RLD complex tasks (tests) fulfillment. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(2): 73-79. DOI: 10.14526/2070- 4798-2021-16-3-73-79 [In Russ., In Engl.].
9. Seluyanov V.N., Liu Ts., Vasiliev A.V., Dias S. An innovative technology of football players' physical training based on the development of local muscular endurance. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2013; 34: 47-48 [In Russ.].
10. Solopov I.N. Functional preparedness and functional training of athletes. Problemy optimizacii funcional'nojpodgotovlennosti sportsmenov. Volgograd. 2007; 3: 4-12 [In Russ.].
11. Fedrov A.I., Medvedev V.N. Differentiated use of means and methods of qualified middle-distance runners' special training. Nauchnyj atleticheskij vestnik. 2000; 2(2): 35-44 [In Russ.].
12. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A. Athletes preparation based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. 2015: 156-160.
Статья поступила в редакцию: 20.02.2024
Берсенев Николай Сергеевич — преподаватель, Тюменский индустриальный университет, 625000, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, дом 38, e-mail: [email protected]