Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ТЕХНОЛОГИИ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2063
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суйкова Ольга Александровна

В нашей стране все более популярной становится тема формирования культуры бережливого производства и системы непрерывного совершенствования процессов обеспечения конкурентного преимущества организаций. Особенно остро эти вопросы встают перед образовательными организациями системы среднего профессионального образования: начиная с борьбы за абитуриента и заканчивая подготовкой конкурентоспособного выпускника. Предметом постоянного внимания профессиональных образовательных организаций является интенсификация процесса обучения и развитие общих и профессиональных компетенций будущих специалистов. В спектре этих задач технологии бережливого производства призваны сыграть важную роль. В рамках Межрегионального научно-практического семинара «Технологии бережливого производства в системе образования», прошедшего в Челябинске 10 июня 2021 г. при поддержке Министерства образования и науки Челябинской области, обсуждалась проблема внедрения принципов бережливого производства в систему образования региона. Программа семинара объединила вопросы теории и практики применения бережливых технологий в разных сферах деятельности. Акцент сделан на опыте улучшения процессов в системе образования страны. Для этого в качестве спикеров были приглашены коллеги из разных регионов. География участников представлена такими городами, как: Москва, Екатеринбург, Нижний Новгород, Белгород, Челябинск. В семинаре приняли участие, в том числе и дистанционно, представители Госкорпорации Росатом, Нижегородского института развития образования, Белгородского механико-технологического колледжа, Управления государственной службы и противодействия коррупции Правительства Челябинской области, Министерства образования и науки Челябинской области. Мы публикуем выступления участников семинара, представивших свою точку зрения и/или свой опыт реализации бережливых технологий в разных структурах общественной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суйкова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

Дискуссионный клуб

ТЕХНОЛОГИИ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В нашей стране все более популярной становится тема формирования культуры бережливого производства и системы непрерывного совершенствования процессов обеспечения конкурентного преимущества организаций. Особенно остро эти вопросы встают перед образовательными организациями системы среднего профессионального образования: начиная с борьбы за абитуриента и заканчивая подготовкой конкурентоспособного выпускника. Предметом постоянного внимания профессиональных образовательных организаций является интенсификация процесса обучения и развитие общих и профессиональных компетенций будущих специалистов. В спектре этих задач технологии бережливого производства призваны сыграть важную роль. В рамках Межрегионального научно-практического семинара «Технологии бережливого производства в системе образования», прошедшего в Челябинске 10 июня 2021 г. при поддержке Министерства образования и науки Челябинской области, обсуждалась проблема внедрения принципов бережливого производства в систему образования региона. Программа семинара объединила вопросы теории и практики применения бережливых технологий в разных сферах деятельности. Акцент сделан на опыте улучшения процессов в системе образования страны. Для этого в качестве спикеров были приглашены коллеги из разных регионов. География участников представлена такими городами, как: Москва, Екатеринбург, Нижний Новгород, Белгород, Челябинск. В семинаре приняли участие, в том числе и дистанционно, представители Госкорпорации Росатом, Нижегородского института развития образования, Белгородского механико-технологического колледжа, Управления государственной службы и противодействия коррупции Правительства Челябинской области, Министерства образования и науки Челябинской области.

Мы публикуем выступления участников семинара, представивших свою точку зрения и/или свой опыт реализации бережливых технологий в разных структурах общественной деятельности.

Актуальность идеологии бережливого производства для системы образования Челябинской области

Кузнецов Александр Игоревич, министр образования и науки Челябинской области, кандидат педагогических наук

— В современном мире идеология бережливого производства становится все более популярной, ее с успехом реализуют многие производственные компании и организации разных стран мира.

Лидером по внедрению принципов бережливого производства на сегодняшний день в Российской Федерации является производственная система «Росатом» (ПСР). Она запущена в атомной энергетике в 2007 г и является продолжателем лучших традиций системы, которая в Советском Союзе называлась научной орга-

низацией труда, производства и управления. Лидер мирового прогресса в бережливой организации труда, японская корпорация «Toyota Motor Corporation», открыто заявляет, что свои производственные системы они строили на лучших разработках советской школы научной организации труда.

В западной интерпретации эта система стала известна как Lean Production или просто Lean [лин] (в переводе с английского — «худой», «стройный»). Это название закрепилось в мире и в нашей стране как маркер бережливых технологий в разных производствах. Lean-процесс сфокусирован на выстраивании идеальных процессов без потерь и их непрерывном улучшении.

Концепция бережливого производства сегодня адаптирована к специфике сферы услуг,

образования, здравоохранения, социальной сферы, вооруженных сил и государственного сектора. Привлекательность Lean в том, что система на 80 % состоит из организационных мер, и только 20 % составляют инвестиции в технологию. А в системе образования данная пропорция изменяется в пользу организационных мер: 90-95 % организационных мероприятий. Например, процессы согласования образовательных программ с работодателями, разработки различных методических материалов, адаптации контингента к новым условиям обучения, подготовки мероприятий и пр. Все названные процессы на 95 % состоят из организационных операций.

Для стандартизации Lean-технологий в нашей стране разработаны национальные стандарты для применения их в любых организациях, принявших решение повышать эффективность деятельности. Стандарты разработаны на основе накопленного организациями Российской Федерации опыта с учетом лучшей мировой практики применения концепции бережливого производства и охватывают все аспекты данной технологии:

- ГОСТ БП 56020-2014. Бережливое производство. Основные положения и словарь;

- ГОСТ Р 56407-2015. Бережливое производство. Основные методы и инструменты;

- ГОСТ Р 56906-2016. Бережливое производство. Организация рабочего пространства (5S);

- ГОСТ Р 56907-2016. Бережливое производство. Визуализация;

- ГОСТ Р 56908-2016. Бережливое производство. Стандартизация работы;

- ГОСТ Р 57524-2017. Бережливое производство. Поток создания ценности.

Сейчас технология Lean превратилась в международную философию менеджмента, Lean-мышление и даже Lean-культуру современного общества. Главное в Lean-культуре — опора на человеческий фактор, коллективная работа. Способствует использованию Lean-технологии в России (как и в Японии) коллективистская психология, которая в нашем обществе еще сохранила крепкие корни.

На сегодняшний день положительный опыт внедрения бережливых технологий в сферу образования получен в городах: Нижний Новгород, Белгород, Кемерово, Пермь, Майкоп.

В соответствии с соглашением о сотрудничестве между Правительством Челябинской области и государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» с 2020 г. в Челябинской области реализуется проект «Эффективный регион». Актуальность использования принципов береж-

ливого производства подтверждена результатами повышения производительности труда и сокращения потерь в региональных сферах: промышленности, строительстве, медицине, образовании, сельском хозяйстве, государственном управлении, социальной сфере.

В рамках этого проекта осуществляется внедрение технологий бережливого производства и в систему образования Челябинской области. Пионерами внедрения Lean-технологий являются: ГБПОУ «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева», работающий над оптимизацией процесса согласования образовательных программ с работодателем — ПАО ЧТПЗ; ГБПОУ «Златоустовский педагогический колледж», оптимизирующий процесс адаптации студентов к обучению в профессиональной образовательной организации.

Улучшение процессов — это прежде всего решение проблем, устранение потерь и выявление скрытых резервов. Образовательные организации не являются исключением в поиске скрытых резервов за счет оптимизации процессов.

В соответствии с данной Lean-концепцией вся деятельность организации делится на операции и процессы, добавляющие ценность для потребителя; операции и процессы, не добавляющие ценности для потребителя; и неизбежные потери во всех процессах. Задачей бережливого производства является планомерное сокращение процессов и операций, не добавляющих ценности. Стремление к непрерывному совершенствованию — это формирование потока создания ценности для потребителя, его анализ и постоянное улучшение с помощью вовлеченного персонала, корректировок, модернизации процессов с целью повышения удовлетворенности потребителей.

Потребителями в нашей профессиональной деятельности являются обучающиеся, их родители (законные представители), работодатели и общество в целом. Ценностями для потребителя в нашей работе являются качество обучения, воспитания и развития обучающихся. Эти три кита современного образования содержательно наполнены множеством процессов, обладающих большим потенциалом для их совершенствования.

Применение инструментов бережливого производства в образовании ориентировано на ликвидацию таких потерь, как незавершенная работа, ошибки в документах, повторная работа с документами, лишние этапы в процессах, лишние передвижения и перемещения

документов и многих других путем формирования непрерывного потока создания ценности образовательных услуг с охватом всех процессов организации и их постоянного совершенствования через вовлечение всего персонала образовательных организаций.

Использование такого подхода в образовании позволит повысить качество образовательных услуг, обеспечить повышение уровня мотивации персонала образовательной организации; будет способствовать высвобождению рабочего времени педагогических работников для непосредственной работы с обучающимися, что в конечном счете отразится на росте качества образования и конкурентоспособности организации.

Опыт внедрения бережливого производства в России и за рубежом различен. На российских предприятиях и в организациях большое значение уделяется использованию инструментов бережливого производства, а зарубежный опыт ориентирован на формирование идеологии бережливого производства, корпоративной культуры управления (компания Toyota работает под девизами: «Мы не делаем процессы лучше, мы делаем лучше людей»; «Ключ к успеху Toyota — в особом отношении к людям, в сочетании высочайших требований руководства и уважения к каждому сотруднику». Такую культуру нельзя привить за пару тренингов, а без особой культуры бережливое производство построить невозможно). Как видим, инструменты бережливого производства без идеологии не работают. Первичными являются все-таки вопросы формирования бережливого мышления у людей и, соответственно, постоянного улучшения процессов.

Таким образом, нашей задачей в освоении и дальнейшей реализации принципов бережливого производства становится формирование в системе образования Челябинской области не только бережливой среды, но и бережливого мышления личности. Вопросы формирования корпоративной Lean-культуры в образовательной организации, которая бы способствовала устранению всех видов потерь и носила постоянный характер, напрямую связаны с вопросами формирования и развития Lean-личности. Поэтому «паровоз» — это правильное мышление, а за ним уже выстраиваются «вагоны» — определенные инструменты Lean. В основу такой деятельности ложится философия производственной системы «Росатом».

Корпоративная культура, в свою очередь, всегда основывается на поведении руководителя и его команды. Если первое лицо озабочено

применением инструментов бережливого производства, результат будет, если не заинтересовано — это пустая трата времени.

Оптимизация какого-либо процесса в образовательной организации не может быть разовым мероприятием, данная методология построена на непрерывном улучшении максимального количества процессов, объединенных в потоки. Оптимизированы могут быть информационные процессы (отчеты, заполнение журналов, выдача домашнего задания обучающимся, проверка заданий, выставление оценок, взаимодействие с родителями и пр.), финансовые процессы (расчеты с поставщиками, повышение доходной части внебюджетной деятельности, экономии финансовых ресурсов организации и пр.), организационные процессы (разработка и утверждение образовательных программ, подготовка лабораторных и практических работ, разработка внеурочных мероприятий, взаимодействие с социальными партнерами и пр.). В результате мы получим не только улучшение отдельных процессов, но и повышение эффективности образовательной организации в целом. Это положительно скажется на взаимодействии с другими структурами и гражданами, а в масштабе страны даст значительный эффект.

Производственная система «Росатом»

Гаврилов Сергей Михайлович, руководитель проекта АО «Производственная система „Росатом"»

— Хотелось бы осветить историческую линию становления движения «бережливое производство»; рассказать о том, как развивалось оно в отрасли, какое участие принимало Министерство машиностроения (ныне — Росатом); сравнить некоторые моменты системы в нашем производстве и за рубежом.

С чего все начиналось... Японский промышленник Сакити Тоёда (1867-1930) занимался производством ткацких станков. Самым большим достижением С. Тоёды стало усовершенствование процессов ткачества за счет введения принципа дзидока (отделение работы машины от работы человека). Ранее, при порыве нити в процессе ткачества, в результате работы получался брак. Было предпринято следующее: к каждой нити через кольцо крепился груз, который при обрыве нити падал вниз и тем самым застопоривал машину. После усовершенствования процесса машина могла работать без участия человека, чем обеспечивалось высвобождение работающего персонала. Человек мог контролировать сразу несколько станков.

Во времена Советского Союза очень широко было развито «стахановское движение», основанное на принципах научной организации труда, т. е. эффективное повышение производительности труда и возможность обслуживания одним человеком нескольких десятков станков на производстве.

Такая технология была продана С. Тоёдой за один миллион фунтов стерлингов английской фирме: на вырученные деньги они с сыном внедрили в небольшую фирму по производству автомобилей свою технологию, выведя эту фирму на лидирующие позиции в области японского машиностроения. Компания Toyota Motor Corporation до сих пор является лидером по производству автомобилей, конкурируя с Volkswagen по количеству изготовленных автомобилей.

Американский инженер, основоположник научной организации труда и менеджмента Ф. У. Тейлор, впервые разработавший технологию конвейерной сборки, также пришел к заключению об эффективности оптимизации многих производственных процессов. Г. Форд, американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей, одним из первых применивший положения теории Ф. У. Тейлора на практике, убедился в целесообразности использования технологий талантливого ученого-практика. Это дало большой толчок развитию автомобильной промышленности в целом.

Когда Росатом пригласил представителей Toyota Motor Corporation к сотрудничеству и те выразили свое согласие, деятельность по взаимодействию ограничивалась консультативными встречами. Речь шла не о копировании производственной системы Toyota, а о создании своей производственной системы для Росатома. На сегодняшний день представитель японской фирмы проживает с семьей в Москве и является постоянным консультирующим сотрудником для любого процесса производственной системы «Росатом» (ПСР). В отличие от японской, система ПСР не имеет монопродукта, такого как автомобиль, например. В Росатоме существуют многономенклатурные цеха, которые изготавливают десятки тысяч номенклатур, система ПСР отлично работает и там.

Важно видеть некоторые различия между терминами «бережливое производство» и «бережливые технологии». Бережливое производство пришло к нам напрямую из Японии и затрагивает в основном производство. Бережливые технологии прошли путь от Американского

континента через Европу в Россию, обогатившись спецификой разных производств и различных видов деятельности. Получился некий симбиоз, дающий возможность более широко взглянуть на суть бережливых технологий.

Однако мировым флагманом в этой деятельности до сих пор остается Toyota Motor Corporation. На сегодняшний день идет конкуренция не продуктов производства, а производственных систем (ПС).

Создана Ассоциация производственных систем России, которая объединяет представителей разных ПС различных предприятий и организаций. Возглавляет ассоциацию Росатом, который инициирует ежегодный форум по обмену опытом.

У практиков создания ПСР в процессе развития и применения технологий бережливого производства было глубокое убеждение в том, что для получения устойчивого результата важно совершенствовать процессы. Однако со временем пришло понимание, что важнее развивать человека — работника системы, то есть формировать культуру бережливого производства: каждый работник, осуществляя свою работу, должен сам выполнять требования своего заказчика. Заказчик — тот, кто использует результат вашей работы. Каждый сотрудник является одновременно и поставщиком, и заказчиком информации, услуг, сырья или продуктов.

Бережливое производство (Lean production) — концепция управления предприятием, основанная на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь. Философия бережливого производства:

- знать своего заказчика;

- осознавать ценности товара (услуги) для заказчика;

- видеть поток создания ценностей товара (услуги);

- выявлять потери;

- устранять потери;

- не останавливаться на достигнутом.

Принципы ПСР.

1. Будь внимателен к требованиям заказчика.

Очень важно понимать, что внутри системы

есть внутренние заказчики: школа — заказчик для детского сада; вуз и техникум — заказчики для школы; производство — заказчик для вузов и техникумов. Поэтому к требованиям заказчика нужно относиться серьезно и бережно.

2. Решай проблемы в месте их возникновения.

Сидя в кабинете, решать проблемы производства можно, но это не эффективно. Необходимо погружаться в проблему, «потрогав ее руками».

3. Встраивай качество в процесс.

Любой контроль не улучшает качества продукта, но способствует ему. Поэтому важно встраивать в процесс производства промежуточные контрольные точки.

4. Выстраивай поток создания ценности.

Поток создания ценности продукта включает три неразрывных аспекта. Первый — начни с себя (то есть важно перестроить себя, чтобы это стало твоим личным делом). Второй — обозначь три вида работ: процессы, не добавляющие ценности продукту; процессы, добавляющие ценность продукту, и потери. Третий — акцентируй-ся на потерях. Существует семь видов потерь, которые нужно исключить или минимизировать. Минимизации также следует подвергнуть незначимые работы, не добавляющие ценности продукту. Главная задача — чтобы процессы были маленькими, короткими и эффективными.

5. Будь примером для коллег.

Представленные принципы реализации бережливых технологий применимы во всех отраслях деятельности.

Бережливое образование: от детского сада до непрерывного образования взрослых

Давыдова Надежда Станиславовна, руководитель проекта АО «Производственная система „Росатом"», доктор экономических наук

— Прогрессивные компании в различных сферах деятельности формируют собственную производственную систему и применяют различные инструменты повышения эффективности процессов. Эти компании начинают ставить перед образованием новые задачи подготовки бережливых кадров, причем бережливость касается и владения методами бережливого производства, и качественно нового мышления выпускников.

В 2017 г. первые регионы страны начали проект «Бережливое правительство» в сотрудничестве с госкорпорацией «Росатом». Суть проекта «Эффективный регион» — в повышении эффективности органов государственного и муниципального управления с целью повышения удовлетворенности населения в регионах, сокращения всех видов потерь времени и ресурсов при взаимодействии населения с органами власти и организациями всех видов собственности различных секторов социальной сферы с применением методов бережливого производства.

За три года в рамках проекта «Эффективный регион» в девятнадцати регионах РФ реализовано более 10 тысяч проектов в различных видах экономической деятельности, где время

протекания процессов сокращено в 2-19 раз, качество результата повышено в 1,5-2 раза, удовлетворенность клиентов и сотрудников составляет свыше 95 %.

Новые условия ставят новые задачи перед высшими учебными заведениями, а, следовательно, и перед колледжами, школами и детскими садами. Все чаще звучат требования о необходимости системной подготовки бережливых кадров. Целесообразно уже сейчас начинать думать над тем, каким образом мы будем готовить кадры по бережливому производству, какие компетенции должны быть у специалистов в этой области. Созданы и расширяют свою зону влияния Ассоциация бережливых вузов, Лига бережливых колледжей и Клуб директоров бережливых школ и детских садов. Пропуском в данные сообщества является установленный в результате партнерской проверки статус образца бережливой организации на уровне не ниже местного.

Кроме того, появилось сообщество органов государственной власти регионов по тиражированию бережливых технологий в области образования. В этом сообществе сейчас восемь регионов, которые раз в месяц на своих заседаниях обсуждают вопросы: как готовить образцы федерального уровня, как на основании этих образцов осуществлять систему тиражирования, какие проекты будут запускаться далее, какие методы тиражирования существуют и многое другое.

В 2020 году был осуществлен переход от наращивания проектной массы к созданию образцов лучшей практики в различных сферах социально-экономической жизни в регионах с последующим тиражированием этого опыта. Для оценки качества бережливого образца разработана методика партнерской проверки. За год в стране было создано и подтверждено 33 образца, среди которых можно выделить федеральные образцы в образовании: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Губернаторский многопрофильный лицей-интернат в Кемерово, детский сад «Волшебная страна» в Кемеровском районе Кемеровской области. На уровне профессиональных образовательных организаций федеральные образцы — это Белгородский механико-технологический колледж и Белгородский правоохранительный колледж.

Обсуждая на разных конференциях вопросы бережливости, мы уже давно пришли к пониманию, что мы не только реализуем отдельные бережливые проекты, формируем в организации

систему менеджмента бережливого производства, трансформируем рабочее пространство, но и изменяем самого человека — он становится иным, более целеустремленным, более осознанным.

Подход к развитию бережливой личности через сквозной межорганизационный поток — это формирование стратегического видения в воспитании людей. Через него мы обеспечиваем устойчивость развиваемого «эффективного региона», превращаем проект в операционную деятельность. Цель этого потока — предоставить личности разные возможности и бережливые знания для успешной, радостной и плодотворной жизни. Речь идет о РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ.

После того, как в регионах, участвующих в проекте «Эффективный регион», появился

не только целый пул бережливых проектов, но и десяток образовательных организаций различного уровня, многие из которых являются образцами федерального, регионального или местного уровня, мы задумались о сквозном (межорганизационном) потоке развития бережливой личности. Обобщенная схема этого потока представлена на рисунке 1.

Основная мысль сквозного потока — применение принципа «вытягивания». Якорный работодатель своими требованиями вытягивает выпускников вузов и колледжей, те, в свою очередь, формулируют требования для школ, а школы — для детсадов. На полную мощность такая цепочка заработает только через 15-20 лет, но первые плоды мы можем увидеть уже через 1-2 года.

Рис. 1. Схема сквозного потока развития бережливой личности по направлению «Педагогика» — Белгородская область

Общая схема работы по сквозному потоку была следующая.

1. Определили, какие образовательные бережливые организации есть в регионе и в какие организации они поставляют кадры.

2. Сформулировали тематику потока и выбрали ключевые образовательные организации потока.

3. Выбрали основных якорных работодателей, провели встречи с ними, узнали потребности и требования к уровню компетенций. Вместе с работодателем нарисовали образы реального выпускника и идеального выпускника.

4. Определили потоковую модель в вузе (колледже) и посмотрели, какие новые проекты

мы можем реализовать для соответствия требованиям работодателя. Выдвинули наши требования (пожелания) к школе.

5. Определили потоковую модель в школе и посмотрели, какие новые проекты мы можем реализовать для соответствия требованиям колледжа и вуза. Инициировали новые проекты по профпробам. Выдвинули наши требования (пожелания) к детскому саду.

6. Определили потоковую модель в детском саду и посмотрели, какие новые проекты мы можем реализовать для соответствия требованиям школы. Открываем эти проекты.

Все эти шесть этапов проходили и последовательно, и параллельно, и последовательно-

параллельно Детские сады видели работодателей и участвовали в диалоге с ними, то есть эта умозрительная концепция начала оживать и наполняться новыми идеями и проектами. В настоящее время такие потоки развития бережливой личности формируются в трех регионах: в Белгородской области — производственный и инжиниринговый; в Кемеровской области — медицинский и производственный; в Липецкой области — медицинский и производственный.

Поток не только рисуется схематически как последовательность организаций, в которой формируются те или иные компетенции бережливой личности. В этом потоке мы ставим цели до 2040 г. и на 2021 г., определяем новые проекты в каждой организации, а также межорганизационные проекты.

Таким образом, мы можем говорить о создании образовательной экосистемы.

Основная характеристика образовательных экосистем — их целенаправленность, поэтому в качестве примера целей на 2021 г. можно привести цели по медицинскому потоку одного из наиболее активных регионов:

- сокращение сроков профессиональной адаптации в два раза;

- повышение удовлетворенности пациентов сроками и качеством оказания медицинской помощи до 70 %;

- повышение удовлетворенности сотрудников условиями труда, комфортом и безопасностью до 70 %;

- переход между режимами функционирования организации («быстрая переналадка»: обычный, эпидемиологический) — три дня;

- увеличение количества обученных бережливому производству в образовательных организациях в два раза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В своей работе мы учитываем и более высокие цели: благополучие участников потока и каждой личности, личную и коллективную трансформация, удовольствие и радость от обучения или повышение коллективной' осознанности.

В 2021 г. работа по сквозному потоку развития бережливой личности продолжится, мы будем наполнять его другими организациями и всем, что есть в непосредственном окружении бережливой личности. Так будет у нас формироваться экосистема развития бережливой личности. Наше исследование по сквозному потоку соответствует основным направлениям исследования «Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования», опубликованного совместно Московской школой управления СКОЛ-КОВО и Global Education Futures.

Основные идеи, важные для формирования экосистемы развития бережливой личности.

1. Человекоцентрированные подходы. Здоровые отношения важны для благополучия учителей и обучающихся, а также для эффективности учебного процесса. Поэтому большое внимание должно быть уделено социально-эмоциональному обучению как основанию учебных программ и процессов.

2. Мы готовим образование для рынков труда будущего. Российский проект «Атлас новых профессий» представляет описание более 200 «профессий будущего» в 30 секторах экономики. В атласе в качестве надпрофессиональ-ных навыков обозначены навыки в области бережливого производства.

3. Обучающийся — не ребенок, а сознательная личность, у которой должно быть право выбора образовательной и карьерной траектории. В ответ на это растет популярность целостного (холистического) образования, основанного на принципах осознанности, а вместе с ним растет и число исследований, доказывающих его эффективность.

4. Следует сосредоточиться не столько на получении информации, сколько на умении мыслить, на разработке новых смыслов и решений. Обучающиеся должны получить инструменты, способы действия, свободу, пространство для экспериментов и технологии для максимально эффективного обучения. Мы смогли бы ставить более четкие и амбициозные цели, развивать навыки самоорганизации и критического мышления у учеников.

5. Ученики, как и все люди, заслуживают радости, поэтому все большую популярность приобретает игровой подход к обучению. Игра должна быть построена по типу фабрики процессов, имитируя реальные жизненные процессы и в то же время отрабатывая разные социальные сценарии.

Таким образом, понимание сущности бережливого производства за последние несколько лет претерпело значительные изменения. Если ранее можно было сказать, что бережливое производство ориентировано на сокращение потерь и создание условий, позволяющих предприятию реализовать свой потенциал для повышения конкурентоспособности продукции, то сегодня мы говорим о бережливой личности и о формировании экосистемы для развития бережливой личности. Произошел квантовый скачок в понимании бережливого производства: от эффективности конкретного предприятия до формирования сквозных потоков, направленных

на формирование, развитие и процветание бережливой личности. Формирование экосистемы развития бережливой личности предполагает определенный способ мышления, в котором любую деятельность мы рассматриваем с точки зрения ценности для человека и общества в целом. Если в медицине при формировании сквозных потоков мы понимаем, что влияем на качество здоровья человека и реально снижаем смертность, то в образовании мы расширяем возможности и свободу выбора для каждого конкретного человека, формируем бережливые знания для успешной, радостной и плодотворной жизни.

Из опыта внедрения бережливых технологий в органах исполнительной

власти Челябинской области Язовских Татьяна Николаевна, заместитель руководителя аппарата губернатора и Правительства, начальник управления государственной службы и противодействия коррупции Правительства Челябинской области

— Внедрение бережливых технологий нужно не только из стремления следовать новаторству, это конкурентное преимущество любой организации, мыслящей на перспективу. Качественная реализация бережливых проектов позволяет сэкономить самые ценные ресурсы (время, деньги и др.) и достигнуть главного показателя — улучшить жизнь граждан.

Понимаем всю масштабность и сложность предстоящей в образовании работы по внедрению улучшений, формированию «правильного мышления» и нахождению и воспитанию единомышленников.

Полагаю, что воспитание подрастающего поколения — одна из главных задач образования: молодые люди должны выходить уже из детских садов, школ и вузов с новым мышлением, новыми знаниями, новой культурой. От нас с вами зависит их будущее.

На самом деле это очень интересная работа, она возможна и посильна. В свою очередь мы окажем вам всю необходимую организационную и консультационную поддержку во внедрении бережливых проектов в системе образования Челябинской области, и у нас накоплен уже достаточно большой опыт в этом направлении.

Мы привыкли говорить об использовании методов бережливого производства в цехах заводов. Тем не менее, эти инструменты универсальны и помогают улучшать процессы и повышать эффективность деятельности органов власти. Технологии бережливого управления

успешно внедряются в таких отраслях, как медицина, социальная сфера, культура, транспортная логистика и др.

Пример этого — проект «Эффективный регион», который с 2019 г. реализуется по инициативе губернатора Челябинской области А. Л. Текслера совместно с Госкорпорацией «Росатом» в рамках заключенного соглашения о сотрудничестве.

Этот проект направлен на оптимизацию различных сфер административно-управленческой деятельности органов власти и органов местного самоуправления за счет внедрения так называемых бережливых инструментов и кли-ентоориентированного подхода к управлению.

Координирует проект первый заместитель губернатора Челябинской области Виктор Викторович Мамин, а Управление государственной службы Правительства Челябинской области определено уполномоченным органом, осуществляющим методическое сопровождение и координацию внедрения бережливого управления.

На сегодняшний день в реализацию бережливых технологий уже вовлечены 21 орган исполнительной власти и 20 органов местного самоуправления. Уже дан старт 151 проекту, из которых 104 успешно завершены. Готовится к запуску пятая волна — 36 проектов.

У нас уже даже есть проекты, рекомендованные для тиражирования на федеральном уровне, так называемые федеральные образцы.

Чтобы работа в этом направлении была постоянной и системной, в Челябинской области создан объединенный проектный офис с участием специалистов Росатома, имеющих большой опыт внедрения и использования технологий бережливого производства, и сотрудников Правительства Челябинской области.

В целях формирования системного подхода к развитию бережливого управления и нормативного регулирования данного процесса разработано положение о комплексной системе бережливого управления в органах власти, органах местного самоуправления и подведомственных учреждениях. Это рабочий документ, который устанавливает полномочия участников бережливого управления и этапы реализации проектов, начиная от инициирования проекта до завершения и тиражирования его положительных результатов.

Во всех органах власти и органах местного самоуправления сформированы команды лидеров изменений, ответственных за внедрение технологий бережливого управления по ключевым направлениям деятельности, организовано их обучение.

Необходимость создания такой структуры управления, как лидеры изменений, основана на потребности в руководителях, способных регулярно осуществлять изменения, направленные на постоянное повышение эффективности деятельности органа власти, органа местного самоуправления, развивать такие методы и модели поведения и управления, которые помогали бы сотрудникам вовлекаться в изменения и адаптироваться к ним.

В связи с этим в положении содержатся полномочия, задачи и конкретные компетенции лидеров изменений.

В реализации бережливых проектов уже задействовано около тысячи специалистов органов власти и подведомственных учреждений: это люди, участвующие в инициации и реализации проектов, они владеют компетенциями, обучены и вовлечены.

В Челябинской области технологии бережливого управления в сфере образования пока только точечно реализуются в рамках портфеля проектов Министерства образования и науки Челябинской области и ряда муниципальных образовательных организаций.

В Министерстве образования и науки оптимизированы и улучшены важнейшие процессы, связанные:

- с аттестацией педагогических работников образовательных организаций Челябинской области;

- мониторингом библиотечного фонда для общеобразовательных организаций Челябинской области;

- принятием Министерством образования и науки управленческих решений в системе профессионального образования Челябинской области.

Сотрудники ведомства получили колоссальный опыт, приобрели необходимые навыки и знание Lean-инструментов. Этой команде проще будет внедрять улучшения, чтобы повысить эффективность своих процессов, решать те или иные проблемы.

В Трехгорном городском округе в школе № 106 оптимизирован процесс проведения воспитательной работы в образовательной организации в дистанционной форме.

Результатом реализации проекта стало увеличение количества программ курса, реализуемых в онлайн-формате (с 3 до 5), увеличение доли учеников, прошедших обучение в онлайн-школе (в 1,9 раза), а также существенное сокращение времени протекания всего процесса (для одной программы курса).

Все проблемы, выявленные в рамках проекта, решены на уровне образовательной организации с минимальными финансовыми затратами.

Также есть информация по локальному внедрению в школах области бережливых технологий самостоятельно, силами инициативных педагогов. Таким образом, возникла идея о системном подходе развития бережливого образования.

Сейчас бережливое управление — это тренд. Во многих субъектах Российской Федерации — участниках проекта «Эффективный регион», сформировано и реализуется такое перспективное направление, как «Бережливое образование», в рамках которого не только применяются различные бережливые технологии для повышения эффективности образовательных организаций, но и формируется среда для создания бережливой личности, решаются актуальные задачи подготовки кадров, владеющих методами и инструментами бережливого производства и обладающих качественно новым мышлением.

В ряде вузов эта тема включена в учебный процесс, потому что она реально нужна каждому нормально подготовленному инженеру. Например, Удмуртский государственный университет ежегодно, начиная с 2014 г., набирает группу в магистратуру по профилю «Экономика бережливого производства». В рамках подготовки — стажировка, посещение предприятий, имеющих значительные результаты по формированию собственной производственной системы, обсуждение актуальных вопросов разработки стратегии и конкретных проектов, направленных на повышение эффективности производства, производительности труда, сокращения запасов и вовлечения персонала.

В разработанном Агентством стратегических инициатив атласе новых профессий в ближайшем и долгосрочном будущем особо выделяются надпрофессиональные навыки в сфере бережливого производства, которые будут востребованы как в экономике, менеджменте, так и в образовании, медицине, в транспортной сфере, энергетике, строительстве и т. д.

Высокая степень развития данного направления в отдельных регионах выражается в создании таких структур, как: Ассоциация бережливых вузов, Лига бережливых колледжей, Клуб директоров бережливых школ и детских садов. Цель их создания — поддержка и продвижение пилотных инициатив, обмен опытом, формирование единых подходов в методологии применения бережливых инструментов. Эти сообщества открыты для взаимодействия даже в социальных

сетях: проводят полезные вебинары, налаживают и развивают горизонтальные коммуникации. Люди обмениваются успешным опытом реализации проектов и сами готовы оказать консультационную поддержку своим коллегам из других регионов. Вы можете ознакомиться с проектами в области бережливого образования других регионов, изучить их опыт, прийти к выводу, что вам это тоже нужно, и начать решать проблемы. Способ решения проблем может быть или вашим уникальным, или заимствованным.

Реализация бережливых технологий — это новое направление работы, вы неизбежно будете встречаться с трудностями — это нормально. Большинство людей консервативны, не готовы к изменениям, надо с этим сопротивлением работать. Главное в бережливом управлении — это человеческий фактор и коллективная командная работа.

Применение бережливых технологий показало свою эффективность в различных отраслях и сферах, поэтому сегодня в интересах каждой образовательной организации обязательно войти в проект «Эффективный регион».

И на данном этапе мы готовы осуществить необходимую консультационную и методическую поддержку во внедрении бережливых проектов, обучить технологиям бережливого управления.

Внедрение бережливых технологий в системе

образования Нижегородской области

Сибирякова Людмила Владимировна, начальник учебно-методического центра бережливых технологий в образовании ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

— В Нижегородской области активно реализуется проект «Эффективный регион», направленный на повышение производительности труда в различных сферах деятельности.

В 2018 г. реализация данного проекта началась в системе образования.

Согласно дорожной карте осуществляется последовательное включение районов, и к третьему кварталу 2021 г. к участию в проекте должны быть привлечены органы управления образованием, дошкольные образовательные организации, школы, организации среднего профессионального образования всех районов Нижегородской области.

На базе Нижегородского института развития образования был создан центр бережливых технологий, основными задачами которого являются: обучение бережливым технологиям, организационное и методическое сопровождение,

а также мониторинг эффективности внедрения бережливых технологий.

Нами разработаны и опубликованы пособия по формированию бережливой среды в образовательной организации, использованию системы 5С, а также картированию процессов образовательной организации.

Каждые полгода проходит сбор отчетов о внедрении бережливых технологий, которые фиксируют: количество инициированных и реализованных проектов (тиражируемых и нетира-жируемых), а также количество обученных.

Проводится ежегодный конкурс бережливых проектов.

Ведется постоянное обучение, а также консультирование сотрудников органов управления образованием и образовательных организаций по внедрению бережливых технологий.

Нами были разработаны два сценария фабрик процессов: для работников школ и для работников дошкольных образовательных организаций.

За 2020 г. в нашей области было инициировано около 1,5 тыс. бережливых проектов, из которых 932 завершены. Наиболее популярные направления оптимизации: разработка учебно-методической документации; документооборот; подготовка к занятиям; учет посещаемости; выдача справок; поиск помещения в образовательной организации; набор и прием в образовательную организацию; учет книг и работ обучающихся; информирование родителей и сотрудников; сбор информации и подготовка отчетов; организация питания; работа гардероба и столовой.

Данный проект в системе образования Нижегородской области предполагает реализацию двух основных направлений: создание бережливой среды (реализация оптимизационных проектов) и формирование бережливого мышления (в созданной бережливой среде).

Дальнейшая реализация проекта предполагает его направленность в первую очередь на формирование бережливого мышления обучающихся и воспитанников с помощью использования инструментов бережливых технологий на уроках и во внеурочной деятельности, создания фабрик процессов, организации проектной деятельности и других мероприятий.

Также нами сейчас созданы сообщества образовательных организаций, использующих бережливые технологии, мы планируем активную и продуктивную работу этих сообществ. Основные цели работы: развитие идей бережливости среди заинтересованных лиц в образовательной организации; развитие образовательных

организаций с помощью принципов и инструментов бережливого производства; формирование авторитетного профессионального сообщества для обмена опытом и открытого обсуждения вопросов использования бережливых технологий в образовательных организациях.

Реализация проекта сопровождается необходимостью осуществления широкого спектра мероприятий и решения различных проблем.

Наиболее серьезными проблемами в настоящее время являются: неправильное понимание сущности бережливых технологий (у тех сотрудников, которые не прошли обучение), недостаточный уровень обученности сотрудников органов управления образованием (которые должны сопровождать реализацию проекта на местах), снижение мотивации сотрудников после реализации нескольких проектов, а также формальное отношение к внедрению бережливых технологий (отсутствие направленности на снижение потерь).

Конечно, реализуя новое направление, мы встречаем определенное сопротивление сотрудников образовательных организаций. Основные аргументы против внедрения бережливых технологий представлены следующими заявлениями коллег: «У нас нет средств на реализацию новых проектов»; «Мы хотим работать так, как мы привыкли»; «Коллеги нас не поддержат»; «Это не подходит для образования»; «У нас нет на это времени».

Однако мы убеждены, что бережливые технологии — проще, чем кажется, результативнее, чем думается!

В связи с этим нами разработаны и разрабатываются способы работы по устранению этих проблем: консультирование, проведение вебинаров, создание рекомендаций, инструкций и пр., организация различных мероприятий.

Из опыта внедрения бережливых технологий в ОГАПОУ «Белгородский механико-

технологический колледж» Бирюков Сергей Сергеевич, заместитель директора по учебно-производственной работе ОГАПОУ «Белгородский механико-технологический колледж»

— В 2017 году в Белгородской области стартовал проект «Бережливый регион». Концепция «Бережливое производство» стала широко использоваться и в сфере образовательных услуг.

В апреле 2018 года ОГАПОУ «Белгородский механико-технологический колледж» одним из первых начал работу по применению бережливых технологий в образовательной организации.

Повышение эффективности деятельности колледжа посредством совершенствования управленческих, организационных и технологических процессов, а также качества профессиональной подготовки обучающихся и создания комфортной образовательной среды является целью проекта «Бережливый колледж».

Для перехода на бережливое управление необходимо было реализовать портфель проектов. По каждому проекту были созданы рабочие группы, задача которых заключалась в решении выявленных проблем и устранении всех видов потерь. В ходе реализации проектов мы смогли добиться определенных результатов. Не останавливаясь на достигнутом, мы поставили перед собой новые задачи, поскольку главный принцип бережливого управления — это непрерывное улучшение.

В ходе обсуждения в коллективе и анкетирования сотрудников колледжа были выявлены определенные проблемы и потери:

- проблемы в получении актуальной (достоверной) информации и обмене ею;

- потеря времени при перемещении документов и дефекты в их оформлении;

- низкая успеваемость студентов I курса и длительная адаптация к новой среде и новой социальной роли.

Учитывая данные проблемы, мы начали работу над первыми проектами.

Благодаря проекту «Взаимодействие председателей предметно-цикловых комиссий, методической службы и администрации колледжа» время обмена информацией между участниками процесса сократилось вдвое, были исключены лишние этапы процесса, обеспечен качественный поток информации и ее автоматическая синхронизация на разных компьютерах.

Реализация проекта «Сокращение времени, затрачиваемого классным руководителем», позволила сократить время ведения ведомости посещаемости обучающихся на 32 %, а также исключить появление дефектов при заполнении документации на бумажном носителе и еженедельных отчетов у заведующих отделениями.

Сроки адаптации студентов I курса сократились с 3 до 1,5 месяцев, успеваемость повысилась с 83 % до 95 % в результате работы над проектом «Сокращение сроков адаптации студентов I курса».

Осуществляя работу через офис управления проектами и окно обратной связи «Лист проблем» и «Лист предложений», выявили низкую удовлетворенность обучающихся условиями пребывания в колледже. Так появился новый

проект «Мир, в котором я творю», имеющий целью создание комфортной среды для реализации творческой активности студентов. Первым результатом данного проекта стал «Остров переменок», который появился на первом этаже в фойе колледжа.

С проектом, направленным на создание креативной среды, неразрывно связан проект «Система навигации в здании ОГАПОУ „БМТК"». Благодаря ему появились визуализированные инструкции и разметки, размещены цветовые кодировки траектории открывания дверей в коридорах, а также указатели направления движения. Все это способствует быстрой адаптации студентов-первокурсников и делает пребывание в колледже более комфортным и безопасным для всех участников образовательного процесса. На 50 % сократилось время получения информации о расположении кабинетов в здании и поиска нужной аудитории

Погружаясь в работу над проектами, мы познакомились с таким инструментом бережливого производства, как организация рабочего места по системе 5С. В ходе визуальной проверки рабочих зон сотрудников колледжа было установлено отсутствие стандартов рабочих мест, неэффективное использование рабочего пространства, что приводит к длительному поиску необходимых документов. Было принято решение открыть проект по устранению выявленных потерь и проблем. В настоящий момент в колледже 20 % рабочих мест организованы по системе 5С, что позволяет на 36 % сократить время на самоорганизацию сотрудников и наведение порядка на рабочих местах.

Придерживаясь философии бережливого управления, мы стали применять в образовательном процессе такой инструмент, как стандартизация. По согласованию с работодателями и на основании требований СанПиН в учебный процесс стали внедряться стандартные операционные карты. Выполнение процедур с опорой на них позволило предотвратить ошибки, снизить операционные риски, сократить время протекания процесса практически в два раза. В настоящее время 95 % учебных кабинетов и лабораторий оснащены стандартными операционными картами, что обеспечивает быстрый и эффективный результат деятельности.

С момента внедрения бережливых технологий в Белгородском механико-технологическом колледже мы столкнулись со следующими вопросами.

Как обучить сотрудников и обучающихся колледжа мыслить бережливо?

Как мотивировать сотрудников колледжа к использованию бережливых технологий в образовательной организации?

На одном из обучающих семинаров руководитель проекта АО «ПСР» ГК «Росатом» доктор экономических наук Н. С. Давыдова помогла ответить на данные вопросы, предложив создать на базе колледжа свою фабрику процессов.

В декабре 2018 г. в Белгородском механико-технологическом колледже была создана фабрика процессов «Сувенирная продукция», имитирующая производственный цех по изготовлению сувенирных часов.

Фабрика процессов — это методика обучения, основанная на полном погружении в изучаемый процесс и использовании симуляционного подхода в процессе деловой игры. Это учебная площадка, где практическое обучение принципам и инструментам бережливого производства осуществляется посредством имитации реальных процессов. Результатом обучения на фабрике процессов является возможность каждого участника на практике освоить принципы эффективной организации труда, методы и инструменты бережливого производства.

Фабрика процессов включает в себя три производственные смены. В течение каждой смены участники должны изготовить определенное количество деталей из реального производства. От смены к смене участники улучшают процессы и производственные показатели, применяя следующие инструменты бережливого производства:

- поиск потерь;

- построение потока единичных изделий;

- стандартизированная работа;

- производственный анализ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- выравнивание производства;

- визуальное управление производством;

- решение проблем.

Таким образом, фабрика процессов решает сразу три задачи: вовлечение обучающихся и сотрудников колледжа в процессы улучшений, обеспечение им такого уровня стартовых знаний и навыков, чтобы они смогли сразу применить их на своем рабочем месте, и, главное, — изменение способа мышления и подхода к работе.

29 мая 2019 г. была создана Лига бережливых колледжей, которая активно работает по всем направлениям внедрения бережливых технологий в систему профессионального образования. Информацию по деятельности Лиги можно найти в социальных сетях ВКонтакте и Facebook по одноименному названию «Лига бережливых колледжей».

Стартовая готовность системы образования Челябинской области к внедрению бережливых технологий

Коузова Елена Александровна, первый заместитель министра образования и науки Челябинской области

— В рамках проекта «Эффективный регион» активно осуществляется реализация технологий бережливого производства в промышленных и социальных структурах Челябинской области. 2021 год является стартовым для системы образования региона по внедрению бережливых технологий в нашу профессиональную деятельность.

Для благополучного вхождения в проект были проведены подготовительные мероприятия, разработаны необходимые документы и материалы, подобраны стандарты, регламентирующие данную деятельность. Среди них наиболее важными являются следующие.

1. Структура управления проектом «Внедрение бережливых технологий в системе образования Челябинской области».

Разработанная структура наглядно представляет систему управления проектом через совокупность составляющих ее элементов и всех возможных отношений между элементами, которые определяются, исходя из распределения функций и целей, поставленных перед системой. Целью проекта является внедрение Lean-технологий в системе образования Челябинской области через формирование бережливого мышления и бережливой среды. В соответствии со структурой управления проектом формирование бережливого мышления является функцией обучающих элементов системы, а формирование бережливой среды — функцией организационных элементов. Таким образом, целостность всей системы внедрения бережливых технологий в регионе обеспечивается единством целей и обусловленностью внутренних и внешних связей системы управления проектом «Внедрение бережливых технологий в системе образования Челябинской области».

2. Модель компетенций лидеров изменений Челябинской области.

Разработана модель компетенций лидеров изменений как набор профессиональных качеств, требуемых для осуществления полномочий лидеров изменений, с указанием соответствующих характеристик, отражающих единство их стремлений, способностей, знаний, навыков и личностных качеств, необходимых для эффективной реализации проектов внедрения бережливых технологий в органах управления образованием и образовательных организациях области.

3. Дорожная карта по внедрению бережливых технологий в системе образования Челябинской области на период 2021-2024 гг.

Подготовлена и утверждена дорожная карта по внедрению бережливых технологий в системе образования Челябинской области на период 2021-2024 гг., которая включает: вопросы организационного обеспечения внедрения бережливых технологий в системе образования Челябинской области; создание учебно-методического центра в структуре ГБУ ДПО ЧИРПО по внедрению бережливых технологий в системе образования региона; вопросы методического сопровождения процесса и системы дополнительного профессионального образования по обучению бережливым технологиям; разработку формы и показателей мониторинга формирования бережливой среды и бережливого мышления в системе образования Челябинской области и осуществление такого мониторинга.

4. Положение о комплексной системе бережливого управления в Министерстве образования и науки Челябинской области, органах управления образованием муниципальных районов, городских округов и образовательных организаций области.

Разработан концептуальный документ, регламентирующий реализацию комплексной системы бережливого управления в Министерстве образования и науки Челябинской области, органах управления образованием муниципальных районов, городских округов и образовательных организаций области в виде положения. Данное положение концептуально подходит к описанию требований к организации и осуществлению всех процессов Lean-технологий в образовании. В нем определены условия и порядок осуществления бережливого управления во всех образовательных структурах, обозначены функции и обязанности ответственных органов, представлены формы необходимых в производстве документов по ведению процессов, разработана модель компетенций лидеров изменений.

5. Положение о рабочей группе по вопросам внедрения бережливых технологий в образовательные структуры Челябинской области.

В целях координации деятельности по внедрению бережливых технологий в образовательные структуры Челябинской области сформирована рабочая группа, которая является совещательным, консультативно-экспертным органом при Министерстве образования и науки Челябинской области. В состав рабочей группы входят представители муниципальных органов исполнительной власти, органов

местного самоуправления, образовательных, научных и иных организаций и педагогической общественности.

Организация и обеспечение деятельности рабочей группы, а также контроль исполнения решений осуществляется Министерством образования и науки Челябинской области.

6. Положение об учебно-методическом центре бережливых технологий в структуре ГБУ ДПО ЧИРПО.

Функции по обучению и организационно-методическому обеспечению мероприятий, связанных с разработкой и внедрением бережливых технологий в системе образования Челябинской области, возлагаются на вновь созданный в структуре ГБУ ДПО ЧИРПО учебно-методический центр. Структура функций представляет все направления деятельности УМЦ: научно-методическое, учебно-методическое, организационно-методическое, информационно-аналитическое. Являясь ядром новой для образования Челябинской области деятельности по внедрению Lean-технологий, УМЦ располагает необходимыми ресурсами для формирования бережливого мышления и построения бережливой среды в системе образования Челябинской области. Разработано

положение об УМЦ, регламентирующее все аспекты деятельности структурного подразделения ГБУ ДПО ЧИРПО.

7. Курсы повышения квалификации по вопросам внедрения бережливых технологий в образовательные организации.

Ближайшей тактической задачей для осуществления образовательной функции УМЦ по проблемам внедрения Lean-технологий в образование является разработка программ дополнительного профессионального образования, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах работы в режиме бережливого производства. Положительный опыт создания программ повышения квалификации в вопросах бережливых технологий в стране ляжет в основу содержательного наполнения программ для педагогических работников нашего региона.

Отметим, что процесс выстраивания работы по внедрению бережливых технологий в образование региона только набирает обороты, поэтому возможна корректировка/доработка подготовленных документов/материалов в зависимости от глубины погружения в проблему.

Материал к публикации подготовила О. А. Суйкова, начальник центра сравнительной педагогики и инноваций ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования, кандидат педагогических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.