Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ ЦИФРОВЫХ И БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ИНТЕГРАЦИЯ ЦИФРОВЫХ И БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бережливые технологии / цифровые технологии / совершенствование деятельности / бережливые проекты / ценность услуги / lean technologies / digital technologies / business improvement / lean projects / service value

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Башарина Ольга Валентиновна, Григорьева Ирина Анатольевна

На современном этапе цифровой трансформации общества образование подвергается воздействию быстрого технологического прогресса, требуя от профессиональных образовательных организаций постоянного развития и адаптации. Одновременно с этим набирает популярность подход к управлению, известный как «бережливое производство» и нацеленный на оптимизацию процессов и устранение избыточности. Интеграция бережливых и цифровых технологий предоставляет уникальные возможности для улучшения образовательного процесса и повышения его эффективности. В статье проведен обзор и анализ научно-педагогической литературы, включающий исследования, связанные с применением цифровых и бережливых технологий. В ходе проведенного анализа были выделены задачи, стоящие перед профессиональной образовательной организацией, решение которых с помощью интеграции этих технологий принесет максимальную ценность. Анализ возможностей бережливых и цифровых технологий для решения поставленных задач показал, что их интеграция позволит достигнуть значительного улучшения процессов деятельности ПОО. Также был выполнен анализ 34 бережливых проектов, разработанных профессиональными образовательными организациями Челябинской области, реализованных с использованием цифровых технологий и направленных на улучшение постоянно присутствующих в деятельности ПОО управленческих, основных и обеспечивающих процессов. Анализ проектов, разработанных ПОО, позволил выделить основные результаты, имеющие максимальную ценность для улучшения планирования, организации деятельности, контроля и анализа деятельности, мотивации сотрудников, процесса обучения и воспитания. Совместное использование бережливых и цифровых технологий создает синергию, позволяя повысить эффективность образовательного процесса. Однако в ходе исследования были выделены и основные проблемы такой интеграции: ограниченные ресурсные возможности организации; сопротивление сотрудников неизбежным переменам; недостаточный уровень компетенций сотрудников; цифровая безопасность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Башарина Ольга Валентиновна, Григорьева Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF DIGITAL AND LEAN TECHNOLOGIES AS A CONDITION FOR IMPROVING THE ACTIVITIES OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

At the present stage of digital transformation of society, education is exposed to rapid technological progress, requiring constant development and adaptation from professional educational organizations. At the same time, a management approach known as “lean manufacturing” is gaining popularity, aimed at optimizing processes and eliminating redundancies. The integration of lean and digital technologies provides unique opportunities to improve the educational process and increase its effectiveness. The article provides a review and analysis of scientifi c and pedagogical literature, including studies related to the use of digital and lean technologies. In the course of the analysis, the tasks facing a professional educational organization were identifi ed, the solution of which through the integration of these technologies will bring maximum value. An analysis of the capabilities of lean and digital technologies for solving the assigned tasks showed that their integration will achieve a signifi cant improvement in the processes of VEO activities. An analysis was also carried out of 34 lean projects developed by professional educational organizations in the Chelyabinsk region, implemented using digital technologies and aimed at improving the management, core and supporting processes that are constantly present in VEO activities. Analysis of the projects developed by the VEO allowed us to identify the main results that have the maximum value for improving planning, organizing activities, monitoring and analyzing activities, motivating employees, and the process of training and education. The combined use of lean and digital technologies creates synergy, making the educational process more effi cient. However, the study also identifi ed the main problems of such integration: limited resource capabilities of the organization; employee resistance to inevitable change; insuffi cient level of employee competencies; digital security.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ЦИФРОВЫХ И БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов

VET Quality and Labour Market

Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 1 (41). С. 62-73. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2024;(1(41):62-73. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 377

ИНТЕГРАЦИЯ ЦИФРОВЫХ И БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Ольга Валентиновна Башарина1, basholgachel@mail.ru Ирина Анатольевна Григорьева2, grighorieva.65@mail.ru

12 Челябинский институт развития профессионального образования, Челябинск, Россия

Аннотация. На современном этапе цифровой трансформации общества образование подвергается воздействию быстрого технологического прогресса, требуя от профессиональных образовательных организаций постоянного развития и адаптации. Одновременно с этим набирает популярность подход к управлению, известный как «бережливое производство» и нацеленный на оптимизацию процессов и устранение избыточности. Интеграция бережливых и цифровых технологий предоставляет уникальные возможности для улучшения образовательного процесса и повышения его эффективности.

В статье проведен обзор и анализ научно-педагогической литературы, включающий исследования, связанные с применением цифровых и бережливых технологий. В ходе проведенного анализа были выделены задачи, стоящие перед профессиональной образовательной организацией, решение которых с помощью интеграции этих технологий принесет максимальную ценность. Анализ возможностей бережливых и цифровых технологий для решения поставленных задач показал, что их интеграция позволит достигнуть значительного улучшения процессов деятельности ПОО. Также был выполнен анализ 34 бережливых проектов, разработанных профессиональными образовательными организациями Челябинской области, реализованных с использованием цифровых технологий и направленных на улучшение постоянно присутствующих в деятельности ПОО управленческих, основных и обеспечивающих процессов. Анализ проектов, разработанных ПОО, позволил выделить основные результаты, имеющие максимальную ценность для улучшения планирования, организации деятельности, контроля и анализа деятельности, мотивации сотрудников, процесса обучения и воспитания. Совместное использование бережливых и цифровых технологий создает синергию, позволяя повысить эффективность образовательного процесса. Однако в ходе исследования были выделены и основные проблемы такой интеграции: ограниченные ресурсные возможности организации; сопротивление сотрудников неизбежным переменам; недостаточный уровень компетенций сотрудников; цифровая безопасность.

Ключевые слова: бережливые технологии, цифровые технологии, совершенствование деятельности, бережливые проекты, ценность услуги

© Башарина О. В., Григорьева И. А., 2024

Для цитирования: Башарина О. В., Григорьева И. А. Интеграция цифровых и бережливых технологий как условие совершенствования деятельности профессиональных образовательных организаций // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 1 (41). С.62-73.

Original article

INTEGRATION OF DIGITAL AND LEAN TECHNOLOGIES AS A CONDITION FOR IMPROVING THE ACTIVITIES OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Olga V. Basharina1, basholgachel@mail.ru

Irina A. Grigorieva2, grighorieva.65@mail.ru

1,2 Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Chelyabinsk, Russia

Abstract. At the present stage of digital transformation of society, education is exposed to rapid technological progress, requiring constant development and adaptation from professional educational organizations. At the same time, a management approach known as "lean manufacturing" is gaining popularity, aimed at optimizing processes and eliminating redundancies. The integration of lean and digital technologies provides unique opportunities to improve the educational process and increase its effectiveness. The article provides a review and analysis of scientific and pedagogical literature, including studies related to the use of digital and lean technologies. In the course of the analysis, the tasks facing a professional educational organization were identified, the solution of which through the integration of these technologies will bring maximum value. An analysis of the capabilities of lean and digital technologies for solving the assigned tasks showed that their integration will achieve a significant improvement in the processes of VEO activities. An analysis was also carried out of 34 lean projects developed by professional educational organizations in the Chelyabinsk region, implemented using digital technologies and aimed at improving the management, core and supporting processes that are constantly present in VEO activities. Analysis of the projects developed by the VEO allowed us to identify the main results that have the maximum value for improving planning, organizing activities, monitoring and analyzing activities, motivating employees, and the process of training and education. The combined use of lean and digital technologies creates synergy, making the educational process more efficient. However, the study also identified the main problems of such integration: limited resource capabilities of the organization; employee resistance to inevitable change; insufficient level of employee competencies; digital security.

Keywords: lean technologies, digital technologies, business improvement, lean projects, service value

For citation: Basharina OV, Grigorieva IA. Integration of digital and lean technologies as a condition for improving the activities of professional educational organizations. Innovative development of vocational education. 2024;(1(41):62-73.

Введение

Быстрые социально-экономические перемены и стремительный технологический прогресс ставят перед профессиональными образовательными организациями (далее — ПОО) актуальную задачу постоянного совершенствования деятельности, т. е. улучшения и развития всех процессов, обеспечивающих их функционирование.

На современном этапе цифровые и бережливые технологии являются наиболее перспективными, позволяющими ПОО активно развиваться и адаптироваться к требованиям современного общества.

Цифровые технологии — это совокупность технологий, применяемых для сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных в цифровом виде, посредством использования компьютера и информационных сетей [1]. Внедрение цифровых технологий обеспечивает эффективное решение экономических, социальных, культурно-образовательных, производственных и управленческих задач; доступность и разносторонность получаемой информации.

Применение цифровых технологий в ПОО осуществляется в следующих направлениях: менеджмент образовательной организации;

процесс обучения; построение и корректировка индивидуальной траектории обучения; контроль усвоения материала; развитие ком -петенций обучающихся; обучение цифровым технологиям в профессиональной деятельности [2].

Под бережливыми технологиями понимают технологии, которые приводят к получению максимальной ценности продукции (услуги) с минимальным ресурсными, финансовыми и временными затратами [3].

Они позволяют продуктивно воздействовать на образовательный процесс, выявлять недостатки в системе образования и за короткий срок добиваться эффективных результатов по их устранению.

Материалы и методы исследования

При исследовании был проведен обзор и анализ научно-педагогической литературы и интернет-ресурсов, включая исследования и публикации, связанные с применением цифровых и бережливых технологий в профессиональных образовательных организациях. Выполнен анализ 34 бережливых проектов, разработанных профессиональными образовательными организациями Челябинской области и реализованных с использованием цифровых технологий.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ научных источников показывает, что цифровые технологии стремительно встраиваются и помогают развитию бережливых технологий.

В своей работе С. В. Лазарев указывает, что цифровые технологии обеспечивают возможность измерения и учета параметров деятельности организации, количество которых в несколько раз превышает количество измерений вручную, что позволяет принять решение на основе большого количества данных, частоты и места возникающих проблем [4].

Необходимость использования организацией автоматизированных систем управления для создания современных эффективных систем бережливого производства представлена в работе С. В. Сычева и П. В. Овчинникова [5].

Е. В. Слепцова и А. А. Унру рассматривают интеграцию цифровых и бережливых технологий как «цифровое бережливое производство», которое позволяет «... тестировать гипотезы и бизнес-идеи, моделировать сценарии изменений, рассчитывать затраты, снижая риск ошибок при практическом эксперименте, и сокращать время на реализацию...» [6, с. 79].

Значимость внедрения цифрового бережливого производства раскрывают в своей работе В. А. и А. Н. Левенцовы. Интеграция технологий позволяет автоматизировать ручное производство и осуществлять моделирование сценариев деятельности и расчета подробных затрат, исключая практические эксперименты или фактическую реализацию, что «. способствует сокращению затрат на 30 %, в то время как традиционные инструменты бережливого производства способны уменьшить расходы только на 15 %» [7, с. 23].

Такие исследователи, как Л. В. Вермен-никова, А. Н. Лупишко, Д. В. Веселова, указывают, что бережливое производство имеет в своем арсенале инструментарий, позволяющий провести глубокий и всесторонний анализ для выявления корневых причин проблем, а также сфокусироваться на создании ценности для заказчика. Цифровизация же может обеспечить высокую эффективность улучшений за счет организации процесса на качественно новом уровне. Их совместное использование приводит к появлению эффекта, превышающего суммарный результат от применения данных технологий по отдельности, а именно: «.сокращение времени протекания процессов, сокращение количества возникающих ошибок (достижение состояния „ноль дефектов"), повышение коэффициента эффективности процесса. Все это в конечном счете приводит к повышению удовлетворенности заказчика (внутреннего и внешнего). и сотрудников университета, являющихся исполнителями...» [8, с. 330].

В статье С. С. Павлова и М. Ю. Полянчико-вой проведен анализ инструментов управления, позволяющих сделать процесс обучения «бережливым» с точки зрения потерь времени на информационный поиск и разъяснения преподавателя. Автор предлагает для исключения выявленных с помощью бережливых технологий потерь организовать самостоятельную работу студентов с использованием цифровых технологий (веб-сайт, электронные пособия, мультимедийное сопровождение, электронный банк разноуровневых заданий) [9].

В научных работах также рассматривается многоаспектность применения цифровых и бережливых технологий для улучшения таких процессов в деятельности ПОО, как менеджмент, реализация процесса обучения и воспитания, контроль и анализ, мотивация (табл. 1).

Таблица 1

Анализ возможностей бережливых и цифровых технологий для решения поставленных задач в ходе реализации деятельности ПОО

Решаемые задачи Технологии бережливого производства Цифровые технологии

Планирование деятельности организации

Детализация планирования по задачам и исполнителям Планирование (Heijunka). Вытягивающая система (Kanban). Метод Киплинга (5W1H). Картирование Автоматизация процесса планирования (электронные таблицы, календарные предложения)

Отслеживание выполнения плана, выявление отклонений от запланированных показателей Методы наблюдения (визуализация). Постоянное улучшение (Kaizen). Метод Киплинга (5W1H). Картирование. Система «5 „Почему?"» Визуализация исполнения задач (диаграммы Ганта, ментальные карты)

Выявление рабочих мест/зон, где наиболее часто возникают потери Система «5 „Почему?"». Дзидока. Анализ узких мест (Bottleneck analysis). Потери (Muda). Метод Киплинга (5W1H). Пирамида проблем (Дилтса) Уменьшение времени сбора и обработки массивов информации, анализ (мессендже-ры, электронная почта, Яндекс Формы, Яндекс. Документы). Сокращение трудоемкости процесса выявления потерь

Организация деятельности

Формирование эффективной структуры организации Вытягивающая система (Kanban). Постоянное улучшение (Kaizen). Метод Киплинга (5W1H). Картирование Локальная сеть (цифровые профили процессов и цифровые профили сотрудников, разграничение доступа). Корректировка загруженности оборудования и исключение его перегрузки и простоев

Организация рабочего места сотрудников Система 5S. Стандартизированная работа. Постоянное улучшение (Kaizen). Вытягивающая система (Kanban). Стандартизированная работа. Метод Киплинга (5W1H) Автоматизация рабочего места (компьютер, принтер, проектор), подключенного к локальной сети. Электронный документооборот. Оптимизация и стандартизация рабочих процессов (локальные акты, инструкции, электронные формы основных документов)

Повышение скорости и точности передачи информации внутри организации Время такта (Takt time). Вытягивающая система (Kanban). Потери (Muda). Стандартизированная работа. Защита от ошибок (Poka-Yoke) Локальная сеть (цифровые профили сотрудников). Коммуникационные инструменты (корпоративные мессенджеры, электронная почта, видеоконференцсвязь)

Сокращение количества ненужных действий Стандартизированная работа. Потери (Muda). Пирамида проблем (Дилтса). Защита от ошибок (Poka-Yoke) Электронный документооборот

Мотивация сотрудников

Управление мотивацией сотрудников к получению/передаче опыта Ключевые индикаторы производительности (KPI). Постоянное улучшение (Kaizen). Вытягивающая система (Kanban). Метод Киплинга (5W1H) Системы управления производительностью. Программные приложения для мотивации (информация о работе, достижениях и возможностях для роста)

Установление не удовлетворенных потребностей работников Андон (Andon). Анализ узких мест (Bottleneck analysis). Автоматизация процессов проведения опросов сотрудников и обработки их результатов (ЬМБМооШв, Яндекс Формы).

Окончание таблицы 1

Решаемые задачи Технологии бережливого производства Цифровые технологии

Потери (Muda). Пирамида проблем (Дилтса) Системы электронной обратной связи (корпоративные мессенджеры, электронная почта, видеоконференцсвязь)

Ускорение адаптации сотрудников Постоянное улучшение (Kaizen). Вытягивающая система (Kanban). Стандартизированная работа. Защита от ошибок (Poka-Yoke) Персонализация обучения (ЕМБМооШе, открытые онлайн-курсы). Применение электронных дорожных карт

Сокращение сроков обучения сотрудников, повышение его эффективности Вытягивающая система (Kanban). Потери (Muda). Пирамида проблем (Дилтса). Время такта (Takt time). Защита от ошибок (Poka-Yoke) Одновременное вовлечение большого числа сотрудников, беспристрастный контроль за процессом и результатами обучения (открытые онлайн-курсы, ЕМБ МооЛв)

Процесс обучения и воспитания

Организация процесса обучения Постоянное улучшение (Kaizen). Непрерывный поток (Continuous Flow). Автономизация (Jidoka). Вытягивающая система (Kanban). Метод Киплинга (5W1H). Картирование Системы управления обучением (LMS Moodle, Canvas). Облачные службы искусственного интеллекта, позволяющие создавать когнитивные приложения (Microsoft Azure Cognitive Services)

Анализ качества обучения, изменение методов обучения Андон (Andon). Автономизация (Jidoka). Метод Киплинга (5W1H) Системы управления обучением (LMS, Tableau). Системы аналитики. Автоматизированные системы тестирования. Освоение обучающимися навыков STEM; анализ ответов и время обучения (Querium)

Исследование уровня вовлеченности обучающихся в мероприятия Вытягивающая система (Kanban). Автономизация (Jidoka). Метод Киплинга (5W1H) Автоматизация процессов проведения опросов обучающихся и обработки их результатов (анкетные опросы в LMS Moodle, Яндекс Формы)

Организация коммуникации с участниками образовательного процесса Непрерывный поток (Continuous Flow). Автономизация (Jidoka). Вытягивающая система (Kanban). Стандартизированная работа Увеличение количества участников взаимодействия. Сокращение времени. Чат-бот (Ivy). Независимость от территориального расположения. Скорость передачи информации (корпоративные мессенджеры, электронная почта, видеоконференцсвязь)

Контроль и анализ деятельности

Увеличение скорости получения информации о результатах работы и их учет Автономизация (Jidoka). Андон (Andon). Вытягивающая система (Kanban). Метод Киплинга (5W1H). Стандартизированная работа. Время такта (Takt time). Защита от ошибок (Poka-Yoke) Информационно-аналитические системы (облачные технологии, электронные таблицы Microsoft Excel, базы данных, Яндекс Формы). Автоматизация учета времени и результатов деятельности (учетные системы). Автоматизация рутинных процессов (роботизация)

Анализ времени на выполнение поставленной задачи, операции, поиск проблем Потери (Muda). Вытягивающая система (Kanban). Стандартизированная работа. Метод Киплинга (5W1H). Время такта (Takt time) Яндекс. Документы. Аналитические системы

В 2022-2023 гг. в ПОО Челябинской области реализовано 34 оптимизационных проекта с использованием бережливых и цифровых технологий, направленных на улучшение повторяющегося процесса и решение возникающих в нем проблем.

Согласно ГОСТ Р 54869-2011 проект — это комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые направлены на создание уникального продукта или услуги в условиях временных или ресурсных ограничений [10].

Реализованные ПОО проекты были направлены на улучшение постоянно присутствующих в деятельности организации управленческих, основных или обеспечивающих процессов, устранение всех видов потерь в процессе и создание стандарта действий в улучшенном процессе. Примеры проектов представлены в таблице 2.

Анализ показал, что для улучшения процесса планирования были разработаны проекты, которые позволили разработать алгоритмы планирования основных образовательных процессов; организовать согласованное взаимодействие участников планирования; визуализировать ход выполнения мероприятий программы; создать единую базу мероприятий; сократить время разработки плана (сбор информации; ко -ординация действий; ознакомление сотрудников); обеспечить прозрачность и доступность информации о планируемых мероприятиях; организовать общий мониторинг деятельности исполнителей; разработать систему электронного планирования.

Проекты, направленные на улучшение организации деятельности ПОО, позволили создать алгоритмы подготовки учебных мастерских для проведения учебной практики; организовать оперативное взаимодействие участников образовательного процесса и работодателей; сократить временные затраты на сбор и обработку информации; создать электронные пакеты рабочих документов; снизить количество ошибок при заполнении рабочих документов; снизить временные затраты сотрудников; финансовые и материальные затраты ПОО; создать программу электронного расписания.

Улучшение процессов контроля и анализа деятельности обеспечили проекты, реализация которых позволила стандартизировать процесс проведения внутренней системы оценки качества образования; сократить количество ошибок при заполнении форм и подго-

товке отчета, количество ответственных лиц за предоставление информации; уменьшить время принятия управленческих решений, разработки электронной формы отчетности; создать электронную базу трудоустройства выпускников.

Для улучшения процесса мотивации сотрудников были разработаны проекты, которые обеспечили создание электронного портфолио преподавателей; электронной платформы с методическими материалами для начинающего преподавателя; электронной формы листа самообследования; электронной формы отчетных документов; а также позволили сократить количество ответственных лиц, временные затраты на заполнение отчетной документации; обеспечить своевременность начисления стимулирующих выплат работникам.

В ходе реализации проектов, направленных на улучшение процесса обучения и воспитания, были получены следующие результаты: разработан электронный пакет методических материалов для организации самостоятельной работы студентов; снижены временные затраты на организацию самостоятельной работы студентов; повышен уровень удовлетворенности организацией самостоятельной работы студентов; создана ежемесячная электронная аттестационная ведомость; обеспечено своевременное информирование кураторов групп и родителей об успеваемости студентов; создана электронная форма отчета по практике студентов; разработан электронный вариант оповещения родителей (законных представителей) о дате проведения родительских собраний; внедрен электронный образовательный ресурс для работы с выпускными квалификационными работами; разработаны электронные варианты программ учебной и производственной практики; создана программа электронной проходной, обеспечивающая учет посещаемости занятий студентами.

Для разработки оптимизационных проектов использовались технологии бережливого производства: Метод «5 „Почему?"»; Метод Киплинга (5'^Н); Пирамида проблем (Дилтса); Стандартизация; Вытягивание; Картирование; Точно вовремя; Визуализация; Защита от непреднамеренных ошибок; Диаграмма спагетти; Система 58; цифровые технологии: Яндекс Календарь, Яндекс.Документы; Яндекс Диск; Яндекс Формы; электронные таблицы, базы данных, НТМЬ-программирование.

Таблица 2

Бережливые проекты профессиональных образовательных организаций, реализованные с использованием цифровых технологий

Наименование ПОО Наименование проекта Ценность для заказчика Бережливые технологии Цифровые технологии

Планирование

1. ГБПОУ «Златоу-стовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова» Оптимизация процесса планирования учебно-воспитательной работы Автоматизация системы планирования работы. Прозрачность и доступность информации о планируемых мероприятиях. Повышение эффективности подготовки мероприятий Метод «5 „Почему?"». Метод Киплинга (5\У1Н). Пирамида проблем (Дилтса). Система 5Б. Стандартизация. Вытягивание. Точно вовремя. Защита от непреднамеренных ошибок. Картирование Автоматизированная система планирования. Собственный программный продукт

2. ГБПОУ «Бакаль-ский техникум профессиональных технологий и сервиса имени М. Г. Ганиева» Оптимизация процесса управления Создание систематизированного планирования деятельности. Организация общего мониторинга деятельности исполнителей Метод «5 „Почему?"». Метод Киплинга (5\У1Н). Пирамида проблем (Дилтса). Стандартизация. Вытягивание. Картирование Автоматизированная система планирования и мониторинга (система управления проектами You Gile)

3. ГБПОУ «Челябинский механико-технологический техникум» Оптимизация процесса формирования плана совместной деятельности всех структурных подразделений ПОО на текущий месяц Создание электронного сервиса для размещения информации о планируемых на месяц мероприятиях. Сокращение времени на сбор информации, координацию действий структурных подразделений, ознакомление сотрудников с планом работы Метод «5 „Почему?"». Метод Киплинга (5\У1Н). Пирамида проблем (Дилтса). Стандартизация. Вытягивание. Картирование. Точно вовремя Сбор и обработка информации (Яндекс.Документы). Размещение в локальной сети ссылки на план

Организация деятельности

4. ГБПОУ «Челябинский го-сударственный промышленно-гума-нитарный техникум им. А. В. Яковлева» Оптимизация процесса сбора и обработки информации в рамках сетевого взаимодействия базовых ПОО с профессиональными образовательными организациями Челябинской области по актуальным вопросам инклюзивного образования Сокращение сроков и стандартизация сбора и обработки информации. Повышение эффективности использования рабочего времени. Снижение количества ошибок при заполнении форм и подготовке сводных отчетов Метод «5 „Почему?"» Метод Киплинга (5\У1Н). Пирамида проблем (Дилтса). Система 5Б. Стандартизация. Вытягивание. Картирование. Точно вовремя Сбор информации (Яндекс Таблицы и Яндекс Формы)

ЧО

Наименование ПОО Наименование проекта Ценность для заказчика Бережливые технологии Цифровые технологии

5. ГБПОУ «Каслинский промышленно-гуманитарный техникум» Оптимизация процесса подготовки и проведения оперативного совещания Создание системы оперативного взаимодействия между филиалами. Сокращение временных и материальных ресурсов руководителей структурных подразделений Метод «5 „Почему?"». Метод Киплинга (5\У1Н). Пирамида проблем (Дилтса). Стандартизация. Вытягивание. Картирование. Точно вовремя Подготовка и проведение совещания в дистанционном режиме. Видеоконференцсвязъ

Контроль и анализ деятельности

6. ГБПОУ «Троицкий педагогический колледж» Оптимизация проведения мониторинга качества образования и уровня социальной активности учебных групп в течение учебного года Формирование единых алгоритмов взаимодействия. Сокращение количества ответственных за предоставление информации лиц. Сокращение количества бумажных документов. Уменьшение потраченного на принятие решений времени. Повышение уровня цифровой грамотности преподавателей Метод «5 „Почему?"». Метод Киплинга (5\У1Н). Пирамида проблем (Дилтса). Система 5Б. Стандартизация. Вытягивание. Картирование Заполнение данных (Яндекс Формы, База данных АИС «Образование»), Электронный сводный отчет (электронные таблицы)

7. ГБПОУ «Челябинский государственный колледж «Рост» Оптимизация процесса сопровождения трудоустройства студентов и выпускников Создание системы сопровождения трудоустройства выпускников. Электронная база данных трудоустройства выпускников Метод «5 „Почему?"». Метод Киплинга (5\У1Н). Пирамида проблем (Дилтса). Стандартизация. Вытягивание. Картирование. Точно вовремя Сводная таблица для заполнения выпускниками информации о трудоустройстве (Яндекс Таблицы). Информирование выпускников (группа в со-цсети «ВКонтакте»)

Мотивация сотрудников

8. ГБПОУ «Златоу-стовский педагогический колледж» Оптимизация процесса сбора электронного портфолио для прохождения аттестации преподавателей на квалификационную категорию Создание электронного портфолио преподавателя. Разработка стандарта его заполнения Метод «5 „Почему?"». Метод Киплинга (5\У1Н). Пирамида проблем (Дилтса). Стандартизация. Визуализация. Вытягивание. Картирование. Точно вовремя. Защита от непреднамеренных ошибок Создание на Яндекс Диске папки «АИС Аттестация» с вложенными папками преподавателей. Сводный отчет деятельности педагога (Яндекс Таблицы)

Ш -С

<т> о ч п о

тз о

<т> о о

ш (Г

о о о» ■а ш

со О п ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тз (Г

о ж ч ■а

о п

X

тз

<т>

о <

■а

о о п

•Л

о

Наименование ПОО Наименование проекта Ценность для заказчика Бережливые технологии Цифровые технологии

9. ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж» Оптимизация процесса организации работы школы начинающего педагога Создание электронной платформы с методическими материалами для начинающего преподавателя Метод «5 „Почему?"». Метод Киплинга (5\¥1Н). Пирамида проблем (Дилтса). Стандартизация. Визуализация. Картирование. Точно вовремя Обучающие семинары (LMS Moodle). Электронные инструкции, экспертные листы, анкета успешности педагогической деятельности (IMS Moodle)

10. ГБПОУ «Бакаль-ский техникум профессиональных технологий и сервиса им. М. Г. Ганиева» Оптимизация процесса подготовки информации по стимулирующим выплатам педагогов Сокращение временных затрат обработки отчетов по заработной плате, работы комиссии по рассмотрению заработной платы. Своевременность начисления стимулирующих выплат работникам Метод «5 „Почему?"». Метод Киплинга (5\¥1Н). Пирамида проблем (Дилтса). Стандартизация. Визуализация. Картирование. Точно вовремя Электронная форма отчета педагогов (Яндекс Таблицы)

Процесс обучения и воспитания

11. ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко» Оптимизация процесса проведения ежемесячной аттестации студентов Создание электронной ежемесячной аттестационной ведомости. Уменьшение временных затрат и материальных ресурсов на заполнение ведомости. Своевременное информирование кураторов и родителей об успеваемости студентов Метод «5 „Почему?"». Метод Киплинга (5\¥1Н). Пирамида проблем (Дилтса). Стандартизация. Визуализация. Вытягивание. Картирование. Точно вовремя Электронная форма ведомости ежемесячной аттестации (электронная таблица в сетевой папке локальной сети)

12. ГБПОУ «Копей-ский политехнический колледж имени С. В. Хохрякова» Оптимизация процесса сдачи отчетов по практике в отдел практики Создание электронной формы отчета по практике студентов. Разработка регламента передачи отчетов в отдел практики. Сокращение времени на заполнение и передачу отчета Метод «5 „Почему?"». Метод Киплинга (5\¥1Н). Пирамида проблем (Дилтса). Стандартизация. Визуализация. Вытягивание. Картирование. Точно вовремя Сбор отчетов по практике на Яндекс Диске

13. ГБПОУ «Верхнеуральский агро-технологический техникум — казачий кадетский корпус» Оптимизация процесса проведения инструктажа по технике безопасности при выполнении практических работ по дисциплине «Химия» Разработка стандарта по проведению инструктажа по технике безопасности при выполнении практической работы. Прохождение инструктажа и контрольных тестов в электронном варианте. Сокращение временных затрат на проведение инструктажа Метод «5 „Почему?"». Метод Киплинга (5\¥1Н). Метод встроенного качества. Пирамида проблем (Дилтса). Стандартизация. Вытягивание. Картирование Электронный инструктаж (Яндекс Диск). Допуск к практическим работам (чек-лист, Яндекс Таблицы)

<

m н

О с

ш <

Ш 3

о.

г ш с о с

7Г (D

Окончание таблицы 2

Наименование ПОО Наименование проекта Ценность для заказчика Бережливые технологии Цифровые технологии

14. ГАПОУ 40 «Политехнический колледж» Оптимизация сбора информации о посещаемости обучающихся Создана программа для электронной проходной, обеспечивающая автоматическую отметку в списках групп всех присутствующих на занятиях студентов. Своевременное получение достоверной информации. Сокращение сроков принятия управленческих решений Метод «5 „Почему?"». Метод Киплинга (5\У1Н). Пирамида проблем (Дилтса). Стандартизация. Визуализация. Картирование. Точно вовремя Система учета посещаемости обучающихся (1С Колледж на базе АПК* Регсо)

Выводы

Бережливые и цифровые технологии стали векторами эффективного развития, каждый из которых нацелен на повышение производительности труда, обеспечение качества и доступности услуг в различных сферах.

Подводя итог нашего исследования, можно сделать вывод, что интеграция бережливых и цифровых технологий в образовательный процесс ПОО, во-первых, представляет собой перспективный путь к повышению качества обучения и подготовке студентов к требованиям современного рынка труда; во-вторых, является одним из условий постоянного развития и адаптации ПОО к новым тенденциям в образовании; в-третьих, становится ключевым компонентом успешного функционирования ПОО.

Однако процесс интеграции бережливых и цифровых технологий, предоставляющий

уникальные возможности для улучшения образовательного процесса, имеет и свои проблемы, основными из которых являются следующие:

- ограниченные ресурсные возможности ПОО (финансовые, материальные, человеческие);

- сопротивление сотрудников неизбежным переменам, трансформации рабочих процессов, нежелание работать в условиях постоянных перемен;

- недостаточный уровень компетенций сотрудников как в области применения бережливых технологий, так и в области цифровых технологий;

- внедрение цифровых технологий несет серьезные риски в области информационной безопасности (потеря информации, несанкционированный доступ), что в свою очередь требует дополнительных мероприятий, позволяющих минимизировать возможные эффекты.

Список источников

1. Баранов Д. Н. Ключевые технологии в области цифровизации социально-трудовых отношений // Московский экономический журнал. 2021. № 12. С. 367-383.

2. Башарина О. В. Перспективы и проблемы применения сквозных цифровых технологий для совершенствования образовательного процесса профессиональных образовательных организаций // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 4 (40). С. 12-22.

3. Федосеева З. А. Внедрение бережливых технологий в условиях образовательной системы региона // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 3 (39). С. 114-121.

4. Лазарев С. В. Цифровые инструменты при внедрении бережливого производства // Роль технического регулирования и стандартизации в эпоху цифровой экономики : материалы IV международной научно-практической конференции молодых ученых, Екатеринбург, 20 октября 2022 г. Екатеринбург : Ажур, 2022. С. 31-37.

5. Сычев В. А., Овчинников П. В. Развитие методов бережливого производства в условиях перехода к цифровой экономике // Друкеровский вестник. 2021. № 5 (43). С. 128-133.

6. Слепцова Е. В., Унру А. А. Проблемы применения цифровых технологий при внедрении концепции «бережливого производства» в российских компаниях // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. № 11-3 (105). С. 78-81.

7. Левенцов В. А., Левенцов А. Н. Бережливое производство и проблемы его цифровизации // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 1. С. 20-25.

8. Верменникова Л. В., Лупишко А. Н., Веселова Д. В. Lean-технологии как эффективный способ трансформации процессов и внедрения цифровых технологий в образовательной организации // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2020. Т. 30, № 3. С. 325-332.

9. Павлов С. С., Полянчикова М. Ю. Применение инструментов бережливого производства в образовательном процессе как основа формирования современного специалиста // Техническое регулирование в едином экономическом пространстве : сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 20 мая 2020 г., Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург : РГППУ, 2020. С. 172-178.

10. ГОСТ Р 54869-2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению проектами. URL: https://www.isopm.ru/download/gost-54869.pdf.

References

1. Baranov DN. Key technologies in the field of digitalization of social and labor relations. Mos-kovskiy ekonomicheskiy zhurnal = Moscow Economic Journal. 2021;(12):367-383. (In Russ.).

2. Basharina OV. Prospects and problems of using end-to-end digital technologies to improve the educational process of professional educational organizations. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2023;(4(40):12-22. (In Russ.).

3. Fedoseeva ZA. Introduction of lean technologies in the educational system of the region. Inno-vacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2023;(3(39):114-121. (In Russ.).

4. Lazarev SV. Digital tools in the implementation of lean production. In: Rol' tekhnicheskogo regulirovaniya i standartizatsii v epokhu tsifrovoy ekonomiki = The role of technical regulation and standardization in the era of the digital economy. Ekaterinburg: Azhur; 2022. Pp. 31-37. (In Russ.).

5. Sychev VA, Ovchinnikov PV. Development of lean production methods in the context of the transition to a digital economy. Drukerovskiy vestnik = Drucker Bulletin. 2021;(5(43):128-133. (In Russ.).

6. Sleptsova EV, Unru AA. Problems of using digital technologies when introducing the concept of "lean production" in Russian companies. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika = Economics and business: theory and practice. 2023;(11-3(105):78-81. (In Russ.).

7. Leventsov VA, Leventsov AN. Lean production and problems of its digitalization. Sovremen-nye naukoemkie tekhnologii = Modern high-tech technologies. 2023;(1):20-25. (In Russ.).

8. Vermennikova LV, Lupishko AN, Veselova DV. Lean technologies as an effective way to transform processes and introduce digital technologies in an educational organization. Vestnik Udmurtsk-ogo universiteta. Seriya Ekonomika i pravo = Bulletin of the Udmurt University. Series Economics and Law. 2020;30(3):325-332. (In Russ.).

9. Pavlov SS, Polyanchikova MYu. Application of lean production tools in the educational process as the basis for the formation of a modern specialist. In: Tekhnicheskoe regulirovanie v edi-nom ekonomicheskom prostranstve = Technical regulation in a single economic space. Ekaterinburg: RGPPU; 2020. Pp. 172-178. (In Russ.).

10. GOST R 54869-2011 Project management. Project management requirements. URL: https:// www.isopm.ru/download/gost-54869.pdf. (In Russ.).

Информация об авторах

О. В. Башарина — заведующая лабораторией информатизации профессионального образования и социологических исследований, кандидат педагогических наук, доцент.

И. А. Григорьева — начальник учебно-методического центра по внедрению бережливых технологий в системе образования Челябинской области.

Information about the authors

0. V. Basharina — Head of the Laboratory of Informatization of Vocational Education and Sociological Research, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.

1. A. Grigorieva — Head of the Educational and Methodological Center for the Implementation of Lean Technologies in the Education system of the Chelyabinsk region.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 21.02.2024 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 05.03.2024 Принята к публикации / Accepted for publication: 07.03.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.