http://dx.doi.org/10.18611/2221-3279-2017-8-4-73-82
ОБОСТРЕНИЕ СИТУАЦИИ В АФГАНИСТАНЕ: НОВЫЕ УГРОЗЫ МИРУ И ПУТИ ИХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ
Сурайё Махкамовна Адилходжаева
Ташкентский государственный юридический университет,
Ташкент, Узбекистан
Информация о статье: Аннотация: Афганистан - многострадальная страна, в ко-
Поступила в редакцию: торой нет мира и стабильности на протяжении вот уже нескольких десятков лет. В настоящее время ситуация в Аф-
20 марта 2017 ганистане является неопределенной и непредсказуемой,
Принята к печати: остается опасность эскалации терроризма, религиозного экстремизма и распространение наркотиков. Статья посвя-
11 ноября 2017 щена анализу политической, социально-экономической и
Об авторе: д.ю.н., профессор, Ташкентский государственный гуманитарной ситуации, а также предотвращению новых угроз, возникших в этой стране.
юридический университет
e-mail: [email protected]
Ключевые слова:
Афганистан; безопасность;
установление мира и стабильности;
ИГИЛ; Талибан;
угроза религиозного экстремизма; терроризм
Афганистан остается одной из стран мира, где ситуация вялотекущей войны с периодическими обострениями продолжается вот уже на протяжение многих десятилетий. Положение усугубляется тем, что на фоне не определенности и непредсказуемости в стране религиозный экстремизм и терроризм может дислоцировать в любую точку мира, как это уже было в сентябре 2001 года. Более того, ситуация в Афганистане продолжает резко ухудшаться и вызывает большую тревогу. Террористические группировки так называемого «Исламского государства» (ИГ) в Сирии, потерпев сокрушительное поражение при непосредственной помощи вооруженных сил Российской Федерации правительственным силам, вынуждены отступить. Боевики ИГ пребывают в Афганистан из Сирии объе-
диняться с набирающими силу и пока разрозненными отрядами бандформирований. На юге Афганистана «Исламское государство» выходит на авансцену террористической деятельности, отодвигая в тень радикальное исламское движение «Талибан». Самая большая опасность - это если боевики, сражающих под черными флагами ИГ, дислоцируются из Сирии, Ирака в Афганистан, и обоснуются там, где имеется благоприятная среда для создания нового еще более радикального очага религиозного экстремизма и терроризма. Это несет угрозу безопасности не только Центральной Азии и Евразии, но и всему миру, т.к. резко возрастает опасность новых террористических актов, вербовки новой генерации, отравления ее идеями религиозного экстремизма и героином.
Другим значительным фактором ухудшения военно-политической ситуации выступает непрекращающийся рост производства и распространения наркотических средств в Афганистане, на который приходится более 90% мирового производства опиума. Наркобизнес, превратившийся в важнейшее средство жизнеобеспечения и занятости афганского населения, стал одним из основных источников финансирования боевиков, дестабилизации обстановки в самом Афганистане и в соседних с ним государствах. По данным Управления ООН по наркотикам и преступности, талибы зарабатывают на наркобизнесе около 470-480 млн долл. Примерно 380 тонн героина и морфина в мире производятся исключительно из афганского опия. Около 5 тонн потребляется и изымается в Афганистане, большая же часть - оставшиеся 375 тонн - развозится по всему миру по маршрутам, проходящим через соседние с Афганистаном страны1. В случае непринятия адекватных мер со стороны международного сообщества такая тенденция приведет к дальнейшему росту наркотрафика через территорию стран Центральной Азии. Это, в свою очередь, обусловит сохранение за наркотрафиком и связанной с этим явлением организованной преступностью роли дестабилизирующего фактора для других близлежащих государств и регионов.
Афганистан - уникальная, полиэтническая страна. Не существует в мире аналогов урегулирования проблемы Афганистана, исторические, этнические и культурные корни афганского народа имеют много общего с народами соседних стран, а это непременно следует использовать для урегулирования афганской проблемы. Эти народы исторически связаны. Великим предком Бабуром, который похоронен в Кабуле, в XVI веке на территории современного Афганистана и
1 Незаконный оборот наркотиков / Всемирный доклад о наркотиках УНП ООН 2010. Режим доступа: http://www.unodc.org/unodc/ru/ drug-trafficking/index.htm [Nezakonnyi oborot narkotikov (Illegal Drug Trafficking) / Vsemirnyi doklad o narkotikakh UNP OON 2010. Mode of access: http://www.unodc.org/unodc/ru/drug-trafficking/index.htm]
Индии было создано централизованное государство. Это было одним из удачных попыток в истории модернизировать и консолидировать Афганистан. В Герате похоронен другой Великий предок - гуманист, поэт, государственный деятель Алишер Навои, которого чтут народы всей Центральной Азии и за ее приделами за талант, прогрессивные идеи своего времени. Это свидетельствует, что история наших народов имеет общие корни.
Приоритетным направлением внешней политики Узбекистана является обеспечение мира и стабильности в Центральной Азии, решение ключевых проблем региональной безопасности, включая содействие урегулированию ситуации в Афганистанеь, и это не раз в своих выступлениях подчеркивал президент Шавкат Мирзиёев2. Узбе -кистан является одной из немногих стран на международной арене, для кого мир и стабильность в Афганистане представляет действительно значительную ценность. Это было отмечено в Совместном заявлении Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева и Президента Туркменистана Г.М. Бердымухамедова. В частности, в Заявлении отмечается, что оба государства будут продолжать оказывать содействие достижению мира и стабильности в Афганистане, его превращению в мирную, процветающую страну, уважая при этом избранный афганским народом путь политического и социально-экономического развития своей страны3. Узбекистан очень заинтересован
2 Мирзиёев Ш.М. Выступление на совместном заседании Сената и Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Режим доступа: http://prezident.uz/ru/news/5325/ [Mirzieev, Sh.M. Vystuplenie na sovmestnom zasedanii Senata i Zakonodatel'noi palaty Olii Mazhlisa Respubliki Uzbekistan (Speech at Joint Session of Senate and Legislative Chamber of Uzbekistan). Mode of access: http://prezident.uz/ ru/news/5325/]
3 Совместное Заявление Президента Республи-
ки Узбекистан Ш.М. Мирзиёева и Президента Туркменистана Г.М. Бердымухамедова // Народное слово, 10 марта 2017, № 49 (6713). [Joint Communiqué of President of Uzbekistan Sh.M. Mirziev and President of Turkmenistan G.M. Berdymuhamedov // Narodnoe Slovo, 10 March 2017, No. 49 (6713).]
в скорейшей стабилизации ситуации в Афганистане и последовательно выступает за действенное послевоенное обустройство этой страны. Узбекистан активно выступает за мирное урегулирование афганского конфликта, выдвигает на международной арене конкретные предложения, направленные на достижение мира и стабильности в этой стране и регионе в целом. Так, в Ташкенте в июле 1999 года была принята декларация «Об основных принципах урегулирования конфликта в Афганистане», выработанная в рамках известного переговорного формата «6+2». На базе Ташкентской декларации было принято соответствующее решение Совета Безопасности ООН, признавшего итоги Ташкентской встречи важным шагом на пути политического решения афганской проблемы4.
Узбекистан строит свои отношения с Афганистаном на двухсторонней основе, на основе принципов взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела. Узбекистан оказывал, и будет оказывать помощь в качестве доброго соседа в восстановлении экономики, социальной инфраструктуры Афганистана. По мосту «Хайратон» на узбекско-афганской границе вот уже много лет бесперебойно поступает гуманитарная помощь, со стороны узбекских специалистов было сооружено 11 мостов на участке Мазари - Шариф - Кабул, которые обеспечили транспортное сообщение между севером и югом страны. С начала 2002 года осуществляется подача электричества в Афганистан, объем которого за эти годы увеличился в более чем раз 6 раз. Узбекские провайдеры обеспечивают бесперебойную работу сети Интернет на севере страны. В настоящее время почти 90% грузов в Афганистан, идущий через погра-
4 Тошев А. Принципы и подходы узбекистана к решению афганской проблемы // Материалы международной конференции «Афганистан: проблемы стабилизации и перспективы реконструкции», Ташкент, 2009. [Toshev, A. Printsipy i podkhody uzbekistana k resheniiu afganskoi problem (Principles and Approaches of Uzbekistan towards Afghan Problem) // Materialy mezhdunarodnoi konferentsii «Afganistan: problemy stabilizatsii i perspektivy rekonstruktsii», Tashkent, 2009.]
ничный железнодорожно-автомобильный переход Термез, приходится на долю железнодорожного транспорта. Вот уже несколько лет функционирует железная дорога Термез - Хайратон - Мазари-Шариф, построенная также узбекскими специалистами5. Узбекистан всегда руководствовался принципом, который складывался в течение многих веков: «Сосед спокоен -ты спокоен». Узбекистан в развитии отношений с Афганистаном придерживается организации связей и сотрудничества только на двухсторонней основе, неучастия в различных военно-политических блоках, направленного против Афганистана, поддержки выбранного афганским народом правительства. Установление долгосрочного мира в Афганистане является для Узбекистана стратегически важным для обеспечения региональной безопасности. В начале 2017 г. на двухсторонних переговорах между правительствами Узбекистана и Афганистана был подписан ряд важнейших документов для развития сотрудничества между странами, среди них двусторонняя торгово-экономическая «Дорожная карта», реализация которой позволит в кратчайшие сроки довести показатели товарооборота до $1,5 млрд, протокол о намерениях по дальнейшему развитию взаимодействия в сфере транспортной инфраструктуры, предусматривающий участие узбекской стороны в совместных железнодорожных и автодорожных проектах, протокол о намерениях по созданию Совместной комиссии по вопросам безопасности, Соглашение между министерствами внутренних дел о сотруд-
5 Адилходжаева С.М. Обострение ситуации в
Афганистане - основная угроза стабильности и безопасности в Центральной Азии // Материалы научно-практической конференции «XXI асрда жахон сиёсати ва Узбекистан тажриба-си: сиёсий, ху^укцй ва ижтимоий жщатлари», Тошкент, 2016 - С. 16-22. [Adilkhodzhaeva, S.M. Obostrenie situatsii v Afganistane - osnovnaia ugroza stabil'nosti i bezopasnosti v Tsentral'noi
Azii (Escalating Situation on Afghanistan: Key Threat to Stability and Security in Central Asia) // Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii «XXI asrda zhakhon siesati va Uzbekiston tazhribasi: siesii, ^u^u^ii va izhtimoii zhi^atlari», Toshkent, 2016. Pp. 16-22.]
ничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Также состоялась официальная церемония открытия торгового дома АО «Узпромэкспорта» в Кабуле6.
В новейшей истории, по крайней мере, было две попытки управлять ситуацией в Афганистане, когда был осуществлен ввод войск со стороны СССР в 1979 году и ввод сил АЙСАФ после терактов в Нью-Йорке в 2001 году. Оба раза не было понимания, что нельзя решать проблемы только военным путем. В результате изматывающей войны советские войска покинули Афганистан в 1989 г., эта война с большими финансовыми затратами послужила косвенной причиной вхождения экономики в тупик и распада СССР. Большинство стран-участников НАТО, увязнув в проблемах, хотели поскорее выйти из Афганистана. После вывода войск АИСАФ страны альянса постаралис, поскорее открестится от проблем в этой многострадальной стране. Но до каких пор? В настоящее время ситуация в Афганистане вызывает большую тревогу. Каковы же основные тенденции, наметившие в Афганистане?
В Афганистане насчитывается более 50 тыс. террористов - это весьма взрывоопасная ситуация. Командующий американскими войсками в Афганистане генерал Джон Николсон попросил подкрепления, чтобы выйти из тупика, в который за 15 лет зашла война с талибами. Он, в частности, призвал направить в Афганистан еще несколько тысяч военнослужащих на помощь 8400 военным международной коалиции, дислоцированным в этой стране7.
Силовые структуры ИРА все еще не достаточно боеспособны в рядах афганской армии были обнаружено наличие 30 тыс.
6 Узбекистан и Афганистан подписали торгово-экономическую «Дорожную карту». Режим доступа: http://afghanistantoday.ru/hovosti/ uzbekistan-afganistan-podpisal [Uzbekistan i Afganistan podpisali torgovo-ekonomicheskuiu «Dorozhnuiu kartu» (Uzbekistan and Afghanistan Signed a Trade and Economic «Road Map»). Mode of access: http://afghanistantoday.ru/ hovosti/uzbekistan-afganistan-podpisal]
7 Defense One. Gen. John Nicholson Told in Washington. Mode of access: http://buff. ly/2kXrXuG 22:01 - 9 Fevr 2017
«мертвых душ» - это показала проверка Пентагона, проведенная в рамках борьбы против коррупции. Они были вычеркнуты из американских платежных ведомостей. Такая мера, по словам генерал-майора ВС США Ричарда Кейзера, позволит ежемесячно экономить около $13 млн из средств американских налогоплательщиков, выделяемых на поддержание афганских армии и сил безопасности8.
Афганский политолог Азиз Арианфар, руководящий Центром исследования Афганистана во Франкфурте-на-Майне, считает, что не исключены перспективы переноса деятельности «Исламского государства» в Афганистан и даже Пакистан. Есть опасность, что число боевиков ИГ в ИРА может увеличиться в разы. А с таким количеством боевиков ИГ сможет планировать достаточно крупные операции, причем не только в Афганистане9.
Ключевой момент: как сложатся взаимоотношения талибов и ИГ. Талибан не интересуют идеи халифата, они хотят установить свою власть только на территории Афганистана. То есть у ИГ и Талибана разные идеологические установки, что делает их непримиримыми. Да, с одной стороны, - они непримиримые соперники, но с другой, - если ситуация для той и другой стороны ухудшится, то не следует исключать возможность заключения временного союза между Талибан и ИГ. Такой пусть кратковременный союз может быть серьезной реальной угрозой и не только для Центральной Азии, но и для всего мира. Поэтому начало противоборства между этими силами, препятствующих их объединению,
8 Пентагон заподозрил наличие 30 тысяч "мертвых душ" в рядах афганской армии. Режим доступа: http://afghanistantoday.ru/h [Pentagon zapodozril nalichie 30 tysiach "mertvykh dush" v riadakh afganskoi armii (The Pentagon Suspected the Presence of30,000 "Dead Souls" in the Afghan Army). Mode of access: http://afghanistantoday. ru/h]
9 Арианфар А. Пути выхода из Афганского тупика. Режим доступа: http://www.gumilev-center.af/archives/4028 [Arianfar, A. Puti vykhoda iz Afganskogo tupika (Ways out of the Afghan Impasse). Mode of access: http://www. gumilev-center.af/archives/4028]
может явиться частью успешной стратегии против этих боевиков10.
Население Афганистана четко поделено на этнические группы, которые живут практически территориально изолировано друг от друга. Так, юг и юго-восток Афганистана населен преимущественно пуштунами, а на севере и северо-востоке страны проживают таджики, хазарейцы, узбеки, туркмены и другие народности. Пуштуны и таджики составляют 60% населения Афганистана. В Афганистане до сих пор нет политической силы, которая могла бы консолидировать общество, взять на себя ответственность за будущее страны, выстроить вертикаль государственной власти, обеспечить безопасность всех граждан, начать политический диалог. Из более, чем 70 действующих партий в Афганистане, пока не удалось консолидировать афганское общество ни одной из них. В то же время, влияние Талибана на афганское общество значительно. Талибан сформирован, главным образом, из пуштунов; существует проблема взаимоотношения пуштунов -самой многочисленной этнического группы с другими народами. В рядах «Талибана» по разным оценкам насчитывается от 35 до 50 тысяч активных бойцов. По мнению экспертов, сам Талибан не однороден. «Черные талибы» являются наемниками-профессионалами из других стран, которым платят деньги за дестабилизацию ситуации. «Серые талибы» являются коренными жителями Афганистана и воюют, потому что большую часть своей жизни ничего кроме войны не видели, они просто не приспо-
10 Адилходжаева С.М. Обострение ситуации в
Афганистане - основная угроза стабильности и безопасно сти в Центральной Азии // Материалы научно-практической конференции «XXI асрда жахон сиёсати ва Узбекистон тажриба-си: сиёсий, ^укукцй ва ижтимоий жи^атлари», Тошкент, 2016 С. 16-22. [Adilkhodzhaeva, S.M. Obostrenie situatsii v Afganistane - osnovnaia ugroza stabil'nosti i bezopasnosti v Tsentral'noi Azii (Escalating Situation on Afghanistan: Key Threat to Stability and Security in Central Asia) // Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii «XXI asrda zhakhon siesati va Uzbekistan tazhribasi: siesii, ^u;u;ii va izhtimoii zhi^atlari», Toshkent, 2016. Pp.16-22.]
соблены к мирной жизни. «Белые талибы» вынуждены периодически принимать участие в военных действиях, но предпочли бы вести мирную жизнь. В этих условиях необходимо вести тактику раскола в рядах Талибан, привлекая к переговорам лояльно настроенных, которые хотят мира и выдавливая из страны наемников. За более чем 30 лет военных действий у боевиков выработалась тактика на изматывание противника, которая заключается в истощении военных, финансовых, людских ресурсах. Такая тактика в сочетании с горным афганским ландшафтом и активностью боевиков Талибан, которые живут практически среди мирного населения, дает свои плоды -в итоге противник покидает территорию Афганистана, не добившись успеха: так, например, было с советскими войсками и с силами АИСАФ при координирующей роли США. Движение «Талибан» после вывода войск международной коалиции снова взяло под контроль значительную часть Афганистана. Талибы полностью вытеснили правительственные силы из южных провинций Гильменд и Кандагар, кроме того, они захватили большие территории в северных провинциях Кундуз и Бадахшан.
Социально-экономическая ситуация вызывает не меньшую тревогу. Большинство населения Афганистана (53%) живет за чертой бедности, уровень грамотности не превышает 20%, более 40% населения не имеет постоянной работы. Социальная инфраструктура требует скорейшего восстановления. В афганских семьях рождаются в среднем по 7-9 детей. По прогнозам численность населения в этой стране к 2060 году может увеличится до 90 миллионов человек. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН - ФАО, Афганистан относится к числу стран, в которой проблема голода и недоедания стоит наиболее остро. Всемирная продовольственная программа ООН вместе с партнёрскими организациями опубликовали совместное исследование, согласно которому число жителей Исламской Республики Афганистан (ИРА), страдающих от серьёзного недостатка продовольствия, за последний год возросло с 4,7 до 5,9% населения страны, это более 1,5 млн человек. Ещё 7,3 млн афганцев
находятся на грани голода11. То есть в этой стране наблюдается постоянный продовольственный кризис, и она нуждается в особом внимании со стороны мирового сообщества. Сельское хозяйство, которое ввиду несложных агроприемов, высокой доходности ориентировано на выращивании наркосодержащих культур. Год от года количество производимого в Афганистане героина увеличивается. Поставкой героина заняты по разным данным от полумиллиона до двух миллионов афганцев. В последнее время годовой оборот героинового рынка в Афганистане составляет астрономическую для отсталой страны цифру в 25 млрд долларов. Провинция Гильменд производит больше наркотиков, чем вся Колумбия. По разным данным, от наркобизнеса зависит от 65 до 85% афганской экономики, производство наркотиков опийной группы составляет ее основу и является, чуть ли единственной конкурентоспособной статьей экспорта. Сформировался порочный круг: доходы от наркотиков идут на вооружение и финансовую подпитку терроризма и религиозного экстремизма, а вооруженные отряды мешают восстановлению экономики и мирной жизни.
Афганский геополитический клубок, в котором переплелись интересы различных порой противодействующих политических сил за влияние на регион, является реальной угрозой не только региональной, но и глобальной безопасности и нельзя этого недооценивать. В борьбе крупных держав за влияние серьезную деятельность развернули США, Россия и Китай, к ним нужно добавить и некоторые исламские государства Ближнего Востока - в результате ситуация достаточно сложная. К сожалению, в силу своего географического положения Афганистан вовлекался в геополитические проекты, зачастую не отвечающим его национальным
11 Бобкин Н. От Сирии до Афганистана у США одно лекало // fondsk.ru. Режим доступа: http://www.fondsk.ru/news/2015/09/21/ot-sirii-do-afganistana-u-ssha-odno-lekalo-35530.htm [Bobkin, N. Ot Sirii do Afganistana u SShA odno lekalo (From Syria to Afghanistan, the United States Has One Recipe // fondsk.ru). Mode of access: http://www.fondsk.ru/news/2015/09/21/ ot-sirii-do-afganistana-u-ssha-odno-lekalo-35530.htm]
интересам. Афганистан в качестве геополитического полигона использовался для выхода к Индии или к Центральной Азии, и эти попытки использования ИРА различными силами не прекращаются в XXI веке, что отнюдь не способствуют стабилизации ситуации.
На протяжении многих лет Пакистан связывают с Афганистаном сложные политически отношения, обусловленные территориальными претензиями Кабула. Объектом спора является так называемая «линия Дюранда», проведенная англичанами между их владениями в Индии и Афганистаном, установленная по итогам британо-афганских войн в 1893 году. Пакистан с 1947 года рассматривает линию Дюранда в качестве государственной границы, а ИРА не признает ее. Главным образом, пуштуны, которые составляют большинство населения Афганистана и живут по обе стороны границы, не признают линию Дюранда в качестве государственной границы. В результате влияние Исламабада и Кабула почти не распространяется на полосу шириной около 150 километров вдоль афгано-пакистанской границы, что оказывает серьезное дестабилизирующее воздействие на Афганистан и Пакистан. Там сложился своеобразный «эмират» - это военно-политическое образование талибов и «Аль-Каиды» превратилось в центр исламистского терроризма, угрожающий не только двум соседним государствам и всему региону, но и представляющий серьезную угрозу для мира в целом. Большинство экспертов полагают, что долговечность движения «Талибан» объясняется как раз тем, что оно является единственным эффективным рычагом влияния на афганскую политику со стороны Исламабада. По мнению экспертов, основной причиной дестабилизации ситуации в Афганистане является поддержка Пакистаном талибов. Такая политика Исламабада в свою очередь поддерживается Вашингтоном12.
12 Khalid Rahman. General Institute of Policy Studies, Islamabad: Current Trends and Development Prospects of the Military-Political Situation in Afghanistan // Afghanistan: Problem of Stabilization and Prospects for Reconstruction Materials of Conferment, Tashkent, 2009.
Один год присутствия военного контингента обходится США 8 млрд долларов, один воин обходится американскому бюджету 1 млн долларов США в год. После вывода международных сил в Афганистане остаются 5 военных баз Соединенных Штатов и специальные войска численностью 3035 тыс. человек. Интерес США в Афганистане объясняется, во-первых, упрочением своего присутствия в Центральноазиатском регионе, в этом стратегически важнейшем регионе мира. Во-вторых, энергетическим интересом. По оценкам специалистов в Афганистане нашли богатые залежи энергоресурсов - 4,5 млрд баррелей нефти и 140 млрд кубометра газа. Однако президент США Дональд Трамп, обладая финансово рациональным мышлением, может сократить расходы на Афганистан. Россия заинтересована в недопущении эскалации террористических группировок ИГ к своим южным границам, а также повышению влияния США и Китая в странах Центральной Азии, которые вынуждены будут искать поддержки при резком ухудшении ситуации, угрожающим их стабильности и безопасности.
Быстро развивающийся Китай также имеет энергетический интерес в Афганистане и уже начал разработку нефти на севере Афганистана. КНР также участвует в добыче меди и заинтересована в дальнейшем расширении инвестирования, направленную на разработку природных богатств Афганистана. Западные политические структуры опасаются Китая, особенно альянса Китай - Россия. Они также понимают, что при необходимости Китай может проявить настойчивость, поэтому опасается доминирования Китая в Центральной Азии. Индия направляет и готова расширить инвестиции в Афганистан. Однако противоречие между Пакистаном и Индией препятствуют расширению участия Индии в восстановлении афганской экономики и ведению совместного бизнеса. В то время как Индия заинтересована в расширении инвестиций и реализации больших проектов с участием индийских специалистов13, Иран имеет свои интересы в
13 Nirmala Joshi. India's Involvement in the
Reconstruction of Afghanistan // Afghanistan: Problem of Stabilization and Prospects for
Афганистане и заинтересован в мирном развитии этой страны. Афганские хазарейцы, населяющие запад страны поддерживают развитие отношений между Ираном и Афганистаном, однако сдерживающим фактором развития этих отношений является США. В свою очередь Иран не доволен укреплением США в регионе.
Движение «Талибан» финансируется некоторыми политическими силами Саудовской Аравии. А группировка ИГ финансируется представителями газового бизнеса Катара, которые выступают против газопровода из Туркменистана в сторону Восточной и Юго-восточной Азии, так как сами являются главным поставщиком сжиженного газа в Пакистан, Индию и Китай. Они не заинтересованы в реализации газопровода ТАПИ (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия), так как опасается, что может лишиться монополии на экспорт газа в вышеуказанные страны. Такие геополитические противоречия - путь к тупику.
До сих пор нет эффективной стратегии по выходу Афганистана из кризиса. Многочисленные конференции и совещания не дали конкретных результатов по причине несоответствия принятых решений с реальной ситуацией в Афганистане. Мировым сообществом рассматриваются отдельно проблемы Сирии, ИГ и Афганистана, тогда как боевики и террористы ИГ по принципу «сообщающихся сосудов» уходят из Сирии в Афганистан и могут вернуться обратно. Поэтому эти две проблемы нужно рассматривать в комплексе и найти усилиями мирового сообщества конкретное решение. Анализируя ситуацию в Афганистане, можно вновь убедиться в том, что альтернативы политическому и социально-экономическому решению афганской проблемы не существует. В Узбекистане утвердилось понимание того, что пути достижения мира и стабильности в Афганистане следует искать не столько в дальнейшем расширении масштабов применения силы, сколько в новых подходах к политическому урегулированию, а также в решении социально-экономических проблем при более эффективной поддержке ми-
Reconstruction Materials of Conferment in
Tashkent, 2009.
рового сообщества14. Афганистан - страна больших возможностей, т.к. обладает значительными природными богатствами - обнаружены залежи нефти, газа, золота, цветных металлов, драгоценных камней. Однако, чтобы экономика страны восстановилась, необходимы большие вложения. Международная помощь, которая не так давно составляла более 1 млрд долларов сократилась до менее чем 250 млн.
Таким образом, налицо резкое обострение ситуации в Афганистане, рост численности боевиков, самым опасным является установление связи и коалиции Талибана с ИГ, тогда ситуация может выйти из-под контроля. История, в том числе и новейшая, является лучшим учителем в международной политике, ее нужно знать, чтобы извлекать уроки и не допускать ошибок впредь. Мирные инициативы и твердая позиция Республики Узбекистан по установлению стабильности в Афганистане неоднократно руководством страны была отмечена с различных международных трибун. Уместно вспомнить, что в 2000 году на Саммите тысячелетия ООН, глава Узбекистана с трибуны Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций отметил, что те, кто стремятся создать некий замкнутый пояс безопасности, пытаясь оградить себя от якобы «чужих» проблем (касается это Европы, Америки или других) далеки от реального положения дел - мир сегодня тесно взаимосвязан и неделим. Афганистан превратился сегодня в полигон и опорную базу международного терроризма и экстремизма, стал основным источником - фабрикой мирового производства наркотиков, который приносит миллиардные доходы и подпиты-
14 Курбанов Д. О современных тенденциях и перспективах развития военно-политической обстановки в Афганистане // Материалы международной конференции «Афганистан: проблемы стабилизации и перспективы реконструкции», Ташкент, 2009. [Kurbanov, D. O sovremennykh tendentsiiakh i perspektivakh razvitiia voenno-politicheskoi obstanovki v Afganistane (On Current Trends and Prospects for the Development ofthe Military-Political Situation in Afghanistan) // Materialy mezhdunarodnoi konferentsii «Afganistan: problemy stabilizatsii i perspektivy rekonstruktsii», Tashkent, 2009.]
вает международный терроризм15. И уже в сентябре 2001 года, после терактов в Нью-Йорке, стало ясно, что эти слова, сказанные за год с трибуны ООН звучали пророчески, предостерегая международной сообщество об угрозе международного терроризма, исходящей из Афганистана.
Архитектура безопасности в современном мире носит многогранный характер, включает многие аспекты, что, несомненно, требует консолидированного участия государств международного сообщества. Нельзя допускать относиться к этим проблемам как к региональным, далеким от международной безопасности. Они уже давно переросли в глобальные проблемы - угрожающие мировой безопасности, доказательствами этого являются многочисленные теракты по всему миру, которые организует ИГ или связанные с ним террористические структуры. В нынешней ситуации абсолютно очевидно, что нужен конкретный механизм для эффективных и координированных действий с активным участием соседних Афганистану государств, потому что именно они жизненно заинтересованы в установлении мира, стабильности и безопасности в регионе. С такой позицией согласны и российские эксперты16. Необходимо усилить созидательный вектор в этой многострадальной стране, пробудить интерес простых афганцев к мирной жизни, увеличить социальную и гуманитарную направленность международной помощи. Несомненно, для стабилизации ситуации и восстановления экономики Афганистан нуждается в международной помощи, без чего нельзя говорить о возрождении
15 Каримов И.А. Выступление на Генеральной Ассамблеи ООН. Сентябрь 2000 г / Собр соч. T.9. Ташкент: «Узбекстон». - С. 35-38. [Karimov, I.A. Vystuplenie na General'noi Assamblei OON (Address to the UN General Assembly). September 2000 / Sobr soch. t.9..T.: «Uzbekston». Pp. 35-38.]
16 Войко Е.В. Чем Россия может помочь восстановлению Афганистана // Материалы международной конференции «Афганистан: проблемы стабилизации и перспективы реконструкции», Ташкент, 2009. [Voiko, E.V Chem Rossiia mozhet pomoch' vosstanovleniiu Afganistana (How Russia Can Help Rebuild Afghanistan) // Materialy mezhdunarodnoi konferentsii «Afganistan: problemy stabilizatsii i perspektivy rekonstruktsii», Tashkent, 2009.]
этой страны, восстановлении государством своих социальных функций.
Следует отметить, что при указном геополитическом раскладе одним из главных факторов стабильности Афганистана является экономический фактор. Присутствие бизнеса различных стран обеспечит заинтересованность в его сохранении, а значит в стабильности и безопасности. Учитывая это, было бы целесообразно проведение международного совещания с участием всех заинтересованных стран для выработки стратегии по ликвидации ИГ в Сирии, Ираке и Афганистане, мирного развития Афганистана под эгидой ООН.
Стабилизация ситуации в Афганистане и уничтожение всех террористических - сегодня это одна из важных задач международного сообщества и является хорошей площадкой для продуктивного сотрудничества между Россией и США. В этот миротворческий процесс необходимо привлечь все соседние страны, которые весьма заинтересованы в политической стабильности и в экономическом сотрудничестве с Афганистаном, с которым имеются исторические связи и давние доверительные отношения. С другой стороны, некоторые политологи-эксперты по Афганистану говорят о необходимости проведения государственно-административных реформ и укрепления государственной власти. Возможно, справедливо мнение о формировании федеративной формы государственно-административного устройства ИРА, учитывая обособленное и автономное сосуществование этнических сообществ в рамках этой страны. Это помогло и эффективному экономическому сотрудничеству со стороны стран, которые хотят инвестировать в различные сферы Афганистана. Социально-экономический фактор развития является весьма эффективным рычагом для установления мира и стабильности в этой многострадальной стране. Ситуация требует срочных, безотлагательных мер реагирования всего мирового сообщества. В этих условиях необходимо международное решение для достижения стабильности при участии всех соседних Афганистану стран, а также России, США и под эгидой ООН.
Литература:
Khalid Rahman. General Institute of Policy Studies, Islamabad: Current Trends and Development Prospects of the Military-Political Situation in Afghanistan // Afghanistan: Problem of Stabilization and Prospects for Reconstruction Materials of Conferment, Tashkent, 2009.
Адилходжаева С.М. Обострение ситуации в Афганистане - основная угроза стабильности и безопасности в Центральной Азии // Материалы научно-практической конференции «XXI асрда жахон сиёсати ва Узбекистон тажрибаси: сиёсий, ^укукий ва ижтимо-ий жщатлари», Тошкент, 2016 С. 16-22.
Арианфар А. Пути выхода из Афганского тупика. Режим доступа: http://www.gumilev-center.af/ archives/4028
Войко Е.В. Чем Россия может помочь восстановлению Афганистана // Материалы международной конференции «Афганистан: проблемы стабилизации и перспективы реконструкции», Ташкент, 2009.
Каримов И.А. Выступление на Генеральной Ассамблеи ООН. Сентябрь 2000 г. / Собр соч. T. 9. Ташкент: «Узбекстон». - С. 35-38.
Курбанов Д. О современных тенденциях и перспективах развития военно-политической обстановки в Афганистане // Материалы международной конференции «Афганистан: проблемы стабилизации и перспективы реконструкции», Ташкент, 2009.
Мирзиёев Ш.М. Выступление на совместном заседании Сената и Законодательной палаты Олий Маж-лиса Республики Узбекистан. Режим доступа: http:// prezident.uz/ru/news/5325/
Незаконный оборот наркотиков / Всемирный доклад о наркотиках УНП ООН 2010. Режим доступа: http://www.unodc.org/unodc/ru/drug-trafficking/index.htm Совместное Заявление Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева и Президента Туркменистана Г.М. Бердымухамедова // Народное слово, 10 марта 2017, № 49 (6713).
Тошев А. Принципы и подходы узбекистана к решению афганской проблемы // Материалы международной конференции «Афганистан: проблемы стабилизации и перспективы реконструкции», Ташкент, 2009.
Defense One. Gen. John Nicholson Told in Washington. Mode of access: http://buff.ly/2kXrXuG 22:01 - 9 Févr 2017
References:
Nezakonnyi oborot narkotikov (Illegal Drug Trafficking) / Vsemirnyi doklad o narkotikakh UNP OON 2010. Mode of access: http://www.unodc.org/unodc/ru/ drug-trafficking/index.htm
Mirzieev, ShM. Vystuplenie na sovmestnom zasedanii Senata i Zakonodatel'noi palaty Olii Mazhlisa Respubliki Uzbekistan (Speech at Joint Session of Senate and Legislative Chamber of Uzbekistan). Mode of access: http://prezident.uz/ru/news/5325/
Joint Communiqué of President of Uzbekistan Sh.M. Mirziev and President of Turkmenistan G.M. Berdymuhamedov // Narodnoe Slovo, 10 March 2017, No. 49 (6713).
Karimov, I.A. Vystuplenie na General'noi Assamblei OON (Address to the UN General Assembly). September 2000 / Sobr soch. t.9..T.: «Uzbekston». Pp. 35-38.
Toshev, A. Printsipy i podkhody uzbekistana k resheniiu afganskoi problem (Principles and Approaches
of Uzbekistan towards Afghan Problem) // Materialy mezhdunarodnoi konferentsii «Afganistan: problemy stabilizatsii i perspektivy rekonstruktsii», Tashkent, 2009.
Adilkhodzhaeva, S.M. Obostrenie situatsii v Afganistane -osnovnaia ugroza stabil'nosti i bezopasnosti v Tsentral'noi Azii (Escalating Situation on Afghanistan: Key Threat to Stability and Security in Central Asia) // Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii «XXI asrda zhakhon siesati va Uzbekistan tazhribasi: siesii, ^urçu^ii va izhtimoii zhi^atlari». Toshkent, 2016. Pp.16-22.
Arianfar, A. Puti vykhoda iz Afganskogo tupika (Ways out of the Afghan Impasse). Mode of access: http://www. gumilev-center.af/archives/4028
Khalid Rahman. General Institute of Policy Studies. Islamabad: Current Trends and Development Prospects of the Military-Political Situation in Afghanistan //
Afghanistan: Problem of Stabilization and Prospects for Reconstruction Materials of Conferment, Tashkent, 2009.
Kurbanov, D. O sovremennykh tendentsiiakh i perspektivakh razvitiia voenno-politicheskoi obstanovki v Afganistane (On Current Trends and Prospects for the Development of the Military-Political Situation in Afghanistan) // Materialy mezhdunarodnoi konferentsii «Afganistan: problemy stabilizatsii i perspektivy rekonstruktsii», Tashkent, 2009.
Defense One. Gen. JohnNicholson Told in Washington. Mode of access: http://buff.ly/2kXrXuG 22:01 - 9 Fevr 2017
Voiko, E.V. Chem Rossiia mozhet pomoch' vosstanovleniiu Afganistana (How Russia Can Help Rebuild Afghanistan) // Materialy mezhdunarodnoi konferentsii «Afganistan: problemy stabilizatsii i perspektivy rekonstruktsii», Tashkent, 2009.
http://dx.doi.org/10.18611/2221-3279-2017-8-4-73-82
THE AGGRAVATION OF THE SITUATION IN AFGHANISTAN: NEW THREATS TO PEACE AND THE WAYS OF THEIR PREVENTION
Surayyo M. Adilkhodjaeva
Tashkent State University of Law, Tashkent, Uzbekistan
Abstract: Afghanistan is a long-suffering country in which there is no peace and stability for several decades now. At present, the situation in Afghanistan is uncertain and unpredictable. In this country, there is a danger of escalation of terrorism, religious extremism and the spread of drugs. The article is devoted to the analysis of political, social, economic and humanitarian situation in Afghanistan. It also provides an analysis of the prevention of new threats that have arisen in this country.
e-mail: [email protected] Key words:
Afghanistan; security; peace and stability; ISIS; Taliban, threat of religious extremism and terrorism
Article history:
Received:
20 March 2017
Accepted:
11 November 2017
About the author:
Dr. of Law, Professor, Tashkent State University of Law
Для цитирования: Адилходжаева С.М. Обострение ситуации в Афганистане: новые угрозы миру и пути их предотвращения // Сравнительная политика. - 2017. -№ 4.. - С. 73-82.
DOI: 10.18611/2221-3279-2017-8-4-73-82
For citation: Adilkhodjaeva, Surayyo M. Obostrenie situatsii v Afganistane: novye ugrozy miru i puti ikh predotvrashcheniia (The Aggravation ofthe Situation in Afghanistan: New Threats to Peace and the Ways of their Prevention) // Comparative Politics Russia, 2017, No. 4, pp. 73-82. DOI: 10.18611/2221-3279-2017-8-4-73-82