УДК^С 378 : 377 : 373
й0110.54509/22203036_2023_1_13
EDN AXIFGU
Шатько Дмитрий Борисович
кандидат технических наук, доцент, начальник отдела системы менеджмента качества, Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева, г. Кемерово
Шатько Дарья Игоревна
заместитель директора по аналитической и проектной деятельности, Центр обеспечения организационно-технической, социально-экономической и воспитательной работы, г. Кемерово
Shatko Dmitry B.
Candidate of Technical Sciences, Docent,
Head of the Quality Management System Department,
Gorbachev Kuzbass State Technical University,
Kemerovo
Shatko Daria I.
Deputy Director for Analytical and Design Activities, State Public Educational Institution "Center for Organizational-Technical, Socio-Economic and Educational Work", Kemerovo
«БЕРЕЖЛИВЫЙ КУЗБАСС» В ОБРАЗОВАНИИ: ПРЕДПОСЫЛКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, РИСКИ
"LEAN KUZBASS" IN EDUCATION: BACKGROUND, PROSPECTS, RISKS
Введение. Статья посвящена вопросам формирования подхода на основе идеологии бережливого производства в системе образования Кузбасса. Цель статьи - обобщить передовой опыт внедрения 1еап-технологий, проанализировать перспективы развития, а также потенциальные риски при реализации данной концепции в образовательных организациях.
Методология. В статье использован метод теоретического анализа нормативной документации, регламентирующий основные требования и положения в области бережливого производства, а также теоретической и научно-методической литературы. Исследован отечественный и зарубежный опыт внедренных бережливых проектов в образовании.
Результаты. В рамках исследования обобщены практические результаты, полученные в ходе реализованных 1еап-проектов в сфере образования. Выделены ключевые факторы риска, влияющие на эффективность интеграции инструментов бережливого производства в деятельность образовательных организаций. Обоснована возможность и целесообразность применения бережливых технологий в образовательных учреждениях всех уровней с целью реализации непрерывного потока формирования бережливой личности.
Заключение. Проведенный анализ показал, что в сфере образования Кузбасса сформированы предпосылки для успешного внедрения концепции бережливого производства. Положительный опыт уже реализованных точечных проектов убедительно доказы-
вает важность и необходимость применения новых подходов, методов и инструментов при построении эффективной системы управления образовательной организацией и ее функционировании.
Introduction. The article is devoted to the formation of an approach based on the ideology of lean production in the education system of Kuzbass. The purpose of the article is to summarize the best practices for implementing lean technologies, analyze development prospects, as well as potential risks in the implementation of this concept in educational organizations.
Methodology. The article uses the method of theoretical analysis of normative documentation, which regulates the basic requirements and guidelines in the field of lean production, as well as theoretical and scientific-methodical literature. The experience of national and foreign implemented lean projects in education has been researched as well.
Results. The study summarized practical results obtained in the course of implemented lean projects in the field of education. The key risk factors influencing the efficiency of integration of lean production tools into the activities of educational organizations were highlighted. The possibility and expediency of the use of lean technologies in educational institutions -of all levels in order to implement a continuous stream of the formation of a thrifty personality has been substantiated.
Conclusion. The analysis showed that prerequisites for a successful implementation of a lean manufacturing con-
cept have been formed in the education sector of Kuzbass. A positive experience of already implemented projects convincingly proves the importance and necessity of applying new approaches, methods and tools in building an effective management system of an educational organization and its' functioning.
Ключевые слова: бережливый регион, бережливое производство, образовательные услуги, потери в сфере образования, риски.
Keywords: lean region, lean manufacturing, educational services, losses in education, risks.
Введение
С 2018 года в регионе совместно с ГК «Росатом» реализуется проект «Бережливый Кузбасс». В настоящее время Кемеровская область входит в тройку регионов-лидеров среди 30 субъектов РФ, участвующих в программе «Бережливый регион». Целевая программа по реализации принципов бережливого производства позволила популяризировать данную концепцию не только среди промышленных предприятий региона, но и вовлечь в нее широкий спектр различных отраслей экономики.
Координацию деятельности по внедрению принципов бережливого производства и их дальнейшему распространению осуществляет Комитет по развитию региональных систем администрации Кемеровской области. Для обучения основам бережливых технологий в регионе открыт «Центр компетенций Кузбасса». Сотрудники центра проводят семинары, тренинги, кейсы, деловые игры, сопровождают проекты по внедрению бережливых технологий. Создана производственная площадка «Фабрика процессов», где принципы и инструменты внедрения бережливых технологий можно отработать на практике. Для образовательных организаций на базе Кузбасского регионального института развития профессионального образования создана фабрика процессов «Кузница кадров», которая на примере процесса образовательной организации по трудоустройству позволяет изучить основы бережливого управления. Ведущие кузбасские вузы реализуют подготовку специалистов в сфере менеджмента качества и бережливых технологий.
По своей сути идеология бережливого производства универсальна и может быть использована как в производственных, так и в непроизводственных отраслях. Сфера образования в данном случае не исключение. В современных условиях дошкольным учреждениям, средним образовательным школам, учреждениям СПО, вузам при формировании своей
стратегии развития очень важно обеспечить конкурентоспособную политику на рынке образовательных услуг. Успешному решению данной проблемы может способствовать применение концепции бережливого производства, в основе которой лежат принципы ориентации на потребителей, исключения потерь и рационального управления ресурсами. Подходы бережливого производства позволяют без существенных инвестиций добиться весомого повышения производительности труда, улучшения качества образовательных услуг, сокращения времени цикла основных, вспомогательных и управленческих процессов.
Согласно концепции бережливого производства, все, что не добавляет ценности для потребителя, является потерями и подлежит устранению. В рамках данной концепции, применительно к системе образования, можно выделить следующие потери:
1. Запасы: неактуальная информация, неиспользуемые ввиду устаревания базы данных и архивы.
2. Дефекты: некорректно оформленные документы, неверно поставленные задачи.
3. Перепроизводство: избыточное согласование, неоправданно большое количество копий документов, деятельность, не создающая ценности для потребителя.
4. Излишняя сложность процессов: инструкции, допускающие неоднозначную трактовку, дублирование осуществляемой деятельности, лишние этапы процессов.
5. Ожидание: продолжительные сроки согласования и принятия решений, ожидание требуемой для выполнения работы информации и другие административные барьеры.
6. Лишнее передвижение: непрофильная работа, доставка документов на бумажных носителях.
7. Лишнее перемещение: излишний документооборот, архивирование документов, неэффективность внутренних систем коммуникации.
При классическом подходе к выделению потерь, как правило, рассматривают именно семь представленных категорий. Однако современные исследователи обозначают и восьмой вид потерь - человеческий потенциал: неспособность в полной мере использовать время и таланты сотрудников.
В качестве факторов, вызывающих вышеописанные потери, можно отметить: нерациональное использование ресурсов, дублирующую отчетность, избыточную документацию, низкую вовлеченность сотрудников.
Изучение опыта российских образовательных организаций показывает, что реализация проектов, направленных на оптимизацию внутренних бюрокра-
тических процессов на основе концепции бережливого производства, дает хорошие результаты. Причем положительный эффект достигается не столько за счет внешних ресурсов, сколько за счет использования внутренних возможностей образовательного учреждения, что способствует достижению главной его цели - подготовке высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда.
Таким образом, в образовательных учреждениях Кузбасса сложились как внешние, так и внутренние благоприятные предпосылки к внедрению и использованию принципов бережливого производства:
- участие в реализации целевой программы «Бережливый регион»;
- наличие в Кузбассе ресурсов, необходимых для успешной реализации программы внедрения бережливых технологий;
- всесторонняя поддержка со стороны администрации области;
- необходимость снижения издержек образовательных организаций и оптимизации их основных и управленческих процессов.
Методология
В настоящее время на основе накопленного опыта повышения эффективности деятельности организаций в Российской Федерации разработано большое количество национальных стандартов с учетом лучшей мировой практики применения концепции бережливого производства [2-5].
Семейство стандартов содержит:
- основные положения, термины бережливого производства и их определения;
- описание основных методов и инструментов бережливого производства;
- основные понятия и положения производственных систем, построенных на принципах бережливого производства, на основе процессного подхода и организации потока создания ценности, постоянного улучшения и вовлечения персонала.
Данные стандарты способствуют глубинному пониманию идеи бережливых технологий, а также их эффективной интеграции в структуру организаций, в том числе и образовательных.
У истоков формирования производственной системы на основе использования известных методов эффективного производства стоит японский инженер Тайити Оно со своей общепризнанной во всем мире Toyota Production System. Система Toyota получила известность в западных странах как Lean production (бережливое производство).
Идею бережливого производства развил Джеймс Вумек, который в своих трудах обосновывает необходимость скорейшего внедрения новой концепции по всем основным направлениям, что позволит убрать ненужные действия в рабочем процессе и незамедлительно увидеть положительные результаты. При этом крайне важно доводить до сведения сотрудников не только достигнутые положительные результаты, но и недочеты. Автором предложен типовой алгоритм внедрения бережливого производства [6; 7].
Большое количество трудов отечественных и зарубежных исследователей, среди которых Н. С. Давыдова, А. В. Вялов, Джеффри К. Лайкер, Масааки Имаи, М. Г. Некрасова, Д. Л. Батурин и др., посвящено проблемам, возникающим при интеграции идеологии бережливого производства в организациях; совершенствованию производственных процессов и снижению потерь [8-11; 13; 18].
Особое внимание уделяется инструментам бережливого производства, позволяющим устранить скрытые потери и оптимальным образом организовать рабочее пространство [12; 14-16]. В общем случае в системе выделяют такие основные инструменты, как:
- организация рабочего места (система 5S);
- картирование потока создания ценности;
- визуализация;
- система «точно вовремя»;
- всеобщее производственное обслуживание ТРМ (Total Productive Maintenance);
- стандартные операционные процедуры;
- предотвращение ошибок и др.
Использование описанных принципов и инструментов бережливого производства может значительно повысить эффективность производства, качество продукции (услуги), производительность труда, снизить материальные и временные затраты, повысить конкурентоспособность организации.
Наряду с успешным опытом внедрения бережливого производства на практике часто встречаются типовые ошибки, среди которых:
- отстраненность высшего руководства при запуске и дальнейшей реализации lean-проектов, возложение ответственности на рядовых исполнителей;
- отсутствие необходимой гибкости сформированной системы;
- начало внедрения не с «основ»;
- при изменении рабочих мест не меняются привычки;
- отсутствие реакции на собранную информацию;
- подмена непрерывных улучшений постоянным анализом ситуаций [6; 7].
Несмотря на то что на начальном этапе своего становления идеология бережливого производства применялась исключительно на промышленных предприятиях, исследования показали, что она достаточно эффективно вписывается и в сферу образования [17; 19].
Результаты
Опыт реализации проекта «Бережливый Кузбасс» показал, что новые принципы позволяют уже за полгода повысить эффективность предприятия в среднем на 40% без дополнительных инвестиций. Эффективность труда на предприятиях из разных сфер деятельности в области увеличивается благодаря внедрению бережливых технологий [1].
К концу 2022 года по программе «Бережливый Кузбасс» реализовано свыше 1900 проектов в сфере образования. Всего приняло участие в проектах 1188 образовательных организаций, среди которых - школы, лицеи, техникумы, вузы [20].
На начальном этапе внедрения принципов бережливых технологий в образовательных организациях упор делался на проекты, не требующие значительных временных затрат, например, исследовались процессы логистики, направленные на внедрение элементов навигации и визуализации внутреннего пространства и совершенствование организации рабочих мест.
На следующем этапе внимание акцентировалось на сокращении широкого спектра издержек -от уменьшения времени основных процессов до оптимизации использования человеческого потенциала. По данному направлению можно выделить проекты по совершенствованию процессов разработки учебно-методической документации, организации приема обучающихся, учета посещаемости образовательных учреждений, оптимизации документооборота и др.
В настоящее время большую перспективу в образовании имеют проекты, направленные на сквозной поток формирования бережливой личности. Основной идеей данных проектов является формирование профессиональных и бережливых компетенций у обучающихся на всех ступенях образования. Сквозной поток способствует решению задач по сокращению сроков профессиональной адаптации, повышению уровня удовлетворенности потребителей, уменьшение оттока выпускников из региона и др. Основной целью деятельности является получение на выходе высококлассных специалистов, востребованных на региональном рынке труда. Подобные проекты предполагают тесное взаимодействие работодателей и образовательных
организаций, начиная с детских садов, школ и заканчивая высшими учебными учреждениями.
Что касается дальнейших перспектив внедрения бережливых технологий в сферу образования, то крайне важно осуществлять обобщение и проводить анализ накопленного опыта в ходе уже реализованных успешных проектов и обеспечивать тиражирование лучших практик в образовательные учреждения Кузбасса. Это обусловлено тем, что в современном мире образование играет исключительно важную роль, в формировании трудовых ресурсов страны, отвечающих современным требованиям рынка труда [19].
Несмотря на обширную практику внедрения бережливых технологий в образовательную деятельность, имеют место определенные проблемы и ограничения как на федеральном уровне, так и на региональном. В качестве ключевых рисков, стоящих на пути отдельно взятой образовательной организации, стоит отметить:
- отсутствие в сфере образования узкоспециализированных национальных стандартов по бережливому производству;
- приоритет оперативной оптимизации процессов;
- применение на практике лишь малой доли инструментов бережливого производства;
- сопротивление персонала внедряемым изменениям;
- низкая вовлеченность как руководства, так и коллектива в процесс бережливых преобразований.
Заключение
Положительный опыт реализации проекта «Бережливый Кузбасс» убедительно доказывает, что имеется не только возможность, но и целесообразность адаптации бережливых технологий в образовательное пространство региона. Выстраивание концепции формирования бережливого мышления возможно в рамках следующих перспективных направлений:
1. Интеграция бережливых технологий в существующую модель управления образовательной организацией.
2. Повышение квалификации педагогических кадров и преподавательского состава в области бережливого производства.
3. Повышение мотивации сотрудников на применение бережливых технологий.
4. Популяризация среди персонала и обучающихся культуры «бережливости».
5. Внедрение синергетического подхода к управлению бережливыми технологиями на основе применения взаимосвязанных, дополняющих и усиливающих друг друга инструментов и методов, составля-
ющих единую систему бережливой образовательной организации [19].
Литература
1. Пресс-конференция Сергея Цивилева «800 дней. Итоги года». URL: https://news.myseldon.com/ru/dossier/event/25149607/ main (дата обращения: 20.12.2022).
2. ГОСТ Р 57522-2017. Бережливое производство. Руководство по интегрированной системе менеджмента качества и бережливого производства. М., 2017. 15 с.
3. ГОСТ Р 56020-2020. Бережливое производство. Основные положения и словарь. М., 2020. 18 с.
4. ГОСТ Р 56404-2021. Бережливое производство. Требования к системам менеджмента. М., 2021. 16 с.
5. ГОСТ Р 56407-2015. Бережливое производство. Основные методы и инструменты. М., 2020. 12 с.
6. ВумекД., ДжонсД. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. М., 2020. 472 с.
7. ВумекД., ДжонсД. Бережливое обеспечение. Как построить эффективные и взаимовыгодные отношения. М., 2006. 272 с.
8. ДавыдоваН.С.Бережливое производство. Ижевск, 2012. 138 с.
9. ВяловА.В.Бережливое производство. Комсомольск-на-Амуре, 2014. 100 с.
10. Джеффри К. Лайкер. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. М., 2007. 400 с.
11. Масааки Имаи. Гемба кайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества. М., 2007. 346 с.
12. БишеноД.Новый инструментарий бережливого производства для создания быстрого и гибкого потока. М., 2007. 296 с.
13. Масааки Имаи. Кайдзен: Ключ к успеху японских компаний. М., 2007. 276 с.
14. ВейдерМ. Инструменты бережливого производства II: Карманное руководство по практике применения Lean. М., 2017. 116 с.
15. АнтипьеваА.С., ШатькоД.Б.Бережливое производство как инструмент повышения эффективности деятельности организации // Россия молодая: сб. материалов XIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Кемерово, 2021. С. 42202.1-42202.4.
16. КиселеваД.В., ШатькоД.Б. Совершенствование деятельности организации на основе применения элементов бережливого производства // Россия молодая: сб. материалов XIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Кемерово, 2021. С. 42204.1-42204.4.
17. НекрасоваМ.Г, ДеменеваН.А. Бережливое производство в образовательном процессе // Методы менеджмента качества. 2014. № 1. C. 38-45.
18. БатуринД.Л. Как внедрить элементы бережливого производства // Методы менеджмента качества. 2014. № 7. С. 10-15.
19. Система образования и технологии бережливого производства: материалы очно-заочной Регион. науч.-практ. конф. Нижневартовск, 2017. 86 с.
20. Вебинар «Менеджмент бережливого производства в профессиональной образовательной организации». URL: https://dlc. krirpo.ru/playback/presentation/2.0/playback.html?meetingId=e 95a5e43ca4b346d27f835e43da7cd2e0dec4f6d-1608013719256 (дата обращения: 15.12.2022).
References
1. Press-konferentsiya Sergeya Tsivileva «800 dney. Itogi goda» [Sergei Tsivilev's press conference "800 days. Results of the year"]. Available at: https://news.myseldon.com/ru/dossier/ event/25149607/main (accessed 20.12.2022). (In Russian).
2. GOST R 57522-2017. Berezhlivoye proizvodstvo. Rukovodstvo po integrirovannoy sisteme menedzhmenta kachestva i berezh-livogo proizvodstva [GOST P 57522-2017. Lean Manufacturing. Guidelines for integrated quality management system and lean production]. Moscow, 2017, 15 p. (In Russian).
3. GOST R 56020-2020. Berezhlivoye proizvodstvo. Osnovnyye poloz-heniya i slovar' [GOST P 56020-2020. Lean Manufacturing. Basic provisions and vocabulary]. Moscow, 2020, 18 p. (In Russian).
4. GOST R 56404-2021. Berezhlivoye proizvodstvo. Trebovaniya k sistemam menedzhmenta [GOST P 56404-2021. Lean Manufacturing. Requirements for management systems]. Moscow, 2021, 16 p. (In Russian).
5. GOST R 56407-2015. Berezhlivoye proizvodstvo. Osnovnyye metody i instrumenty [GOST P 56407-2015. Lean Manufacturing. Basic methods and tools]. Moscow, 2020, 12 p. (In Russian).
6. VumekD., DzhonsD.Berezhlivoye proizvodstvo: Kak izbavit'sya ot poter' i dobit'sya protsvetaniya vashey kompanii [Lean thinking: Banish waste and create wealth in your corporation]. Moscow, 2020, 472 p. (In Russian).
7. VumekD., DzhonsD.Berezhlivoye obespecheniye. Kak postroit' effektivnyye i vzaimovygodnyye otnosheniya [Lean solutions: How companies and customers can create value and wealth together]. Moscow, 2006, 272 p. (In Russian).
8. Davydova N. S. Berezhlivoye proizvodstvo [Lean production]. Izhevsk, 2012, 138 p. (In Russian).
9. VyalovA.V. Berezhlivoye proizvodstvo [Lean production]. Komsomolsk-on-Amur, 2014, 100 p. (In Russian).
10. DzheffriK.Layker. Dao Toyota: 14 printsipov menedzhmenta vedushchey kompanii mira [The Toyota Way: 14 management principles from the world's greatest manufacturer]. Moscow, 2007, 400 p. (In Russian).
11. Masaaki Imai. Gemba kaydzen. Put' k snizheniyu zatrat i povy-sheniyu kachestva [Gemba Kaizen: A commonsense, low-cost approach to management]. Moscow, 2007, 346 p. (In Russian).
12. BishenoD.Novyy instrumentariy berezhlivogo proizvodstva dlya sozdaniya bystrogo i gibkogo potoka [The new lean toolbox: towards fast, fle]. Moscow, 2007, 296 p. (In Russian).
13. Masaaki Imai. Kaydzen: Klyuch k uspekhu yaponskikh kompaniy [Kaizen: The key to Japan's competitive success]. Moscow, 2007, 276 p. (In Russian).
14. VeyderM.Instrumenty berezhlivogo proizvodstva II: Karman-noye rukovodstvo po praktike primeneniya Lean [Lean tools II. An improved pocket guide to understand lean practices]. Moscow, 2017, 116 p. (In Russian).
15. Antipieva A. S., Shatko D. B. Berezhlivoye proizvodstvo kak instrument povysheniya effektivnosti deyatel'nosti organizatsii [Lean manufacturing as a tool to improve organizational efficiency]. Young Russia. Proceedings of the XIII All-Russian Scientific-Practical Conference with International Participation. Kemerovo, 2021, pp. 42202.1-42202.4. (In Russian).
16. Kiseleva D. V., Shatko D. B. Sovershenstvovaniye deyatel'nosti organizatsii na osnove primeneniya elementov berezhlivogo proizvodstva [Improvement of organizational performance based on the application of lean production elements]. Young Russia. Proceedings of the XIII All-Russian Scientific-Practical Conference with International Participation. Kemerovo, 2021, pp. 42204.1-42204.4. (In Russian).
17. NekrasovaM.G., DemenevaN.A.Berezhlivoye proizvodstvo v obrazovatel'nom protsesse [Lean Production in the Educational Process]. Methods of Quality Management, 2014, no. 1, pp. 38-45. (In Russian).
18. BaturinD.L.Kak vnedrit' elementy berezhlivogo proizvodstva [How to implement elements of lean production]. Methods of Quality Management, 2014, no. 7, pp. 10-15. (In Russian).
19. Sistema obrazovaniya i tekhnologii berezhlivogo proizvodstva [The education system and lean production technologies]. Proceedings of the Regional Scientific and Practical Conference by correspondence. Nizhnevartovsk, 2017, 86 p. (In Russian).
20. Vebinar «Menedzhment berezhlivogo proizvodstva v professio-nal'noj obrazovatel'noj organizacii» [Webinar "Lean Management in a Professional Educational Organization"]. Available at: https://dlc.krirpo.ru/playback/presentation/2.0/playback.html? meetingId=e95a5e43ca4b346d27f835e43da7cd2e0dec4 f6d-1608013719256 (accessed 15.12.2022). (In Russian).