УДК 614.2
С. Д. ШЕШУКОВА, Л. М. ЖЕЛЕЗНОВ, С. П. АШИХМИН
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «БЕРЕЖЛИВЫЙ ВУЗ». ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СИМУЛЯЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА В МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКЕ
ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет» Минздрава России Центр аккредитации и симуляционного обучения Учебный центр «Фабрика процессов»
S. D. SHESHUKOVA, L. M. ZHELEZNOV, S. P. ASHIHMIN
IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION THROUGH
THE IMPLEMENTATION OF THE PROJECT «LEAN INSTITUTION». EXPERIENCE IN THE USE OF SIMULATION TECHNOLOGIES IN THE TRAINING OF LEAN TOOLS IN MEDICAL PRACTICE.
FGBOU VO «Kirov State Medical University» of the Ministry of Health of Russia Center for accreditation and simulation training Training center «Factory of processes»
РЕЗЮМЕ
В публикации приведено описание внедрения проекта «Бережливый вуз» на примере образовательной организации высшего медицинского образования. Приводится опыт формирования рабочих групп, выбора приоритетных проектов и механизмы их реализации. Разбираются встречающиеся трудности в реализации проекта. Показана ведущая роль проектного офиса в реализации поставленных целей и подготовки участников проекта. Предлагаемые решения могут быть тиражированы в других высших учебных заведениях.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА.
Шешукова Светлана Диановна - к. м. н., доцент, руководитель центра Аккредитации и симуляционного обучения и учебного центра «Фабрика процессов» КГМУ; тел. 8 (332) 64-09-18; e-mail: [email protected]
Железнов Лев Михайлович - д. м. н., профессор, и. о. ректора КГМУ; тел. 8 (332) 640-976; e-mail: [email protected]
Ашихмин Сергей Петрович - к. м. н., доцент, и. о. проректора по лечебной работе КГМУ; тел. 8 (332) 64-07-10; e-mail: [email protected]
SUMMARY
The publication describes the introduction of the project «lean institution» on the example of an educational organization of higher medical education. The experience of forming working groups, selection of priority projects and mechanisms for their implementation are given. The difficulties encountered in implementing the project are discussed. The leading role of the project office in realizing the set goals and preparing the project participants is shown. The proposed solutions can be replicated in other higher education institutions.
KEY WORDS: ORGANIZATION OF PUBLIC HEALTH SERVICES, HIGHER MEDICAL EDUCATION, QUALITY IMPROVEMENT.
Современные скорости развития медицины и требования практического здравоохранения на сегодняшний день предъявляют к высшему медицинскому образованию все большие требования и потребности. Одним из важных аспектов государственной политики в здравоохранении является повышение качества подготовки медицинских кадров, в том числе с внедрением новых образовательных технологий с учетом стратегических и приоритетных направлений развития медицины в нашей стране [1-3].
Кировский государственный медицинский университет, являясь самым молодым медицинским вузом в России (открыт в 1987 году), считает основным стратегическим направлением своего развития - внедрение современных научно-образовательных технологий, обеспечивающих приобретение необходимых профессиональных компетенций как для Кировской области, так и для других регионов страны.
Образовательная деятельность вуза включает спектр услуг от довузовской подготовки до последипломного образования (4 факультета, институт непрерывного дополнительного образования, центр довузовской подготовки). Количество обучающихся составляет более 2500. В вузе проводится активная научно-инновационная деятельность, имеется ряд крупных научных школ, широко осуществляются клинические исследования. Гордостью университета является собственная клиника мощностью на 70 коек с современной лабораторно-диагностической базой. Для вуза представляет интерес целый круг регионов, среди которых: Республики Коми, Удмуртия, Марий Эл, Татарстан, Костромская, Вологодская, Нижегородская, Архангельская области, Пермский край и др. Кроме того, несомненно, актуальным является развитие направления обучения иностранных граждан, в том числе на английском языке.
Необходимым условием подготовки медицинских кадров является отработка практических навыков, которые приобретаются на сегодняшний день не только в медицинских организациях, но и в специально созданных условиях, а именно в симуляционных центрах. Симуляционное обучение - это один из мощнейших механизмов современного медицинского образования. Симуляционное обучение - это имитация максимально реальной медицинской ситуации, с многократной отработкой навыков и возможностью их контроля, выявления ошибок и их исправления, что снижает риск для пациентов, а также отработка и изучение коммуникативных навыков в различных ситуациях. В университете функционирует центр аккредитации и симуляционного обучения (Центр АСО), целями которого являются практическая подготовка, организация и сопровождение
аккредитации и с недавнего времени обучение бережливым технологиям.
С 2016 года Министерством здравоохранения РФ совместно с управлением внутренней политики президента России и экспертами госкорпорации «Росатом» на территории РФ начал внедряться проект «Бережливая поликлиника», который на сегодняшний день перешел в приоритетное и стратегическое направление развития медицины РФ до 2025 года с формированием так называемой производственной системы медицины, аналогом производственной системы «Росатома». В июле 2017 года на заседании президиума совета при президенте РФ был утвержден паспорт приоритетного проекта «Обеспечение здравоохранения квалифицированными специалистами», в том числе по направлению внедрения новых технологий образования («Фабрика процессов») на базе 11 вузов, подведомственных Минздраву России. Бережливое производство в здравоохранении -это система, ориентированная на повышение удовлетворенности потребителей медицинских услуг, снижение трудопотерь медицинского персонала, повышение качества и производительности труда. Внедрение в медицинскую практику бережливых технологий обуславливает и новые задачи для медицинских вузов.
Участие с июня 2017 года представителей университета (сотрудники Центра АСО) в образовательной программе «Школа лидеров бережливого производства в медицине», проводимой Департаментом кадровой политики и медицинского образования Минздрава России и АО ПС «Ро-сатом», определило активное развитие в нашем университете технологий бережливого производства. Первым из них стало открытие на базе Центра АСО направления «Фабрика процессов». В августе 2017 года состоялось открытие и первая презентация учебного центра «Фабрика процессов», начался процесс подготовки образовательных программ. Пятого августа 2017 г. центр посетила делегация правительства России во главе с министром здравоохранения России В. И. Скворцовой и членами делегации - первого заместителя руководителя администрации президента РФ С. В. Кириенко, заместителя министра здравоохранения
РФ Т. В. Яковлевой, директора по развитию ПСР госкорпорации «Росатом» С. А. Обозова, губернатора Кировской области И. В. Васильева, зам. председателя правительства Кировской области Д. А. Курдюмова. За короткий период «Фабрика процессов» смогла подготовить образовательные программы с разными уровнями сложности (для медицины и для других сфер промышленности), начать обучение представителей практического здравоохранения как Кировской области, так и других регионов, получила признание Министерства здравоохранения РФ, проектных менеджеров ПСР «Росатом» и целого ряда вузов и организаций России.
«Фабрика процессов» - это учебная площадка тренингов с использованием симуляционных технологий обучения принципам и инструментам «Бережливого производства», где каждый участник на практике, осваивая различные инструменты и методы бережливых технологий, приводит к улучшениям предлагаемый процесс.
«Фабрика процессов» - методика обучения, основанная на полном погружении в изучаемый процесс и использовании симуляционного подхода к формированию и развитию компетенций в части, касающейся организации управленческой деятельности в соответствии с принципами «Бережливого производства». В ходе тренингов, игровых кейсов, проведения непосредственно сценариев «Фабрик», анализирующих конкретный медицинский или офисный процесс в симулированных условиях, обучающийся изучает, развивает и совершенствует компетенции, направленные на освоение и закрепление эффективного применения методов и инструментов «Бережливого производства». Возможности Центра АСО (площадь более 1200 м2, более 35 симуляционных кабинетов, симуляционная детская поликлиника, симуляционные процедурные и диагностические кабинеты, зал, кабинеты дебрифинга, аудио- и видеооборудование и др.) позволяют «Фабрике процессов» симулировать максимально приближенные к реальности условия, что увеличивает освоение и закрепление компетенций бережливости. На сегодняшний день идет реализация 4 образовательных программ по ДПО
для медицинских работников (прошли обучение более 260 медицинских работников) и 1 образовательная программа по офисным процессам, в работе подготовка программ обязательного образования для студентов выпускных курсов по изучению бережливых технологий, а также начато обучение сотрудников университета.
Активное участие и встраивание не только в образовательный процесс, но и в повседневную деятельность принципов бережливых технологий для нашего университета стало точкой дальнейшего перспективного развития, а именно началом применения бережливых технологий непосредственно в управление университетом с целью повышения производительности и эффективности образовательных услуг в виде проекта «Бережливый вуз».
Стартом проекта «Бережливый вуз» стало полное понимание и желание высшего руководства становиться лучшими, что стало реальным с приходом к управлению вузом в январе 2018 года и. о. ректора Л. М. Железнова. Основная цель проекта «Бережливый вуз» - это повышение удовлетворенности заказчиков (обучающихся) и имиджа университета путем преодоления внутренних и внешних барьеров, изменения образа мышления и поведения сотрудников, эффективного использования имущества и интеллектуального потенциала, управления информационными системами и концентрации внимания к нуждам обучающихся и сотрудников.
Приступая к реализации проекта «Бережливый вуз», был выделен ряд проблем на старте, показывающих актуальность и необходимость изменений. Так, внутренними барьерами оказались: сокрытие существующих проблем в вузе; пассивная и даже негативная позиция сотрудников к нововведениям; отсутствие мотивации (в том числе финансового вознаграждения); отрицание сотрудниками процесса улучшений как выполнение своих служебных обязанностей. Внешними барьерами были определены: частая смена образовательных стандартов; диссонанс между современными образовательными технологиями и реализуемыми рабочими программами; несоответствие показателей качества образования
и законодательного сопровождения образовательного процесса; несовершенные подходы к финансированию вузов.
На пути реализации проекта были сделаны следующие шаги:
Шаг 1. Определение проблемных процессов в деятельности вуза.
Для этого было проведено анкетирование обучающихся и сотрудников университета. Проанкетированы студенты 1-6-х курсов (более 800 человек), слушатели циклов ДПО (более 100 человек), сотрудники университета (более 100 человек), пациенты клиники (более 130 человек). После анализа полученных данных и построения диаграмм Парето были выделены наиболее актуальные и волнующие процессы, требующие изменений. Помимо этого сразу была начата работа по ежедневному мониторингу проблем. Для этого во всех учебных корпусах и клинике университета появились листы проблем и предложений, где все желающие участники ежедневных процессов (студенты, сотрудники, пациенты клиники) под названием «Медицинский университет» свободно высказывают свое мнение и даже предлагают возможные варианты улучшений. За 2 месяца из обозначенных проблем было взято на реализацию 34%, а из поступивших предложений принято в работу 52%.
Шаг 2. Формирование команды проекта. Составление «Дорожной карты».
Руководство проектного офиса возглавил и. о. ректора Л. М. Железнов (заказчик проекта), в координационный совет проекта «Бережливый вуз» вошло все высшее руководство университета, что определенно явилось основным условием успешной реализации задуманных целей. Координатором проекта была назначена участник проекта «Лидеры бережливого производства в медицине», директор Центра АСО С. Д. Шешукова. Особенно важным стало наличие куратора от АО ПС «Росатом» д. э. н. Н. С. Давыдовой. Кроме этого, в состав команды вошли руководители рабочих групп подразделений, участвующих на первом этапе начала проекта. Была разработана и утверждена «Дорожная карта» проекта, рассчитанная на 6 месяцев его реализации.
В итоге по результатам исходного анализа проблемных участков в проект вошли следующие структурные подразделения вуза:
1) клиника университета как площадка практического применения бережливых технологий в медицине, а именно в стационаре (процессы: оптимизация работы приемного отделения, оптимизация документооборота (история болезни), всеобщее обслуживание оборудования (кабинет эндоскопии), оптимизация управления запасами (аптека комплексной медицинской информационной системы (КМИС));
2) приемная комиссия (процессы: совершенствование процесса приема поступающих на обучение по образовательным программам высшего образования на бюджетной основе, совершенствование процесса приема поступающих на обучение по образовательным программам высшего образования на внебюджетной основе);
3) институт непрерывного дополнительного образования (процессы: оптимизация процесса получения допуска обучающихся, посетителей по программам ДПО в учебные корпуса университета, оптимизация процесса оформления документов и информирование лиц, прошедших обучение);
4) отдел документационного обеспечения (процесс: оптимизация процесса оформления документов при направлении работников в служебную командировку).
После сбора и анализа исходного состояния взятых под реализацию процессов (анкетирование, применение хронометража, картирование потоков создания ценностей, построение диаграмм Ямазуми, Исикавы, Спагетти, работа с проблемами и многое другое) были составлены паспорта процессов. Каждый паспорт включил в себя общую административную информацию, обоснованность выбора и актуальность проблем процессов, цели, ключевые события проекта от старта до окончания. Важным действием этого шага стало открытие «Проектного офиса», где все участники рабочих групп проекта, а также все желающие в любое время имеют возможность поработать с информацией, изучить материалы по процессам (стенды визуализации
процессов) и поучаствовать в проведении рабочих совещаний.
Шаг 3. Реализация мероприятий по улучшению процессов.
Следующим шагом стала реализация намеченных мероприятий по улучшению процессов, который в настоящий момент в самом начале и продвигается по нарастающей. Так, в клинике в процессе «оптимизация работы приемного отделения» были выявлены исходно следующие проблемы: длительное время ожидания пациентов в холле перед оформлением документов на госпитализацию (в среднем 46 минут), длительное время оформления документации в приемном отделении (коэффициент эффективности процесса составил 8,39%), высокая неудовлетворенность пациентов и сотрудников клиники работой приемного отделения. Были установлены конкретные цели. Так, время оформления пациента с 46 минут должно сократиться до 30 минут, а коэффициент эффективности - возрасти с 8,6 до 15%, в процессе работы должны быть разработаны 4 новых стандарта работы сотрудников (СОП), три кабинета должны быть оформлены в соответствии с системой 5С (стандарты рабочих мест).
Первые результаты работы уже получены: разработан алгоритм действия медрегистратора при поступлении пациента на госпитализацию, в работе подготовка стандарта (текущее время оформления документации в приемном отделении - 12 мин. 52 сек.); устранено перекрещивание потоков пациентов у кабинета ЭКГ (поступающие, стационарные, амбулаторные) с целью уменьшения времени ожидания у кабинета (исходно -11 мин. 25 сек.) путем внесения изменений в режим работы кабинета ЭКГ (текущее время ожидания - 2 мин. 10 сек.); начато внедрение системы 5С в кабинетах; текущий коэффициент эффективности процесса вырос с 8,33% до 11%.
В процессе «оптимизация документооборота (история болезни)» выявлены проблемы: большой объем мед. карты стационарного пациента в бумажном виде (в среднем 39 листов), из которого 23% информации дублируется в бумажном и электронном виде (КМИС); как следствие,
необоснованные экономические затраты на дублирование информации; неудовлетворенность работников, задействованных в процессе оформления медкарты стационарного пациента (28%). В результате реализации улучшений планируется получить следующие результаты: сократить объем бумажного варианта медкарты стационарного пациента с 39 до 20 листов (на 49%), снизить стоимость медкарты с 18 до 9 рублей (за год экономия составит около 25 тыс. рублей), ввести стандартизацию процесса оформления медкарты (СОП) и, как результат, повысить удовлетворенность работников, задействованных в процессе оформления медкарты стационарного пациента. По процессу «оптимизация управления запасами» за короткий срок удалось внедрить и освоить модуль «Аптека» (75%), внедрить модуль «Лист назначений» на 100%.
Подобная динамика характерна и для других процессов, реализуемых в рамках первого этапа проекта «Бережливый вуз». Подведение итогов запланировано на сентябрь 2018 года, с подробным анализом результатов и дальнейшим расширением проекта. Важным элементом качества обучения по бережливым технологиям на «Фабрике процессов» и, как следствие, реализацией образовательных технологий в университете станет сертификация «Фабрики процессов» специалистами-экспертами АО ПС «Росатом» в июне 2018 года.
Основными факторами успеха в начале реализации проекта «Бережливый вуз», по нашему мнению, являются:
Фактор 1. 100% вовлеченность первого лица университета - и. о. ректора.
Фактор 2. Команда единомышленников (!) (тренинги в учебном центре «Фабрика процессов» Центра АСО, создание практически круглосуточного информационного пространства в виде чата и «облачных» технологий).
Фактор 3. Вхождение представителей вуза через конкурсный отбор в проект «Лидеры бережливого производства в медицине», организованный Департаментом медицинского образования и кадровой политики Минздрава России и АО ПС «Росатом».
Фактор 4. Привлечение внимания и инициализация поддержки команды вуза со стороны АО ПС «Росатом».
Фактор 5. Вовлечение в процесс всех участников образовательных процессов университета: сотрудники вуза, студенты, практическое здравоохранение.
Однако в ходе реализации проекта нами были определены и сдерживающие проблемы внедрения и активного развития бережливых технологий. На наш взгляд, на различных уровнях должны быть решены следующие задачи, что позволит оптимизировать дальнейшее продвижение таких проектов, а именно:
УРОВЕНЬ ВУЗА: создание постоянно действующей и жизнеспособной системы «Бережливый вуз»; разработка алгоритмов (стандартов) для тиражирования проекта.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ: сопряженность образовательных программ с реальными запросами практического здравоохранения (на нашем примере развития бережливых технологий в регионе); разнонаправленное активное взаимодействие в системе «вуз - региональное правительство - бизнес».
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ: создание информационных порталов между вузами и министерствами («Фабрика идей») с целью установления
прямых обратных связей для повышения эффективности и качества образования.
Кроме реализации внутренних процессов, проект «Бережливый вуз» подразумевает активное взаимодействие с внешними участниками и стратегическими партнерами по развитию бережливых технологий в регионе, такими как правительство области (участие в координационном совете проекта «Бережливое правительство»), министерство здравоохранения Кировской области и Региональный центр ПМСП, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет». Также актуальным является взаимодействие с промышленными предприятиями города и области по продвижению бережливых технологий в области.
Таким образом, важным и необходимым условием продвижения бережливых технологий как механизмом повышения производительности труда, а также эффективного развития новых образовательных технологий в медицине в подготовке качественных медицинских кадров, несомненно, является тиражирование результатов проекта «Бережливый вуз» на межрегиональном уровне, обучение бережливым принципам и технологиям на базе учебного центра «Фабрика процессов» -от школьников до главных врачей и руководителей организаций, и активное участие специалистов университета в консалтинге на практике.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Симуляционное обучение в медицине / Под редакцией профессора А. А. Свистунова; составитель М. Д. Горшков. - М.: Издательство Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, 2013. - С. 32-45. [Simulyatsion-noe obuchenie v meditsine / Pod redaktsieiprofessora Svistunova A. A. Sostavitel' GorshkovM. D. - Moskva: Izdatel'stvo PervogoMGMUim. I. M. Sechenova, 2013. pp. 32-45. (In Russ).]
2. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 №323-ФЗ [Электронныйресурс]. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (Дата обращения: 15.05.2018) [Federal Law «Ob osnovakh okhrany zdorov'ya grazhdan Rossiiskoi Federatsii» of 21.11.2011 № 323-FZ. Available at: URL: http://
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (accessed 15.05.2018). (In Russ).] 3. Приоритетный проект Министерства здравоохранения Российской Федерации «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» [Электронный ресурс] : [https://www.rosminzdrav. ru/news/2018/03/29/7542-pilotnyy-proekt-berezhliva-ya-poliklinika-poluchil-svoe-prodolzhenie-v-prioritet-nom-proekte-sozdanie-novoy-modeli-meditsinskoy-or-ganizatsii-okazyvayuschey-pervichnuyu-mediko-san-itarnuyu-pomosch].