Научная статья на тему 'Анализ отечественной нормативно-правовой базы, регулирующей сферу экологического ущерба от прошлой хозяйственной деятельности'

Анализ отечественной нормативно-правовой базы, регулирующей сферу экологического ущерба от прошлой хозяйственной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1095
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАКОПЛЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УЩЕРБ / ВРЕД ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ / ЛИКВИДАЦИЯ НАКОПЛЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЩЕРБА / НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛИ / НОРМАТИВНОПРАВОВЫЕ АКТЫ / CUMULATIVE ENVIRONMENTAL LOSS / ENVIRONMENTAL HARM / LIQUIDATION OF CUMULATIVE ENVIRONMENTAL HARM / LICENSE HOLDER / LEGAL ACTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пинаев Владимир Евгеньевич, Чернышёв Дмитрий Алексеевич

В статье авторы предлагают обзор современного состояния нормативноправовых актов Российской Федерации по вопросам накопленного ущерба и его ликвидации. В статье рассмотрены нормативно-правовые акты регулирующие деятельность в сфере ликвидации прошлого экологического ущерба. Проведено сравнение различных определений накопленного экологического ущерба. Также в статье даны предложения по совершенствованию проекта Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов возмещения (ликвидации) вреда окружающей среде, в том числе связанного с прошлой экономической деятельностью» в том числе в статью 78 проекта закона «Ликвидация вреда окружающей среде, связанного с прошлой экономической деятельностью». В публикации представлен опыт систематизации требований по вопросу ликвидации накопленного экологического ущерба, приведенных в различных нормативных документах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пинаев Владимир Евгеньевич, Чернышёв Дмитрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article authors provide review of modern legal acts of Russian Federation on the topic of cumulative environmental damage and it''s luquidation. The article is dedicated to aspects of liquidation of past environmental damage liquidation. Different definitions of cumulative environmental damage, present in legal acts, are listed. The article also contains proposals for improvement of Federal law project "On amending of particular legal acts of Russian Federation in part of indemnification (liquidation) of environmental damage, including related to past activities" in part of article 78 of project "Liquidation of environmental harm, related to past economic activities". The publication contains experience of systematization of requirements on environmental harm liquidation generated in different legal documents.

Текст научной работы на тему «Анализ отечественной нормативно-правовой базы, регулирующей сферу экологического ущерба от прошлой хозяйственной деятельности»

УДК 338.054.23

Пинаев Владимир Евгеньевич

ФГОУ ВПО «Московский Государственный Университет им. М.В.Ломоносова» Экономический факультет, кафедра Экономики природопользования

Россия, Москва Докторант

Кандидат экономических наук, доцент E-Mail: [email protected]

Чернышёв Дмитрий Алексеевич

ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Международный институт государственной службы и управления

Россия, Москва

Магистр государственного управления природопользованием и экологии

E-Mail: [email protected]

Анализ отечественной нормативно-правовой базы, регулирующей сферу экологического ущерба от прошлой

хозяйственной деятельности

Аннотация. В статье авторы предлагают обзор современного состояния нормативно-правовых актов Российской Федерации по вопросам накопленного ущерба и его ликвидации. В статье рассмотрены нормативно-правовые акты регулирующие деятельность в сфере ликвидации прошлого экологического ущерба. Проведено сравнение различных определений накопленного экологического ущерба. Также в статье даны предложения по совершенствованию проекта Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов возмещения (ликвидации) вреда окружающей среде, в том числе связанного с прошлой экономической деятельностью» в том числе в статью 78 проекта закона «Ликвидация вреда окружающей среде, связанного с прошлой экономической деятельностью». В публикации представлен опыт систематизации требований по вопросу ликвидации накопленного экологического ущерба, приведенных в различных нормативных документах.

Ключевые слова: накопленный экологический ущерб; вред окружающей среде; ликвидация накопленного экологического ущерба; недропользователи; нормативно- правовые акты.

Вопросы накопленного экологического ущерба (НЭУ) и ликвидации накопленного экологического ущерба являются все более актуальными и по праву занимают важное место при инженерно-экологических изысканиях, оценке воздействия на окружающую среду и проведении экологического аудита [7,8]. Наряду с практическим применением вопросы ликвидации накопленного экологического ущерба (ЛНЭУ) должны быть частью курсов переподготовки и повышения квалификации специалистов экологов и экономистов природопользователей [10,12,13]. Одним из значительных источников НЭУ являются отходы в том числе и твердые бытовые оставшиеся от прошлой хозяйственной деятельности [9,14,15]. Следует также учитывать вопрос платы при размещении отходов [11]. Данному вопросу уделяется значительное внимание, как в России так и за рубежом [1-6].

Согласно ч. 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации1, «владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц». Кроме того, ст. 42 Конституции гласит: «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Таким образом, Конституция утверждает необходимость предотвращения ущерба окружающей среде и право граждан на возмещение ущерба от экологических правонарушений.

В нормативно-правовых документах, наряду с понятием «ущерб», фигурируют также термины «вред» и «убытки». Как справедливо указывает А.С. Тулупов2, под «ущербом» обычно подразумеваются имущественные потери, под «вредом» понимаются утрата или ухудшение здоровья населения, моральные потери, а в «убытки» включаются неполученные доходы или упущенная выгода.

Следует добавить, что в Федеральном законе № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»3 отсутствует понятие «экологический ущерб», но дано определение понятию «вред окружающей среде» - «негативное изменение окружающей среды в результате её загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов».

Модельный закон Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ «Об экологической ответственности в отношении предупреждения и ликвидации вреда окружающей среде»4 рекомендует следующее определение экологического ущерба (вреда) -«все негативные последствия, вызванные загрязнением окружающей среды, утратой и истощением природных ресурсов, разрушением экосистем и создающие реальную угрозу здоровью человека, растительному и животному миру, материальным ценностям. К таким последствиям могут относиться ухудшение здоровья человека и его преждевременная смерть,

1 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 05.02.2014). Справочно-правовая система «Гарант». URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 14.11.2014).

2 Тулупов А.С. Анализ современных представлений об ущербе как важнейшей категории экономики природопользования // Материалы второго Российского экономического конгресса. - Суздаль, 18-22 февраля 2013 года. URL: http://www.econorus.org/c2013/program.phtml?vid=report&eid=363 (дата обращения: 14.11.2014).

3 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (редакция от 12.03.2014). Справочно-правовая система «Гарант». URL: http://base.garant.ru/12125350/ (дата обращения: 14.11.2014).

4 Модельный закон «Об экологической ответственности в отношении предупреждения и ликвидации вреда окружающей среде». Принят постановлением от 03.12.2009 № 33-10 Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств. URL: http://www.iacis.ru/upload/iblock/aa3/ass_33_07a.pdf (дата обращения: 14.11.2014).

исчезновение растений и животных, разрушение естественных экосистем, снижение продуктивности сельхозугодий и стоимости недвижимости и др.».

В настоящее время терминология в сфере накопленного (прошлого) экологического ущерба окончательно не сложилась, и существуют различные определения, т.к. те или иные нормативные документы создавались в разное время различными ведомствами, зачастую независимо друг от друга. Можно утверждать, что и собственно термин «накопленный экологический ущерб» ещё не является юридически общепризнанным.

Рассмотрим наиболее распространённые определения:

1) Нанесённый в прошлом экологический ущерб; исторические загрязнения5 -

последствия хозяйственной деятельности людей в местах дислокации предприятий и организаций, которая осуществлялась в прошлом и обусловила нынешнее загрязнение территорий, наносящих вред окружающей среде и препятствующих использованию их в коммерческих и хозяйственных целях;

2) Накопленный экологический ущерб6 - это выраженный в денежном выражении вред, причинённый окружающей среде или её компонентам в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности, в том числе в результате нарушения природоохранного законодательства, а также убытки (затраты) на ликвидацию и предотвращение отрицательных последствий нанесённого вреда окружающей среде;

3) Вред окружающей среде, связанный с прошлой экономической деятельностью7

- вред, который причинён окружающей среде в пределах земель, находящихся в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации, в муниципальной собственности и земель, государственная собственность на которые не разграничена, где хозяйственная и иная деятельность, в результате которой причинён вред окружающей среде, в настоящее время не осуществляется, и виновник причинения которого не может быть установлен либо не может быть привлечён к ответственности.

При сравнительном анализе разных определений видно, что в первом делается акцент на экологических последствиях ущерба, во втором - на денежном выражении вреда и убытков (затрат), в третьем - на разграничении собственности на «ущербные» территории. Это обусловлено специфическим назначением документов различного уровня.

Как известно, законодательство должно не только отражать сложившиеся общественные отношения, но также призвано обозначать требуемое направление их изменения8. Учитывая остроту проблемы накопленного экологического ущерба в Российской Федерации, экспертной группой Всемирного банка9 ещё в 2007 году были даны рекомендации заинтересованным ФОИВ (включая Ростехнадзор, Минприроды, Минэкономразвития, Минпромэнерго): начать процесс формирования нормативной правовой базы для решения проблемы НЭУ, включая

5 ГОСТ 54003-2010 Экологический менеджмент. Оценка прошлого накопленного в местах дислокации организаций экологического ущерба. URL: http://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293809/4293809544.htm (дата обращения: 14.11.2014).

6 «Методические рекомендации по проведению инвентаризации объектов накопленного экологического ущерба». Утв. приказом Росприроднадзора от 25.04.2012 № 193.

7 Проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов возмещения (ликвидации) вреда окружающей среде, в том числе связанного с прошлой экономической деятельностью».

8 Шилов А.С. Введение в политическую экологию. - М.: ИНЭК, 2008 - С. 176-187.

9 Прошлый экологический ущерб в Российской Федерации. - Всемирный банк, Департамент устойчивого развития, регион Европы и Центральной Азии. Май 2007 г. - С. 7. URL: http://expert.gost.ru/EC/DOC/PECU.pdf (дата обращения: 14.11.2014).

распределение и передачу ответственности; создать реестры НЭУ федерального и регионального уровней; разработать и апробировать методы оценки, а также технические и нормативно-правовые инструменты применительно к случаям НЭУ и мероприятиям по их ликвидации; включить финансовые инструменты ликвидации НЭУ в состав соответствующих федеральных бюджетных программ; осуществить пилотные инициативы по очистке окружающей среды на таких объектах НЭУ, где в ближайшее время можно получить финансирование и полезно приобрести опыт.

В декабре 2009 г. на тридцать третьем пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ был принят Модельный закон «Об экологической ответственности в отношении предупреждения и ликвидации вреда окружающей среде»10, разработанный по инициативе и при активном участии российских специалистов. На сегодня он является единственным документом, предлагающим основные подходы к содержанию экологической ответственности и регулированию отношений в системе экологической ответственности. Среди механизмов реализации экологической ответственности, законом предусмотрены:

• финансовая ответственность хозяйствующих субъектов за проведение превентивных природоохранных мероприятий и ликвидацию вреда, причинённого окружающей среде;

• механизм финансовых гарантий для покрытия ответственности хозяйствующих субъектов за нанесение вреда объектам охраны, где в качестве основного инструмента финансовых гарантий рассматривается страхование ответственности за вред окружающей среде, причиненный хозяйствующим субъектом;

• перечень хозяйствующих субъектов, деятельность которых является реально или потенциально опасной для окружающей среды.

Добавим, что указанный Модельный закон является адаптацией Директивы 2004/35/СЕ11 и рекомендован на территории СНГ для гармонизации с европейским законодательством, переносящим бремя компенсации ущерба, нанесенного окружающей среде, с общества в целом на хозяйствующих субъектов - виновников причинения вреда (принцип «загрязнитель платит»).

С учётом рекомендаций объединённой группы экспертов Московского отделения Всемирного банка и Российской Федерации12, Ростехрегулирование совместно с Техническим комитетом по стандартизации 20 «Экологический менеджмент и экономика» к 2010 г.

10 Модельный закон «Об экологической ответственности в отношении предупреждения и ликвидации вреда окружающей среде». Принят постановлением от 03.12.2009 № 33-10 Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств. URL: http://www.iacis.ru/upload/iblock/aa3/ass_33_07a.pdf (дата обращения: 14.11.2014).

11 Директива 2004/35/СЕ Европейского парламента и Совета Европейского Союза «Об экологической ответственности, направленной на предотвращение экологического ущерба и устранение его последствий». Принята в г. Страсбурге 21.04.2004 (с изм. и доп. от 23.04.2009). URL:

http://docs.pravo.ru/document/view/22337326/21744131/ (дата обращения: 14.11.2014).

12 «Прошлый экологический ущерб: актуально ли это для России?». Анализ ответов на вопросник. Исследование Всемирного банка по прошлому экологическому ущербу в РФ. - М., 4 апреля 2006 г. URL:

http://ineca.ru/download.php?projects/pel/&analis.pdf (дата обращения: 14.11.2014); Прошлый экологический ущерб в Российской Федерации. - Всемирный банк, Департамент устойчивого развития, регион Европы и Центральной Азии. - Май 2007 г. - 49 с. URL: http://expert.gost.ru/EC/DOC/PECU.pdf (дата обращения: 14.11.2014).

разработали ГОСТ Р 54003-2010 Экологический менеджмент. Оценка прошлого накопленного в местах дислокации организаций экологического ущерба13.

Настоящий стандарт стал первым в России основополагающим техническим руководством для регионов в сфере стандартизации проблем, связанных с ликвидацией прошлого (накопленного) экологического ущерба (ПЭУ). Он установил общие положения, относящиеся к аспектам оценки экологического вреда, нанесенного в прошлом территориям (участкам) в местах дислокации организаций в виде повреждения и/или уничтожения почв и земель в результате хозяйственной деятельности. Действие ГОСТ Р 54003-2010 распространяется на загрязненные территории (участки), поверхностные и/или грунтовые воды, которым в прошлом был нанесен экологический ущерб, явившийся результатом хозяйственной деятельности промышленных, сельскохозяйственных предприятий, бывших оборонных объектов, коммунальных служб, разработки природных ресурсов и способный оказывать негативное воздействие на окружающую среду вблизи этих территорий (участков). Это грамотный и обстоятельный документ, учитывающий зарубежный опыт.

Кроме того, в 2012 г. Росприроднадзор самостоятельно для своих нужд разработал «Методические рекомендации по проведению инвентаризации объектов накопленного экологического ущерба»14.

Ценность этого документа в том, что он обеспечил единый методический подход для выполнения мероприятий по инвентаризации объектов накопленного экологического ущерба в части выявления загрязненных территорий, незарегистрированных объектов размещения отходов и иных объектов (здания, сооружения, земельные участки, загрязненные территории), вокруг которых сформировалось загрязнение, или которые сами являются загрязненными, и на которых остались отходы, негативно влияющие на природную среду. Кроме того, была предложена методика классификации и ранжирования объектов накопленного экологического ущерба для обоснования приоритетности их включения в программы консервации, ликвидации, рекультивации.

Приказ № 193 является самостоятельной разработкой Росприроднадзора, поэтому его термины и определения, а также критерии ранжирования объектов отличаются от предлагаемых в проекте Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов возмещения (ликвидации) вреда окружающей среде, в том числе связанного с прошлой экономической деятельностью». В то же время, при классификации и ранжировании объектов НЭУ приказ № 193 учитывает приоритетность объектов по ГОСТ Р 54003-2010 (см. Приложение Б к ГОСТ Р 54003-2010).

Российское природоохранное законодательство в части повышения экологической ответственности хозяйствующих субъектов необходимо приводить в соответствие с международной практикой путём внесения соответствующих новелл в действующие нормативно-правовые акты или разработки и принятия отдельного закона, отвечающего современным международным тенденциям.

Важно отметить, что на законодательном уровне вопросы накопленного экологического ущерба до сих пор не урегулированы, поэтому в настоящее время в Минприроды России разработан Проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые

13 ГОСТ Р 54003-2010 Экологический менеджмент. Оценка прошлого накопленного в местах дислокации организаций экологического ущерба. URL: http://ffles.stroyinf.ru/Data2/1/4293809/4293809544.htm (дата обращения: 14.11.2014).

14 «Методические рекомендации по проведению инвентаризации объектов накопленного экологического ущерба». Утв. приказом Росприроднадзора от 25.04.2012 № 193.

законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов возмещения (ликвидации) вреда окружающей среде, в том числе связанного с прошлой экономической деятельностью»15, в котором установлены базовые правовые и организационные основы ликвидации накопленного экологического ущерба (ЛНЭУ):

• введено понятие вреда, нанесённого в результате прошлой хозяйственной деятельности,

• определён организационно-правовой порядок ликвидации этого вреда,

• разграничены полномочия между различными уровнями власти по установлению, оценке и ликвидации прошлого экологического вреда,

• предусмотрено создание государственного реестра объектов с наличием прошлого экологического вреда.

Данным законопроектом также предусмотрено упорядочивание процедуры возмещения вреда окружающей среде в результате текущей хозяйственной деятельности, что предотвратит ситуацию невозмещения (возмещения не в полном объёме) вреда окружающей среде, что в последствии может привести к отнесению такого вреда к категории «прошлый экологический вред» (например, когда причинитель вреда окружающей среде прекратит существование как юридическое лицо).

Замечания по указанному законопроекту:

1. Целесообразно в проект закона ввести понятие о правопреемнике собственника, причинившего экологический ущерб, и прописать его обязательства по ликвидации накопленного экологического ущерба (полные или частичные), даже если территория накопленного экологического ущерба исключена из общей территории при переходе права собственности на объект.

2. Следует более детально прописать в законе вопросы создания, ведения и использования государственного реестра земель, в пределах которых окружающей среде причинён вред, связанный с прошлой хозяйственной деятельностью. При этом необходимо учесть рекомендации экспертов, а также сложившуюся практику ведения других реестров (водного, лесного, недвижимости). В связи с этим предлагается статью 78 изложить в следующей редакции (внесённые поправки подчёркнуты):

«Статья 78. Ликвидация вреда окружающей среде, связанного с прошлой экономической деятельностью

2. Ликвидация вреда окружающей среде, связанного с прошлой экономической деятельностью, осуществляется на землях, включённых в государственный реестр земель, в пределах которых окружающей среде причинен вред, связанный с прошлой экономической деятельностью (далее - Реестр)16.

Целью создания Реестра является выявление объектов накопленного экологического ущерба, систематизация сведений о них для последующей разработки проектов работ по ликвидации накопленного экологического ущерба.

15 Проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов возмещения (ликвидации) вреда окружающей среде, в том числе связанного с прошлой экономической деятельностью» (подготовлен Минприроды России) (не внесён в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 16.04.2014).

16 Возможно, лучшее название для будущего реестра - реестр объектов накопленного экологического ущерба (РОНЭУ), такое определение уже используется в «Методических рекомендациях по проведению инвентаризации объектов накопленного экологического ущерба». Утв. приказом Росприроднадзора от 25.04.2012 № 193. - С. 6.

В Реестр включаются сведения о месте нахождения и собственнике земельного участка, категории земель, уровнях и объемах негативного воздействия на окружающую среду, величине ущерба в стоимостном выражении.

Источником первичных сведений для указанного государственного реестра являются результаты натурных обследований, которые проводятся в целях разработки проектов работ по ликвидации накопленного экологического ущерба и финансируются в рамках средств, предусмотренных на их подготовку.

Документированная информация, содержащаяся в Реестре, относится к общедоступной информации, за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательством Российской Федерации (информация ограниченного доступа).

В течение пяти рабочих дней уполномоченный Правительством Российской Федерации орган исполнительной власти предоставляет заинтересованному лицу сведения из Реестра или в письменной форме направляет ему мотивированный отказ в предоставлении таких сведений. Отказ может быть обжалован заинтересованным лицом в судебном порядке.

Документированная информация из Реестра предоставляется бесплатно органам государственной власти, физическим и юридическим лицам. За предоставление копий документов взимается плата. Размер указанной платы, порядок ее взимания устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Необходимая для предоставления государственных услуг информация из Реестра предоставляется уполномоченными органами государственной власти, осуществляющими функции по ведению Реестра, по межведомственному запросу органов, предоставляющих государственные услуги, либо подведомственных государственным органам организаций.

Ведение Реестра осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет обобщение документированной информации, содержащейся в Реестре земель, находящихся в федеральной собственности, Реестре земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель, государственная собственность на которые не разграничена. Порядок представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документированной информации, содержащейся в Реестре земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.»

Следует добавить, что указанный законопроект не принят даже в первом чтении, что затрудняет нормативно-правовое регулирование сферы прошлого экологического ущерба и ущерба от текущей экономической деятельности. К тому же, по инициативе некоторых ФОИВ из него исключили статью, регулирующую государственно-частное партнёрство в сфере ЛНЭУ

Важную роль в предотвращении образования ущерба от текущей экономической деятельности должны сыграть планируемые изменения в законодательство в сфере недропользования и охраны окружающей среды, предусматривающие создание обязательных ликвидационных фондов для недропользователей17, введение практики утилизационных

17 Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности недропользователей по созданию ликвидационных фондов» (подготовлен

сборов, совершенствование обращения с отходами производства и потребления18, а также

19

экологическое страхование .

В Российской Федерации совершенствование нормативно-методического обеспечения ликвидации накопленного экологического ущерба и реабилитации земель, нарушенных в результате хозяйственной деятельности прошлых лет должно осуществляться в направлении применения наряду с административными, экономических методов регулирования, способствующих ускорению и повышению эффективности процессов реабилитации загрязненных территорий, применению инновационных финансовых и восстановительных технологий. Необходимо внедрять страхование рисков, связанных с осуществлением восстановительных мероприятий на загрязненных территориях. В этом случае покрытие может предоставляться на случай превышения расходов на рекультивационные работы или страхование ответственности на случай загрязнения окружающей среды. Тем самым обеспечивается механизм гарантированной ликвидации загрязнения на загрязнённом участке. В этих целях необходимо подготовить соответствующие изменения в «Земельный кодекс Российской Федерации», «Градостроительный кодекс Российской Федерации», Федеральный закон «Об экологической экспертизе», Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты.

Минприроды России) (не внесён в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 31.01.2014); Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской ответил на вопросы онлайн-издания «Газета.ру» относительно проблемы создания ликвидационных фондов на промышленных предприятиях. URL: http://www.mnr.gov.ru/news/detail.php?ID=132371 (дата обращения: 14.11.2014).

18 Пояснительная записка к проекту Концепции Федеральной целевой программы «Ликвидация накопленного экологического ущерба» на 2014-2025 годы.

19 Тулупов А.С. Причинение вреда природной среде обеспечить страховой защитой // Экологический вестник России. - 2013. - № 1. - С. 64-67; № 2 (продолжение). - С. 52-56.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тулупов А.С. Причинение вреда природной среде обеспечить страховой защитой [Текст] // Экологический вестник России. - 2013. - № 1. - С. 64-67; № 2 (продолжение). - С. 52-56.

2. Шилов А.С. Введение в политическую экологию [Текст] - М.: ИНЭК, 2008 - С. 176-187.

3. Тулупов А.С. Анализ современных представлений об ущербе как важнейшей категории экономики природопользования [Электронный ресурс] // Материалы второго Российского экономического конгресса. - Суздаль, 18-22 февраля 2013 года. URL: http://www.econorus.org/c2013/program.phtml?vid=report&eid=363 (дата обращения: 14.11.2014).

4. «Прошлый экологический ущерб: актуально ли это для России?». Анализ ответов на вопросник. Исследование Всемирного банка по прошлому экологическому ущербу в РФ. [Электронный ресурс] - М., 4 апреля 2006 г. URL: http://ineca.ru/download.php?projects/pel/&analis.pdf (дата обращения: 14.11.2014);

5. Прошлый экологический ущерб в Российской Федерации. - Всемирный банк, Департамент устойчивого развития, регион Европы и Центральной Азии. [Электронный ресурс] - Май 2007 г. - 7, 49 с. URL: http://expert.gost.ru/EC/DOC/PECU.pdf (дата обращения: 14.11.2014).

6. Модельный закон «Об экологической ответственности в отношении предупреждения и ликвидации вреда окружающей среде». Принят постановлением от 03.12.2009 № 33-10 Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств. [Электронный ресурс] URL: http://www.iacis.ru/upload/iblock/aa3/ass_33_07a.pdf (дата обращения: 14.11.2014).

7. Пинаев В.Е., Кудрявцева О.В., Чернышев Д.А. История, становление и современное состояние экологического аудита в РФ [Текст] // Журнал «Экономика природопользования» №: 4, 2014 г. стр.: 59-66

8. Пинаев В.Е., Ледащева Т.Н. Элементы учебно-методического комплекса по дисциплине «Оценка воздействия на окружающую среду» //Интернет-журнал «Мир Науки» Выпуск 3 (5) 2014 (июль — сентябрь) [Электронный ресурс-режим доступа http://mir-nauki.com/PDF/25PMN314.pdf

9. Чернышев Д.А., Пинаев В.Е.Обращение с отходами производства и потребления - вопросы лицензирования // Интернет-журнала «Науковедение» (учредитель журнала НОУ ВПО ИГУПИТ) № 3 (22) выпуск май-июнь 2014 [Электронный ресурс]- режим доступа http://naukovedenie.ru/PDF/76EVN314.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Пинаев В.Е. Эколого-экономическое моделирование предприятий [Текст] // «Вестник МГУ» серия 6, экономика: научный ж-л - М., МГУ, 2013.- № 3 май -июнь.- с. 54-63.

11. Ледащева Т.Н., Кудрявцева О.В., Пинаев В.Е. Особенности исчисления платы за загрязнение окружающей среды в России [Текст] // «Вестник Университета» теоретический и научно-методический ж-л М., ГУУ, 2013, № 21 с. 153-161

12. Шахин Д.А., Ледащева Т.Н., Пинаев В.Е. Оценка современного состояния окружающей среды в рамках экологического сопровождения проектов [Текст] //М., МАКС Пресс 2013 . 216 с.

13. Ледащева Т.Н., Пинаев В.Е. Опыт развития системного мышления у студентов-экологов в рамках курса экоинформатики [Текст] // «Вестник РУДН» Серия Экология и безопасность жизнедеятельности: научный ж-л. № 4, 2011, с.97-101

14. Пинаев В.Е. Опыт экономически развитых стран в использовании промышленных твёрдых отходов [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Исследовано в России», 132, стр. 1434-1452, 2004 http://zhumal.ape.relam.ru/articles/2004/132pdf

15. Пинаев В.Е. Глобализация проблемы промышленного роста и загрязнения окружающей среды твердыми отходами [Текст] «Вестник МГУ» серия 6, экономика: научный ж-л - М., МГУ, 2003, № 4.- с. 92-107.

Vladimir Pinaev

M.V.Lomonosov Moscow State University

Russia, Moscow E-Mail: [email protected]

Dmitry Chernyshev

The Russian Academy of Public Administration

Russia, Moscow E-Mail: [email protected]

Analysis of national legal requirements in the sphere of environmental losses from past economic activities

Abstract. In the article authors provide review of modern legal acts of Russian Federation on the topic of cumulative environmental damage and it's luquidation. The article is dedicated to aspects of liquidation of past environmental damage liquidation. Different definitions of cumulative environmental damage, present in legal acts, are listed. The article also contains proposals for improvement of Federal law project "On amending of particular legal acts of Russian Federation in part of indemnification (liquidation) of environmental damage, including related to past activities" in part of article 78 of project "Liquidation of environmental harm, related to past economic activities". The publication contains experience of systematization of requirements on environmental harm liquidation generated in different legal documents.

Keywords: cumulative environmental loss; environmental harm; liquidation of cumulative environmental harm; license holder; legal acts.

REFERENCES

1. Tulupov A.S. Prichinenie vreda prirodnoj srede obespechit' strahovoj zashhitoj [Tekst] // Jekologicheskij vestnik Rossii. - 2013. - № 1. - S. 64-67; № 2 (prodolzhenie). - S. 52-56.

2. Shilov A.S. Vvedenie v politicheskuju jekologiju [Tekst] - M.: INJeK, 2008 - S. 176187.

3. Tulupov A.S. Analiz sovremennyh predstavlenij ob ushherbe kak vazhnejshej kategorii jekonomiki prirodopol'zovanija [Jelektronnyj resurs] // Materialy vtorogo Rossijskogo jekonomicheskogo kongressa. - Suzdal', 18-22 fevralja 2013 goda. URL: http://www.econorus.org/c2013/program.phtml?vid=report&eid=363 (data obrashhenija: 14.11.2014).

4. «Proshlyj jekologicheskij ushherb: aktual'no li jeto dlja Rossii?». Analiz otvetov na voprosnik. Issledovanie Vsemirnogo banka po proshlomu jekologicheskomu ushherbu v RF. [Jelektronnyj resurs] - M., 4 aprelja 2006 g. URL: http://ineca.ru/download.php?projects/pel/&analis.pdf (data obrashhenija: 14.11.2014);

5. Proshlyj jekologicheskij ushherb v Rossijskoj Federacii. - Vsemirnyj bank, Departament ustojchivogo razvitija, region Evropy i Central'noj Azii. [Jelektronnyj resurs] - Maj 2007 g. - 7, 49 s. URL: http://expert.gost.ru/EC/DOC/PECU.pdf (data obrashhenija: 14.11.2014).

6. Model'nyj zakon «Ob jekologicheskoj otvetstvennosti v otnoshenii preduprezhdenija i likvidacii vreda okruzhajushhej srede». Prinjat postanovleniem ot 03.12.2009 № 33-10 Mezhparlamentskoj Assamblei gosudarstv-uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv. [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.iacis.ru/upload/iblock/aa3/ass_33_07a.pdf (data obrashhenija: 14.11.2014).

7. Pinaev V.E., Kudrjavceva O.V., Chernyshev D.A. Istorija, stanovlenie i sovremennoe sostojanie jekologicheskogo audita v RF [Tekst] // Zhurnal «Jekonomika prirodopol'zovanija» №: 4, 2014 g. str.: 59-66

8. Pinaev V.E., Ledashheva T.N. Jelementy uchebno-metodicheskogo kompleksa po discipline «Ocenka vozdejstvija na okruzhajushhuju sredu» //Internet-zhurnal «Mir Nauki» Vypusk 3 (5) 2014 (ijul' — sentjabr') [Jelektronnyj resurs]- rezhim dostupa http://mir-nauki.com/PDF/25PMN314.pdf

9. Chernyshev D.A., Pinaev V.E.Obrashhenie s othodami proizvodstva i potreblenija -voprosy licenzirovanija // Internet-zhurnala «Naukovedenie» (uchreditel' zhurnala NOU VPO IGUPIT) № 3 (22) vypusk maj-ijun' 2014 [Jelektronnyj resurs]- rezhim dostupa http://naukovedenie.ru/PDF/76EVN314.pdf

10. Pinaev V.E. Jekologo-jekonomicheskoe modelirovanie predprijatij [Tekst] // «Vestnik MGU» serija 6, jekonomika: nauchnyj zh-l - M., MGU, 2013.- № 3 maj - ijun'.- s. 5463.

11. Ledashheva T.N., Kudrjavceva O.V., Pinaev V.E. Osobennosti ischislenija platy za zagrjaznenie okruzhajushhej sredy v Rossii [Tekst] // «Vestnik Universiteta» teoreticheskij i nauchno-metodicheskij zh-l M., GUU, 2013, № 21 s. 153-161

12. Shahin D.A., Ledashheva T.N., Pinaev V.E. Ocenka sovremennogo sostojanija okruzhajushhej sredy v ramkah jekologicheskogo soprovozhdenija proektov [Tekst] //M., MAKS Press 2013 . 216 s.

13. Ledashheva ГК, Pinaev V.E. Opyt razvitija sistemnogo myshlenija u studentov-jekologov V ramkah kursa jekoinformatiki [Tekst] // «Vestnik RUDN» Serija Jekologija i bezopasnost' zhiznedejatel'nosti: nauchnyj zh-l. № 4, 2011, s.97-101

14. Pinaev V.E. Opyt jekonomicheski razvityh stran v ispol'zovanii promyshlennyh tvjordyh othodov [Jelektronnyj resurs] // Jelektronnyj zhumal «Issledovano V Rossii», 132, str. 1434-1452, 2004 http://zhurnal.ape.relam.ru/articles/2004/132pdf

15. Pinaev V.E. Globalizacija problemy promyshlennogo rosta i zagrjaznenija okruzhajushhej sredy tverdymi othodami [Tekst] «Vestnik MGU» serija 6, jekonomika: nauchnyj zh-l - М., MGU, 2003, № 4.- s. 92-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.