Искусство Евразии. 2023. № 3 (30). С. 72–85. ISSN 2518-7767 (online)
Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, 2023, (3), pp. 72–85. ISSN 2518-7767 (online)
Научная статья
УДК 7.036.7:7.01
DOI 10.46748/ARTEURAS.2023.03.006
Стремительный взлет: к 75-летию художника Зинаиды Курчатовой (1948–1983)
Габышева Ася Львовна
Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия), Якутск, Российская Федерация
Аннотация. Статья посвящена творчеству якутского живописца Зинаиды Курчатовой. Цель работы — изучение творчества, выявление особенностей пластического и образного языка художника, работавшего в таких жанрах, как портрет, пейзаж, тематическая картина. С помощью искусствоведческого анализа были установлены композиционные и колористические приемы, трактовка образов автором. Особое внимание уделено пейзажу: колоритный, лаконичный, наполненный эмоциональной глубиной, лирико-эпичным содержанием, он повествует о красоте северной земли и открывает мировидение автора. Обзор выполнен на основе монографической коллекции З.К. Курчатовой, хранящейся в собрании Национального художественного музея Республики Саха (Якутия). Данная статья приоткрывает практически забытую страницу о творчестве члена Регионального отделения Союза художников Якутии, Союза художников России Зинаиды Курчатовой. Работа впервые публикует и вводит ее наследие в научный оборот. Материал актуален для осмысления творчества живописца и для представления более полной панорамы якутского изобразительного искусства второй половины ХХ века.
Ключевые слова: Зинаида Курчатова, живопись, портрет, пленэр, пейзаж, композиция, колорит
Для цитирования: Габышева А.Л. Стремительный взлет: к 75-летию художника Зинаиды Курчатовой (1948–1983) // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2023. № 3 (30). С. 72–85. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2023.03.006. URL: https://eurasia-art.ru/art/article/view/1028.
Original article
Rapid ascent: to the 75th anniversary of the artist Zinaida Kurchatova (1948–1983)
Asya L. Gabysheva
National Arts Museum of the Sakha Republic (Yakutia), Yakutsk, Russian Federation
Abstract. The article discusses the work of Yakut painter Zinaida Kurchatova. There was no specific focus on studying her legacy in art criticism. The goal of this article is to study the painter's works, to identify the features of her plastic and figurative language considering all the different genres she worked in, such as portrait, landscape, and themed based painting. The study was carried out in accordance with art review principles, which helped to identify compositional and coloristic techniques of the author, as well as her interpretation of images. Particular attention was paid to landscapes. Colorful, concise, full of emotional depth and lyrical-epic content, they recount the beauty of the Northern Land and open up the author's worldview. The study was based on the monographic collection of Zinaida Kurchatova, stored in the collections of the National Arts Museum of the Sakha Republic (Yakutia). This article reveals an almost forgotten page in the creative work member of the Artists Union of Yakutia, Regional Branch of the Union of Artists of Russia, of Zinaida Kurchatova. This is the first work to publish and introduce her legacy into scholarly discourse. The article is relevant for understanding the painter's work and presenting a more complete picture of Yakut fine arts of the second half of the 20th century.
Keywords: Zinaida Kurchatova, painting, portrait, plein-air, landscape, composition, coloration
For citation: Gabysheva, A.L. (2023) ‘Rapid ascent: to the 75th anniversary of the artist Zinaida Kurchatova (1948–1983)’, Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, (3), pp. 72–85. doi:10.46748/ARTEURAS.2023.03.006. Available from: https://eurasia-art.ru/art/article/view/1028. (In Russ.)
© Габышева А.Л., 2023
Введение
Творчество Зинаиды Капитоновны Курчатовой (1948–1983) не было объектом пристального внимания в искусствоведении. Воспоминания, дающие общее представление о художнике, опубликованы З.И. Ивановой в сборнике «Северные вернисажи» [1, с. 47–51]. Краткая биография дана в справочнике «Художники Якутии: члены Союза художников России» [2, с. 39]. Цель нашего исследования — с помощью искусствоведческого анализа выявить особенности пластического и образного языка художника. Материалом послужила монографическая коллекция З.К. Курчатовой из собрания Национального художественного музея Республики Саха (Якутия).
В 1970-е гг. состав якутских живописцев активно пополнялся выпускниками центральных художественных вузов, громко заявивших о себе на республиканских, зональных, всесоюзных выставках. С их приходом якутское изобразительное искусство вступило в новую фазу своего развития [3; 4; 5]. Возрастает внимание к пластической выразительности образов, постижению внутреннего мира человека, его эстетизации; ведутся поиски в области символико-обобщенного языка, метафоры и иносказания. Это время характеризуется широтой выбора тем, композиционных форм и приемов. Молодое поколение художников испытывает интерес к нравственно-этическим проблемам современности, обращается к более углубленному изучению национальной истории, культуры и традиций своего народа. Они активно участвуют в республиканских и всесоюзных молодежных выставках, проходят стажировки в Домах творчества Союза художников СССР, куда съезжаются мастера из разных республик Советского Союза, по путевкам комсомола выезжают работать на Байкало-Амурскую магистраль (БАМ) и в самые дальние северные районы Якутии. Благодаря ежегодному участию в выставках, общению с коллегами на творческих дачах шло взаимообогащение, обмен опытом, что содействовало активному формированию креативности и росту мастерства молодых авторов, их работе в общем русле общероссийского искусства [6; 7]. Творчество семидесятников отличалось от произведений художников старшего поколения авторской интонацией, многозначностью, яркой индивидуальной манерой письма (Николай Иннокентьев [8, с. 58], Людмила Слепцова [8, с. 56], Эдуард Васильев [8, с. 54], Исай Капитонов [6, с. 176; 8, с. 57], Николай Павлов, Мария Магатырова [8, с. 62], Тимофей Степанов [9]). В этом красочном многоголосье молодой якутской живописи Зинаида Курчатова за короткий жизненный срок, отпущенный ей, успела состояться как художник с большим творческим потенциалом, однако ее путь неожиданно прервался на стремительном взлете.
Для многих коллег по цеху первая персональная выставка, посвященная памяти Зинаиды Курчатовой, в 1984 году явилась своего рода неожиданным открытием профессионально сложившегося мастера со своим почерком и взглядом на жизнь. Экспозиционные площади музея на ул. Хабарова, 27 вместили более 140 живописных полотен, этюдов и рисунков разных лет. Спустя 34 года в выставочном зале Национального художественного музея состоялась выставка «Два берега одной реки. Ускользающая реальность» (2018), вновь продемонстрировавшая творчество З.К. Курчатовой совместно с необычными картинами ее талантливой дочери Анны Осиповой. По прошествии многих лет произведения Зинаиды не утратили своей притягательности и сегодня способны волновать сердце самого искушенного современного любителя искусства. Своеобразные по характеру и эмоциональной окраске портреты, пейзажи, тематические полотна побуждают по-новому взглянуть на привычное течение жизни, задуматься над человеческой неповторимостью, ощутить вселенскую безграничность мира.
Становление художника
На открытии выставки живописца в Национальном художественном музее РС(Я) мы уже обратили внимание, как «сложен и непредсказуем процесс вхождения молодого художника в большое искусство. Но безусловно одно — кроме таланта необходим упорный повседневный труд, искренняя увлеченность своим делом. Этими качествами Зинаида обладала в полной мере» (i). Активная, вдумчивая, работоспособная, она успевала везде: «преподавала в художественном училище, сотрудничала с книжным издательством, вела общественную работу, встречалась с друзьями, ездила вместе с мужем, художником Афанасием Осиповым, на этюды в горы, тайгу и тундру, была его добрым другом, женой и нежной матерью для дочки Анечки. Но самое главное — жила и работала творчески» (ii).
Родилась Зинаида Капитоновна Курчатова в 1948 году в селе Большой Патом Бодайбинского района Иркутской области в многодетной семье кадрового охотника. В 1968 году с отличием окончила Якутское художественное училище, в 1974 году завершила обучение на живописном отделении Дальневосточного института искусств (в мастерской профессора живописи и рисунка К.И. Шебеко). С 1974 года преподавала в родном училище, одновременно вела интенсивную творческую деятельность. Ее творчество, будучи неотъемлемой частью якутского изобразительного искусства последней четверти XX века, активно представлялось на всесоюзных и зональных выставках, в культурном обмене с ведущими мастерами своего времени. К 1977 году она приняла участие во многих художественных выставках, среди которых крупнейшая всесоюзная выставка «Молодость России» (1976). В Союз художников СССР была принята в 1977 году, работы демонстрировались на таких крупных выставках, как «Советский Дальний Восток» (1980), «Советская Россия» (1980), «По родной стране» (1983) [2, с. 39].
Портрет в творчестве З.К. Курчатовой
Творческая биография Зинаиды началась с портретного жанра. Уже в ранних работах выявляется главное качество ее дарования — острое чувство цвета, плотная живописная манера. Художника всегда влекла стихия цвета, что проявилось еще в студенческие годы в якутском училище, развилось и укрепилось в институте под руководством прирожденного колориста, мастера живописи К.И. Шебеко (iii). Яркие краски Приморского края глубже раскрыли перед ней многозначность цвета, понимание звучности колорита. Она стала писать живо, а плотный мазок постепенно обрел свободу. Об определенных решениях колористических задач свидетельствуют сами названия работ: «Девушка в красном» (1977), «Девушка в голубом» (1977), «Женский портрет в красном. Ася» (1978). В этом плане удачно исполнен декоративный «Портрет Саши Павлова» (1976, рис. 1), один из лучших детских образов в якутской портретной галерее. Живая радостная живопись построена на контрасте белого цвета шубки, вишневого шарфа и яркого синего фона. Легкая светотеневая моделировка лица с пухлыми щечками подчеркивает детскую непосредственность мальчика, сидящего в причудливом кресле, спинку которого представляют широкие лопасти лосиных рогов. Работа, наделенная экспрессивной выразительностью цвета, изящная в рисунке, написана свободно и широко.
Рис. 1. З.К. Курчатова. Портрет Саши Павлова. 1976. Холст, масло. 75 × 79. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия). Фото А. Васильева
В произведении «Девушка в голубом» (рис. 2) художник сосредоточился на цветовых соотношениях, интригующей игре переливов тонких оттенков синего и голубого. Передача национального типа, художественная структура картины, сложная цветовая нюансировка и сочность живописи, пластический ритм линий создают обобщенный образ труженицы, полный поэтической гармонии и мечтательности.
Рис. 2. З.К. Курчатова. Девушка в голубом. 1977. Холст, масло. 110 × 96. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия). Фото А. Васильева
Рис. 3. З.К. Курчатова. Бабушка Акулина. 1983. Холст, масло. 60 × 55. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия). Фото А. Васильева
В последней работе, «Бабушка Акулина» (1983, рис. 3), намечаются новые тенденции в характере портрета, на первый план выступает эстетика изображения человека. Это, прежде всего, тяготение к камерности, углубленному психологизму. Уютом и теплотой веет от образа старой женщины, прост окружающий антураж, зимний пейзаж за окном с деревенской изгородью и деревянным строением. Портрет написан мягкими текучими линиями, в противовес прямым горизонталям бревенчатых стен, вертикальному проему окна. Художник убедителен в своей искренности, подчеркивая индивидуальность и неповторимый характер персонажа, проникновенно рассказывая о женщине, умудренной прожитыми годами. На столе чашка с любимым утренним чаем перед дойкой коровы — ежедневный ритуал, говорящий о тесной связи с неторопливым многовековым укладом жизни, который наложил свой отпечаток на облик человека. В картине нет никакого действия, но автор исподволь подмечает скромность, спокойствие и душевную теплоту женского образа.
Пейзажи в творчестве З.К. Курчатовой
Творческие устремления Зинаиды Курчатовой были неотделимы от отношения к окружающему, горячего участия во всём, что волновало ее как художника и человека. Она с юности спешила жить, познать, охватить все разом. Энтузиазм и страстная мотивация к созиданию создавали особую жизненную установку ее неуемной натуры. Выросшая в небольшой таежной деревеньке на берегу быстрой и полноводной реки Большой Патом, Зинаида сохранила глубокую связь с природой, в лесу она никогда не теряла ориентиры, дикие необжитые места притягивали ее своей завораживающей тайной. Несмотря на определенные трудности длительных путешествий, с удовольствием отправлялась писать суровые и прекрасные Момские хребты, Томпонскую тундру. Поначалу на формирование творческой личности художника большое влияние оказывало присутствие мужа, живописца Афанасия Осипова [10]. Но именно пленэрная практика дала Курчатовой возможность широких творческих поисков своего изобразительного почерка, пространственного решения холста, гармонии колорита, передачи световоздушной среды.
Законченные картины выполнены непосредственно на местности. Такой пленэрный подход связал творческий метод и мировоззрение автора, дал живость, ощущение колористической свободы. Пейзажи обычно написаны с высокой точки. Пластическая композиция произведений выстроена фризообразно, характеризует пространственно-горизонтальный взгляд автора. Подобное восприятие мира характерно для человека, живущего на Севере, где воздух, кристально чистый и прозрачный, сокращает расстояния, позволяя четко просматривать даль до самого небосклона. Пейзажи создают эффект втягивающего пространства, сплавленного из теплых и холодных цветов неодинаковой светосилы. Здесь З.К. Курчатова познала торжественное величие и глубинное пространство заполярного ландшафта, его мощный космический размах. Живопись звучная, энергичная — это панорама долин с озерами и высоким небом, с лиловыми грядами пологих сопок или остроконечными пиками скалистых пород на горизонте и необъятным простором. В картинах впечатляет безмолвная тишина, царящий величественный покой горных хребтов. Художник шире использует сочную, живописную выразительность цвета, характер наложения красок. Кажется, сама природа подсказала несколько иную палитру, которая становилась более пластичной и звучной в передаче прозрачного горного воздуха, необозримых далей заполярной тундры. Еще одна важная деталь: изображая даже самые далекие необжитые территории, где, казалось, не ступала нога человека, автор вводил в многоцветие пейзажа еле заметные крошечные фигурки людей, оленей или палатки. По эстетической выразительности пейзажи запечатлели именно Север Якутии, их не спутаешь с видами и цветовыми особенностями равнинных ландшафтов центральных районов республики. В работах Зинаида передавала торжество ярких осенних красок, развертывающих необыкновенную ширь северного пейзажа с линейными и цветовыми ритмами неприступных гор. Композиционное чередование очертаний кряжистых перевалов и синеющих холмов контрастирует с вертикалями редких деревьев, словно наряженных в яркие платьица из пламенеющей рыжей хвои («Осенняя тундра», 1975, рис. 4; «Осенний вечер», 1979; «Ясный день», 1979, рис. 5). Так на основе своих зрительных ассоциаций она создает целостные, завершенные виды арктического мира. Само образное содержание картин составляет квинтэссенцию мировосприятия автора.
Рис. 4. З.К. Курчатова. Осенняя тундра. 1975. Холст, масло. 50 × 68. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия). Фото А. Васильева
Рис. 5. З.К. Курчатова. Ясный день. 1979. Холст, масло. 40 × 91. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия). Фото А. Васильева
Рис. 6. З.К. Курчатова. Осенний пейзаж. 1979. Холст, масло. 62 × 108. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия). Фото А. Васильева
Основная часть работ Курчатовой создана в творческих путешествиях на север Якутии. Произведения этого периода экспрессивны и декоративны, цвета тяготеют к горячим тонам. Привлекает умение художника передать скупыми деталями живописную суть пейзажного образа: голубым оком блистает небольшое озерцо в горах, контрастом полыхнули теплые рыжеватые земляные краски, решительно вторглись темные пики вершин в кристально чистую синеву небес Момы. Эти красочные, насыщенные цветом всплески подобны таким динамическим музыкальным оттенкам, как сфорцандо или фортиссимо. В полнокровных пейзажах предстает удивительный, эмоционально богатый мир живописца, в котором ладно живут и радость бытия, и драматическая напряженность — красочные и звучные, они несут энергию и оптимизм («Момский пейзаж», 1978; «Осенний вечер», 1979, рис. 7).
Рис. 7. З.К. Курчатова. Осенний вечер. 1979. Холст, масло. 31 × 81. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия). Фото А. Васильева
Работы Зинаиды можно объединить в определенные циклы, созданные под впечатлением поездок. Так, в пейзажах 1975–1979 годов она идет еще от непосредственного чувства и романтической приподнятости. Очарованная северным краем, она любила передавать напряженность переходных моментов в природе: в ясное небо стремительно врываются облака, ночь сменяет день, если горы — то во время пылающего захода солнца, если река — то поздняя осень. Автор строит свои композиции на пластических контрастах, ритмических цезурах покоя и движения — «Закат над Момой» (1977), «Озерки в Момской тундре» (1979) — яркая декоративная живопись служит средством эмоциональной выразительности.
В начале 1980-х годов палитра художника высветляется, заметно стремление к более обобщенному образу, здесь иной колорит и художественные задачи. Насыщенную цветовую гамму сменяет спокойная тоновая живопись. Вместо экспрессии и зрелищности приходят величавые интонации, гармония единения человека с окружающей действительностью. Умиротворенностью, цельностью отличаются работы «Горы Байына» (1982), «Облака над долиной» (1982, рис. 8), «Музей в Черкехе» (1983), «Горное озеро» (1983). Усиливается еще одна немаловажная деталь — движение. Зрительно ощутимо бегут облака, текут реки, качают ветками сосны, едут на оленях люди, летят птицы. Пейзаж Зинаиды Курчатовой по своей эмоциональной окрашенности можно поделить на напряженно-драматический — «Заполярный пейзаж» (1975), «Пасмурный день в горах» (1979, рис. 9) и лирико-эпический — «Горное озеро» (1981, рис. 10), «Вечер в горах» (1983). Гармонично сочетание холодных и теплых, спокойных тонов в вытянутой по горизонтали композиции «Вечер в горах» (1983, рис. 11). В работе передано состояние просветленности и тишины. В нежных переливах цвета красивы заснеженные вершины, зеленеют отроги пологих сопок с туманом, обволакивающим их подножия, синеет полоска реки, бездонное небо с низкими облаками — всё настроено на элегический лад. Причем глубина пространства усиливается не за счет активности цвета, а благодаря перспективе четких линейных, почти графичных очертаний гор.
Рис. 8. З.К. Курчатова. Облака над долиной. 1982. Холст, масло. 60,8 × 120. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия). Фото А. Васильева
Рис. 9. З.К. Курчатова. Пасмурный день в горах. 1979. Холст, масло. 29,5 × 100. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия). Фото А. Васильева
Рис. 10. З.К. Курчатова. Горное озеро. 1983. Холст, масло. 55 × 116. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия). Фото А. Васильева
Рис. 11. З.К. Курчатова. Вечер в горах. 1983. Холст, масло. 55,5 × 115. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия). Фото А. Васильева
В одном из пейзажей, «Спешат к стаду» (1983, рис. 12), написанном с высоты птичьего полета, изображена река в предзакатный час, окруженная высокими горами. Автор уловил момент, когда лучи уходящего солнца окрасили небо с нависшими тучами и его отражение в водной глади реки розовато-сиреневым и жёлтым цветом. Живописец смог передать влажность вечернего воздуха, покой и гармонию, но также ощущение удивительной шири, космического масштаба и мощи природы. По своему обыкновению Зинаида одухотворяет произведение присутствием человека, помещая в древнюю панораму миниатюрные одинокие фигурки оленеводов словно песчинки, затерявшиеся среди грандиозных просторов. За счет этого приема работа обретает черты тематической картины и передает чувство глубинной органической связи человека с землей. Пожалуй, это один из лучших пейзажей, созданных Зинаидой Курчатовой. В художественном образе отражается не только острое восприятие действительности, насыщенное романтикой новых открытий и лиризмом, но и мироощущение, мировоззрение самого автора. Пластический язык преисполнен гармоничности бытия, красота и величие пейзажных композиций выделяют ее произведения в панораме якутской живописи тех лет.
Рис. 12. З.К. Курчатова. Спешат к стаду. 1983. Холст, масло. 69,5 × 104,5. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия). Фото А. Васильева
Главным в характере З.К. Курчатовой было стремление к познанию, отсюда, видимо, и любовь к путешествиям, жажда увидеть как можно больше, шире, глубже. Ей довелось в те годы посетить Италию, Монголию, побывать в самых отдаленных уголках родной Якутии. Появились новые планы и замыслы художника на будущее.
Сюжетно-тематическая живопись З.К. Курчатовой
В 1978–1979 годах в творческом турне по Монгольской Народной Республике Зинаида создает жизнерадостную, декоративно-нарядную серию пейзажей, в которых, кроме географических особенностей и первозданной красоты природы, ощущается почтительное отношение автора к традициям и обычаям народа, проникновение в живописную суть южного края. Поездка в Монголию обогатила ее опыт тонкими жизненными наблюдениями — «Вечерний разговор» (рис. 13), «Мама приехала!», «Окраина Сомона» (рис. 14). Серия построена на сплаве золотистых, синих, белых, красных тонов, передающих световоздушную среду страны пустынь, степей, горных массивов и хребтов, — «Табунщик-монгол», «Вечер в горах», «Кочующие пески» (рис. 15) и др. В Монголии она, как всегда, много работала на пленэре. Каждый этюд исполнен тщательно и композиционно завершен. Многочисленные путевые наброски, зарисовки карандашом, схваченные уверенной линией с легкой штриховкой, характеризуют автора как прекрасного рисовальщика (например, «Бабушка с внучкой», 1983).
Рис. 13. З.К. Курчатова. Вечерний разговор. Монголия. 1979. Холст, масло. 50 × 110. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия). Фото А. Васильева
Рис. 14. З.К. Курчатова. Окраина Сомона. 1979. ДВП, масло. 41,7 × 63,5. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия). Фото А. Васильева
Рис. 15. З.К. Курчатова. Кочующие пески (Монголия). 1979. Холст, масло. 40,5 × 100. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия). Фото А. Васильева
О зарождении жанровой живописи в творчестве художника свидетельствуют картины «Ожидание» (1980), «С бабушкой» (1983), «Девочки» (1983), «Девичий разговор» (1983).
Ощущением грядущих перемен веет от полотна «Ожидание» (1983, рис. 16). Изображена девушка, сидящая на белом олене, рядом спешившийся юноша с оленем, держащий в руках повод. Композиция выстроена в ракурсе снизу, что усиливает монументальное, несколько эпичное звучание картины о вечном вопросе любви — основе бытия человечества. В арктических широтах роль женщины особенно велика, она хозяйка очага. Без нее нет огня и пищи в чуме, нет продолжения жизни на мерзлой земле. Девушка, как некая драгоценность, парит над простором тундры, восседая на олене. В целом композиционное решение — ключ к пониманию образного строя картины. Интенсивный синий цвет реки и дальних гор, высокое небо, затянутое легкой белой пеленой облаков с лазурными просветами, рыжеватая земля — фон, на котором изображены персонажи — любимая автором цветовая гамма. Кисть художника подчинена плавному ритму мазков, скользящих по контуру фигур, округлым береговым линиям реки, рождая ощущение умиротворенности. Над этим вечным простором каждый из них задумался о чем-то своем, молча ведя неслышный диалог о будущем и заветных мечтах. Ничто не нарушает покой и тишину в этом безмолвии, разве что косяк улетающих птиц в высоком небе вносит в картину легкую нотку печали.
Рис. 16. З.К. Курчатова. Ожидание. 1980. Холст, масло. 135 × 180. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия). Фото А. Васильева
Рис. 17. З.К. Курчатова. Девичий разговор. 1983. Холст, масло. 75,5 × 100. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия). Фото А. Васильева
Поэтические ассоциации вызывает проникновенная сценка в картине «Девичий разговор» (рис. 17), построенная на тональных цветовых переходах. Работа написана на пленэре, подружки изображены в светлый летний день в тени деревенского амбара, ведущие свой девичий доверительный разговор. В знойном воздухе ощутима мягкая, лирическая, задушевная интонация. Девочка постарше, сидящая на крыльце с цветами в руках, возможно, поведала подружкам что-то глубоко личное, сокровенное. Убедительно написаны естественные позы, несколько отрешенные лица детей, всецело погруженных в раздумья, — эта легкая первая грусть проста и изящна. В контексте картины важную роль играет пейзаж. Светлые платьица девочек на зеленом фоне травы обнаруживают аналогии с полевыми цветами. Материально осязаемый сруб старинного амбара с углами навыпуск подчеркивает прописанную отдельными штрихами мягкую зеленую поросль. Открывшийся слева освещенный солнцем пейзаж выступает символом начала нового жизненного пути.
Заключение
Творчество З.К. Курчатовой формировалось в русле общих исканий изобразительного искусства 1970–1980 годов. Анализ произведений показал, что ее работы продолжают традиции академической школы живописи, имеют свой пластически завершенный язык с яркими, насыщенными красками, тяготеющий к некоторой стилизации и декоративности. Талантливый художник, она со всей серьезностью подходила к портретному жанру, решая колористические задачи и уделяя внимание психологической разработке персонажей. В тематической картине обращалась к духовно-нравственным проблемам современности. Здесь присутствует женское лирическое начало с цельным авторским видением своего времени. В своих произведениях художник отталкивается от самой жизни, которую она ощущала остро, живо и с искренним интересом ко всему сущему.
Большое место в ее творчестве занимал пейзаж. В композициях следует отметить обобщение, умение живописно, емко передать заполярный образ природы в лирико-эпическом ключе. В полотнах, наполненных воздухом, ритмикой уходящих вдаль пространств, живет неизбывная любовь к своей земле, широкий гуманистический взгляд на окружающий мир. В этом заключается эстетическая ценность ее искусства.
Девять лет самостоятельной творческой работы после окончания института — небольшой срок для становления художника. Зинаида Курчатова была лишь в начале своего большого пути, но оставила яркий след в истории развития якутского изобразительного искусства.
Примечания
(i) Она словно фата-моргана растворяется прекрасным видением... // Национальный художественный музей РС(Я) [сайт]. 04.08.2023. URL: https://sakhamuseum.ru/news/2097/ (дата обращения: 04.08.2023).
(ii) Там же.
(iii) Шебеко Кирилл Иванович // Российская академия художеств [сайт]. URL: http://rahusdv.ru/shebeko (дата обращения 30.07.2023).
Список источников
1. Иванова З.И. Светлый образ // Северные вернисажи : сборник статей / сост. 3.И. Иванова. Якутск: Якутское книжное издательство, 1990. С. 47–51.
2. Иванова-Унарова З.И. Художники Якутии: члены Союза художников России. СПб.: [б. и.], 2006. 288 с.
3. Потапов И.А. Изобразительное искусство Советской Якутии. Л.: Художник РСФСР, 1960. 66 с.
4. Потапов И.А. Творческие проблемы художников Якутии (1945 – середина 1970-х гг.) / отв. ред. В.Х. Иванов. Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1992. 172 с.
5. Иванова-Унарова З.И. Якутское искусствоведение: состояние, проблемы, перспективы // Музеи в культурном пространстве Евразии : материалы научной конференции с международным участием (октябрь, 2011 г.) / науч. ред. Г.Г. Неустроева, Л.А. Кузьмина. Якутск: Издат. дом СВФУ, 2013. С. 190–197.
6. Потапов И.А. Художники Якутии. Л.: Художник РСФСР, 1983. 200 с.
7. Иванов В.Х. Развитие жанров в якутской живописи. Якутск: Якутское книжное издательство, 1984. 72 с.
8. Иванова З.И. Новые рубежи якутской живописи (1975–1989 гг.) // Творчество художников Советской Якутии: сборник научных трудов / отв. ред. А.Н. Осипов. Якутск: Якутское книжное издательство, 1990. С. 47–65.
9. Луценко Ю.В. Возрождение и трансформация мифов в изобразительном искусстве Якутии как фактор национальной идентификации // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2009. № 2. С. 44–45.
10. Потапов И.А. Афанасий Осипов : альбом-монография. М.: ООО «Da stile», 1998. 135 с.
References
1. Ivanova, Z.I. (1990) ‘Bright image’, in Ivanova, Z.I. (comp.) Northern vernissages [Collection of articles]. Yakutsk: Yakutskoye knizhnoye izdatel'stvo, pp. 47–51. (In Russ.)
2. Ivanova-Unarova, Z.I. (2006) Artists of Yakutia: members of the Union of Artists of Russia. Saint Petersburg: s.n. (In Russ.)
3. Potapov, I.A. (1960) Fine art of Soviet Yakutia. Leningrad: Khudozhnik RSFSR. (In Russ.)
4. Potapov, I.A. (1992) Creative problems of artists of Yakutia (1945 – mid-1970s). Yakutsk: Yakut Scientific Center SB RAS. (In Russ.)
5. Ivanova-Unarova, Z.I. (2013) ‘Yakut art studies: state, problems, prospects’, in Neustroeva, G.G. and Kuzmin, L.A. (eds.) Museums in the cultural space of Eurasia [Conference proceedings]. Yakutsk: Northeastern Federal University, pp. 190–197. (In Russ.)
6. Potapov, I.A. (1983) Artists of Yakutia. Leningrad: Khudozhnik RSFSR. (In Russ.)
7. Ivanov, V.Kh. (1984) Development of genres in Yakut painting. Yakutsk. Yakutskoye knizhnoye izdatel'stvo. (In Russ.)
8. Ivanova, Z.I. (1990) ‘New frontiers of Yakut painting (1975–1989)’, in Osipov, A.D. (ed.) Works of artists of Soviet Yakutia. Yakutsk: Yakutskoye knizhnoye izdatel'stvo, pp. 47–65. (In Russ.)
9. Lutsenko, Yu.V. (2009) ‘The regeneration and transformation of myths in the imitative art of Yakutia as a factor of the national identification’, Gumanitarnyye issledovaniya v Vostochnoy Sibiri i na Dal'nem Vostoke = Humanitarian Studies in Eastern Siberia and the Far East, (2), pp. 44–45. (In Russ.)
10. Potapov, I.A. (1998) Afanasy Osipov. Moscow: Da stile Publ. (In Russ.)
Информация об авторе:
Габышева Ася Львовна, главный научный сотрудник, Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия), Якутск, Российская Федерация. Заслуженный деятель искусств РС(Я) и РФ, действительный член Академии духовности РС(Я), Петровской академии наук и искусств, [email protected].
Information about the author:
Asya Lvovna Gabysheva, Chief Researcher, National Arts Museum of the Sakha Republic (Yakutia), Yakutsk, Russian Federation. Honored Arts Worker of the Sakha Republic (Yakutia) and the Russian Federation; Full Member, Academy of Spirituality of the Sakha Republic (Yakutia) and Peter’s Academy of Sciences and Arts, [email protected].
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
The author declares that there is no conflict of interest.
Статья поступила в редакцию 04.08.2023; одобрена после рецензирования 23.08.2023; принята к публикации 25.08.2023.
The article was received by the editorial board on 04 August 2023; approved after reviewing on 23 August 2023; accepted for publication on 25 August 2023.