Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ - УЧАСТНИКОВ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ - УЧАСТНИКОВ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
283
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Ключевые слова
Школьный буллинг / образовательная система / школа / насилие / School bullying / educational system / school / violence

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Муслимова Л.М.

В статье рассматривается проблема современного образования - школьный буллинг. Рассматриваются психологические особенности участников школьного буллинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE PERSONALITY OF TEENAGERS - PARTICIPANTS OF SCHOOL BULLYING

The article deals with the problem of modern education - school bullying. The psychological features of participants in the school bullying.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ - УЧАСТНИКОВ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА»

УДК 004.2

Муслимова Л.М. студент магистрант ГБОУ «Крымский инженерно-педагогический университет» Российская Федерация, Республика Крым, г. Симферополь ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ - УЧАСТНИКОВ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА Аннотация. В статье рассматривается проблема современного образования - школьный буллинг. Рассматриваются психологические особенности участников школьного буллинга

Ключевые слова. Школьный буллинг, образовательная система, школа, насилие.

Muslimova L.M.

Student of magistracy

State Educational Institution "Crimean Engineering Pedagogical

University"

Russian Federation, Republic of Crimea, Simferopol PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE PERSONALITY OF TEENAGERS - PARTICIPANTS OF SCHOOL BULLYING

Annotation. The article deals with the problem of modern education - school bullying. The psychological features of participants in the school bullying Keywords. School bullying, educational system, school, violence

Подростковый возраст представляет собой одну из наиболее кризисных и значимых для формирования личности возрастных периодов. Данная стадия возрастного развития крайне значима для становления идентичности и позитивного самоотношения.

Известно, что ведущей деятельностью на данном возрастном этапе выступает межличностное общение, нацеленное на самоутверждение в коллективе, в основе которого - чувство взрослости. В подростковом возрасте происходит формирование референтных групп, субкультур, мини сообществ, в основе которых - общность интересов и занятий, конкретные правила поведения и кодекс.

Одной из значимых закономерностей буллинга является то, что отношение к этому явлению детей с возрастом изменяется. В частности, среди младших школьников булли обычно не обладают популярностью, однако по достижению ими подросткового возраста картина преобразуется. Индекс популярности подростка в значимой группе связан и с просоциальным, и с антисоциальным поведением. То есть по мере взросления и в более «уличной» среде популярность «плохих мальчиков» растает.

Изучением психологических особенностей буллинга в подростковом возрасте, психологических характеристик личности подростков - участников буллинга занимались западные (Д. Лэйн, Д. Олвеус, В. Бесаг) и российские

ученые (А. Глазман, С.Н. Ениколопов, И.С. Кон, И.С. Бердышев, А.А. Бочавер, О.А. Маланцева, В.Р. Петросянц, И.А. Фурманов, К.Д. Хломов).

Как правило, время совершения буллинга - период перемены, время до или после уроков. Большей частью «жертв» буллинга не осознаются причины произошедшего. С позиции «агрессоров» детерминнатами буллинга в отношении учащихся выступают «доносы» преподавателю, игнорирование и рассказ другим ученикам о конфликтах.

Отечественным исследователем в области буллинга С.Н. Ениколоповым выделены следующие индивидуально-психологические особенности детей - участников школьного насилия:

1. «Жертвы». Характеризуются склонностью отдаляться от родителей, внешним локусом контроля, отсутствием желания общаться, ощущением одиночества и безразличия, оценками себя как неспособных и не готовых к активности.

2. «Булли». Они отдаляются от родителей, характеризуются внешним локусом контроля, открытой коммуникативной позицией, позитивным отношением к себе и готовностью проявлять активность.

3. «Сторонние наблюдатели». Имеют близкие отношения с родителями, внутренний локус контроля, занимают открытую позицию в процессе коммуникации, положительно оценивают себя и готовы проявлять активность [43].

П. Смит и К. Ананиаду предложена следующая схема распределения ролей: инициатор (преследователь), ассистент инициатора (пытается помогать преследователю и подражать ему), защитник жертвы (зачастую, защитники имеют самый больший авторитет среди сверстников), жертва и наблюдатель (нейтральный участник).

А. Глазманом и А. Степановой представлена типология участников насилия среди школьников: преследователь; жертвы; помощники; защитники; нейтральные участники (свидетели) [33, 98]. Финским исследователем К. Салмивалли и его коллегами дополнена категория свидетелей, в соответствии с особенностями исполняемых ими ролей в ходе насилия: ряд учеников оказывают поддержку и поощряют преследователей, иные - предпринимают попытки защитить жертву, в то время как большая часть - остаются пассивными, демонстрируя конформистскую позицию.

Приведем ведущие типичные черты учеников, играющих роль агрессора в ролевой структуре класса, в ситуации насилия - это импульсивные, часто озлобленные и мстительные дети, обладающие низким уровнем эмпатии, Чаще всего - это мальчики физически более развитые, чем сверстники, с низким уровнем тревожности. Они дерзко и агрессивно ведут себя по отношению как к сверстникам, так и к взрослым; ощущают выраженную потребность доминировать и подчинять себе учащихся, добиваясь собственных целей. По данным Д. Ольвеуса, от 35% до 40% детей, которые в возрасте 13-16 лет были агрессорами, по достижению 24 лет -привлекались к уголовной ответственности [82].

К характерным психологическим особенностям жертв насилия среди учащихся школ относятся: пугливость, чувствительность, замкнутость, застенчивость, беспокойство, неуверенность в себе, недостаточное самоуважение. Чаще всего жертвы не имеют близких друзей, успешнее коммуницируют со взрослыми, чем со сверстниками, склонны к депрессии, имеют суицидальные намерения. К ним могут предвзято относится учителя, что тоже представляет собой фактор участия в ситуации насилия среди школьников.

Следует отметить, что роли жертвы и агрессора в научной литературе исследованы значительно лучше, чем других участников насилия среди школьников. Сконцентрироваться надо на свидетелях насилия среди учащихся, численность которых, по имеющимся данным, среди общей выборки составляет около 88% [103]. Это члены групп учащихся, где осуществляется насилие, которые не являются ни агрессорами, ни жертвами.

В группе свидетелей насилия наиболее полярными категориями участников являются «помощники» и «защитники». А. Глазманом дана развернутая характеристика указанных групп: у «помощников» достаточно низкий групповой статус, отсутствуют доверие в детско-родительских отношениях, их не уважают в классе [33]. Чаще всего они принимают сторону преследователя из боязни превратиться в жертву насилия, но испытывают внутренний дискомфорт, потому что зависимые от преследователя, в то же время сами внутренне склонны к доминированию. Именно помощники в большинстве случаев осуществляют активные действия (бьют, толкают, обзывают, отбирают вещи) по указанию преследователя в ситуации насилия.

От всех участников насилия среди школьников, «защитников» отличает высокий социометрический статус, выраженный показатель удовлетворенности процессом коммуникации и занимаемой позицией в группе. Они обладают достаточно высокой самооценкой, способны понимать жертв насилия, сопереживать и оказать им поддержку.

На первый взгляд, участники, занимающие нейтральную позицию, абсолютно не оказывают значимого влияния на процесс осуществления насилия, однако это не совсем верно. Именно они являются целевой группой - «зрителями», для которых и разыграется жестокий спектакль. Также не следует недооценивать влияние увиденного насилия в отношении сверстника на самого свидетеля. В. Петросянц отмечает, что в итоге ощущения собственного бессилия и бездействия в ситуации насилия, самооценка зрителя заметно снижается [85]. У нейтрального участника появляются такие черты, как повышенная тревожность, снижение жизнестойкости, страх перед агрессором.

Буллингу характерны гендерные особенности: прямой физический буллинг чаще проявляется среди мальчиков, тогда как косвенный и социальная депривация - среди девочек (Гуггенбюль А., Boulton Michael J.). Участвуют в буллинге мальчики значительно чаще, чем девочки [108].

К провоцирующим факторам риска проявления насилия также

относится низкая успеваемость. Отличные отметки по предметам корелируют с высокой самооценкой. Для учащихся мужского пола школьная успеваемость не является столь значимой и менее воздействует на самооценку, по сравнению с девочками. Большую ценность для мальчиков имеют спортивные достижения, внешкольные мероприятия, походы и пр. В свою очередь, риск проявления агрессии к сверстникам, увеличивается именно со стороны неуспевающих девочек, нежели неуспевающих мальчиков [103].

Буллинг оказывает разрушающее воздействие как на жертв, так и на наблюдателей. Такие учащиеся получают удовлетворение от ситуации обладания властью, высокого статуса, из-за чего могут проявляться сложности с симпатией в отношении к окружающим, что и формирует девиантное поведение. Любой учащийся может стать жертвой буллинга и в этом совершенно нет его вины.

Жертва - это белая ворона. По данным М.М. Кравцовой, Д.А. Кутузовой, Л.Э. Кузнецовой, Е.Н. Шеденко, многочисленную группу учащихся, наиболее подверженных буллингу составляют:

1. Учащиеся, имеющие различные физические недостатки, развившиеся по причине болезней. Большое количество расстройств вызывают насмешки и издевательства - нарушения опорно-двигательного аппарата (например, ДЦП), эпилепсия, тики, заикание, энурез, энкопрез, речевые нарушения и прочие. Также насмешкам часто подвергаются дети, которые носят очки, имеют проблемы со слухом.

2. Специфичность поведения. Наиболее часто подвергаются насмешкам и агрессии замкнутые дети или же те, кому свойственно импульсивное поведение.

3. Особенности внешности. Объектами для травли и насмешек являются те учащиеся, кто обладает нестандартной внешностью, вследствие болезни (к примеру, Синдром Дауна) или травмы, или просто имеют рыжий цвет волос, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, нестандартный вес тела (полнота/худоба) и т.п.;

4. Учащиеся с недостаточно сформированными социальными навыками - те, у кого не выработаны психологические защиты от вербального и физического насилия вследствие недостатка опыта взаимодействия и самовыражения. Такие ученики легче принимают роль жертвы и примиряются с ситуацией как с неизбежностью, могут находить внутреннее оправдание насильника;

5. Боязнь школы транслируема из родительской семьи. Триггером боязни могут выступить рассказы о злобной учительнице и плохих отметках, издевательствах одноклассников.

6. Жертвами буллинга часто становятся, так называемые, «домашние дети», которые не посещали дошкольные учреждения, у которых мало опыта установления межличностных взаимоотношений в детском коллективе

7. Низкий интеллект, трудности в обучении могут

формировать низкую самооценку, которая, одновременно, будет содействовать для одних детей формированию роли жертвы, для других - насильственному поведению как варианту возмещения. То есть такой учащийся может выступить как в роли жертвы буллинга, так и буллера. По мнению А. Адлера, стремление к преодолению неполноценности, длительно переживаемое ребенком, незрелость, несамостоятельность ведут к болезненному переживанию собственного подчиненного положения, возникновению стремления любыми путями достигнуть превосходства над более сильными и умелыми сверстниками.

Также подвержены преследованиям и одаренные дети, но не в виду их одаренности в чем-либо, а на основании их непохожести.

Из всего вышеуказанного видно, что существует масса факторов, провоцирующих подверженность ученика любого возраста буллингу. Им может стать чувствительный, впечатлительный, экспансивный, бездеятельный ребенок. Он, может быть, подвергнут насилию в домашних условиях, а может быть просто иной национальности или религиозных воззрений, культурных предпочтений.

Чаще всего подростки - жертвы умалчивают о факте издевательств, ощущая собственную беззащитность и угнетенность перед преследователем. Это порождает ощущение постоянного беспокойства, страха, неуверенность, и приводит к потере самоуважения и веры в собственные силы.

По имеющимся данным, жертвы буллинга чаще страдают головной болью и болеют. У всех участников травли - это касается и агрессоров, и их жертв (но особенно у жертв) значительно выше уровень мыслей о самоубийствах и и самоповреждениях, по сравнению с их благополучными сверстниками.

Характерными особенностями поведения подростков, позволяющими определить имеет ли место факт школьного буллинга, являются следующие: подростки склонны притворяться больными во избежание походов в школу; проявляется боязнь пойти в образовательное заведение в одиночку; начинаются опоздания; изменяется привычное поведение и темперамент; возникают видимые симптомы страхов - нарушения сна, аппетита, энурез, заикание, нервный тик, нелюдимость, замкнутость, просьбы к родителям дать денег, воровство; суицидальные намерения.

Анализ теоретических исследований по проблематике насилия среди учащихся показал, что сегодня имеет место достаточно большое количество классификаций ролей участников школьного насилия, однако мнение исследователей сходятся относительно определения трех ведущих категорий - преследователь, жертва и свидетели.

Проанализировав ряд научных подходов к осмыслению явления школьного буллинга среди подростков и личностных черт его участников, можно заключить следующее: чтобы сформулировать психологическую характеристику участников школьного буллинга, необходимо учесть следующие аспекты - индивидуально-психологический характер подростка,

ролевую структуру класса, влияние семьи на формирование поведения подростка.

Необходимым условием преодоления буллинга, является его прерывание в самом начале, что, безусловно, минимизирует негативные последствия в форме отрицательных эмоциональных состояний. В случае длительности буллинг, он может оставить значительный отпечаток на стиле активности подростка: в том случае, если подросток был жертвой, возрастает возможность того, что в дальнейшем он склонен будет вести себя как жертва.

Возникновение буллинга также обусловлено степенью сформированности классного коллектива и способностью преодолевать трудные жизненные ситуации. Поэтому далее в работе нами будет рассмотрена проблематика жизнестойкости личности и ее значимость для анализа и прогноза в ситуации школьного буллинга.

Использованные источники:

1. Бердышев И. Лекарство против ненависти / Илья Бердышев; семинар записала Е. Куценко // Первое сент. - 2005. - 15 марта (№ 18). - С. 3.

2. Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться? [Электронный ресурс] / И.С. Кон. // Сексология. Персональный сайт И.С. Кона.

3. Большой Российский энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 1888 с.

4. Введение в психологию / под общ. ред. проф. А. В. Петровского. - М. : Издательский центр «Академия», 1996. - 496 с.

5. Воробьева, К. Детская агрессивность как следствие деструктивного семейного вопитания / К. Воробьева // Воспитание школьников. - 2008. - №2 7. - С. 48-56.

6. Глазман, О. Л. Психологические особенности участников буллинга / О. Л. Глазман // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. - Санкт-Петербург , 2009. - № 105. - С. 159165.

7. Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. Р-н/Д: Феникс. 2006. 157с.

8. Дроздов, А. Ю. Агрессивное телевидение: социально-психологический анализ феномена / А. Ю. Дроздов // Социологические исследования - 2003. -№ 4. - С. 62-65.

9. Журлова, И. В. Работа социального педагога с агрессивными детьми / И. В. Козлова // Сацыяльна-педагапчная работа. - 2008. - № 7. - С. 3- 8

10. Зиновьева Н.О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации / Н. О. Зиновьева, Н.Ф. Михайлова. - СПб. : Речь, 2005. -248 с.

11. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская. - М.: Академия, 2004. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.