Научная статья на тему '«ВЫСТАВКА ОТКРЫЛАСЬ В ВДВОЙНЕ НЕСЛУЧАЙНОМ МЕСТЕ…»'

«ВЫСТАВКА ОТКРЫЛАСЬ В ВДВОЙНЕ НЕСЛУЧАЙНОМ МЕСТЕ…» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурная антропология / музыкальная культура / музейное дело / выставки / Великая Отечественная война / эвакуация / сибирский тыл / повседневность / Д.Д. Шостакович / М.Н. Тухачевский / Омск / cultural anthropology / musical culture / museum work / exhibitions / the Great Patriotic War / evacuation / Siberian rear / everyday life / D.D. Shostakovich / M.N. Tukhachevsky / Omsk

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кантор Юлия Зораховна

В сентябре–октябре 2023 г. в центре «Эрмитаж-Сибирь» Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля состоялась выставка «Сибирские сезоны Ленинградской филармонии. К 80-летию гастролей 1943 года»; проект имел большой общественный резонанс. На экспозиции демонстрировались уникальные документы, отреставрированные в Санкт-Петербургском институте истории РАН, связанные с пребыванием и творческой деятельностью филармонии в сибирском тылу. Состоявшаяся в октябре 2023 г. беседа с Ю.З. Кантор — куратором данного музейного проекта — посвящена его значению и содержательным особенностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«THE EXHIBITION OPENED IN A DOUBLY NON-RANDOM PLACE...»

In September-October 2023 in the Hermitage-Siberia center of the Omsk Region Museum of Fine Arts. M.A. Vrubel hosted the exhibition «Siberian Seasons of the Leningrad Philharmonic. To the 80th anniversary of the 1943 tour»; the project had great public outcry. The exhibition featured unique documents, restored at the St. Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Sciences, related to the stay and creative activities of the Philharmonic in the Siberian rear. A conversation with Yu.Z. Kantor, the curator of this museum project, that took place in October 2023, is devoted to its significance and substantive features.

Текст научной работы на тему ««ВЫСТАВКА ОТКРЫЛАСЬ В ВДВОЙНЕ НЕСЛУЧАЙНОМ МЕСТЕ…»»

Актуальная История

УДК 93/94

DOI: 10.25206/2542-0488-2023-8-4-65-70 EDN: HJAMKX

Ю. З. КАНТОР

Санкт-Петербургский институт истории РАН, г. Санкт-Петербург

«ВЫСТАВКА ОТКРЫЛАСЬ В ВДВОЙНЕ НЕСЛУЧАЙНОМ МЕСТЕ...»

В сентябре—октябре 2023 г. в центре «Эрмитаж-Сибирь» Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля состоялась выставка «Сибирские сезоны Ленинградской филармонии. К 80-летию гастролей 1943 года»; проект имел большой общественный резонанс. На экспозиции демонстрировались уникальные документы, отреставрированные в Санкт-Петербургском институте истории РАН, связанные с пребыванием и творческой деятельностью филармонии в сибирском тылу. Состоявшаяся в октябре 2023 г. беседа с Ю. З. Кантор — куратором данного музейного проекта — посвящена его значению и содержательным особенностям.

Ключевые слова: культурная антропология, музыкальная культура, музейное дело, выставки, Великая Отечественная война, эвакуация, сибирский тыл, повседневность, Д. Д. Шостакович, М. Н. Тухачевский, Омск.

Юлия Зораховна КАНТОР

— Юлия Зораховна, в Омске открылась не совсем обычная выставка, и она связана с Санкт-Петербургской академической филармонией им. Д. Д. Шостаковича. Несколько неожиданно — Омск и Петербургская филармония. Мы, конечно, знаем, что филармония во время эвакуации в годы Великой Отечественной войны была в Сибири, в Новосибирске. Но какое все это имеет отношение к Омску и к Санкт-Петербургскому институту истории РАН?

— Начать я бы хотела с того, что эта выставка открылась во вдвойне неслучайном месте. Она проходит в центре «Эрмитаж-Сибирь» — площадке, как никакой другой, связанной с Петербургом. Вы понимаете это по ее названию Центр «Эрмитаж-

Сибирь» является подразделением Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля — великолепного музея и по коллекции, и по составу научных сотрудников и экспозиционеров. Санкт-Петербургский институт истории РАН (СПбИИ РАН) имеет прекрасный опыт взаимодействия с именно этим учреждением. В частности, я могу сказать, что в прошлом году там состоялась выставка «Почерк империи», посвященная становлению административной бюрократии Петровской эпохи [1]. Выставка была основана на уникальных документах Петровской эпохи, хранящихся в научно-историческом архиве СПбИИ РАН. Причем тут важно и нелишне напомнить, что подавляющее большинство документов, которые были выставлены в прошлом году в Омском музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, экспонировались впервые. А уже в этом году по городам Омской области проходит выставка, тоже связанная с историей Петровской эпохи. Омск, как известно, петровский город, входит в Ассамблею петровских городов, а названный музей — член Ассоциации петровских музеев России, недавно созданной и интересно развивающейся, поэтому музей попросил нас ту выставку, которая была в прошлом году, дополнить и несколько расширить. Чтобы не только не повторить, но и показать несколько более детально ракурсы становления государственности и функционирования государства в административном его аспекте в петровское время, чтобы жители городов Омской области — огромной по территории — смогли это посмотреть. Выставка, конечно, стендовая, она исключительно на копиях, но, тем не менее, имеет очень важную научно-просветительскую функцию.

— Но вернемся к Ленинградской филармонии.

— Что касается выставки «Сибирские сезоны Ленинградской филармонии...», то она связана и с Санкт-Петербургом — Ленинградом, и с Омском тоже. Она является частью проекта, который Санкт-Петербургский институт истории РАН проводит вместе с Санкт-Петербургской академической филармонией им. Д. Д. Шостаковича — это историко-реставрационный проект «Военная летопись филармонии». (Ю. З. Кантор — куратор данного проекта. — Ред.) [2]. Традиция хранения и научной реставрации документов и традиция изучения блокады Ленинграда — две составляющие, которые легли в его основу. Будут отреставрированы афиши, программы и рукописные материалы военного времени. Научная реставрация осуществляется сотрудниками Научно-исторического архива СПбИИ РАН, имеющими большой опыт исследования, реставрации, консервации и восстановления памятников письменности различных эпох на бумажных носителях (в архиве СПбИИ РАН хранятся документы с IX в.). Планируется отреставрировать более семи сотен афиш, около ста программок, «Блокадную книгу Филармонии», в которой зафиксированы все концерты блокадного периода, а также некоторые рукописные материалы.

Документы, памятники культуры, как люди — с возрастом появляются свои проблемы, особенности. Если мы что-то не изучим, это будет не так страшно, придут наши последователи. Но, если мы не сохраним то, что получили от своих предшественников, этого потомки уже не увидят. В военное время Филармония не только не прекратила свою работу, но увеличила объем концертной деятельности. Эта эпоха представлена в Музыкальной библиотеке Филармонии различными документами, обладающими уникальной ценностью. Проект предусматривает их изучение, введение в научный оборот, публикацию результатов исследований, введение в культурный оборот памятников мужества, стойкости, удивительной творческой энергии, направленной из военного времени к нам.

В январе 2024 года, к 80-летию полного снятия блокады Ленинграда, Филармония и СПбИИ РАН организуют конференцию, посвященную звуковому образу города военной поры, а в декабре 2024 года — конференцию, посвященную анализу восстановления и реставрации памятников письменности на бумажных носителях в ХХ в.

Вообще считаю принципиально важным представлять научные достижения в диалоге ученых, а затем публиковать их результаты. Недавно прошедшая в Омске конференция, посвященная 130-летию М. Н. Тухачевского [3], кстати, с которым дружил Д. Д. Шостакович, — один из удачных тому примеров.

Решение Филармонии отреставрировать колоссальную коллекцию афиш, то есть уделить внимание сохранению культурного наследия, реализовав дорогостоящий проект, — явление, имеющее в нашей стране глубокие исторические ассоциации с событиями не только в XX в., но и даже в XVIII столетии, когда в не самое простое для страны время реализуются важные гуманитарные инициативы, направленные на приумножения ее культурного достояния. Это, безусловно, сильная позиция, не только творческая, но и общественная.

Изучая деятельность Филармонии в блокадном Ленинграде (где в ее стенах работал единственный оставшийся в городе симфонический коллек-

тив — оркестр Радиокомитета, давший в осажденном городе несколько сотен концертов) [4, с. 184], исследователи особое внимание уделяют пребыванию Заслуженного коллектива Республики Симфонического оркестра филармонии в Новосибирске, куда в августе 1941 г. по решению правительства Ленинградская государственная филармония была эвакуирована почти в полном составе. Попытка осмысления этого исторического этапа была предпринята сразу после окончания войны — в юбилейный для Ленинградской филармонии сезон 1945/46 гг., когда филармония отмечала четверть века со дня своего основания. Любопытно, что никакого торжественного заседания и концерта по этому случаю не отмечено в сохранившихся документах. Вместо этого Филармония выпустила несколько рукописных альбомов с коллажами из концертных программ и фотографий, оформленных филармоническими художниками, которые освещали весь 25-летний период и, в том числе, эвакуацию в Новосибирск [5, с. 3].

Время пребывания эвакуированной Филармонии в Новосибирске — одна из интересных глав ее истории. С июля по сентябрь 1943 г. Заслуженный коллектив Республики в полном составе посетил Барнаул, Омск (где дал наибольшее число концертов) и города Кузбасса: Кемерово, Ленинск-Кузнецкий, Прокопьевск, Сталинск (с 1961 г. — снова Новокузнецк). Итак, в начале сентября 1941 г. симфонический оркестр Ленинградской филармонии, квартет им. Глазунова и солисты концертного бюро, всего около двухсот человек, прибыли в Сибирь, а уже 4 октября 1941 г. филармония открыла свой 21-й сезон. Состоялось открытие в зале Дома культуры им. Сталина. А вот гастролировал прославленный коллектив по всей Сибири, в том числе он был и в Омске, и во многих других городах. Поэтому важно понимать, что афиши, которые привезли из эвакуации ленинградские музыканты, — это очень важная страница нашей генетической культурной памяти. Это еще и важная страница в нашем историко-культурном пространстве. Поскольку эти гастроли состоялись ровно 80 лет назад, а именно осенью 1943 г., нам показалось логичным принять предложение Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля и сделать выставку этих афиш, показав географию пребывания Ленинградской филармонии в эвакуации. Мы относительно хорошо знаем о собственно новосибирских страницах, а вот о других городах и о впечатлениях, которые Филармония произвела вот этой культурной симфонической прививкой, нам известно гораздо меньше.

Конечно, львиная доля того, что будет отреставрировано в общей сложности за три года — с 2023 по 2025 гг., — это афиши филармонии Ленинграда, афиши и программки концертов, прошедших в Большом зале Ленинградской филармонии и в эвакуации в течение всей Великой Отечественной войны. Это более 700 единиц. Вдумайтесь в эти цифры!

Это говорит об интенсивной культурной жизни Ленинграда, несмотря на тяжелейшие условия блокады и о той востребованности, которую имела классическая музыка и самый разнообразный репертуар в Ленинграде [6, с. 253] и в тылу, в Новосибирске, куда был эвакуирован оркестр Филармонии во главе с Е. А. Мравинским, и других регионах страны, где коллектив был в тот нелегкий период на гастролях. Филармония ведь была средо-

точием духовной и культурной жизни нашего города «всем смертям назло».

— 80 лет назад начались гастроли по Сибири. А в каких именно городах они проходили? И каким образом оркестр передвигался? Железная дорога, наверно, была перегружена — все-таки война, военные грузы и т.д. Как они перемещались? Пространства же большие очень.

— Конечно, география интересная. Нам и самим было интересно, благодаря афишам, реконструировать географическую карту в той части, которая отображает Сибирь. Помимо Новосибирска, о котором мы знаем, потому что несколько сезонов в эвакуации Филармония провела там, и огромное количество концертов состоялось именно там, — оркестр ездил в Томск, Омск, Барнаул и многие другие города. Проявлением своеобразного содружества явилась помощь железнодорожников, о чем нам рассказывает сохранившаяся благодарность — Почетная грамота Томской железной дороги, которая тоже показана на выставке. Это великолепный документ! Он рукотворный в прямом смысле. Это не печать, а художественно оформленный графический лист, на котором отображены очень теплые слова в адрес ленинградских музыкантов, которые с Филармонией гастролируют по Сибири. Число концертов Заслуженного коллектива Республики (538 выступлений) и количество «обслуженных», в тогдашней терминологии, слушателей (до полумиллиона) [5, с. 5].

По газетам разных областей Сибири видно, каков был отклик, какова была востребованность этих концертов. И нам это важно, потому что мы тоже возвращаем в наше культурное пространство этот «сибирский мотив», если хотите, пребывания Филармонии. Это тоже восстанавливает детали ее военной летописи. Первым городом, в который в рамках гастролей приехали ленинградцы в 1943 г., был Барнаул. С 27 июля по 2 августа Ленинградская филармония дала там 8 концертов. Приезд коллектива в Омск, где состоялось 9 концертов, сопровождался статьей заместителя художественного руководителя Ленинградской филармонии О. С. Саркисова «Концерты Ленинградской филармонии», опубликованной в газете «Омская правда» 8 августа (на второй день гастролей!). Несмотря на несколько официальный характер этой публикации, она содержит информацию, позволяющую предположить, что гастроли в Омске состояли не из шести заявленных в анонсе, а из десяти концертов, включая и камерные выступления (т.е. гастроли в Омске оказались самыми продолжительными во всем турне по городам Сибири, Кузбассу и Средней Азии). Важным заявлением официального лица Филармонии можно считать следующие слова: «В творческом общении с коллективом оркестра создавались многие выдающиеся творения советского симфонизма, в частности ряд партитур лауреата Сталинской премии Дм. Шостаковича» [7]. Далее, после объявления всех гастрольных планов, Саркисов возвращается к этому еще раз: «Первые исполнители монументальной V симфонии Шостаковича — наш оркестр и дирижер Е. А. Мравинский вновь исполнят это выдающееся произведение советского симфонизма перед омскими слушателями» [7].

Реакция в периодической печати на выступление Ленинградской филармонии появилась не сразу. 14 августа в газете «Омская правда» была напечатана рецензия Л. Марьясина «Первые концерты оркестра Ленинградской государственной

филармонии». Отзыв критика в высшей степени комплиментарный. Однако начинает он с риторического приема — вопроса, признаваясь, что шел «на концерт с некоторыми опасениями. Не наложило ли суровое военное время отпечаток на работу коллектива, не снизился ли в дни войны уровень исполнения?» [8].

Но опасения рассеялись при первых тактах Шестой симфонии в исполнении Заслуженного коллектива Республики под управлением Мравин-ского: «В руках большого художника этот живой, точный и вместе с тем удивительно гибкий инструмент способен творить чудеса». Рецензент отметил игру нескольких солистов, прежде всего исполнителей на духовых инструментах, и дал критическую оценку выступлению филармонического лектора Ю. Вайнкопа, который, по мнению критика, «мог бы с большей пользой выполнить свою задачу <...> если бы конкретнее излагал материал и тратил бы меньше времени на похвалы, в которых замечательный оркестр, право же, не нуждается» [8].

Тем временем выступления оркестра продолжились. 10 и 11 августа состоялись еще два симфонических концерта. Главным событием 10 августа стало исполнение оркестром Четвертой симфонии Брамса под управлением Н. С. Рабиновича [5, с. 7]. В своем новом газетном отчете от 22 августа, уже упомянутый омский критик Л. Марьясин, отмечает в Рабиновиче «большую музыкальность, прекрасную память (дирижер провел всю программу без партитуры), бурный темперамент <... > — все это говорит, что перед нами талантливый музыкант» [9].

— Афиши — это отражение в некотором смысле парадной стороны, все-таки концерт — это торжественное событие. А сохранились ли какие-то документы, свидетельства, отражающие повседневную жизнь музыкантов в эвакуации? Может быть, были какие-то общие увлечения, которые объединяли их в минуты отдыха?

— Во-первых, о повседневности музыкантов нашей Филармонии хорошо известно из их воспоминаний и переписки — они опубликованы в значительной степени еще в советское время. Дневники, мемуары, письма — они, в общем, дают представление о том, какой была эвакуационная повседневность. О гастролях мы знаем гораздо меньше, и здесь нам в помощь в изучении этого библиотека и архив Филармонии. Например, благодаря коллегам из Филармонии удалось выявить интереснейшие рукописные материалы — это оформленные маленькие тетрадки — я бы назвала их буклетами, но это будет слишком громко — маленькие тетрадки с антологией творчества Д. Д. Шостаковича. На пишущей машинке напечатаны его произведения, включая Седьмую, Ленинградскую, симфонию — пожалуй, самое известное музыкальное произведение в истории Второй мировой войны, она была начата летом 1941 г. в Ленинграде, а закончена в конце 1941 г. в Куйбышеве, куда был эвакуирован автор, и впервые исполнена там 5 марта 1942 г., и дальше началось ее шествие по стране и по зарубежью. В Новосибирске она была исполнена 9 июля 1942 г. — на месяц раньше, чем в блокадном Ленинграде. Так вот, в одной из таких тетрадок, которая также экспонировалась на выставке в Омске, Седьмая симфония уже фигурирует как один из ключевых моментов творчества Шостаковича.

Есть еще другие вещи важные и трогательные, как мне кажется. Это стенгазета. Маленькие картонные стенды с наклеенными на них вырезками из газет, связанными с рецензиями на гастроли, и какие-то шуточные зарисовки, шаржи, связанные с повседневностью или с жизнью того или иного музыканта оркестра и т.д. Это тоже очень интересно. Они хранятся в архиве Филармонии и, конечно, тоже требуют внимания и введения в общественный оборот, что как раз на выставке и произошло.

Важно подчеркнуть, что выставка явилась частью проекта, который имеет, безусловно, сугубо научный аспект — мы вводим в научный оборот антологию деятельности Филармонии в блокадном Ленинграде и вне его. Но детального изучения афиш, которые рисуют нам не только звуковую музыкальную палитру Ленинграда (хотя в Ленинграде работали и другие коллективы, Театр музыкальной комедии например), но еще многое могут, как оказывается, рассказать нам о составе бумаги, о красках, которыми напечатаны тексты этих афиш. Реставраторы уже столкнулись с колоссальной проблемой, потому что качество бумаги и абсолютно трагическая история хранения этих афиш во время Великой Отечественной войны в самом Ленинграде в сырости, в инее, в страшном морозе, иногда близ горящей буржуйки, это все сказалось на сохранности. И как раз идея Филармонии была более чем своевременной для того, чтобы подвергнуть эти афиши и реставрационному исследованию, биохимическому, физическому и т.д., и собственно гуманитарному, историческому исследованию, чем мы сейчас и занимаемся.

— Юлия Зораховна, и, конечно же, любопытно: были ли какие-то открытия после реставрации первой части афиш?

— Иногда видно, что происходили какие-то замены музыкантов. Иногда встречаются вещи еще более важные, например, из-за недостатка бумаги одна часть афиши заменяется другой с уточнениями: на основной лист наклеивался другой — и это наши реставраторы выявили. Например, о том, в каких концертах происходил сбор средств для армии или для детей военнослужащих Красной армии. Оркестр исполнял много русской музыки — Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина. Особое место в программах занимал Глинка — отрывки из «Ивана Сусанина» звучали злободневно в военное время. Играли и европейскую классику — Бетховена, Вагнера, Листа, Брамса и даже редко исполняемых в те годы Малера и Брукнера [10]. И, конечно, важно понимать, что Филармония в эвакуации представила блестящий «набор» дирижеров. Помимо Евгения Мравинского, Николай Рабинович, Ниссон Шкаровский, а также знаменитый немецкий дирижер еврейского происхождения Курт Зандерлинг, бежавший из фашистской Германии в Советский Союз. То, как это было, мы знали по переписке, но теперь мы можем посмотреть, какие произведения исполнялись им. Еще важный момент — расширение жанров: как выяснилось благодаря афишам, среди участников концертов был, например, Вольф Мессинг — это очень неожиданно. Филармония и там, в эвакуации, была своего рода культурной энциклопедией.

Мы понимаем, что союз историков и музыкантов дает возможность посмотреть на историю музыки не отдельно друг от друга, а вместе. И мне кажется, что выставка в Омске — очень важный шаг на пути популяризации (в самом хорошем

смысле этого слова) истории музыки и социальной истории военного времени. Очень хорошо, что это происходит в таком культурном центре Сибири, как Омск. Вообще, этот первый опыт слушания в течение большого количества времени симфонических концертов, чего до этого в Сибири по понятным причинам практически не было, дал очень сильный толчок к развитию симфонической классической музыкальной культуры в этом колоссальном и таком важном для нас регионе. Обращаю ваше внимание, что сейчас все города, где 80 лет назад побывала Ленинградская филармония, теперь имеют свои филармонии. Нам очень важно было показать их сибирскому зрителю для восстановления культурного пространства единой исторической памяти. Тем более что здесь есть люди, которые так или иначе связаны с историей Великой Отечественной войны. Кто-то был ребёнком эвакуирован сюда и остался в Омске и других городах. Омский зритель узнал новые страницы в биографии своего города и его связи с Ленинградом — Петербургом. Это возможность не прервать связь времен и сохранить историческую память.

— И напоследок. Вы упоминали о М. Н. Тухачевском, чьим биографом являетесь [11]. Сегодня появляются весьма колоритные способы осмысления исторической фигуры этого деятеля [12-16] и при участии Исторического архива Омской области делается немало для увековечивания памяти о нем [17]. При этом пространство публичной истории еще продолжает испытывать на себе влияние ложных представлений о прошлом, ситуация в Омске показательна [18]. Овеянная мифами личность Тухачевского — не исключение из подобной тенденции [19]. Как Вы считаете, нуждается ли биография маршала в дополнительном изучении? Какие здесь видятся перспективы?

— А что значит — «в дополнительном»? История неисчерпаема. Исследование ее сюжетов, биографий ее акторов (а Тухачевский — фигура сложная, вызывающая споры, и порой — ожесточенные, и в профессиональной среде, и среди дилетантов) — это то, что движет науку, дает возможность для многогранного осмысления исторических событий. Прошлое изучается в диалоге, в выявлении и сопоставлении новых фактов с уже известными. Я считаю, что самая большая опасность для историка — сказать: «Все, точка, тема изучена полностью».

— Юлия Зораховна, большое спасибо Вам за общение. Надеюсь, что еще раз порадуете Омск проектами с Вашим участием.

Беседовал Дмитрий ПЕТИН

Библиографический список

1. Передвижная выставка «Почерк империи». URL: https://spbiiran.ru/peredvizhnaya-vystavka-pocherk-imperii-gramoty-patenty-diplomy-petrovskoj -epohi/ (дата обращения: 15.10.2023).

2. Афиши и программки военного времени поступили на реставрацию в СПбИИ РАН. URL: https://spbiiran.ru/afishi-i-programmki-voennogo-vremeni-postupili-na-restavraciyu-v-spbii-ran/ (дата обращения: 15.10.2023).

3. Гражданская война на востоке России: взгляд сквозь документальное наследие: материалы V Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 130-й годовщине со дня рождения Маршала Советского Союза М. Н. Тухачевского и 100-летию событий антибольшевистского Якутского мятежа (Россия, Омск, 18—19 окт. 2023 г.) // редкол.: Д. И. Петин (отв. ред.) [и др.]. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2023. 444 с.

4. Крюков А. Н. Музыка продолжала звучать. Ленинград. 1941-1944. Ленинград: Музыка, 1969. 296 с.

5. Дмитриев П. В. Сибирские сезоны Ленинградской филармонии. К 80-летию гастролей 1943 года. Омск: Изд-во ОМИИ, 2023. 18 с.

6. Богданов-Березовский В. Дороги искусства. Ленинград: Музыка, 1971. 280 с.

7. Саркисов О. Концерты Ленинградской филармонии // Омская правда. 1943. 8 августа. № 163.

8. Марьясин Л. Первые концерты оркестра Ленинградской государственной филармонии // Омская правда. 1943. 14 августа. № 167.

9. Марьясин Л. Праздник музыкальной культуры // Омская правда. 1943. 22 августа. № 173.

10. Филармония в эвакуации. URL: https://www. philharmonia. spb. ru/about/history/100_years/evacuation/ (дата обращения: 15.10.2023).

11. Кантор Ю. З. Михаил Тухачевский. Портрет на фоне эпохи. Москва: РОССПЭН, 2021. 471 с.

12. Назаренко К. Б. Михаил Николаевич Тухачевский: между мифами и исторической наукой // Новейшая история России. 2015. № 3. С. 55-68. EDN: VFMXSP.

13. Минаков С. Т. М. Н. Тухачевский в контексте номенклатурной идентификации старой Русской армии // История: факты и символы. 2019. № 3. С. 62-73. DOI: 10.24888/24104205-2019-20-3-62-73.

14. Минаков С. Т. Зигзаги сталинской политической историософии и «тухачевщина» // Ученые записки Орловского государственного университета. 2021. № 2. С. 36-42. EDN: USEEIB.

16. Федотова И. В. Образ М. Н. Тухачевского в советском игровом кино // Сибирский антропологический журнал. 2023. Т. 7, № 1. С. 84-94. EDN: DNIZFX.

17. Федотова И. В. Историко-документальный выставочный проект к 130-летию со дня рождения М. Н. Тухачевского в Историческом архиве Омской области // Сибирский архив. 2023. № 2. С. 119-148.

18. Петин Д. И. Мифы в локальной истории: обзор работы круглого стола в Омске // Сибирский антропологический журнал. 2020. Т. 4, № 4. С. 38-49. БОТ: 10.31804/2542-18162020-4-4-38-49.

19. Федотова И. В., Паслён В. В. «Черные мифы» о Тухачевском в постсоветский период // Гражданская война на востоке России: взгляд сквозь документальное наследие: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (20-21 окт. 2021 г., Омск). Омск: Изд-во ОмГТУ, 2021. С. 307-315.

КАНТОР Юлия Зораховна, доктор исторических наук, заместитель директора Санкт-Петербургского Института истории РАН, г. Санкт-Петербург. БРНЧ-код: 3138-6726 ЛиШогГО (РИНЦ): 337025

Адрес для переписки: [email protected]

Для цитирования

Кантор Ю. З. «Выставка открылась в двойне неслучайном месте.» // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2023. Т. 8, № 4. С. 65-70. БОТ: 10.25206/2542-0488-2023-8-4-65-70.

Статья поступила в редакцию 14.10.2023 г. © Ю. З. Кантор

UDC 93/94 YU. Z. KANTOR

DOI: 10.25206/2542-0488-2023-8-4-65-70 EDN: HJAMKX

Saint Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Sciences, Saint Petersburg

«THE EXHIBITION OPENED

IN A DOUBLY NON-RANDOM PLACE...»

In September-October 2023 in the Hermitage-Siberia center of the Omsk Region Museum of Fine Arts. M. A. Vrubel hosted the exhibition «Siberian Seasons of the Leningrad Philharmonic. To the 80th anniversary of the 1943 tour»; the project had great public outcry. The exhibition featured unique documents, restored at the St. Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Sciences, related to the stay and creative activities of the Philharmonic in the Siberian rear. A conversation with Yu. Z. Kantor, the curator of this museum project, that took place in October 2023, is devoted to its significance and substantive features.

Keywords: cultural anthropology, musical culture, museum work, exhibitions, the Great Patriotic War, evacuation, Siberian rear, everyday life, D. D. Shostakovich, M. N. Tukhachevsky, Omsk.

References

1. Peredvizhnaya vystavka «Pocherk imperii» [Mobile exhibition «Handwriting of the Empire»]. URL: https://spbiiran. ru/peredvizhnaya-vystavka-pocherk-imperii-gramoty-patenty-diplomy-petrovskoj-epohi/ (accessed: 15.10.2023). (In Russ.).

2. Afishi i programmki voyennogo vremeni postupili na restavratsiyu v SPbll RAN [Wartime posters and programs were received for restoration at the St. Petersburg Institute of the Russian Academy of Sciences]. URL: https://spbiiran.ru/afishi-i-programmki-voennogo-vremeni-postupili-na-restavraciyu-v-spbii-ran/ (accessed: 15.10.2023). (In Russ.).

3. Grazhdanskaya voyna na vostoke Rossii: vzglyad skvoz' dokumental'noye naslediye [Civil War in the East of Russia: a look through the documentary heritage] // Eds.: D. I. Petin (Chief ed.) [et al.]. Omsk, 2023. 444 p. (In Russ.).

4. Kryukov A. N. Muzyka prodolzhala zvuchat'. Leningrad. 1941 — 1944 [The music continued to sound. Leningrad. 1941 — 1944]. Leningrad, 1969. 296 p. (In Russ.).

5. Dmitriev P. V. Sibirskiye sezony Leningradskoy filarmonii. K 80-letiyu gastroley 1943 goda [Siberian seasons of the Leningrad Philharmonic. To the 80th Anniversary of the 1943 tour]. Omsk, 2023. 18 p. (In Russ.).

6. Bogdanov-Berezovskiy V. Dorogi iskusstva [Roads of Art]. Leningrad, 1971. 280 p. (In Russ.).

7. Sarkisov O. Kontserty Leningradskoy filarmonii [Concerts of the Leningrad Philharmonic] // Omskaya pravda. Omskaya Pravda. 1943. August 8. No. 163. (In Russ.).

8. Mar'yasin L. Pervyye kontserty orkestra Leningradskoy gosudarstvennoy filarmonii [First concerts of the Leningrad State Philharmonic Orchestra] // Omskaya pravda. Omskaya Pravda. 1943. August 14. No. 167. (In Russ.).

9. Mar'yasin L. Prazdnik muzykal'noy kul'tury [Celebration of musical culture] // Omskaya pravda. Omskaya Pravda. 1943. August 22. No. 173. (In Russ.).

10. Filarmoniya v evakuatsii [Philharmonic in evacuation]. URL: https://www.philharmonia.spb.ru/about/history/100_years/ evacuation/ (accessed: 15.10.2023). (In Russ.).

11. Kan tor Yu. Z. Mikhail Tukhachevskiy. Portret na fone epokhi [Mikhail Tukhachevsky. Portrait against the background of the era]. Moscow, 2021. 471 p. (In Russ.).

12. Nazarenko K. B. Mikhail Nikolayevich Tukhachevskiy: mezhdu mifami i istoricheskoy naukoy [Mikhail Tukhachevsky: Between Myths and Historical Science] // Noveyshaya istoriya Rossii. Modern History of Russia. 2015. No. 3. P. 55-68. (In Russ.).

13. Minakov S. T. M. N. Tukhachevskiy v kontekste nomenklaturnoy identifikatsii staroy Russkoy armii [M. N. Tu-khachevsky in the context of nomenclatural identification of the Old Russian army] // Istoriya: fakty i simvoly. History: Facts and Symbols. 2019. No. 3. P. 62-73. DOI: 10.24888/2410-4205-201920-3-62-73. (In Russ.).

14. Minakov S. T. Zigzagi stalinskoy politicheskoy istoriosofii i «tukhachevshchina» [Zigzags of stalinist political historiosophy and «Tukhachevshchina»] // Uchenyye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Scientific Notes of Orel State University. 2021. No. 2. P. 36-42. EDN: USEEIB. (In Russ.).

15. Fedotova I. V. Obraz M. N. Tukhachevskogo v sovetskoy angloyazychnoy presse (po materialam izdaniy The Moscow News

i The Moscow Daily News) [The image of Mikhail Tukhachevsky in the Soviet English-language periodicals (On the material of newspapers The Moscow News and The Moscow Daily News)] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Tomsk State University Journal. 2022. No. 479. P. 169-180. DOI: 10.17223/15617793/479/18. (In Russ.).

16. Fedotova I. V. Obraz M. N. Tukhachevskogo v sovetskom igrovom kino [The image of M. N. Tukhachevsky in Soviet feature films] // Sibirskiy antropologicheskiy zhurnal. Siberian Journal of Anthropology. 2023. Vol. 7, no. 1. P. 84-94. (In Russ.).

17. Fedotova I. V. Istoriko-dokumental'nyy vystavochnyy proyekt k 130-letiyu so dnya rozhdeniya M. N. Tukhachevskogo v Istoricheskom arkhive Omskoy oblasti [Historical and documentary exhibition project dedicated to the 130th anniversary of the birth of M. N. Tukhachevsky in the historical archive of the Omsk region] // Sibirskiy arkhiv. Siberian Archive. 2023. Vol. 2. P. 119-148. (In Russ.).

18. Petin D. I. Mify v lokal'noy istorii: obzor raboty kruglogo stola v Omske [Myths in the local history: an overview of the round table in Omsk] // Sibirskiy antropologicheskiy zhurnal. Siberian Journal of Anthropology. 2020. Vol. 4, no. 4. P. 38-49. DOI: 10.31804/2542-1816-2020-4-4-38-49. (In Russ.).

19. Fedotova I. V., Paslyon V. V. «Chernyye mify» o Tukhachevskom v postsovetskiy period [«Black myths» about Tukhachevsky in the post-Soviet period] // Grazhdanskaya voyna na vostoke Rossii: vzglyad skvoz' dokumental'noye naslediye [Civil War in the East of Russia: a look through the documentary heritage]. Omsk, 2021. P. 307-315. (In Russ.).

KANTOR Yulia Zorakhovna, Doctor of Historical Sciences, Deputy Director of the Saint Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Sciences, Saint Petersburg. SPIN-code: 3138-6726 AuthorlD (RSCI): 337025

Correspondence address: [email protected] For citations

Kantor Yu. Z. «The exhibition opened in a doubly non-random place...» // Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2023. Vol. 8, no. 4. P. 65-70. DOI: 10.25206/25420488-2023-8-4-65-70.

Received October 14, 2023. © Yu. Z. Kantor

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.