EDN: GDMNRO УДК 7.03
THE EXHIBITION PROJECT "UNITY OF OPPOSITES"
A.L. Gabysheva
National Art Museum of the Republic of Sakha (Yakutia) Yakutsk, Russian Federation
Abstract: the exhibition project "Unity ofOpposites" is presented in the context of different aesthetic systems and creative strategies based on the dialogue of two diametrically opposed creators. Colorful information flows, which are filled with energy, awaken the brightness and sharpness of emotional experiences in the exhibition space, involving the viewer into their game. The exhibition demonstrates a kind of a dialogue between the epochs, and generations: the pictorial legacy of the Honored artist Afanasy Sobakin timed to his 95th anniversary and the works of his daughter Olga Skorikova - a painter, and designer who also celebrates her anniversary. The idea of the exhibition "Unity of Opposites" comes from an understanding of the global historical changes in the country that took place during the 20th century and the associated destinies and visual searches of masters. The creative paths of artists do not intersect, the elder is a bright representative of the realistic school of the 20th century, the younger is an exponent of the "time of change" of the late 20th - early 21 th centuries who represents one of the facets of the most interesting phenomena of Yakutia contemporary art.
Keywords: exhibition; artist; school; painting; realism; innovation; experiment; shape; color.
Citation: Gabysheva, A.L. (2023). THE EXHIBITION PROJECT "UNITY OF OPPOSITES". IzobraziteV noe iskusstvo Urala, Sibiri i DaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 2, № 2(15). pp. 144-155.
А.Л. Габышева
Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) Якутск, Российская Федерация
ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ «ЕДИНСТВО ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ»
Выставочный проект «Единство противоположностей» представлен в контексте разных эстетических систем и творческих стратегий, базирующихся на диалоге двух диаметрально противоположных творцов. Наполненные энергией красочные информационные потоки в пространстве экспозиции пробуждают яркость и остроту эмоциональных переживаний, вовлекая зрителя в свою игру. Выставка демонстрирует своеобразную перекличку эпох, поколений: живописное наследие заслуженного деятеля искусств Афанасия Собакина, представленное в связи с 95-летием со дня его рождения, и произведения его дочери Ольги Скориковой - живописца, дизайнера, отмечающего свой юбилей. Идея вернисажа «Единство противоположностей» исходит из понимания глобальных исторических перемен в стране, произошедших в течение XX столетия, и связанными с ними судьбами и изобразительными поисками мастеров. Творческие пути художников не пересекаются, старший - яркий представитель реалистической школы XX века, младшая - выразитель «времени перемен» конца XX - начала XXI века, представляющая одну из граней интереснейшего явления современного искусства Якутии.
Ключевые слова: выставка; художник; школа; живопись; реализм; новаторство; эксперимент; форма; цвет.
О.А. Скорикова. Великий полет. 2017. Холст, смеш. техника. 70x55
Собственность автора
О.А. Skorikova. Great flight. 2017. Canvas, mixed technique. 70x55
Author's property
АФАНАСИЙ СОБАКИН
Афанасий Петрович Собакин родился в 1928 году в маленьком селе Кытанах Чу-рапчинского района. Этот год является значимым для якутских художников: тогда родилось целое поколение талантливых мастеров, сформировавших изобразительное искусство Якутии XX века. Среди них такие имена, как Эллэй Сивцев, Афанасий Осипов, Олег Ковалевский, Виктор Петров и многие другие.
А.П. Собакин - рисовальщик традиционного склада - пришел в искусство в конце 1950-х годов. Ему были близки принципы русской академической художественной школы: реализм, социальная направленность, типизация и, конечно, романтический взгляд на действительность. В 1952 году он окончил Якутское художественное училище, после учебы был приглашен на работу в Якутский музей изобразительных искусств. В 1956 году музей посылает его в Москву на курсы при Государственных центральных художественно-реставрационных мастерских имени академика И.Э. Грабаря [2, с. 75]. В начале 1970-х годов живописец вспоминал, что Москва в тот период бурлила, в воздухе витали «свободы», только что прошел судьбоносный XX съезд КПСС. В творческих кругах обсуждался приезд в 1955 году мексиканского художника-муралиста Давида Сикейроса. Он выступил с критикой советских художников: по его мнению, они в своем мышлении остались в XIX веке, а вокруг жизнь бьет ключом, пришли иные ритмы и надо идти в ногу со временем. Афанасий Петрович был свидетелем выставки Рокуэлла Кента - одного из крупнейших представителей американского реализма XX века, присутствовал на Международном фестивале молодежи и студентов, а в следующем году стал очевидцем феноменального культурного события - открытия выставки Николая Рериха в Выставочном зале Союза художников СССР на Кузнецком мосту. Пришла другая социальная и культурная реальность. Эти новые веяния, свежая струя впечатлений не могли не оказать влияния на молодого художника. Вернувшись на родину после учебы в ГЦХРМ имени академика И.Э. Грабаря, он по-новому стал решать живописные задачи. Это хорошо заметно по его работам. Ему удалось уйти от помпезного, выродившегося к тому времени приукрашенного соцреализма, который ярко проступает в его ранней работе - несколько лубочном «Охотнике» (1950-е). Коренные сдвиги
в общественных отношениях выразились в остроте его эстетических исканий: через живопись он словно познает смыслы бытия. Поиск выразительных средств в отображении реальной формы приведет к появлению у художника новых возможностей в области цвета, структуры красочной поверхности, он осваивает технику «а-ля прима»1, вырабатывает свой образный язык. Афанасий Собакин никогда не обращался к беспредметным опусам, но его эмоциональная живая манера сочно накладывать мазок выявляла потенциал для сходственных интерпретаций. Это выразилось в обновленной эстетике его самовыражения. Новаторство в творчестве А.П. Собакина было предрешено развитием самой реальности, устремления художника плодотворно воплотились в произведении «Танец
А.П. Собакин. Старушка. 1960. Холст, масло. 95x68,5
Национальный художественный музей Республики Саха (Якутии)
А.Р. Sobakin. Old lady. 1960. Oil on canvas. 95x68,5
National Art Museum of the Republic of Sakha (Yakutia)
стерхов» (1966), для которого были характерны импрессионистические и реалистические нюансировки, он смело экспериментирует с цветом и техникой. Картина написана в технике «а-ля прима», говоря по-другому, живопись немногослойна, местами написана до полного высыхания корпусного красочного слоя без последующего нанесения мазков, а если встречается второй слой, то он прописан по сырому фону. Работа совершенно не напоминает его ранние приглушенные тоновые классические портреты подмалевком и лессировками. Здесь более смел и искусен подход к решению колористической задачи в пейзаже, где основными средствами являются экспрессивный размашистый пастозный мазок и яркое декоративное сочетание цвета. Случайно увиденный художником удивительный танец белых журавлей в естественной среде был удачно переложен им на язык живописи. Срезанный горизонт разворачивает плоскость картины вместе с танцующими птицами прямо на зрителя. Впечатление реальности происходящего усиливают плотные, густые краски, слож-носоставной колорит. Белый стерх-журавль с
А.П. Собакин. Молодая
учительница. 1963. Холст, масло. 100x90,5
Национальный художественный музей Республики Саха (Якутии)
А.Р. Sobakin. Young teacher. 1963.
Oil on canvas. 100x90,5
National Art Museum of the Republic of Sakha (Yakutia)
красным длинным клювом, чистым «серебряным» звуком курлыканья является эндемиком северных территорий страны, размах его крыльев с черными перьями на концах более двух метров [3, с. 4]. Древние предания народа саха
у ?
гласят, что кыталык и могут перевоплощаться в красивых девушек. Поэтому существовал обычай случайно добытого во время брачного периода стерха наряжать в женскую одежду и вносить в дом через окно, при этом оказывать ему всяческие почести [1, с. 26]. Темпераментный цветовой ритм мазка кисти передает восторг автора от случайно увиденного «волшебного действа» образного пробуждения весенней природы. Редко кому посчастливится воочию видеть брачные игры прекрасных птиц... И художник остановил на полотне это удивительное мгновение. Холст организован, подчинен единому замыслу. Природа, ее совершенство и красота вместе с грациозными птицами предстают на картине как неразделимый художественный образ.
Тема белоснежных стерхов рефреном проходит сквозь творчество Афанасия Петровича. Он пишет еще шесть картин, каждый раз по-иному интерпретируя сцену с весенним танцем. В его поэтике образы белых гордых птиц воплощали надежду, вдохновение, красоту, которая возвышает душу. В 1990-е годы, характерные для якутского изобразительного искусства повышенным вниманием к национальной картине мира и мифологической символике, художник, приобщаясь к Универсуму, легко транслирует на холст строго выверенную композиционную историю с журавлями в новом ключе. Так, в фольклор-но-сказочном мире картины «Утренняя песня» (1990) он пытается уловить метаморфозу превращений воздушных небесных дев в прекрасных грациозных особей, олицетворяющих стихию таинственных сил природы. Трепетные, живые мазки кисти задают легкую зыбь красочной поверхности. Колорит картины напоен тонкими серебристыми оттенками, тающими в заоблачных далях. Разрабатывая мифологический сюжет, автор сознательно взаимодействует с реальным пейзажем, при этом используя условный язык и утонченный цветовой колорит.
В его наследии достаточно широк арсенал жанров, представляющий портрет, тематическую картину, пейзаж и натюрморт. Примечательны работы «Портрет костореза В.П. Попова» (1958), «Портрет старушки» (1960), в которых ярко вы-
ражены черты народного характера. В дальнейшем он создает галерею современников, людей разных социальных групп и профессий. Художник писал лица колхозников, шахтеров, рыбаков, строителей, ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, представителей культуры и искусства, наделяя эти образы типическими чертами своей эпохи: «Молодая учительница» (1963), «Портрет комсомолки Люды Авдеевой» (1968), «Портрет профессора Ф.Г. Сафронова» (1976). Солидна серия, посвященная ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, где отдана дань уважения старшему поколению: «Портрет участника Отечественной войны писателя B.C. Соловьева - Болот Боотура» (1975), «Портрет участника сталин-
присущие только им жесты, дана социальная характеристика, свойственная человеку труда. Портрет ударников проникнут духом коллективизма, в нем впечатляет чувство времени и острота ощущения эпохи.
Особое место в творчестве А.П. Собакина занимал пейзаж и историческая картина: «Отцы и дети» (1970), «Уголок Ленских скал» (1979), «Берега Лены» (1981) и др. Его волновали такие непреходящие категории, как человеческая память - «Отстояли Сасыл-Сысы» (1978), «Мечта о будущем» (1987), «Память» (1989). В произведениях раскрывается сразу несколько тем: лирика и драма, красота природы и сыновняя любовь, но тема исторической памяти проявляется в них с особой силой и выражается сквозь призму личностного
градской битвы, заслуженного учителя ЯАССР и РСФСР Н.В. Егорова» (1974) и многие другие. Работы реалистичны, полны неприкрашенной правды, в них привлекает чувство внутреннего достоинства.
В истории изобразительного искусства Якутии А.П. Собакин является одним из первых художников, обратившихся к написанию группового портрета - сложнейшего жанра живописи [4, с. 54]. Правдивы и многогранны образы героев - ударников коммунистического труда якутской государственной типографии имени Ю.А. Гагарина Е. Ивановой, Л. Лыткиной, Л. Степановой, Н. Лукиной. Работа написана в период 1959 по 1962 год. Люди связаны единым процессом сборки книг, изображены в привычной для них рабочей обстановке, убедительно передана индивидуальность каждого, выражения лиц,
начала, авторского голоса с этическими и философскими размышлениями. Особенно ярко это проявляется в биографичном полотне «Память» (1989). Художник пишет автопортрет на фоне старой выцветшей семейной фотографии. В его усталых глазах читаются глубокие раздумья о судьбах своего народа, неизбывная тоска по утраченной семье и драма, постигшая старшее поколение: войны, репрессии, принудительное этапирование жителей Чурапчинского улуса в годы Великой Отечественной войны на необжитые Арктические земли для ловли рыбы. В те годы от голода и холода, тяжелого труда погибли тысячи чурапчинцев, среди них были близкие и друзья семьи [6, с. 96-102]. Одновременно картина отражает тревогу и за будущее своих современников. Так простая композиция с автопортретом обретает сложную смысловую
А.П. Собакин. Танец стерхов. 1966.
Холст, масло. 118x350
Национальный художественный музей Республики Саха (Якутии)
А.Р. Sobakin. Dance of the cranes. 1966.
Oil on canvas. 118x350
National Art Museum of the Republic of Sakha (Yakutia)
структуру и эмоциональное звучание. Известно, что автор планировал создать триптих-эпопею о поколении начала XX века, но не успел... в мастерской остались эскизы, поиски решений будущего произведения.
В творчестве художника, работавшего в духе реализма своей эпохи, особое внимание привлекает образное решение в работе «Морозная мозаика» (1976). Пейзаж обрисован по принципу кинокадра, с высоты птичьего полета. Работа выстроена на динамичном движении красочных мозаичных элементов, из ритмов которых среди заснеженного пространства возникает маленький якутский балаган3, купающийся в воздушной перспективе и пасущиеся лошади.
А.П. Собакин. Портрет комсомолки Люды Авдеевой. 1968. Холст, масло. 145x100
Национальный художественный музей Республики Саха (Якутии)
А.Р. Sobakin. Portrait of the Komsomol member Luda Avdeeva. 1968. Oil on canvas. 145x100
National Art Museum of the Republic of Sakha (Yakutia)
Заданный ритм не останавливает и полоса леса, ограничивающая горизонт, взгляд охватывает расположившийся на anace4 второй балаган и круглый диск солнца, создающий иллюзию глубины высокого небесного купола. Этот затерянный красочный мир возникает как зыбкое воспоминание о детстве и старенькой отцовской юрте - время и вечность на полотне предстают в целостности художественной картины мира. Исполненное широким свободным мазком с применением ярких контрастов, цветоносное полотно вступает в явную перекличку с «мозаичной» работой дочери (Ольги Скориковой) «Облако» (2011). В произведениях Афанасия Собакина проступает абсолютное понимание эстетической ценности окружающей действительности: будь это человек или дерево, старый этёх5, природные стихии, персонажи истории или народный фольклор. Мастер жил и самозабвенно творил, по-своему внося в этот мир понятия красоты, любви и гармонии - простые человеческие истины.
Многие его картины наполнены философскими размышлениями, романтикой или жизнеутверждающим пафосом. Со временем художник не утратил живость восприятия, чувство цвета и образное мышление, о чем свидетельствуют многочисленные работы, написанные на пленэре, - «Поздняя осень» (1990), «На сенокосе» (1994), «Разгар лета» (1995) и многие другие, где проступает любование родными мотивами с внимательным подходом к их претворению. Анализ произведений Афанасия Собакина, яркого представителя своего времени, свидетельствует о неповторимой творческой индивидуальности художника, его живописное наследие занимает достойное место в панораме изобразительного искусства Якутии второй половины XX века.
ОЛЬГА СКОРИКОВА
В 1991 г. не стало Советского Союза, пришла другая социальная и культурная реальность. Именно на это время приходится становление Ольги Скориковой как художника и первого профессионального дизайнера Якутии. В 1990 году она окончила факультет интерьера и оборудования Красноярского художественного института имени В.И. Сурикова, а до него в 1982 г. получила образование в Якутском художественном училище [5, с. 78]. В ее становлении как личности сыграла царившая в доме
творческая атмосфера, часто бывавшие в гостях деятели искусства - друзья отца. После учебы она пробует себя в книжной иллюстрации, станковой живописи, графике и преподавательской работе. В 2002 году Ольга Скорикова была назначена главным художником-дизайнером г. Якутска. Она активно работает с архитекторами: по ее дизайн-проектам оформлено немало зданий в Якутске и наиболее заметен среди них интерьер Саха театра. Ярко заявляя о себе, Ольга Скорикова участвует в молодежных выставках, авангардном движении первого творческого объединения «Флогистон» в Якутске. За ее спиной десятки выставок, она работает в живописи, обращается и к таким смешанным техникам, как ассамбляж, текстиль, коллаж, вышивка. Ольга прочно «стоит на плечах» миро-
вого художественного наследия, и прежде всего мастеров эпохи Возрождения, авангардистов начала XX века, базируется на платформе мифов народов мира, народного искусства Якутии, на стремительных ритмах современного общества. Она не опирается на привычную сюжетную линию, по-своему интерпретируя и осмысливая реальную действительность. Вектор авторских исканий - в непрекращающемся самопознании, эстетическом постижении смысла бытия. Ее произведения заставляют вдуматься, вглядеться, приглашают к сотворчеству, требуя от зрителя самостоятельного полета мысли: это феерически ослепительный «Март» (1996), «Звездное» (2004), «Кариатиды моря» (2005), «День рождения» (2011), «В ожидании весны» (2023).
А. П. Собакин. Морозная мозаика. 1976.
Холст, темпера. 99x109
Национальный художественный музей Республики Саха (Якутии)
А.Р. Sobakin. Frosty mosaic. 1976. Tempera on canvas. 99x109
National Art Museum of the Republic of Sakha (Yakutia)
А.П. Собакин. Память. 1989. Холст, масло. 145,5x189,5
Национальный художественный музей Республики Саха (Якутии)
А.Р. Sobakin. Memory. 1989. Oil on canvas. 145,5x189,5 National Art Museum of the Republic of Sakha (Yakutia)
Художник стремится отойти от привычных форм, пытается отстраниться от традиций и взглядов, устоявшихся в изобразительном искусстве. Ее путь - поиск нового, особенного содержания, других средств выражения и форм произведения, в которых высвечиваются непростые сложные взаимоотношения художника с жизнью. В работах Ольги Скориковой мы редко встретим реалистичные изображения людей или пейзажей, в основном это простые формы, линии, квадраты, концентрические круги - основы макрокосма. Пышные букеты цветов и те рождаются из цветных треугольников и ритмики пересекающихся линий - «Букет с розовыми цветами» (2016), «Букет с вербой» (2021). Она экспериментирует с цветовыми плоскостями, создает видимость трехмерного пространства -«Август» (2013), диптих «Она», «Удачная суббота» (2013), «Ночь на Намцыре» (2013).
Используя приемы стилизации, художник обращается к античным мифам, по-своему их трактуя: пишет ритмичную декоративную композицию «Похищение Европы» (2006), в которой зеленовато-синюю тональность произведе-
ния рассекает по диагонали гигантский серый бык с драгоценной ношей на спине - прекрасной обнаженной женской фигурой, передающей все очарование образа юной Европы. Притягивает художника и ветхозаветная героиня Юдифь, представляемая автором не молодой воительницей, а зрелой женщиной с потаенным внутренним миром, которая с едва уловимой улыбкой склонилась над отсеченной статуарной белой головой Олоферна. И эта полуулыбка вносит неосознанное беспокойство, нарушающее красивую гармонию красок («Юдифь и Олоферн», 2015).
Пользуясь средствами дизайна, художник транслирует в белое пространство листа вещный мир, его цветовые ритмы, движение, симметрию и асимметрию, легко преодолевая условные пределы видимой среды, - «Танец» (2004). Ольга выработала свой арсенал средств, технологий для визуального воспроизведения реальности: «Озеро» (2015), «Перед грозой» (2020). Ее увлекает линия, форма, цвет и на различных этапах творчества она остается верной этой троице. Произведения требуют соучастия зрителя не в
созерцании, а в сотворчестве, игре мысли: «Белый знак» (1994), «В цветке» (2012).
В общем концептуальном ритме структуры выставки каждый из художников сохраняет индивидуальный характер и самобытность, в то же время их сближает особое целостное восприятие окружающей среды. Если сопоставить чарующую утреннюю зарю реалистичного пейзажа Афанасия Собакина («Утренняя песня», 1990) с вечерней зарей Ольги («Вечерняя заря», 2005), которая сплавлена из геометрических фигур-прямоугольников разных цветовых оттенков, то у этого выверенного многоголосья цвета форма разная, а суть одна: там и тут полное ощущение нежного утра.
«Чеканя» изображение на белом поле листа или холста, Ольга Скорикова преломляет зрительный образ сквозь призму своей художнической позиции, где в линеарных и цветовых чередованиях угадываются фольклорные элементы, орнаментальность, которые значительно усиливают центральный замысел художника и раскрывают эмоциональный, внутренний мир автора. В черно-белой тональности и смешанной технике выполнены последние работы - диптих «В ожидании весны», «Уходит», «Молчание» (2023). В них четко прочитывается этническая ментальность, культурный код, смысловое свойство традиционного сознания отражать предопределенную национальную картину мира. На ослепительно белом поле, словно свершая некий ритуал, она выводит своеобразные символы -бесконечные по горизонтали большие ромбы, состоящие из таких же малых фигур, отмеченных в сочленениях бусинками или серебристыми металлическими бляшками, как на древних вышитых конских чепраках и праздничных якутских костюмах. В чеканном блеске этих бляшек отражается солнце, небо и звезды. Эти некие «константы» как отметины культуры, определяющие базу идентичности человека («С ноября по февраль», 2021; «Восемь зимних месяцев», 2022; «Март 2023»). Изучая поэтику ее произведений последних лет, обнаруживаешь, что в структуре работ нередко ключевую роль играет не только образ, но и слово. Интересны рассуждения художника об этих композициях: «Если прислушаться к собственным эмоциям, и ощущениям, то можно использовать их как источники вдохновения... Каждый начатый и законченный день как узелок. Четыре месяца узелков складываются в подобие пейзажа... Пейзаж природы,
и пейзаж - образ времени как символ текущей жизни. За монотонностью дней скрывается их похожесть и непохожесть. Конечность и бесконечность. Поиск вечной жизни и бесконечности существования в этом мире. Мое бесконечное «я» растворяется в бесконечной зиме, сливаясь с нею и обретая иное содержание, полное смысла и эмоций»6.
Удивительно, как художник находит в длинной жесткой якутской зиме радость, мечты и энергию, наполняя время новыми смыслами, действиями и планами. Так рождаются ее черно-белые символы зимнего Времени: зима пугает не холодом, а протяженностью. Ведь для того, кто научится проживать эту протяженность, она становится близкой, простой и понятной. Автор дарит свободу зрителю диалогически выстроить свою систему ассоциаций, усмотреть жизнь и свет, а возможно, и разрушение в предлагаемых
О.А. Скорикова. Букет в жаркий день. 2022. Оргалит, масло. 60x50
Собственность автора
О.А. Skorikova. Bouquet
on a hot day. 2022. Oil on hardboard. 60x50
Author's property
О.А. Скорикова. Звездное. 2004. Картон, масло. 42x53
Собственность автора
О.А. Skorikova. Starry. 2004. Oil on cardboard. 42x53
Author's property
образах. Образный язык, внутренний понятийный остов творца произрастает из глубинных корней. Опираясь на современные реалии, взгляд художника по-своему формирует оптику культурной идентичности, исходя из должного и возможного. Ее искусство организует пространство, преломляя зрительные образы через поиск новых пластических форм, в смешанных техниках которых проскальзывают якутские традиции с присутствием шитья и вышивки, имитирующей конский волос. Все это рождает взгляд сквозь прошлое-вчера и не наступившее, но уже видимое завтра («Шорохи в тишине», 2013; «Молчание», «Уходит», диптих «В ожидании весны», 2023). Автор стремится постичь и изобразить сокрытую от глаз квинтэссенцию мироздания, многозначные смыслы и символы. Через свой духовный мир она делится размышлениями о красоте окружающего пространства и вечных ценностях. Искусство Ольги эмпиричное, импровизационное, в нем нет детализированного реализма. Эта свобода мышления, вно-
сит в художественную среду Якутии динамику, открытость и экспериментальность. ДРУГАЯ ИПОСТАСЬ ОЛЬГИ СКОРИКОВОЙ В 2021 году, в сложные времена пандемии, Ольга Скорикова была избрана председателем Российского отделения «Союз художников Якутии» ВТОО «СХР». И здесь проявились новые грани ее натуры: она личность общественная. Решение таких вопросов, как содержание материальной базы творческих мастерских, стационарная и передвижная выставочная деятельность, контакты с региональными союзами и др., легло на плечи Ольги. Пришлось разбираться в этом сложном хозяйстве. Ускорился ритм ее жизни, нужно было успевать многое, и это ей удавалось. Уже небольшой период работы на этом посту показал, что она не только креативный художник и дизайнер, но и талантливый организатор. Ольга Скорикова серьезно осознает, что за ее плечами стоит более ста членов СХ -представителей разных возрастов, творческих
направлений: живописцы, графики, скульпторы, художники прикладного искусства, искусствоведы. И она оправдывает их ожидания. Второй год при Союзе художников функционирует отремонтированный небольшой выставочный зал, ежегодно художники участвуют в выставках в других городах, в том числе экспонируются в региональном отделении «Урал, Сибирь и Дальний Восток» Российской академии художеств (г. Красноярск), в залах Национального художественного музея Республики Саха (Якутия). В союзе много молодых художников: ежегодно в члены СХ вступают пять-шесть человек, которых отбирают по строгим профессиональным критериям. Художники выезжают в творческие командировки на Камчатку и по родной Якутии, в другие города России и за рубеж - в Монголию и Китай. Публикации о творцах периодически выходят в журналах «Илин», «Полярная звезда», «Искусство Евразии», «Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока» и других изданиях. Союз художников Якутии по-прежнему остается одним из ведущих творческих союзов страны. Сейчас под руководством Ольги Скориковой успешно идет подготовка к очередной региональной XIII художественной выставке «Дальний Восток», которая состоится в г. Улан-Удэ (сентябрь 2023 г.).
Примечания
1. А-ля прима (от итал. a la prima «в один присест») -разновидность техники масляной живописи (также используется и в акварели), позволяющая выполнить картину за один сеанс.
2. Кыталык (якут.) - белый журавль, стерх.
3. Балаган (якут.) - древнее якутское жилище, построенное в виде усеченной пирамиды из тонких наклонно поставленных бревен.
4. Алаас (якут.) - круглое поле или круглый луг в лесу; поляна с озером.
5. ©тех (якут.) - заброшенное старинное жилье.
6. Цит. по: текстовое пояснение художника к своим работам на выставке «Копи смех к зиме». Апрель 2023. Якутск. Не опубликовано.
Литература
1. Винокурова, У.А. Культ стерха в культуре народа Саха / У.А. Винокурова, А.А. Артамонов. - Якутск : Бичик, 2009. - 118 с.
2. Иванова-Унарова, З.И. Художники Якутии : члены Союза художников России. - Санкт-Петербург, 2006. - 288 с.
3. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) / авт.-сост.: Г. Сафронова и др.; авт. вступ. ст. А. Габышева; науч. ред. И. Потапов. - Якутск : Саха-полиграфиздат, 2001. - 368 с.
4. Потапов, И.А Творческие проблемы художников Якутии. - Якутск : ЯНЦ СО РАН, 1992. - 171 с.
5. Союзу художников Якутии 80 лет: альбом - каталог / сост. II.А. Амыдаева ; авт. идеи В.II. Амыдаев ; ред. З.И. Иванова-Унарова. - Якутск : Медиа-холдинг Якутия, 2021. - 204 с.
6. Чурапчинский улус : История. Культура. Фольклор / Администрация Чурапч. улуса, Ин-т гуманит. исслед. АН РС(Я); [редкол.: Б. II. Попов (отв. ред.) и др.]. - Якутск : Бичик, 2005. - 437 с.
References
1. Vinokurova, U.A., Arlamonov, A.A. Kul't sterha v kul'turc naroda Saha [The cult of the Siberian crane in the culture of the Sakha people]. Yakutsk, Bichik, 2009,118 p.
2. Ivanova-Unarova, Z.I. Hudozhniki Yakutii: chleny Soyuza hudozhnikov Rossii [Yakutia artists: members of the Union of Artists of Russia]. Saint Petersburg, 2006, 288 p.
3. Nacional'nyj hudozhestvennyj muzej Respubliki Saha (Yakutiya) [National Art Museum of the Republic of Sakha (Yakutia)]. Authors and compilers: G. Safronova and others, introduction by A. Gabysheva, scientific editor I. Potapov. Yakutsk, Sahapoligrafizdat, 2001, 368 p.
4. Potapov, I.A Tvorchcskie problcmy hudozhnikov Yakutii [Creative problems of Yakutia artists]. Yakutsk, YANC SO RAN, 1992, 171 p.
5. Soyuzu hudozhnikov Yakutii 80 let: al'bom - katalog [80th anniversary of the Union of artists of Yakutia: an album-catalogue]. Compiler N.A. Amydaeva, the author of the idea V.N. Amydaev, ed. by Z.I. Ivanova-Unarova. Yakutsk, Media-holding Yakutiya, 2021, 204 p.
6. Churapchinskij ulus: Istoriya. Kultura. Fol'klor [Churapchinsky ulus: History. Culture. Folklore], Administration of Churapchinsky ulus, Institute of Humanities of the Academy of Science of the Russian Federation (Yakutia). Ed. by B. N. Popov (ex. ed.) and others. Yakutsk, Bichik, 2005, 437 p.
Об авторе
Габышева Ася Львовна - главный научный сотрудник Национального художественного музея Республики Саха (Якутия), заслуженный деятель искусств РФ и PC (Я), действительный член Академии духовности Республики Саха (Якутия)
E-mail: [email protected]
Gabysheva Asya Lvovna
Chief Researcher at the National Art Museum of the Republic of Sakha (Yakutia), Honored Artist of the Russian Federation and the Republic of Sakha (Yakutia), full member of the Academy of Spirituality of the Republic of Sakha (Yakutia)
О.А. Скорикова. Март. 1996. Оргалит, масло. 55x65
Национальный художественный музей Республики Саха (Якутии)
О.А. Skorikova. March. 1996. Oil on hardboard. 55x65
National Art Museum of the Republic of Sakha (Yakutia)
О.А. Скорикова. Она. 2013. Холст, масло. 73x93
Национальный художественный музей Республики Саха (Якутии)
О.А. Skorikova. She. 2013. Oil on canvas. 73x93
National Art Museum of the Republic of Sakha (Yakutia)
1
О.А. Скорикова. Похищение Европы. 2006.
Оргалит, масло. 35x46
Национальный художественный музей Республики Саха (Якутии)
О.А. Skorikova. Т1ге abduction of Europa. 2006. Oil on hardboard. 35x46
National Art Museum of the Republic of Sakha (Yakutia)