Научная статья на тему 'Экономический механизм повышения конкурентоспособности мясной продукции на перерабатывающих предприятиях АПК'

Экономический механизм повышения конкурентоспособности мясной продукции на перерабатывающих предприятиях АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ / ECONOMIC MECHANISM / ECONOMIC-MATHEMATICAL MODEL / PROCESSING ENTERPRISES / PRODUCT COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шафранский И.Н.

В статье предложен экономический механизм повышения конкурентоспособности продукции на мясоперерабатывающих предприятиях АПК, позволяющий проводить своевременную диагностику, мониторинг качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, реагирование на изменения потребительского спроса на мясо и мясопродукты, обеспечивающий эффективное функционирование мясоперерабатывающих организаций на базе роста конкурентоспособности продукции. Данная разработка включает методику оценки эффективности использования ресурсов мясоперерабатывающих предприятий; методику оценки конкурентоспособности продукции; методику формирования цены на продукцию в зависимости от ее качества; оптимизационную модель программы развития мясоперерабатывающего предприятия на основе роста конкурентоспособности его продукции с использованием различных сценариев; методику оценки выбора поставщиков сырья и премирования за поставки скота для производства детского питания; методику обоснования размера премии за 1 т сырья в зависимости от его качества. Совокупность элементов предлагаемого экономического механизма позволит проводить регулярный мониторинг конкурентоспособности выпускаемой продукции и планомерную работу по ее повышению, что окажет влияние на рост финансово-экономического состояния не только мясоперерабатывающих предприятий, но и сельскохозяйственных организаций поставщиков сырья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article proposes an economic mechanism for improving the competitiveness of products at meat processing enterprises of the agro-industrial complex, which allows for timely diagnosis, monitoring the quality and competitiveness of products, responding to changes in consumer demand for meat and meat products, ensuring the effective functioning of meat processing organizations based on the growth of product competitiveness. This development includes a methodology for assessing the efficiency of the use of resources of meat processing enterprises; methodology for assessing the competitiveness of products; methods of pricing products, depending on their quality; optimization model of the meat processing enterprise development program based on the growth of the competitiveness of its products using various scenarios; methodology for assessing the selection of suppliers of raw materials and bonuses for the supply of livestock for the production of baby food; method of justifying the size of the premium for 1 ton of raw materials, depending on its quality. The combination of the elements of the proposed economic mechanism will allow regular monitoring of the competitiveness of products and systematic work to improve it, which will affect the growth of the financial and economic condition of not only meat processing enterprises, but also agricultural organizations supplying raw materials

Текст научной работы на тему «Экономический механизм повышения конкурентоспособности мясной продукции на перерабатывающих предприятиях АПК»

УДК 339.137.2:637.5:338.43

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МЯСНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ АПК

И. Н. ШАФРАНСКИЙ

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», г. Горки, Республика Беларусь, 213407, e-mail: shafranskiy93@mail.ru

(Поступила в редакцию 22.03.2019)

В статье предложен экономический механизм повышения конкурентоспособности продукции на мясоперерабатывающих предприятиях АПК, позволяющий проводить своевременную диагностику, мониторинг качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, реагирование на изменения потребительского спроса на мясо и мясопродукты, обеспечивающий эффективное функционирование мясоперерабатывающих организаций на базе роста конкурентоспособности продукции. Данная разработка включает методику оценки эффективности использования ресурсов мясоперерабатывающих предприятий; методику оценки конкурентоспособности продукции; методику формирования цены на продукцию в зависимости от ее качества; оптимизационную модель программы развития мясоперерабатывающего предприятия на основе роста конкурентоспособности его продукции с использованием различных сценариев; методику оценки выбора поставщиков сырья и премирования за поставки скота для производства детского питания; методику обоснования размера премии за 1 т сырья в зависимости от его качества. Совокупность элементов предлагаемого экономического механизма позволит проводить регулярный мониторинг конкурентоспособности выпускаемой продукции и планомерную работу по ее повышению, что окажет влияние на рост финансово-экономического состояния не только мясоперерабатывающих предприятий, но и сельскохозяйственных организаций - поставщиков сырья.

Ключевые слова: экономический механизм, экономико-математическая модель, перерабатывающие предприятия, конкурентоспособность продукции.

The article proposes an economic mechanism for improving the competitiveness ofproducts at meat processing enterprises of the agro-industrial complex, which allows for timely diagnosis, monitoring the quality and competitiveness of products, responding to changes in consumer demand for meat and meat products, ensuring the effective functioning of meat processing organizations based on the growth of product competitiveness. This development includes a methodology for assessing the efficiency of the use of resources of meat processing enterprises; methodology for assessing the competitiveness of products; methods of pricing products, depending on their quality; optimization model of the meat processing enterprise development program based on the growth of the competitiveness of its products using various scenarios; methodology for assessing the selection of suppliers of raw materials and bonuses for the supply of livestock for the production of baby food; method ofjustifying the size of the premium for 1 ton of raw materials, depending on its quality. The combination of the elements of the proposed economic mechanism will allow regular monitoring of the competitiveness ofproducts and systematic work to improve it, which will affect the growth of the financial and economic condition of not only meat processing enterprises, but also agricultural organizations supplying raw materials.

Key words: economic mechanism, economic-mathematical model, processing enterprises, product competitiveness.

Введение

Целью функционирования перерабатывающих организаций АПК должно стать достижение высокой конкурентоспособности продукции, что диктует необходимость разработки эффективного механизма, позволяющего выполнить требования Государственной программы развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 годы [4]. Вышеизложенное диктует необходимость разработки новых методик и практических рекомендаций, реализация которых будет способствовать росту эффективности производства и конкурентоспособности предприятий и выпускаемой ими продукции [18, 24, 26].

Целью исследования, результаты которого излагаются в данной статье, является обоснование экономического механизма повышения конкурентоспособности мясной продукции перерабатывающих предприятий.

Основная часть

Критический анализ литературных источников показывает, что на современном этапе существует многообразие трактовок категории «механизм», что свидетельствует о её значимости в экономической науке. С целью выявления сущности «механизма конкурентоспособности продукции» рассмотрим основные трактовки категории «механизм» и их классификации применительно к экономике.

Так, В. К. Липская полагает, что категория «механизм» не способна к самостоятельному существованию и находится в неразрывной связи со сферой применения. Исследователь, классифицируя трактовки категории «механизм», выделяет социально-экономический, финансовый, хозяйственный и другие механизмы. Применительно к конкурентоспособности продукции автор рассматривает понятие «механизм» через совокупность методов, оказывающих воздействие на факторы конкурентоспособности [12].

Е. В. Векленко в соответствии с субъектами и объектами воздействия указывает на существование следующих концептуальных подходов к трактовке экономического механизма: институциональный, экономический. В рамках первого подхода механизм раскрывается через процесс управления изучае-

мым объектом. Сущность механизмов второго подхода раскрывается через сложную систему взаимодействия между различными субъектами [2].

А. Л. Пустуев и Ф. А. Степанов в ходе изучения понятия «экономический механизм устойчивости в системе управления АПК» указывают на необходимость реализации комплекса мер различной направленности на различных уровнях экономики. Опираясь на мнение исследователей, можно сделать вывод о необходимости выделения классификации механизмов по принципу охвата экономических явлений и процессов с позиции масштаба: микро-, макро-, мезо- и мегауровня экономики [15].

Н. П. Иванов по принципу реализации выделяет следующие разновидности механизмов: рыночные, командно-иерархическая вертикаль, информационно-сетевые. Под рыночными автор понимает такие механизмы, которые способны действовать, опираясь на принцип саморегулирования. Во вторую и третью группы входят механизмы, в основу которых положено соответственно вертикальное и горизонтальное подчинение элементов [9].

По мнению А. С. Кульмана, существует необходимость в выделении двух основных типов экономического механизма: открытый и закрытый. Под открытым понимается такой механизм, который отражает постепенное развитие объекта воздействия. В процессе реализации механизма открытого типа объект меняет свое первоначальное состояние. К закрытому типу относятся механизмы, отражающие этапы изменения состояний объекта посредством непрерывного замкнутого цикла [10].

Опираясь на проведенный анализ теоретического материала, нами в зависимости от схемы функционирования выделены следующие подходы к трактовке категории «механизм» применительно к экономической науке: совокупность рычагов воздействия, совокупность элементов, последовательность процессов, система взаимодействия (таблица). Анализ выявленных подходов позволяет раскрыть сущность категории «механизм» применительно к теме исследований. Так, механизм повышения конкурентоспособности продукции представляет собой упорядоченную систему функциональных блоков последовательно подчиненных основной цели - повышению конкурентоспособности продукции [18].

Таблица 1. Трактовка категории «механизм» применительно к экономической науке

Подход Пример Авторы Сущность

Совокупность рычагов воздействия Механизм управления В. К. Липская [12, с. 6-7], Г. Н. Захаров [8, с. 3], Е. Н. Астанкова [1, с. 9] Инструмент воздействия, характеризующий процесс управления рассматриваемым объектом

Совокупность элементов Механизм гос. регулирования конкурентной среды Е. В. Гусаков [5, с. 9-11], А. Л. Пустуев, Ф. А. Степанов [15, с. 31-32], А. И. Голу-бева, В. И. Дорохова, А. Н. Дугин [3, с. 110-111] Совокупность элементов различной направленности, комплексно способствующих эффективному функционированию объекта

Последовательность процессов Механизм воспроизводства А. С. Кульман [10, с. 13], В. Г. Гусаков, А. П. Шпак, Я. Н. Бречко и др. [6, с. 3840], П. Б. Любецкий [13, 23-24], А. Черняв, И. Павленко [21, с. 11] Последовательность этапов, отражающих развитие объекта воздействия. Может представляться в качестве замкнутого цикла

Система взаимодействия Механизм кооперации Ж. Д. Доморожилкина, Е.А. Буряк [7, с. 139], А. П. Шпак, Я. Н. Бречко, А. В. Гор-батовский, А. В. Пилипук, В. А. Дурович и др. [14, с. 128-131], В. А. Фурсов, Н. В. Лазарева [20, с. 60-61] Сложная система операций, выполняемых различными субъектами

Примечание. Составлено автором.

Схема функционирования предлагаемого нами механизма представлена на рис. 1. Как видно, данная схема относится к процессному подходу, но имеет ряд отличительных особенностей от существующих моделей экономического механизма, рассмотренных в рамках данного подхода:

1. Первым блоком выступает анализ направлений повышения конкурентоспособности продукции, что позволяет выявить проблемы и сформировать направления дальнейших этапов предлагаемого механизма.

2. В рамках предлагаемой структуры конкурентоспособности продукции (пирамиды уровней) предполагается проведение комплексных мер воздействия на объект.

3. Учитывает необходимость удовлетворения потребностей нескольких субъектов: производителей продукции и поставщиков сырья.

4. Опираясь на основные свойства категории «конкурентоспособность», указывает на необходимость постоянного мониторинга конкурентоспособности продукции.

С целью обоснования фактора, оказывающего наибольшее влияние на результаты работы мясокомбинатов республики, нами разработана методика оценки эффективности использования ресурсов мясоперерабатывающих предприятий [23].

Рис. 1. Схема функционирования механизма повышения конкурентоспособности продукции Примечание. Разработано автором.

Данная методика базируется на построении степенной корреляционно-регрессионной модели формирования добавленной стоимости от факторов производства (труда, представленного среднесписочной численностью работающих; совокупного капитала без учета затрат на покупку скота; сырья в виде поставленного на переработку скота). Она позволяет определить удельный вклад этих ресурсов в формирование добавленной стоимости, основана на расчете средней и предельной их производительности. Установлено, что в современных условиях увеличение добавленной стоимости мясокомбинатов наиболее эффективно происходит за счет роста объемов сырья, его предельная производительность в 2017 г. составила 1,223. Научная новизна данной методики заключается в предложенном алгоритме расчета средней и предельной производительности ресурсов, что дает возможность количественно оценить выявленные тенденции формирования показателей, обосновать причины дифференциации в использовании ресурсов и определить рациональные параметры их окупаемости.

Для проведения мониторинга и выделения конкурентоспособной и неконкурентоспособной продукции различных товарных групп перерабатывающего предприятия, а также обоснования резервов ее роста разработана методика оценки конкурентоспособности продукции с позиции мясокомбината [17]. Для реальной и потенциальной оценки конкурентоспособности продукции предлагается использовать комплексный показатель, базирующийся на таких коэффициентах, как доля экспорта отдельных видов продукции, доля выручки от реализации продукции в общей выручке, рентабельность продукции. Согласно проведенным расчетам, продукция будет являться конкурентоспособной, когда коэффициент конкурентоспособности будет больше либо равен установленному нормативу [18].

Известно, что существует дифференциация цены в зависимости от уровня качества реализуемой продукции, что диктует необходимость обоснования оптимального сочетания основных характеристик продукции, т. е. цены и качества [25]. Для решения поставленной задачи предлагается методика формирования цены, обеспечивающая при заданном уровне качества конкурентоспособность продукции [16] (рис. 2). Новизна предлагаемой нами методики состоит в учете оценки удовлетворенности потребителей ее качеством при помощи метода экспертных оценок. Применение данной методики позволяет перерабатывающему предприятию своевременно корректировать ассортиментную политику, реагировать на изменения запросов потребителей с целью наиболее полного удовлетворения их потребностей. Предлагаемая методика также была использована для обоснования исходной информации экономико-математической модели программы развития мясоперерабатывающего предприятия на основе роста конкурентоспособности его продукции с использованием различных сценариев [11, 22]. Новизной предлагаемой нами модели является введение ограничений: по формированию добавленной стоимости, позволяющее обеспечить получение добавленной стоимости не менее фактически достигнутого уровня; по удовлетворению потребностей потребителей, позволяющее максимизировать энергетическую ценность произведенной продукции к затратам на ее приобретение [18, 19].

Рис. 2. Методика формирования цены, обеспечивающая при заданном уровне качества конкурентоспособность продукции Примечание. Составлено автором на основании собственных исследований.

Применение данной методики позволяет обосновать рациональное использование сырьевых ресурсов, провести оптимизацию объемов производства и реализации продукции с целью повышения конечных результатов хозяйствования мясоперерабатывающего предприятия на основе роста качества и конкурентоспособности продукции. Разработана четырехэтапная методика оценки выбора поставщиков сырья для производства детского питания, новизна которой заключается в анализе и учете экономических показателей, среди которых среднегодовое поголовье животных, среднесуточный прирост живой массы, себестоимость 1 т прироста живой массы, расстояние от поставщика до мясокомбината, общий коэффициент качества сырья. Данный показатель предлагается рассчитывать как среднее значение из произведения коэффициентов качества животных разных половозрастных групп на их долю в объемах закупок, а их качество определять с учетом соотношения цен сырья конкретного качества и высшей категории [18]. На основании предлагаемой методики составлен рейтинг поставщиков сырья крупного рогатого скота ПУП «Оршанский мясоконсервный комбинат». Произведено распределение поставок сырья для производства детского питания в соответствии с конкурентным потенциалом поставщиков, что позволит не только повысить качество поступающего на переработку сырья, но и обеспечить снижение убыточности продаж КРС сельскохозяйственным товаропроизводителям [18]. Для стимулирования поставок высококачественного сырья для производства детского питания рекомендуется предусмотреть премию к договорной закупочной цене в размере 30 %. Реализация методики оценки выбора поставщиков сырья и премирования за поставки скота для производства детского питания позволит повысить материальную заинтересованность сельскохозяйственных товаропроизводителей в поставках высококачественного сырья и увеличить выручку от реализации скота в зависимости от выбранной программы развития перерабатывающего предприятия.

С целью совершенствования экономических взаимоотношений мясоперерабатывающих предприятий с сельскохозяйственными товаропроизводителями нами предложена методика обоснования размера премии за 1 т сырья в зависимости от его качества. В рамках предлагаемой методики разработана экономико-математическая модель оптимизации выплаты премий сельскохозяйственным организациям - поставщикам сырья. Особенностью предлагаемой нами экономико-математической модели является учет поставок животных для убоя по видам и категориям скота, что позволяет обосновать оптимальную договорную закупочную цену, размер премии, стимулирующие качество поставляемого сырья с целью максимизации уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций. Проведен сравнительный анализ предлагаемой и действующей систем экономических взаимоотношений ПУП «Оршанский мясоконсервный комбинат» с сельскохозяйственными товаропроизводителями, по результатам которого установлено, что при использовании разработанных нами методик выручка сельскохозяйственных организаций возрастет на 11,1 % (1-й сценарий) и 109,5 % (4-й сценарий), рентабельность продукции (живой массы КРС и свиней) увеличится до 13 % [19]. Следовательно, на основании вышеизложенного нами разработана четырехэтап-ная схема эффективного экономического механизма повышения конкурентоспособности продукции на мясоперерабатывающих предприятиях АПК (рис. 3).

Рис. 3. Механизм повышения конкурентоспособности продукции на мясоперерабатывающих предприятиях АПК Примечание. Составлено автором на основании собственных исследований.

Предлагаемый механизм включает в себя следующие элементы: методики оценки конкурентоспособности продукции, оценки эффективности использования ресурсов мясоперерабатывающих предприятий, формирования цены на продукцию в зависимости от ее качества; модель программы развития перерабатывающего предприятия с целью роста конкурентоспособности продукции; методики оценки выбора поставщиков сырья и премирования за поставки скота для производства детского питания, обоснования размера премии за 1 т мясного сырья в зависимости от его качества.

Заключение

Проведенные исследования показали, что важнейшим направлением повышения конкурентоспособности продукции мясоперерабатывающих предприятий является совершенствование экономических взаимоотношений с сельскохозяйственными товаропроизводителями с целью стимулирования последних в повышении качества и количества сырья, поставляемого на переработку. Расчеты подтвердили, что только за счет роста качества продукции и перераспределения имеющихся сырьевых ресурсов от неконкурентоспособной в пользу конкурентоспособной продукции можно увеличить

прибыль от реализации продукции ПУП «Оршанский мясоконсервный комбинат» в три раза при росте коэффициента конкурентоспособности продукции с 0,202 до 0,368.

Реализация разработанных практических рекомендаций позволит увеличить выручку сельскохозяйственных организаций - поставщиков сырья от 11,1 % (1-й сценарий) до 109,5 % (4-й сценарий) по сравнению с фактическими данными. При этом размер премирования составит от 10,4 до 36,8 % от выручки от реализации продукции сельскохозяйственных организаций. В свою очередь повышение качества и количества сырьевых ресурсов будет способствовать улучшению результатов хозяйственной деятельности мясоконсервного комбината на базе роста качества и конкурентоспособности продукции, а также обеспечит снижение уровня убыточности сельскохозяйственного производства соответственно на 29,1 и 52,5 п. п. в 3-м и 4-м сценариях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Астанкова, Е. Н. О социально-экономическом механизме государственного регулирования агропромышленного комплекса в регионе / Е. Н. Астанкова // Междунар. науч. журн. - 2013. - № 4. - С. 9-12.

2. Векленко, Е. В. К вопросу об экономическом механизме воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве / Е. В. Векленко // Вестн. Курск. гос. с.-х. акад. - 2015. - № 3. - С. 20-23.

3. Голубева, А. И. Организационно-экономический механизм функционирования сельскохозяйственных потребительских кооперативов (на материалах Ярославской области) / А. И. Голубева, В. И. Дорохова, А. Н. Дугин // Наук. вюн. НУБШ Украши. Сер.: Економжа, аграр. менеджмент, бiзнес. - 2013. - №2. - С. 105-113.

4. Государственная программа развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 годы: Постановление совета министров Республики Беларусь 11 марта 2016 г. № 196. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.by/main.aspx?guid=12551&p0=C21600196&p1=1&p5=0-. Дата доступа: 21.01.2018.

5. Гусаков, Е. В. Научные основы и организационно-экономический механизм эффективного функционирования кооперативно-интеграционных объединений в АПК : автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Е. В. Гусаков; Ин-т систем. исслед. в АПК НАН Беларуси. - Минск, 2015. - 27 с.

6. Гусаков, В. Г. Научные принципы регулирования развития АПК: предложения и механизмы реализации / В. Г. Гусаков, А. П. Шпак, Я. Н. Бречко и др. - Мн. : Ин-т систем. исслед. в АПК НАН Беларуси. - Минск, 2018. - 194 с.

7. Доможилкина, Ж. В. Механизм управления конкурентоспособностью продукции АПК / Ж. В. Доможилкина, Е. А. Буряк // Интерактив. наука. - 2016. - № 2. - С. 133-138.

8. Захаров, Г. Н. Формирование экономического механизма устойчивого развития нефтехимического предприятия: автореф. дис. ...канд. экон. наук: 08.00.05 / Г. Н. Захаров; С.-Петерб. гос. инж.-экон. ун-т. - СПб., 2002. - 18 с.

9. Иванов, Н. П. Глобализация и общество: проблемы управления / Н. П. Иванов // Мировая экон. и междунар. отношения. - 2008. - № 4. - С. 3-15.

10. Кульман, А. С. Экономические механизмы / А. С. Кульман / Пер. с фр. Островской Е. П.; Общ. ред. Хрусталевой Н. И. - М. : Прогресс, 1993. - 189 с.

11. Колеснёв, В. И. Компьютерное моделирование для анализа и планирования АПК: монография / В. И. Колеснёв, И. В. Шафранская. - Горки: БГСХА, 2014. - 292 с.

12. Липская, В. К. Механизм повышения конкурентоспособности зерноуборочных комбайнов на предприятиях сельскохозяйственного машиностроения Республики Беларусь : автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / В. К. Липская; Белорус. гос. с.-х. акад. - Горки, 2016. - 27 с.

13. Любецкий, П. Б. Механизм формирования и реализации маркетинговой стратегии мясоперерабатывающих предприятий / П. Б. Любецкий. - Горки : Белорус. гос. с.-х. акад., 2018. - 288 с.

14. Методические рекомендации и меры по повышению эффективности и конкурентоспособности производства и переработки молока (молокопродуктового подкомплекса) / А. П. Шпак [и др.]. - Минск, 2014. - 183 с.

15. Пустуев, А. Л. Экономический механизм устойчивости в системе управления АПК / А. Л. Пустуев, Ф. А. Степанов // Аграр. вестн. Урала. - 2008. - № 12. - С. 31-32.

16. Сайганов, А. С. Методика обоснования цены реализации мясной продукции в зависимости от ее качества / А. С.Сайганов, И. Н. Шафранский // Аграр. экономика. - 2018. - № 9. - С. 23-31.

17. Сайганов, А. Методика оценки конкурентоспособности мясной продукции на перерабатывающих предприятиях АПК / А. Сайганов, И. Шафранский // Аграр. экономика. - 2018. - № 6. - С. 21-29.

18. Сайганов, А. С. Механизм повышения конкурентоспособности продукции на мясоперерабатывающих предприятиях АПК: монография / А. С. Сайганов, И. Н. Шафранский. - Горки: БГСХА, 2019. - 332 с.

19. Сайганов, А. С. Моделирование программы развития ПУП «Оршанский мясоконсервный комбинат» на базе роста конкурентоспособности продукции / А. С. Сайганов, И. Н. Шафранский // Вестник БГСХА. - 2018. - № 3. - С. 51-57.

20. Фурсов, В. А. Управление организационно-экономическим механизмом функционирования региональной рыночной инфраструктуры / В. А. Фурсов, Н. В. Лазарева // Kant. - 2011. - № 2. - С. 59-62.

21. Черняв, А. Оценка эффективности экономического механизма сельхозпредприятий / А. Черняв, И. Павленко // АПК : экономика, упр. - 2013. - № 8. - С. 11-1923.

22. Шафранский, И. Н. Анализ использования ресурсов перерабатывающих предприятий с целью повышения конкурентоспособности продукции / И. Н. Шафранский // Вестн. Белорус. гос. с.-х. акад. - 2018. - № 1. - С. 13-17.

23. Шафранская, И. В. Системный анализ и моделирование программы развития аграрных организаций: монография / И. В. Шафранская, О. М. Недюхина, И. Н. Шафранский. - Горки: БГСХА, 2016. - 292 с.

24. Шафранский, И. Н. Анализ использования ресурсов перерабатывающих предприятий с целью повышения конкурентоспособности продукции / И. Н. Шафранский // Вестн. Белорус. гос. с.-х. акад. - 2018. - № 1. - С. 13-17.

25. Шафранский, И. Н. Оценка конкурентоспособности мясоперерабатывающих предприятий с использованием конкурентной карты рынка / И. Н. Шафранский // Проблемы экономики. - 2018. - № 26. - С. 297-309.

26. Шафранский, И. Н. Пути повышения удовлетворенности потребителей продукции ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» / И. Н. Шафранский // Актуальные проблемы менеджмента в АПК: Сб. научн. статей по материалам Ш-й Международной научно-практической конф. кафедры управления: редкол. И. В. Шафранская (гл. ред.) [и. др.]. - Горки, 2017. - С. 64-68.

27. Шафранский, И. Н. Состояние и перспективы развития мясоперерабатывающих предприятий Республики Беларусь / И. Н. Шафранский // Современная аграрная экономика: наука и практика. - Горки: БГСХА, 2018. - С. 275-282.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.