Научная статья на тему 'ПРАКТИКА РАЗРАБОТКИ И АПРОБАЦИИ МОДЕЛИ СКВОЗНОГО ПОТОКА ФОРМИРОВАНИЯ БЕРЕЖЛИВОЙ ЛИЧНОСТИ'

ПРАКТИКА РАЗРАБОТКИ И АПРОБАЦИИ МОДЕЛИ СКВОЗНОГО ПОТОКА ФОРМИРОВАНИЯ БЕРЕЖЛИВОЙ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сквозной поток / бережливые технологии / бережливая личность / компетенции / культура / end-to-end flow / lean technologies / lean personality / competencies / culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляшенко Мария Владимировна

На предприятиях реального сектора экономики, в нормативных документах различных уровней предъявляются требования к наличию сформированных на уровне опыта корпоративных, лидерских, профессиональных компетенций, знаний основ корпоративной культуры, владению философией бережливого производства — от воспитанника детского сада до специалиста/рабочего завода. В настоящее время у выпускников системы СПО недостаточно сформирована модель поведения бережливой личности, что требует временных затрат на переобучение на рабочем месте. Цель статьи: обоснование актуальности разработки и подтверждение успешной апробации модели сквозного потока формирования бережливой личности. Описывается понятие бережливой личности, структура модели, критерии и показатели оценки эффективности, этапы проведения эксперимента, анализ входной диагностики, инструменты. Бережливая личность проходит развитие по четырем уровням: некомпетентность — развитие — опыт — мастерство. Методы исследования: изучение нормативно-правовой документации, педагогическое проектирование, сравнение, методы математической статистики. Целевой показатель: достижение уровня опыта не менее чем у 80 % обучающихся/воспитанников. По результатам входной диагностики на уровне опыта находятся в среднем 11,53 % исследуемых. Для апробации модели реализованы следующие мероприятия: разработаны сценарии и проведены три фабрики процессов, интеллектуальная игра «Тайны машиностроения», экскурсии и профессиональные пробы на базе образовательной организации и предприятия — ключевого работодателя. По результатам итоговой диагностики в среднем 83,87 % обучающихся/воспитанников достигли целевого уровня опыта. Потоковая модель формирования бережливой личности на уровнях детский сад — школа — колледж — работодатель успешно апробирована. Практическая значимость модели заключается в том, что у выпускника колледжа нет необходимости переобучения на рабочем месте на предприятии. Опыт разработки и реализации может быть тиражирован на другие образовательные организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICE OF DEVELOPING AND TESTING AN END-TO-END FLOW MODEL FOR THE FORMATION OF A THRIFTY PERSONALITY

At enterprises in the real sector of the economy, regulatory documents at various levels impose requirements for the presence of corporate, leadership, professional competencies formed at the level of experience, knowledge of the fundamentals of corporate culture, and mastery of the philosophy of lean production — from a kindergarten student to a specialist/factory worker. Currently, graduates of the secondary vocational education system do not have a sufficiently developed model of behavior as a thrifty individual, which requires time spent on retraining in the workplace. The purpose of the article: to substantiate the relevance of the development and confirm the successful testing of the end-to-end flow model for the formation of a thrifty personality. The concept of a thrifty personality, the structure of the model, criteria and performance assessment indicators, stages of the experiment, analysis of input diagnostics, and tools are described. A thrifty personality undergoes development at four levels: incompetence — development — experience — mastery. Research methods: study of regulatory documents, pedagogical design, comparison, methods of mathematical statistics. Target: achieving a level of experience of at least 80 % of students/pupils. According to the results of the initial diagnostics, an average of 11.53 % of the subjects are at the experience level. To test the model, the following activities were implemented: scenarios were developed and three process factories were conducted, the intellectual game “Secrets of Mechanical Engineering”, excursions and professional tests were carried out on the basis of an educational organization and an enterprise — a key employer. According to the results of the final diagnostics, on average, 83.87 % of students/pupils achieved the target level of experience. The flow model for the formation of a thrifty personality at the kindergarten — school — college — employer levels has been successfully tested. The practical significance of the model lies in the fact that a college graduate does not need to be retrained on the job at an enterprise. The experience of development and implementation can be replicated to other educational organizations.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА РАЗРАБОТКИ И АПРОБАЦИИ МОДЕЛИ СКВОЗНОГО ПОТОКА ФОРМИРОВАНИЯ БЕРЕЖЛИВОЙ ЛИЧНОСТИ»

Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 2 (42). С. 71-83. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2024;(2(42):71-83. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 658.51

ПРАКТИКА РАЗРАБОТКИ И АПРОБАЦИИ МОДЕЛИ СКВОЗНОГО ПОТОКА ФОРМИРОВАНИЯ БЕРЕЖЛИВОЙ ЛИЧНОСТИ

Мария Владимировна Ляшенко, [email protected]

Миасский машиностроительный колледж, Миасс, Челябинская область, Россия

Аннотация. На предприятиях реального сектора экономики, в нормативных документах различных уровней предъявляются требования к наличию сформированных на уровне опыта корпоративных, лидерских, профессиональных компетенций, знаний основ корпоративной культуры, владению философией бережливого производства — от воспитанника детского сада до специалиста/рабочего завода. В настоящее время у выпускников системы СПО недостаточно сформирована модель поведения бережливой личности, что требует временных затрат на переобучение на рабочем месте. Цель статьи: обоснование актуальности разработки и подтверждение успешной апробации модели сквозного потока формирования бережливой личности. Описывается понятие бережливой личности, структура модели, критерии и показатели оценки эффективности, этапы проведения эксперимента, анализ входной диагностики, инструменты. Бережливая личность проходит развитие по четырем уровням: некомпетентность — развитие — опыт — мастерство. Методы исследования: изучение нормативно-правовой документации, педагогическое проектирование, сравнение, методы математической статистики. Целевой показатель: достижение уровня опыта не менее чем у 80 % обучающихся/воспитанников. По результатам входной диагностики на уровне опыта находятся в среднем 11,53 % исследуемых. Для апробации модели реализованы следующие мероприятия: разработаны сценарии и проведены три фабрики процессов, интеллектуальная игра «Тайны машиностроения», экскурсии и профессиональные пробы на базе образовательной организации и предприятия — ключевого работодателя. По результатам итоговой диагностики в среднем 83,87 % обучающихся/воспитанников достигли целевого уровня опыта. Потоковая модель формирования бережливой личности на уровнях детский сад — школа — колледж — работодатель успешно апробирована. Практическая значимость модели заключается в том, что у выпускника колледжа нет необходимости переобучения на рабочем месте на предприятии. Опыт разработки и реализации может быть тиражирован на другие образовательные организации.

Ключевые слова: сквозной поток, бережливые технологии, бережливая личность, компетенции, культура

Для цитирования: Ляшенко М. В. Практика разработки и апробации модели сквозного потока формирования бережливой личности // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 2 (42). С. 71-83.

Original article

THE PRACTICE OF DEVELOPING AND TESTING AN END-TO-END FLOW MODEL FOR THE FORMATION OF A THRIFTY PERSONALITY

Maria V. Lyashenko, [email protected]

Miass Mechanical Engineering College, Miass, Chelyabinsk region, Russia

Abstract. At enterprises in the real sector of the economy, regulatory documents at various levels impose requirements for the presence of corporate, leadership, professional competencies formed at the level of experience, knowledge of the fundamentals of corporate culture, and mastery of the

© Ляшенко М. В., 2024

philosophy of lean production — from a kindergarten student to a specialist/factory worker. Currently, graduates of the secondary vocational education system do not have a sufficiently developed model of behavior as a thrifty individual, which requires time spent on retraining in the workplace. The purpose of the article: to substantiate the relevance of the development and confirm the successful testing of the end-to-end flow model for the formation of a thrifty personality. The concept of a thrifty personality, the structure of the model, criteria and performance assessment indicators, stages of the experiment, analysis of input diagnostics, and tools are described. A thrifty personality undergoes development at four levels: incompetence — development — experience — mastery. Research methods: study of regulatory documents, pedagogical design, comparison, methods of mathematical statistics. Target: achieving a level of experience of at least 80 % of students/pupils. According to the results of the initial diagnostics, an average of 11.53 % of the subjects are at the experience level. To test the model, the following activities were implemented: scenarios were developed and three process factories were conducted, the intellectual game "Secrets of Mechanical Engineering", excursions and professional tests were carried out on the basis of an educational organization and an enterprise — a key employer. According to the results of the final diagnostics, on average, 83.87 % of students/pupils achieved the target level of experience. The flow model for the formation of a thrifty personality at the kindergarten — school — college — employer levels has been successfully tested. The practical significance of the model lies in the fact that a college graduate does not need to be retrained on the job at an enterprise. The experience of development and implementation can be replicated to other educational organizations.

Keywords: end-to-end flow, lean technologies, lean personality, competencies, culture

For citation: Lyashenko MV. The practice of developing and testing an end-to-end flow model for the formation of a thrifty personality. Innovative development of vocational education. 2024;(2(42):71-83. (In Russ.).

Введение

Одним из принципов культуры внедрения бережливых технологий выступает лозунг: стань примером для других, проявляй инициативу, развивай себя и помогай развиваться окружающим, отслеживай результаты своей деятельности, научись нести персональную ответственность за общий результат работы1. Этот принцип называется «кайдзен» и является ключевым в культуре бережливого производства [1]. Он подчеркивает важность постоянного совершенствования себя и окружающих, а также личной ответственности за результаты работы в команде [2].

Материалы и методы исследования

Бережливая личность формируется с подготовительной группы детского сада до выпуска из образовательной организации и развивается на протяжении всей жизни [3]. Предприятия реального сектора экономики предъявляют следующие требования к модели поведения выпускников системы среднего профессионального образования (СПО): сформированные на уровне опыта корпоративные, лидерские, профессиональные компетенции, знание основ

1 Стуков С. П., Елагина В. Б. Система «кайдзен»: основы, преимущества и возможности введения в российских компаниях // Вестник магистратуры. 2018. № 1-3 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-kaydzen-osnovy-preimuschestva-i-vozmozhnosti-vvedeniya-v-rossiyskih-kompaniyah (дата обращения: 02.04.2024).

корпоративной культуры, владение философией бережливого производства. Акционерное общество «Автомобильный завод „УРАЛ"», который выступает ключевым работодателем Миасского машиностроительного колледжа и трудоустраивает 85 % всех выпускников, в 2021 г. разработал Лидерскую модель компетенций, содержащую требования к работникам предприятия [4].

Федеральные государственные образовательные стандарты СПО пятого поколения (2022 г.) также значительно изменили требования к результатам освоения программ: появилась общая компетенция ОК 07 «Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях»2.

В настоящее время у выпускников системы СПО недостаточно сформирована модель поведения бережливой личности, что требует от предприятия затрат времени для переобучения на рабочем месте.

2 Приказ Министерства просвещения РФ от 14 июня 2022 г № 444 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.16 Технология машиностроения» // Информационно-правовая система «Гарант». URL: https://base.garant.ru/404934397/53f89421bbd af741eb2d1ecc4ddb4c33/; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Информационно-правовая система «Гарант». URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 02.04.2024).

Миасским машиностроительным колледжем была предпринята попытка практически разрешить данное противоречие путем разработки и внедрения потоковой модели формирования бережливой личности на уровнях детский сад — школа — колледж — работодатель.

Цель: формирование навыков корпоративной модели поведения у детей старшего дошкольного возраста (для воспитанников детского сада); личностных качеств корпоративной модели поведения у обучающихся 9-х классов (для школьников); компетенций корпоративной

культуры АО «Автомобильный завод „УРАЛ"» (для студентов колледжа).

Модель сквозного потока формирования бережливой личности основана на корпоративных лидерских компетенциях работодателя и демонстрирует универсальные стандарты организационного поведения, эволюцию требуемого поведения от воспитанника детского сада до специалиста/рабочего завода (рис. 1; табл. 1). Результатом выступает сформированная бережливая личность, ориентированная на запросы ключевого работодателя [5].

ПК 1.5

ПК 1.4

ЮОПЛЕДЖ

ПК 2.5

ПК 2.4

Ч-

¿и

ПК 1.3

Ц*йПА

ПК 2.3

ПК 1.2

Э

т &

а л

т.

ф I

ч §

а н

пк 6.5

ПК 1.1

ПК 6.4

ПК 6.3 ' ПК 6.2

ПК 22

ПК 2.1

пк 6.1 Гд£тсй1й"1 пка.1

САД

2

£ I-

СЗ

ПК 5.1

ПК 5.2

ПК 5.3

Ч.

Ч

ПК 5.4

ПК 5.5

ч

V

X

Рис. 1. Модель сквозного потока формирования бережливой личности

В модели представлены три этапа формирования бережливой личности по шести видам деятельности (ВД):

1. ВД 1 Предпринимательское мышление. В своей работе выпускник руководствуется знаниями по финансовой грамотности.

2. ВД 2 Нацеленность на результат. Выражается в готовности и способности выполнять поставленные задачи, в том числе повышенной сложности.

3. ВД 3 Управление людьми. Знание инструментов управления людьми, наставничество, развитие.

4. ВД 4 Управление собой. Понимание профессиональных перспектив, своих сильных

и слабых сторон. Открытость к обратной связи и готовность инвестировать время и силы в развитие необходимых компетенций.

5. ВД 5 Убедительная коммуникация. Выпускник четко и аргументированно доносит свою позицию.

6. ВД 6 Стремление к постоянным улучшениям. Участие в реализации проектов, внесение предложений по улучшениям.

Таблица 1

Профессиональные компетенции бережливой личности

ВД 1 Предпринимательское мышление ВД 2 Нацеленность на результат ВД 3 Управление людьми ВД 4 Управление собой ВД 5 Убедительная коммуникация ВД 6 Стремление к постоянным улучшениям

ПК 1.1. Находит необходимый объем информации разного типа из разных источников ПК 2.1. Достигает поставленных целей в заявленные сроки ПК 3.1. Воодушевляет других на достижение результатов ПК 4.1. Демонстрирует окру-ж а ю щ и м положительный настрой ПК 5.1. Доступно излагает свои мысли ПК 6.1. Участвует в проектах

ПК 1.2. Рассматривает проблемы в широком контексте с учетом макро-, микроэкономических и социально-политических тенденций ПК 2.2. Учитывает риски ПК 3.2. Делегирует новые задачи готовым к этому людям, не пытается все сделать сам ПК 4.2. Сох р а н я е т работоспособность в стрессовых ситуациях ПК 5.2. Проявляет уважение к собеседнику ПК 6.2. Знает передовые производственные технологии российских и зарубежных предприятий

ПК 1.3. Определяет проблемы, причины проблем и их взаимосвязи ПК 2.3. При возникновении сложностей проявляет настойчивость и предпринимает неоднократные попытки достижения цели ПК 3.3. Развивает культуру совместного обсуждения идей. Поддерживает и стимулирует выдвижение идей другими людьми. При принятии решений запрашивает и учитывает мнение других ПК 4.3. Контролирует свои эмоции в процессе общения ПК 5.3. Открыто высказывает и отстаивает свое мнение ПК 6.3. Продвигает культуру постоянных улучшений

ПК 1.4. В случае необходимости предлагает инновационные решения ПК 2.4. Прорабатывает планы достижения целей с учетом имеющихся возможностей, сроков и ресурсов ПК 3.4. Разъясняет другим людям их цели и задачи ПК 4.4. Предпринимает кон-к р е т н ы е шаги по саморазвитию ПК 5.4. Приводит аргументы в поддержку своей позиции ПК 6.4. Знает философию бережливого производства

ПК 1.5. Находит пути увеличить прибыль и снизить себестоимость продукции ПК 2.5. Фокусируется на достижении первоочередных целей. Правильно ПК 3.5. Способствует развитию других людей, предоставляя обратную связь, обучая их ПК 4.5. Анализирует эффективность своих действий, запрашивает ПК 5.5. Последовательно и настойчиво продвигает свои идеи ПК 6.5. Посещает производственную площадку для исследования и решения

Окончание таблицы 1

ВД 1 Предпринимательское мышление ВД 2 Нацеленность на результат ВД 3 Управление людьми ВД 4 Управление собой ВД 5 Убедительная коммуникация ВД 6 Стремление к постоянным улучшениям

расставляет приоритеты и выступая в качестве примера. Оказывает содействие в достижении результата мнение других о своей работе проблем, оценки эффективности производственного процесса непосредственно на рабочем месте

Разработана шкала измерения результатов сформированности бережливой личности по четырем уровням, фрагмент которой приведен в таблице 2:

- уровень некомпетентности (0 баллов); выпускник не проявляет компетентность;

- уровень развития (1 балл); выпускник находится в процессе освоения компетенций, применяет отдельные элементы в простых, привычных рабочих ситуациях;

- уровень опыта (2 балла); выпускник демонстрирует компетентность в большинстве

стандартных ситуаций; в нестандартных ситуациях может ее не проявлять;

- уровень мастерства (3 балла); выпускник демонстрирует компетентность по всем индикаторам, во всех ситуациях, в том числе новых, нестандартных или ситуациях повышенной сложности, его поведение рассматривается как пример для других.

Целевым уровнем развития является уровень опыта. Целевым показателем успешной реализации модели считается достижение не менее 80 % обучающихся/воспитанников уровня опыта.

Наименование показателя Уровень некомпетентности Уровень развития Уровень опыта Уровень мастерства

1. Предпринимательское мышление 1. Не понимает, как результат деятельности сотрудников влияет на экономику предприятия. 2. Считает, что проблемы внешних контрагентов не являются проблемами предприятия, если не нарушены обязательства 1. Называет пути увеличения прибыли, снижения затрат. 2. Оценивает преимущества и риски данных путей. 3. Рассматривает проблемы с учетом контекста смежных областей 1. Имеет опыт реализации проектов по увеличению прибыли (или знает о таком опыте), снижению затрат. 2. Знает, понимает потребности контрагента, в случае необходимости предлагает существующие на рынке решения 1. Находит пути увеличения прибыли предприятия и снижения себестоимости, мотивирует коллектив на поиск совместных решений. 2. Имеет успешный опыт увеличения доходности предприятия, в том числе в кризисных ситуациях

2. Нацеленность на результат 1. Предпринимает шаги для достижения цели без учета внешних факторов, экспертного мнения, сроков, возможных рисков. 2. Достигает поставленных целей с существенными отклонениями 1. Планирует достижение цели с учетом ресурсов, экспертного мнения, сроков, но не всегда учитывает возможные риски. 2. Поставленных целей достигает с небольшими отклонениями 1. Планирует достижение целей с учетом имеющихся сроков и ресурсов, а также рисков. 2. Достигает поставленных целей в заявленные сроки. 3. При возникновении сложностей проявляет настойчивость и предпринимает неоднократные попытки достичь цели 1. Планирует достижение целей с учетом имеющихся сроков и ресурсов, а также рисков. 2. Проявляет инициативу. 3. Находит новые, более эффективные способы достижения цели. 4. Есть успешный опыт внедрения новых решений

Таблица 2

Фрагмент шкалы измерения результатов сформированности бережливой личности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На этапе констатирующего эксперимента была проведена входная диагностика первоначального состояния сформированности компетенций. Базой исследования стали две группы III курса студентов колледжа технических специальностей (40 чел.); три 9-х класса обучающихся гимназии (73 чел.), одна подготовительная группа воспитанников детского сада (20 чел.). Всего 133 человека.

Для каждой группы разработаны учитывающие особенности возраста задания для диагностики и опросные листы. Воспитанники детского сада отвечали в устной форме, а воспитатель записывал ответы.

Фрагмент заданий для входной диагностики

1. Блок «Предпринимательское мышление»

1.1. Представьте ситуацию: Вы успешный бизнесмен и работаете более 10 лет на рынке. Ваш постоянный поставщик комплектующих был с Вами все эти годы, поддерживал Вас. Сейчас к Вам вышел новый поставщик с более низкими ценами и выгодными условиями, а старый поставщик отказался менять условия. Каковы будут Ваши действия? Почему Вы приняли именно это решение? Какие еще могут быть варианты? Оцените достоинства и недостатки каждого из вариантов? (Обучающийся гимназии/колледжа должен быть способным предложить инновационные решения.)

1.2. Приведите пример решения, которое Вы приняли ошибочно. Какие были альтернативные варианты? Какую информацию использовали для принятия этого решения? Какие выводы сделали из этой ситуации? Как изменился Ваш подход к принятию решений? (Обучающийся гимназии/колледжа должен уметь находить необходимый объем информации.)

1.3. Приведи пример ситуации, когда твое решение (в игре, в соревнованиях, в задании)

привело к успеху (победе) или неуспеху/проигрышу. Что именно ты предложил? Как ты можешь передать эту информацию: поломали игрушку, почему так получилось, что ты можешь сделать в этой ситуации. Как ты можешь узнать о птицах? (Воспитанник детского сада должен понаблюдать, спросить у родителей, посмотреть в интернете, книгах, поэкспериментировать.)

2. Блок «Стремление к постоянным улучшениям»

2.1. Расскажите о своем последнем проекте (индивидуальном, курсовом и т. д.). Какова цель? Каких результатов удалось достичь? (Обучающийся гимназии/колледжа должен принимать участие в проектах.)

2.2. Что Вы можете предложить для более эффективной организации деятельности школьника/студента (например, чтобы перестать опаздывать, получать плохие оценки, не выполнять домашнее задание)? (Обучающийся гимназии/ колледжа должен понимать и продвигать культуру улучшений.)

2.3. Что Вы знаете о бережливом производстве? Откуда Вы получили данные знания? (Студент колледжа должен знать философию бережливого производства.)

2.4. Посещали ли Вы производственную площадку? Видели ли Вы на производственной практике проекты по внедрению улучшений? (Студент колледжа должен посетить производственную площадку.)

2.5. Любишь ли ты принимать участие в проектах? Что тебе нравится в проекте? Что ты изменил в этом проекте? Какие проекты ты еще знаешь? В каких хочешь поучаствовать? Что бы ты улучшил? Что можно сделать, чтобы всем участникам было комфортно? (Воспитанник детского сада участвует в проектах.)

is

16 14 12 10 8 6 4 2 0

12

10

2

п

15

10

16

2

п

□ У ровен ь неком ¡те тентносги □ Уровень развит] :я □ Уро вень опыта "Уровень мастерства

Рис. 2. Входная диагностика воспитанников д/с № 58 (чел.)

Рис. 3. Входная диагностика школьников 9а, 9б, 9в, гимназия № 26 (чел.)

1 2 3 4 ? 6 7 & 9 10 П 12 13 14 15 16 17 15 19 20 21 22 23 24 25 26 27 'Уровень некомпетентности о уровень развития вуровень опыта ■ Уровень мастерства

Рис. 4. Входная диагностика студентовМиМК, гр. 371 АС, 375 АС (чел.)

Результаты диагностики (рис. 2-4) показали:

- воспитанники детского сада: уровень некомпетентности — 37,5 %; уровень развития — 50,83 %; уровень опыта — 11,67 %; уровень мастерства — 0 %;

- обучающиеся 9-х классов: уровень некомпетентности — 36,10 %; уровень развития — 51,30 %; уровень опыта — 12,60 %; уровень мастерства — 0 %;

- обучающиеся III курса колледжа: уровень некомпетентности — 38,01 %; уровень развития — 25,68 %; уровень опыта — 10,27 %; уровень мастерства — 0 %.

По итогам прохождения входной диагностики руководителями образовательных организаций составлен, согласован, подписан и утвержден план совместной реализации мероприятий по апробации модели сквозного потока формирования бережливой личности (табл. 3).

Таблица 3

План реализации мероприятий

№ п/п Мероприятие Ожидаемый результат

1 Входная диагностика (студенты ГБПОУ «МиМК», гр. 371 АС, 375 АС; обучающиеся 9а, 9б, 9в МАОУ «Гимназия № 26»; воспитанники подготовительной группы МБДОУ «Детский сад № 58» 80 % участников проекта, достигших целевого уровня развития (уровень опыта)

2 Экскурсия в образовательно-производственный кластер «Машиностроение» (МАОУ «Гимназия № 26», 9а класс) Участник знает особенности работы колледжа, владеет навыками организации бережливого производства, умеет рационально организовать свой рабочий процесс

3 Участие в фабрике процессов «Производство электрических вилок ВБ 1363» (МАОУ «Гимназия № 26», 9а класс)

4 Интеллектуальная игра «Тайны машиностроения» (МАОУ «Гимназия № 26», 9б класс) Знакомство с машиностроительной отраслью Челябинской области, АО «АЗ „УРАЛ"», целями, корпоративной культурой

5 Интеллектуальная игра «Тайны машиностроения» (МБДОУ «Детский сад № 58», подготовительная группа)

6 Классный час с участниками медиацентра МиМК (МАОУ «Гимназия № 26», 9в класс)

7 Посещение родительского собрания (МАОУ «Гимназия № 26», 9а класс)

8 Участие в фабрике процессов «Производство электрических вилок ВБ 1363» (студенты ГБПОУ «МиМК», гр. 371 АС, 375 АС) Участник знает особенности работы колледжа, владеет навыками организации бережливого производства, умеет рационально организовать свой рабочий процесс

9 Участие в фабрике процессов «Сборка тележек КапБо» (МБДОУ «Детский сад № 58», подготовительная группа)

10 Экскурсия на АО «АЗ „УРАЛ"» (студенты ГБПОУ «МиМК», гр. 371 АС) Знакомство с предприятием-работодателем, его производствами, целями, корпоративной культурой

11 Посещение мастер-класса на АО «АЗ „УРАЛ"» (студенты ГБПОУ «МиМК», гр. 371 АС)

12 Экскурсия на АО «АЗ „УРАЛ"» (МАОУ «Гимназия № 26», 9б класс)

13 Итоговая диагностика (студенты ГБПОУ «МиМК», гр. 371 АС, 375 АС; обучающиеся 9а, 9б, 9в классов МАОУ «Гимназия № 26»; воспитанники подготовительной группы МБДОУ «Детский сад № 58)» 80 % участников проекта, достигших целевого уровня развития (уровень опыта)

На этапе формирующего эксперимента был проведен комплекс мероприятий.

I. Разработана и проведена со студентами и обучающимися 9-х классов имитационная лин-игра «Производство электрических вилок BS 1363». Игра включает в себя четыре раунда: 1 — Традиционное производство; 2 — Улучшение планировки; 3 — Сокращение партии, единичный поток изделий; 4 — Балансировка линии и канбан.

Имитационная игра позволяет провести демонстрацию и обучение следующим концепциям и принципам бережливого производства: организация рабочего места, эффективная планировка участка, вытягивающая система, поток единичных изделий, визуальное управление с помощью сигнальных карточек канбан, балансировка потока работ, элементы производственного анализа.

II. Написан сценарий интерактивного обучения на комплексном тренажере (фабрика процессов) «Сборка тележек КапБо» и утвержден на Координационном совете по внедрению бережливых технологий в системе образования Челябинской области от 20 февраля 2024 г. Игра проведена со студентами и воспитанниками детского сада.

Интерактивное обучение — моделирование процесса сборки различных вариантов тележек КапОо на комплексном тренажере бережливого производства, который позволяет повысить прибыльность и улучшить клиентский сервис с помощью создания фокуса на клиентов; внимания на информационные потоки; балансирования загрузки; непрерывности потоков; вытягивающей системы; визуального контроля (канбан);

системы «Точно-в-срок» риБ^1п-Тте); использования карточек канбан; системы «минимум — максимум».

Цель комплексного тренажера: формирование понимания, каким образом бережливое производство может повысить удовлетворенность клиентов, показатели деятельности организации и удовлетворенность работой; осознания возможностей применения принципов бережливого производства на конкретных рабочих местах [6].

Фабрика процессов включает в себя следующие этапы:

- Инструктаж и вводный раунд. Тренер рассказывает историю появления тележек; цели; задачи; этапы обучения; правила; участники попробуют собрать изделия, применяя (на свое усмотрение) разные способы выполнения задания.

- 1-й раунд. Тренер дает информацию о компании, продукции, задачах, заказе клиента. Участники изучают и отрабатывают на практике систему «точно-в-срок». Задача участников: поставить клиенту десять тележек вовремя и в соответствии со спецификацией (одна тележка — 60 сек.). Происходит заполнение рабочих тетрадей, статистики удовлетворенности клиента, выполнение практического задания, обсуждение результатов раунда.

- 2-й раунд. Участники проектируют идеальный процесс производства грузовых тележек CanDo: изучают продукт, дизайн, расшифровывают коды. Участники изучают и отрабатывают на практике применение непрерывного потока. Задача: обеспечить поставку десяти тележек (одна тележка — 45 сек.) точно вовремя и при неизменно высоком качестве. Происходит заполнение таблицы «Итоги производства», выполнение практического задания, обсуждение результатов раунда.

- 3-й раунд. Участники используют карточки канбан. Отрабатывается на практике применение вытягивающей системы. Время поставки изделия сокращается до 30 секунд. Задача: поставить клиенту десять тележек точно вовремя и при неизменно высоком качестве. Используются входящие/исходящие локальные накопители для каждой рабочей зоны. Проводится обзор планировок других участников с демонстрацией сборки изделия. Участники выполняют практического задание, обсуждают результаты раунда.

- 4-й раунд. Подразделяем канбаны на «входящие канбаны» и «исходящие канбаны». Для участников становятся доступными карточки заказов клиента. Задача: обеспечить поставку

тележек в соответствии со спецификацией каждые 30 секунд, используя сбалансированный процесс, управляемый визуальными сигналами. Участники выполняют практическое задание, обсуждают результаты раунда.

- 5-й раунд. Отрабатывается система «минимум — максимум». Каждая группа участников размещается за тремя столами. Клиент принимает готовую продукцию только в течение 15-секундного промежутка до окончания ожидаемого времени поступления заказа. Участники выполняют практическое задание, обсуждают результаты раунда.

- Дискуссия. Участники определяют моменты, которые вызвали интерес, и те, где возникли определенные трудности; выявляют ключевые обучающие моменты из производственных фаз; проводят генерацию и анализ идей по улучшению; находят консенсус по подходу к внедрению и тестированию улучшений; обеспечивают максимальную специфичность дискуссии и взаимного обмена опытом.

III. Написан сценарий фабрики практического обучения «Стандартизация процесса производства детали втулка на 3D-принтере» и утвержден на Координационном совете по внедрению бережливых технологий в системе образования Челябинской области от 21 марта 2024 г. Фабрика проведена со студентами и обучающимися 9-х классов.

Основная цель: изучение основных подходов стандартизированной работы, применение их в процессе практического обучения на базовом 3D-принтере Designer Classic, созданном для простого знакомства с технологией 3D-печати.

Задачи:

1. Понять, какие задачи решает стандартизированная работа.

2. Познакомиться с элементами и типами стандартизированной работы.

3. Научиться заполнять основные бланки стандартизированной работы и анализировать их.

4. Познакомиться с этапами последовательного внедрения стандартизированной работы и улучшений от этого процесса.

Схема проведения фабрики процессов включает в себя 11 этапов:

1. Теоретическое обучение. Цель: изучить подходы, принципы производства. Виды работ. Этапы стандартизации.

2. Заполнение листа вычисления времени такта. Цель: определить, за сколько секунд должна выпускаться одна готовая деталь втулка.

3. Проведение хронометража рабочего времени производства втулки. Цель: провести непрерывный хронометраж нескольких циклов (рекомендуется десять замеров) с фиксацией времени по каждому элементу.

4. Заполнение листа замеров времени. Цель: определить лучшее время выполнения каждого элемента, уровень его стабильности и величину колебаний.

5. Составление карты стандартизированной работы. Цель: визуализация положения на производственном участке.

6. Заполнение листа периодической работы оператора. Цель: рассчитать время периодической работы на один цикл.

7. Заполнение листа производительной способности оборудования 3В-принтер. Цель: определить, каковы производственные мощности оборудования на данном рабочем месте.

8. Построение объединенного графика стандартизированной работы. Цель: показать протяженности и взаимосвязь всех элементов цикла оператора.

9. Построение диаграммы загрузки операторов в процессе производства детали втулка и выявление проблемных мест. Цель: анализировать и регулировать баланс загрузки операторов.

10. Внедрение улучшений, разработка стандарта операционной процедуры. Цель: корректная оценка, учет и подтверждение экономического эффекта от использования предложений по улучшениям.

11. Рефлексия. Цель: закрепление сформированных компетенций.

IV Интеллектуальная игра «Тайны машиностроения» разработана для обучающихся 8-9-х классов и адаптирована под возрастные особенности воспитанников детского сада. Игра проведена участниками студенческого медиацентра колледжа для воспитанников детского сада и обучающихся 9-х классов. Цель: изучение особенностей машиностроительной отрасли Челябинской области, формирование корпоративной культуры АО «АЗ „УРАЛ"». Игра состоит из пяти раундов:

1-й раунд. История машиностроения в г. Миассе и Челябинской области.

2-й раунд. Технологические новинки российского машиностроения.

3-й раунд. Современное оборудование в отрасли машиностроения.

4-й раунд. Интересные факты о машиностроении Челябинской области (например, когда с конвейера Уральского автомобильного завода сошел миллионный автомобиль; ответ: 21 февраля 1986 г.).

5-й раунд. Перспективы развития отрасли машиностроения в г. Миассе и Челябинской области (обучающиеся/воспитанники дорисовывают уже начатый рисунок).

V. Обучающиеся 9-х классов посетили наш образовательно-производственный кластер отрасли «Машиностроение», где прошли профессиональные пробы.

Профессиональные пробы проводятся для создания и обеспечения необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творчества обучающихся1. Цель: формирование у обучающихся 9-х классов инженерно-технических и информационно-коммуникативных компетенций, необходимых для осознанного профессионального самоопределения, информационной базы о современных инженерных профессиях, требованиях к специалистам технической сферы.

Программа предусматривает выполнение обучающимися практических работ, направленных на получение главного результата учебной деятельности в виде самостоятельно спроектированного и созданного продукта труда (например, 3В-модели отливки и формы для получения отливки простой конфигурации), знакомство с производственными операциями.

При организации профессиональных проб используется индивидуальный подход, который опирается на уровень подготовки и уже имеющиеся умения и навыки [7].

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей: это связи с физикой (при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, задействованных на современном промышленном производстве), черчением (например, при деятельности по разработке 3В-модели отливки), химией (например, при изучении свойств металлов, формовочных и других материалов).

Используемые методы и формы: практико-ориентированные методы обучения, деловые игры, дискуссии, лабораторные работы и т. д.

Основной принцип реализации — обучение в процессе конкретной практической деятельности для развития компетенций. Практическая направленность программы позволит

1 Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» // Информационно-правовая система «Гарант». URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

школьникам правильно оценить свои возможности в технической сфере.

VI. Обучающиеся 9-х классов гимназии и студенты колледжа посетили профессиональные пробы на предприятии АО «АЗ „УРАЛ"» и приняли участие в фабрике процессов по выявлению и устранению потерь на рабочих местах.

VII. Прошла экскурсия на главный конвейер и на производство автокомпонентов. Экскурсия дает возможность увидеть производство, которое сосредоточено на сборке рам, мостов, кабин и надстроек автомобилей, с применением инструментов бережливого производства. Далее вырисовываются черты уже готового шасси, осталось поставить двигатель, коробку передач, провести электроразводку, подключить, чтобы все взаимодействовало. После сборки автомобиль внимательно осматривают, устраивают тестирование по дорогам, после чего загоняют в бокс для еще одного осмотра.

VIII. Школьникам и студентам представили фото- и видеоматериалы об автомобильном заводе с последующей демонстрацией работы VR-тренажера для эффективного обучения персонала окрасочных производств. Каждый желающий смог самостоятельно покрасить дверь автомобиля, капот, а также кабину в зеленый, синий, красный и другие цвета на VR-тренажере.

IX. Представители колледжа, АО «АЗ „УРАЛ"» посетили родительские собрания, классные часы, где продемонстрировали карьерные карты выпускника, разработанные колледжем совместно с работодателем и демон-

стрирующие траекторию профессионального развития — с окончания колледжа и до достижения вершины карьерной лестницы на предприятии. Показали имиджевый ролик «Мы научим думать своими руками!», созданный участниками студенческого медиацентра.

X. Представители АО «Автомобильный завод „УРАЛ"» на территории своего предприятия провели традиционное награждение студентов — участников «Научно-технической конференции», направленной на формирование бережливой личности, а также призеров и участников конкурса «Профессионалы „УРАЛа"».

Результаты исследования и их обсуждение

Для подтверждения либо опровержения успешности реализации модели формирования бережливой личности была проведена итоговая диагностика сформированности компетенций (рис. 5). Целевым показателем выступало достижение не менее чем у 80 % обучающихся уровня опыта.

Результаты итоговой диагностики:

- воспитанники детского сада: уровень некомпетентности — 2,6 %; уровень развития — 10,3 %; уровень опыта — 81,5 %; уровень мастерства —5,6 %;

- обучающиеся 9-х классов: уровень некомпетентности — 2,3 %; уровень развития — 4,7 %; уровень опыта — 83,7 %; уровень мастерства — 9,3 %;

- обучающиеся III курса колледжа: уровень некомпетентности — 1,5 %; уровень развития — 1,9 %; уровень опыта — 86,4 %; уровень мастерства — 10,2 %.

□ Детский сад В Гимназия В Колледж

Рис. 5. Сравнительный анализ входной и итоговой диагностик

Проведя сравнительный анализ входной и итоговой диагностик, отметим следующую динамику:

1) воспитанники детского сада: уровень некомпетентности снизился на 34,9 %; уровень развития снизился на 40,53 %; уровень опыта вырос на 69,83 %; уровень мастерства вырос на 5,6 %;

2) обучающиеся 9-х классов: уровень некомпетентности снизился на 33,8 %; уровень развития снизился на 46,6 %; уровень опыта увеличился на 71,1 %; уровень мастерства вырос на 9,3 %;

3) обучающиеся III курса колледжа: уровень некомпетентности снизился на 49,89 %; уровень развития снизился на 32,82 %; уровень опыта вырос на 72,51 %; уровень мастерства вырос на 10,2 %.

В целом на уровнях некомпетентности и развития наблюдается отрицательная динамика, это демонстрирует переход обучающихся/ воспитанников на более высокий уровень развития бережливой личности. Уровень развития у всех категорий участников превышает целевой порог 80 %. Доля обучающихся/воспитанников, у которых на входной диагностике наблюдался

уровень развития, достигла уровня мастерства. Результаты подтверждают эффективность реализации модели формирования бережливой личности.

Заключение

Основной целью разработки и апробации модели была попытка разрешить на практическом уровне противоречие между социальным заказом на подготовку выпускника, обладающего на уровне опыта корпоративными, лидерскими, профессиональными компетенциями, знанием основ корпоративной культуры, владеющего философией бережливого производства, и отсутствием практики его подготовки в действительности. По результатам итоговой диагностики в среднем 83,87 % обучающихся/во спи-танников достигли целевого уровня опыта.

Потоковая модель формирования бережливой личности на уровнях детский сад — школа — колледж — работодатель успешно апробирована. Практическая значимость модели заключается в том, у выпускника колледжа нет необходимости в переобучении на рабочем месте на предприятии. Опыт разработки и реализации может быть тиражирован на другие образовательные организации.

Список источников

1. Хаванов В. С. Бережливые технологии в среднем профессиональном образовании // Образование. Карьера. Общество. 2022. № 1 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/berezhlivye-tehnologii-v-srednem-professionalnom-obrazovanii (дата обращения: 02.04.2024).

2. Бахматова Т. Г., Бахматов М. С. Тенденции и перспективы внедрения инструментов бережливого производства // Известия Байкальского государственного университета. 2022. Т. 32, № 4. С. 771-778. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-i-perspektivy-vnedreniya-instrumentov-berezhlivogo-proizvodstva (дата обращения: 02.04.2024).

3. Евлоева Х. А. Роль игры в воспитании дошкольников // Наука и образование сегодня. 2024. № 1 (78). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/rol-igry-v-vospitanii-doshkolnikov (дата обращения: 02.04.2024).

4. Даниленко М. И. Внедрение бережливых технологий в управление организацией // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-berezhlivyh-tehnologiy-v-upravlenie-organizatsiey (дата обращения: 02.04.2024).

5. Фролов В. П. Внедрение технологий бережливого производства в управлении производством и организацию рабочих мест : монография. 2-е изд. Москва : Дашков и К, 2022. 77 с. ISBN 978-5-394-04750-3. URL: https://znanium.com/catalog/product/1922289 (дата обращения: 02.04.2024). Режим доступа: по подписке.

6. Джонсон К. Б., Иванова И. В. Аудит качества как инструмент постоянного улучшения системы менеджмента качества организации // Вестник науки. 2024. № 1 (70). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/audit-kachestva-kak-instrument-postoyannogo-uluchsheniya-sistemy-menedzhmenta-kachestva-organizatsii (дата обращения: 02.04.2024).

7. Башарина О. В., Григорьева И. А. Интеграция цифровых и бережливых технологий как условие совершенствования деятельности профессиональных образовательных организаций // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 1 (41). С. 62-73. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-tsifrovyh-i-berezhlivyh-tehnologiy-kak-uslovie-sovershenstvovaniya-deyatelnosti-professionalnyh-obrazovatelnyh (дата обращения: 02.04.2024).

References

1. Khavanov VS. Lean technologies in secondary vocational education. Obrazovanie. Kar'era. Obshchestvo = Education. Career. Society. 2022;(1(72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ber-ezhlivye-tehnologii-v-srednem-professionalnom-obrazovanii. (In Russ.).

2. Bakhmatova TG, Bakhmatov MS. Trends and prospects for the implementation of lean production tools. Izvestiya Baykal'skogo gosudarstvennogo universiteta = News of the Baikal State University. 2022;32(4):771-778. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-i-perspektivy-vnedreni-ya-instrumentov-berezhlivogo-proizvodstva. (In Russ.).

3. Evloeva KhA. The role of games in the education of preschoolers. Nauka i obrazovanie se-godnya = Science and education today. 2024;(1(78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-igry-v-vospitanii-doshkolnikov. (In Russ.).

4. Danilenko MI. Introduction of lean technologies in organization management. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika = Economics and business: theory and practice. 2020;(7). URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/vnedrenie-berezhlivyh-tehnologiy-v-upravlenie-organizatsiey. (In Russ.).

5. Frolov VP. Vnedrenie tekhnologiy berezhlivogo proizvodstva v upravlenii proizvodstvom i or-ganizatsiyu rabochikh mest = Introduction of lean production technologies in production management and organization of workplaces. Moscow: Dashkov i K; 2022. 77 p. URL: https://znanium.com/cata-log/product/1922289. (In Russ.).

6. Johnson KB, Ivanova IV. Quality audit as a tool for continuous improvement of the organization's quality management system. Vestnik nauki = Bulletin of Science. 2024;(1(70). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/audit-kachestva-kak-instrument-postoyannogo-uluchsheniya-sistemy-menedzhmenta-kachestva-organizatsii. (In Russ.).

7. Basharina OV, Grigorieva IA. Integration of digital and lean technologies as a condition for improving the activities of professional educational organizations. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2024;(1(41):62-73. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-tsifrovyh-i-berezhlivyh-tehnologiy-kak-uslovie-sovershenstvovaniya-deyatelnosti-professionalnyh-obrazovatelnyh. (In Russ.).

Информация об авторе

М. В. Ляшенко — заместитель директора по информационным технологиям и учебно-методической работе.

Information about the author

M. V. Lyashenko — Deputy Director for information technologies and educational work.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 05.04.2024 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 22.04.2024 Принята к публикации / Accepted for publication: 03.06.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.