Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОБЪЕКТОВ НАКОПЛЕННОГО ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ'

ВЫЯВЛЕНИЕ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОБЪЕКТОВ НАКОПЛЕННОГО ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
753
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / НАКОПЛЕННЫЙ ВРЕД ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ / ОБЪЕКТЫ ПРОШЛОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЩЕРБА / ПРИРОДООХРАННЫЕ ПРОЕКТЫ / ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ / КАТЕГОРИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЩЕРБА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР / ОПАСНЫЕ ВЕЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гафаров Н. Р.

Ликвидация накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности вреда окружающей среде относится к факторам обеспечения государством права человека на благоприятную окружающую среду, предусмотренного Конституцией Российской Федерации. В статье рассмотрены вопросы выявления и оценки такого вреда. Проведен анализ критериев оценки прошлого экологического ущерба, предусмотренных действующим законодательством. Вред, причиненный окружающей природной среде объектами накопленного вреда, в социальном смысле слова шире, чем в правовом. Самым отрицательным его последствием в конечном итоге является причинение вреда как здоровью и жизни каждого гражданина, так и в целом всему обществу. Критерии оценки объектов накопленного экологического ущерба, предусмотренные действующим законодательством, не позволяют оценить реальное воздействие таких объектов на состояние окружающей среды и экономическую эффективность их ликвидации. Отсутствие механизмов всесторонней оценки воздействия объектов накопленного вреда на состояние окружающей среды препятствует возможности решить в полной мере вопрос возмещения экологического вреда, причиненного жизни и здоровью людей и, как следствие, обеспечения конституционного права человека на благоприятную окружающую среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION AND ASSESSMENT CRITERIA FOR OBJECTS OF ACCUMULATED ENVIRONMENTAL DAMAGE

The elimination of environmental damage accumulated as a result of past economic activities is one of the factors ensuring the state’s human right to a favorable environment, provided for by the Constitution of the Russian Federation. The paper deals with the issues of identifying and assessing such harm. An analysis of the criteria for assessing past environmental damage, provided for by the current legislation, is carried out. The harm caused to the natural environment by objects of accumulated harm is wider in the social sense of the word than in the legal one. Ultimately, its most negative consequence is causing harm to health and life of both each citizen and the whole society as a whole. The criteria for assessing objects of accumulated environmental damage, provided for by the current legislation, make it impossible to assess the real impact of such objects on the state of the environment and the economic efficiency of their liquidation. The lack of mechanisms for a comprehensive assessment of the impact of objects of accumulated harm on the state of the environment hinders the ability to fully resolve the issue of compensation for environmental damage caused to human life and health and, as a result, ensuring the constitutional human right to a favorable environment.

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОБЪЕКТОВ НАКОПЛЕННОГО ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ»

001: 10.17803/1994-1471.2022.134.1.189-197

Н. Р. Гафаров*

Выявление и критерии оценки объектов накопленного вреда окружающей среде

Аннотация. Ликвидация накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности вреда окружающей среде относится к факторам обеспечения государством права человека на благоприятную окружающую среду, предусмотренного Конституцией Российской Федерации. В статье рассмотрены вопросы выявления и оценки такого вреда. Проведен анализ критериев оценки прошлого экологического ущерба, предусмотренных действующим законодательством. Вред, причиненный окружающей природной среде объектами накопленного вреда, в социальном смысле слова шире, чем в правовом. Самым отрицательным его последствием в конечном итоге является причинение вреда как здоровью и жизни каждого гражданина, так и в целом всему обществу. Критерии оценки объектов накопленного экологического ущерба, предусмотренные действующим законодательством, не позволяют оценить реальное воздействие таких объектов на состояние окружающей среды и экономическую эффективность их ликвидации. Отсутствие механизмов всесторонней оценки воздействия объектов накопленного вреда на состояние окружающей среды препятствует возможности решить в полной мере вопрос возмещения экологического вреда, причиненного жизни и здоровью людей и, как следствие, обеспечения конституционного права человека на благоприятную окружающую среду.

Ключевые слова: окружающая среда; накопленный вред окружающей среде; загрязнение; объекты прошлого экологического ущерба; природоохранные проекты; хозяйственная деятельность; экологическая безопасность; распространение загрязнения; категорирование объектов размещения отходов; специальные правовые акты; оценка экологического ущерба; государственный реестр; опасные вещества. Для цитирования: Гафаров Н. Р. Выявление и критерии оценки объектов накопленного вреда окружающей среде // Актуальные проблемы российского права. — 2022. — Т. 17. — № 1. — С. 189-197. — DOI: 10.17803/1994-1471.2022.134.1.189-197.

Identification and Assessment Criteria for Objects of Accumulated Environmental Damage

Nail R. Gafarov, Postgraduate Student, Department of Financial and Environmental Law, Institute of Law, Bashkir State University

ul. Zaki Validi, d. 32, Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia, 450076 [email protected]

Abstract. The elimination of environmental damage accumulated as a result of past economic activities is one of the factors ensuring the state's human right to a favorable environment, provided for by the Constitution of the Russian Federation. The paper deals with the issues of identifying and assessing such harm. An analysis of the criteria for assessing past environmental damage, provided for by the current legislation, is carried out. The

© Гафаров Н. Р., 2022

* Гафаров Наиль Рустамович, аспирант кафедры финансового и экологического права Института права Башкирского государственного университета

ул. Заки Валиди, д. 32, г. Уфа, Республика Башкортостан, Россия, 450076 [email protected]

harm caused to the natural environment by objects of accumulated harm is wider in the social sense of the word than in the legal one. Ultimately, its most negative consequence is causing harm to health and life of both each citizen and the whole society as a whole. The criteria for assessing objects of accumulated environmental damage, provided for by the current legislation, make it impossible to assess the real impact of such objects on the state of the environment and the economic efficiency of their liquidation. The lack of mechanisms for a comprehensive assessment of the impact of objects of accumulated harm on the state of the environment hinders the ability to fully resolve the issue of compensation for environmental damage caused to human life and health and, as a result, ensuring the constitutional human right to a favorable environment.

Keywords: environment; accumulated harm to the environment; pollution; objects of past environmental damage; environmental projects; economic activity; environmental safety; spread of contamination; categorization of waste disposal sites; special legal acts; environmental damage assessment; State Register; dangerous substances. Cite as: Gafarov NR. Vyyavlenie i kriterii otsenki obektov nakoplennogo vreda okruzhayushchey srede [Identification and Assessment Criteria for Objects of Accumulated Environmental Damage]. Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2022;17(1):189-197. DOI: 10.17803/1994-1471.2022.134.1.189-197 (In Russ., abstract in Eng.).

Среди атрибутов обеспечения государством конституционного права человека на благоприятную окружающую среду важное значение имеет вопрос ликвидации накопленного вреда окружающей среде, решение которого затруднено отсутствием возможности определения субъектов, в результате деятельности которых нанесен такой вред. В большинстве случаев владельцы крупных промышленных предприятий не могут быть привлечены к ответственности и на них не может быть возложена обязанность по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, так как возникновение такого вреда на предприятиях (территориях) относится к советскому периоду1.

По итогам проведенной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) инвентаризации выявлено 340 значительных по территории объектов накопленного экологического вреда, содержащих загрязняющие вещества в объеме около 400 млн т2.

Попыткой решения в нашей стране проблемы отсутствия в течение значительного промежутка времени механизма правового регулирования ликвидации накопленного вреда окружающей среде можно считать отражение данного вопроса с 2016 г.3 в Федеральном законе «Об охране окружающей среды»4. Вместе с определениями понятий «накопленный вред окружающей среде» и «объекты накопленного вреда окружающей среде» в указанном законе частично дан правовой регламент мероприятий, направленных на выявление, инвентаризацию, оценку и ликвидацию объектов накопленного вреда окружающей среде, а также обозначены обязанности и права лиц, имеющих непосредственное отношение к реализации таких мероприятий.

Под понятием «накопленный вред окружающей среде» (далее — НВОС) подразумевается образовавшийся в результате прошлой финансовой и иной деятельности вред окружающей среде, ликвидация которого либо произведена не в полном объеме, либо не произведена вовсе.

1 Соловьянов А. А. О подходах к решению проблем накопленного экологического ущерба в Российской Федерации // Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе. 2015. № 8.

2 Официальный сайт Минприроды России. URL: http://www.mnr.gov.ru/press/news/o_razmeshchenii_ svedeniy_ob_obektakh_nakoplennogo_vreda_okruzhayushchey_srede/?special_version=Y (дата обращения: 28.02.2021).

3 Федеральный закон от 03.07.2016 № 254-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 27. Ст. 4187.

4 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 30.12.2020) // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

Под «объектами накопленного вреда окружающей среде» понимаются объекты капитального строительства, земельные участки, объекты размещения отходов, участки водной поверхности, содержащие накопленный вред окружающей среде или являющиеся его источником.

Расширению перечня объектов НВОС способствует отсутствие в законодательном определении понятия таких объектов, срока давности прекращения их экономической деятельности. Кроме этого, загрязнения от уже выявленных объектов накопленного вреда, не дислоцируясь в одном месте, постоянно распространяются на новые территории5.

Организацию работ по ликвидации НВОС вправе осуществлять органы местного самоуправления и региональной власти по месту нахождения земельного участка, относящегося к объекту НВОС, за исключением установленных Правительством Российской Федерации случаев6, в которых организатором таких работ является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды (Минприроды России).

Комплекс работ по ликвидации НВОС, регламентированный специализированными правилами7, состоит из следующих пунктов:

— проведение оценки объекта НВОС, содержащей материалы инженерно-геодезических изысканий;

— разработка, согласование и утверждение проектной документации на выполнение работ по ликвидации НВОС (Проект);

— осуществление мероприятий по реализации Проекта;

— контроль за ходом выполнения работ по ликвидации НВОС;

— приемка завершенных работ по ликвидации НВОС.

Кроме того, ликвидация НВОС требует решения других неурегулированных вопросов, не менее важных, в числе которых выявление объектов НВОС, которое позволяет получить достоверную информацию об их количестве, способствуя тем самым их ликвидации, предотвращению ухудшения экологической обстановки на больших территориях, благоприятному воздействию на состояние окружающей среды и улучшению качества жизни людей.

Выявлять и проводить оценку объектов НВОС могут органы власти, уполномоченные на организацию работ по ликвидации таких объектов. Выявление объектов НВОС, согласно ч. 1, 3 ст. 80.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», производится путем оценки и учета земельных участков и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась хозяйственная и иная экономическая деятельность и (или) на которых расположены объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, не имеющие собственника.

В качестве важного упущения со стороны законодателя следует отметить отсутствие обязанности уполномоченных органов власти проводить выявление, оценку и ликвидацию объектов НВОС. В пункте 3 ст. 80.1, п. 2 ст. 80.2 Федерального закона «Об охране окружающей

5 Хлуденева Н. И. Дефекты юридической конструкции ликвидации накопленного вреда окружающей среде // Конституционно-правовые основы ответственности в сфере экологии : сборник материалов Международных научно-практических конференций «Конституционные основы правового регулирования экологических отношений: от идей к реализации (к 25-летию Конституции Российской Федерации» (МИИГАиК, 20 декабря 2018 г.) и «Соотношение видов юридической ответственности в экологической сфере» (ИЗиСП, МИИГАиК, ИЗиСП, 14 марта 2019 г.) / отв. ред. С. А. Боголюбов, Н. Р. Камынина, М. В. Пономарев, Н. В. Кичигин. М. : МИИГАиК, 2019. С. 389.

6 Постановление Правительства РФ от 25.12.2019 № 1834 (ред. от 18.07.2020) «О случаях организации работ по ликвидации накопленного вреда, выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 1. Ст. 36.

7 Постановление Правительства РФ от 04.05.2018 № 542 (ред. от 25.12.2019) «Об утверждении Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде» // СЗ РФ. 2018. № 20. Ст. 2836.

среды» указано, что они лишь вправе проводить выявление, оценку и ликвидацию объектов НВОС. Результат такого подхода может негативно сказаться на общем итоге работ, направленных на ликвидацию НВОС.

Одной из существенных проблем реализации механизма выявления объектов НВОС является отсутствие возможности и условий для участия в данном процессе физических и юридических лиц. Кроме того, проведению работ по выявлению, инвентаризации и оценке объектов НВОС препятствует отсутствие принятого на федеральном уровне специального нормативного-правового акта, регулирующего порядок проведения данных работ. Вместе с тем возможность принятия субъектами Российской Федерации собственных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области ликвидации объектов НВОС, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» прямо не предусмотрена.

В части субъектов нашей страны приняты свои государственные программы, направленные на ликвидацию НВОС, и в региональных бюджетах предусмотрено финансирование подобных работ. Однако правовой порядок выявления уполномоченными органами исполнительной власти объектов НВОС региональным законодательством практически не регулируется.

Одним из небольшого числа субъектов Российской Федерации, в которых имеются собственные нормативные правовые акты, посвященные выявлению и ликвидации объектов НВОС, является Челябинская область, в которой принят порядок выявления и оценки объектов НВОС (ведется Министерством экологии Челябинской области)8.

Оценка объекта НВОС включает в себя установление:

— массы или объема, классов опасности загрязняющих веществ (отходов);

— категории, видов разрешенного использования, площади земельных участков и акваторий, относящихся к объекту НВОС;

— уровня негативно сказывающегося на состоянии окружающей среды воздействия, включая возможность ухудшения качества компонентов природной среды за счет проникновения в них загрязняющих веществ, вероятность возникновения экологических рисков и загрязнения, в том числе являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водообеспечения водных объектов;

— наличия на объектах НВОС веществ, являющихся опасными в соответствии с международными договорами, стороной которых является Российская Федерация;

— количества населения, проживающего в пределах территории, на которой окружающая среда вследствие расположения объекта НВОС испытывает негативное воздействие;

— количества населения, проживающего в пределах территории, на которой окружающая среда вследствие расположения объекта НВОС находится под угрозой негативного воздействия.

За неимением законодательно закрепленного порядка оценки объектов НВОС уполномоченным органам власти при решении государственных задач в области ликвидации НВОС приходится действовать в условиях правового вакуума.

По причине ограниченного финансирования оценка объектов НВОС в основном проводится уполномоченными органами власти собственными силами на основании имеющихся по объектам НВОС документов. Но нередки и случаи, когда ввиду сложности сбора исходных данных, необходимых для произведения такой оценки самостоятельно, уполномоченные органы власти для выполнения мероприятий по оценке объектов НВОС привлекают специализированные организации, с которыми заключаются государственные (муниципальные) контракты в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обес-

8 Приказ Министерства экологии Челябинской области от 07.11.2019 № 861 «Об утверждении Порядка выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде Министерства экологии Челябинской области» // СПС «КонсультантПлюс».

печения государственных и муниципальных нужд9.

Стоимость работ по оценке объектов НВОС, выполняемых коммерческими организациями, может быть достаточно высокой. Например, начальная цена контракта на выполнение работ по проведению оценки объектов НВОС в Ямальском районе Ямало-Ненецкого автономного округа установлена в размере 26,020 млн руб. Заказчиком выполнения работ такая стоимость обосновывается на основании анализа рынка с помощью применения метода сопоставимых рыночных цен, предлагаемых различными организациями за выполнение необходимых заказчику услуг. В результате стоимость предусмотренных контрактом работ определена в соответствии с минимальной ценой, предложенной одной из организаций10.

Техническое задание к контракту на выполнение работ по проведению оценки объектов НВОС в Ямальском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, помимо выполнения предусмотренных ст. 80.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» условий, содержит требование по проведению следующих мероприятий:

— лабораторные исследования отобранных проб природных сред;

— создание ортофотопланов в масштабе 1 : 10 000 на территорию объектов НВОС, которые должны обеспечивать идентификацию данных техногенных объектов;

— подготовка заявок, содержащих сведения о выявлении и оценке объектов НВОС на территории Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствии с формой, рекомендованной Минприроды России;

— подготовка презентационных материалов по результатам работ.

Результатами выполнения работ по контракту являются:

1) итоговый отчетный материал по результатам работы;

2) заявки, содержащие сведения о выявлении и оценке объектов НВОС на территории Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа;

3) презентационные материалы (презентация и иллюстрированный материал на тему «Оценка объектов накопленного вреда окружающей среде в Ямальском районе Ямало-Ненецкого автономного округа», выставочный экспонат, видеоролик).

Состав работ по оценке объектов НВОС может быть расширен и другими работами, непосредственно связанными с их оценкой, но не предусмотренными ст. 80.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды». К примеру, государственным контрактом на выполнение научно-исследовательских работ по теме «Выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде на территории Бурнаковской низины г. Нижнего Новгорода» предусмотрены подготовка исполнителем по контракту предложений по мероприятиям, уменьшающим, смягчающим или предотвращающим негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации11. При выполнении работ по оценке накопленного вреда окружающей среде на объекте ОАО «Анилинокрасоч-ный завод» в г. Кемерово, согласно условиям государственного контракта, исполнитель работ должен обеспечить выполнение инженерных изысканий на объекте НВОС, проведение полевых и лабораторных исследований объекта

9 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 30.12.2020) // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.

10 Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок. URL: https://zakupki.gov.ru/ epz/order/notice/ok44/view/common-info.html?regNumber=0190200000318003567 (дата обращения: 28.01.2021).

11 Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок. URL: https://zakupki.gov.ru/ epz/order/notice/ok504/view/common-info.html?regNumber=0373100043519000015 (дата обращения: 28.01.2021).

НВОС, получение положительного заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, получение положительного заключения государственной экологической экспертизы12. Такие работы оказывают существенное влияние на общую стоимость работ по оценке объектов НВОС.

Принимая во внимание сложность, затратность и рекомендательный характер выявления и оценки объектов НВОС, можно заключить, что в ближайшее время не приходится ожидать соответствующей активной деятельности уполномоченных органов власти. Вследствие этого неучтенные загрязненные территории и акватории продолжат загрязнять окружающую среду и причинять вред жизни и здоровью граждан Российской Федерации, нарушая их право на благоприятную окружающую среду.

Учет объектов НВОС осуществляется путем внесения их в государственный реестр, который ведется Минприроды России в соответствии со специализированными правилами13 на основе материалов выявления и оценки объектов НВОС и включает в себя:

— анализ представленных уполномоченными органами власти материалов, содержащих сведения по выявлению и оценке объекта НВОС;

— принятие положительного или отрицательного решения о включении в государственный реестр объекта НВОС;

— определение критериев категорирования объекта НВОС;

— актуализация имеющихся по объекту НВОС сведений;

— исключение объекта НВОС из государственного реестра.

На принятие решения о включении объекта в государственный реестр (или об отказе во включении с указанием причин отказа) предусмотрено 30 рабочих дней со дня поступления от органа, проводившего выявление и оценку объекта НВОС, заявления о включении объекта в государственный реестр с приложением соответствующих материалов.

Формирование государственного реестра идет крайне медленно, несмотря на то, что формальными условиями для отказа во включении объектов НВОС в реестр может являться только непредставление или представление недостоверной информации и (или) материалов, а иных оснований для того, чтобы не включать в реестр объекты, по которым представлены необходимые данные, у Минприроды России не имеется14.

Сведения, содержащиеся в государственном реестре объектов НВОС, размещаются на официальном сайте Минприроды России. В настоящее время в государственный реестр включено 155 объектов НВОС15.

Работы по ликвидации НВОС, согласно ч. 1 ст. 80.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», могут проводиться только на объектах, которые включены в государственный реестр.

Для принятия неотложных мер и в целях определения первоочередных работ по ликвидации НВОС после включения объектов в государственный реестр Минприроды России обеспечивает проведение работ по их категори-

12 Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок. URL: https://zakupki.gov.ru/ epz/order/notice/ea44/view/common-info.html?regNumber=0139200000118001580 (дата обращения: 28.01.2021).

13 Постановление Правительства РФ от 13.04.2017 № 445 (ред. от 25.12.2019) «Об утверждении Правил ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде» // СЗ РФ. 2017. № 17. Ст. 2568.

14 Игнатьева И. А. Ликвидация накопленного вреда окружающей среде: правовое регулирование развивается — вопросы остаются // Конституционно-правовые основы ответственности в сфере экологии. С. 299.

15 Информационная база государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде // Официальный сайт Минприроды России. URL: http://www.mnr.gov.ru/press/news/o_razmeshchenii_ svedeniy_ob_obektakh_nakoplennogo_vreda_okruzhayushchey_srede/?special_version=Y (дата обращения: 28.01.2021).

рованию согласно следующим утвержденным критериям16:

1. Объем компонента природной среды, в котором установлено превышение установленных нормативными актами показателей качества окружающей среды из-за наличия в нем загрязняющих веществ (объем загрязняющих веществ).

2. Классы опасности содержащихся на объекте отходов и масса отходов каждого класса опасности.

3. Площадь подверженной негативному воздействию от объекта НВОС территории.

4. Уровень и объем воздействия объекта НВОС, негативно сказывающегося на состоянии окружающей среды (определяется уровнем превышения нормативно установленных концентраций вредных веществ, содержащихся в компонентах окружающей природной среды).

5. Возможность отнесения отходов (части отходов) присутствующих на объекте НВОС к опасным веществам в соответствии с международными договорами, одной из сторон в которых является Российская Федерация.

6. Численность населения, подверженного негативному воздействию вследствие расположения на территории его проживания объекта НВОС.

7. Численность населения, находящегося под угрозой негативного воздействия вследствие расположения на территории его проживания (прилегающих территориях) объекта НВОС.

8. Общая степень вредного воздействия объекта НВОС на состояние окружающей среды (вычисляется сложением результатов оценки по критериям 1-7).

Соответственно, в первоочередном порядке ликвидация накопленного вреда производится на объектах, от которых степень негативного воздействия на окружающую среду является наибольшей. Необходимо отметить, что очередность ликвидации объектов НВОС, определяемая при

их категорировании, должна соблюдаться в случае финансирования ликвидации таких объектов за счет федерального бюджета или субсидии, предоставленной из федерального бюджета субъектам Российской Федерации в качестве софинансирования предусмотренных государственными программами субъектов Российской Федерации мероприятий, направленных на ликвидацию объектов НВОС. В настоящее время большинство мероприятий по ликвидации объектов НВОС реализуется в соответствии с определенной при их категорировании очередностью в рамках федерального проекта «Чистая страна»17.

Категорирование производится расчетным методом на основании материалов оценки объектов НВОС. Проверка достоверности материалов по оценке объектов НВОС при их категорировании действующим законодательством не предусмотрена. Учитывая отсутствие механизмов правового регулирования оценки объектов НВОС, можно сделать вывод, что предусмотренное действующим законодательством категорирование объектов НВОС не отражает реальной картины влияния таких объектов на состояние окружающей среды.

Сами же качественные характеристики, на основании которых сложением результатов оценки по критериям 1-7 рассчитывается общая степень воздействия объекта НВОС на окружающую среду, также довольно условны. К примеру, отсутствует разъяснение, каким образом учитывать численность предусмотренного критериями 6 и 7 населения, проживающего на подверженной негативному воздействию от объекта НВОС территории, и численность населения, проживающего на находящейся под угрозой негативного воздействия (вследствие расположения объекта НВОС) территории. Также не разъяснена методика определения предусмотренной критерием 3 площади территории, которая подвержена негативному воздействию

16 Приказ Минприроды России от 04.08.2017 № 435 «Об утверждении критериев и срока категорирования объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке» // СПС «КонсультантПлюс».

17 См.: Паспорт национального проекта «Экология», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16 // СПС «КонсультантПлюс».

вследствие расположения на ней объекта НВОС. В рамках указанного подхода недостаточно проработан фактор подвижности границ негативного влияния, которые диффузны и изменяются, как правило, во времени и пространстве.

Предусмотренные действующим законодательством критерии категорирования и оценки объектов НВОС, кроме того, что не позволяют оценить реальное воздействие таких объектов на состояние окружающей среды и экономическую эффективность от их ликвидации, также не отражают социально-экономические издержки от таких объектов, расчет которых может быть выполнен на основе потерь природного капитала (источники питьевой воды, загрязненные и нарушенные земли и т.п.).

В зависимости от своих характеристик каждый объект НВОС как источник негативного воздействия на окружающую среду индивидуален, что требует принятия уполномоченными государственными органами решений по ликвида-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ции объектов НВОС с учетом их особенностей. Разнятся масштаб влияния на окружающую среду, здоровье людей, эколого-правовые и технологические характеристики объектов НВОС, способы их ликвидации, включая расчет затрат, и пр. В такой ситуации вопрос очередности проведения работ по ликвидации накопленного вреда на том или ином объекте становится особенно актуальным.

Таким образом, правовое регулирование оценки НВОС должно учитывать создание новых возможностей для обеспечения устойчивого развития загрязненных территорий. Продолжая мысль об объективной и справедливой оценке накопленного вреда, следует отметить, что в условиях отсутствия утвержденных комплексных специализированных методик оценку влияния объектов НВОС необходимо производить с учетом взаимодействия компонентов техно-экосистем, которые в целом формируют техно-экокаркас территории Российской Федерации18.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Игнатьева И. А. Ликвидация накопленного вреда окружающей среде: правовое регулирование развивается — вопросы остаются // Конституционно-правовые основы ответственности в сфере экологии : сборник материалов Международных научно-практических конференций «Конституционные основы правового регулирования экологических отношений: от идей к реализации (к 25-летию Конституции Российской Федерации» (МИИГАиК, 20 декабря 2018 г.) и «Соотношение видов юридической ответственности в экологической сфере» (ИЗиСП, МИИГАиК, ИЗиСП, 14 марта 2019 г.) / отв. ред. С. А. Боголюбов, Н. Р. Камынина, М. В. Пономарев, Н. В. Кичигин. — М. : МИИГАиК, 2019.

2. Нигматуллина Э. Ф. Нормообразующие факторы, влияющие на осуществление прав на земельные участки. — Казань : Издательство Казанского университета, 2016.

3. Соловьянов А. А. О подходах к решению проблем накопленного экологического ущерба в Российской Федерации // Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе. — 2015. — № 8. — С. 33-38.

4. Хлуденева Н. И. Дефекты юридической конструкции ликвидации накопленного вреда окружающей среде // Конституционно-правовые основы ответственности в сфере экологии : сборник материалов Международных научно-практических конференций «Конституционные основы правового регулирования экологических отношений: от идей к реализации (к 25-летию Конституции Российской Федерации» (МИИГАиК, 20 декабря 2018 г.) и «Соотношение видов юридической ответственности в экологической сфере» (ИЗиСП, МИИГАиК, ИЗиСП, 14 марта 2019 г.) / отв. ред. С. А. Боголюбов, Н. Р. Камынина, М. В. Пономарев, Н. В. Кичигин. — М. : МИИГАиК, 2019.

Материал поступил в редакцию 28 февраля 2021 г.

18 Нигматуллина Э. Ф. Нормообразующие факторы, влияющие на осуществление прав на земельные участки. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2016. С. 59.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Ignat'eva I. A. Likvidaciya nakoplennogo vreda okruzhayushchej srede: pravovoe regulirovanie razvivaetsya — voprosy ostayutsya // Konstitucionno-pravovye osnovy otvetstvennosti v sfere ekologii : sbornik materialov Mezhdunarodnyh nauchno-prakticheskih konferencij «Konstitucionnye osnovy pravovogo regulirovaniya ekologicheskih otnoshenij: ot idej k realizacii (k 25-letiyu Konstitucii Rossijskoj Federacii» (MIIGAiK, 20 dekabrya 2018 g.) i «Sootnoshenie vidov yuridicheskoj otvetstvennosti v ekologicheskoj sfere» (IZiSP, MIIGAiK, IZiSP, 14 marta 2019 g.) / otv. red. S. A. Bogolyubov, N. R. Kamynina, M. V. Ponomarev, N. V. Kichigin. — M. : MIIGAiK, 2019.

2. Nigmatullina E. F. Normoobrazuyushchie faktory, vliyayushchie na osushchestvlenie prav na zemel'nye uchastki. — Kazan' : Izdatel'stvo Kazanskogo universiteta, 2016.

3. Solov'yanov A. A. O podhodah k resheniyu problem nakoplennogo ekologicheskogo ushcherba v Rossijskoj Federacii // Zashchita okruzhayushchej sredy v neftegazovom komplekse. — 2015. — № 8. — S. 33-38.

4. Hludeneva N. I. Defekty yuridicheskoj konstrukcii likvidacii nakoplennogo vreda okruzhayushchej srede // Konstitucionno-pravovye osnovy otvetstvennosti v sfere ekologii : sbornik materialov Mezhdunarodnyh nauchno-prakticheskih konferencij «Konstitucionnye osnovy pravovogo regulirovaniya ekologicheskih otnoshenij: ot idej k realizacii (k 25-letiyu Konstitucii Rossijskoj Federacii» (MIIGAiK, 20 dekabrya 2018 g.) i «Sootnoshenie vidov yuridicheskoj otvetstvennosti v ekologicheskoj sfere» (IZiSP, MIIGAiK, IZiSP, 14 marta 2019 g.) / otv. red. S. A. Bogolyubov, N. R. Kamynina, M. V. Ponomarev, N. V. Kichigin. — M. : MIIGAiK, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.