УДК 37.072+37.014.544
Максименко А.А.
заведующий центром компетенций по внедрению бережливых технологий Белгородский институт развития образования (г. Белгород, Россия)
ПАРТНЕРСКАЯ ПРОВЕРКА НА СООТВЕТСТВИЕ СТАТУСУ «ОБРАЗЕЦ» ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация: в данной публикации рассмотрены вопросы проведения проверки соответствия образовательной организации требованиям, определенным методологий госкорпорации «Росатом» к организациям, внедряющим бережливые технологии. Показаны возможности партнерской проверки как инструмента развития образовательной организации в аспекте бережливого производства. Автор обосновывает целесообразность реализации проекта по подготовке образовательной организации, имеющей опыт бережливого производства, к прохождению партнерской проверки на соответствие статусу «образец» применения методов бережливого производства по методологии ГК «Росатом».
Ключевые слова: бережливое производство, образовательная организация, партнерская проверка, развитие, менеджмент.
В современных условиях развития общества всё более актуальной становится задача рачительного хозяйствования и воспитания бережливого мышления. Эту задачу необходимо решать во всех сферах жизнедеятельности, особую значимость она приобретает в сфере образования. С одной стороны, необходимо воспитывать соответствующие компетенции у обучающихся, с другой стороны, важно так организовать образовательный процесс, чтобы повышалась удовлетворенность трудом педагогов и совершенствовалось качество образования. Условия образовательной деятельности отражаются на
удовлетворенности родителей работой образовательной организации, экономное использование ресурсов позитивно влияет на все стороны жизни: и воспитываем бережливого гражданина, и получаем возможность перераспределить ресурсы с учетом потребностей участников образовательных отношений.
Одним из инструментов, который используется при внедрении бережливого управления в организациях и на предприятиях, - это так называемая «партнерская проверка» применения методов бережливого производства. Руководителям организаций и предприятий знаком термин «аудит», проверка в целях совершенствования деятельности. «Партнерская проверка» объединяет принципы внешнего и внутреннего аудита. Это своеобразная экспресс-диагностика, которая проводится с привлечением высококвалифицированных специалистов в области бережливого производства и бережливого управления. Термин «партнерская проверка» акцентирует функции поддержки и стимулирования, в противовес контролю и поиску нарушений. Партнерская проверка нацелена на создание условий для развития и совершенствования в логике бережливого производства.
Ключевая идея бережливого производства - это постоянное совершенствование, поиск «точек роста» в текущей деятельности, совершенствование условий труда и качества продукции. Применительно к образовательным организациям, следует говорить об условиях труда педагогических работников и других специалистов, обеспечивающих функционирование образовательной организации, о совершенствовании условий образовательной деятельности и повышении удовлетворенности родителей обучающихся.
В рамках партнерской проверки осуществляется передача личного опыта и обмен лучшими практиками применения бережливых технологий. Как отмечают приглашенные в качестве экспертов специалисты, партнерская проверка позволяет сравнить варианты решения управленческих задач, сопоставить свои наработки с практикой других образовательных организаций. Таким образом, партнерская проверка направлена и на определение наилучших
путей решения проблем. Систематизация наработок бережливого производства и бережливого управления - одно из актуальных направлений современных исследований в области менеджмента в целом и менеджмента образования в частности.
Партнерская проверка позволяет выявить сильные стороны в реализации принципов и методов бережливого производства, а также дает возможность обнаружить те области деятельности, которые можно улучшить.
В широком плане партнерская проверка стимулирует формирование в организации культуры постоянных улучшений.
Остановимся более подробно на вопросе о нормативно-правовой базе организации партнерской проверки системы менеджмента бережливого производства (СМБП).
«Внутреннее содержание системы менеджмента бережливого производства регламентируется ГОСТ Р 56404-2015 «Бережливое производство. Требования к системам менеджмента». Также в целях проведения аудита и сертификации СМБП применяются ГОСТ Р 56405-2015 «Процесс сертификации систем менеджмента. Процедура оценки» и ГОСТ Р 56406-2015 «Аудит. Вопросы для оценки системы менеджмента». В 2017 г. был принят ГОСТ Р 57522-2017 «Бережливое производство. Руководство по интегрированной системе менеджмента качества и бережливого производства» с учетом необходимости конвергенции данных систем.
Обеспечение соответствия организации требованиям ГОСТ Р 56404 предполагает следующие виды работ: создание и поддержание в актуальном состоянии определенных документов (руководство по СМБП, политика в области СМБП, цели, реестр процессов и др.), назначение ответственных работников и систематическое повышение их квалификации по данному профилю, проведение мониторингов качества оказываемых услуг и принятие мер - «корректирующих и предупреждающих действий» - в отношении проблемных участков.
Внедрение СМБП в деятельность образовательных организаций призвано решить ряд проблем: упорядочение потока создания ценности по основным производственным процессам, упорядочение организации рабочих мест сотрудников, создание системы сбора и реализации предложений по совершенствованию внутренних процессов. Конечной целью СМБП декларируется минимизация потерь и повышение удовлетворенности всех заинтересованных сторон работой данной организации» [2, с.327-328].
Несомненно, управление образовательной организацией имеет свои специфические особенности. Оно предполагает осуществление широкого спектра деятельности: административной, хозяйственной, организационной, правовой, педагогической. Эта деятельность направлена на решение различных по характеру задач. Например, подбор и распределение педагогических кадров, комплектование классов и групп, регулирование режима работы образовательной организации, контроль деятельности педагогов и обучающихся, совершенствование материально-технической базы, строительство, ремонт учебных зданий и сооружений, благоустройство территории, обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических норм и требований, гигиенических нормативов и др.
Итак, сфера образования кардинально отличается от производственной сферы, однако бережливые технологии могут быть эффективно использованы и в сфере нематериального производства.
Опыт интеграции бережливого управления в образовательный менеджмент, представленный на конференциях и в публикациях, свидетельствует, о том, что инструменты и методы бережливого производства позволяют обеспечить постепенное и постоянное совершенствование всех внутренних процессов образовательной организации за счет изменения способов работы и образа мышления сотрудников.
Действующие ГОСТы разработаны изначально для производственных предприятий и коммерческой деятельности, поэтому некоторые термины оказываются неприменимы к сфере образования, в связи с чем исследователи
указывают на целесообразность замены термина «клиент» на «благополучатель», когда речь идет о сфере образования [2, с.337].
Чтобы обеспечить возможность «измерения качества» внедрения методов и инструментов бережливого производства и «степень целостности и эффективности» системы бережливого управления, в менеджменте используются чек-листы для проведения аудита. В чек-листы вносятся оцениваемые параметры, которые в совокупности характеризуют функционирование системы менеджмента бережливого производства в организации. Чек-листы для проведения партнерской проверки позволяют проводить такую оценку по трем направлениям: «Управление проектами улучшений», «Вовлечение, обучение и мотивация персонала» и «Готовность к тиражированию» [1]. Эти направления в совокупности обеспечивают системность внедрения бережливого управления.
Учитывая перечисленный возможности использования партнерской проверки как инструмента развития образовательной организации в аспекте внедрения бережливого производства, был разработан проект по подготовке образовательной организации к партнерской проверке на определение соответствия статусу «образец регионального уровня» на основе оценки качества применения методов бережливого производства. Данный проект реализуется на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 1» г. Белгорода имени Героя Российской Федерации Антона Геннадьевича Копейкина (МАОУ «ЦО №2 1») с сентября 2023 года. Проект предусматривает следующие блоки работ:
1. Проведение самооценки, внутренней проверки общеобразовательного учреждения на соответствие статусу «образец» регионального уровня по методологии ГК «Росатом».
2. Внедрение принципов бережливого управления в общеобразовательной организации.
3. Внедрение инструментов бережливого управления.
4. Подготовка, запуск и мониторинга реализации бережливых проектов по улучшениям.
5. Обобщение и передача опыта внедрения бережливого управления.
6. Проведение партнерской проверки качества образца.
7. Проведение информационной кампании.
Система мер, конкретизированных в каждом из блоков работ, распределена по срокам их выполнения и ответственным исполнителям, что обеспечивает управляемость и контролируемость процессов в проекте.
Программа развития МАОУ «ЦО № 1» на 2021-2025 годы «Интеграция. Открытость. Непрерывность развития» включает в себя подпрограмму «Внедрение бережливых технологий в деятельность учреждения». Администрация муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 1» г. Белгорода имени Героя Российской Федерации Антона Геннадьевича Копейкина (МАОУ «ЦО № 1») включилась в проектную деятельность в целях обеспечения эффективного управления внутренними проектами, стимулирования сотрудников к внедрению методов и инструментов бережливого производства, а также в целях повышения статуса образовательной организации. Команда проекта растёт, сотрудники МАОУ «ЦО № 1» проходят обучение базовым методам бережливого производства (в форме повышения квалификации), нарабатывается опыт наставничества по вопросам применения методов инструментов бережливого производства (внутренние тренеры пробуют свои силы в обучении персонала МАОУ «ЦО № 1»).
Полагаем, опыт подготовки к партнерской проверке на соответствие статусу «образец» применения методов бережливого производства по методологии ГК «Росатом» будет полезен не только работникам данной образовательной организации, но и других образовательных организаций региона.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Методические рекомендации по проведению партнерской проверки качества образцов [Электронный ресурс] // URL: https://clck.ru/377EP8 (дата обращения: 14.12.2023);
2. Никулина Е.В., Харченко К.В. Внедрение системы менеджмента бережливого производства в образовательных организациях: проблемы и перспективы // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. -2022. - № 2. - С. 326-339.
Maksimenko A.A.
Belgorod Institute of Education Development (Belgorod, Russia)
PARTNER VERIFICATION OF COMPLIANCE WITH "SAMPLE" STATUS OF APPLICATION OF LEAN MANUFACTURING METHODS AS A TOOL FOR DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL ORGANIZATION
Abstract: this publication discusses the issues of verifying the compliance of an educational organization with the requirements defined by the methodologies of the Rosatom State Corporation for organizations implementing lean technologies. The possibilities of partner verification as a tool for the development of an educational organization in the aspect of lean production are shown. The author substantiates the expediency of implementing a project to prepare an educational organization with experience in lean manufacturing to undergo a partner verification for compliance with the "sample" status of applying lean manufacturing methods according to the methodology of Rosatom State Corporation.
Keywords: lean manufacturing, educational organization, partner verification, development, management.