Научная статья на тему 'Выявление факторов повышения конкурентоспособности продукции мясопродуктового подкомплекса: на примере Республики Коми'

Выявление факторов повышения конкурентоспособности продукции мясопродуктового подкомплекса: на примере Республики Коми Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Коми / мясопродуктовый подкомплекс / экономика / производство мяса и мясопродуктов / конкурентоспособность. / Komi Republic / meat products subcomplex / economy / production of meat and meat products / competitiveness.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юдин Андрей Алексеевич, Тарабукина Татьяна Васильевна

В статье рассматриваются инструменты и факторы, способные повысить экономический уровень Республики Коми в рамках реализации отечественной мясной продукции. Мясопродуктовый подкомплекс оказывает важную роль в развитии региона, экономической составляющей, реализации региональной продукции с целью ее расширения, получения прибыли и увеличения спроса потребителей. В ходе работы выявлены фундаментальные факторы конкурентоспособности массной продукции в Республике Коми – ценообразование и характеристики продукции. Цель настоящей работы – проанализировать факторы повышения конкурентоспособности продукции мясопродуктового подкомплекса. Новизна и степень изученности вопроса заключается в попытке систематизировать рекомендации по повышению конкурентоспособности продукции мясопродуктового подкомплекса в Республике Коми, что не проводилось ранее. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение полученных данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Юдин Андрей Алексеевич, Тарабукина Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF FACTORS FOR INCREASING THE COMPETITIVENESS OF MEAT PRODUCTS SUBCOMPLEX: THE EXAMPLE OF THE KOMI REPUBLIC

This article determines the tools and factors that can increase the economic level of the Komi Republic as part of the domestic meat products` sale. The meat products subcomplex plays an important role in the development of the region, the economic component, the sale of regional products with the aim of expanding it, making a profit and increasing consumer demand. In the course of the work the fundamental factors of mass products` competitiveness in the Komi Republic were identified – pricing and product characteristics. The aim of the work is to analyze the factors of increasing the competitiveness of meat products subcomplex products. The novelty and degree of study of the issue lies in the attempt to systematize recommendations for increasing the meat products subcomplex`s competitiveness products in the Komi Republic which has not been done before. Research methods: analysis, synthesis, generalization of the data obtained.

Текст научной работы на тему «Выявление факторов повышения конкурентоспособности продукции мясопродуктового подкомплекса: на примере Республики Коми»

Выявление факторов повышения конкурентоспособности продукции мясопродуктового подкомплекса: на примере Республики Коми

Юдин Андрей Алексеевич,

кандидат экономических наук, научный сотрудник Института агробиотехнологий им. А.В. Журавского - обособленное подразделение ФГБУН ФИЦ Коми НЦ УрО РАН E-mail audin@rambler.ru

Тарабукина Татьяна Васильевна,

кандидат экономических наук, научный сотрудник Института агробиотехнологий им. А.В. Журавского - обособленное подразделение ФГБУН ФИЦ Коми НЦ УрО РАН E-mail strekalovat@bk.ru

В статье рассматриваются инструменты и факторы, способные повысить экономический уровень Республики Коми в рамках реализации отечественной мясной продукции. Мясопродукто-вый подкомплекс оказывает важную роль в развитии региона, экономической составляющей, реализации региональной продукции с целью ее расширения, получения прибыли и увеличения спроса потребителей.

В ходе работы выявлены фундаментальные факторы конкурентоспособности массной продукции в Республике Коми - ценообразование и характеристики продукции. Цель настоящей работы - проанализировать факторы повышения конкурентоспособности продукции мясопродуктового подкомплекса.

Новизна и степень изученности вопроса заключается в попытке систематизировать рекомендации по повышению конкурентоспособности продукции мясопродуктового подкомплекса в Республике Коми, что не проводилось ранее. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение полученных данных.

Ключевые слова: Республика Коми, мясопродуктовый подкомплекс, экономика, производство мяса и мясопродуктов, конкурентоспособность.

Статья подготовлена в рамках государственного задания № FUUU-2023-0002 «Разработать методологию управления и механизм обеспечения производства сельскохозяйственной продукции, программу сохранения, совершенствования и использования генофонда местных популяций сельскохозяйственных животных Республики Коми», регистрационный номер НИОКР 1022033100156-4.

Введение

В современном мире категории конкуренции и конкурентоспособности представляют собой важность в экономической сфере с целью расширения деятельности, формирования целевой аудитории, поддержания личного бренда, что оказывает прямое влияние на экономическую составляющую в регионе и в стране в целом. Каждый предприниматель заботится о качестве выпускаемой продукции для повышения своего статуса, получения прибыли, формирования качества и стабильности на рынке. Основными аспектами исследования конкурентоспособности являются:

• общее и отраслевое определение;

• уровень конкурентоспособности;

• общее и особенное в отраслевой специфике, что отражает ресурсы, рынок региона, тем самым предоставляя возможность выявить уровень конкурентоспособности в рамках опреде-ленного-продукта, его характеристик качества в отраслевой специфике.

Исследуя конкурентоспособность мясопродуктового подкомплекса в Республике Коми, следует подчеркнуть влияние климатических условий региона, его природных особенностей, дополнительные расходы на отопление, доступность кормовой базы, сезонность технологий переработки. Важно отметить, что в каждом регионе необходимо отслеживать возможный потенциал повышения конкурентоспособности с целью детального анализа ресурсов и практической работы по внедрению для экономического роста, прибыли, увеличения доли отечественного рынка. Ссылаясь на информацию выше, актуальность настоящей работы подтверждает свою важность. В данной работе проводится теоретическое исследование возможных факторов повышения конкурентоспособности продукции мясопродуктового подкомплекса в Республике Коми.

Цель настоящей работы - проанализировать факторы повышения конкурентоспособности продукции мясопродуктового подкомплекса.

Новизна и степень изученности вопроса заключается в попытке систематизировать рекомендации по повышению конкурентоспособности продукции мясопродуктового подкомплекса в Республике Коми, что не проводилось ранее.

Материалы и методы исследования

Методами настоящего исследования является анализ и синтез полученных данных.

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

С целью проанализировать проблематику изучаемой темы, в данной работе были рассмотрены следующие работы российских авторов: М. Портера [1;2], О.И. Рыжковой [3], А. Сайганова [4], И.А. Сергеевой [5], Д.М. Слобожанина [6;7], А.И. Тихомирова [8], И.Н. Шафранского [9], А.К. Шукуро-ва [10], в которых удалось рассмотреть конкурентную стратегию и преимущества возможностей достижения высокого результата; выявить резервы повышения эффективности производства мясной продукции в РФ; провести оценку конкурентоспособности и экономической эффективности мясной продукции на перерабатывающих предприятиях АПК; проанализировать—обеспечение качества предоставляемой продукции, показатели стратегической поддержки конкурентоспособности мясной отрасли; упорядочить инструменты стратегического управления конкурентоспособностью мясной отрасли; исследовать состояние, проблемы, пути решения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции.

Результаты и обсуждения

В мясопродуктовом подкомплексе востребованность готовой продукции подразумевает высокую конкурентоспособность производителей, их опыт на отечественном рынке, ориентацию на потребителя и спрос с целью получения прибыли. Важно отметить, что все крупные производители региона, имеющие поддержку со стороны государства или государственных программ по улучшению АПК в Республике Коми, стремительно набирают обороты в рамках продаж качественной продукции с фундаментальной целью - повысить прибыль для покрытия расходов, дальнейших разработок и улучшения качества мяса, что расширит отечественный рынок, предоставит возможность снизить импортную продукцию с целью полного отказа от зарубежного продовольствия, позволит российскому рынку всецело обеспечить запросы потребителей, что подтверждается в рамках труда М. Портера[1; 2]. Автор обращает внимание на цену продукции, увеличение объема выпуска продукции с целью дальнейшей реализации и получения прибыли.

О.И. Рыжкова [3, С. 97-99] в своем труде пишет о кооперациях и структурированными конкурентными отношениями между региональными производителями, что выражается заметным уровнем превосходства конкурентоспособности мясопро-дуктового подкомплекса в сравнении с другими отраслями в Республике Коми. Важно обратить внимание, что мясное производство в регионе имеет опыт в конкуренции на рынке, - имеет-специфи-ческие ресурсы для мясного производства, объединенные в слаженную технологическую систему ¡¡^ с целью развития АПК.

Отечественный исследователь А. Сайганов ука-— зывает [4, С. 20-29] на фундаментальное отличие конкурентоспособности мясопродуктового подком-~ плекса в Республике Коми от других отраслей, что выделяется следующими критериями:

• в данном регионе не ценообразование имеет ключевую важность в развитии продукции, а именно люди и их потребности;

• качество мясного продовольствия, его расширение ассортимента в рамках спроса потребителя, стабилизация конкурентных отношений между производителями;

• поддержка и стабильность в развитии личного бренда, что экономически важно для стабильной экономики региона;

• ежегодное производство мяса способствует наращиванию опыта в данной сфере, отражается на минимизации производственных издержек и потерь, что также экономически выгодно для производителя.

Изучая проблематику исследуемой темы, следует выделить труд И.А. Сергеевой [5, С. 4849], в данной работе исследователь указывает на стремление российского государства поддержать отечественных производителей продукции сельского хозяйства, создать им условия конкурентоспособности между своими регионами с целью развития потенциала, технологических особенностей производства и сбыта продукции, совершенствования инструментов, создания необходимой инфраструктуры, проведения детального систематического анализа эффективности мясопродукто-вых подкомплексов для долгосрочной работы.

Анализируя инструменты повышения конкурентоспособности подкомплекса, удалось их систематизировать и вычленить ключевые, ссылаясь на труды отечественных авторов [6, С. 142-145; 7, С. 479-482]:

• целенаправленное обеспечение фундаментальных аспектов функционирования подкомплекса, к которым относят затраты и расходы, необходимые для реализации АПК;

• взаимосвязь с концепцией ценностей мясного сырья на региональном уровне;

• использование структурированных и систематизированных конкурентных стратегий между участниками и производителями мясной продукции;

• учет региональной специфики;

• расходы бюджета как целевой аспект воздействия в рамках имеющихся ресурсах региона;

• государственное воздействие на значимые аспекты подкомплекса: региональный бюджет, отраслевая стратегия, - экономические ограничения (выделяется бюджет, ссылаясь на экономические возможности региона);

• взаимосвязь практического регионального управления с конкурентоспособностью региона на-отраслевом и корпоративном уровне. Далее следует выделить ключевые инструменты

повышения конкурентоспособности мясопродуктового подкомплекса, что удалось проследить в работах А.И. Тихомирова [8, С. 76-84], И.Н. Шафранского [9, С. 65-70]. Во-первых, авторы выделяют функциональную необходимость систематизации таможенных платежей и тарифов во избежание дополнительных издержек и расходов. Затем стоит

указать на важность поддержания экспортной конкуренции в рамках соблюдения санитарных, ветеринарных, сервисных мер для возможности не нарушать технические требования с целью избежать производственного кризиса или снижения производительности. Далее труды-исследователей позволили вычленить информацию о неотъемлемой важности в страховании, финансовой поддержке со стороны государства и инвесторов, выгодных кредитов и субсидий для производителей мясного продовольствия, упорядоченных гарантиях на реализацию продукции на рынке.

Анализ трудов А.И. Тихомирова [8, С. 76-84] и И.Н. Шафранского [9, С. 65-70] позволили предпринять попытку систематизировать-меры внутренней поддержки мясопродуктовых подкомплексов, к которым следует отнести:

• «зеленую, желтую, голубую корзины»;

• урегулированную на определенный срок стоимость сырья для АПК;

• выделенные льготы, компенсации в случае несчастных происшествий на производстве, интервенции, субсидии;

• развитие персонала в рамках предоставляемого обучения (повышение квалификации), семинары, выставки, форумы;

• развитие инновационной инфраструктуры подкомплекса.

Представленная и проанализированная информация в данной работе позволяет обратить внимание на теоретическую категорию как результат вовлечения производителем ресурсов, которые крайне важны для формирования мясной продукции, ее преобразования, выпуска, доведения до потребителя на рынке.

Проведенный теоретический анализ специализированной литературы предоставил возможность детально изучить развитие и конкурентоспособность мясного продовольствия в Республике Коми, проследить развитие функционирующих подкомплексов, их возможности и технологическое обеспечение, что и позволило сделать вывод о том, что данная отрасль является доминирующей в регионе.

Вывод

Итак, ссылаясь на представленное теоретическое исследование, правительство Республики Коми тщательно изучает экономический уровень региона, следит за конкурентоспособностью мясопро-дуктового подкомплекса, анализирует его эффективность; государственная и предпринимательская поддержка способствует реализации мясной продукции, расширяя виды сортов мяса, улучшая качество, доступность, не повышая цену на отечественный продукт, переработку с минимальными технологическими и производственными потерями.

В процессе изучения отечественных трудов удалось проанализировать настоящую ситуацию по мясной продукции в Республике Коми, выявить ее ключевые составляющие, которые крайне

важны для соблюдения конкурентоспособности на рынке - цена и характеристика продукции являются важными факторами, благодаря которым повышается спрос у людей, сохраняется качество, производители включают инновационное комплектование производства, ежегодно улучшая его мощность и загруженность, отрабатывая имеющиеся погрешности, уменьшая отходы.

Литература

1. Портер, М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и ьшая конкурентов / М. Портер. - Москва: Альпина Паблишер, 2020. - 608 с.

2. Портер, М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М. Портер. - Москва: Альпина Паблишер, 2020. - 946 с.

3. Рыжкова, О.И. Выявление резервов повышения эффективности производства мясной продукции в РФ / О.И. Рыжкова // Наука Удмуртии. - 2019. № 2 (88). - С. 97-99.

4. Сайганов, А. Методика оценки конкурентоспособности мясной продукции на перерабатывающих предприятиях АПК / А. Сайганов, И. Шафранский // Аграрная экономика. 2018. Т. 6. № 277. - С. 20-29.

5. Сергеева, И.А. Роль мясного подкомплекса в обеспечении продовольственной безопасности / И.А. Сергеева // Никоновские чтения. -2019. № 14. - С. 48-49.

6. Слобожанин, Д.М. Анализ показателей стратегической поддержки конкурентоспособности мясной отрасли Новосибирской области / Д.М. Слобожанин // Актуальные проблемы экономики и управления АПК (г. Новосибирск, 0812 февраля 2021 г.). - Новосибирск: Издательский центр «Золотой колос», 2021. - С. 142145.

7. Слобожанин, Д.М. Инструменты стратегического управления конкурентоспособностью мясной отрасли Новосибирской области / Д.М. Слобожанин, Т.А. Афанасьева // Актуальные проблемы агропромышленного комплекса: сборник трудов научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов Новосибирского ГАУ (г. Новосибирск, 21-22 октября 2020 г.). - Новосибирск: Издательский центр Новосибирского государственного аграрного университета «Золотой колос», 2020. - С. 479-482.

8. Тихомиров, А.И. Экономическая эффективность развития подотраслей животноводства / А.И. Тихомиров // Экономика сельского хозяйства России. 2018. № 1. - С.76-84.

9. Шафранский, И.Н. Экономический механизм повышения конкурентоспособности мясной продукции на перерабатывающих предприятиях АПК / И.Н. Шафранский // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. 2019. № 2. - С. 65-70.

сз о со от т Р от

от А ш

10. Шукуров, А.К. Конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции: состояние, проблемы, пути решения / А.К. Шукуров, Б.М. Шу-курова, А.Т. Унгербаева // Статистика, учет и аудит. 2019. № 2 (73). - С. 177-182.

IDENTIFICATION OF FACTORS FOR INCREASING THE COMPETITIVENESS OF MEAT PRODUCTS SUBCOMPLEX: THE EXAMPLE OF THE KOMI REPUBLIC

Yudin A.A., Tarabukina T.V.

A.V. Zhuravsky Institute of Agrobiotechnology - a separate division of the Federal State Budgetary Educational Institution of the Komi National Research Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Syktyvkar

This article determines the tools and factors that can increase the economic level of the Komi Republic as part of the domestic meat products' sale. The meat products subcomplex plays an important role in the development of the region, the economic component, the sale of regional products with the aim of expanding it, making a profit and increasing consumer demand.

In the course of the work the fundamental factors of mass products' competitiveness in the Komi Republic were identified - pricing and product characteristics.

The aim of the work is to analyze the factors of increasing the competitiveness of meat products subcomplex products. The novelty and degree of study of the issue lies in the attempt to systematize recommendations for increasing the meat products subcomplex's competitiveness products in the Komi Republic which has not been done before.

Research methods: analysis, synthesis, generalization of the data obtained.

Keywords: Komi Republic, meat products subcomplex, economy, production of meat and meat products, competitiveness.

Reference

1. Porter, M. Competitive strategy. The methodology of analyzing industries and identifying competitors / M. Porter. - Moscow: Alpina Publisher, 2020. - 608 p.

2. Porter, M. Competitive advantage. How to achieve a high result and ensure its sustainability / M. Porter. - Moscow: Alpina Publisher, 2020. - 946 p

3. Ryzhkova, O.I. Identification of reserves for improving the efficiency of meat production in the Russian Federation / O.I. Ryzhkova // Science of Udmurtia. - 2019. № 2 (88). - Pp. 97-99.

4. Saiganov, A. Methodology for assessing the competitiveness of meat products at agro-industrial processing enterprises / A. Saiganov, I. Shafransky // Agrarian economics. 2018. Vol.6. No. 277. p. 20.29.

5. Sergeeva, I.A. The role of the meat subcomplex in ensuring food security / I.A. Sergeeva // Nikon readings. - 2019. No. 14.— p. 48-49.

6. Slobozhanin, D.M. Analysis of indicators of strategic support for the competitiveness of the meat industry of the Novosibirsk region / D.M. Slobozhanin // Actual problems of economics and management of the agro-industrial complex (Novosibirsk, 0812 February 2021). - Novosibirsk: Publishing Center "Zolotoy Kolos", 2021.— pp. 142-145.

7. Slobozhanin, D.M. Tools for strategic management of competitiveness of the meat industry of the Novosibirsk region / D.M. Slobozhanin, T.A. Afanasyeva // Actual problems of the agro-industrial complex: proceedings of the scientific and practical conference of teachers, graduate students, undergraduates and students of Novosibirsk State Agrarian University (Novosibirsk, October 21-22, 2020). - Novosibirsk: Publishing Center of Novosibirsk State Agrarian University "Zolotoy Kolos", 2020. - pp. 479-482.

8. Tikhomirov, A. I. Economic efficiency of the development of livestock subsectors / A.I. Tikhomirov // The economics of agriculture in Russia. 2018. No. 1.

9. P. 76.84. 9. Shafransky, I.N. The economic mechanism for increasing the competitiveness of meat products at agro-industrial processing enterprises / I.N. Shafransky // Bulletin of the Belaru-sian State Agricultural Academy. 2019. No. 2.— p. 65-70.

10. Shukurov, A.K. Competitiveness of agricultural products: state, problems, solutions / A.K. Shukurov, B.M. Shukurova, A.T. Un-gerbaeva // Statistics, accounting and auditing. 2019. No. 2 (73).— p. 177-182.

e

•a

CM

о

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.