Научная статья на тему 'ВЫВОД ВОЕННЫХ КОНТИНГЕНТОВ США И ИХ СОЮЗНИКОВ ИЗ АФГАНИСТАНА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ВОЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОГО РЕГИОНА'

ВЫВОД ВОЕННЫХ КОНТИНГЕНТОВ США И ИХ СОЮЗНИКОВ ИЗ АФГАНИСТАНА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ВОЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФГАНИСТАН / ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКИЙ РЕГИОН / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ США / ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДВИЖЕНИЕ «ТАЛИБАН*» / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ / НАРКОТРАФИК / КОРРУПЦИЯ / УГРОЗЫ В РЕГИОНЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шукуров Шухрат Зайниевич

Основной целью статьи является изучение последствий вывода войск Соединенных Штатов Америки и стран Запада из Афганистана, их влияние на военно-политическую обстановку в государствах Центрально-Азиатского региона (ЦАР). В статье основное внимание обращено на события, связанные с выводом вооруженных сил США из Афганистана, а также с приходом к власти радикального исламского движения «Талибан*»[50] в этой стране. Автор анализирует внутреннюю обстановку в Афганистане, освещает ряд отдельных событий, которые существенно влияют на региональную безопасность и подрывают состояние военной безопасности в странах ЦАР. Также автор отмечает позицию мирового сообщества в отношении нового правительства талибов, а также акцентирует внимание на невыполнении данных Талибаном* обещаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WITHDRAWAL OF THE AMERICAN MILITARY CONTINGENT AND ITS ALLIES FROM AFGHANISTAN AND ITS IMPACT ON MILITARY SECURITY OF CENTRAL ASIAN COUNTRIES

The purpose of the article is to consider the consequences of withdrawal of the troops of the United States of America and Western countries from Afghanistan, their impact on military and political situation in Central Asian countries. The article focuses on the events related to withdrawal of the US armed forces from Afghanistan. Special attention is paid to the analysis of the situation in the country after the radical Islamic Taliban movement came to power. The author analyzes the internal situation in Afghanistan, highlights a number of events that significantly affect regional security and undermine the state of military security of the countries in Central Africa. As a result of the research, the author cites the opinion of the world community regarding the new Taliban government. He draws our attention to the fact that the promises made by the Taliban have not been fulfilled.

Текст научной работы на тему «ВЫВОД ВОЕННЫХ КОНТИНГЕНТОВ США И ИХ СОЮЗНИКОВ ИЗ АФГАНИСТАНА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ВОЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОГО РЕГИОНА»

УДК 355.018(662.1+662.5)

ШУКУРОВ Шухрат Зайниевич, адъюнкт, Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (Россия, Москва), e-mail: [email protected]

DOI :10.22394/2225-8272-2022-11-1-107-114

SHUKUROV Sh. Z., Adjunct, Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation (Russian Federation, Moscow), e-mail: [email protected]

ВЫВОД ВОЕННЫХ КОНТИНГЕНТОВ США И ИХ СОЮЗНИКОВ ИЗ АФГАНИСТАНА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ВОЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОГО РЕГИОНА

WITHDRAWAL OF THE AMERICAN MILITARY CONTINGENT AND ITS ALLIES FROM AFGHANISTAN AND ITS IMPACT ON MILITARY SECURITY OF CENTRAL ASIAN COUNTRIES

Аннотация. Основной целью статьи является изучение последствий вывода войск Соединенных Штатов Америки и стран Запада из Афганистана, их влияние на военно-политическую обстановку в государствах Центрально-Азиатского региона (ЦАР). В статье основное внимание обращено на события, связанные с выводом вооруженных сил США из Афганистана, а также с приходом к власти радикального исламского движения «Талибан*»1 в этой стране. Автор анализирует внутреннюю обстановку в Афганистане, освещает ряд отдельных событий, которые существенно влияют на региональную безопасность и подрывают состояние военной безопасности в странах ЦАР. Также автор отмечает позицию мирового сообщества в отношении нового правительства талибов, а также акцентирует внимание на невыполнении данных Талибаном* обещаний.

Ключевые слова: Афганистан, Центрально-Азиатский регион, вооруженные силы США, военная безопасность, региональная организация, движение «Талибан*», международный терроризм, наркотрафик, коррупция, угрозы в регионе.

1 террористическая организация, запрещённая в России

Abstract. The purpose of the article is to consider the consequences of withdrawal of the troops of the United States of America and Western countries from Afghanistan, their impact on military and political situation in Central Asian countries. The article focuses on the events related to withdrawal of the US armed forces from Afghanistan. Special attention is paid to the analysis of the situation in the country after the radical Islamic Taliban movement came to power. The author analyzes the internal situation in Afghanistan, highlights a number of events that significantly affect regional security and undermine the state of military security of the countries in Central Africa.

As a result of the research, the author cites the opinion of the world community regarding the new Taliban government. He draws our attention to the fact that the promises made by the Taliban have not been fulfilled.

Keywords: Afghanistan, Central Asian region, US armed forces, military security, regional organization, Taliban movement, international terrorism, drug trafficking, corruption, threats in the region.

-1—i _l-<r

ВВЕДЕНИЕ

Боевики радикального исламистского движения «Талибан*» 15 августа 2021 года заняли столицу Афганистана - город Кабул. Наступление талибов началось вскоре после того, как американское командование объявило о выводе войск после 20-летнего пребывания в стране. Не встречая серьезного сопротивления, боевики за считанные недели захватили крупнейшие города, и к середине августа взяли под контроль всю территорию Афганистана. Президент страны Ашраф Гани был вынужден сложить полномочия и покинуть страну. Радикальные исламисты обещали, что «переход власти пройдёт мирным путём», однако тысячи афганцев ринулись в аэропорт Кабула, чтобы покинуть страну. В свою очередь, западные страны начали эвакуацию из Афганистана сотрудников своих дипломатических представительств. После прихода к власти талибы заявили свои основные цели: восстановить ранее существовавший Исламский Эмират Афганистан, установить режим в форме исламского шариата (суннитского толка). Такой радикальный ислам допускал проведение публичных казней людей, поддерживалось строгое ограничение прав женщин, им не разрешалось выходить из дома без своих мужчин. Талибы отвергали все демократические принципы управления обществом [1, С. 2].

По словам А. Хроленко (военный обозреватель), отсутствие у талибов возможности полного контроля государством стало причиной нарушения выполнения требований ранее принятых соглашений. Отсутствие полного контроля со стороны «Тали-бан*»1 усложнило внутреннюю обстановку в стране. Отряды боевиков различных террористических группировок одновременно воспользовались такой благоприятной обстановкой и активизировали свои действия на территории Афганистана.

1 террористическая организация, запрещённая в России

НОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО И НОВЫЕ УГРОЗЫ

С учётом угрозы террористической экспансии страны Центральной Азии были вынуждены проводить комплексные совместные оперативно-тактические военные учения в приграничных районах в целях предотвращения проникновения деструктивных сил с территории Афганистана. Возникшая бесконтрольность оказывала серьёзное влияние на обеспечение военной безопасности, как соседними странами Афганистана, так и странами Центральной Азии [2].

Радикально настроенные талибы несли угрозу не только Афганистану, но и всему цАр. Если раньше представители движения «Талибан*» в ходе борьбы с американцами и натовцами часто убивали военнослужащих, полицейских и сограждан, то после прихода их к власти они начали убивать инакомыслящих людей, не соблюдающих правил поведения, а также оставшихся в стране гражданских иностранцев. Новая не инклюзивная администрация страны в лице талибов (пуштуны) составляла всего лишь 30 % населения страны. Также талибы принялись выселять жильцов из домов, ранее построенных для семей госслужащих. Александр Князев, профессор факультета международных отношений СПбГУ, анализируя обстановку в стране, отмечал, что ожидания демократических изменений в Афганистане не оправдались, поскольку состав нового правительства отражал баланс двух сил внутри «Талибана*» - радикальной и прагматической. При этом, по его словам, произошёл перевес в сторону радикалов, которые фактически не уделяли внимания проблеме международного признания своей власти, несмотря на то что без него Афганистан в ближайшее время могла бы захлестнуть социально-гуманитарная катастрофа. Вероятно, признать новое правительство могли только лишь страны, наиболее положительно настроенные по

отношению к талибам - Пакистан, Китай и Катар [3].

По словам эксперта Российского совета по международным делам Кирилла Семёнова, «Талибан*»1 после прихода к власти заявлял о намерении бороться с «Аль-Каидой» и другими террористическими группировками и не допускать их в Афганистан. В то же время, по его мнению, есть большие сомнения по поводу практической реализации этих намерений, поскольку вооружённые формирования «Талибана*» насчитывали не более 80 000 бойцов. Этих сил недостаточно для обеспечения контроля над всей территории страны и уничтожения баз джихадистов в Афганистане. Более того, попытки талибов ликвидировать эти группировки могли спровоцировать бегство боевиков в страны Центральной Азии.

В рядах самого «Талибана*» были фактически автономные отряды, которые идеологически близки «Аль-Каиде», и могли бы преследовать собственные цели, в том числе распространение военных операций на территории соседних стран. Также в составе талибов осуществляла свою деятельность бригада «055», относящаяся к «Аль-Каиде». Они знамениты своими кровавыми преступными действиями против мирного населения Афганистана. Талибы также включали «Сеть Хаккани», которая тоже поддерживала идеологию «Аль-Каиды». В основном они практиковали методы террористической войны и атак, но достаточно часто не на военных объектах [4, С. 48].

Наиболее напряжённая обстановка сложилась в Бадахшане - регионе на северо-востоке Афганистана, который не удалось полностью взять под контроль ни прежним властям, ни талибам, и именно там нашли убежище многие радикально настроенные выходцы из Центральной Азии. Ключевая опасность заключалась в

1 террористическая организация, запрещённая в России

том, что они могли вернуться в свои родные страны и попытаться дестабилизировать там положение по примеру «Талибана*».

Там по-прежнему активны участники террористического «Исламского движения Узбекистана», которые отказались войти в состав «Вилаята Хорасан» - местного филиала «Исламского государства» (запрещённые в РФ). Хотя они понесли серьёзные потери в боях с талибами, но по-прежнему представляют угрозу и для Афганистана, и для сопредельных государств. В регионе также действует таджикская радикальная группировка «Джамаат Анса-руллах», осуществлявшая террористические акты на территории Таджикистана. По некоторым данным (которые опровергает «Талибан*»), она взаимодействует с талибами и даже по согласованию с ними охраняет часть афгано-таджикской границы [4, С.48].

Приход к власти в Афганистане талибов создаёт и другие угрозы для государств Центральной Азии. Присоединение к какой-либо радикальной группировке более не подразумевает перехода в ваххабизм и разрыв с местной исламской традицией и вполне допускает функционирование радикальных группировок с опорой на местные традиционные исламские школы. В этом также прослеживается влияние талибов, которые сами относятся к традиционной для Афганистана ханафитской исламской школе права. Это облегчает группировкам процесс вербовки сторонников из числа местных жителей, поскольку взамен глобальной цели им предлагают более близкую и понятную - свержение светского режима в их стране. Это может повлечь за собой дестабилизацию сил и угрозу военной безопасности в странах Центрально-Азиатского региона.

По мнению автора, талибам рано или поздно придётся изменить прежнюю форму правления, отказаться от жестоких, радикальных религиозных правил управления страной. В противном случае им придётся

уступить место в правительстве другим политическим силам или же им придётся постоянно сталкиваться с новыми и новыми противоборствующими внутренними силами, а народ постепенно перейдёт на сторону оппозиции. И это также может привести к военно-политической нестабильности в стране - никакого экономического развития не будет, и интеграции не произойдёт.

В современном мире различные государства стали быстро трансформироваться. Глобальная цифровизация мира вынуждает руководство всех стран не допустить отставания от общечеловеческого (научно-технического) развития. Современный мир диктует свои условия и не прощает любых упущений или же отставания стран в различных сферах жизнедеятельности. В этом случае «Талибан*» должен чётко уяснить, что с одними радикально-исламскими религиозными правилами долго ему во власти не удержаться.

Движение «Талибан*»1 в этих вопросах уже имеет горький опыт в прошлом (19962001 гг.). В 1994 году талибы взяли под военный контроль город Кандагар на юго-востоке страны. Затем они оккупировали ещё 12 городов и в 1996 году захватили столицу Кабул. «Талибан*», который до момента захвата столицы был ополченче-ской структурой, объявил о формировании собственного правительства, образовав Исламский Эмират Афганистан, правительство которого было признано Пакистаном, Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами.

Ещё тогда лидеры движения «Талибан*» специально подчёркивали, что их движение имеет исламский, а не чисто пуштунский характер, поэтому они приветствуют в своих рядах всех «настоящих мусульман» независимо от национальности, языка и цвета кожи. Хотя на практике это не оправдалось, поскольку при их правле-

1 террористическая организация, запрещенная в России

нии таджики, хазарейцы, узбеки и другие этнические меньшинства продолжали занимать положение людей второго сорта. По сведениям ООН, талибы совершили не менее 15 массовых убийств мирного населения в период с 1995 по 2001 год. Такие зверские деяния осуществлялись часто совместно с боевиками «Аль-Каиды». Во время правления талибов вступили в силу новые законы, основанные на шариате. Мужчины должны были обязательно отрастить бороды, а женщины носить специальную одежду (паранджу). Телевидение, фотография, музыка и кино были запрещены. Девочкам разрешалось ходить в школу только до 10 лет. Мужчины должны были читать молитву 5 раз в день.

В 1990-е гг. талибы насаждали жёсткую версию шариата, что и оттолкнуло от них международное сообщество. С учётом всех обозначенных фактов талибы, вероятно, должны отойти от своего раннего экстремизма и обратиться к практике более мягкой версии исламского шариата.

Ещё одной из основных причин, почему руководство «Талибана*» должно будет пересмотреть форму правления государства на новом этапе, это нахождение Афганистана последние 20 лет под влиянием Запада. К тому же новое поколение афганцев росло в условиях больших гражданских и личных свобод, получило доступ к образованию, повысив его уровень его профессиональной занятости. Постепенно в обществе начал снижаться уровень гендер-ных предрассудков, и, напротив, распространились представления о правах человека и преимуществах эмансипации женщин. Теперь у молодёжи есть с чем сравнивать действия новых властей, поэтому можно предположить, что это поколение будет сопротивляться возвращению жесткого управления и ограничению их образовательных возможностей. Если талибы поставят перед собой задачу национального объединения, им придется предоставить молодёжи возможности для обучения и трудоустройства. В таком случае им при-

дётся соблюдать баланс - обеспечить населению гражданские свободы в соответствии с международными нормами, но вместе с тем соблюдать и свою собственную версию шариата.

Официальный представитель МИД Китая Ван Вэньбинь, оценивая текущую обстановку в стране и делая соответствующие выводы, считает, что ситуация в Афганистане после вывода американских войск доказала безуспешность навязывания своих ценностей другим государствам. «...Вывод войск США из Афганистана свидетельствует о том, что произвольное военное вмешательство в другие страны, а также политика навязывания своих собственных ценностей и социальной системы другим государствам обречены на провал...» [5, С. 111-115].

Также ещё в августе 2021 года в американском издании The Washington Post была опубликована колонка Ахмада Масуда, сына Ахмад Шаха Масуда, лидера отрядов сопротивления талибам в провинции Пан-джшер. По его мнению, «Талибан*» представляет собой проблему не только для афганского народа. Под контролем движения «Талибан*» государство Афганистан, без сомнения, станет эпицентром радикально-исламистского терроризма, здесь снова начнут строить заговоры против демократических стран.

По мнению представителя Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России Дмитрия Шугаева, количество оружия, оставленного американцами в Афганистане, оцениваемое в 85 млрд. долл., составляет серьёзную угрозу странам ЦАР. Сумма оставленного оружия в цифрах выглядит так: 22 тысячи бронеавтомобилей, 358 тысяч автоматических винтовок, 176 артиллерийских систем, 8 тысяч грузовиков, транспортные самолёты, а также более сотни вертолётов.

И сейчас всё это вооружение и военная техника, оставленные американскими военными, находятся в арсенале боевиков движения «Талибан*» в Афганистане. Как и

в каких целях в дальнейшем будет применяться талибами это оружие, остаётся большим вопросом. Почему-то само правительство США к этой проблеме не отнеслось традиционно прагматично и не стало тратить лишние средства на возвращение своих арсеналов.

Военный эксперт Алексей Леонков отмечает, что последствия вывода войск США из Афганистана будут катастрофическими для всего региона и мира. Он назвал вывод американских войск позором. По его словам, «.они оставили страну во власти террористов. Мало того, они оставили им огромное количество оружия. Вместо того чтобы провести грамотное выведение войск, оно было хаотичным и паническим...». По мнению политолога, американцы, не используя более укрепленную авиабазу Баграм при выводе войск, допустили большую ошибку. Выбранный США международный аэропорт Кабул к тому же не предоставлял возможности принятии тяжёлых грузовых самолетов (C5 Galaxy).

Из-за этой ошибки в Афганистане осталось огромное количество американского вооружения, в том числе бронированная техника, вертолеты, штурмовая авиация, переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК). Такое количество оружия в руках талибов может нарушить баланс сил и быть причиной роста террористической опасности в Центральной и Юго-Восточной Азии.

Кроме того, в Афганистане не были решены проблемы, связанные с производством наркотиков. Необходимо отметить, что за время пребывания в Афганистане западных военных в стране в 40 раз увеличились объёмы производства наркотиков. Об этом не может идти речь до тех пор, пока «Талибан*» не выполнит ранее данные обещания. В частности, он должен гарантировать, «.чтобы афганская земля не использовалась для угроз или нападений на страны, или для укрытия или подготовки террористов, или для планирования или финансирования террористических актов.»

[7].

ПРИЗНАНИЕ НОВОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

15 октября 2021 года президент России, выступая на заседании СНГ, отметил, что с признанием талибов не торопится, по его мнению, при формировании состава переходного правительства талибами не были учтены права других крупных национальных меньшинств. Также «Талибаном*» объявлено о проведении всеобщих выборов, ими также принимаются меры по налаживанию деятельности органов государственного управления. Далее президент отмечает, что государства - члены СНГ будут внимательно отслеживать ситуацию в стране и качество выполнений всех обещаний талибами [8].

20 октября 2021 года в Москве прошло заседание московского формата консультаций по Афганистану с участием полномочных представителей движения «Талибан*». Помимо представителей этого движения и российских дипломатов в переговорах принимали участие представители КНР, Пакистана, Ирана, Индии, Узбекистана, Киргизии, Казахстана, Таджикистана и Туркмении. Руководство Соединенных Штатов Америки поддержало инициативу проведения этого заседания, но на встречу приехать отказалось.

Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на проведение переговоров, ни Российская Федерация, ни другие страны не признали талибов легитимным правительством Афганистана. Оценивая итоги встречи в московском формате, представитель внешнеполитического ведомства правительства талибов Закир Джалалы отметил, что «это была очень хорошая встреча в очень позитивной атмосфере», и все страны подтвердили готовность к дальнейшему взаимодействию с «Талибаном*». Российские власти готовы вести переговоры с новым руководством Афганистана, но это не подразумевает исключения движения «Талибан*» из списка террористических организаций. Как отмечает глава второго департамента Азии МИД РФ Замир Кабулов, по-

ка соответствующее решение Совета Безопасности ООН не будет принято, об этом говорит бесполезно. Помимо вопроса о международном признании правительства талибов, нерешёнными остаются экономические проблемы Афганистана, переживающего кризис и в этой сфере. Новому правительству Афганистана требуется поддержка Международного валютного фонда и Всемирного банка, которые функционируют в тесной связи с США. Собственное производство в Афганистане фактически отсутствует, потребности покрываются за счёт импорта товаров. В то же время Устав стран СНГ не исключает сотрудничества с Афганистаном в мирных областях [9].

Экономические проблемы Афганистана ещё больше усугубляются в результате политики США и других стран Запада, которые практически сразу попытались оказать влияние на талибов при помощи экономических рычагов. Валютные резервы Афганистана удерживаются Вашингтоном, там же принимаются решения о выделении экономической помощи или займов международных финансовых организаций. Дефицит продовольствия и наличных средств, рост цен могут в скором времени породить массовое общественное недовольство и беспорядки. По всей видимости, условием получения экономической помощи может стать отказ «Талибана*» от экстремистской идеологии и разворот в сторону сотрудничества с мировым сообществом. Руководство афганских талибов также сталкивается с внутренними разногласиями, внутренней и внешней оппозицией, мощным враждебным лобби и агрессивной риторикой в СМИ.

Завершение американской военной миссии в Афганистане привело к резкому сокращению финансовой помощи, выделяемой на поддержку афганского правительства. Экстренный вывод войск США привёл к тому, что власть в стране за короткие сроки была захвачена радикальным исламским движением «Талибан*». В стране начались хаос и беспорядок. Сложившаяся

нестабильная на сегодня военно-политическая обстановка в Афганистане заставляет руководство соседних стран Центральной Азии принимать неукоснительные практические меры по укреплению своих государственных границ.

В результате отсутствия стабильного государственного устройства в Афганистане, которое может гарантировать мир и спокойствие в стране, наблюдается рост криминала, торговли оружием, наркоторговли. Увеличиваются потоки беженцев.

Необходимо отметить, что оставленное американцами современное ВВТ в Афганистане создаёт реальные угрозы военной безопасности стран ЦАР. Эксперты расходятся во мнениях, прогнозируя возможности, сроки и цели, в которых боевиками движения «Талибан*» будет использовано это вооружение. Новые угрозы заставляют военно-политическое руководство стран ЦАР активизировать усилия по совершенствованию существующей системы безопасности как в своих странах, так и на региональном уровне. Также востребованным на сегодняшний день становится переформатирование или пересмотр организационных структур и задач уже функционирующих в регионе организаций, таких как СНГ, ОДКБ и ШОС. Поэтому на южных рубежах Центрально-Азиатского региона обстановка всё же становится нестабильной и непредсказуемой.

Созданное талибами шариатское правительство, состоящее в основном из пуштунов, мировое сообщество не признало. Исключение составили Пакистан и некоторые заинтересованные государства региона. Это даёт сигнал о том, что в ближайшей перспективе, возможно, разгорится новая гражданская война между проправительственными силами и этническими меньшинствами в Афганистане. Это влечёт за собой угрозу появления нового горячего конфликта в регионе и несоблюдение конституционных прав граждан внутри страны [10].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, анализ действий военно-политического руководства США и стран НАТО показывает их незаинтересованность в установлении мира, спокойствия и процветания в Афганистане. Как показала история, налицо стремление к достижению своих военно-политических, экономических (коммерческих) целей, а также к защите своих национальных интересов в ЦАР. Руководствуясь концепцией «управляемого хаоса», поддержки нестабильности в определенных государствах, поощрения региональных конфликтов, отдельные мировые державы стремятся предотвращать появление в Евразийском пространстве сильного государства или коалиции государств с участием Российской Федерации, КНР, Пакистана и Ирана. Главная их цель - не допустить появления в Евразии доминирующей и антагонистической им силы. Афганистан в этом случае может стать эпицентром длительного неуправляемого хаоса.

*Примечание: «Талибан», террористическая организация, запрещённая в России

Библиография/References:

1. Мустафабейли А.М. Пуштуны и этнические меньшинства: проблемы межафганского урегулирования // Международное публичное и частное право. - 2021. -№ 5 (122). - С. 2.

2. Мирное соглашение между США и движением «Талибан*», подписанное 29 февраля 2020 года в столице Катара [Электронный ресурс]. - URL: https://tass.ru/opinions/7876949. (дата обращения: 10.12.2021).

3. Волков К. Сформировано новое правительство Афганистана // Российская газета. Столичный выпуск. - 2021. -№204 (8555). - 7 сентября.

4. Серенько А. США оставили России пылающий Афганистан // Эксперт. - 2021. -№ 26 (1212). - 21-27 июня. - С. 48.

5. Васильев Л.Е. Проблемы обеспече-

ния безопасности на пространстве ШОС. Институт Дальнего Востока - РАН. ИДВ РАН. - М.: Издательство «Весь мир», 2017. - С. 111-115.

6. Петров А. Основные итоги саммита НАТО в Брюсселе // Зарубежное военное обозрение. - 2021. - № 8 (898). - С. 3-9.

7. Joint Communiqué of President of Uzbekistan Sh.M. Mirziev and President of Turkmenistan G.M. Berdymuhamedov // Narodnoe Slovo. - 2017. - № 49 (6713). - 10 March.

8. Организация Договора коллективной безопасности. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - URL: http://www.odkb-csto.org. (дата обращения: 10.1l.2021).

9. Устав Содружества Независимых Государств. 22 января 1993 года [Электронный ресурс]. - URL: http://base. garant.ru/1118251/ (дата обращения: 22.11.2021).

10. Конституция Афганистана [Электронный ресурс]. - URL: https://worldconstitutions.ru/?p=24 (дата обращения: 10.11.2021).

1. Mustafabeyli A.M. (2021) Pushtuny i et-nicheskiye men'shinstva: problemy mezhaf-ganskogo uregulirovaniya [Pashtuns and ethnic minorities: problems of inter-Afghan settlement] // Mezhdunarodnoye publichnoye i chastnoye pravo. - № 5 (122). - S.2. (In Russ.).

2. Mirnoye soglasheniye mezhdu SSHA i dvizheniyem Taliban, podpisannoye 29 fevral-ya 2020 goda v stolitse Katara [Peace agreement between the United States and the Taliban, signed on February 29, 2020 in the capital of Qatar]. [Elektronnyy resurs]. - URL: https://tass.ru/opinions/7876949. (data obrashcheniya 10.12.2021). (In Russ.).

3. Volkov K. (2021) Sformirovano novoye pravitel'stvo Afganistana [Formed a new government of Afghanistan] // Rossiyskaya

gazeta. Stolichnyy vypusk. - № 204(8555). -7sentyabrya. (In Russ.).

4. Seren'ko A. (2021) SSHA ostavili Rossii pylayushchiy Afganistan [The United States left a flaming Afghanistan to Russia] // Ek-spert. - № 26 (1212). - 21-27 iyunya. - S.48. (In Russ.).

5. Vasil'yev L.E. (2017) Problemy obespecheniya bezopasnosti na prostranstve SHOS. [Problems of ensuring security in the SCO space] Institut Dal'nego Vostoka - RAN. IDV RAN. - M.: Izdatel'stvo «Ves Mir». -S.111-115. (In Russ.).

6. Petrov A. (2021) Osnovnyye itogi sammita NATO v Bryussele [The main results of the NATO summit in Brussels] // Zarubezh-noye voyennoye obozreniye. - №8(898). -S.3-9. (In Russ.).

7. Joint Communiqué of President of Uzbekistan Sh.M. Mirziev and President of Turkmenistan G.M. Berdymuhamedov [Joint Communiqué of President of Uzbekistan Sh.M. Mirziev and President of Turkmenistan G.M. Berdymuhamedov] // Narodnoe Slovo. -2017. - №49(6713). - 10 March. (in Turkm.).

8. Organizatsiya Dogovora kollektivnoy bezopasnosti. Ofitsial'nyy sayt. [Organization of the Collective Security Treaty. Official site] [Elektronnyy resurs]. - URL: http://www.odkb-csto.org. (data obrashcheniya 10.11.2021). (In Russ.).

9. Ustav sodruzhestva nezavisimykh gosudarstv. 22 yanvarya 1993 goda. [Charter of the Commonwealth of Independent States. January 22, 1993] [Elektronnyy resurs]. -URL: http://base. garant.ru/1118251/ (data obrashcheniya 22.11.2021). (In Russ.).

10. Konstitutsiya Afganistana [The Constitution of Afghanistan] [Elektronnyy resurs]. -URL: https://worldconstitutions.ru/?p=24 (data obrashcheniya 10.11.2021). (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.