УДК 502.55
О ликвидации накопленного (прошлого) экологического вреда
А.А. СОЛОВЬЯНОВ, д.х.н., проф., акад. РАЕН, зам. директора ФГБУ «ВНИИ охраны окружающей среды» («ВНИИ Экология»). (Россия, 117628, Москва, усадьба «Знаменское садки»). E-mail: [email protected]
Описан процесс и результат создания отрасли российского законодательства, направленные на ликвидации объектов накопленного (прошлого) экологического вреда. Охарактеризовано распоряжение правительства Российской Федерации от 4 декабря 2014 года № 2462-р «Об утверждении комплекса первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности».
Ключевые слова: слова: прошлый (накопленный) экологический ущерб, российские законопроекты о ликвидации объектов прошлого (накопленного) экологического вреда, распоряжение правительства Российской Федерации от 4 декабря 2014 года № 2462-р.
1. Общая характеристика накопленного (прошлого) экологического вреда на территории России [1-3]
Среди различных видов негативного воздействия на окружающую среду значительную роль играет промышленное загрязнение почв, грунтов и подпочвенных вод. По данным аэрокосмических съемок, ареалы распространения загрязняющих веществ непосредственно вокруг промышленных комплексов России охватывают территорию в 18 млн га. В частности, площадь почвенного покрова, загрязненного цветными металлами и фтором, достигает в России 3,6 млн га, при этом чрезвычайно высокий уровень загрязнения обнаружен на площади более 0,25 млн га.
Содержание свинца на территории Иркутска, Свирска, Рудной Пристани, Черемхова, Каменска-Уральского Свердловской области в 10 и более раз превышает ПДК. Такое же превышение ПДК по меди обнаружено в г. Ревде Свердловской области, Ижевске, Санкт-Петербурге, Рязани, Нижнем Новгороде, Кирове, Томске, Рудной Пристани. Десятикратное превышение ПДК сразу по трем компонентам (меди, никелю и кобальту) зафиксировано в г. Мончегорске Мурманской области.
Фтором загрязнены земли вокруг предприятий алюминиевой промышленности в г. Краснотурьинске Свердловской области, Братске, Новокузнецке, Волгограде, Красноярске. Концентрация фтора в этих районах больше фонового уровня в 4-10 раз, а
содержание водорастворимого фтора в 10-30 раз превышает ПДК. По данным обследования территории вокруг Кандалакшского алюминиевого завода, содержание фтора в верхнем слое почвы превышает фоновый уровень в три раза на расстоянии до 20 км.
Значительное влияние на загрязнение почв оказывают предприятия нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслей. Зона их активного загрязнения составляет 1-3 км от предприятий при общем распространении загрязнителей, в том числе попадающих в сельскохозяйственные культуры, на расстояние не менее 20 км.
Существенным источником загрязнения почв могут служить полигоны по размещению твердых коммунальных отходов, отвалы и шламохранилища предприятий горнодобывающей, металлургической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности.
Наиболее распространенными загрязнителями почв и земель на объектах Вооруженных сил являются горюче-смазочные материалы (ГСМ). Очистке от них подлежит более 50 тыс. га. Значительная часть компонентов ГСМ просачивается в грунт из-за изношенности хранилищ и трубопроводов при заправке авиационной техники. Под взлетными полосами некоторых аэродромов скопились «техногенные месторождения» основного авиационного топлива - керосина. Так, в подземной керосиновой линзе у г. Энгельса Саратовской области, расположенного на Волге, находится не менее 20 тыс. т топлива. В г. Ейске
Краснодарского края на берегу Таганрогского залива аналогичная линза тянется к Азовскому морю.
Существенны масштабы загрязнения почв и земель за рубежом. Так, в Германии насчитывается 50 тыс. участков загрязненной земли, в Нидерландах - 100 тыс., Дании - до 10 тыс. Площадь загрязнения в Великобритании равна 200 тыс. га. Значительным источником загрязнения территорий тяжелыми металлами являются заводы по сжиганию отходов, а также шламонакопители и хвостохранилища предприятий горнодобывающей и перерабатывающей промышленности. В США число объектов накопленного (прошлого) экологического вреда (НЭВ) превышает 240 тыс.
2. О состоянии российского законодательства в сфере ликвидации объектов накопленного экологического вреда (НЭВ) [4-10]
Развитые государства Европы и Северной Америки занимаются проблемой ликвидации НЭВ уже несколько десятилетий. Для эффективного ее решения они создали достаточно развитую законодательную базу, которую продолжают непрерывно совершенствовать. В Российской Федерации активные действия в этой сфере начались всего несколько лет назад, причем пока они не отличаются высокой результативностью.
21 февраля 2008 года на заседании правительства Российской Федерации был рассмотрен вопрос о создании правовых и инвестиционных механизмов ликвидации экологического ущерба, связанного с хозяйственной деятельностью, содержание понятия «экологический ущерб». Решение этой проблемы затем было включено в План действия правительства Российской Федерации
23 декабря 2009 года распоряжением правительства Российской Федерации № 2063-р был утвержден план законопроектной деятельности на 2010 год. Этот план предусматривал (пункт 24) разработку в этом же году проекта федерального закона под названием «О внесении измене-
ний в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования вопросов ликвидации экологического ущерба, в том числе связанного с прошлой хозяйственной деятельностью)». В качестве исполнителей разработки были определены Минприроды России, Минэнерго России, Минфин России, Минэкономразвития России, Минпромторг России и ГК «Росатом».
В итоге был разработан проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования вопросов ликвидации экологического ущерба, в том числе связанного с прошлой хозяйственной деятельностью)».
Публичные консультации с различными структурами и субъектами Российской Федерации, проведенные Минэкономразвития России в период с 26 апреля по 11 мая 2011 года, показали, что большинство участников рассмотрения этот законопроект не устраивает.
В частности, в резюме подготовленного заключения было сказано: «Существенный недостаток законопроекта - неповоротливые бюрократические механизмы (аукционы, разработка проектной документации и пр.), которые в подавляющем большинстве случаев не позволят реа-лизовывать оперативные меры, направленные на защиту окружающей среды, особенно в случае выброса (сброса) газообразных и жидких отравляющих веществ».
Вероятно, по этой причине законодательное оформление проблемы ликвидации объектов НЭВ повторно обсуждалось президиумом государственного совета. На очередном его заседании, которое состоялось 9 июня 2011 года в городе Дзержинске Новгородской области, был рассмотрен вопрос «О мерах по обеспечению экологической безопасности при реализации крупных инвестиционных проектов и ликвидации накопленного экологического ущерба». По итогам этого заседания появился новый перечень директив президента Российской Федерации Д.А. Медведева Так, он требовал:
«Внести в установленном порядке в законодательство Российской Федерации изменения, направленные на совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду и возмещения ущерба окружающей среде, нанесенного и накопленного
в результате прошлой хозяйственной деятельности, предусмотрев при этом:
• введение в законодательство Российской Федерации понятия «накопленный экологический ущерб»;
• разработку порядка и методик отнесения объектов хозяйственной деятельности к объектам накопленного экологического ущерба, проведения инвентаризации, учета и ранжирования объектов накопленного экологического ущерба;
• определение и разграничение полномочий в сфере оценки и ликвидации накопленного экологического ущерба...»
Эти поручения были утверждены 20 июня 2011 года (№ Пр-1742ГС), а соответствующее поручение правительства Российской Федерации № ВП-П9-4594 вышло 7 июля 2011 года.
Прошло еще полтора года, и 14 декабря 2012 года правительство Российской Федерации утвердило (распоряжение № 2369-р) План законопроектной деятельности на 2013 год, в котором в пункте 31 Минприроды России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти снова поручалось разработать закон, правда, с несколько иным названием: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части регулирования вопросов возмещения (ликвидации) вреда окружающей среде, в том числе связанного с прошлой хозяйственной деятельностью)». Согласно Плану, законопроект должен был внесен в правительство Российской Федерации в январе 2013 года, а в Государственную думу ФС РФ в марте этого же года.
Работа над законом потребовала намного больше времени, чем было предусмотрено Планом законопроектной деятельности, при этом название законопроекта несколько раз менялось. Так, одна из промежуточных версий документа имела название «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов возмещения вреда окружающей среде и устранения последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате прошлой экономической деятельности». Для согласования в ведомства и для оценки регулирующего воздействия направлялся законопроект, названный «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодатель-
ные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов возмещения вреда окружающей среде и ликвидации прошлого экологического ущерба». Наконец, в правительство Российской Федерации осенью 2015 года был внесен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов возмещения вреда окружающей среде и ликвидации накопленного вреда окружающей среде».
В документе в статье 1 дан ряд определений, которые в случае принятия закона станут нормативными, в частности определение того, что теперь является основным объектом регулирования, а именно накопленный вред окружающей среде:
«Накопленный вред окружающей среде - вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме при переходе права собственности, в том числе при отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке приватизации».
Для ликвидации накопленного вреда окружающей среде законопроект предусматривает осуществление различных операций, среди которых:
• разработка критериев отнесения к объектам НЭВ;
• проведение инвентаризации объектов НЭВ;
• разработка и ведение государственного реестра НЭВ;
• разработка программы поэтапной ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объектах НЭВ;
• разработка проектов рекультивации земель и земельных участков и проектов восстановления нарушенного состояния окружающей среды;
• согласование проектов рекультивации земель и земельных участков и проектов восстановления нарушенного состояния окружающей среды;
• приемка работ по рекультивации земель и земельных участков и проектов восстановления нарушенного состояния окружающей среды.
В законопроекте описаны соответствующие организационные схемы учета и ликвидации объектов НЭВ, в частности как должна происходить инвентаризация этих объектов, формирование и ведение их реестра, подготовка проектов рекультивации земель и земельных участков и проектов вос-
становления нарушенного состояния окружающей среды, их согласование и приемка результатов их реализации.
При этом должны быть разработаны и приняты документы, которые регламентируют процедуры осуществления перечисленных операций. К ним относятся в соответствии с текстом законопроекта:
• порядок «проведения работ по рекультивации земель и земельных участков, восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, включающий разработку проектов рекультивации земель и земельных участков и проектов восстановления нарушенного состояния окружающей среды, процедуру их согласования, порядка приемки работ по рекультивации земель и земельных участков, работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды»;
• порядок «ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде»;
• порядок «проведения инвентаризации, отнесения к объектам накопленного вреда окружающей среде, включения объектов накопленного вреда окружающей среде в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, и порядок их ранжирования в государственном реестре объектов накопленного вреда окружающей среде»;
• порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
• требования «по разработке программы поэтапной ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объектах накопленного вреда окружающей среде, используемых на праве собственности юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, вошедших в состав имущественного комплекса при переходе права собственности, в том числе при отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке приватизации»;
• порядок ведения «государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, находящихся в федеральной собственности или расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности, объектов накопленного вреда окружающей среде, расположенных на территориях или акваториях, используемых на праве собственности или ином законном праве юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности,
подлежащих федеральному государственному экологическому надзору»;
• порядок проведения «инвентаризации и организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объектах накопленного вреда окружающей среде, находящихся в федеральной собственности или расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности и не имеющих собственника в виде юридического или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя»;
• порядок согласования «проектов рекультивации земель и земельных участков, проектов восстановления нарушенного состояния окружающей среды в случаях, когда вред окружающей среде причинен в пределах земель, находящихся в федеральной собственности и (или) находящихся на территории двух и более субъектов Российской Федерации, или водным объектам, находящимся в федеральной собственности»;
• порядок приемки «работ по рекультивации земель и земельных участков, проектов восстановления нарушенного состояния окружающей среды в случаях, когда вред окружающей среде причинен в пределах земель, находящихся в федеральной собственности и (или) находящихся на территории двух и более субъектов Российской Федерации, или водным объектам, находящимся в федеральной собственности»;
• порядок согласования «программы поэтапной ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объектах накопленного вреда окружающей среде, используемых на праве собственности юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, вошедших в состав имущественного комплекса при переходе права собственности, в том числе при отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке приватизации, в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору».
В законопроекте уделяется значительное внимание описанию механизмов, с помощью которых организуется возмещение вреда, причиненного окружающей среде. Прежде всего устанавливается, что «юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных
ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и ландшафтов... обязаны возместить его в полном объеме». Устанавливается также, что «возмещение вреда окружающей среде осуществляется в натуральной форме посредством проведения работ по рекультивации земель и земельных участков, работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.».
Наряду с возмещением вреда в натуральной форме возможно его возмещение и в стоимостной форме, причем он «исчисляется по таксам и методикам исчисления вреда окружающей среде в стоимостной форме», которые утверждаются как федеральными органами исполнительной власти, так и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
«В случае отказа причинителя вреда от возмещения вреда окружающей среде добровольно в натуральной форме или в стоимостном выражении возмещение вреда окружающей среде в стоимостном выражении осуществляется по решению суда».
Таким образом, закон в случае его принятия приведет к созданию развернутой и детализированной системы по ликвидации объектов НЭВ и нормализации экологической ситуации во многих регионах Российской Федерации.
Следует отметить, что параллельно с деятельностью по подготовке целевого закона шла работа по подготовке и принятию иных документов, имеющих отношение к проблеме НЭВ. Вполне ожидаемо, что в этих документах не было устойчивого определения того явления, с которым следует разобраться, хотя предпочтение отдавалось термину «экологический ущерб».
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, выделяла как «одно из основных направлений обеспечение экологической безопасности экономического развития и улучшения экологической среды жизни человека ликвидацию накопленного загрязнения, восстановление эродированных земель, захламленных территорий».
25 апреля 2012 года был выпущен приказ Росприроднадзора № 193 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению инвентаризации
£ ■о-
Таблица 1
Состояние дел с реализацией первоочередных мероприятий, включенных в программу, утвержденную распоряжением правительства Российской Федерации от 4 декабря 2014 года № 2462-р
№ Наименование мероприятия Плановый объем финансирования, млн руб. (Федеральный бюджет/бюджет субъекта РФ) Описание объекта, на котором должно быть реализовано мероприятие
1 Пилотный проект по восстановлению торфяных болот (Вологодская область) 2,85/ 0 Работы должны выполняться в рамках реализации проектной документации «Противопожарное обустройство месторождения торфа «Пустынское» (Ивачевские дачи) в Череповецком районе Вологодской области», разработанной ООО «Институт «Вологдагипроводхоз» в 2008 году.
2 Восстановление загрязненных нефтепродуктами земель в районе г. Мирного (Архангельская область) 195,2/9,76 Работы должны производиться на территории теплового хозяйства МУП «ЖЭУ» (г. Мирный Архангельской области) и на прилегающей к нему территории. Объект расположен на восточной окраине города Мирного, в 880 м на юго-восток от южной оконечности водозабора «Северный», в 1,5 км на восток от озера Плесецкое. В результате хозяйственной деятельности при эксплуатации войсковыми частями Министерства обороны РФ котельных, обеспечивающих город Мирный тепловой энергией, происходили аварийные проливы мазута, что привело к значительным загрязнениям территории котельной и прилегающих территорий. Общая площадь мазутных разливов составляет 28 412,06 м2, общая площадь земель, загрязненных нефтепродуктами, на территории теплового хозяйства МУП «ЖЭУ» и прилегающей территории, составляет 44 014,74 м2
3 Ликвидация отработанных шламовых амбаров с отходами нефтепереработки в Заводском районе г. Грозного и с. Октябрьского (Чеченская Республика) 158,1/ 0 Работы должны происходить на промышленной площадке бывшего ПО «Грознефтеоргсинтез» (3,5 га), на которой находится несколько шламовых амбаров с жидкими нефтесодержащими отходами, а также на прилегающей к площадке территории (27 га), загрязненной нефтепродуктами на большую глубину
4 Ликвидация разлива мазута в муниципальном образовании Федотовское (Вологодская область) 23,6/0 Работы должны выполняться на земельном участке, расположенном на территории Федотовского сельского поселения Вологодского муниципального района, на расстоянии 0,5 км к северу от поселка Федотово. Согласно акту обследования территории от 28 августа 2013 года, в районе поселка Федотово на водосборной площади реки Черная, ручья без названия, акватории водохранилища на реке Шомба и у тела плотины, в верхнем бьефе, имеются загрязнения в виде скопления нефтяной пленки. Земельный участок площадью 20 158 м2 загрязнен мазутом в результате произошедшего в 1979 году разлива на мазутно-насосной станции, входящей в состав центральной котельной п. Федотово. Предполагаемый объем вылившегося мазута составляет около 2 тыс. м3 (около 1,8 тыс. т). На земельном участке находятся отстойники нефтепродуктов в виде трех прудов правильной прямоугольной формы, соединенных между собой трубопроводом. Отстойники заполнены вязкими нефтепродуктами и имеют прямое сообщение с акваторией водных объектов. Площадь ведения работ 24 414 м2, в том числе площадь загрязненной территории 20 158 м2. Территория участка занята частично болотной растительностью разнотравно-осоковой ассоциацией (осока, рогоз, пушица и т.п. на общей площади 8 732 м2), кустарником и мелколесьем (3 578 м2) и лесом (12 104 м2)
5 Ликвидация прошлого экологического ущерба на территории ликвидированного Беловского цинкового завода (Кемеровская область) 150/ 0 Работы должны проводиться на территории ОАО «Беловский цинковый завод», расположенного в городе Белово Кемеровской области, который пущен в эксплуатацию в 1930 году. Почва на территории завода и в радиусе 1 км от него загрязнена тяжелыми металлами - цинком, свинцом, кадмием, медью, никелем, кобальтом, хромом. Оборудование и здания завода должны быть демонтированы и утилизированы
6 Проведение работ по обезвреживанию кислых гудронов прудов-накопителей в Хабаровском муниципальном районе(Хабаровский край) 61,9/2,84 Местом выполнения работ являются пруды-накопители, расположенные в 4 км от села Заозерного. В результате деятельности государственного предприятия «Хабаровский нефтеперерабатывающийо завод им. С. Орджоникидзе» с 1965 по 1985 год в два пруда-накопителя сброшено 9,4 тыс. м3 кислых гудронов. Третий пруд-накопитель используется для сбора поверхностного стока. Гидроизоляция в прудах-накопителях отсутствует, о чем свидетельствуют выходы нефтепродуктов на поверхность и многочисленные водные промоины. Уровень прудов колеблется в зависимости от погодных условий. Испарения нефтепродуктов в теплое время года являются причиной неприятных запахов, ощущаемых на большом расстоянии.
7 Ликвидация накопленного экологического ущерба и экологическая реабилитация территории отработанных иловых карт, расположенных в г. Владимире (Владимирская область) 47,6/2,5 Участок иловых карт расположен на северо-востоке от деревни Кусуново на расстоянии 540 м. Карты построены без гидроизоляции. Численность населения, проживающего в зоне воздействия объекта, составляет 349,53 тыс. человек. Площадь загрязненной территории - 5,906 га, объем отработанных илов - около 62 тыс. т
Окрнчание табл. 1
№ Наименование мероприятия Плановый объем финансирования, млн руб. (Федеральный бюджет/бюджет субъекта РФ) Описание объекта, на котором должно быть реализовано мероприятие
8 Рекультивация бесхозной свалки отходов стекольного производства и отходов потребления в Судогодском районе (Владимирская область) 20,2/ 1,06 Местом выполнения работ является государственное казенное учреждение «Андреевское лесничество», на территории которого находится бесхозная свалка отходов, занимающая площадь 7,0 га. Свалка не имеет защитных сооружений и не оборудована наблюдательными скважинами. Объем накопленных отходов составляет 325 тыс. т 2-4-го класса опасности, в том числе отходы стекловолокна. В 0,5 км от свалки протекает река Передел, а в 1 км от нее находится памятник природы регионального значения «Фонтан»
9 Мероприятия по подготовке городской свалки твердых бытовых отходов в районе с. Тогаево г. Набережные Челны к закрытию с последующей рекультивацией (Республика Татарстан) 84/42 Местом выполнения работ является свалка отходов, находящаяся в районе села Тогаева вблизи города Набережные Челны. Объем накопленных отходов IV класса опасности на объекте на июнь 2013 года составил около 967 тыс. м3. Площадь свалки составляет 5,04 га с периметром, равным 1013,94 м. Свалка не имеет обваловки и ограждения, противофильтрационный экран отсутствует
10 Комплекс мероприятий по подготовке к закрытию Самосыровской свалки твердых бытовых отходов по ул. Мамадышский тракт г. Казани с последующей рекультивацией (Республика Татарстан) 141,5/132,5 Общая площадь Самосыровской свалки твердых коммунальных отходов составляет более 29 га, объем накопленных отходов составляет более 40 млн м3 (15 млн т). Свалка не имеет обваловки, противофильтрационный экран отсутствует. Значительному загрязнению подвержена территория на расстоянии до 250 м от свалки
11 Проведение работ первого этапа по ликвидации свалки твердых бытовых отходов в г. Урюпинске (Волгоградская область) 329,5/0 Свалка городского округа города Урюпинска расположена по адресу: гора Восточная, 87, город Урюпинск, Волгоградская область. На свалке размещены твердые бытовые отходы, образованные на территории городского округа города Урюпинска Волгоградской области в общем объеме 1166,5 тыс. куб. м. на земельном участке площадью 11,0 га.
объектов накопленного экологического ущерба», в котором было дано первое нормативное определение объектам, которые необходимо ликвидировать: «Объекты накопленного экологического ущерба - загрязненные территории, в том числе бесхозяйные территории, образованные в результате прошлой хозяйственной деятельности, а также объекты размещения отходов и иные объекты (здания, сооружения, загрязненные земельные участки), вокруг которых сформировалось загрязнение или которые сами являются загрязненными, на которых деятельность под управлением организации осуществлялась в прошлом и на которых остались отходы, негативно влияющие на природную среду».
20 февраля 2013 года президентом Российской Федерации была утверждена (Пр-232) Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Она предусматривала, в частности, «ликвидацию экологического ущерба, причиненного в результате прошлой хозяйственной, военной и иной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации, включая оценку причиненного экологического ущерба и реализацию мероприятий по очистке арктических морей и территорий от загрязнения».
Основными направлениями деятельности правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденными председателем правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 31 января 2013 года (№ 404п-П13), предусмотрено решение проблем ликвидации накопленного экологического ущерба.
Совет безопасности Российской Федерации при рассмотрении вопроса «Об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природопользования» 20 ноября 2013 года принял решение «утвердить до 1 апреля 2014 года проект федеральной целевой программы ликвидации последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической деятельности на 2014-2025 годы, в том числе включающей мероприятия по очистке и реабилитации загрязненных районов в Арктической зоне Российской Федерации». Это решение так и не было выполнено, но зато 4 декабря 2014 года вышло распоряжение правительства Российской Федерации № 2462-р, в котором был утвержден комплекс первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности.
3. Распоряжение правительства Российской Федерации № 2462-р
В документе перечислено 26 мероприятий, которые должны быть реализованы в 2015-2016 годы. По 21 из них функции заказчика делегированы федеральному государственному бюджетному учреждению (ФГБУ) «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды». Пять мероприятий должны быть реализованы на особо охраняемых природных территориях. Функции заказчиков по этим мероприятиям делегированы ФГБУ Объединенная дирекция государственного природного биосферного заповедника «Кедровая падь», национальный парк «Земля леопарда», ФГБУ «Сочинский национальный парк», ФГБУ «Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник» и ФГБУ «Государственный природный заповедник «Ненецкий», которые находятся в ведении Минприроды России.
Формирование перечня мероприятий, которые должны реализоваться на территориях субъектов Российской Федерации, осуществлялось на основании предложений органов исполнительной власти этих субъектов. Ими же проводилось обследование соответствующих объектов НЭВ и разра-
Все сведения о том, как происходит подготовка к реализации предусмотренных распоряжением мероприятий, можно найти на портале закупок на государственные нужды http:// zakupki.gov.ru/epz/main/public/home. html.
В табл. 1 приведены сведения по ряду наиболее значимых объектов, в первую очередь тех, которые возникли в результате загрязнения окружающей среды нефтяными углеводородами. Помимо нефтезагрязненных территорий в рамках распоряжения предполагается ликвидировать ряд
полигонов по размещению твердых коммунальных отходов.
Описание объектов, которые подлежат реабилитации, дается в соответствии с конкурсной документацией, подготовленной субъектами Российской Федерации.
В заключение можно сказать, что правительство Российской Федерации сделало важный шаг по пути ликвидации объектов НЭВ, но насколько он окажется успешным, покажет 2016 год, поскольку к 1 апреля должен появиться отчет о выполнении распоряжения. НГХ
батывались технические задания на реабилитацию этих объектов.
В распоряжении предусмотрено, что финансирование всех мероприятий должно происходить из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся объекты НЭВ. Если из первого источника предусмотрено выделить 2420,45 млн руб., то из второго - только 71,74 млн руб., что является чисто символичной цифрой. Следовательно, государство считает ликвидацию объектов НЭВ своей обязанностью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Донской С.Е. Актуальные экологические проблемы Российской Федерации: пути решения: Федеральный справочник, 2015, № 28. Вып. 1. С. 287-294.
2. Оценка накопленного экологического ущерба в Кемеровской области. - Новокузнецк: ИнЭка, 2006. 49 с.
3. Соколов Ю.И. Арктика: к проблеме накопленного экологического ущерба // Арктика: экология и экономика, 2013. № 2. С. 18-27.
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.12.2008 № 1996-р «Об утверждении плана подготовки актов по реализации в 2009-2010 годах Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года».
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. № 2063-р.
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2012 г. № 2369-р «О плане законопроектной деятельности Правительства РФ на 2013 г.».
7. Приказ Росприроднадзора от 25 апреля 2012 года № 193 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению инвентаризации объектов накопленного экологического ущерба».
8. Распоряжение Правительства РФ от 4 декабря 2014 г. № 2462-р «Об утверждении комплекса первоочередных мероприятий, направленных
на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности».
9. http://www.consultant.ru/law/hotdocs/38500.html. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ в части регулирования вопросов возмещения вреда окружающей среде и ликвидации прошлого экологического ущерба».
10. http://www.ecoindustry.rU/i/ecoindustry/350/nefedev.pdf.
ON ELIMINATION OF PAST ENVIRONMENTAL LIABILITIES
Soloviyanov A. Alexander, Dr. Sci. (Chem.), Full. Prof., Academician of the Russian Academy of Natural Sclencies, Deputy Director Research Institute of Environmental Protection (Institute of Ecology). (Estate «Znamenskoye Sadki», 117628, Moscow, Russia). E-mail: [email protected]
ABSTRACT
The process of development and results of the Russian legislature on elimination of past environmental liabilitieswere described. The Governmental Decree on December 4 of 2014 N 2462-p «On approval of the most important measures devoted to elimination of impact of pollution and other types of negative events on environment as a result of economic and other activities» was described.
Keywords: past environmental liabilities, projects of the Russian laws on elimination of past environmental liabilities, the Governmental Decree on December 4 of 2014 N2462-p
REFERENCES
1. Donskoy S.E. Aktual'nye ekologicheskie problemy Rossiyskoy Federatsii: putl resheniya. Federal'nyi spravochnik [Actual environmental problems of the Russian Federation], 2015, no. 28, vyp. 1, pp. 287-294. (In Russian).
2. Otsenka nakoplennogo ekologicheskogo ushcherba v Kemerovskoy oblasti [Assessment of accumulated environmental damage in the Kemerovo region]. Novokuznetsk, InEka Publ., 2006. 49 p.
3. Sokolov Yu.I. Arktika: k probleme nakoplennogo ekologicheskogo ushcherba. Arktika: ekologiya i ekonomika, 2013, no 2, pp. 18-27. (In Russian).
4. Rasporyazheniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 25.12.2008 no. 1996-r Ob utverzhdenii plana podgotovki aktov po realizatsii v 2009-2010 godakh Osnovnykh napravleniy deyatel'nosti Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii na period do 2012 goda [The order of the Russian Federation of 25.12.2008 no. 1996-r On approval of regulations to implement the training plan 2009-2010, Guidelines for the Government's activity The Russian Federation for the period till 2012]. A vailable at: http://docs.cntd.ru/document/902137475 (accessed 29.01.2016).
5. Rasporyazheniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 23.12.2009 no. 2063-r. [The order of the Russian Federation of 23.12.2009 no. 2063-r]. A vailable at: http://docs.cntd.ru/document/902192486 (accessed 29.01.2016).
6. Rasporyazheniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 14.12.2012
no. 2369-r O plane zakonoproyektnoy deyatel'nosti Pravitel'stva RF na 2013 g. [The order of the Russian Federation from December 14, 2012 no. 2369-p About the plan of legislative activities of the Government of the Russian Federation for 2013]. A vailable at: http://docs.cntd.ru/document/902386818 (accessed 29.01.2016).
7. PrikazRosprirodnadzora ot 25 aprelya 2012 goda no 193 Ob utverzhdenii
Metodicheskikh rekomendatsiy po provedeniyu inventarizatsii ob"yektov nakoplennogo ekologicheskogo ushcherba [Order by Rosprirodnadzor April 25, 2012 no 193 On Approval Methodical recommendations for inventory objects accumulated environmental damage]. A vailable at: http://docs.cntd. ru/document/902361145 (accessed 29.01.2016).
8. Rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 4 dekabrya 2014 g. no 2462-r Ob utverzhdenii kompleksa pervoocherednykh meropriyatiy, napravlennykh na likvidatsiyu posledstviy zagryazneniya i inogo negativnogo vozdeystviya na okruzhayushchuyu sredu v rezul'tate ekonomicheskoy i inoy deyatel'nosti [Decree of the Russian Government dated December 4, 2014 no 2462-r On Approval of the complex of priority measures aimed to eliminate the effects of pollution and other negative effects on the environment as a result of economic and other activities]. A vailable at: http://docs.cntd.ru/ document/420238600 (accessed 29.01.2016).
9. Proyekt Federal'nogo zakona O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon Ob okhrane okruzhayushchey sredy i otdel'nyye zakonodatel'nyye akty RF v chasti regulirovaniya voprosov vozmeshcheniya vreda okruzhayushchey srede i likvidatsii proshlogo ekologicheskogo ushcherba [Draft Federal Law On Amendments to the Federal Law On protection of the surrounding ronment and Certain Legislative Acts of the Russian Federation regarding regulation issues of compensation for damage to the environment and the elimination of the last environmental damage] A vailable at: http://www.consultant.ru/law/ hotdocs/38500.html (accessed 29.01.2016).
10. A vailable at: http://www.ecoindustry.ru/i/ecoindustry/350/nefedev.pdf. (accessed 29.01.2016).