УДК 327
М. А. Дьяконова
Пятигорский государственный лингвистический университет
СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В АФГАНИСТАНЕ И ВОЗМОЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ
События, происходящие в Исламской Республике Афганистан в настоящее время (такие как вывод иностранного контингента, укрепление сил талибов, увеличение наркотрафика, изменение в правящей элите) вызывают обеспокоенность всего мирового сообщества. Сохранение стабильности и безопасности в Афганистане и в регионе Центральной Азии требует более тщательного и скоординированного подхода со стороны всех заинтересованных в этом процессе участников. В статье рассмотрена современная военно-политическая обстановка в Афганистане, а также ее возможное изменение с учетом очередных выборов президента страны и вывода коалиционных сил США и НАТО. Уделяется особое внимание российско-афганским отношениям. Анализируются мнения западных специалистов по вопросам Афганистана относительно перспектив развития ситуации после 2014 г. Приводится несколько вариантов возможного развития ситуации в данной стране.
Ключевые слова: политика; внешняя политика; Афганистан; Россия; США; НАТО, вывод коалиционных сил; выборы; безопасность; Талибан; исламисты.
M. A. Dyakonova
Pyatigorsk State Linguistic University
CURRENT POLITICAL PROCESSES IN AFGHANISTAN AND ITS PROBABLE DEVELOPMENT PROSPECTS
Current events occurring in the Islamic Republic of Afghanistan, such as withdrawal of the foreign troops, strengthening of Taliban forces, increase of drug trafficking, changes in the ruling elite, is a matter of anxiousness for the international community. Maintaining stability and security in Afghanistan and in the Central Asia region requires more careful and coordinated approach by all stakeholders in this process. The article considers the current military and political situation in Afghanistan and its potential change in the context of the next presidential elections and withdrawal of the US and NATO joint troops. Special attention is given to the Russian and Afghanistan relations. Analysis is made of opinions of the Western experts in Afghanistan issues concerning prospects of the situation development after 2014, alongside with several variants given for possible development of the situation in this country.
Keywords: politics; foreign policy; Afghanistan; Russia; USA; NATO; withdrawal of joint troops; elections; security; Taliban; Islamists.
Прошло уже более 12 лет с момента начала операции «Несокрушимая свобода» и ввода американских и других натовских войск на территорию Афганистана в 2001 г. для борьбы с терроризмом. Несмотря на ликвидацию лидера террористической организации «Аль-Каиды» Усамы бен Ладена и проведение правительственными и коалиционными силами так называемых зачисток, ситуацию в Исламской Республике Афганистан (ИРА) по-прежнему нельзя назвать стабильной. Афганская национальная армия (АНА) и подразделения правоохранительных органов и спецслужб до настоящего времени не могут в полной мере обеспечить безопасность и стабильность в стране, защитить ее интересы, самостоятельно проводить боевые операции и противостоять ради-
© М. А. Дьяконова, 2014
кальным исламистским группировкам. Поэтому можно констатировать, что полного контроля обстановки со стороны центральных властей на всей территории страны, даже с помощью сил НАТО, не установлено. Лидеры большинства этнических кланов, а также полевые командиры сохраняют независимость в разных районах Афганистана и в большей степени определяют ситуацию в стране, чем центральная власть и миротворческий контингент.
Вооруженные силы ИРА летом 2013 г. в результате атак боевиков еженедельно теряли более 100 чел. убитыми и около 300 чел. ранеными1. По данным ООН, потери международных коалиционных сил за весь 2013 г. составили 127 военнослужащих США, 9 — Великобритании, 24 — других стран коалиции2. Из приведенных цифр видна существенная разница в уровне подготовки и мотивации иностранных и афганских военных. Последним приходится воевать со своими соотечественниками, так как движение «Талибан», состоящее в основном из пуштунов, пытается вернуть себе власть. В этой связи, данное развитие ситуации может в большей степени активизировать деятельность исламистских группировок (таких как Движение Талибан — Пакистан, Исламское движение — Узбекистан и др.), существующих в ряде центрально-азиатских республик. Только за первое полугодие 2013 г., по сравнению с 2012 г., на 60 % выросли атаки боевиков на афганские силы безопасности. При возможной консолидации террористических группировок может обостриться обстановка не только в Афганистане, но и в Киргизии и Таджикистане [1].
В этой связи следует принять во внимание рост активности радикально настроенных мусульман вообще в мире. Исходя из чего, необходимо учитывать возможную поддержку террористической организации «Аль-Каиды» и других исламистских группировок, которые способны оказать Талибану финансовое и военное содействие. Подобный рост терроризма и экстремизма в регионе Центральной Азии в непосредственной близости от границ РФ может привести к дестабилизации обстановки на самой территории России, которая по-прежнему борется с терроризмом и афганским наркотрафиком.
За 2013 г., по данным ООН, увеличилось количество выращиваемого мака на 36 % по сравнению с предыдущим годом, и площадь посевов достигла 209 тыс. га3. Проблема наркотрафика из Афганистана является серьезной угрозой не только для стран центрально-азиатского региона, стран-соседей Афганистана, России, но и для всего мирового сообщества. Для борьбы с этим злом необходимо стремиться к поиску и использованию совместными усилиями более действенных и усовершенствованных мер как по истреблению посевов, так и по уничтожению запасов наркотических веществ. Как один из вариантов предполагаются мероприятия по укреплению внешних границ с Таджикистаном и Узбекистаном. Также ожидается интенсификация диалога РФ — ШОС и РФ — ОДКБ, проведение операций по перехвату наркотических средств4. Необходимо разрабатывать новые способы противодействия выращиванию и распространению наркотиков. При этом для решения данного вопроса можно прибегнуть к диалогу с талибами. Отчасти, искоренение терроризма, наркотрафика, экстремизма поможет бороться с такими проблемами внутри
1 Потери афганской армии резко возросли с лета 2013 года. URL : http://warsonline.info/ afganistan/poteri-afganskoy-armii-rezko-vozrosli-s-leta-2013-goda.html.
2 Operation Enduring Freedom. URL : http://icasualties.org/OEF/.
3 Afghanistan Opium Survey 2013. URL : http://publicintelligence.net/unodc-afghan-opium-survey-2013/.
4 Выступление и ответы на вопросы Министра иностранных дел России С. В. Лаврова в рамках «правительственного часа» в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. URL : http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/C008A82590A16E7044257C4500393582.
Афганистана, как нищета, бедность, коррупция, а также позволит восстановить стабильность.
Относительно дальнейшего политического и экономического развития Афганистана высказываются многие зарубежные и отечественные политологи, ученые, исследователи афганской проблемы, пытаясь дать оценку и спрогнозировать ситуацию на ближайшую перспективу. По нашему мнению, наиболее верной представляется точка зрения Г. Смита, эксперта the International Crisis Group по Афганистану. Так, он считает, что не нужно путать конец американской войны в Афганистане с окончанием самой афганской войны, так как самостоятельно афганская армия не сможет пока гарантировать безопасность в стране [3].
Но и деятельность коалиционных войск, не давшая ожидаемых результатов, была осуждена президентом Афганистана Х. Карзаем, по оценке которого международные силы содействия безопасности не уделяли должного внимания уничтожению лагерей террористов на территории Пакистана, а проводили рейды в домах мирных жителей. Таким образом, за 10 лет их присутствия в стране безопасность так и не была установлена. Вторжение НАТО в ИРА принесло много жертв и страданий афганскому народу1.
Несмотря на проводимую антитеррористическую кампанию США и стран НАТО и возможным увеличением срока их пребывания на территории ИРА, деятельность террористических группировок за последние годы в Афганистане усилилась. Укрепление жизнеспособности движения «Талибан» и повышение его активности в стране дает возможность говорить о том, что, скорее всего, оно станет стремиться захватить власть любыми способами в 2014 г., после того как американцы выведут военный контингент. Уже на данный момент подобное развитие ситуации приводит к усилению вооруженного противодействия с коалиционными и правительственными силами. Об этом свидетельствуют террористические акты в провинциях Баглан, Газни, Гельменд, Кабул, Кандагар, Пактика, Панджшер, Фарьяб2. В прессу также поступила информация о сотрудничестве военных национальной армии Афганистана с талибами в провинции Гельменд, в которой движение «Талибан» выразило готовность прийти к власти3. Такое развитие событий вполне вероятно. Тем более что талибы набирают силы и борются с иностранным военным присутствием на своей территории, выступая за суверенитет ИРА, и не желают принимать чуждые, насаждаемые Западом ценности демократии. При этом им приходится воевать со своими согражданами, входящими в состав афганских национальных сил, поддерживаемых военными США и стран НАТО. Таким образом, дезертирство, гибель во время боев, окончание срока службы являются причинами низкого уровня боевой готовности АНА.
Количество жертв среди гражданского населения в результате боевых столкновений, по данным отчета ООН, в 2013 г. по сравнению с предыдущим годом выросло на 14 %4. При этом Г. Смит сообщает, что в некоторых провинциях ситуация стабилизировалась. Однако есть опасность того, что талибы ждут подходящего момента для атак, так как ими контролируется большая часть территории страны. По мнению данного эксперта, нынешнему правительству Афганистана следует подписать двустороннее американо-афганское соглаше-
1 Hamid Karzai speaks exclusively to the BBC's Yalda Hakim. URL : http://www.bbc.com/news/ world-asia-24435776.
2 Афганистан.Ру / Безопасность. URL : http://afghanistan.ru.
3 В афганские СМИ поступили отчеты о сотрудничестве армии с «Талибаном» в Гельменде. URL : https://afghanistan.ru/doc/70373.html.
4 ООН сообщает о росте числа жертв среди гражданского населения в ходе конфликта в Афганистане. URL : http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=19972#.U7R555R_uSQ.
ние, чтобы предотвратить дальнейшие потери среди населения. Кроме того, афганцы нуждаются в существенной помощи: военной технике, тактических навыках, помощи другого характера, чтобы загнать талибов в безвыходное положение [3]. Соглашение подразумевает присутствие иностранных военных еще на 10 лет, а также расположение 9 военных баз на территории ИРА. Численность очередного контингента предполагает 15 тыс. военнослужащих1. Но в данном случае нельзя утверждать наверняка, что при подписании двустороннего соглашения и присутствии новых «миротворцев» на территории Афганистана улучшится ситуация и обстановка будет урегулирована.
По заявлению президента США Б. Обамы, 2014 г. будет завершающим для вывода коалиционных войск из ИРА, если не будет подписано соглашение2. Америка в противном случае полностью выведет все войска, оставив Афганистан один на один в борьбе с талибами [2].
В противовес Западу, российская сторона, наоборот, ставит приоритетными цели по укреплению внешнеполитических и экономических связей с ИРА и странами Центральной Азии для стабилизации обстановки в регионе. При этом надлежит учитывать, кто находится у власти в Афганистане, какая политическая направленность данного правительства. Принимая во внимание намерение крупных держав-соседей поддержать афганское правительство в такое тяжелое для него время, а также обезопасить себя, усиливается диалог Россия — Китай — Индия3.
Ситуация в ИРА вызывает опасения не только у соседних держав, чьи интересы сталкиваются в регионе Центральной Азии, но и у всего мирового сообщества. Очередные выборы президента и вывод иностранного контингента с территории Афганистана заставляют согласовывать свои действия на международном уровне всех акторов происходящего политического процесса.
ИРА занимает важное стратегическое положение в регионе — находится на пересечении маршрутов «Великого Шелкового Пути». Поэтому постоянные попытки распространить свое влияние на данной территории привели к тому, что Америка стремится достичь соглашения с талибами, но пока о результатах говорить не приходится. Такие попытки предпринимались не только американской стороной, но и президентом самого Афганистана. Однако талибы не идут и на переговоры ни с американцами, ни с Х. Карзаем4.
Анализ ситуации показывает, что не исключен приход к власти исламистов, которые более не «выпустят ее из рук» в случае, если им удастся возглавить государство. В связи с этим, Российская Федерация, как государство, для которого ИРА также как для США, стран центрально-азиатского региона, является зоной важных национальных интересов, заинтересована в поддержании с данным государством отношений конструктивного и добрососедского характера. Поэтому уже сейчас России следует налаживать контакты с умеренным крылом талибов и как США пытаться вести с ними переговоры, как с возможным правящим режимом в Афганистане [4]. Ввиду укрепления взаимовыгодных связей с ИРА, Россия собирается использовать все возможные
1 Афганский парламент подверг критике политику Хамида Карзая в связи с неподписанием соглашения с США. UR L: http://afghanistan.ru/doc/66290.html.
2 US Army boss: Afghan pullout talk may encourage Taliban / BBC News, 26.02.2014. URL: http://www.bbc.com/news/news/world-us-canada-26358860.
3 Выступление и ответы на вопросы Министра иностранных дел России С.В. Лаврова в рамках «правительственного часа» в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Москва, 18.12.13. URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/C008A82590A16E704425 7C4500393582.
4 Талибы отрицают свое участие в переговорах с Хамидом Карзаем. URL : http://afghanistan. ru/doc/71694.html.
дипломатические, материально-технические, экономические, социальные средства, чтобы помочь афганскому народу и правительству выстоять в особо тяжелый для них период. Так как на территории Российской Федерации проживают люди различных конфессий и немалую долю составляют последователи ислама, то выстраивание международных отношений с возможным новым руководством ИРА, даже радикального толка, не должно вызвать разногласий между нашими государствами. Главное, поторопиться, чтобы не упустить имеющиеся возможности.
Важным видится мнение еще одного западного специалиста — С. Джоун-са, который считает, что главной проблемой 2014 г. будет не то, кто станет президентом, а именно то, кем будет поддерживаться исход выборов — пуштунами, узбеками, таджиками, хазарейцами или другими народностями, проживающими в Афганистане. Предполагается, что выборы 2014 г., также как и выборы 2009 г., будут сопровождаться насилием и коррупцией. В этом случае выборы могут еще более ослабить государство, что приведет к расколу между севером и западом Афганистана и к потере доверия в центральное правительство. Такого рода разногласия будут расшатывать связи АНА с другими силами безопасности, так же, как и оказывать воздействие на степень поддержки со стороны стран-соседей. Индия, Россия и Иран, скорее всего, будут увеличивать поддержку антиталибским силам именно на севере и западе страны, в то время как Пакистан наоборот будет содействовать талибам и другим пуштунским группам на юге и востоке страны1.
Таким образом, на развитие политических процессов Афганистана могут повлиять как внешние, так и внутренние факторы. Если представить ближайшую перспективу в политическом обустройстве в этой стране после выборов в 2014 г., то подразумевается смена правящего режима на более исламистский. При этом, по нашему мнению, возможность прихода к власти представителя другого этноса кроме пуштунов маловероятна, так как в последние годы правящий режим (не без участия западных советников) осуществил комплекс мероприятий по расколу Объединенного исламского фронта спасения Афганистана. Чтобы произошло объединение всех непуштунских национальностей для выдвижения единого кандидата на президентский пост, в противовес наиболее многочисленной народности, должно случиться что-либо неординарное в общественной среде республики. Что также не дает гарантий для успеха, так как необходимы еще определенные условия при раскладе политических сил в самом этносе пуштунов.
Нынешний президент Афганистана Х. Карзай в интервью телеканалу «Би-Би-Си» сообщил, что согласен на любые действия, которые принесут мир, стабильность и безопасность Афганистану. К подобным актам относятся как неподписание договора с США, так и переговоры с талибами и их возможный приход к власти. Прежде всего, президент ИРА выразил уверенность, что участие Талибана в политической жизни страны не скажется негативным образом ни на правах человека в целом, ни на правах женщин. Талибы — такие же граждане своей страны, как и другие афганцы2. Относительно соглашения с США Х. Карзай заявил о том, что оно должно соответствовать интересам и целям самого Афганистана, гарантировать мир и безопасность. Если оно не предполагает подобного развития ситуации, то и подписываться им не будет3.
1 Prospects for Afghanistan in 2014. URL : http://www.cfr.org/afghanistan/prospects-afghanistan-2014/p32094.
2 Hamid Karzai speaks exclusively to the BBC's Yalda Hakim. URL : http://www.bbc.com/ news/world-asia-24435776.
3 Там же.
Таким образом, президент Афганистана заявил, что для подписания документа должны быть соблюдены следующие критерии, а именно, открытое проведение выборов в апреле 2014 г., прекращение операций иностранными войсками против мирного населения, освобождение заключенных-афганцев из тюрьмы Гуантанамо, сохранение суверенитета страны. Но при одобрении Л. Джиргой данного договора с Вашингтоном, его подписание может состояться после очередных выборов президента1.
Ситуация в ИРА в 2014 г. после вывода основных сил международной коалиции и ожидаемое увеличение экстремизма и терроризма вызывает дополнительное беспокойство у мирового сообщества. Возможный приход к власти в Афганистане радикально настроенных исламистов может привести к распространению их агрессивной приверженности в регионе Центральной Азии. В связи с возможным ухудшением ситуации в ИРА центрально-азиатские страны, в большей степени подверженные угрозам, исходящим с территории Афганистана, стремятся установить здесь свое как экономическое, так и политическое влияние.
В свою очередь, Россия, граничащая с рядом стран Центральной Азии, заинтересована в обеспечении своих национальных интересов, защите населения от внешних угроз, исходящих, в том числе от организованных преступных группировок, связанных с терроризмом, наркотрафиком. Следовательно, во многом перспектива формирования взаимных политических и экономических отношений РФ со странами региона будет зависеть от того, радикальное или умеренное крыло исламизма сможет получить большинство по результатам политической гонки на выборах главы ИРА. Это предполагает развертывание нескольких сценариев дальнейшего развития обстановки в Афганистане. Местное население постарается после вывода военного контингента США и НАТО, а также не совсем успешной политики Х. Карзая не допустить к власти американскую креатуру.
Для всего мирового сообщества предпочтителен приход умеренных исламистов, так как они используют принципы шариата для продвижения политических интересов местного господствующего класса. В связи с чем, есть надежда, что ситуация в Центральной Азии как минимум не изменится к худшему. Однако положение дел может стать непредсказуемым, если сторонники радикального ислама одержат победу на выборах. Такой расклад приведет к таким внутриполитическим процессам в Афганистане, которые предполагают полное подчинение законам шариата. Страна может оказаться еще на более низком уровне развития, чем она находится сейчас, что может осложнить и взаимодействие на внешнеполитическом и экономическом уровнях с другими государствами.
Россия хотела бы видеть ИРА политически самостоятельным и экономически развитым государством, свободным от терроризма, экстремизма и наркомафии. Для восстановления экономики, социального уровня страны необходимо участие всего международного сообщества, так как Афганистану это не под силу, ввиду того, что у него нет на это ни сил, ни средств. Помогая афганскому народу в выстраивании нового сильного и свободного государства, РФ должна принять самое активное участие в этом процессе для укрепления и отстаивания своих национальных и стратегических интересов.
Лишь в рамках хорошо скоординированного и слаженного международного сотрудничества при деятельном участии народа Афганистана возможно не-
1 Афганский парламент подверг критике политику Хамида Карзая в связи с неподписанием соглашения с США. URL : http://afghanistan.ru/doc/66290.html.
допущение увеличения наркотрафика и экспансии терроризма на территорию стран СНГ, и, как следствие, России и Запада. Поэтому в этой борьбе по дальнейшему урегулированию ситуации в стране, несмотря на существующие противоречия в мировом сообществе, у России много союзников. Осознание всеми участниками процесса имеющейся угрозы позволяет находить общие точки соприкосновения для активизации борьбы с международными угрозами.
Таким образом, приближающийся полный или частичный вывод коалиционных войск из Афганистана, очередные выборы на пост президента страны дают возможность говорить о грядущих изменениях в политической, экономической и социальной жизни афганского народа, в государствах центрально-азиатского региона и в более глобальном масштабе.
Список использованной литературы
1. Титов В. Тихая деградация ситуации в Афганистане / Новое Восточное Обозрение. — URL: http://ru.journal-neo.org/2013/11/05/rus-tihaya-degradatsiya-situatsii-v-afganistane/.
2. Holland S. U. S. wants Afghanistan to sign security deal in «weeks not months» / S. Holland, B. Orr. — URL : http://www.reuters.com/article/2014/01/06/us-afghanistan-usa-idUSBREA050Z520140106.
3. Laub Z. Predictions for Afghanistan in 2014 / Z. Laub. — 2013. — 23 Dec. — URL : http://www.defenseone.com/ideas/2013/12/predictions-afghanistan-2014/75950/.
4. Rubin J. A. Former Taliban Officials Say U.S. Talks Started / J. A. Rubin // The New York Times. — 2012. — 29 Jan. — URL : http://www.nytimes.com/2012/01/29/ world/asia/taliban-have-begun-talks-with-us-former-taliban-aides-say.html?_ r=2&partner=rss&emc=rss&.
References
1. Titov V. Quiet degradation of the situation in Afganistan. Novoe Vostochnoe Obozrenie - New Eastern Review. Available at:http://ru.journal-neo.org/2013/11/05/ rus-tihaya-degradatsiya-situatsii-v-afganistane/ (in Russian).
2. Holland S., Orr B. U.S. wants Afghanistan to sign security deal in «weeks not months». Available at: http://www.reuters.com/article/2014/01/06/us-afghanistan-usa-idUSBREA050Z520140106.
3. Laub Z. Predictions for Afghanistan in 2014. Available at:http://www.defenseone. com/ideas/2013/12/predictions-afghanistan-2014/75950/.
4. Rubin J.A. Former Taliban Officials Say U.S. Talks Started. The New York Times. Available at: http://www.nytimes.com/2012/01/29/world/asia/taliban-have-begun-talks-with-us-former-taliban-aides-say.html?_r=2&partner=rss&emc=rss&.
Информация об авторе
Дьяконова Мария Александровна — аспирант, кафедра международных отношений, мировой экономики и международного права, Пятигорский государственный лингвистический университет, 357532, г. Пятигорск, пр. Калинина, 9, e-mail: [email protected].
Author
Maria A. Dyakonova — PhD student, Chair of International Relations, Global Economy and International Law, Pyatigorsk State Linguistic University, 9 Kalinin Avenue, 357532, Pyatigorsk, Russia, e-mail: [email protected].