По запасникам и экспозициям
музеев и картинных галереи
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ XVI - XIX
ВЕКОВ ИЗ СОБРАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ САХА
(ЯКУТИЯ)
Габышева Ася Львовна Национальный художественный музеИ Республики Саха (Якутия), генеральный директор заслуженный деятель искусств РФ и РС(Я), член Союза художников России. Россия, г. Якутск [email protected]
Собрание Национального художественного музея Республики Саха (Якутия) — это осмысленный итог подвижнического труда многих поколений. Коллекции музея по своему общему составу представляют большой историко-художественный интерес и включают обширный ряд уникальных произведений, являясь органичной частью мировой художественной сокровищницы. Яркой страницей в истории музейного дела в республике стала безвозмездная передача в 1962 году более 250 произведений западноевропейского искусства XVI — XIX веков из семейного собрания известного якутского ученого, доктора экономических наук, профессора Михаила Федоровича Габышева (1902 — 1958). В составе дара можно отметить работы итальянских мастеров — Николо Реньери (ок. 1590 — 1667), Джованни Баттиста Питтони (1687 — 1767), голландских художников — Александра Адриансена (1587 — 1661), Фредерика де Мушерона (1633 — 1686), превосходные портреты неизвестного фламандского мастера первой четверти XVII века. На основе картин из коллекции М. Ф. Габышева в 1970 году в бывшем здании Якутского уездного казначейства, построенном в 1909 году, был открыт филиал — «Музей западноевропейского искусства», преобразованный в 1995 году в «Галерею зарубежного искусства имени профессора
БОТ 10.257127ASTU.2518-7767.2018.02.005
УДК 7.035(4):069.532:069.02:7
Аннотация
М. Ф. Габышева». Статья рассказывает о принципах и процессе формирования собрания знаменитого коллекционера.
Ключевые слова: западноевропейское искусство XVI — XIX веков, живопись, графика, коллекция, коллекционер, Якутия.
Библиографическое описание для цитирования:
Габышева А. Л. Западноевропейская коллекция XVI — XIX веков из собрания Национального художественного музея Республики Саха (Якутия) // Искусство Евразии. — 2018. - №2(9). - С. 64-72. - DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.02.005. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/1070646/14/
Собрание западноевропейского искусства в Национальном художественном музее Республики Саха (Якутия) [2] включает произведения живописи и графики итальянских, французских, голландских, фламандских мастеров XVI — XIX веков и отдельные работы художников других европейских стран — Нидерландов, Испании, Англии, Германии, а также предметы прикладного искусства. Ее ядро составляет коллекция, безвозмездно переданная в 1962 году семьей крупного ученого, заслуженного деятеля науки Якутской АССР, доктора экономических наук, профессора Михаила Федоровича Габышева (1902 — 1958).
В фондах музея до поступления дара находилось несколько картин, гравюр и мелкой пластики из кости и фарфора, поступивших в разное время через Министерство культуры РСФСР. Эти произведения органично влились в коллекцию, которая составляла более 250 экспонатов. На основе дара в 1970 году в старинном, небольшом здании Якутского уездного казначейства открыт филиал — «Музей западноевропейского искусства», преобразованный в 1995 году в «Галерею зарубежного искусства имени профессора М. Ф. Габышева»» [1].
Рис. 1. Монограммист C.D.Y. (?). Кухонный натюрморт. Холст, масло. 73 х 97. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия), фото музея.
Рис. 2. Мушерон Фредерик де (1633 - 1684). Пейзаж с речкой. Холст, масло. 62,2 х 67. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия), фото музея.
Четверть века создавал Михаил Федорович свою коллекцию. Все начиналось с увлечения малыми голландцами: пейзажи, портреты, натюрморты, картины
с незатейливыми сюжетами — крестьяне за трапезой, сценки в кабачках, курильщики. В дальнейшем приобретались произведения разных европейских школ, но предпочтение отдавалось в основном итальянским художникам. Среди переданных работ они составляют многочисленную и интересную по художественному качеству группу.
В коллекции самыми ранними по времени являются две живописные доски XVI века: «Сон Венеры» нидерландского мастера, «Мадонна с колодцем» неизвестного итальянского художника, композиция которой повторяет с небольшими изменениями в пейзаже работу Франчабиджо с тем же названием из галереи Уффици. В основном составе — произведения мастеров XVII — XIX веков, привлекающие разнообразием творческих индивидуальностей. Среди них — «Жертвоприношение Авраама» итальянского художника XVII века, «Кухонный натюрморт» Монограммиста О.Б^. (рис. 1), «Обращение блудного сына» венецианского мастера XVII века, «Натюрморт с глиняным кувшином и битой дичью» Александра Адриансена (1587 — 1661), «Пейзаж с речкой» Фредерика де Мушерона (1633 — 1686) (рис. 2), «Портрет девочки» Жанны Фелиберты Леду (1767 — 1840), «Пейзаж с рыболовами» круга Франсуа Буше (Лепренс?) (рис. 3), «Вид Таллина» Карла Кюгельгена (1772 — 1831) и другие.
Рис. 3. Неизвестный мастер XVIII в. Пейзаж с рыболовами. Франция. Холст, масло. 48 х 62. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия), фото музея.
Рис. 4. Неизвестный итальянский мастер первой четверти XVII в. (круг Караваджо) (Maitre italien XVII s.). Натюрморт с цветами, виноградом и дыней. Холст, масло. 75 х 102. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия), фото музея.
Раздел графики состоит в основном из печатной гравюры, где имеются оттиски с досок Дюрера, Рембрандта, Остаде, Калло, мастеров других европейских школ, а также рисунки, из которых наибольший интерес представляют «Крещение» североитальянского художника конца XVI века, «Песнь царя Соломона» итальянского мастера XVII века, «Развалины в Римской Кампанье» голландского художника А. Бегейна (1637 — 1697), «Отдых на пути в Египет» монограммиста «Ъ», выполненные сепией.
Авторство четырех картин и уточнение датировок были определены известным искусствоведом Викторией Эммануиловной Марковой (ГМИИ им. А. С. Пушкина): «Натюрморт с фруктами, корзиной винограда и стеклянной вазой с цветами» (первая четверть XVII века) круга Караваджо; большое эффектное полотно «Святая Цецилия» Николо Реньери (ок. 1590 — 1667); «Диана и Каллисто» художника второй половины
XVII века (Антонио Беллуччи?); аллегорическая композиция «Кронос открывает Истину»» Джованни Баттиста Питтони (1687 — 1767). Произведения принадлежат к числу тех мастеров, которые не будучи ведущими живописцами отразили в своем творчестве различные тенденции развития итальянского искусства своего времени.
Жанр натюрморта в XVII веке становится неповторимым способом эмоционального познания мира и одновременно сложным соединением живописной идеи, символа и подтекста. Простой мотив со спокойным чередованием планов «Натюрморта с фруктами, корзиной винограда и стеклянной вазой с цветами» наполняется земным чувством красоты и внутренней значимости, благодаря световым бликам, насыщающим энергией хрупкое и прозрачное стекло, еще не тронутую тленом нежность лепестков, мякоть спелых плодов, налившуюся соками земли упругую поверхность ягод.
%
Рис. 5. Доменико Цалепьери (1581 — 1641). Святая Цецилия. Холст, масло. 117 х 147. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия), фото музея.
Рис. 6. Неизвестный мастер. Италия. Антонио Беллучи (?) (XVII в., вторая половина.). Диана и Каллисто. Холст, масло. 108 х 144. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия), фото музея.
Один из ценных разделов коллекции — венецианская живопись. Картина «Святая Цецилия»» (покровительница музыки) в собрании Габышева считалась работой Доменикино (рис. 5). На самом деле она принадлежит кисти Николо Реньери, фламандца по происхождению, и характеризует поздний венецианский период его творчества, отмеченный тяготением к академизму. Полотно выполнено между 1650 и 1660 годами. Выразительная лепка пластической формы, исполненное сдержанного пафоса движение, взгляд передают устремленность святой в небесные сферы. Ярко-синяя накидка на золотисто-коричневом тоне платья, ритмы цветовых оттенков в складках пышных рукавов создают впечатление гармонии и красоты. Известно, что в городском музее Падуи находится слабое повторение данной композиции, выполненное его дочерью, также в Художественном музее Воронежа можно увидеть копию XIX века.
С иными гранями венецианской живописи знакомит эффектное декоративное полотно, где изображен широко распространенный мифологический сюжет «Диана и Каллисто», восходящий к «Метаморфозам» Овидия (рис. 6). Работа выполнена неизвестным художником второй половины XVII века (Антонио Беллуччи?). В спокойной пластике движений крупных фигур нимф и Дианы, в мягкой манере передаче форм проступает любование чувственной прелестью обнаженных тел. Замкнутость композиции
нарушает открывающаяся вдали горная долина с дымящимся вулканом. Колористический строй определяют теплые коричневатые, оливковые, зеленые, розовые цвета, мягко вибрируя, они взаимодействуют с равномерно льющимся боковым освещением. Мазки, едва уловимые на фигурах, становятся почти пастозными в трактовке листвы и складок драпировок. Окружающий пейзаж тонет в зеленоватом сумраке, создавая ощущение естественной полноты жизни среди природы.
Xудожники рубежа XVII — XVIII веков увлекались иносказанием, обращались не столько к чувствам, сколько к просвещенности зрителя. Такого плана живопись представляет картина Джованни Баттиста Питтони «Кронос открывает Истину» (рис. 7), где скрыт аллегорический подтекст: «в познании истины нужны время и знания» — крылатый старик и песочные часы в руках путти олицетворяют Время (Кронос), в образе женщины представлена Истина, раскрытые книги обозначают знания. Картина выполнена между 1715 и 1725 годами и является ранним произведением венецианского мастера, когда на художника большое влияние имели Д. Пьяцетта, Д. Тьеполо, С. Риччи.
Все четыре произведения в 1984 году приняли участие в выставке «Картины итальянских мастеров XIV — XVIII веков из музеев СССР» Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и впервые опубликованы В. Э. Марковой в одноименном каталоге (1986).
Кроме работ итальянских художников, музей представил на выставке фламандскую школу XVII века: парные парадные портреты эрцгерцога Альберта VII (1559 — 1621), правителя Фландрии, и инфанты Клары Изабеллы Еухении (1566 — 1633), поступившие в музей в составе дара как мужской и женский портреты мастерской Рубенса (рис. 8 и 9). Их композиция с небольшими изменениями повторяет изображения правителей южных Нидерландов из Музея истории искусств в Вене, выполненные знаменитым художником в 1610 году. В этих же костюмах и позах они изображены на картине Виллема ван Xайхта (1593 — 1623) «Визит эрцгерцога Альберта и эрцгерцогини Изабеллы в картинную галерею Корнелиса ван дер Xейста в 1615 году». Исходя из датировок вышеупомянутых картин, можно предположить, что наши портреты могли быть выполнены между 1610 и 1615 годами. Колорит строится на градации серовато-жемчужных, коричневых с золотом (платье инфанты), черного с серебром (костюм Альберта) тонов, отдельных пятен приглушенного красного. Живопись — плотная, темная, в инкарнате лиц и рук проступают голубоватые тени, тщательно воспроизведены декоративные детали одежды, ювелирные
Рис. 7. Питтони Джованни Батиста (1687 — 1767). Кронос обнаруживает истину. Между 1715 и1725. Холст, масло. 80х105. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия), фото музея.
украшения. Выразительны глаза Альберта, в которых читается печаль, настороженность и холодноватая отрешенность. Портреты отличает высокое художественное качество, свидетельствующее об авторстве незаурядного мастера придворного круга художников.
Рис. 8. Женский портрет. Рубенс, Петер Пауль. Рис. 9. Мужской портрет. Рубенс, Петер Пауль. Мастерская (Scole de Rubens Peter Paul). Холст, Мастерская (?). Холст, масло. 110 х 83.
(Якутия), фото музея.
В данной статье представлена лишь незначительная часть коллекции, еще неизвестной широкому кругу исследователей, и эта работа хранит в себе удивительные находки в мире прекрасного.
Доктор экономических наук, профессор М. Ф. Габышев еще при жизни был известен как знаток и интересный коллекционер в области изобразительного искусства. Это был удивительный человек: отдавая много сил делам собирательским, Михаил Федорович не оставлял научной работы.
С самого детства он питал страсть к коллекционированию. Собирал гербарии из цветов и трав, редких жуков и бабочек, репродукции с картин русских художников, страстно увлекался марками. Маленький Миша хорошо рисовал, объектом его внимания был журнал «Нива»», черно-белые репродукции которого нередко раскрашивал цветными карандашами или срисовывал. Он с благодарностью вспоминал своего учителя рисования по реальному училищу Иоакима Дмитриевича Аркушу, закончившего высшее художественное училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге, от которого многое узнал об искусстве. В дальнейшем любовь к живописи укрепила дружба с первыми якутскими художниками П. П. Романовым (1902 — 1952), Г. М. Туралысовым (1903 — 1970), скульптором П. И. Добрыниным (1909 — 1966), с известным московским художником-реставратором А. Д. Кориным, скульптором З. И. Азгуром, коллекционером Ф. Е. Вишневским. У него были свои маленькие «секреты» успешного коллекционирования, и главный из них — умение постоянно общаться с людьми. И, конечно же, прибегать к советам специалистов. Обладая упорством, характером и
масло. 110 х 83. Национальный художественный музей Республики Саха
Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия), фото музея.
волей, огромным трудолюбием и умением вдохновлять других, профессор М. Ф. Габышев притягивал к себе людей. Он хорошо знал три языка: русский, якутский и немецкий. В оригинале читал Гейне и Шиллера, литературу по изобразительному искусству, любил Толстого, Шекспира, Боккаччо, Сервантеса, преклонялся перед Чайковским, Бетховеном. Имел все экземпляры пластинок Федора Шаляпина, сам пел приятным баритоном.
Четверть века создавал Михаил Федорович свою коллекцию, придерживаясь системы — эпоха, школа, мастер.
Живя в Москве, Михаил Федорович не пропускал ни одной художественной выставки, много труда вкладывал в поиски новых произведений, их изучение и реставрацию. Порой работы попадали в его коллекцию совершенно неожиданно. Однажды ему сообщили о том, что у потомков старинной купеческой семьи Гусевых имеются доставшиеся в наследство картины, которые хозяйка хотела бы продать. Несмотря на позднее время, Габышев, разумеется, тут же поехал к ней. Дело было зимой, и профессор изрядно замерз, разыскивая по кривым улочкам Замоскворечья нужный адрес. Каково же было его разочарование, когда перед его взором предстали плохонькие копии в золоченых рамах. Уходя, он нечаянно споткнулся: что-то высовывалось из-под кровати, наклонившись, увидел ослепительно белый кусок мрамора, его охватило волнение — это была прекрасная голова Аполлона, бога покровителя искусств. Старый, замечательной работы мрамор мерцал матовым блеском. Теперь неожиданную находку можно видеть в собрании Национального художественного музея Республики Саха (Якутия).
В изучении искусства западных мастеров профессору помогало хорошее знание немецкого языка. «В моем собрании должны быть все школы европейского искусства»», — не раз повторял он. Большое количество произведений искусства прошло через его руки, прежде чем он научился среди многих картин и гравюр отбирать именно то, что близко было его сердцу, поднимало престиж его коллекции. Его широкая эрудиция, особое чутье к культурным ценностям способствовали системным поступлениям в его коллекцию достаточно качественных произведений старых мастеров.
По воспоминаниям сыновей Габышева Льва и Густава, отец вставал очень рано, питался скромно, каждая минута была расписана. Хорошо зная свою коллекцию, Михаил Федорович каждое утро внимательно просматривал ее и в одной из своих заметок писал: «.. .художественные творения нас всегда волнуют сильно, будоражат, радуют... Глядишь на такие картины и все забываешь: и досаду свою, и грусть, стоишь как бы зачарованный и не жаль, что на это тратятся месяцы или даже годы кропотливого труда и поисков». Искусство давало ему радость и покой.
Еще при жизни, в кругу друзей и в семье, М. Ф. Габышев высказывал пожелания передать коллекцию на родину, своим землякам, чтобы и там, далеко на Севере, не выезжая за пределы Якутии можно было изучать, творчески осваивать мировое художественное наследие.
В 1962 году, после смерти Михаила Федоровича Габышева (1902 — 1958), коллекция западноевропейского искусства в составе 250 экспонатов была передана семьей профессора в дар родной республике. Сегодня, благодаря этому гражданскому, высокопатриотичному поступку, собрание в Национальном художественном музее Республики Саха (Якутия) включает картины итальянских, французских, голландских, фламандских мастеров XVI — XIX веков и отдельные работы художников других европейских стран — Нидерландов, Испании, Англии, Германии, а также предметы
прикладного искусства, что ставит его по своему составу в один ряд со многими известными музеями России.
Литература
1. Потапов И. А. Ступени творческого роста : сб. ст. / И. А. Потапов; [предисл. В. В. Ванслова; рец. А. Н. Осипов, В. X. Иванов]. — Якутск: Кн. изд-во, 1982. — 160 с.: ил.
2. Сайт Национального художественного музея Республики Саха (Якутия). — URL: http://www.sakhamuseum.ru/
Статья поступила в редакцию 20.04.2018 г. Received: April 20, 2018
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.02.005
COLLECTION OF WESTERN EUROPEAN ART OF THE XVI-XIX CENTURIES FROM THE NATIONAL FINE ARTS MUSEUM OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)
Gabysheva Asya
Director general in National Art Museum of the Republic of Sakha (Yakutia), Honored artist of Russia and the Republic of Sakha (Yakutia),
member of the Union of artists of Russia. Russia, Yakutsk. [email protected]
The collection of the National Fine Arts Museum of the Republic of Sakha (Yakutia) is a meaningful result of the hard work of many generations. The Museum's collections are of great historical and artistic interest and include a wide range of unique works, being an organic part of the world art Treasury. The significant moment in the history of Museum life in the Republic was the gratuitous transfer (gift) in 1962 of more than 250 works of Western European art of the XVI — XIX centuries from the family collection of the famous Yakut scientist, Doctor of Economics, Professor Mikhail Gabyshev (1902 — 1958). In the composition of the gift can be noted Italian masters - Niccolo Reniery (about 1590 - 1667), Giovanni Battista Pittoni (1687 -1767), Dutch artists - Alexander Adriansen (1587 - 1661), Frederico de Mucheron (1633 -1686), excellent portraits of the unknown Flemish master of the first quarter of the XVII century. On the basis of paintings from the collection of M.F. Gabyshev in 1970, in the former building of the Yakut district Treasury, built in 1909, a branch was opened - the Museum of West European Art, transformed in 1995 into the Gallery of Foreign Art named after Professor M.F. Gabyshev. The article deals with the principles and process of forming the assemblage of the famous collector.
Keywords: Western European art of the XVI - XIX centuries, painting, graphics, collection, collector, Yakutia.
Bibliographic description for citation:
Gabysheva A. L. Collection of Western European art of the XVI-XIX centuries from the Nnational fine arts museum of the Republic of Sakha (Yakutia). Iskusstvo Evra%ii - The Art of Eurasia, 2018, no 2(9), pp. 64-72. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.02.005. Available at: https://readymag.com/u50070366/1070646/14/ (In Russian).
1. Potapov I. A. Stupeni tvorcheskogo rosta [The stages of creative growth]. Collection of articles. Yakutsk, Knizhnoe izdatel'stvo, 1982. 160 p., il.
2. Website of the National Art Museum of the Republic of Sakha (Yakutia). Available at: http://www.sakhamuseum.ru/
Abstract
References