Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ВЫЯВЛЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУЛЛИНГ / ШКОЛЬНИК / ВЫЯВЛЕНИЕ БУЛЛИНГА / ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА / КОРРЕКЦИЯ БУЛЛИНГА / BULLYING / STUDENT / IDENTIFICATION OF BULLYING / PREVENTION BULLYING / BULLYING CORRECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скавычева Елена Николаевна

В статье рассматривается понятие «буллинг», первичные и вторичные признаки буллинга в школе и дома. Кроме того, описываются последствия переживания буллинга и симптомы, свидетельствующие о том, что ребенок подвергается буллингу. Характеризуются основные направления профилактической работы и формы коррекционных меропрятий, связанных с преодолением буллинга. Помимо этого, приводятся общие рекомендации в ситуации буллинга ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETECTION AND PREVENTION OF BULLYING IN THE SCHOOL ENVIRONMENT

The article deals with the concept of «bullying», primary and secondary signs of bullying at school and at home. In addition, it describes the effects of bullying experiences and symptoms that indicate that the child is exposed to bullying. The main directions of preventive work and forms of corrective measures related to overcoming bullying are characterized. In addition, there are General recommendations in the situation of child bullying.

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ»

качественная характеристика субъекта педагогической деятельности, включающая в себя комплексную систему коммуникативных знаний, умений, навыков, определённую позицию личности в коммуникативной деятельности, определяющую успешность педагога.

Следует отметить, что деятельность Чеченского государственного педагогического университета должна быть направлена на формирование коммуникативной культуры студентов - будущих учителей. Именно учитель находится в постоянном процессе общения, включающий в себя разноплановые отношения: с учащимися, их родителями, коллегами - возникающие и развивающиеся только в совместной деятельности. Правильно организованное педагогическое общение может способствовать профессиональному росту и успеху учителя.

Аннотация. В статье рассматриваются пути формирования профессионально-этической культуры общения будущего педагога начального образования в связи с требованиями ФГОС.

Ключевые слова: педагог, начальное образование, профессионально-этическая культура общения, коммуникативная культура педагога.

Annotation. The article deals with the ways of formation of professional and ethical culture of communication of the future teacher of primary education in connection with the requirements of the GEF.

Keyword: teacher, primary education, professional and ethical culture of communication, communicative culture of the teacher.

Литература:

1. Дубовицкий И.Н., Уварова Н.Н. Профессиональное становление молодого педагога как психологопедагогическая проблема // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 358-359.

2. Жукова Л.С. Методика оценки уровня развития межкультурной коммуникации студенческой молодёжи // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 98

3. Магомеддибирова З.А., Альбекхаджиева З. К вопросу о формировании информационной культуры младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С. 115-117.

4. Магомеддибирова З.А., Навразова М.Р. Духовно-нравственное воспитание подростков на примере чеченских народных традиций // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С. 117-119.

5. Магомеддибирова З.А., Сельмурзаева М.Р. Развитие профессиональной культуры общения будущего учителя начальных классов как педагогическая проблема // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С. 120-121.

6. Магомеддибирова З.А. Методическая система реализации преемственности при обучении математике: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук - Москва, 2003

7. Соколова И.Ю., Подгребельная Н.И., Сорокопуд Ю.В., Конопко Е.А., Уварова Н.Н., Харченко Г.И., Прядко Н.А. История профессионально-педагогической деятельности: учебное пособие / Ставрополь, 2011.

8. Сорокопуд Ю.В. Дидактические возможности инновационных технологий в формировании управленческих компетенций будущих предпринимателей // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 364-365.

9. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы: учебное пособие - Ростов-на-Дону, 2011. Сер. Серия "Высшее образование.

10. Сорокопуд Ю.В., Орлова Е.А., Шкурко Н.М. Формирование интеллектуального капитала как средство повышения имиджа и конкурентноспособности вуза // Научные исследования и образование. 2015. № 1 (19). С. 230-232.

11. Эльсиева М.С., Магомеддибирова З.А. К вопросу о формировании у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 6 (61). С. 136-138.

12. Эдиева Ж.Х. Непрерывная педагогическая практика в условиях педагогического вуза // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 110-111

13. Шибаев В.П., Шибаева Л.М. Эффективные формы взаимодействия преподавателя и студентов в условиях современного вуза // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 313

УДК 37.064.3

ВЫЯВЛЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ

кандидат педагогических наук, доцент Скавычева Елена Николаевна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

Постановка проблемы. Буллинг - это социальное явление, свойственное детским коллективам, преимущественно школе. В классе складываются определенные ролевые отношения среди детей, обычно это «лидер-изгой». Дополнительным фактором, способствующим существованию и развитию буллинга в школе, является неспособность, а в некоторых случаях и нежелание педагогов совладать с этой проблемой. Переживание буллинга в детском и подростковом возрасте чрезвычайно травматично и кроме актуальных последствий оказывает значительное влияние на дальнейшую жизнь человека. Прежде всего, влияет на формирование самооценки ребенка, его коммуникативные возможности, мотивацию к развитию и достижениям.

Изложение основного материала исследования. Практически в каждом классе есть ученики, которые становятся объектами насмешек и открытых издевательств. В английском языке слово «буллинг» означает запугивание, психологическое или физическое воздействие на человека, направленное на то, чтобы напугать, причинить боль, подчинить, унизить. В группе риска может оказаться любой школьник. Буллинг имеет свои возрастные, гендерные и иные психологические закономерности. За ним стоит не только и не столько неравенство физических сил, сколько дисбаланс власти, позволяющий одному ребенку подчинить себе другого, причем такое взаимодействие между двумя или несколькими детьми неоднократно повторяется в течение продолжительного времени.

Змановская Е.В. Выделяет следующие признаки буллинга среди детей:

1. В школе: 1) ребенок регулярно подвергается насмешкам со стороны сверстников в оскорбительной манере, его часто обзывают, дразнят, унижают, либо угрожают ему, требуют выполнения пожеланий других сверстников, командуют им; 2) ребенка часто высмеивают в недоброжелательной и обидной манере;

3) ребенок часто оказывается участником ссор, драк, в которых он скорее беззащитен и которых пытается избежать; 4) дети берут учебники, деньги, другие личные вещи ребенка, разбрасывают их, рвут, портят; 5) у ребенка присутствуют синяки, порезы, царапины, или рваная одежда — которые не объясняются естественным образом; 6) ребенок часто проводит время в одиночестве, и исключен из компании сверстников во время перемен, обеда, у него нет друга в классе; 7) в командных играх дети выбирают его в числе последних или не хотят быть с ним в одной команде; 8) ребенок старается держаться рядом с учителем или другим взрослым во время школьных перемен; 9) избегает отвечать во время уроков и производит впечатление тревожного и неуверенного в себе; 10) выглядит расстроенным, депрессивным, часто плачет; 11) у ребенка резко или постепенно ухудшается успеваемость.

2. Дома: 1) возвращается домой из школы с порванной одеждой, с порванными учебниками или тетрадями; 2) никогда не приводит домой одноклассников или других сверстников; 3) отсутствие друга;

4) боится или не хочет идти в школу, по утрам перед школой плохой аппетит, частые головные боли, боли в желудке, расстройство; 5) выбирает длинный и неудобный путь в школу и из школы; 6) беспокойно спит, жалуется на плохие сны, часто во сне плачет; 7) потерял интерес к школьным предметам, ухудшилась успеваемость; 8) выглядит несчастным, расстроенным, депрессивным, или наблюдаются частые перемены настроения, раздражительность, вспышки; 9) требует или крадет деньги у родителей (чтобы выполнить требования «агрессоров») [1].

Парк А. указывает следующие признаки, свидетельствующие о том, что ребенку плохо в классе: его отвергают; ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда; возвращается из школы подавленным; часто плачет без очевидной причины; никогда не упоминает никого из одноклассников; очень мало говорит о своей школьной жизни; не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо; без видимой причины отказывается идти в школу и др. [6].

Последствия буллинга в школьной среде, считает Змановская Е. В., имеют следующую симптоматику: 1) аффективные нарушения: снижение настроения, депрессивность, высокий уровень тревоги, многочисленные страхи, злость; 2) соматические нарушения: нарушения сна, аппетита головные боли, боли в животе, нарушения работы желудочно-кишечного тракта, неожиданные повышения температуры и т.д.; 3) когнитивные нарушения - неустойчивость внимания, трудности сосредоточения, нарушения концентрации памяти и т.п.; 4) нарушение школьной адаптации: мотивации к учебе, пропуски школы, уроков, снижение успеваемости; 5) поведенческие нарушения: агрессивность, уходы из дома, протестное поведение и т.п.; 6) суицидные мысли и попытки [1].

Буллинг наносит существенный вред всем, кто в него вовлечен. Пострадавшие дети не только страдают от физической агрессии, но и получают психологическую травму, которая влияет на самооценку ребенка и может оказывать длительное воздействие на социальную адаптацию ребенка.

Для учителей самыми частыми последствиями буллинга являются большее количество негативных эмоций в общении с детьми, проблемы с дисциплиной в классе, снижение статуса среди учеников, чувство собственной несостоятельности и бессилия, риск административных взысканий, когда ситуация выходит из под контроля и травля приводит к физическим повреждениям, суицидальному поведению, конфликтам с родителями.

Недоброжелательная обстановка, разобщенность между детьми, снижение мотивации к учебе недоверие к взрослым - это основные последствия травли в школьной среде. В этом смысле являются обязательными необходимые профилактические и, нередко, коррекционные меры.

Петрова А.Б. выделяет основные направления профилактической работы при буллинге:

1. Организационное. Выработка плана работы службы психолого-педагогического сопровождения по профилактике буллинга: выявление зон риска и усиление контроля за этими зонами, с привлечением дежурных учащихся; создание школьной службы примирения.

2. Просветительское:

1) для классных руководителей: информирование классных руководителей о результатах тестирования, обсуждение приоритетных направлений совместной работы по организации воспитательного процесса, предоставление информации по буллингу (выступление на школьных методических объединениях, педсовете по теме «Буллинг», разработка и предоставление методических рекомендаций по профилактике буллинга, консультирование по различным ситуациям, связанными с буллингом, предоставление литературы по данной проблеме, оформление информационных стендов «Буллинг»);

2) для родителей: выступление на родительских собраниях (темы: «Буллинг и кибербуллинг», «Профилактика жестокого обращения с ребенком»); подготовка методических рекомендаций («Как научить ребенка быть сильным», «Профилактика суицидального поведения у детей»); разработка программы и организация занятий в семейном клубе «Согласие» (в том числе по вопросам «Способы эффективного общения», «Система наказаний и поощрений» и др.); в перспективе - усовершенствование школьного сайта с размещением информации о профилактике буллинга для родителей; информирование о возможности получения психологической помощи в конкретном городе и возможности телефонных консультаций; тренинги для родителей «Эффективный родитель»;

3) для детей: подготовка информационных стендов («Ответственность», «Способы эффективного общения», предоставление информации о возможности получения психологической помощи); организация тренингов и классных часов для учащихся («Умение решать конфликты», «Способы эффективного общения»); школа медиаторов (в перспективе для детей, пожелавших принять участие в работе «школьной службы примирения») [2].

Ситуация буллинга негативно влияет не только на «жертв», но и на «агрессоров», так как, если проявление агрессии оказывается эффектным, то это может закрепиться в качестве стиля поведения в будущем. Профилактика буллинга поможет снизить масштабы данного негативного явления, сократить количество вовлеченных в него «агрессоров» и «жертв».

Чтобы помочь ребенку, ставшему жертвой школьного буллинга, необходимо: понять истинную причину происшедшего с ним; убедиться, что ребенок действительно стал жертвой школьного буллинга; сообщить об этом родителям и школьным специалистам; если ребенок был сильно напуган и потрясен случившимся, не

отправлять его на следующий день в школу; при сильно пережитом стрессе попытаться перевести ребенка в другой класс или даже в другую школу; в случае развития посттравматического стрессового синдрома обратиться к специалистам; не игнорировать случившееся с ребенком и не пускать все на самотек; успокоить и поддержать ребенка, что поможет ребенку восстановить самооценку.

Часто ребенок оправдывает своего преследователя, обвиняет себя в том, что происходит. Необходимо совместно с ребенком обсудить мотивы поведения агрессора: самоутверждение, психологическая компенсация за испытанное самим насилие, своеобразная самооборона от агрессии окружающего мира. Выход может оказаться простым, но ребенку в состоянии стресса не приходит в голову использовать имеющиеся у него ресурсы. Иногда достаточно малейшего вмешательства, простой демонстрации намерения защитить, чтобы прекратить преследования.

Эффективно для развития уверенности в себе, по мнению Петровой А.Б., выполнять следующие упражнения: продолжить предложения «Я хороший, потому что....», «Я горжусь собой, потому что...». Горжусь в хорошем смысле, то есть тем, что я умею делать по-настоящему лучше других. Например, «Я дальше всех прыгаю, я лучше всех вышиваю». Всегда есть что-то, что ребенок делает очень и очень хорошо, намного лучше других. Просто в момент стресса он забывает, что он в чем-то другом значительно лучше, чем те, кто хочет сейчас его оскорбить [2].

Глазырина Л.А. предлагает следующие общие рекомендации в ситуации буллинга ребенка:

1. Тщательно изучить и проанализировать подоплеку данного явления в каждом конкретном случае, то, на чем основываются издевательства в школьной среде. Учитывать и оценивать интенсивность, продолжительность издевательств, их цель, число участников и мотивацию каждого из них. Если в среде педагогов и учащихся культивируется дух насилия, скорее всего буллинг будет практически узаконен. Выявить причины, мотивы участвующих сторон, определить степень вовлеченности в конфликт жертвы и агрессоров и оказать им социальную, психологическую и педагогическую помощь.

2. Не закрывать глаза на существование проблемы и деликатно обсудить эту проблему в классе. Первое обсуждение лучше провести в отсутствии жертвы и проводить подобные обсуждения постоянно, обращаясь к потенциальному гуманизму детей, к их, пусть даже и скрытой, сердечности. Моделировать ситуации, абстрагируя их сюжеты от реальных участников, вслух обсуждать чувства, которые могут испытывать жертва, ее родители, свидетели. Можно предложить разыграть ситуацию в ролях. Придать огласке причины, которые лежат в основе поведения обидчика: потребность в самоутверждении, неуверенность в себе, демонстративность, поиск «легкого» авторитета. Нежелание выглядеть слабым в глазах класса может остановить обидчика [3].

Синягина Н.Ю. утверждает, что эффективная коррекция буллинга специалистами службы психолого-педагогического сопровождения возможна при тесном взаимодействии с учителями и родителями. Она включает в себя различные стратегии реагирования, в зависимости от ситуации и предполагает выработку определенной программы действий, которая направлена на: улучшение межличностных отношений в классе; индивидуальную работу как с жертвами буллинга, так и их родителями, буллерами [4].

Формы проводимых коррекционных мероприятий в преодолении буллинга в школьной среде могут быть различными. Довиденко А.Е. предлагает в этапы мероприятий коррекционной работы включать: беседы («Ответственность»); тренинги («Ассертивность», «Саморегуляцт», «Способы выхода из конфликтных ситуаций», «Способы эффективного общения», «Толерантности»); классные часы («Я и мой класс», «Способы эффективного общения», «Позитивное мышление»); участие в разработке и организации внеклассных мероприятий совместно с классными руководителями [5].

Выводы. Буллинг можно уменьшить или предотвратить, объединив усилия всех субъектов образовательного процесса, оказывая сопротивление и системно работая на всех уровнях. В этом аспекте на образовательные организации ложится ответственность за проработку и устранения проблемы буллинга. Это позволит сохранить психологическое здоровье учащихся и создаст комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую высокое качество образования, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, а также гарантирующую охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

Аннотация. В статье рассматривается понятие «буллинг», первичные и вторичные признаки буллинга в школе и дома. Кроме того, описываются последствия переживания буллинга и симптомы, свидетельствующие о том, что ребенок подвергается буллингу. Характеризуются основные направления профилактической работы и формы коррекционных меропрятий, связанных с преодолением буллинга. Помимо этого, приводятся общие рекомендации в ситуации буллинга ребенка.

Ключевые слова: буллинг, школьник, выявление буллинга, профилактика буллинга, коррекция буллинга.

Annotation. The article deals with the concept of «bullying», primary and secondary signs of bullying at school and at home. In addition, it describes the effects of bullying experiences and symptoms that indicate that the child is exposed to bullying. The main directions of preventive work and forms of corrective measures related to overcoming bullying are characterized. In addition, there are General recommendations in the situation of child bullying.

Keywords: bullying, the student, identification of bullying, prevention bullying, bullying correction.

Литература:

1. Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. - СПб: Питер, 2011. - 352 с.

2. Петрова А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения / А.Б. Петрова. - М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2011. - 152 с.

3. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для педагогических работников / Л.А. Глазырина, М.А. Костенко; под ред. Т.А. Епояна. - М.: БЭСТ-принт, 2015. - 144 с.

4. Школя без насилия. Методическое пособие / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. - М.: АНО «Цнпро», 2015. - 150 с.

5. Методические рекомендации по предотвращению буллинга (травли среди сверстников) в детских коллективх / сост. А.Е. Довиденко и др. - Екатеринбург: «Семья детям», 2014. - 29 с.

6. Park, A. Hay Boylling and Abus May Age Children Prematureli / А. Park // Devel. Psychol. - 2012. - № 33. - P. 420-428.

УДК 376.3

РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

кандидат педагогических наук Соколова Анжела Владимировна Филиал Российского государственного профессионально-педагогического университете в городе Нижнем Тагиле (г. Нижний Тагил)

Постановка проблемы. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», актуализирует процесс развития инклюзивного образования, под которым подразумевается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В связи с этим в обществе и, прежде всего, в образовательных организациях возникает необходимость развития инклюзивной культуры субъектов образования, в основе которой лежит осознание и принятие ценности особого ребенка.

Изложение основного материала исследования. Инклюзивная культура субъектов образования является важным элементом инклюзивного образования. Ее недостаточный уровень развития отрицательно влияет на образовательный процесс, который реализуется в условиях инклюзивной практики. Помимо этого, инклюзивную культуру следует рассматривать не только как условие эффективной реализации инклюзивного образования, но и равно как фактор развития общества в направлении его гуманизации.

А.А. Синявская предлагает понимать инклюзивную культуру как личностное качество, интегрирующее собственную позицию по отношению к инклюзивному образованию. Ею выделены соответствующие элементы инклюзивной культуры: аксиологический (система инклюзивных ценностей); мировоззренческий (личностная направленность на реализацию инклюзивных идей в деятельности); личностный (совокупность важных для работы в инклюзивной среде личностных качеств); поведенческий (специфические нормы этикета, характерные для социальных взаимодействий внутри инклюзивного сообщества); психологический (сознание законов тех психических явлений, с которыми придется работать) [1].

Таким образом, под развитием инклюзивной культуры субъектов образования будем понимать развитие системы инклюзивных ценностей, личностной направленности на реализацию инклюзивных идей в деятельности, совокупности важных для работы в инклюзивной среде личностных качеств, специфических норм этикета, характерных для социальных взаимодействий внутри инклюзивного сообщества, осознание законов психических явлений, происходящих в инклюзивном образовании.

Развитие инклюзивной культуры субъектов образования возможно при соблюдении ряда условий.

Первое, и на наш взгляд, самое ключевое условие заключается в организации самообразования субъектов образования. Так еще Василий Александрович Сухомлинский обозначил данное условие в следующей притче: «Жили в одном старом монастыре три инока и по молодости лет они часто вели беседы о спасении мира. И вот однажды они разошлись по различным сторонам света. А через несколько десятилетий судил Господь им встречу. Встретились они и спрашивают друг друга: «Расскажи, ну, как же ты мир спасал?» Один из них отвечает: «Я шел со словом Божьим и проповедовал людям добро». «И как же?» -спрашивают его собратья, - «Стали люди добрей, стало зла меньше?» «Нет», - ответил им инок, - «не послушались они проповедей моих». Тогда другой инок говорит: «А я не стал людям говорить ничего, я сам стал делать добро». «И как?», - спрашивают его собратья, - «подействовало?» «Нет», - отвечает он, - «зла меньше не стало». А третий инок и говорит: «А я не стал ни говорить, не делать и вообще не пытался исправлять людей. Я уединился и стал исправлять самого себя». «И как?» - спрашивают они. «Со временем ко мне пришли другие, и по мере того, как исправлялся я, так стали исправляться и они. И зла стало меньше на столько, насколько оно уменьшалось в нас самих» [2].

Вторым условием считается понимание субъектами образования основных положений аксиологического подхода: изменение философии образования - от «образования для образования» к «образованию для развития»; преодоление социальных и профессиональных стереотипов в восприятии детей с ограниченными возможностями; формирование сообщества, разделяющего идеи равенства и признания, стимулирующего развитие всех его участников, в котором ценность каждого является основой общих достижений; в центре мир всего человека; поэтому важно научиться принимать не только общее, что объединяет человечество, но и что-то другое, отличительное для каждого человека.

Третьим условием считается принятие субъектами образования следующих принципов инклюзивного образования: ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый способен чувствовать и думать; каждый имеет право общаться и быть услышанным; все люди нужны друг другу; подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных отношений; все люди нуждаются в поддержке и дружбе своих сверстников; для всех учащихся прогресс может быть достигнут в том, что они могут сделать, а не в том, что они не могут; разнообразие усиливает все аспекты человеческой жизни.

Четвертым условием является обеспечение психологической безопасности всех субъектов образования, которое иллюстрируется притчей о карандашах. «Есть пять вещей, которые ты должен знать, прежде, чем я отправлю тебя в мир, — сказал отец. — Всегда помни о них, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть. Ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если: первое: позволишь кому-то держать тебя в своей руке; второе: будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, зная, что это необходимое условие, чтобы стать лучшим карандашом; третье: будешь способен исправлять ошибки, которые совершаешь; четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя и пятое: всегда будешь оставлять свой след, на какой бы поверхности Тебя не использовали, независимо от состояния - ты должен продолжать писать. Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку с призванием в сердце».

Развитие инклюзивной культуры субъектов образования предполагает реализацию определенной системы мероприятий.

Итак, для развития инклюзивной культуры субъектов образования необходимо организовать систему открытых обсуждений (на заседаниях педагогического совета, методических объединений, родительских собраний, открытых мероприятий для родителей) следующих вопросов: Является ли признание особенностей каждого человека ценностью данной ОО? Есть ли люди или группы людей в ОО, которые недружелюбны к школьной инклюзивной культуре или неискренни в этом вопросе? Мы команда? Мы разделяем фундаментальные ценности относительно того, почему мы здесь и как мы должны относиться друг к другу?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.