Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО ИСТЕБЛИШМЕНТА НА СМЕНУ ВЛАСТИ В АФГАНИСТАНЕ'

ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО ИСТЕБЛИШМЕНТА НА СМЕНУ ВЛАСТИ В АФГАНИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
182
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ / ЗАХВАТ ВЛАСТИ / АФГАНИСТАН / ТАЛИБЫ / ЕВРОСОЮЗ / ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / РОССИЯ / США / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шарабьев Денис Станиславович, Ведмедь Данила Михайлович, Малик Елена Николаевна

На основе анализа большого фактического материала рассмотрена эволюция политических взглядов ключевых мировых игроков на смену власти в Афганистане. Авторы останавливаются на конкретных исторических аспектах смены политических сил в Афганистане. Проанализированы геополитические интересы ведущих стран мира, а также Евросоюза по поводу смены правительства в Афганистане и установления власти движения «Талибан»[72]. Акцентируется внимание на проблемах международной безопасности в решении афганского вопроса как для стран Центральной Азии, так и для России. Аргументирован вывод, что события в Афганистане затрагивают национальную безопасность государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF THE FOREIGN POLICY ESTABLISHMENT’S VIEWS ON THE CHANGE OF POWER IN AFGHANISTAN

Based on the analysis of a large factual material, the evolution of the political views of key world players on the change of power in Afghanistan is considered. The authors dwell on specific historical aspects of the change of political forces in Afghanistan. The geopolitical interests of the leading countries of the world, as well as the European Union, were analyzed regarding the change of government in Afghanistan and the establishment of the power of the Taliban movement. Attention is focused on international security issues in resolving the Afghan issue both for the countries of Central Asia and for Russia. The conclusion is argued that the events in Afghanistan affect the national security of the Shanghai Cooperation Organisation member states.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО ИСТЕБЛИШМЕНТА НА СМЕНУ ВЛАСТИ В АФГАНИСТАНЕ»

Вестник Прикамского социального института. 2022. № 1 (91). С. 206-214. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2022. No. 1 (91). P. 206-214.

Научная статья УДК 327.51

ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО ИСТЕБЛИШМЕНТА НА СМЕНУ ВЛАСТИ В АФГАНИСТАНЕ

1 2 Денис Станиславович Шарабьев , Данила Михайлович Ведмедь ,

Елена Николаевна Малик

12 3

' ' Академия Федеральной службы охраны России, Орел, Россия 1 [email protected] [email protected] [email protected]

Аннотация. На основе анализа большого фактического материала рассмотрена эволюция политических взглядов ключевых мировых игроков на смену власти в Афганистане. Авторы останавливаются на конкретных исторических аспектах смены политических сил в Афганистане. Проанализированы геополитические интересы ведущих стран мира, а также Евросоюза по поводу смены правительства в Афганистане и установления власти движения «Талибан» . Акцентируется внимание на проблемах международной безопасности в решении афганского вопроса как для стран Центральной Азии, так и для России. Аргументирован вывод, что события в Афганистане затрагивают национальную безопасность государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.

Ключевые слова: политическая элита, международные отношения, политическая власть, захват власти, Афганистан, талибы, Евросоюз, Шанхайская организация сотрудничества, Россия, США, национальная безопасность.

Для цитирования: Шарабьев Д. С., Ведмедь Д. М., Малик Е. Н. Эволюция взглядов внешнеполитического истеблишмента на смену власти в Афганистане // Вестник Прикамского социального института. 2022. № 1 (91). C. 206-214.

Original article

THE EVOLUTION OF THE FOREIGN POLICY ESTABLISHMENT'S VIEWS ON THE CHANGE OF POWER IN AFGHANISTAN

Denis S. Sharabyev1, Danila M. Vedmed2,|Elena N. Malik 3

12 3

' ' Academy of Federal Guard Service. Orel, Russia 1 [email protected] [email protected] [email protected]

Abstract. Based on the analysis of a large factual material, the evolution of the political views of key world players on the change of power in Afghanistan is considered. The authors dwell on specific historical aspects of the change of political forces in Afghanistan. The geopolitical interests of the leading countries of the world, as well as the European Union, were analyzed regarding the change of government

© Шарабьев Д. С., Ведмедь Д. М., Малик Е. Н., 2022

1 Запрещенная в России террористическая организация, ее деятельность запрещена на территории страны.

in Afghanistan and the establishment of the power of the Taliban movement. Attention is focused on international security issues in resolving the Afghan issue both for the countries of Central Asia and for Russia. The conclusion is argued that the events in Afghanistan affect the national security of the Shanghai Cooperation Organisation member states.

Keywords: political elite, international relations, political power, seizure of power, Afghanistan, Taliban, European Union, Shanghai Cooperation Organisation, Russia, USA, national security.

For citation: Sharabyev D. S., Vedmed D. M., Malik E. N. The evolution of the foreign policy establishment's views on the change of power in Afghanistan. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2022. No. 1 (91). Pp. 206-214. (In Russ.)

Приход к власти запрещенного в Российской Федерации радикального движения «Талибан» в Афганистане в августе 2021 года стал серьезным поводом для обсуждения мировым сообществом проблем формирования в стране «инклюзивного правительства». Трансформация политического режима обусловливает решение весьма непростых задач для политических лидеров Афганистана: во-первых, сформировать национальное правительство в стране, включив в него представителей всех этнополитических сил; во-вторых, разработать действенные механизмы управления современными финансами и экономикой; в-третьих, в сжатые сроки выработать доктрину безопасности и основные направления внешней политики и т. д. В связи с этим анализ исследований, посвященных политической эволюции Афганистана в прошлом - начале этого века [см. 1-5], а также оценок экспертов событий последних лет, происходящих в этом регионе, представляются авторам актуальным.

На протяжении веков Афганистан служил перепутьем между Индией, Средней Азией и Ираном. В 1919 году Афганистан провозгласил полную независимость от Великобритании и окончательно стал суверенным. В 1933 году власть в Афганистане после череды смут и цареубийств перешла к королю Мухаммеду Захир-шаху. Политик осознавал, что страну необходимо ставить на рельсы процветания, где необходима модернизация всех сфер общественной жизни. Конфликт в Афганистане начался в 1970-х годах, когда революционные власти попытались перестроить страну на социалистический лад. В 1973 году, когда король находился в зарубежной поездке, его же кузен Мухаммед Дауд возглавил антиправительственный заговор. Дауд объявил государство республикой, а себя - его президентом. Спустя пять лет, 27 апреля 1978 года, в Кабуле произошел новый переворот. Власть захватила прокоммунистическая Народно-демократическая партия Афганистана (далее - НДПА).

Ввод советских войск в Афганистан в 1979 году оказал непосредственное влияние на развитие конфликта. Событие окончательно убедило тысячи жителей страны, что идет не просто антиправительственный мятеж, а джихад, священная война против безбожников. В условиях неграмотности и религиозного сознания у подавляющего большинства афганцев ислам стал идеологией сопротивления кабульскому правительству и его советским союзникам.

После ухода советских войск в 1989 году единое государство в Афганистане практически перестало существовать, череда междоусобиц боевиков в борьбе за власть лишь накаляла ситуацию, страна была совершенно в безвыходном положении. Режим последнего лидера НДПА Мухаммеда Наджибуллы выстоял еще три года. После этого 16 апреля 1992 года отряды моджахедов заняли его последний оплот - столицу Кабул. Прежняя Республика Афганистан пала, вместо нее победители провозгласили новое Исламское государство Афганистан, которое международное сообщество сразу признало легитимной властью. За рубежом тогда считали, что с уходом Советов все беды страны остались позади.

На деле в 1992 году война в Афганистане не закончилась, просто моджахедские группировки стали делить власть уже между собой. В сентябре 1994 года «Талибан» основал ветеран борьбы против НДПА и СССР мулла Мухаммед Омар. Костяк бойцов группировки составили молодые люди из афганских семей, бежавших от войны в Пакистан. «Талибан» стал наследником деобандизма - возникшего в XIX веке среди индийских мусульман радикального учения, близкого к саудовскому ваххабизму1.

Осенью 1994 года «Талибан» начал развертывать активные действия на афганской территории. Весной 1995 года «Талибан» осуществил захват западных афганские провинций и взял под свой контроль всю южную половину страны. Летом 1996 года президент Исламского Государства Раббани и премьер-министр Хекматияр, ранее враги, договорились о сотрудничестве против общего противника. Победы «Талибана» не прекращались. 27 сентября 1996 года войска муллы Омара взяли столицу Кабул. Пойманных политических противников, в том числе последнего просоветского президента Мухаммеда Наджи-буллу, боевики публично казнили.

На этом талибы не остановились. Была проведена серия новых успешных наступлений, захват около 90 % афганской территории. Уцелевшие ополчения моджахедов сплотились в Объединенный исламский фронт спасения Афганистана (Северный альянс). Группировка под руководством полевого командира Ахмада Шаха Масуда удержала только северо-западную провинцию Бадахшан, позиционируя себя как войска легитимного афганского государства. Фактически же война 1992-1996 годов закончилась победой талибов и их союзников.

29 октября 1997 года мулла Омар провозгласил подконтрольные территории Исламским эмиратом Афганистан. Очередное государственное образование в истерзанной многолетней войной стране не получило мирового признания. Из участников ООН официальные отношения с талибским эмиратом установили только ближайшие союзники: Пакистан, ОАЭ и Саудовская Аравия. Мировое сообщество, за исключением этих стран, отказалось признавать легитимность власти и жестокую социальную политику талибов.

К концу 1990-х «Талибан» раскололся на фракции условных ортодоксов и технократов. Первых представлял мулла Омар вместе с ближайшим окружением в фактической столице Кандагаре. А верхушка чиновничьего аппарата в Кабуле во главе с министром иностранных дел Вакилем Ахмадом Мутаваккилем перешла на более умеренные позиции.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что в 1990-х годах «Талибан» возник как принципиально новая сила в Афганистане, и движение добилось власти исходя из результатов нового витка гражданской войны. По мнению Р. Р. Сикоева, «талибы не только не стали орудием возвращения бывшего монарха, но, наоборот, утвердив свою власть на большей части территории Афганистана, приступили к созданию собственной государственности» [5].

Стоит сказать, что «Талибан» систематически был в первых рядах по участию в международных скандалах. Возможность вести нормальную дипломатию для талибского режима так же осложняло и то, что Афганистан в их правление стал тренировочным полигоном и убежищем для исламских экстремистов со всего света. Прежде всего, руководство эмирата отказывалось выдавать лидера организации «Аль-Каида» («Форпост») Усаму бен Ладена, организовавшего серию крупных терактов в разных странах, в том числе в

1 Рычков М. История «Талибана»: что за группировка захватывает Афганистан и дает пресс-конференции в Москве [Электронный ресурс]. URL: https://tjournal.ru/stories/421971-istoriya-talibana-chto-za-gruppirovka-zahvatyvaet-afganistan-i-daet-press-konferencii-v-moskve (дата обращения: 20.10.2021).

2001 году в Нью-Йорке. После этого США обвинили «Талибан» в размещении на территории Афганистана тренировочных баз террористического движения «Аль-Каида» и начали спецоперацию «Несокрушимая свобода».

Известно, что события 11 сентября 2001 года привели к санкционированному ООН вторжению американских и союзных войск в Афганистан. В 2001-2002 годах при поддержке Северного Альянса войска США разбили силы «Талибана», после чего движение перешло к тактике устрашающих население терактов.

Как высказываются эксперты, современные талибы дистанцируются от своих предшественников из 1990- х, которые установили в Афганистане одну из самых мрачных диктатур в истории XX века. Группировка под началом новых лидеров Хайбатуллы Ахундза-ды и Абдула Гани Барадара позиционирует себя уже как более умеренную силу, если сравнивать ее с предшественниками из 1990-х годов. Талибы утверждают, что они готовы соблюдать права человека, препятствовать наркотрафику и бороться с влиянием настоящих экстремистов - группировкой «Исламское государство» (далее - ИГИЛ, ИГ)1.

Стоит обратить внимание, что, несмотря на то, что и ИГИЛ, и «Талибан» на международном уровне считаются террористическими, в реальности они враждуют. Конфликт начался еще в 2015 году, когда ИГ впервые создало ячейку на территории Афганистана, посягнув таким образом на земли, которые талибы считали своими. Богословы из движения «Талибан» выступают против законности существования «Исламского государства Хорасан» и его идеологии, и поэтому борьба с этой организацией оправдана, так как она затрагивает религиозные взгляды.

Помимо желания отомстить своим давним противникам, у ИГИЛа есть и другая цель: после поражения в Ираке и Сирии оставшиеся джихадисты стремятся найти новую базу, и ею могут стать некоторые районы Афганистана. К тому же, между группировками продолжается борьба за влияние внутри джихадистского движения. Основу «Вилаят Хорасан» (афганский филиал ИГ) составляют пакистанские талибы, изгнанные из страны в результате масштабной военной операции. К ним присоединились афганские талибы, недовольные тем, что руководство организации стало сдерживать насилие и предпринимать шаги к мирному урегулированию конфликтов в Афганистане .

В 2020 году США и «Талибан» заключили соглашение: США должны вывести войска, а талибы - не использовать Афганистан для подрыва безопасности в Америке. 1 мая 2021 года США и НАТО начали официально выводить свои войска из Афганистана. Столица страны Кабул перешла в режим усиленной безопасности в ожидании реакции талибов на решение США вывести войска из Афганистана. Уже в августе боевики «Талибана» начали безжалостное наступление на столицу. После того как президент Афганистана Аш-раф Гани покинул страну, талибы подняли свой флаг над президентским дворцом.

Дипломатическое ведомство США и ряда стран Евросоюза начали срочную эвакуацию сотрудников своих посольств в Афганистане в силу нарастающей угрозы их жизни.

Международная реакция на новое правительство Афганистана была весьма осторожной и неоднозначной. Страны западной коалиции оказались перед непростым выбором установления дипломатических отношений с властями Исламского эмирата Афганистан.

1 Запрещенная в России террористическая организация, ее деятельность запрещена на территории страны.

2 От авт.: Хорасан - это отсылка к историческому региону, входившему в древний халифат (арабо-мусульманское государство, созданное пророком Мухаммедом), который когда-то включал в себя части Афганистана, Ирана, Пакистана и Туркменистана.

3 Семченко В. Террористы ИГ устроили кровавые взрывы в Кабуле: кто они и почему враждуют с «Талибаном» [Электронный ресурс]. URL: https://obozrevatel-com.turbopages.org /obozrevatel.com/s/curious /terroristyi-islamskogo-gosudarstva-ustroili-vzryivyi-v-kabule (дата обращения: 20.10.2021).

Внешнеполитический истеблишмент настаивает на том, «чтобы афганская территория не использовалась для угроз или нападений на страны или для укрытия или обучения террористов, или для планирования или финансирования террористических актов.. .»\

С самого начала захвата власти в Афганистане международное сообщество выражало беспокойство о том, что возможны нарушения прав человека со стороны режима «Талибан». Через несколько дней после того как талибы вновь пришли к власти, США заморозили финансовые резервы правительства Афганистана, хранящиеся на банковских счетах США. Президент США Джо Байден и правительство Белого дома решили «играть под вторым номером» и ждать конкретных действий от талибов, не принимая заранее поспешных решений. Как подчеркнул советник по национальной безопасности Джейк Салливан, «Талибан должен продемонстрировать всему миру, кем они являются» .

В американском истеблишменте наблюдаются разные реакции на афганский вопрос. Джо Байден и правительство Белого дома решили занять выжидательную позицию. Одни политические силы поддерживают политику американского президента. «Администрация США под руководством Джо Байдена пересмотрит свое отношение к мирным переговорам по Афганистану», - говорится в заявлении спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси. Оппоненты же американского лидера обвиняют его за «неуклюжий» уход США из Афганистана, «включая эвакуацию американцев и уязвимых афганцев из Кабула» .

Белый дом по-прежнему не готов идти на уступки по вопросу будущих дипломатических отношений с талибами. Вашингтон заявил, что будет оценивать новое афганское правительство не по словам, а по делам и потребует от талибов выполнения данных ранее обещаний, главные из которых - соблюдение прав женщин, беспрепятственный выезд из Афганистана оставшихся там американцев и афганцев с необходимыми документами и пресечение на афганской территории террористической деятельности, угрожающей безопасности других стран. «Мир пристально наблюдает за происходящим», - говорится в заявлении Госдепартамента4. Лидер демократического большинства в Палате представителей Стени Хойер выразил обеспокоенность по поводу безопасности афганских партнеров США, которые работали бок о бок с американскими войсками, а также американских дипломатов и специалистов по развитию.

Реакция Евросоюза более неопределенная, они не выбирают четкой позиции выстраивания отношений с Талибаном. ЕС признает необходимость вести диалог с новыми властями Афганистана. «Нам потребуется выстраивать диалог с властями, находящимися в Кабуле, кто бы они ни были. Талибы выиграли эту войну. Значит, мы должны говорить с ними», - заявил глава европейской дипломатии Жозеп Боррель.

В целом западные лидеры готовы к диалогу с талибами и налаживанию с ними отношений. Однако они ясно дали понять, что возобновление иностранной помощи зависит от соблюдения талибами основных прав человека и разрешения афганцам, которые со-

1 Замарева Н. Исламский эмират Афганистан: внутренние и внешние вызовы (2021 г.) [Электронный ресурс] // Аналитика Российского Совета по международным делам. URL: https://russiancouncil.ru/blogs/ natalia-zamaraeva/islamskiy-emirat-afganistan-vnutrennie-i-vneshnie-vyzovy-2021-g/ (дата обращения: 20.10.2021).

2 Нужно ли говорить с талибами? Реакция Запада на смену власти в Афганистане. [Электронный ресурс]. 18.08.2021. URL: https://www.rfi.fr/ru/в-мире/20210818-нужно-ли-говорить-с-талибами-реакция-запада-на-смену-власти-в-афганистане/ (дата обращения: 20.10.2021).

3 События в Кабуле: реакция американских законодателей [Электронный ресурс] // Русская служба «Голоса Америки». 16.08.2021. URL: https://www.golosameriki.eom/a/us-afghanistan-law-makers-reaction/6003588.html (дата обращения: 20.10.2021).

4 Афганистан: Запад недоволен новым правительством талибов, Гани отрицает, что бежал с деньгами [Электронный ресурс] // BBC News. 08.09.2021. URL: https://www.bbc.com/russian/news-58481914 (дата обращения: 20.10.2021).

трудничали с западными компаниями, покинуть страну. Евросоюз намерен обсудить с талибами прежде всего вопрос об эвакуации их граждан, а также афганцев, сотрудничавших с Западом. «Наша первая задача - эвакуировать и создать безопасные условия для находящихся в стране европейских граждан и афганских граждан, которые работали с нами в течение 20 лет и которые хотят покинуть страну», - сказал глава европейской дипломатии. Кроме того, Боррель готов сотрудничать с «Талибаном», чтобы предотвратить миграционный кризис1.

В последние месяцы Германия вела переговоры с талибами и другими группировками боевиков, но в настоящее время Берлин обсуждает вопрос дипломатического представительства в Афганистане с международными партнерами, подчеркивая важность международной координации. Глава МИД Германии Хайко Маас заявил, что «...столкнулись с серьезным гуманитарным кризисом, которого мы должны избегать. Поэтому мы должны оперативно оказывать гуманитарную помощь людям, прежде всего через ООН.»2.

Канада на смену власти отреагировала категорично: премьер-министр Канады Джа-стин Трюдо ответил, что его страна «не имеет намерений признавать правительство талибов». «Они силой сместили законное, демократически избранное правительство и признаны террористической организацией по канадским законам», - сказал в эфире телеканала СТУ глава канадского правительства3.

В Великобритании на момент смены власти, в августе 2021 года, правительство не было столь решительным в заявлениях. По словам главы британской дипломатии Доминика Рааба, его страна еще не готова к диалогу с талибами, но международные переговоры в Дохе всё еще продолжаются, и нужно дождаться, какой состав правительства окончательно утвердится в Афганистане. В то же время он признает, что шансы талибов принять коалиционное правительство очень малы.

Позже премьер-министр Великобритании Борис Джонсон допустил возможность сотрудничества с новыми властями при соблюдении ими определенных условий. «Мы должны считаться с существующими реалиями, что в Афганистане произошла смена режима. Мы приняли решение о том, что признавать новые власти в Афганистане преждевременно. Мы будем судить об этом режиме, основываясь на его действиях, а не словах», - подчеркнул пре-

4

мьер .

После выхода США китайские компании добились успеха в горнодобывающей отрасли Афганистана, в частности на редкоземельные элементы, используемые в микрочипах и других передовых технологиях. Китайские власти заявили, что ожидают от радикального движения «Талибан» выполнения ранее взятых на себя обязательств по формированию «открытого и представляющего широкие силы нового правительства в Афгани-стане»5. «Мы ожидаем, что движение "Талибан" выполнит свои обязательства и дистанцируется от действующих в Афганистане террористических организаций», - сказал Гэн Шуан. Также китайский дипломат выразил надежду на то, что талибы пойдут на созда-

1 Нужно ли говорить с талибами? Реакция Запада на смену власти в Афганистане [Электронный ресурс] // RFI. 18.08.2021. URL: https://www.rfLfr/ш/в-мире/20210818-нужно-ли-говоршъ-с-талибами-реакция-запада-на-смену-власти-в-афганистане (дата обращения: 20.10.2021).

2 Замарева Н. Исламский эмират Афганистан: внутренние и внешние вызовы...

3 Трюдо заявил, что Канада не планирует признавать власть «Талибана» в Афганистане [Электронный ресурс] // CTV News. URL: https://www.ctvnews.ca (дата обращения: 20.10.2021).

4 Нужно ли говорить с талибами? Реакция Запада на смену власти в Афганистане...

5 Власти Китая рассказали об ожиданиях от «Талибана» [Электронный ресурс]. Lenta.Ru. 16.08.2021. URL: https://lenta.ru/news/2021/08/16/unhollyalliance/ (дата обращения: 20.10.2021).

ние широкой политической коалиции, способной управлять страной1. У Китая есть существенные интересы в рамках реализации масштабного транспортного проекта «Один пояс, один путь»2.

Генсек ООН Антониу Гутерриш призвал международное сообщество поддерживать диалог с движением Талибан. ООН «...подтверждает важность защиты прав человека, в том числе прав женщин, детей и меньшинств, призывает все стороны стремиться к инклюзивному политическому урегулированию путем переговоров при полном, равном и значимом участии женщин; это отвечает стремлению афганцев поддерживать и развивать достижения, которых афганский народ добился за последние двадцать лет; подтверждает необходимость приверженности верховенству закона и подчеркивает важность соблюдения всеми сторонами своих обязательств»3.

Прежний режим талибов, существовавший в Афганистане с 1996 по 2001 год, был официально признан только тремя государствами: Пакистаном, Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами. На этот раз официальное признание власти «Талибана» любой страной мира имеет шансы на успех. Большинство стран осторожно воспринимают новую власть в Афганистане и напрямую заявляют, что готовы рассмотреть сотрудничество и будущий диалог между сторонами. Однако, в отличие от западных стран, Россия, Китай и Турция заявили, что не закроют свои посольства в Кабуле и готовы к диалогу с новым правительством.

Смена власти в Афганистане стала серьезным испытанием для Шанхайской организации сотрудничества (далее - ШОС) с точки зрения обеспечения ключевых задач безопасности организации. Все соседние с Афганистаном страны, за исключением Туркменистана, являются членами ШОС, что делает организацию непосредственно вовлеченной в решение афганского вопроса и обостряет проблемы неконтролируемого наркотрафика, потока беженцев, распространения радикального исламизма и сепаратистских движений на приграничных территориях государств-членов ШОС.

Безусловно, события в Афганистане затрагивают национальную безопасность РФ, усиливают напряженность на таджикско-афганской границе и т. д. К тому же растет экономическая нагрузка на российский бюджет из-за дополнительных расходов на поставку вооружения и укрепление военных баз в Таджикистане и Киргизии, совместные военные учения со странами Центральной Азии, в том числе в рамках Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), вблизи границ с Афганистаном.

В свою очередь, МИД России работает над тем, чтобы ситуация не доходила до применения оружия для защиты стран Центральной Азии, а также координирует свои действия с важными региональными игроками: Китаем, Ираном, Пакистаном и Индией. Больше всего Россию беспокоит то, что Афганистан может стать убежищем для джихадистов из кавказского региона, особенно тех, кто связан с ИГИЛ. Основными направлениями российской политики являются дипломатическая работа по нормализации отношений с Афганистаном и помощь странам Центральной Азии в поддержании безопасности в регионе.

Сегодня преимущество в афганском вопросе принадлежит Российской Федерации. Правительство США после вывода войск из Афганистана потеряло рычаги влияния на сложившуюся обстановку. Так, 20 октября 2021 года в Москве состоялась встреча (так на-

1 Власти Китая рассказали об ожиданиях от «Талибана»...

2 Шульгин М. Смена власти в Афганистане: влияние на рынки, акции каких компаний могут стать бенефициарами

[Электронный ресурс] // Открытие Инвестиции. 24.08.2021. URL: https://vc.ru/open_mvest/285719-smena-vlasti-v-tfganistane-vliyanie-m-rynki-aktii-kakih-kompamy-mogut-stat-benefitiarami (дата обращения: 20.10.2021).

3 Замарева Н. Исламский эмират Афганистан: внутренние и внешние вызовы.

зываемый «московский формат») по решению афганского вопроса российской стороны и афганских лидеров совместно с официальными представителями Индии, Ирана, Казахстана, Киргизии, Китая, Пакистана, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана без участия американских государственных чиновников. На переговорах афганские власти обсудили предоставление экономической и политической поддержки для Афганистана, а также признание страны на международном уровне1.

В ходе встречи обсуждались перспективы развития военно-политической ситуации в Афганистане. Важность создания инклюзивного афганского правительства, отражающего интересы всех этнополитических сил в стране, была подчеркнута как ключевой шаг в продвижении национального примирения между афганцами.

Страны-участницы призвали руководство Афганистана предпринять дальнейшие шаги по совершенствованию государственного управления и созданию действительно инклюзивного правительства, адекватно отражающего интересы всех основных этнополити-ческих сил в стране. Это станет основополагающим условием завершения процесса национального примирения в Афганистане. В этой связи стороны предложили выступить с коллективной инициативой по скорейшему созыву международной представительной конференции доноров под эгидой Организации Объединенных Наций при том понимании, конечно, что основное бремя экономического и финансового восстановления и Постконфликтное развитие Афганистана должно опираться на силы, которые присутствовали в стране в течение последних 20 лет.

В условиях столкновения национальных интересов государств в вопросе разрешения афганского кризиса ШОС как крупнейшему объединению в регионе и гаранту международной и региональной безопасности предстоит выработать комплекс мер по предотвращению гуманитарной катастрофы в Афганистане, распространению экстремистских, сепаратистских и террористических движений прежде всего в рамках контактной группы «ШОС-Афганистан» и Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС.

В заключение отметим, что Исламский эмират Афганистан, который существовал в 1996-2001 годах, с точки зрения талибов, не прекращал своего существования, а находился под воздействием внешней агрессии на протяжении последних 20 лет. Талибы понимают свой приход к власти как продолжение Исламского эмирата. Характеризуя структуру высшей власти, созданную талибами в пределах их Исламского эмирата, необходимо подчеркнуть самый важный ее признак - это теократические основы.

Наш анализ показал, что афганский вопрос необходимо решать как на региональном, так и на глобальном уровнях. Вовлечение соседних стран является неизбежным при решении афганского вопроса.

В рамках «московского формата» в октябре 2021 года на прямой встрече дипломатов из десяти стран с движением «Талибан» высокопоставленные лица Афганистана заявили, что в перспективе они назначат постоянное руководство. Формирование жизнеспособного, признанного на международном уровне общенационального афганского правительства (включая женщин и все этнические группы) неизбежно. Без этого талибы не получат международного признания и легитимности.

Список источников

1. Белокреницкий В. Я. Пуштуны Афганистана и Пакистана: демографическая динамика и политическая роль // Афганистан на переходном этапе: сб. ст. М., 2002. С. 39-68.

1 В Москве начались консультации московского формата по Афганистану [Электронный ресурс] // ТАСС. 20.10.2021. URL: www.tass.ru/politika/12710145 (дата обращения: 21.10.2021).

2. Давыдов А. Д. Режим талибов: жесткая исламизация // Афганистан: война и проблемы мира: сб. ст. М., 1998. С. 47-59.

3. Коргун В. Г. Ислам и государственная власть в Афганистане // Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии): сб. ст. М., 2001. С. 173-179.

4. Плешов О. В. Движение «Талибан»: истоки фундаментализма // Афганистан: война и проблемы мира: сб. ст. М., 1998. С. 39-46.

5. Сикоев Р. Р. Исламский Эмират Афганистан: тоталитарный режим рубежа XXI века // Общественные науки и современность. 2003. № 4. С. 113-123.

References

1. Belokrenitskii V. Ia. Pushtuny Afganistana i Pakistana: demograficheskaia dinamika i poli-ticheskaia rol' [Pashtuns of Afghanistan and Pakistan: demographic dynamics and political role]. Afganistan naperekhodnom etape. Moscov, 2002, pp. 39-68. (In Russ.).

2. Davydov A. D. Rezhim talibov: zhestkaia islamizatsiia [Taliban Regime: Rigid Islamization]. Afganistan: voina iproblemy mira. Moscov, 1998, pp. 47-59. (In Russ.).

3. Korgun V. G. Islam i gosudarstvennaia vlast' v Afganistane [Islam and state power in Afghanistan]. Islam i politika (vzaimodeistvie islama i politiki v stranakh Blizhnego i Srednego Vostoka, na Kavkaze i v Tsentral'noi Azii). Moacov, 2001, pp. 173-179. (In Russ.).

4. Pleshov O. V. Dvizhenie «Taliban»: istoki fundamentalizma [Islam and state power in Afghanistan]. Afganistan: voina iproblemy mira. Moscov, 1998, pp. 39-46. (In Russ.).

5. Sikoev R. R. Islamskii Emirat Afganistan: totalitarnyi rezhim rubezha XXI veka [Islamic Emirate of Afghanistan: totalitarian regime at the turn of the 21st century]. Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 2003, no. 4, pp. 113-123. (In Russ.).

Информация об авторах Д. С. Шарабьев - сотрудник Академии Федеральной службы охраны России;

Д. М. Ведмедь - сотрудник Академии Федеральной службы охраны России;

Е. Н. Малик - кандидат политических наук, доцент, сотрудник Академии Федеральной службы охраны России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the authors

D. S. Sharabyev - Employee, Academy of Federal Guard Service; D. M. Vedmed - Employee, Academy of Federal Guard Service;

E. N. Malik - Candidate of Political Sciences, Associate Professor,

Employee, Academy of Federal Guard Service.

Статья поступила в редакцию 17.01.2022; одобрена после рецензирования 11.02.2022; принята к публикации 11.02.2022.

The article was submitted 17.01.2022; approved after reviewing 11.02.2022; accepted for publication 11.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.