Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 3 (39). С. 114-121. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2023;(3(39):114-121. ISSN 2304-2818
Научная статья УДК 658.51:37
ВНЕДРЕНИЕ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА
Зинаида Александровна Федосеева, [email protected]
Челябинский институт развития профессионального образования, Челябинск, Россия
Аннотация. В настоящее время в ведущих отраслях экономики на территории Челябинской области реализуется проект «Эффективный регион», направленный на повышение производительности труда с помощью внедрения методов и инструментов бережливого производства. Полноправным участником этого проекта стала система образования Челябинской области. В статье аргументируется применение бережливых технологий в системе образования с различных позиций, описана функциональная структура управления процессом внедрения бережливых технологий на уровне региональной системы образования и методы работы по реализации мероприятий дорожной карты, обеспечивающие массовое вовлечение образовательных организаций дошкольного, школьного и среднего профессионального образования. Анализ, проведенный по результатам внедрения бережливых технологий за два с половиной года, свидетельствует об эффективности изучаемого процесса на уровне как образовательных организаций, так и региона в целом.
Ключевые слова: внедрение бережливых технологий, целевые показатели внедрения бережливых технологий, функциональная структура управления по внедрению бережливых технологий, проектный офис по внедрению бережливых технологий
Для цитирования: Федосеева З. А. Внедрение бережливых технологий в условиях образовательной системы региона // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 3 (39). С. 114-121.
Original article
IMPLEMENTATION OF LEAN TECHNOLOGIES IN THE CONDITIONS OF THE EDUCATIONAL SYSTEM OF THE REGION
Zinaida A. Fedoseeva, [email protected]
Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Chelyabinsk, Russia
Abstract. Currently, in the leading sectors of the economy in the Chelyabinsk region, the Efficient Region project is being implemented, aimed at increasing labor productivity through the introduction of methods and tools of lean production. The education system of the Chelyabinsk region has become a full participant in this project.
The article argues for the use of lean technologies in the education system from various perspectives, describes the functional structure for managing the process of implementing lean technologies at the level of the regional education system and methods of work to implement the roadmap activities that ensure the mass involvement of educational organizations of preschool, school and secondary vocational education. The analysis carried out on the results of the implementation of lean technologies for two and a half years indicates the effectiveness of the process under study at the level of both educational organizations and the region as a whole.
Keywords: implementation of lean technologies, targets for the implementation of lean technologies, functional management structure for the implementation of lean technologies, project office for the implementation of lean technologies
© Федосеева З. А., 2023
For citation: Fedoseeva ZA. Implementation of lean technologies in the conditions of the educational system of the region. Innovative development of vocational education. 2023;(3(39):114-121. (In Russ.).
Введение
Одним из перспективных направлений повышения производительности труда в настоящее время является повышение эффективности деятельности за счет внедрения принципов бережливого производства. Относящиеся к данной концепции инструменты и методы, изначально используемые исключительно на промышленных предприятиях, сегодня успешно применяются в различных сферах и отраслях деятельности.
«Внедрение принципов бережного, эффективного производства должно набирать обороты, причем не только в базовых отраслях экономики, но и в других секторах, в социальной сфере», — отметил Президент РФ В. В. Путин, выступая на пленарной сессии ХХУ1 Петербургского международного экономического форума1.
На территории Челябинской области проект «Эффективный регион», реализуемый по инициативе Правительства Челябинской области и госкорпорации «Росатом», был запущен в 2019 г. Данный проект направлен на увеличение производительности труда с помощью введения бережливых технологий. Полноправным участником этого проекта с 2021 г. стала система образования.
Переход на принципы эффективного управления позволяет не только существенно оптимизировать работу образовательных организаций, но и способствует реализации федеральных государственных образовательных стандартов, формированию у обучающихся компетенций, необходимых для их последующей успешной профессиональной деятельности. В бережливой среде происходит эффективное формирование бережливого мышления обучающихся и воспитанников. Использование этой концепции в образовании предполагает непрерывное совершенствование методов работы и личной эффективности сотрудников и обучающихся. Как правило, благодаря небольшим постоянным преобразованиям достигается положительная динамика эффективности процессов без значительных затрат.
1 Владимир Путин отметил важность работы нац-проекта «Производительность труда» для развития экономики страны // Федеральный центр компетенций. URL: https://xn--b1aedfedwqbdfbnzkf0oe.xn--p1ai/presscenter/ news/vladimir-putin-otmetil-vazhnost-raboty-nacproekta-proizvoditelnost-truda-dlya-razvitiya-ekonomiki-strany/.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось с помощью эмпирических методов: на начальном этапе изучался опыт отдельных организаций и регионов, осуществляющих внедрение бережливых технологий. Это способствовало формированию организационной структуры управления процессом внедрения бережливых технологий и содержания деятельности на уровне региональной системы образования. Анализ теоретических изысканий проблемы исследования, результаты которых были представлены в декабре 2021 г. на ежегодной XXVIII научно-практической конференции «Инновации в системе среднего профессионального образования: бережливое образование», позволил научно обоснованно выстраивать процесс внедрения бережливых технологий на уровне региональной системы [1].
Исследование строилось на данных проводимого в течение двух с половиной лет мониторинга и анализа результатов деятельности проектных офисов муниципальных органов управления образованием, образовательных организаций среднего профессионального образования Челябинской области.
Результаты исследования и их обсуждение
Понятия «Бережное использование», «бережливое отношение», «рациональное применение» синонимичны «бережливым технологиям». Природные ресурсы, как и человеческие возможности, не бесконечны. Бережливые технологии направлены на оптимизацию любого процесса благодаря выявлению и устранению различного рода потерь.
Концептуально-методологическая идея применения бережливых технологий в образовании связана с признанием способности системы образования к саморазвитию за счет не только притока энергии, информации, финансов извне, но и использования ее внутренних возможностей [2, с. 4].
Идеи реализации бережливых технологий в образовании в настоящее время взяты на вооружение многими регионами.
Для их применения в практике управления образованием и педагогической деятельности можно выделить несколько аргументов.
Управление образованием, будучи составной частью социального процесса, направлено на решение нескольких задач:
- устранение социальных проблем;
- удовлетворение потребностей людей;
- создание благоприятных условий жизнедеятельности.
В данном контексте человек является целью, ради которой предпринимаются все управленческие усилия. Следовательно, на разных уровнях управления, а особенно на уровне образовательной организации — будь то контроль успеваемости обучающихся или оценка качества уборки помещений учебного заведения — человек и социально значимые ценности выступают в качестве цели любого вида управленческой активности [3, с. 27].
Сфера бережливого управления вызвала всплеск применения так называемых технологий бережливого управления. Данное явление объясняется возрастанием конкуренции на рынке образовательных услуг. Образовательные учреждения вынуждены искать пути минимизации затрат в целях создания конкурентоспособных услуг посредством снижения стоимости.
Результаты исследований о возможности применения принципов бережливого производства в практике современных образовательных организаций, представленные И. А. Волковой, доктором экономических наук, доцентом Нижневартовского государственного университета, показывают положительную оценку (96,6 %) большинством респондентов и определяют направления применения бережливости:
«- для улучшения образовательных процессов, оптимизации работы;
- для повышения эффективности деятельности образовательной организации;
- для повышения качества образования
- с целью сокращения временных и финансовых потерь» [4, с. 222].
Данные выводы подтверждены в работе В. С. Кузиной, Е. П. Трошиной. Под бережливыми технологиями авторы понимают технологии, которые приводят к получению максимальной ценности продукции (услуги) с минимальными ресурсными, финансовыми и временными затратами [5, с. 127].
Применение бережливых инструментов в образовательных организациях наглядно демонстрирует практическую пользу таких процессов, как организация рабочего места педагога, обучающегося, формирование вну-триучрежденческой пространственной навигации, однако, на наш взгляд, успешность достижения поставленных целей будет зависеть от степени погружения участников проектной деятельности в содержание и смысл концепции бережливых технологий. Минимизация всех видов потерь в конкретной деятельности образо-
вательной организации, правильное распределение ресурсов существенно влияет на качество процессов развития организации. А сами эти процессы напрямую зависят от того, осознают ли руководители, педагоги и другие участники образовательных отношений — каким образом их борьба с потерями влияет на достижение главных целей образовательной организации.
А. С. Царенко и О. Ю. Гусельникова выделяют еще один аспект — «формирование бережливого мышления» как определяющий фактор внедрения бережливых технологий [6].
А уже в обновленных ФГОС СПО в 20212023 гг. в качестве одной из общих компетенций закрепляется следующее требование к выпускнику: «должен уметь применять знания принципов бережливого производства». Это требование соответственно относится к инновационному направлению образовательной деятельности обучающихся и требует серьезного пересмотра как содержательной структуры основных профессиональных образовательных программ, так и рабочих программ дисциплин и программы воспитания.
Основа введения будущих специалистов в концепцию «Бережливое производство» связана с ознакомлением с рабочим местом, оборудованием и инструментами на учебной практике. На занятиях учебной практики обучающиеся обязаны соблюдать чистоту и порядок на рабочих местах. Именно в этом случае стоит применить систему организации и рационализации рабочего места. Похожий принцип лежит в основе демонстрационных экзаменов, основанных на стандартах движения ^ЬгМЗкй^, которые за последние три года получили широкое распространение. В комплектах оценочной документации особенно ярко выражено отношение к организации рабочего места и компоновке оборудования и материалов. Требования, предъявляемые к экзаменуемым, четко определяют критерии по подбору определенного инструмента для правильного ремонта того или иного механизма, узла или агрегата. К сожалению, все эти требования не ограничиваются рамками демонстрационного экзамена, а в конечном случае влияют в дальнейшем на производительность труда выпускников.
При этом, на наш взгляд, процесс формирования компетенции неразрывно связан с процессом формирования «бережливого сознания» через постоянную вовлеченность и заинтересованность обучающего как в личном развитии, так и в усовершенствовании всех процессов организации для повышения общей клиентоори-ентированности.
Проанализировав различные точки зрения, можно сделать вывод, что применение бережливых технологий в образовательных организациях не только способствует повышению качества образования, уменьшению затрат и обеспечению удовлетворенности потребителей образовательных услуг, но и направлено на формирование «бережливого сознания».
Как видим, реализация бережливых технологий в системе образования может иметь многоаспектную направленность. Поэтому основная цель проекта внедрения бережливых технологий в системе образования Челябинской области — формирование образовательной среды для воспитания бережливой личности с раннего возраста, решения актуальных задач подготовки кадров, владеющих методами и инструментами бережливого производства, обладающих качественно новым мышлением, особым «бережливым» сознанием и владеющих соответствующими компетенциями.
Проект внедрения бережливых технологий в системе образования Челябинской области реализуется на основе подписанной губернатором Челябинской области Дорожной карты по внедрению бережливых технологий в системе образования Челябинской области на период 2021-2025 гг.
Дорожной картой сформулированы задачи, которые направлены:
- на организационное обеспечение и формирование системы управления внедрением бережливых технологий в системе образования;
- методологическое и методическое обеспечение внедрения бережливых технологий в системе образования Челябинской области;
- внедрение бережливых технологий, бережливой среды и бережливого мышления в сфере образования Челябинской области;
- продвижение и популяризацию проекта «Бережливое образование».
Перечень сформулированных задач коснулся всех уровней образовательных организаций, входящих в региональную систему образования. Система образования Челябинской области имеет развитую структуру, включает более 2,5 тысяч образовательных организаций, в том числе дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования, среднего профессионального образования (далее — образовательные организации), 43 муниципальных органа управления образованием. Оператором и уполномоченным органом по внедрению бережливых технологий в системе образования Челябинской обла-
сти является ГБУ ДНО «Челябинский институт развития профессионального образования».
За столь непродолжительный период (20212023 гг.) в процесс внедрения бережливых технологий вовлечены около 50 % образовательных организаций Челябинской области.
Изучая опыт передовых субъектов Российской Федерации, реализующих проекты «Бережливое образование», учитывая особенности и возможности системы образования Челябинской области, нам удалось выстроить систему управления этим процессом как по вертикали, так и организовать горизонтальные взаимодействия между разными уровнями образовательных организаций.
На рисунке 1 представлена функциональная структура управления проектом «Внедрение бережливых технологий в системе образования Челябинской области».
Общее руководство реализацией проекта «Бережливое образование» осуществляет Координационный совет, в состав которого вошли представители Министерства образования и науки Челябинской области (далее — Министерство образования), Управления государственной службы Правительства Челябинской области, руководители муниципальных органов управления образования Челябинской области.
Функцию по организационно-методическому сопровождению и формированию системы по внедрению бережливых технологий в образовательных организациях поручено выполнять подведомственному Министерству образования учреждению ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» (далее — ЧИРПО), наделенному полномочиями координатора.
В структуре института создано структурное подразделение — учебно-методический центр по внедрению бережливых технологий в системе образования Челябинской области (далее — УМЦ), подготовлена учебно-методическая база для организации обучения педагогов образовательных организаций Челябинской области бережливым технологиям «Фабрика процессов», а также осуществляется сопровождение реализации проектов по оптимизации образовательной среды в образовательных организациях.
Дорожной картой по внедрению бережливых технологий в системе образования сформулированы ряд целевых показателей эффективности и результативности внедрения бережливых технологий в системе образования, с ежегодным наращиванием. Перечень целевых показателей представлен в таблице 1.
Рис. 1. Функциональная структура управления проектом «Внедрение бережливых технологий в системе образования Челябинской области»
Таблица 1
Перечень целевых показателей в соответствии с Дорожной картой по внедрению бережливых технологий в системе образования Челябинской области на 2021-2025 годы
Наименование целевых показателей Плановый показатель (ед.)
2021 г. 2025 г.
Количество образовательных организаций, участвующих в реализации проекта по внедрению бережливых технологий в системе образования Челябинской области 3 1300
Количество проектов по оптимизации процессов, реализованных в муниципальных органах управления образования и образовательных организациях 14 1430
Охват педагогических и руководящих работников образовательных организаций Челябинской области повышением квалификации по освоению бе- 100 5280
режливых технологии
Количество функционирующих проектных офисов по внедрению бережливых технологий в сфере образования 0 44
Доля образовательных организаций, получивших научно-методическую поддержку по внедрению бережливых технологий в системе образования Челябинской области 0 Не менее 65 %
На уровне муниципальных органов управления образования инициировано создание проектных офисов.
Система образования Челябинской области административно представлена 43 органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования. Согласно Дорожной карте было запланировано открытие
по 11 проектных офисов в год, и к 2025 г. количество функционирующих проектных офисов должно было достичь 43 (по одному проектному офису в каждом муниципальном органе управления образования). Однако количество проектов, запланированных Дорожной картой и инициированных проектными командами, реализовать было проблематично. В результате
было принято решение о создании проектных офисов во всех муниципальных органах управления образования Челябинской области одновременно.
В 2022 г. каждому руководителю проектного офиса была поставлена задача реализации управленческого проекта, и только после его успешного завершения они были наделены полномочиями по инициированию, открытию и сопровождению внедрения проектов в подведомственных образовательных организациях.
Эта мера позволит обеспечить массовое вовлечение педагогов и обучающихся в проект «Бережливое образование».
Созданная таким образом организационная структура управления показала свою эффективность. За два с половиной года реализации проекта по внедрению бережливых технологий достигнут ряд позитивных изменений и получены определенные результаты.
Количество оптимизационных проектов, реализованных в системе образования Челябинской области на начало 2023 г., составило 120.
Все проекты, запущенные в 2021-2023 гг., были открыты и завершены на заседаниях Ко -ординационного совета по внедрению бережливых технологий в системе образования Челябинской области, ведение проектов курировали специалисты учебно-методического центра ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», специалисты Управления государственной службы Правительства Челябинской области при консультационной поддержке представителей государственной корпорации «Росатом».
Реализовано «коробочное решение» по проекту ГБПОУ «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева» (тема: «Оптимизация процесса разработки и согласования основной профессиональной образовательной программы с работодателем»).
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в число обязательных требований ФГОС СПО заложена процедура согласования образовательной программы с «якорным» работодателем, что вызывало определенные сложности и большие временные затраты. Ни профессиональные образовательные организации, ни работодатель не были готовы к этой процедуре. Проект техникума через «коробочное решение» был реализован в девяти профессиональных образовательных организациях СПО, вошедших в федеральный проект «Профессионалитет» как сетевые площадки кластера «Металлургия».
В настоящее время «коробочные решения» разработаны на уровне проектов общеобразовательных школ и дошкольных образовательных организаций.
На базе института с января 2022 г. в штатном режиме организовано повышение квалификации руководящих и педагогических работников образовательных организаций по освоению бережливых технологий (повышением квалификации охвачено более 1600 педагогических и руководящих работников).
Необходимость в повышении квалификации педагогов вызвана не только стремлением вовлекать их в реализацию бережливых проектов, но и тем, что с 1 января 2023 г. во всех ФГОС СПО появилось требование к результатам образования, связанное с овладением компетенцией применения принципов бережливого производства, поэтому формирование бережливой личности обучающихся — это основная цель проекта.
В каждом муниципальном управлении образования созданы опорные площадки «Бережливая школа», «Бережливый детский сад». Их основная задача заключается в организации обмена лучшими практиками среди педагогических и руководящих работников подведомственных образовательных организаций и тиражировании особо успешных проектов.
Продвижение и популяризация проекта «Бережливое образование» обеспечивается через информационное сопровождение сайтов и сетевых сообществ.
На странице сайта УМЦ ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» размещены учебно-методические и информационно-аналитические материалы, оперативная информация о повышении квалификации, представлены реализованные проекты.
Страницы сайта муниципальных органов управлений образования содержат информацию о реализации проекта «Бережливое образование» в подведомственных образовательных организациях.
Сетевое сообщество в соцсети «ВКонтак-те» обеспечивает коммуникацию участников проекта.
Продвижению проекта «Бережливое образование» способствует инициированный ежегодный областной конкурс лучших практик внедрения бережливых технологий в образовательных организациях.
Впервые областной конкурс был проведен в 2022 г., и участие в нем приняли только
38 образовательных организаций. Во втором конкурсе в 2023 г. участвовала уже 61 образовательная организация, и проводился он по трем номинациям:
- лучший оптимизационный проект образовательной организации: «„Бережливый детский сад" — „Бережливая школа", „Бережливая ПОО"»;
- лучший видеоролик «Бережливая среда в образовательной организации» по всем уровням образования;
- лучший проектный офис городских и муниципальных органов местного самоуправления Челябинской области.
Награждение победителей осуществлялось публично, опыт внедрения бережливых технологий победителей и призеров транслируется педагогической общественности.
Эффективность внедрения любой инновации зависит от наличия научно-методической поддержки. Научно-методическая поддержка процесса внедрения бережливых технологий в системе образования Челябинской области обеспечивается на всех уровнях управления.
Научно-методическая поддержка специалистам учебно-методического центра оказывается представителями государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» через постоянные консультации, организуемые семинары и площадочное обучение на базе предприятий Челябинской области и специалистами проектного офиса по внедрению бережливых технологий, функционирующего в аппарате Правительства Челябинской области.
Специалисты УМЦ в свою очередь обеспечивают научно-методическую поддержку представителям проектных офисов муниципальных органов управления образования, руководителям профессиональных образовательных организаций и проектных команд через проведение
методических мероприятий, сопровождение работы проектных команд, проведение «kick off», оказание групповых и индивидуальных консультаций, осуществление информационного сопровождения.
Представители проектных офисов и руководители проектных команд вовлекают в этот процесс педагогических работников и обучающихся в образовательных организациях.
Заключение
Успех внедрения бережливых технологий на долгую перспективу во многом зависит от грамотного процесса управления и реализованной пошаговой методики разработки и внедрения проектов по улучшению. Последние в свою очередь реализуются в образовательных организациях с целью усовершенствования основных, вспомогательных и обеспечивающих процессов. Усовершенствования направлены на сокращение потерь и повышение эффективности деятельности как образовательных организаций, так и всей системы образования в целом.
Полученные промежуточные результаты работы по внедрению бережливых технологий в системе образования Челябинской области свидетельствуют, что проект «Бережливое образование» в регионе реализуется успешно. Подтверждающим фактом успешности является результат партнерской проверки качества федерального образца Министерства образования и науки Челябинской области по внедрению бережливых технологий, а также вклад системы образования в результат участия Управления государственной службы Правительства Челябинской области во всероссийском конкурсе «Проектный Олимп». По итогам конкурса проект «Комплексная система бережливого управления в Челябинской области» признан победителем в номинации «Проекты в области бережливого управления».
Список источников
1. Дискуссионный клуб: Технологии бережливого производства в системе образования // Инновационное развитие профессионального образования. 2021. № 3 (31). С. 170-183.
2. Невгод Е. А. Бережливое производство и стратегическое планирование // Научные исследования: от теории к практике. 2015. № 5 (6). С. 355-356.
3. Щелина Т. Т. Бережливые технологии и проблемы управления современной образовательной организацией // Бережливая школа: сборник материалов научно-практической конференции «Бережливые технологии в образовании: теория и практика»: в 2 т. Т. I: Теоретические аспекты применения бережливых технологий в сфере образования / авт.-сост. А. Г. Чернов; ред. серии О. Бараева. Н. Новгород : Логос, 2021. 80 с.
4. Волкова И. А. Повышение качества образования на основе применения бережливых технологий // Новые технологии оценки качества образования: сборник статей по материалам XI Форума экспертов в сфере профессионального образования. М., 2016. С. 219-225.
5. Кузина В. С., Трошина Е. П. Бережливые // Формирование профессиональной направленности личности специалистов — путь к инновационному развитию России: сбор-
ник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (г. Пенза, 21-22 ноября 2019 г.). Пенза, 2019. С. 123-126.
6. Царенко А. С., Гусельникова О. Ю. «Бережливое мышление» в государственном управлении : монография. Москва : Юрайт, 2023. 206 с. (Актуальные монографии). ISBN 978-5-53413961-7. URL: https://urait.ru/bcode/519862.
References
1. Discussion club: Lean production technologies in the education system. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2021;(3(31):170-183. (In Russ.).
2. Nevgod EA. Lean production and strategic planning. Nauchnye issledovanija: ot teorii k prak-tike = Scientific research: from theory to practice. 2015;(5(6):355-356. (In Russ.).
3. Shchelina TT. Lean technologies and management problems of a modern educational organization. In: Berezhlivye tehnologii v obrazovanii: teorija i praktika: v 2 t. T. I: Teoreticheskie aspekty primenenija berezhlivyh tehnologij v sfere obrazovanija = Lean technologies in education: theory and practice: in 2 vols. Vol. I: Theoretical aspects of the application of lean technologies in the field of education. N. Novgorod: Logos; 2021. 80 p. (In Russ.).
4. Volkova IA. Improving the quality of education based on the use of lean technologies. In: Novye tehnologii ocenki kachestva obrazovanija = New technologies for assessing the quality of education. Moscow; 2016. Pp. 219-225. (In Russ.).
5. Kuzina VS, Troshina EP. Thrifty. In: Formirovanie professional'noj napravlennosti lichnosti specialistov — put' k innovacionnomu razvitiju Rossii = Formation of the professional orientation of the personality of specialists — the path to the innovative development of Russia. Penza; 2019. Pp. 123-126. (In Russ.).
6. Tsarenko AS, Gusel'nikova OYu. "Berezhlivoe myshlenie" v gosudarstvennom upravlenii = "Lean Thinking" in Public Administration. Moscow: Yurayt; 2023. 206 p. (Current monographs). ISBN 978-5-534-13961-7. URL: https://urait.ru/bcode/519862. (In Russ.).
Информация об авторе
З. А. Федосеева — проректор по учебно-методической работе, кандидат педагогических наук, доцент.
Information about the author
Z. A. Fedoseeva — Vice-Rector for Educational and Methodological Work, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / the article was submitted: 14.06.2023 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 25.06.2023 Принята к публикации / Accepted for publication: 01.09.2023