Научная статья на тему 'Выявление духовных ценностей в текстах семейных преданий'

Выявление духовных ценностей в текстах семейных преданий Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
280
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ПРЕДАНИЕ / РЕЛИКВИЯ / ПАМЯТЬ РОДА / ЦЕННОСТЬ / ДУХОВНАЯ ЦЕННОСТЬ / УСТАНОВКА / ОЦЕНКА / НОРМАТИВ / ЦЕЛЬ / ПРОЕКТ / ЭТАЛОН / FAMILY / STORY / RELIC / RACE FAMILY / VALUE / SPIRITUAL VALUE / ATTITUDE / APPRAISAL / NORM / AIM / PROJECT / ANCHORAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ильина Татьяна Сергеевна, Ившина Татьяна Сергеевна

В данной статье предпринята попытка описать механизмы проявления духовных ценностей, внутри которых выделяются установки и оценки, нормативы, цели и проекты, эталоны. Целью статьи является сбор и изучение семейных преданий жителей Оренбургского региона. Ведущим методом явился метод семантического анализа, позволяющий детально выявить и описать на семном уровне объём семантических компонентов, а также лингвокультурную специфику значения слова и индивидуальную специфику значения в языковом сознании отдельных индивидов. Авторами предложена классификация преданий по тематическому принципу. Исследование показало, что семейные ценности это то, чем одна семья отличается от другой. Это семейная память, традиции, которые передаются из поколения в поколение, в общем, то, о чем в семьях обычно даже не задумываются, принимая их наличие как данность. Осознанно или неосознанно человек поступает в соответствии с семейно-духовными ценностями, которые позволяют ему придерживаться общепринятых норм поведения и выражать культуру семьи. В статье приведены примеры из семейных преданий, собранных в ходе опроса жителей Оренбурга и Оренбургского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ильина Татьяна Сергеевна, Ившина Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETECTION OF SPIRITUAL VALUES IN THE TEXTS OF FAMILY STORIES

This article attempts to describe the mechanisms of manifestation of spiritual values, within attitudes and appraisals, norms, aims and projects, anchorage. The aim of the article is to collect and study family legends of the inhabitants of the Orenburg region. The leading method was the method of semantic analysis. This method allows revealing in detail and describing on a semantic level the volume of semantic components and the linguocultural specificity of the meaning of the word. The method of semantic analysis allows revealing in detail and describing the individual specificity of meaning in the linguistic consciousness of some individuals. The authors propose a classification of stories according to a theme. The study showed that family values are what one family differs from another. This is family memory, traditions passed down from generation to generation. It is something that families usually do not think about it and accepting their presence as a fact. Consciously or unconsciously a person acts in accordance with family and spiritual values that allow him to adhere to the generally accepted norms of behavior and to express the culture of the family. In the article describes examples from family stories that collected during the inquiry of inhabitants of Orenburg and the Orenburg region.

Текст научной работы на тему «Выявление духовных ценностей в текстах семейных преданий»

УДК 81'27:398(470.56)

ВЫЯВЛЕНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ТЕКСТАХ СЕМЕЙНЫХ ПРЕДАНИЙ

© 2018

Ильина Лариса Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Романская филология и методика преподавания французского языка» Ившина Татьяна Сергеевна, магистрант Оренбургский государственный университет

(462431, Россия, Орск, улица Тагильская, дом 9/6, e-mail: tanushkasx@mail.ru)

Аннотация. В данной статье предпринята попытка описать механизмы проявления духовных ценностей, внутри которых выделяются установки и оценки, нормативы, цели и проекты, эталоны. Целью статьи является сбор и изучение семейных преданий жителей Оренбургского региона. Ведущим методом явился метод семантического анализа, позволяющий детально выявить и описать на семном уровне объём семантических компонентов, а также лингвокультурную специфику значения слова и индивидуальную специфику значения в языковом сознании отдельных индивидов. Авторами предложена классификация преданий по тематическому принципу. Исследование показало, что семейные ценности - это то, чем одна семья отличается от другой. Это семейная память, традиции, которые передаются из поколения в поколение, в общем, то, о чем в семьях обычно даже не задумываются, принимая их наличие как данность. Осознанно или неосознанно - человек поступает в соответствии с семейно-духовными ценностями, которые позволяют ему придерживаться общепринятых норм поведения и выражать культуру семьи. В статье приведены примеры из семейных преданий, собранных в ходе опроса жителей Оренбурга и Оренбургского региона.

Ключевые слова: семья, предание, реликвия, память рода, ценность, духовная ценность, установка, оценка, норматив, цель, проект, эталон.

DETECTION OF SPIRITUAL VALUES IN THE TEXTS OF FAMILY STORIES

© 2018

Ilina Larisa Evgenievna, Ph.D. in Pedagogy, associate professor of the department of «Romance philology and methods of teaching French» Ivshina Tatyana Sergeevna, graduate student Orenburg State University (462431, Russia, Orsk, Tagilskaya Street, 9/6, e-mail: tanushkasx@mail.ru)

Abstract. This article attempts to describe the mechanisms of manifestation of spiritual values, within attitudes and appraisals, norms, aims and projects, anchorage. The aim of the article is to collect and study family legends of the inhabitants of the Orenburg region. The leading method was the method of semantic analysis. This method allows revealing in detail and describing on a semantic level the volume of semantic components and the linguocultural specificity of the meaning of the word. The method of semantic analysis allows revealing in detail and describing the individual specificity of meaning in the linguistic consciousness of some individuals. The authors propose a classification of stories according to a theme. The study showed that family values are what one family differs from another. This is family memory, traditions passed down from generation to generation. It is something that families usually do not think about it and accepting their presence as a fact. Consciously or unconsciously - a person acts in accordance with family and spiritual values that allow him to adhere to the generally accepted norms of behavior and to express the culture of the family. In the article describes examples from family stories that collected during the inquiry of inhabitants of Orenburg and the Orenburg region.

Keywords: family, story, relic, race family, value, spiritual value, attitude, appraisal, norm, aim, project, anchorage.

С давних времен семейные предания создавались, хранились и передавались из поколения в поколение с целью укрепить семью и сохранить память рода. Рассказы о старших представителях рода и их жизни формируют внутрисемейные связи, создают ощущение единства поколений, учат детей понимать и гордиться собственной семьей. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами, которые с течением времени находят отражение в семейных преданиях.

Наше исследование посвящено изучению семейных преданий, хранящихся в семьях жителей Оренбургского региона и выявлению содержащихся в них духовных ценностей.

Мы рассматриваем семейные предания как рассказы о членах одной семьи и событиях, произошедших в недавнем или далеком прошлом и связанных с членами ее; семейные поверья и легенды, хранящиеся в семьях и переходящие от одного поколения семьи к другому как в устной передаче, так и зафиксированные письменно [1, с. 69]. Изучением темы семьи занимались Т. М. Афанасьева, Л. Б. Шнейдер, А. И. Антонов. Фундаментальными исследованиями, посвященные преданиям, являются работы Н. А. Криничной, В. П. Круг-ляшовой, А. И. Лазарева, В. К. Соколовой, Л. Е. Элиасова.

Неоднородность социальной структуры общества вызывает противоречивость ценностей и ценностных ори-ентаций. В этом смысле ценности есть предметная форма существования социальных отношений. Изучению ценностей посвящены работы В. П. Бездухова, Г. Риккерт,

Л. В. Мосиенко, А. Г. Здравомыслова, Н. И. Шевченко, А. А. Курагина.

Каждое семейное предание мы рассматриваем как текст (устный или письменный), который создается в процессе конкретного речевого акта. Исследования текста на современном этапе проводятся на междисциплинарном уровне. Нами поставлена цель собрать и изучить семейные предания жителей Оренбургского региона. Объектом нашего исследования являются тексты собранных нами и записанных семейных преданий Оренбургского региона как вербальных информативных единиц, обладающих прагматическими и функциональными качествами. Предметом - духовные ценности, нашедшие отражение в текстах семейных преданий. Интерес представляет исследование семейных преданий как процесса и речевого произведения как результата этой деятельности. В ходе работы мы столкнулись с тем, что тексты семейных преданий появлялись спонтанно, в процессе беседы с респондентами. Если в беседе принимали участие несколько человек, то текст подвергался изменению, в него вносились уточнения и добавления, поэтому мы рассматриваем текст с позиций синергетики как самоорганизующуюся, самонастраивающуюся систему, подсистемы которой обладают особыми свойствами, не присущими системе в целом (Г. Г. Москальчук, И. Ю. Моисеева, К. И. Белоусов, А. Ю. Корбут, Ю. А. Сорокин и др.).

Ведущим методом явился метод семантического анализа, позволяющий детально выявить и описать на сем-

Ilina Larisa Evgenievna, Ivshina Tatyana Sergeevna philological sciences -

DETECTION OF SPIRITUAL VALUES ... linguistics

ном уровне объём семантических компонентов, а также лингвокультурную специфику значения слова и индивидуальную специфику значения в языковом сознании отдельных индивидов [2, с. 3].

Нами были изучены теоретические вопросы: структурно-семантическая организация текстов, семантика ключевых слов, аксиологический аспект текстов семейных преданий.

Текстовую базу составили семейные предания, записанные в 2016-2018 годах в городах Оренбургского региона: в Оренбурге, Орске, Кувандыке, Новотроицке, Новоорске и др. Возраст респондентов - от 10 до 88 лет. Больше всего преданий записано респондентами в возрасте 17-25 лет. В результате исследования было собрано более 200 текстов семейных преданий. В качестве примера приведем семейное предание жительницы Орска Галины Бобко (1967 г. р.).

Сундук

В детстве я часто бывала у бабушки (на тот момент дедушки уже не было в живых). У бабушки был сундук, который она закрывала на ключ. И вот однажды она при мне для чего-то открыла сундук, и я случайно увидела, что там лимон лежит. Мне очень его захотелось, и я решила схитрить, сказала бабушке, что мне чего-то кисленького хочется, в надежде получить лимон. Но не тут-то было, бабушка прошлась по соседям и одолжила квашеную капусту и соленые огурцы.

Анализ текстов семейных преданий позволил сгруппировать предания по тематическому принципу. В первую группу мы отнесли предания, причиной появления которых явились исторические события. До XVII века на Руси тематика воинской службы оставалась неотъемлемой частью семейных рассказов, и поэтому были распространены сюжеты преданий о служении отечеству, о заговорах, о несправедливости и травле, о безвременной опале и прощении. [3, с. 36-40].

Семейные предания, включающие не только повествование, но и передающие определенный образ действий, основанный на жизненных примерах, мы отнесли во вторую группу. Нередко можно заметить, что дети в своей жизни поступают так же, как поступали в подобной ситуации их родители. Следовательно, семейное предание - это не только передача определенной информации, но и передача определенного образа жизни и действий, которые воспринимаются лишь при личном общении и совместной жизни [4].

Третью группу составили предания, связанные с какой-то семейной реликвией. Реликвией могла быть обычная вещь, так и необычный предмет, бережно хранившийся в семье, и из поколения в поколение члены семьи передавали этот предмет и историю, связанную с ним. Часто семейная реликвия оказывается утраченной, но предания о ней, остаются и сохраняются в семьях [5].

В четвертую группу мы отнесли предания о родословных книгах и сами факты наличия родословных книг являются создателями истории семьи. В сохранившихся до наших дней книгах содержатся записи о текущих событиях, письма, политические речи, копии правовых документов, сплетни, цены на зерно, философские размышления, стихи, генеалогические таблицы [6, с. 202203].

Семейные предания и традиции относятся к духовным ценностям. Духовные ценности представляют собой установленные обществом идеалы, которые невозможно ничем измерить и дать им цену. Духовные ценности лежат в основе внутреннего поиска человека, его стремлений, формирования мировоззрения, индивидуального взгляда на окружающую действительность.

Ценности меняются вместе с развитием общества. Они формируются на основе потребностей и интересов, однако не копируют их. В человеческом сознании ценности, а образуют устойчивую систему. В жизни человека ценности являются основой для выбора целей, способов и условий деятельности. Существуют две категории 42

ценностей: ценности-цели или терминальные (идеалы и цели человека, группы и общества) и ценности-способы, инструментальные (способы достижения целей, которые принимаются и одобряются в данном обществе) [7].

Духовные ценности - это совокупность религиозных, моральных, нравственных, этических убеждений человека, представляющих для него значимость. Они формируются с самого рождения, изменяются и совершенствуются со временем [8-16]. В России появился официальный документ, в котором перечислены традиционные духовно-нравственные ценности страны, - Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», в котором к семейным ценностям отнесены «честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством» [17].

Высшими ценностями для всех людей, во все времена были любовь, добро, счастье, истина, уважение, взаимопонимание. Важное значение в культуре и сознании каждого народа имела идея сохранения и продолжения рода, семьи, семейных традиций.

Семья - это основа государства, в жизни каждой конкретной личности, в судьбе каждой отдельной семьи отражается история страны. Как государство имеет свою историю, так и каждая семья сохраняет своё прошлое в семейных преданиях.

Основополагающими принципами существования семьи, которые позволяют сохранить ее целостность, являются вера, уважение, любовь, верность, брак, продолжение рода. Это далеко не полный список семейных ценностей. Основной смысловой нагрузкой, которую они несут, является брак, как единственно правильная форма совместной жизни мужчины и женщины, целью которой является при сохранении веры и любви друг к другу - продолжение рода и воспитание детей.

В анализируемых семейных преданиях и мы фиксировали описание таких ценностей как любовь, добро, счастье, истина, уважение.

Любовь - это самая могучая сила в отношениях, которую только можно себе представить. Э. Фромм обозначил любовь как особый вид единения между людьми, который имеет идеальную ценность во всех великих гуманистических религиях и философских системах истории Запада и Востока [18].

Добро - наиболее общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности [19].

Счастье - состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого призвания, самореализации [20].

Людям всегда было свойственно искать правду, доходить до сути вещей. В этом выражается естественное стремление к самопознанию и изучению окружающего мира. С помощью истины люди учатся анализировать свои поступки, рассматривать все те действия, которые совершают, на предмет правильности и нравственности. Эта ценность ведет к самопознанию и поиску ответов на важные нравственные вопросы.

Уважение является одним из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически (в соответствующих действиях, мотивах, а также в социальных условиях жизни общества) признаётся достоинство личности [21].

Ценности в жизни человека не возникают за один день. Они являются результатом жизненного опыта, формируются и воспитываются в людях через моральные установки, нормы поведения, жизненные цели, эталоны и т.д. Все, что происходит в окружающем мире, оказывает влияние на формирование системы ценностей человека: установки, нормы поведения, цели и эталоны меняются в зависимости от эпохи, зависят от политики, Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)

экономики, общества в целом, законов, традиций и т.д. Названные установки, нормы, цели, эталоны являются своеобразными механизмами, с помощью которых формируются ценности.

В нашем исследовании к механизмам формирования семейных духовных ценностей относятся установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты [22].

Установки руководят поведением человека в частных ситуациях [23], вырабатываются в процессе социокультурного взаимодействия членов общества, представителей разных поколений в семьях, общественной среде, воспроизводятся в каждый социально-исторический период [24]. Оценка - это суждение, в котором выражается мнение человека по поводу поступков других людей, нравов в тех или иных социальных группах, а также его отношение к собственной персоне (самооценка). Оценка, реализуясь на чувственном и рациональном уровнях, оказывает влияние на все виды жизнедеятельности человека, проявляется в эмоциях и чувствах, желаниях.

Норматив - это положение о соблюдении определенных стандартов, норм в какой-либо деятельности [25]. Норма является рациональным и формализованным регулятором поведения людей, который задан извне - из традиции, религиозного установления, языковых правил, этикета поведения и т. п.

Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека [26]. Проекты - это планы будущих действий человека. Создание проектов связано с сущностью человека, его умением производить осознанные целенаправленные действия по преобразованию окружающего мира, что невозможно без предварительно составленного плана. Таким образом реализуются творческая способность человека, его возможность изменения реальности: сначала - в собственном сознании, затем - на практике.

Эталон - это образец для подражания, и чем ближе к нему приблизится оцениваемый объект, тем лучше. Предпочтение, оказываемое той или иной личности, ее признание в качестве эталона в значительной степени характеризует соответствующий исторический период и социальную группу [27].

Для выявления духовных ценностей в текстах семейных преданий с помощью семантического анализа мы проанализировали тексты семейных преданий жителей Оренбургского региона и отметили в них указания на общественные идеалы, наличие установки и оценки, нормативов и запретов, целей и проектов, эталонов и стандартов (таблица 1). Семантический анализ позволяет учитывать социальные и культурные особенности носителя языка. Процесс человеческого мышления, как и язык, который представляет собой инструмент выражения мыслей, является очень гибким и трудно поддается формализации.

Таблица 1 - Выявление духовных ценностей в текстах семейных преданий*

Духовные ценности Тексты семейных преданий, б которых отражены данные ценности. Всего, от общего кол-ва преданий. % Механизмы формирования духовных ценностей

Уста- Оценка Норма Цель Проект Эталон

Любовь 87 42 27 10 12 18 26

Дооро 63 33 34 28 19 6 12

Счастье 19 21 10 14 27 19 13

Истина 56 16 23 12 5 7 5

Уважение 84 22 30 18 9 5 18

*составлено автором

В нашем исследовании мы проанализировали тексты семейных преданий, записанные на основе рассказов жителей Оренбургского региона, и отметили, какие духовные ценности (любовь, счастье, истина, уважение) отражены в каждом из них. Затем мы определили, с помощью какого механизма (установки, оценки, норматива, цели и т.д.) происходит формирование духовных

ценностей.

Наличие установки как готовности к определенному поведению в определенной ситуации (как видно из таблицы 1), выявлено в 42% (наибольший показатель) текстов, описывающих такую духовную ценность как любовь, и в 16% (наименьший показатель) текстов, описывающих такую ценность как истина. Например, в тексте «Открытие дачного сезона» (текст передан Ившиным Д. В., 1998 г. р., г. Орск) прослеживается готовность к определенному действию, поведению - «... каждый из нас уже точно знает, что должен делать (далее описываются действия, обязанности каждого члена семьи). Работаем все быстро и дружно!». В предании, отец, является главой семьи которого уважают и почитают - «после того как весь картофель в земле, отец нас благодарит за проделанную работу и поздравляет с открытием дачного сезона.»

Анализ показал, что в выбранных нами текстах содержатся установки на выполнение долга (установка долженствования) по отношению родителей к детям, а детей к родителям. Установки на выполнение долга характеризуют семейный образ жизни в целом, готовность человека «жить семьей». На формирование установок по выполнению долга оказывает большое влияние родительская семья.

В тексте «Добрая душа» (текст записан со слов Сатдарова И., 1989 г. р., г. Орск) автор повествует, о своем дедушке, который отдал долг родине в свои 49 лет. Когда речь идет о чести или долге, тогда и возраст не является препятствием - «мой дедушка... в 49 лет ушел на фронт. Из-за своего возраста он не был солдатом, а был завхозом».

В 34% (наибольший показатель) текстов семейных преданий содержится оценка, описывающая такую сем ценность как добро, 10% (наименьший показатель) текстов выявлено в описании такой духовной ценности как счастье. Основанием оценки выступают разные стороны деятельности: нормативный (соответствующий конкретной норме), социокультурный (согласующийся с культурной специфичностью определенного общества), операциональный (целесообразный набор и последовательность операций для достижения некоторой цели). Основанием оценки в тексте «Сундук» (текст передан Бобко Г., 1967 г.р., г. Орск) выступает операциональная деятельность, последовательность операций для достижения некоторой цели. У автора текста была поставлена цель заполучить лимон («однажды бабушка при мне открыла сундук, и я случайно увидела, что там лимон лежит. Мне его очень захотелось, и я решила схитрить, сказала бабушке, что мне чего-то кисленького хочется...»). Но так как были выбраны неверные ценности-способы, которые служат средствами достижения целей, то цель была не достигнута - «.бабушка «прошлась» по соседям и одолжила квашенную капусту и соленые огурцы».

Анализ показал, что в текстах преданий норма является рациональным и формализованным регулятором поведения людей, который они получают из традиции, религиозного установления, языковых правил, этикета поведения и т. п. В тексте «Боевые действия» (текст передан Ившиным Д. В., 1998 г. р., г. Орск) автор повествует о том, что после совершенных им действий, «. мама проявила немыслимые силы убеждения, после которых мы сначала долго смотрели не сушится ли что у соседей.». Таким образом «мама» с помощью каких-то аргументов, установила нормы и запреты, таким образом регулируя поведение детей, убеждая их подчиниться.

Цели и проекты прослеживаются в 50% текстов. Цели в нашем исследовании - это некие стандарты, руководящие выбором людей, поступков и событий, проекты - это планы будущих человеческих действий. И в первом, и во втором случаях человек стремится производить сознательные целенаправленные действия по пре-

Ilina Larisa Evgenievna, Ivshina Tatyana Sergeevna DETECTION OF SPIRITUAL VALUES ...

образованию окружающего мира.

В тексте «Папа до сих пор носит маму на руках» (текст записан со слов Шатненко П., 1989 г.р., г. Новотроицк) эталоном для автора является счастливая семья родителей - «только справили свадьбу, как папу

призвали в армию на два года. Мама ездила к нему часто...Сейчас бабушку и дедушку радуют еще и внуки. А еще у них очень много друзей, люди к ним тянутся, как подсолнухи к солнцу...» В данном примере отображена самая главная духовная ценность человека - любовь: «Несмотря на возраст, папа до сих пор носит маму на руках, один без другого не сядет даже обедать.»

Анализ результатов позволяет отметить, что семейные предания неразрывно связаны с духовными ценностями семьи и каждого члена семьи человека в отдельности. Осознанно или неосознанно человек поступает в соответствии духовными ценностями, сформированными в семье, что позволяют ему придерживаться общепринятых норм поведения и выражать культуру семьи. В сознании человека те или иные ценности существуют не сами по себе, а образуют устойчивую систему норм, целей, идеалов, и т. п. Благодаря ценностям формируются разного уровня (высшие и низшие) потребности и интересы, мотивы и цели людей, определяются средства для их достижения. Они являются регуляторами человеческих поступков, служат критериями оценки поступков других.

Мы получили подтверждение, что ценности являются одной из разновидностей норм культуры, так как ценности тоже имеют свои нормы, поэтому они в определенной степени ограничивают деятельность человека, нормируют ее: человек, придерживающийся одной системы ценностей, не позволит себе того, что считает нормой человек, придерживающийся другой системы ценностей. Ценности, занимая центральную позицию в жизни людей, оказывают существенное влияние на поведение и поступки человека, его социальную позицию и на общее отношение его к миру, к себе и другим людям.

Выявленные механизмы формирования духовных ценностей показывают, как создаются, развиваются и видоизменяются духовные ценности, какие общественные идеалы являются наиболее значимыми в семейном воспитании.

В процессе общения с целевой аудиторией мы пришли к выводу, что сохранение семейных преданий, равно как и систематизация семейных архивов, не является традицией, прочно вошедшей в повседневный обиход современной российской семьи. Чаще всего в семьях хранятся фотографии, реже письма и открытки, сувениры; с развитием техники на смену фотографиям приходят видеозаписи, и все это нуждается в систематизации. Мы установили, что когда семейное предание передается из поколения в поколение, то с течением времени что-то забывается, а предание дополняется новыми деталями, которых на самом деле не было. Вследствие этого с годами семейное предание, пересказываемое из уст в уста, постепенно теряет какую-то часть истины. Вместе с тем, семейные предания, сплетаясь, создают историю семьи.

Главная сложность, связанная с изучением семейных преданий, - их преимущественно устный характер, то есть с уходом представителей старшего поколения семейные предания забываются. Поэтому мы стараемся привлечь внимание подрастающего поколения к проблеме сохранения семейных преданий не только для того, чтобы они записали устные рассказы, «живущие» в семьях, но и задумались о сохранении памяти рода и семейных ценностей и реликвий

Изучение семейных преданий и выявление содержащихся в них духовных ценностей будет продолжено, интерес представляет исследование структурно-семантической организации текстов семейных преданий с помощью ключевых слов и метода позиционного анализа,

разработанного на основе пропорции золотого сечения, предназначен для исследования пространственно-временной организации текста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ильина Л. Е. Семейные предания как средство изучения особенности языковой и культурной ситуации региона // ОГПУ, 2016. С. 68-71.

2. Михайлова Т. В. Вербальное осмысление катастрофы: когнитивно-семантическое описание слова (на материале русского и английского языков). Автореф. дис. Волгоград, 2012. 20 c.

3. Кошелева Е. В. Приговор князю Ивану Никитичу Хованскому // Архив русской истории. 1994. № 5. С. 36-41

4. О Священном Писании и Священном Предании / Православие.Ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/30169.html

5. Щербакова И. В. По крупицам. Российские школьники об истории ХХ века. Сборник работ лауреатов Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия - XX век». М.: Новое издательство, 2013. 530 с.

6. Ильина Л. Е. Семейные предания как отражение образа эпохи // Филология и культура, 2016. № 4 (46). С. 199-206

7. Rokeach M. The Nature of Human Values. N. Y.: Free Press, 1973. 438 p.

8. Савенко А. Д. Роль религии в формировании духовных ценностей современной молодежи // Аллея науки, 2017. № 9. С. 66-68

9. Меджидова Л.С. Роль национально-духовных ценностей в развитии внутрисемейных отношений // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 246-248.

10. Шадрина И.М. Моральный интерес учителя к духовному обновлению общества в контексте классификации интересов по основанию направленности // Поволжский педагогический вестник. 2013. № 1 (1). С. 20-25.

11. Осипова В.Е. Формирование идентичности в подростковом возрасте как условие воспитания духовно-нравственных ценностей // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 254-258.

12. Сильнова Ю.А. Формирование духовно-нравственной установки в образовательном процессе начальной школы // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 147-151.

13. Гузева М.В. Ценности и ценностные ориентации личности в структуре духовно-нравственного воспитания // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 40-43.

14. Агапова Э.И. Социально-философское понимание духовных практик // Карельский научный журнал. 2014. № 1 (6). С. 10-13.

15. Курносова С.А. Духовно-нравственное воспитание школьников. Система инновационной работы школы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 58-62.

16. Позднякова О.К. Педагогические аспекты духовно-практического освоения действительности в морали // Самарский научный вестник. 2016. № 3 (16). С. 174179.

17. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://philologist. livejournal.com/7613549.html

18. Фромм Э. Искусство любить М.: АСТ, 2017. 224 с.

19. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). СПб.: Брокгауз и Ефрон, 1907.

20. Аргайл. М. Психология счастья. 2-е изд. М.: Питер, 2003. 272 с.

21. Волосов М., Додонов В., Капинус В., Щерба С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большой юридический словарь. М.: Инфра-М, 2009. 864 с.

22. Бояринова С. С. Историко-педагогический анализ понятия «нравственные ценности» в системе образования // Молодой ученый, 2017. №18. С. 312-314. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/ агсЬгуе/152/43105/ (дата обращения: 18.08.2018).

23. Ковпак Д. В. Как избавиться от тревоги и страха. Практическое руководство психотерапевта. СПб.: Наука и техника, 2007. 240 с.

24. Юсупова Е. В. Ценностные ориентации, установки и направленность личности «человека юридического». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elib.altstu.ru/ eИb/disser/conferenc/20l0/02/pdf/348yusupova.pdf

25. Дмитриев. Д. В. Толковый словарь русского языка Дмитриева. М.: Астрель: АСТ, 2003. 1578 с.

26. Карпенко Л. А., Петровский А. В., Ярошев-ский М. Г. Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс. 1998. 512 с.

27. Федяев Д. М. «Национальная энциклопедическая служба России». У каждого времени, поколения свой эталон // Современный философский словарь. 2018.

Статья поступила в редакцию 01.07.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.