УДК 37.072+37.014.544 Бабкин Е.Н., Репринцева Г.А.
Бабкин Е.Н.
заместитель директора «Центр образования № 1» г. Белгорода имени Героя Российской Федерации Антона Геннадьевича Копейкина
(г. Белгород, Россия)
Репринцева Г.А.
канд. психол. наук, методист центра компетенций по внедрению бережливых технологий Белгородский институт развития образования (г. Белгород, Россия)
ОПЫТ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВНЕДРЕНИИ МЕТОДОВ БЕРЕЖЛИВОГО
ПРОИЗВОДСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация: в данной публикации рассмотрены вопросы воспитания бережливой личности в аспекте развития персонала образовательной организации и совершенствовании системы менеджмента в условиях внедрения методов и инструментов бережливого производства. Обосновывается точка зрения о необходимости и целесообразности обеспечения интеграции образовательной и управленческой деятельности для достижения статуса бережливой образовательной организации.
Ключевые слова: менеджмент образования, бережливое производство, проектная деятельность, интеграция образовательной и управленческой деятельности, развитие персонала.
В настоящее время актуальным направлением развития менеджмента образования в Белгородской области выступает внедрение методов и инструментов бережливого производства [3]. Активную работу в этом
направлении проводят, прежде всего, образовательные организации высшего и среднего профессионального образования, при этом поставлена задача формирования вертикали «Бережливый детский сад - Бережливая школа -Бережливый колледж/вуз», как в аспекте воспитания бережливой личности обучающихся, так и в плане бережливого управления образовательными организациями [1]. Как известно, разработаны и действуют государственный стандарты системы менеджмента: ГОСТ Р 56404-2015 «Бережливое производство. Требования к системам менеджмента», ГОСТ Р 56405-2015 «Процесс сертификации систем менеджмента. Процедура оценки», ГОСТ Р 56406-2015 «Аудит. Вопросы для оценки системы менеджмента», ГОСТ Р 575222017 «Бережливое производство. Руководство по интегрированной системе менеджмента качества и бережливого производства». В целях обеспечения единства воспитательных (педагогических) и управленческих (организационных) задач в вопросах воспитания бережливой личности (как обучающихся, так и педагогических работников), в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Центр образования №2 1» г. Белгорода имени Героя Российской Федерации Антона Геннадьевича Копейкина (МАОУ «ЦО № 1») ведется целенаправленная деятельность по интеграции идей и принципов бережливого производства в образовательную деятельность и систему менеджмента. Направление «Внедрение бережливых технологий в деятельность учреждения» включено в программу развития МАОУ «ЦО № 1» на 2021-2025 годы, с сентября 2023 года на базе данной образовательной организации реализуется проект «Подготовка образовательной организации к партнерской проверке на определение соответствия статусу «образец регионального уровня» на основе оценки качества применения методов бережливого производства». Опираясь на имеющийся у образовательной организации опыт бережливого образования бережливого управления, планируется к 27 сентября 2024 года обеспечить соответствие муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 1» г. Белгорода имени Героя Российской Федерации Антона Геннадьевича Копейкина статусу не ниже «образец»
регионального уровня по методологии госкорпорации «Росатом». Чтобы достичь этой цели, необходимо усовершенствовать систему менеджмента образовательной организации с учетом требований (согласно методическим рекомендациям [2]) и добиться максимальной согласованности образовательной и организационно-управленческой деятельности в вопросах бережливого производства.
В соответствии с планом развития МАОУ «ЦО № 1» на 2021-2025 годы и в рамках подготовки к партнерской проверке на определение соответствия статусу «образец регионального уровня» на основе оценки качества применения методов бережливого производства» по методологии госкорпорации «Росатом» актуализирована миссия образовательной организации «Формирование обучающегося - интеллектуала, исследователя, интеллигента». Миссия отражает главный вектор развития учреждения в привязке к федеральной и региональной стратегии развития образования, а также к требованиям образовательных стандартов. Помимо этого, сформированы цели в формате SQDCM(E), интегрирующем целевые направления, связанные с безопасностью, качеством, исполнением заказа, затратами и корпоративной культурой, что позволяет обеспечить целостность и системность непрерывных улучшений по ключевым направлениям потока создания ценности с учетом показателей программы развития образовательной организации.
Чтобы обнаружить «точки роста» рабочей группой из числа сотрудников МАОУ «ЦО № 1» проведена самопроверка качества внедрения методов и инструментов бережливого производства в соответствии с чек-листами, опубликованными в Методических рекомендациях рекомендации по проведению партнерской проверки качества образцов (ППКО) [2]. Обобщив результаты внутренней проверки по направлениям «Управление проектами улучшений», «Вовлечение, обучение и мотивация персонала» и «Готовность к тиражированию», было решено активизировать деятельность учреждения с целью достичь показателей качества внедрения методов и инструментов
бережливого производства (согласно чек-листам муниципального и регионального уровней [2]) не ниже 80%.
Качество применения методов бережливого производства в деятельности образовательной организации и эффективность проектной деятельности зависят от уровня подготовки персонала, поэтому сотрудники МАОУ «ЦО № 1» запланировали на 2023-2024 годы повышение квалификации в вопросах бережливого производства (30 человек успешно закончили курсы повышения квалификации по теме «Внедрение бережливых технологий в деятельность образовательных учреждений и педагогов в соответствии с ФГОС» в октябре 2023 года).
Важным инструментом воспитания бережливого мышления обучающихся и сотрудников образовательной организации выступает «Фабрика процессов», которая была разработана в 2019 году и уже стала достаточно «обкатанной». Внутренние тренеры МАОУ «ЦО № 1» за прошедшие годы обучили 240 школьников и 16 работников образовательной организации. Опыт подготовки детей и взрослых на «Фабрике процессов» был представлен в ходе регионального вебинара «Создание площадки «Фабрика процессов». Разработка пакета материалов для организации и проведения фабрики процессов» (31.10.2023г., ОГАОУ ДПО «БелИРО), и получил одобрение участников вебинара.
В управлении развитием компетенций педагогов образовательной организации считаем целесообразным применение матрицы компетенций, содержащей перечень ключевых компетенций по внедрению бережливых технологий в образовательной и трудовой деятельности, а именно: 5С,
Доска задач, Диаграмма спагетти, 5 почему, Визуализация, Пока-йоке,
Крест безопасности и др.
Необходимым элементом системы бережливого менеджмента является система подачи предложений по улучшению процессов, которая функционирует в МАОУ «ЦО № 1» г. Белгорода с 2019 года. Благодаря этой системе были получены и внедрены, следующие бережливые инициативы:
оптимизация процесса организации питания обучающихся, оптимизация процесса организации книговыдачи.
Внедрение бережливых технологий позволило образовательной организации победить в областном этапе конкурса «Школа года - 2019», где были представлены основные направления деятельности «Бережливой школы», с 2019 года МАОУ «ЦО № 1» г. Белгорода регулярно входит в федеральный рейтинг «РАЭКС - Аналитика» лучших школ по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России, что в свою очередь является результатом формирования целей через SQDCM(E).
Таким образом, идеи бережливого производства внедряются как в систему менеджмента муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 1» г. Белгорода имени Героя Российской Федерации Антона Геннадьевича Копейкина (МАОУ «ЦО № 1»), так и в образовательную деятельность, образуя стартовый элемент вертикали «Бережливый детский сад - Бережливая школа - Бережливый колледж/вуз». Полагаем, что реализация проекта по подготовке образовательной организации к партнерской проверке на определение соответствия статусу «образец регионального уровня» на основе оценки качества применения методов бережливого производства по методологии госкорпорации «Росатом» не только позволит добиться совершенствования системы менеджмента, но и повысит удовлетворенность всех участников образовательных отношений работой образовательной организации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Давыдова Н. С. Бережливое образование: от локальных проектов к формированию системы менеджмента бережливого производства // Проектная и бережливая синергия как фактор повышения производительности труда (образование). 2018. С. 4-11;
2. Методические рекомендации по проведению партнерской проверки качества образцов (ППКО) [Электронный ресурс] // URL: https://clck.ru/377EP8 (дата обращения: 14.12.2023);
3. Научно-прикладные основы развития бережливых технологий в образовательных организациях региона / С.А. Аверина, М.В. Владыка, М.С. Старикова, И.В. Чистникова // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2022. Т. 8. № 4. С. 113-123.
Babkin E.N., Reprintseva G.A.
Babkin E.N.
Center of Education No. 1 of Belgorod named after Hero of Russia Anton Kopeikin (Belgorod, Russia)
Reprintseva G.A.
Belgorod Institute of Education Development (Belgorod, Russia)
EXPERIENCE OF INTEGRATING EDUCATIONAL AND MANAGEMENT ACTIVITIES IN IMPLEMENTATION OF LEAN PRODUCTION METHODS IN EDUCATIONAL ORGANIZATION
Abstract: this publication examines the issues of education of a thrifty personality in the aspect of staff development of an educational organization and improvement of the management system in the context of the introduction of lean production methods and tools. The point of view on the necessity and expediency of ensuring the integration of educational and managerial activities in order to achieve the status of a lean educational organization is substantiated.
Keywords: education management, lean manufacturing, project activities, educational activities, personnel development.