УДК 75.071.1 (571.56) Г. А. Сафронова
Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) Якутск, Россия
«Я ВОЗЬМУ
ЭТОТ БОЛЬШОЙ МИР».
ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА М. В. ЛУКИНА И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ НОВОГО ЭТАПА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ЯКУТИИ
(КОНЕЦ 1950-х - СЕРЕДИНА 1960-Х ГОДОВ)
Статья посвящена 90-летию со дня рождения заслуженного деятеля искусств ЯАССР Михаила Васильевича Лукина (1929-1966), творчество которого представляет магистральную линию в развитии изобразительного искусства Якутии, позволяет очертить круг вопросов, связанных с искусством сурового стиля в его динамичном развитии, преломлением на местной почве.
Исследуется взаимосвязь творчества художника с масштабными событиями в стране, которые он сумел прочувствовать и донести до зрителя. Фиксируется тематика произведений - освоение природных богатств, значительные новостройки, северное Заполярье, - всё это в произведениях Лукина решено мощно, свежо и выразительно, а также влияние его поисков новых художественных и эстетических идеалов на общую картину дальнейшего развития изобразительного искусства республики.
Пройдя испытание временем, искусство М.В. Лукина продолжает оставаться актуальным в связи со смысловым и жанровым (пейзаж, портрет, картина) многообразием. Являясь полифоническим, новаторским явлением, оно породило новые эстетические идеалы в общей проблематике творчества якутских художников в целом.
Ключевые слова: художник; живопись; новостройки; промышленное освоение; заполярная тундра; портрет; герой эпохи.
М. В. Лукин. Юная колымчанка. 1961. Картон, масло. 26x19
Национальный художественный музей Республики Саха (Я) (Якутск)
Есть творцы, прожившие короткую жизнь, но оставившие яркий след и набравшие ту высоту творчества, какой достигают единицы. Михаил Васильевич Лукин - один из них. Его искусство - целая эпоха в коротком временном промежутке.
Талантливый живописец, наделенный поразительной энергией и работоспособностью, Михаил Лукин как лидер Союза художников Якутии сумел сплотить его в сильный коллектив, взяв на свои плечи груз творческой, гражданской и человеческой
ответственности. Благодаря ему были налажены системные связи с мастерами других регионов страны, регулярные выезды в творческие мастерские, участие творческой организации в выставках разного уровня, что сказалось на профессионализме коллектива. Появляются значительные полотна, широко и масштабно ставящие основные вопросы эпохи, произведения, ставшие классикой изобразительного искусства Якутии.
Активная гражданская позиция М.В. Лукина гармонично сочеталась с его эмоционально открытым искусством. Талант художника не столько развивался, сколько раскрывался. Для якутской живописи творчество Лукина было во многом новаторским - в стремлении к большим художественным обобщениям, в расширении диапазона живописно-пластических средств, декоративной выразительности. Он писал то, что видел, во что верил и так, как чувствовал. Каждая законченная работа мастера, его поиски, выраженные в многочисленном этюдном материале, говорят со зрителем языком мужественным, проникновенным и современным.
Уже после жизни мастера прошли его персональные выставки. Последняя (2020) -под символичным названием «Пульс 60-х». Она дала возможность не только увидеть в достаточно полном объеме искусство мастера, творчество которого представляет магистральную линию в развитии изобразительного искусства Якутии, но и пережить время созидательного развития страны, запечатленное автором. Общая картина экспозиции позволила проследить эволюцию стиля, изменений живописного и пластического языка холстов Лукина на протяжении его творческого пути от начала 1950-х до середины 1960-х - от осмысления классических традиций русского искусства и идей сурового стиля до живописной драматургии его поздних произведений.
Михаил Лукин окончил Якутское художественное училище (первый выпуск). Затем последовала учеба в Москве, в Московском государственном художественном инсти-
туте им. В.И. Сурикова, в мастерской Д.К. Мочальского - мастера бытового жанра. Его первые работы говорят о том, что художник интенсивно движется в привычных рамках школы своего учителя, в русле жанровой живописи. Его дипломная работа «В тюрьме без решеток» и последующие не выделяются из круга привычных для своего времени сюжетов. Грамотно скомпонованные, они достоверно передают детали, повествуя об определенном событии.
Воспитанный на опыте и традициях русской реалистической школы, Лукин как представитель молодой генерации чувствует, что время диктует и ставит перед творцами новые задачи, темы и образы. Он ездит по Якутии, как бы заново врастая в родную землю. Находясь в периоде поисков, Михаил Лукин обращается к не разработанной для якутских художников теме - индустриализации края. Удачной для него стала творческая командировка в молодой, недавно появившийся на карте город Мирный. Наблюдая жизнь на великой стройке века, художник непрерывно заносит в творческий дневник свои впечатления. Это осталось в его многочисленных живых зарисовках.
В последующем будут и другие поездки в Мирный, затем в Чернышевский, на стро-
М. В. Лукин. Ветврач на севере. 1953. Холст, масло. 37,5x46,5
Национальный художественный музей Республики Саха (Я) (Якутск)
М. В. Лукин. Первый тракт алмазников. 1966. Холст, масло. 177x138
Национальный художественный музей Республики Саха (Я) (Якутск)
ительство Вилюйской ГЭС. Без ложного пафоса, без прикрас Лукин сумел передать неповторимый нерв эпохи, романтизм молодости, ведь он сам был молод. Этот пласт в творчестве Михаила Лукина поражает обилием молодых лиц. Простые юноши и девушки строят, живут в палатках, мечтают, водят машины. В чем-то это время сродни 1920-30-м годам. То же жизнелюбие, оптимизм, энергия, свежий воздух. Для зрителя обычно скучны индустриальные пейзажи с трубами, грузовиками, техникой. Но на камерных по размеру холстах художника, написанных живо и динамично, вдруг зазвучали импрессионистические нотки. Легкий мазок, удачно выбранный колорит сделали его живопись необыкновенно яркой, интересной и достоверной. У работ мощнейшая светлая энергетика: они вызывают душевный подъем и светлое чувство. Явно видно, что художник делал то, что ему нравилось. И эти работы стали окрыляющей удачей всех художников Якутии. Глядя на них, представляющих яркую страницу творчества Лукина, видишь, как неразрывно связаны тема люб-
ви к родной земле и любовь к людям, освоившим эти холодные пространства.
Обращение к современности для Михаила Лукина неразрывно связано с реалистической конкретностью и искренней романтической направленностью. Сохранился эскиз задуманного полотна «Алмазный север» или «Северное сияние», пропитанного эмоциональностью и романтикой севера. Узнаваемы силуэты корпусов алмазной обогатительной фабрики с непрерывающимся ритмом работы. А над ними, сверкая и переливаясь, разворачиваются ленты всполохов полярного сияния. На фоне сказочного явления природы, все преобразующего, несутся собачьи упряжки, управляемые каюрами. Работа демонстрирует умение автора силами изобразительных средств переосмыслить сиюминутное, превратив его в бытийное и вечное. Это определяет одну из составляющих уникальной поэтики творчества Лукина.
Жизнь страны властно влекла Михаила Васильевича как творца в водоворот событий, ставя перед ним неординарные задачи. С 1957 года в художественной жизни происходят перемены, говорящие о предотте-пельном периоде. Проходит I Всесоюзный съезд советских художников, учредивший единый Союз художников СССР, делегатом которого он был. В этом же году состоялась Всесоюзная художественная выставка, появились специализированные художественные журналы, создано издательство «Художник РСФСР», происходят и другие события, охватившие всю сферу культуры. Явлением художественной жизни этого времени стали работы мастеров так называемого сурового стиля. Это были художники, воспитанные в традициях московской школы живописи, главным для искусства которых стали нравственные проблемы советского времени, романтическое восприятие действительности и ее драматической сути. И творчество Лукина, выпускника Московского художественного института им. В.И. Сурикова, невозможно рассматривать вне этих перемен,
происходивших в советском искусстве конца 1950-х - начале 1960-х годов.
В 1963 году написан эскиз к картине «Первая автоколонна к алмазникам», вылившаяся в полотно «Первый тракт алмазников» (1966). Теоретики искусств как-то обделили вниманием эту работу, при том что в живописи Якутии именно ею Михаил Лукин впервые в сюжетно-тематической картине подошел к стилистике сурового стиля. В работе ясно видно переосмысление наследия 1920-х годов. Пронизанная острыми линейными ритмами, динамичными световыми акцентами и линейными контурами фигур композиция оказалась в чем-то сродни плакату. В энергичных фигурах рабочих, прокладывающих тяжелую трассу, воплощена героизация трудовых будней. Это изображение нового человека, своими руками творящего будущее. И это новый тип художника, опоэтизировавшего судьбу простого труженика, его нелегкий повседневный труд, раскрывшего простыми и ясными средствами живописи тему героического в рядовом. В этом проявилась суть нового осмысления возможностей реалистического искусства, связанного с гуманистическим идеалом.
Атмосфера открытости, прямой разговор о времени и о себе вовлек в процесс переосмысления ценностей широкий круг художников середины XX века, обратившихся к теме героических будней современников. Следствием в среде якутских художников стали творческие командировки в Заполярье, в авангарде был М.В. Лукин.
Работы, привезенные в результате поездки по Нижней Колыме, позволяют говорить о формировании творческой зрелости мастера. Они - свидетельство его тонкой наблюдательности, умения живо и убедительно передавать свои впечатления. В таких холстах, как «Мостик», написанный легким импрессионистическим мазком, видна смелая, пастозная оригинальная манера наложения краски на холст, словно делающая необязательной точность рисунка, создающая композиционную и тоновую цельность. Оттенки набухшего талого снега, голубые
тени, растворение контуров дальнего плана совершенно точно передают ощущение времени года - это весна с ее влажным воздухом и светом.
Нельзя не отметить чуткую зрительную память Лукина, помогающую ему при работе над картиной. В этюдном варианте к полотну «Весна в тундре» чувствуется холод пробуждающейся к весеннему солнцу природы. В творческой переработке при создании непосредственно картины, напротив, передано тепло прогретого солнцем воздуха, как бы разлитое по всему полотну. Оно играет легкими всполохами розоватых оттенков на снегу, вибрирует в высокой голубизне неба, в охристых пятнах проталин. Не перегружая полотно чрезмерной детализацией, художник сохраняет в картине некую этюдность. Пожалуй, так эмоционально и выразительно передать общее состояние образа природы, свое личное отношение к тому, что он изображает, в якутской живописи до Лукина никому не удавалось.
В серии портретов заполярного цикла очевиден интерес не к этнографическому и экзотическому, а к живому общению с людьми. Сочно написанные, эти портреты отражают симпатию к северянам, настолько свежи и горячи краски, так юношески ясна и гармонична душа художника. Работая с натуры, он уделяет внимание лицу, взгляду портретируемого - задумчивому, доверчивому, мудрому, погруженному в себя. Более
М. В. Лукин. Весна е тундре. 1956. Холст, масло. 64x101
Национальный художественный музей Республики Саха (Я) (Якутск)
М. В. Лукин. Школьник из Чокурдаха. 1961. Картон, масло. 25x17
Национальный художественный музей Республики Саха (Я) (Якутск)
обобщенно написаны детали одежды. При этом удивляет, как точно сумел художник уловить момент, когда в человеке проявляется его внутреннее состояние, передать естественное свойство человека севера быть самим собой. Удивительно мягко и тонко написано лицо девушки в красном. Черные волосы открывают чистый невысокий лоб. Из-под приподнятых бровей на зрите-
ля устремлен открытый доверчивый взгляд темных глаз. Психологически достоверен портрет «Оленеводка Тымкыль из колхоза "Турваургин"». Энергично промоделированное лицо, светотеневые контрасты, напряженная гармония дополнительных цветов - красного и белого - сообщают модели внутреннее движение, передавая открытость, уверенность и полнокровную радость бытия молодой северянки.
Следует отметить, что в последующем, свободно работая в жанре портрета, Лукин
делает его более подвижным, раздвигая границы жанра. Это говорит о многогранности портретного искусства мастера, философски осмысливающего жизнь и выражающего через портрет лирическое, поэтическое начало в человеке, живущего в условиях суровой природы. М.В. Лукину было под силу запечатлеть совершенно простые, бытовые мгновения, которые в его подаче выглядели свежо, вызывая позитивные мысли и чувства.
Это был период, наполненный невероятно активным трудом художника: поездки по Нижней Колыме, в Мирный, по реке Лене, во Всесоюзный дом творчества «Сенеж». Михаил Лукин пишет картину «В долине реки Колымы», которая экспонируется на Всесоюзной художественной выставке, посвященной 40-летию Октябрьской революции (1957). Можно представить волнение молодого живописца, когда его работа была представлена в залах рядом с произведениями известнейших мэтров искусства. В полотне привлекает то, что впоследствии определится как самая сильная сторона искусства Лукина: его умение выразить свое личное отношение к тому, что он изображает, его умение «вжиться в образ».
Наверное, надо провести за этюдником долгие часы, чтобы передать вкрадчивую красоту тундрового пейзажа с его бесконечным снежным пространством и бескрайним небом, сливающимися воедино где-то вдали. Перед зрителем - подлинные хозяева этих просторов, привычно приглядывающие за своими стадами. Здесь нет дорог, по этому сугробистому снегу не пройдет машина, только верные спутники северян - собаки -помогают людям. Вместе с человеком они делят привычную жизнь, расположившись на короткий отдых на мягком снегу. Эта сцена неотторжима от пейзажа, пронизана атмосферой, разлитой на полотне. Тундра для автора - земля гармонии. Он подчеркивает это с помощью палитры серебристо-голубых и едва заметных теплых желтовато-розоватых оттенков. Впоследствии именно на цветовую гамму делает упор художник, акцентируя эмоциональную составляющую картин.
Красота и разнообразие тундры, словно невидимая нить, связали художника с Заполярьем. Он снова и снова погружается в этот притягательный мир. В ряду ранних сюжетно-тематических композиций можно отметить полотна «Домой на весенние каникулы» (1959) и «Оленьи скачки» (1961), где доминирует эпическая красота тундры, где настроение передано эмоционально-насыщенным колоритом. После долгой полярной ночи, когда ненадолго появляется солнце, заискрившись разнообразными красками на снегу, возвращаются домой школьники. Солнечные лучи загораются на снежном покрове, на невысоких стволах кустарников. Глубокие синие тени подчеркивают снежную красоту тундры, отчего насыщеннее звучат яркие пятна на детском шарфике, рыжем мехе вожака в упряжке, словно небольшие маячки, ведущие к родному стойбищу. Полотно «Оленьи скачки» воспринимается как картина-эмоция, созданная на одном дыхании, запечатлевшая необычные эффекты заполярного освещения. Снег и горы, словно экран, впитывают все краски, льющиеся сверху сквозь чистую воздушную атмосферу, приобретающие различные цветовые оттенки и контрастирующие с холодной синевой неба. Стремительный бег несущихся нарт передает легкий и свободный мазок.
Творческие поиски Лукина в условно названном «Заполярном цикле» по-настоящему ценны, так как позволяют проследить последовательную эволюцию искусства мастера. Работы художника 1950-х годов с их жанровой иллюстративностью сменяются более обобщенным видением событий. Блестяще исполненные эскизы 1960-го года к картинам «Охотники», «Стрельба из лука» и «Пушнина» представляют нам художника менее прямолинейного, способного симво-лико-обобщенным языком создавать произведения, построенные по законам монументальной живописи. При этом цветовой строй каждой работы дает почувствовать меняющееся освещение, что характерно, скорее, для пленэрной живописи. Каждый цвет составлен из многих оттенков, вибри-
рует, живет, дышит. Цветным контуром он выделяет подробности - силуэты фигур переднего плана, детали одежды, снаряжения. Но все вместе в эмоциональном и содержательном плане составляет цельную картину, в которой художник материализует мир, где главным является человек труда, его современник.
Для М.В. Лукина заполярная тундра стала особым местом, где он нашел свой истинный путь как творческая личность, где сложился его узнаваемый живописный почерк. Сотни этюдов, разнообразный натурный материал, сюжетные зарисовки позволяют сделать выводы о доминантах в творчестве живописца в этот период. С одной стороны, Заполярье для него является как бы пространством феномена жизни, сложившейся на протяжении неопределенно долгого времени. Жизнь здесь очищена от всего наносного, а поведение человека сводится к определенным пра-
вилам и укладу, дающим возможность полноценно жить в суровых условиях. Именно здесь в самом чистом виде постигаются такие понятия, как «природа» и «человек».
С другой стороны, для Лукина, художника по натуре эмоционального, северный пейзаж интересен и с чисто художественных позиций. Он дал ему возможность получить опыт воплощения пространства с безграничной перспективой, особым ритмическим
М. В. Лукин. Домой на весенние каникулы. 1959. Холст, масло. 89,5x155
Национальный художественный музей Республики Саха (Я) (Якутск)
М. В. Лукин. Рыбаки Индигирки. 1963. Холст, масло. 102x260
Национальный художественный музей Республики Саха (Я) (Якутск)
строем, колористическими качествами, дающими возможность использования ярких и свежих красок. Его северная тундра - это не монотонное, проникнутое вечной белизной пространство, а динамичный цветной мир, полный движения и жизни, где снег за счет многочисленных рефлексов разреженного воздуха более живописный, а пространственные планы более четкие. Быстро меняющееся освещение позволило художнику передать сложнейшую гамму от ярко-солнечных картин, насыщенных светом и воздухом, до напряженных по цвету, с четкими гармонично-локальными переходами пейзажных композиций, дающих представление о разнообразии природы Севера.
Особой эмоциональной окраской отличается ленский пейзаж. В композиции «Витим» с напряженным монохромным колоритом создан образ старинного села, история которого связана с золотыми приисками и мрачными легендами. Пластический язык работы заставляет вспомнить бубновова-летцев с их особой плотностью красочного слоя и мощью фактуры. Чистотой и звучностью, тонкой нюансировкой отличается цветовая гамма работы «На этюдах». В эскизе к картине «Пьяный Бык» звучит эпическая симфония о великой сибирской реке. Предельно напряженный пафос произведения, драматическая патетика, монументальность выделяют работу среди многих, посвященных реке Лене. Она гармонична по цвету, говорит о композиционном даре художника.
Откликом на бесспорно эпохальное событие - открытие якутского месторождения алмазов - стало создание картины «Геологи». Уходя из привычного мира в неизвестность, геологи сталкиваются с невероятными трудностями. Лариса Попугаева, ленинградский геолог, вспоминала, что уже в августе начались снегопады, кончились продукты, а впереди еще было 900 км пути. Обессиленные, участники экспедиции к своему счастью вышли на действующую метеостанцию, откуда после долгих ожиданий были эвакуированы в Нюрбу. Вероятно, с этим событием связан этюд из краеведческого музея села Майя. Он писался, очевидно, при минусовой температуре в естественной среде. Об этом говорит своеобразная фактура живописи, когда автор вынужден смешивать краски прямо на живописной поверхности: это сделано только на первом плане. Второй план, представляющий небо и вспыхнувший на нем поток северного сияния, написан короткими экспрессивными мазками, нанесенными по основному цветовому пятну, и являет своеобразную импрессионистическую живопись, где мастер тонко чувствует состояния природы.
В картинах Лукина заметно страстное стремление пристальнее вглядеться в мир, который он изображает. Среди многочисленных вариантов к полотну «Геологи» наиболее отвечающим представлениям о задуманной картине можно считать великолепно исполненный эскиз 1966 года. В нем нет развернутого сюжета, но есть то, чем грезили молодые
люди, идущие в профессию, - романтизм. Общее настроение выплеснуто художником на холст легким, свободным мазком. Удачен выбор цветовой палитры - рыжевато-охристые горы, яркая голубизна неба, отражающаяся в синеве воды, и фигуры всадников в атмосфере яркого солнечного дня. Совокупность такого цветового решения позволяет ощутить жизнеутверждающую мощь жизни.
С сегодняшней точки зрения яснее становятся акценты, расставляемые автором в сю-жетно-тематической картине, которая переживает новый виток развития в творчестве М.В. Лукина. По сути, она становится психологическим портретом времени, в котором личностные переживания автора переплетаются с искренним стремлением показать происходящее. Среди событий того времени значительным стало строительство гидроэлектростанции на Вилюе и перекрытие реки. Художник запечатлел этот исторический факт как один из эпизодов в процессе грандиозного строительства. Перекрытие русла рек в те времена было принято отмечать, как праздник Труда. Автор показывает на полотне не апофеоз момента, не ликующую массу строителей, для которых этот момент - главная трудовая точка в возведении ГЭС, а эмоциональный настрой людей, делающих большое дело. Фигуры идущих изображены на фоне композиционно срезанного сверху грузовика (прием репортажной фотографии), максимально приближены к переднему краю. Выбрана точка зрения сверху, чтобы показать долину реки, окаймленную горами, движущиеся КАМАЗы и тех, кто ощущает свою принадлежность к строительству.
Этюды, разнообразный натурный материал, сюжетные зарисовки, портреты, жанровые картины показывают необыкновенную тягу Михаила Лукина к свободному творчеству. Устремляясь к современности, Лукин невольно обращается к вечным ценностям - темам материнства, детства, семьи. В его интерпретации они звучат необыкновенно трогательно. Это очевидно в портрете «Эвенка с ребенком», которую можно уподобить заполярной Мадонне. Об-
раз молодой матери созерцательно спокоен и сакрален в своей символической умиротворенности. Ни один из художников того времени не представлен таким обилием детских образов, как Михаил Лукин, с их нежной лирической интонацией. В этом же ряду и совершенно простые, бытовые мгновения, которые в подаче художника выглядят светло и позитивно («Ожидание у бани», 1965; «Баня», 1966).
Социальным звучанием в русле настроений оттепели отмечен этюд к картине «Рыбаки Индигирки» (1961). Позже, в 1963, создано большое одноименное полотно. Изображая рыбаков как единую, представленную в энергичном движении в глубину пространства группу, автор сжимает полотно по горизонтали, что придает фигурам скрытую динамику. Если в этюде рыбаки движутся в одном направлении, то в картине движения разнонаправленны, и от этого их усилия более красноречивы и передают напряженность трудового ритма. Выразительный рисунок, четко очерченные силуэты гор на горизонте, динамика стремительного, уверенно положенного мазка рождают картину-образ, проникнутую духом своего времени.
Обозревая созданное М.В. Лукиным в цикле, посвященном людям заполярной тундры, следует отметить, что на основе натурного материала он создал огромный художественный мир, не существовавший до него в изобразительном искусстве Якутии. В короткий период Лукин пишет ряд своих лучших произведений, многие из которых сегодня вошли в музейные собрания.
Содержательно искусство Михаила Лукина - очень мужское и мужественное. Его верность теме северного Заполярья говорит о глубоком и последовательном проникновении в характер народов Севера - чукчей, эвенов, эвенков, юкагиров. С сегодняшней точки зрения их мироустройство, система ценностей оказались более устойчивыми и более безусловными. Цивилизационный процесс, поставивший мир перед вызовами, эту устойчивость подтвердил.
Литература
1. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) / вступ. ст. А. Габышевой, авт.-сост. Г. Сафронова. - Якутск : Сахаполигра-физдат, 2001.- 368 с.
2. Потапов, И.А. Творческие проблемы художников Якутии (1945 г. - середина 1970-х гг.). -Якутск : Якутский научный центр СО РАН, 1992. - 172 с.
Об авторе
Сафронова Галина Афанасьевна - искусствовед, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Национального художественного музея PC (Я), член Союза художников России, заслуженный работник культуры PC (Я)
E-mail: [email protected]
М. В. Лукин. Янские горы. 1963. Холст, масло. 120x170
Национальный художественный музей Республики Саха (Я) (Якутск)
Последнее полотно художника «Перед дорогой» выразительно своим откровенным поиском высокого духовного бытия человеком, живущим в экстремальных условиях. Сегодня, когда на выставках часто можно увидеть работы, воздействующие на зрителя необычным сюжетом, понятным порой только самому автору, это полотно впечатляет другим. Фабула, предлагаемая Лукиным, проста: упряжка готова тронуться в путь по заснеженной тундре. Но в этом сюжете воплощен образ места ежедневного человеческого подвига. Как всегда у Лукина, действие происходит на фоне пейзажа - холодного, сдержанного по цвету.
М.В. Лукин писал искренне, с любовью, с какой-то генетически заложенной в нем острой интуицией. Он великолепно понимал живописные задачи и поэтому даже в самых традиционных темах умел найти свое собственное неожиданное решение. Все это не могло не повлиять на общее лицо творческого коллектива, который Лукин возглавлял. Об этом сказал на открытии выставки Виктор Петров, народный художник Якутии, друживший с Михаилом Лукиным: «Такие живописцы рождаются раз в столетие. Его произведения говорят нам, что в Якутии жил и творил мастер общесоюзного уровня, а может и мирового, которому были по плечу самые сложные художественные и эстетические задачи».
"I'LL TAKE THIS BIG WORLD".
THE FEATURES OF M. LUKIN'S CREATIVE WORK AND ITS ROLE IN THE DEVELOPMENT OF A NEW STAGE OF YAKUTIA'S FINE ARTS (THE END OF THE 1950S - THE BEGINNING OF THE 1960S)
Safronova Galina Afanasyevna
Art critic, Deputy Director for Accounting, Storage and Restoration at the National Art Museum of the Republic of Sakha (Yakutia), member of the Union of Artists of Russia, Honored Worker of Culture of the RS (Ya)
Abstract:T/?e article is devoted to the 90th anniversary of the Honored Artist of the YASSR Mikhail Vasilyevich Lukin (1929-1966), whose work represents the main line in the development of the fine arts of Yakutia, allows us to outline the range of issues related to the art of the "severe style" in its dynamic development, refraction on local soil.
The author examines the relationship of the artist's creative work with the large-scale events that took place in the country, which he managed to feel and convey to the viewer. The subjects of the works are fixed - the development of natural resources, significant new buildings, the Northern Arctic - all these are solved powerfully, fresh and expressive in Lukin's works, as well as the influence of his search for new artistic and aesthetic ideals on the overall picture of the further development of the fine arts of the republic.
It is revealed how, having passed the test of time, the art ofM. V^ Lukin continues to remain relevant in connection with the semantic and genre (landscape, portrait, painting) diversity. Being a polyphonic, innovative phenomenon, it gave rise to new aesthetic ideals in the general problems of the work of Yakut artists as a whole.
Keywords: artist; painting; new buildings; industrial development; Polar tundra; portrait; hero of the epoch.