Научная статья на тему 'МИРЫ ХУДОЖНИКА КИНТЭНА'

МИРЫ ХУДОЖНИКА КИНТЭНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
60
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
К.П. ГАВРИЛЬЕВ-КИНТЭН / ПРИРОДА / НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ / СИМВОЛИЗМ / ТЕНГРИАНСТВО / МИФОЛОГИЧЕСКИЙ АРХЕТИП

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Иванова-Унарова Зинаида Ивановна

Статья посвящена творчеству народного художника и заслуженного деятеля искусств Якутии, члена творческого объединения художников Якутии Кирилла Петровича Гаврильева-Кинтэна. Глубоко вникая в культуру и историю своего народа саха, художник создал яркую живописную картину мира, пронизанную мифами, легендами, обогащенную фантазией автора и глубинным символизмом. Он выступает как художник-исследователь и мыслитель, выстраивая религиозно-мифологическую карту мироздания на основе изучения мировых религий и собственных размышлений о жизни в общечеловеческом масштабе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORLDS OF THE ARTIST KINTEN

The article is devoted to the work of the People's Artist and Honored Artist of Yakutia, a member of the creative association of artists of Yakutia Kirill Petrovich Gavrilyev-Kinten. Deeply delving into the culture and history of his Sakha people, the artist created a vivid picturesque image of the world, permeated with myths, legends, enriched with the authors imagination and deep symbolism. He is an artist-researcher and thinker who builds a religious and mythological map of the universe, based on the study of world religions and his own reflections on life in the universal sense.

Текст научной работы на тему «МИРЫ ХУДОЖНИКА КИНТЭНА»

ПЕРСОНАЛИИ

PERSONALITIES

EDN: UEBDDP УДК 7.03

THE WORLDS

OF THE ARTIST KINTEN

Zinaida I. Ivanova-Unarova

Arctic State Institute of Culture and Arts Yakutsk, Russian Federation

Abstract: The article is devoted to the work of the People's Artist and Honored Artist of Yakutia, a member of the creative association of artists of Yakutia Kirill Petrovich Gavrilyev-Kinten. Deeply delving into the culture and history of his Sakha people, the artist created a vivid picturesque image of the world, permeated with myths, legends, enriched with the author's imagination and deep symbolism. He is an artist-researcher and thinker who builds a religious and mythological map of the universe, based on the study of world religions and his own reflections on life in the universal sense.

Keywords: K.P. Gavrilyev-Kinten; nature; folk traditions; symbolism; Tengrianism, mythological archetype.

Citation: Ivanova-Unarova, Z.I. (2023). THE WORLDS OF THE ARTIST KINTEN. IzobraziteV noe iskusstvo Urala, Sibiri i DaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T.2,№1 (14), pp. 130-137.

К. П. Гаврильев-Кинтэн.

Увечного источника. 2022. Холст, масло. 99,5x84,5

Собственность автора

К. P. Gavrilyev-Kinten.

At the eternal spring. 2022. Canvas, oil. 99,5x84,5

'Ihe authors property

3. И. Иванова-Унарова

Арктический государственный институт культуры и искусств Якутск, Российская Федерация

МИРЫ ХУДОЖНИКА КИНТЭНА

Статья посвящена творчеству народного художника и заслуженного деятеля искусств Якутии, члена творческого объединения художников Якутии Кирилла Петровича Гаврильева-Кинтэна. Глубоко вникая в культуру и историю своего народа саха, художник создал яркую живописную картину мира, пронизанную мифами, легендами, обогащенную фантазией автора и глубинным символизмом. Он выступает как художник-исследователь и мыслитель, выстраивая религиозно-мифологическую карту мироздания на основе изучения мировых религий и собственных размышлений о жизни в общечеловеческом масштабе.

Ключевые слова: К.П. Гаврильев-Кинтэн; природа; народные традиции; символизм; тенгрианство; мифологический архетип.

Кинтэн - это творческое имя якутского художника Кирилла Петровича Гаврильева и также название местности, где родились и жили его предки.

У народа саха был старинный обычай: перед тем, как разговориться с человеком, его спрашивали: «Кимтэн кииннээх, хантан хааннаах кики буола^ын? - Откуда родом, чьих кровей ты будешь?» В XVI веке в эпоху междоусобных войн от ответа часто зависела судьба человека, ибо считалось, что личность человека формируют его кровная родословная и местность, откуда он пришел.

Кирилл Петрович Гаврильев родился в небольшом селении Рассолода на правом берегу реки Лены. Окончил Якутское художественное училище, а в 1985 г. - факультет живописи института имени И.Е. Репина (Санкт-Петербургская академия художеств) у профессоров А.Д. Зайцева, В.В. Соколова, Л.А. Худякова. После окончания института вернулся в Якутск преподавателем, затем работал директором художественного училища им. П.П. Романова, ставшего под его руководством одним из лучших образовательных учреждений среднего художественного звена Сибири и Дальнего Востока [2].

Кирилл Гаврильев-Кинтэн всеми своими корнями и думами связан с окружающей средой, чувствует себя частичкой природы и своего народа и неслучайно назвал персональную выставку, проходившую в ноябре 2022 г. в Якутске, «Лики Вселенной». Философское осмысление жизни, времени и пространства он проводит через духовный символизм, через персонификацию космической сущности. Не впервые якутские художники обращаются к духовному наследию своего народа, к эпосу олонхо, к древним сказаниям, обрядам и обычаям. Но каждый по-своему переосмысливает мифологию и верования.

Творчество живописца Тимофея Степанова было откровением в 1980-1990-х гг., когда впервые якутский устный героический эпос олонхо предстал мощно в живописи с подробностями сюжетов и былинных образов богатырей и жителей трех миров.

Кирилл Гаврильев не использует непосредственно сюжеты олонхо. Чтобы понять суть его творчества, надо обратиться к религиозно-философской карте мироздания, созданной художником на основе изучения большого количества олонхо, крупных религий мира и ми-

фов разных народов. Кинтэн искренне убежден, что всё сущее на земле заложено природой, ее космическим происхождением, а управляют жизнью вера и религии [1]. Возвышающий дух творческой личности питают природная среда и народные традиции, идущие из глубин веков. Основой составленной им карты мироздания являются Дух и Память предков, Вечность, Время и Пространство, Движение и Истина, нравственные ценности, заложенные в народной культуре. Главный мотив его произведений -благословенный высшими силами Срединный мир, где рождается человек, дающий начало жизни. Если в Библии было вначале Слово, то в якутских олонхо сказ начинается с описания времени и пространства, разбуженных изначальным Звуком. Об этом картина художника

К. П. Таврилъев-Кинтэн. Автопортрет. 2015. Холст, масло. 70x50

Национальный художественный музей Республики Саха (Я)

К. P. Gavrilyev-Kinten.

Self-portrait. 2015. Canvas, oil. 70x50

National Art Museum of the Republic of Sakha

«Звук. Доргоон». Звуки исполинского шаманского бубна зарождают жизнь и расширяют Вселенную.

Ритуальные сооружения саха - летний высокий конический дом из бересты ураса, вселенское дерево Аал Луук Мае, коновязь сэргэ, встречающиеся во многих картинах как мифологический архетип. Они исполняют роль пространства, связующего человека с небесным куполом и с Верховным божеством Айыы Тангара. Получивший благословение алгыс житель Срединной земли устремляется за пределы земного пространства к Небу к Солнцу где его три души включаются в круговорот Вселенной.

По якутскому верованию, у человека есть три души, органично впитавшие силы Земли, Воздуха и Матери: салгын кут («воздух-душа») означает разум, сир кут - это физическое тело и ийэ кут - материнская душа.

Ощущение себя частью живого организма единой Природы привело Кинтэна к тенгриан-ству. Тенгри (на якутском языке Тангара) и есть древняя религия народа саха. Сакральная сторона древнего учения тенгризма и Айыы Уегэ^э отражаются в метафизике его обрядов.

Одним из ранних произведений художника является картина «Алгыс» - благословление священного огня кормлением кумысом из деревянных ритуальных сосудов чоронов. Вещный мир народа саха главенствует на летнем празднике Ысыах. Об этом говорят сами названия картин «Небесная ураса», «Посуда предков. Осмысление», «У вечного источника».

Всё сущее на этом свете имеет свою душу. В триптихе «Свет сэргэ» художник обращается к старине, когда предки-коневоды воспринимали культовую коновязь-сэргэ как хранитель-оберег, дарующий табунное богатство. Душа коновязи, таинственным светом осененная, хранится в

К. П. Гаврилъев-Кинтэн. Звук. Доргоон. 2020. Холст, масло. 90x90

Собственность автора

К. P. Gavrilyev-Kinten.

Sound. Dorgoon. 2020. Canvas, oil. 90x90

The author 's property

ее дупле; младенец, лежащии на медвежьей лапе, символизирует защиту человека силами природы.

Медведь на якутском языке называется ува-жительно-боязно «дедушкой э/гэ», и это слово якуты вслух не произносят, заменяя его «шый-таа5ы - живущий в лесу». Вечные спутники кочевников - олени, кони, коровы и деревянный, нарядно орнаментированный сосуд чорон, из которого пьют богатырский напиток кумыс. Всё это, дарующее источник жизненной силы, составляет этнический генетический код народа саха.

Природа в свою очередь требует бережного к ней отношения. В картинах «Олень», «Крик белого оленя», «Прыжок» трепетный силуэт оленя на фоне тончайших кружев веток и ягеля, словно запорошенных инеем, символизирует хрупкую красоту природы. Художник не стремится к реальному воссозданию предметов и событий, в то же время не уходит в область абстракций.

К. П. Гаврильев-Кинтэн. Посуда предков. Осмысление. 2022. Холст, масло. 80x100

Собственность автора

К. P. Gavrilyev-Kinten.

Ancestors' utensils. Comprehension. 2022. Canvas, oil. 80x100

The author's property

Почти живым взглядом смотрит на нас космическое всевидящее око («Взгляд»).

Цикличность времени как бесконечный ритм движения природы в прошлом, настоящем и будущем художник рассматривает в триптихе «Бесконечность». Тысячелетия разделяют изящную чайку северных морей и мамонта, на чей бивень она вспорхнула, но это реалия современности.

Наряду с шаманами и их атрибутами органично вплетаются в картины художника мотивы христианства и буддизма. Размышляя о корнях народа саха, художник обращается к истории монголов, тюрков, скифов и гуннов. Сакральный облик Чингисхана запечатлен в картине «Лик» в тяжелых раздумьях о великом пути, данном ему небесными повелителями судьбы.

Встречу Аттилы с папой римским Лионом I можно воспринять как столкновение двух идеологий по названию картины «Крест или Меч». Но спокойно беседующие Аттила и папа не вос-

К. П. Гаврильев-Кинтэн. Портрет А. Е. Куликовского. 2002. Холст, масло.

148x120

Собственность автора

К. P. Gavrilyev-Kinten. Portrait of A. E. Kulakovsky. 2002. Canvas, oil. 148x120

The author's property

К. П. Гаврильев-Кинтэн. Бесконечность. 1997. Холст, масло.

90x90

Национальный художественный музей Республики Саха (Я)

К. P. Gavrilyev-Kinten. Infinity. 1997. Canvas, oil. 90x90

National Art Museum of the Republic of Sakha

принимаются как вражеские силы. На религиозно-философской карте мира Кинтэна значительное место занимает борьба идей, ставшая злободневной в современном мире. Сложную гамму чувств - тревогу, ожидание, радость и счастье - выражает палитра художника от торжествующих золотистых, перламутрово-сере-бристых оттенков до темных, почти трагических тонов, отражающих душевное смятение автора. Особый эмоциональный настрой придает картинам техника рельефного нанесения краски то широкими мазками, местами тонкими штрихами и точками.

Жанр портрета занимает не самое главное место в творчестве художника, но это перспективный жанр для художника в будущем, ибо он точно подмечает не только внешнее сходство, но передает его наиболее характерные черты.

Портрет основоположника якутской литературы А.Е. Кулаковского, сердечно обращающегося к потомкам, вызывает в памяти его знаменитое «Письмо якутской интеллигенции».

Портрет выдающегося кардиохирурга, доктора медицинских наук, профессора П.И. Захарова в синем докторском халате замечателен жизненной энергией, силой внутренней напряженной мысли и одновременно открытостью характера.

Декоративный символизм, присущий описанию художником мира Вселенной, позволяет по-новому раскрыть и образы современников, каковы портреты любимых народом артистов Гаврилы Колесова и Герасима Васильева.

Мифологическая философская картина мира Кирилла Петровича Кинтэна увлекательна и занимательна и в то же время требует глубокого внимания и осмысления.

Литература

1. Грипич, Н. «Неисчерпаемы культурные традиции моего народа, к которым я только прикоснулся» // Восход. Россазия. - Новосибирск : издание Сибирского Ре-риховского общества, 2015. - № 9 (257). - С. 15-19.

2. К. П. Гаврильев - Кинтэн. Живопись. Графика. Каталог / М-во культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) ; Якутское худ. училище им. П.П. Романова ; изд. проект «Художники-педагоги» ; ред. A.A. Нестерова ; авторы текста М.А. Федорова, В.В. Тимофеева. - Якутск, 2005. - 71 с.

References

1. Gripich, N. «Neischerpaemy kul'turnye tradicii moego naroda, k kotorym ya tol'ko prikosnulsya» ["My people's inexhaustible cultural traditions that I've just touched"]. Voskhod. Rossaziya. Novosibirsk, izdanie Sibirskogo Rerihovskogo obshchestva, 2015, no. 9 (257), pp. 15-19.

2. К. P. Gavrilyev - Kinten. Zhivopis'. Grafika. Katalog [K. P. Gavrilyev-Kinten. Painting, Graphics. Catalogue]. Ministry of Culture and Spiritual Growth of the Republic of Sakha (Yakutia), Yakutia Art College named after P. P. Romanov, editorial project "Artists and teachers", ed. by A. A. Nesterov, authors M. A. Fedorova, V. V. Timofeeva. Yakutsk, 2005, 71 p.

Об авторе

Иванова-Унарова Зинаида Ивановна - искусствовед, член Союза художников России, заслуженный деятель искусств России и Республики Саха, профессор Арктического государственного института культуры и искусств

E-mail: sign37@mail.ru

Ivanova-Unarova Zinaida Ivanovna

Art critic, member of the Union of Artists of Russia, Honored Artist of Russia and the Sakha Republic, Professor at the Arctic State Institute of Culture and Arts

К. П. Гаврилъев-Кинтэн. Алгыс.

Благословление. 1997. Холст, масло. 108x118,5

Национальный художественный музей Республики Саха (Я)

К. P. Gavrilyev-Kinten. Algys. Blessing. 1997. Canvas, oil. 108x118,5

National Art Museum of the Republic of Sakha

К. П. Гаврилъев-Кинтэн. Крик белого оленя. 2004. Холст, масло.

120x138

Собственность автора

К. P. Gavrilyev-Kinten. A white deer's cry. 2004. Canvas, oil. 120x138

The author's property

К. П. Гаврилъев Кинтэн. Пик. 1999. Холст, масло. 150x120

Национальный художественный музей Республики Саха (Я)

К. P. Gavrilyev-Kinten. Face. 1999. Canvas, oil. 150x120

National Art Museum of the Republic of Sakha

K. P. Cavrilyev-Kinten. Portrait of the heart surgeon P. I. Zakharov, doctor of medical sciences, professor. 2021. Canvas, oil.

90x90

Private collection

К. П. Гаврилъев-Кинтэн. Свет сэргэ. Центральная часть триптиха. 1997. Холст, масло. 85x110 Собственность автора

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

K. P. Gavrilyev-Kinten. The serge light. The triptych's central part 1997. Canvas, oil.

85x110 The authors property

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.