Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 2 (42). С. 18-25. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2024;(2(42):18-25. ISSN 2304-2818
Научная статья УДК 658.51
ВЫТЯГИВАНИЕ КАК ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ФОРМИРОВАНИЯ БЕРЕЖЛИВОГО МЫШЛЕНИЯ В СКВОЗНОМ ПОТОКЕ
Ирина Ивановна Карташова1, [email protected], ORCID 0009-0003-3462-6917
Ольга Дмитриевна Никольская2, [email protected]
12 Челябинский институт развития профессионального образования, Челябинск, Россия
Аннотация. Несмотря на меры государственной поддержки, производительность труда на российских предприятиях не соответствует запросам современного бизнеса, заинтересованного в максимальном сокращении срока адаптации новых сотрудников к особенностям производственных систем. Это приводит к обновлению стратегических задач системы образования, которое актуализирует новые подходы, формы и методы организации педагогической деятельности, направленные на повышение конкурентоспособности выпускников СПО. Значимость формирования бережливого мышления подчеркнута его включением в содержание общих компетенций. Экосистемный подход к образованию определяет направление исследования новых методов формирования лидеров образовательного сектора и вектора их деятельности. В статье рассматривается системообразующая роль принципа вытягивания, позволяющего в короткие сроки адаптировать образовательный процесс к реальному спросу регионального сектора экономики. Аналитики производственной системы Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» рекомендуют для решения поставленных задач запуск сквозных потоков. Формирование бережливого мышления у всех участников сквозного межорганизационного потока является отражением стратегического видения в обучении и воспитании студентов, обучающихся, воспитанников и позволяет превратить проект в конкретную операционную деятельность.
Экосистемный подход к описанию сквозного потока определяет представление его стратегии и тактики развития, принципов формирования, анализ структуры, характеристику основных элементов и выделение логических связей между ними. Краткое описание этапов может стать стандартом для образовательных организаций разного уровня.
В статье приводится анализ результатов двух пилотных сквозных потоков «Работодатель — СПО — ООО — ДОО», реализованных в 2023 г. в Челябинской области в рамках проекта «Эффективный регион». Выделены их цели, описаны формы работы и результаты деятельности. Раскрыты инструменты и методы бережливых технологий, формирующие конкурентоспособного выпускника СПО, быстро адаптирующегося к специфике производственной системы, работающего осознанно, качественно, без потерь.
Описанный опыт формирования бережливого мышления у всех участников сквозных потоков Челябинской области в 2023 г. по принципу вытягивания Координационным советом по внедрению бережливых технологий в системе образования Челябинской области (далее — Координационный совет) признан успешным. Принято решение в следующем календарном году продолжить работу в данном направлении.
Ключевые слова: принцип вытягивания, бережливое производство, бережливое мышление, сквозной поток, наставничество, «Эффективный регион», экосистемный подход
Для цитирования: Карташова И. И., Никольская О. Д. Вытягивание как основной принцип формирования бережливого мышления в сквозном потоке // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 2 (42). С. 18-25.
© Карташова И. И., Никольская О. Д., 2024
Original article
PULLING AS A BASIC PRINCIPLE OF DEVELOPING LEAN THINKING IN AN END-TO-END FLOW
Irina I. Kartashova1, [email protected], ORCID 0009-0003-3462-6917 Olga D. Nikolskaya2, [email protected]
1,2 Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Chelyabinsk, Russia
Abstract. Despite government support measures, labor productivity at Russian enterprises does not meet the demands of modern business, which is interested in minimizing the adaptation time for new employees to the peculiarities of production systems. This leads to an update of the strategic objectives of the education system, which updates new approaches, forms and methods of organizing teaching activities, aimed at increasing the competitiveness of graduates of secondary vocational education. The importance of developing lean thinking is emphasized by its inclusion in the content of general competencies. The ecosystem approach to education determines the direction of research into new methods of forming leaders in the educational sector and the vector of their activities. The article examines the system-forming role of the pull principle, which makes it possible to quickly adapt the educational process to the real demand of the regional sector of the economy. Analysts of the production system of the State Atomic Energy Corporation Rosatom recommend launching through flows to solve the assigned problems. The formation of lean thinking among all participants in the end-to-end interorganizational flow is a reflection of the strategic vision in the training and education of students, trainees, and pupils and allows turning the project into specific operational activities.
The ecosystem approach to describing an end-to-end flow determines the presentation of its development strategy and tactics, principles of formation, analysis of the structure, characteristics of the main elements and the identification of logical connections between them. A brief description of the stages can become a standard for educational organizations at various levels.
The article provides an analysis of the results of two pilot end-to-end flows "Employer — SPO — LLC — DOO", implemented in 2023 in the Chelyabinsk region within the framework of the "Effective Region" project. Their goals are highlighted, forms of work and results of activity are described. The tools and methods of lean technologies are revealed that form a competitive graduate of secondary vocational education, quickly adapting to the specifics of the production system, working consciously, with high quality, without losses.
The described experience of developing lean thinking among all participants in end-to-end flows in the Chelyabinsk region in 2023 using the pull principle was recognized as successful by the Coordination Council for the implementation of lean technologies in the education system of the Chelyabinsk region (hereinafter referred to as the Coordination Council). It was decided to continue work in this direction in the next calendar year.
Keywords: pull principle, lean manufacturing, lean thinking, end-to-end flow, mentoring, "Effective Region", ecosystem approach
For citation: Kartashova II, Nikolskaya OD. Pulling as a basic principle of developing lean thinking in an end-to-end flow. Innovative development of vocational education. 2024;(2(42):18-25. (In Russ.).
Введение
Российские работодатели обеспокоены низкой производительностью труда, которая не соответствует современным запросам бизнеса. Реагируя на этот вызов, на необходимость сокращения сроков адаптации молодых сотрудников и простоев оборудования по вине персонала, снижения текучести кадров и количества брака, государство реализует активные меры поддержки — запускает национальные и федеральные
проекты повышения производительности труда, конкурентоспособности профессионального образования, наставничества, чемпионаты по рабочим профессиям и т. п. Особая роль в этом процессе отводится реализации проекта «Эффективный регион», который направлен на повышение производительности труда с помощью внедрения методов и инструментов бережливого производства. Обновление стратегических задач государственной программы Российской
Федерации «Развитие образования» до 2030 г.1 требует запуска современных методических продуктов и практик преподавания, направленных на формирование общих компетенций, которые позволят студентам среднего профессионального образования успешнее адаптироваться к рабочим условиям и стать конкурентоспособными участниками рынка труда.
Примером решения поставленных задач в Челябинской области в 2023 г стали реализованные пилотные проекты сквозных потоков, все направления взаимодействий в которых выстроены по одному из основных принципов бережливых технологий — принципу вытягивания.
Материалы и методы исследования
Теоретическое обоснование актуальности принципа вытягивания в сквозном потоке от работодателя к выпускникам СПО, ООО и ДОО проводилось с помощью универсальных методов (анализ, синтез, аналогия, моделирование) и эмпирических общенаучных (наблюдение, описание и эксперимент). На основе контент-анализа литературных источников и других продуктов коммуникации определены основные подходы и тенденции по теме исследования, проведено сравнение педагогических практик реализации принципа вытягивания в производственном обучении и образовательном процессе системы среднего профессионального образования. Особую значимость в данном исследовании имеет метод включенного наблюдения, позволяющий изучить практику применения принципа вытягивания в естественной учебно-производственной среде.
Исследование выполнено в рамках экоси-стемного подхода в образовании, ключевыми характеристиками которого международный коллектив авторов инициативы Global Education Futures2 называет целенаправленность, сотворчество и многосторонность. При этом происходит перенос акцента с централизованного директивного регулирования на новый формат лидерства и управления в образовательном сек-
1 Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» : Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 г (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2021 № 1701). URL: https://docs.edu.gov.ru/document/05b30ecb539 745f84f0cd78bced92696/download/6293/ (дата обращения: 06.02.2024).
2 Образовательные экосистемы: возникающая пра-
ктика для будущего образования // Московская школа управления СКОЛКОВО. URL: https://www.skolkovo. ru/researches/obrazovatelnye-ekosistemy-voznikayushaya-praktika-dlya-budushego-obrazovaniya/?ysclid=ltf9bzjw gs110831198 (дата обращения: 06.02.2024).
торе. Строительство новой модели вовлечения всех заинтересованных сторон идет по вытягивающей системе с определением собственных ниш и сохранением права свободного выбора.
Результаты исследования и их обсуждение
Чат-бот Bing, используя технологии искусственного интеллекта, определяет принцип вытягивания как один из основных принципов бережливого производства. Он заключается в том, что любая работа начинается только после соответствующего сигнала внешнего или внутреннего заказчика. Это позволяет избежать многих потерь и, что главное, адаптировать образовательный процесс к реальному спросу.
По принципу вытягивания государство ставит перед системой образования стратегические задачи, реагируя на запросы работодателей, и определяет профессиональную ориентацию всех обучающихся как одну из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г.
На решение данных задач направлено несколько перспективных направлений. Во-первых, это производственное обучение, которое многие эксперты по вопросам повышения производительности труда считают главным трендом 2023 г.3 Популяризаторы системы обучения персонала без отрыва от работы в качестве плюсов выделяют скорость обучения, независимость от сезонности, региональных особенностей, ситуации на рынке труда. В качестве аргумента приводят утверждение Тай-ити Оно, который считал, что «при правильно организованном рабочем процессе на обучение новых работников должно уходить не более трех дней» [1]. Нужно быстро овладеть необходимыми навыками, позволяющими не производить дефектные детали и не переделывать работу. Такой подход вытягивает использование ясно сформулированных инструкций по последовательности ключевых действий». Возникает проблемная ситуация: работодатели не владеют принципами, методами и формами организации обучающего процесса. Это не их профессиональные задачи. Именно поэтому разработчик теории индустриальной педагогики А. К. Гастев, признававший необходимость «шлифовки» специалиста на каждом рабочем месте [2], и другой представитель отечественной школы бережливого производства,
3 Смирнов С. Что такое TWI. URL: https:// vc.ru/u/944635-sergey-smirnov/752698-glavnyy-trend-proizvodstvennogo-obucheniya-v-2023-godu-reshit-problemu-nehvatki-kvalificirovannyh-kadrov (дата обращения: 06.02.2024).
П. М. Керженцев, были активными сторонниками системного подхода в подготовке кадров, где четко определены задачи для каждого уровня образования.
Во-вторых, институт наставничества, так как по принципу вытягивания в зону оперативного взаимодействия с работодателем включены выпускники, получившие среднее профессиональное и высшее образование. Это тот уровень образования, на котором подтверждается или опровергается правильность выбора студентом своего профессионального пути с точки зрения ценностно-мотивационного и когнитивного компонентов готовности [3].
Наставник как связующее звено между техникумами и предприятиями при реализации образовательных программ вводит в профессию, консультирует, оценивает уровень сформированности компетенций и результаты обучения в период практики, что позволяет молодым людям «привыкнуть к производственной обстановке, условиям труда, правилам поведения и внутреннему распорядку организации, существенно сокращает адаптационный период» [4, с. 156]. Наставничество вытягивает разные формы работы — реализацию индивидуальных программ практики, направленных на подготовку будущего специалиста к выполнению конкретных трудовых функций на конкретном рабочем месте; участие в корпоративных мероприятиях как способ погружения в профессиональную культуру и этику; экскурсии на предприятия; встречи с приглашенными специалистами и т. п.
В-третьих, результаты освоения образовательных программ у выпускников СПО. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования вытягивают требования не только к профессиональным компетенциям, обеспечивающим готовность студента продуктивно действовать в различных профессиональных, учебных и жизненных ситуациях (благодаря этому виду компетенций происходит интеграция выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда). Вытягиваются также требования и к общим компетенциям как к совокупности социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности.
Запрос ОК 07 (содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, при-
менять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях) вытягивает выстраивание модели компетенций, один из вариантов которой предложен руководителем проектов АО ГК «Росатом» доктором экономических наук Н. С. Давыдовой [5]. Кроме осознания своей миссии и силы личности, приверженности ценностям и принципам бережливого производства в модель входят умение определять и достигать цели, проектное и процессное мышление, эффективность и умение взаимодействовать с людьми, креативность и инновационность.
Реализация модели бережливой личности вытягивает применение разных методов, форм и инструментов. Идея запуска сквозного (межорганизационного) потока сформировалась у аналитиков производственной системы «Ро-сатома» в ходе обобщения опыта завершенных оптимизационных проектов десятков образовательных организаций разного уровня — участников проекта «Эффективный регион». «Подход к развитию бережливой личности через сквозной межорганизационный поток — это формирование стратегического видения в воспитании людей» [5, с. 7], превращение проекта в операционную деятельность.
Работа в сквозном потоке выстраивается по определенной схеме:
- определение образовательных бережливых организаций — поставщиков кадров для рынка труда;
- формулировка тематики потока;
- определение ключевых участников — якорных работодателей и образовательных организаций;
- определение потоковых моделей в организациях профессионального и высшего образования, запуск новых проектов, формирующих ценность для работодателей;
- выдвижение запросов к школам;
- определение потоковых моделей в школах и запуск новых профориентационных проектов;
- выдвижение запросов к детским садам;
- определение потоковых моделей в дошкольных образовательных организациях и запуск новых проектов, направленных на реализацию запросов школ.
После формирования лидеров сквозного потока в него включаются новые образовательные организации, запускаются новые проекты. С точки зрения холистического подхода, при формировании экосистемы развития бережливой личности не рассматриваются элементы как изолированные друг от друга
части, а происходит понимание и, соответственно, оценка только полной картины.
При этом «важно образовательную политику рассматривать в системе с промышленной, социальной, региональной, культурной политикой» [6, с. 163]. Именно к такому выводу пришли спикеры ежегодной областной научно-практической конференции руководителей профессиональных образовательных организаций Челябинской области «Инновации в системе профессионального образования», прошедшей в декабре 2021 г. в рамках дискуссионных клубов по многоаспектному обсуждению оптимизации процессов в среднем профессиональном образовании средствами бережливых технологий, опубликовав свои разработки на страницах журнала «Инновационное развитие профессионального образования» [6; 7].
Первый опыт реализации пилотных проектов Челябинской области описали участники Международной научно-практической конференции «Потенциал развития механизмов взаимодействия профессиональных образовательных организаций с работодателями для региональных рынков труда», прошедшей 7-8 ноября 2023 г. в ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» [8].
Первыми якорными работодателями пилотных сквозных потоков стали АО «Челябинский трубопрокатный завод», на протяжении многих лет формирующий систему корпоративных ценностей на основе безопасности всех уровней жизни, и ООО «ДСТ-УРАЛ», активно внедряющий в свою деятельность идеологию бережливого производства.
Целью сквозного потока АО «ЧТПЗ» — ГБПОУ «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум
им. А. В. Яковлева» — МАОУ «СОШ № 46 г. Челябинска» — МАДОУ «ДС № 453 г. Челябинска» было формирование на каждом уровне образовательного процесса бережливой личности, обладающей необходимыми компетенциями для работы на предприятиях, внедряющих бережливое производство. Для достижения поставленной цели шло привитие навыков безопасного поведения у воспитанников детского сада, формирование личностных качеств безопасного поведения у обучающихся 8-9-х классов общеобразовательной школы и формирование общих и профессиональных компетенций у студентов техникума. В итоге формировались умения и навыки самостоятельной оценки своих возможностей, интере-
сов воспитанниками, обучающимися и студентами, а также их сравнения с требованиями регионального производственного сегмента.
Включение в данный сквозной поток вытянуло такие формы работы, как «нехрупкие прогулки» для воспитанников детского сада. На них амбассадоры — студенты техникума помогали воспитанникам детских садов в игровой форме знакомиться с рабочими профессиями в помещениях и на прогулочных площадках детского сада. Воспитанники самостоятельно определяли травмоопасные места и обозначали их красными стикерами. Обучающиеся 8-9-х классов были включены в практические занятия по разным направлениям в мастерских техникума, в курсовую подготовку по четырем рабочим профессиям с получением удостоверения. Педагоги техникума и школы разработали и проводили имитационные игры «Фабрика процессов».
Общим итогом реализации оптимизационных проектов этого сквозного потока стали модели выпускников и стандарты формирования ценностного отношения к безопасности на каждом уровне образования.
Второй межорганизационный поток (ООО «ДСТ-УРАЛ» — ГБПОУ «Челябинский механико-технологический техникум» — МБОУ «Лицей № 120 г. Челябинска» — МБДОУ «ДС № 221 г. Челябинска») был нацелен на формирование умений оценивать эффективность своей деятельности.
Включение в данный сквозной поток вытянуло такую форму работы, как индивидуальные проекты, практическая часть которых включала использование бережливых технологий. Темы проектов утверждались совместно с заказчиком. Практическая часть была реализована и защищена студентами непосредственно на предприятии во время производственной практики, обучающимися— в производственных мастерских техникума. В детском саду педагоги реализовали проект «Оптимизация процесса вовлечения в проектную деятельность детей старшего дошкольного возраста в группах № 3 и № 5» с использованием канбан-доски для фиксации воспитанниками выполненных заданий, а также планирования и организации ими своей деятельности.
Общим итогом реализации оптимизационных проектов этого сквозного потока стали модели и стандарты формирования эффективной деятельности выпускника. Разработаны и применены рабочая тетрадь по организации проектной деятельности «Я формирую бережливое
мышление» (для обучающихся) и методические рекомендации для учителя по организации проектной деятельности обучающихся 8-9-х классов «Формируем бережливое мышление вместе». С Челябинским филиалом РАНХиГС заключен сетевой договор о сотрудничестве в обучении педагогов-наставников и обучающихся основам бережливого производства на фабрике производственных процессов. В план ВСОКО включены мероприятия по контролю за сформированностью личностных качеств обучающихся, способствующих повышению эффективности их деятельности. В детском саду была создана модель выпускника ДОО со сформированными навыками работы в проектной деятельности; разработан стандарт формирования у воспитанников навыков работы в проектной деятельности.
Удовлетворенность базового работодателя уровнем подготовки студентов повысилась с 52 % до 76 %.
Таким образом, в сквозном потоке формирования бережливой личности интересы работодателя определяют навыки (формируются в дошкольный период), личностные качества (формируются в школьный период), общие и профессиональные компетенции молодых профессионалов (формируются в системах СПО и ВО). «Инструменты и методы бережливого производства, изначально используемые исключительно на промышленных предприятиях, сегодня успешно применяются в различных сферах и отраслях деятельности, в том числе и в системе образования» [9, с. 119].
Практика реализации сквозных потоков 2023 г. в Челябинской области по решению Координационного совета была признана успешной, поэтому в 2024 г. планируется запуск новых межорганизационных проектов.
Выводы
Представленная в статье поэтапная схема работы над формированием бережливого
мышления в сквозном потоке актуальна для формирования общих компетенций выпускников СПО.
Траектория образования, выстроенная по принципу вытягивания, представляет каждый предыдущий этап частью последующего. Обеспечивается осознание важности и необходимости полученных практико-ориентированных навыков с использованием технологий бережливого производства. Эффективность такой модели образования подтверждается реальными результатами деятельности образовательных организаций.
Анализ реализованных пилотных проектов сквозных потоков поможет другим образовательным организациям разработать конкурентоспособные сквозные потоки, ориентированные на потребности регионального рынка труда.
Формирование сквозного потока должно учитывать и стратегический вектор развития регионального компонента якорных работодателей, и особенности разных уровней образовательного процесса, и интересы, потребности и возрастные особенности студентов, обучающихся и воспитанников.
В широком смысле принцип вытягивания определяет формирование стратегических направлений развития образования как ответ государства на запросы работодателей к компетенциям молодых рабочих. В узком смысле это актуализация специфичных форм, методов и средств, реализующихся на практике на каждой ступени образования в ходе комплексных решений запросов работодателей.
Трендовое обучение на производстве актуально лишь в качестве акцента на знаниях, умениях и компетенциях бережливой личности, формирующейся на всех ступенях образования. В следующих статьях мы раскроем, с помощью каких инструментов и методов бережливого производства этот процесс может быть реализован.
Список источников
1. Оно Т. Производственная система Тойоты: уходя от массового производства. URL: https:// avidreaders.ru/read-book/proizvodstvennaya-sistema-toyoty-uhodya-ot-massovogo.html?p=11 (дата обращения: 07.02.2024).
2. Гастев А. К. Как надо работать: Практическое введение в науку организации труда / под общ. ред. Н. М. Бахраха, Ю. А. Гастева, А. Г. Лосева, Е. А. Петрова. Изд. 5-е, стереотип. М. : ЛЕНАНД, 2023. 480 с.
3. Курносова С. А., Карташова А. А. Структура готовности педагога начального общего образования к работе в электронной информационно-образовательной среде // Личность в норме и патологии : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Челябинск : Изд-во Челябинского государственного университета, 2023. С. 81-83.
4. Современные формы наставничества / Сташкевич И. Р., Афанасьева С. А. // Инновационное развитие профессионального образования. 2021. № 1 (29). С. 147-171.
5. Формирование экосистемы развития бережливой личности на примере сквозного потока подготовки кадров : метод. пособие / под общ. ред. Н. С. Давыдовой. М. : 2021. 62 с.
6. Оптимизация процессов в профессиональной образовательной организации средствами бережливых технологий / Сташкевич И. Р. // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 1 (33). С. 152-168.
7. Технологии бережливого производства в системе образования / Суйкова О. А. // Инновационное развитие профессионального образования. 2021. № 3 (31). С. 170-183.
8. Григорьева И. А., Карташова И. И., Никольская О. Д. Профессиональное самоопределение обучающихся в сквозном потоке формирования бережливой личности с учетом запросов работодателя // Потенциал развития механизмов взаимодействия профессиональных образовательных организаций с работодателями для региональных рынков труда : материалы Ме-ждунар. науч.-практ. конф. Кемерово, 7-8 ноября 2023 г. Кемерово : ГБУ ДПО «КРИРПО», 2023. С. 106-112.
9. Федосеева З. А. Внедрение бережливых технологий в условиях образовательной системы региона // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 3 (39). С. 114-121.
References
1. Ono T. Toyota production system: moving away from mass production. URL: https://avidread-ers.ru/read-book/proizvodstvennaya-sistema-toyoty-uhodya-ot-massovogo.html?p=11 (In Russ.).
2. Gastev AK. Kak nado rabotat': Prakticheskoe vvedenie v nauku organizatsii truda = How to work: A practical introduction to the science of labor organization. Moscow: Lenand; 2023. 480 p. (In Russ.).
3. Kurnosova SA, Kartashova AA. Structure of the readiness of a teacher of primary general education to work in an electronic information and educational environment. In: Lichnost' v norme i patologii = Personality in norm and pathology. Chelyabinsk: Chelyabinsk State University Publishing House; 2023. Pp. 81-83. (In Russ.).
4. Stashkevich IR, Afanasyeva SA. Modern forms of mentoring. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2021;(1(29):147-171. (In Russ.).
5. Davydova NS. (ed.) Formirovanie ekosistemy razvitiya berezhlivoy lichnosti na primere skvoznogo potoka podgotovki kadrov = Formation of an ecosystem for the development of a thrifty personality using the example of an end-to-end flow of personnel training. Moscow: 2021. 62 p. (In Russ.).
6. Stashkevich IR. Optimization of processes in a professional educational organization using lean technologies. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2022;(1(33):152-168. (In Russ.).
7. Suikova OA. Lean production technologies in the education system. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2021;(3(31):170-183. (In Russ.).
8. Grigorieva IA, Kartashova II, Nikolskaya OD. Professional self-determination of students in the end-to-end flow of formation of a thrifty personality, taking into account the requests of the employer. In: Potentsial razvitiya mekhanizmov vzaimodeystviya professional'nykh obrazovatel'nykh organizatsiy s rabotodatelyami dlya regional'nykh rynkov truda = Potential for the development of mechanisms of interaction of professional educational organizations with employers for regional labor markets. Kemerovo: State Budgetary Institution of Further Education "KRIRPO"; 2023. Pp. 106-112. (In Russ.).
9. Fedoseeva ZA. Introduction of lean technologies in the educational system of the region. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2023;(3(39):114-121. (In Russ.).
Информация об авторах
И. И. Карташова — преподаватель Учебно-методического центра по внедрению бережливых технологий в систему образования Челябинской области.
О. Д. Никольская — преподаватель Учебно-методического центра по внедрению бережливых технологий в систему образования Челябинской области, кандидат педагогических наук, почетный работник общего образования Российской Федерации.
Information about the authors
I. I. Kartashova — Teacher at the Educational and Methodological Center for the Introduction of Lean Technologies into the Education System of the Chelyabinsk Region.
O. D. Nikolskaya — Teacher at the Educational and Methodological Center for the Introduction of Lean Technologies into the Education System of the Chelyabinsk Region, Candidate of Pedagogical Sciences, Honorary Worker of General Education of the Russian Federation.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 06.03.2024 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 29.03.2024 Принята к публикации / Accepted for publication: 03.06.2024