МУЗЫКАЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
© Дубровская, М.Ю., Тарасевич, Е.Е., 2023 УДК 78.071.2
DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-184-192
ЛЕНИНГРАДСКИЕ МУЗЫКАНТЫ В ТАШКЕНТЕ И НОВОСИБИРСКЕ (1940-1950-е гг.)
М.Ю. Дубровская1, Е.Е. Тарасевич1
1 Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, Новосибирск, 630099, Российская Федерация
Аннотация. В статье рассматривается эпохальное значение деятельности лучших ленинградских музыкантов, академических коллективов и учреждений для формирования в местах их эвакуации в годы Великой Отечественной войны новой академической музыкальной среды, многочисленных кадров высокопрофессиональных исполнителей и музыковедов. Характеризуется степень участия ведущих ленинградских специалистов-музыкантов в учебно-творческой деятельности музыкальных вузов Ташкента и Новосибирска как фактор процесса взаимообогащения национальных культур СССР. Приводятся малоизвестные факты премьерных исполнений Седьмой «Ленинградской» симфонии Д.Д. Шостаковича, состоявшихся в тыловых Ташкенте (УзССР) и Новосибирске в 1942 г. Обстоятельства активнейшей музыкально-просветительской деятельности эвакуированного в сибирскую столицу оркестра Ленинградской филармонии под руководством выдающегося лектора, самобытного оратора и публициста, профессора И.И. Соллертинского восстановлены авторами статьи впервые в опоре на неопубликованные архивные материалы фонда Музейной лаборатории Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки. Амплитуда исторически сложившегося человеческого и профессионального взаимодействия профессуры и студентов трех выдающихся консерваторий в отдаленных друг от друга культурных центрах Советского Союза демонстрирует поразительную преемственность и плодотворность научно-педагогических школ и традиций, сформировавшихся в системе советского высшего музыкального образования.
Ключевые слова: Ленинградская консерватория, Ташкентская консерватория, Новосибирская консерватория, Д.Д. Шостакович, Седьмая симфония, Ленинградская филармония, премьерное исполнение, И.И. Соллертинский
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Дубровская М.Ю., Тарасевич Е.Е. Ленинградские музыканты в Ташкенте и Новосибирске (1940-1950-е гг.) // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 3. С. 184-192. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-184-192.
LENINGRAD MUSICIANS IN TASHKENT AND NOVOSIBIRSK (1940s - 1950s)
M.Yu. Dubrovskaya1, E.E. Tarasevich1
1 M.I. Glinka State Novosibirsk Conservatory, Novosibirsk, 630099, Russian Federation
Abstract. The article discusses the epochal significance of the activities of the best Leningrad musicians, academic groups and institutions for the formation of a new academic musical environment in the places of their evacuation during the war years, numerous cadres of highly professional performers and musicologists. The degree of participation of leading Leningrad professional musicians in the educational and creative activities of musical universities
in Tashkent and Novosibirsk is characterized as a factor in the process of mutual enrichment of the national cultures of the USSR. Little-known facts of the premiere performances of the Seventh "Leningrad" Symphony by D.D. Shostakovich, held in the rear of Tashkent (UzSSR) and Novosibirsk in 1942. The circumstances of the most active musical and educational activities of the Leningrad Philharmonic Orchestra evacuated to the Siberian capital under the guidance of an outstanding lecturer, original speaker and publicist, Professor I.I. Sollertinsky restored by the authors of the article for the first time based on unpublished archival materials of the Museum Laboratory of the M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory. The amplitude of the historically established human and professional interaction between the professors and students of three outstanding conservatories in the cultural centers of the Soviet Union distant from each other demonstrates the amazing continuity and fruitfulness of the scientific and pedagogical schools and traditions that have formed in the system of Soviet higher musical education.
Keywords: Leningrad Conservatory, Tashkent Conservatory, Novosibirsk Conservatory, D.D. Shostakovich, Seventh Symphony, Leningrad Philharmonic, premiere performance, I.I. Sollertinsky
Conflict of interest. The authors declare the absence of conflict of interests. For citation: Dubrovskaya, M.Yu., Tarasevich, E.E. (2023), "Leningrad musicians in Tashkent and Novosibirsk (1940s - 1950s)", Journal of Musical Science, vol. 11, no. 3, pp. 184-192. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-184-192.
Известно, что легендарная Седьмая симфония «Ленинградская» Д.Д. Шостаковича была написана в годы Великой Отечественной войны - начата в Ленинграде, впоследствии взятом в кольцо блокады, и завершена в г. Куйбышев (ныне -Самара), куда композитор был эвакуирован вместе с женой и двумя детьми. Премьера симфонии в исполнении оркестра Большого театра под управлением Самуила Самосуда, также эвакуированных, состоялась в Куйбышеве 5 марта 1942 г. Посвященная родному городу Шостаковича - Ленинграду, Седьмая симфония вызвала исключительный резонанс мировой общественности. Начиная со дня премьеры, по Советскому Союзу прокатилось настоящее победное шествие симфонии - в течение нескольких месяцев Ленинградская отзвучала в Москве (29.03.), Ташкенте (22.06.), Ереване (11.07.), Фрунзе (27.07.), Ленинграде (09.08.), Чкалове (10.08.), Орске (10.08.), Алма-Ате (10.08.), Омске (29.08.), Свердловске (12.09.), Баку
(23.09.), Челябинске (09.10.), Саратове (26.10.), Сталинабаде (08.11.), Тбилиси (30.11.). Зарубежная премьера Седьмой симфонии в исполнении Лондонского филармонического симфонического оркестра под управлением Генри Вуда состоялась 22 июня в Лондоне. За ней последовали - Нью-Йорк (19.07.), Тэнглвуд (14.08.), Мехико (10.09.), Торонто (08.12.).
Констатируя огромное значение создания и оперативного исполнения гениального сочинения в культурных центрах СССР и мира, следует также самым высоким образом оценивать историческую миссию культуртрегерской деятельности выдающихся ленинградских музыкантов для поднятия академического профессионализма на местах, -в тех тыловых городах большой Родины, в которых им довелось жить и работать в тяжелейшие военные и послевоенные годы. Так, не случайным представляется, что третье и четвертое исполнение Ленинградской симфонии состоялось в Ташкен-
те и Новосибирске - городах весьма далеких от Центральной России, но являющихся центрами музыкальной жизни Средней Азии и соответственно Сибири военных лет. Объединяющим началом здесь послужил факт эвакуации в годы Великой Отечественной войны в старейшую в Средней Азии консерваторию, Ташкентскую, профессорско-преподавательского состава Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Р.В. Глазунова пишет, что «история отношений, содержащая как уникальные явления межнационального общения, так и явления, характеризующие универсум историко-культурных связей, не прекращались все годы существования данных учебных заведений <Ленинградской и Ташкентской консерваторий>. Но годы эвакуации Ленинградской консерватории во время ВОВ особенно наглядно продемонстрировали всю мощь и глубину взаимовлияния, что проявилось и в человеческих контактах, и в профессиональной реализации» (2022, с. 111).
Согласно сообщениям на состоявшейся в 2022 г. в Государственной консерватории Узбекистана научной конференции в честь ее 85-летия именно блистательная ленинградская профессура и подготовленные этими специалистами узбекские оркестранты смогли своевременно и на достойном уровне исполнить сложнейшее сочинение Д.Д. Шостаковича. «Выдающимся событием культурной жизни Узбекистана было исполнение 22 июня 1942
года Седьмой симфонии Шостаковича оркестром педагогов и студентов консерватории под управлением И.А. Мусина, - сообщает Р.В. Глазунова. - Участники третьего исполнения замечательного творения одного из ведущих профессоров консерватории были охвачены подлинным энтузиазмом, позволившим за короткий срок справиться с труднейшей партитурой» (2022, с. 116).
Подчеркнем, что не менее важным результатом деятельности ленинградских музыкантов стало воспитание слушательской аудитории Ташкента и Новосибирска. И не только! Немало написано о гастрольных поездках оркестра по городам Сибири, но мало известен следующий факт: в октябре 1943 г. симфонический оркестр Ленинградской филармонии выезжал с концертами в Фергану (Узбекистан).
Последнюю информацию удалось почерпнуть из публикации на электронном портале «Карта нашей победы. "Ленинградская филармония в эвакуации в Новосибирске"». Здесь приводится следующая интересная подробность о первом периоде пребывания в Новосибирске завкафедрой Саратовской консерватории Евсея Михайловича Зингера: «Работал ли он в филармонии официально - доподлинно неизвестно, но он вел летопись выступлений коллектива. Так называемый "Список Зингера", при отсутствии напечатанных программ (а такое случалось нередко), оказался бесценным документом, реконструирующим концертную жизнь Ленинградской филармонии в эвакуации в сезоне 1942-1943»1. Е.М. Зингер, выпускник Ленинградской консерватории,
стал в дальнейшем одним из основоположников фортепианной школы будущей Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки, открывшейся в 1956 г. (Романовская Е., 2014).
Важным связующим фактором между Ленинградом, Ташкентом и Новосибирском стал также послевоенный переезд из столицы УзССР в Новосибирск, в Новосибирскую государственную консерваторию, плеяды знаменитых ленинградских музыкантов - супружеской четы пианистов В.И. Слонима и З.Ш. Та-маркиной, музыковеда Ю.Г. Кона. Как и Е.М. Зингер, они были представителями ленинградской фортепианной и музыковедческой школ и продуктивно работали в период Великой Отечественной войны, а также в послевоенное десятилетие в Ташкентской государственной консерватории.
В годы Великой Отечественной войны весьма плодотворно складывалась творческая дружба ташкентцев с коллективом Ленинградской консерватории. Консультации ее знаменитых профессоров Л.В. Николаева, С.И. Савшинского, П.А. Серебрякова, Н.Е. Перельмана, М.Я. Хальфи-на, Б.А. Арапова, В.В. Волошинова, М.О. Штейнберга, Х.С. Кушнаре-ва были в высочайшей степени полезны коллективу молодого вуза, первый выпуск которого состоялся 22 июня 1941 г. (Дубровская М., 1986, с. 5). Эти творческие связи не оборвались после возвращения Ленинградской консерватории в родной город. В период 1940-1950-х гг. и позднее в Ташкентской консерватории продолжали работать выдающиеся представители ленинградской школы: Ю.Н. Тюлин,
A.Н. Котляревский, В.Н. Баке-ева, А.В. Бирмак, В.И. Слоним, З.Ш. Тамаркина, А.Я. Коральский,
B.А. Головина, Е.М. Мацокина, И.П. Благовещенский и др. Их педагогическая, научно-исследовательская, исполнительская деятельность во многом способствовала активной творческой жизни ташкентского вуза (Дубровская М., 1986, с. 6). Профессора С.Х. Кушнарев и позднее Ю.Г. Кон, стояли у истоков формирования музыкального востоковедения в Узбекистане.
С 1947 по 1975 г. Ташкентскую консерваторию возглавлял народный артист СССР, лауреат государственных премий СССР и УзССР им. Хамзы, лауреат Международных премий им. Дж. Неру и Г.А. Насера, известный композитор, дирижер, профессор Мухтар Ашрафи (рис. 1). К числу исторических заслуг этого всемирно известного музыканта, создателя первых узбекских опер и симфоний относятся многие творческие достижения вуза, в том числе поддержание и продолжение традиций Ленинградской консерватории в деятельности консерватории Ташкентской. После кончины М. Ашра-фи его имя в июле 1976 г. было присвоено Ташкентской консерватории (Дубровская М., 1986, с. 9).
Один из авторов настоящей статьи, доктор искусствоведения, профессор М.Ю. Дубровская, в период учебы в Ташкентской государственной консерватории им. М. Аш-рафи с 1972 по 1977 г. была студенткой ученицы А.В. Бирмак
C.П. Галицкой и ленинградцев
A.Я. Коральского, Е.М. Мацокиной,
B.А. Головиной; училась, а в дальнейшем работала с учениками выдающихся ленинградских педагогов,
Рис. 1. Ректор Ташкентской государственной консерватории в 1947-1975 гг. М.А. Ашрафи
в частности, профессора Ю.Г. Кона: Т.Б. Гафурбековым, С.А. Закржев-ской, Л. Г. Ковалём и др. Многие коллеги М.Ю. Дубровской стали крупными специалистами и всегда с особым пиететом вспоминают своих ленинградских учителей. Под руководством доктора искусствоведения, профессора Т.Б. Гафур-бекова М.Ю. Дубровская работала 18 лет на кафедре истории музыки ТГК им. М. Ашрафи, после чего была приглашена в качестве музыковеда-востоковеда на кафедру эт-номузыкознания в Новосибирскую консерваторию.
Таким образом, деятельная профессиональная помощь ленинградских музыкантов развитию высокой советской академической культуры, исполнительства и образования на местах отнюдь не ограничилась участием в исполнении Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича. Она имела гораздо более глобальное историческое значение: явилась пролонгацией завоеваний столичного музыкального искусства на периферию пространства отечественной музыкальной культуры.
9 июля 1942 г. Ленинградская симфония впервые прозвучала
в Новосибирске. Оркестр Ленинградской филармонии был эвакуирован в Новосибирск в конце августа 1941 г. - с 4 октября 1941 г. по 6 августа 1944 г. Историки утверждают, что за время эвакуации артисты оркестра дали свыше 500 концертов в Новосибирске и на гастролях по городам Сибири. В распоряжении филармонии находились два лучших в те годы концертных помещения города - 600-местный зал Дома культуры имени Сталина в центре города (ныне Дворец культуры имени Октябрьской революции) и Клуб имени Клары Цеткин в левобережной части Новосибирска.
Практически каждый новосибирский концертный сезон Ленинградской филармонии был отмечен событиями выдающегося значения. Сезон 1942 / 43 г. венчало исполнение Ленинградской симфонии Шостаковича под управлением Евгения Мравинского (рис. 2). На репетиции тогда приезжал сам композитор (рис. 3), а накануне премьеры состоялось два творческих вечера с его участием: 27 июня маэстро солировал в своем фортепианном концерте, 4 июля исполнил с Квартетом имени
Глазунова Фортепианный квинтет. Это была первая поездка Дмитрия Дмитриевича в сибирскую столицу. Знакомство с большим, быстро
Рис. 2. Е.А. Мравинский после премьеры Седьмой симфонии в Новосибирске
Профессор Новосибирской консерватории Евгений Евгеньевич Федоров, ученик гобоиста Георгия Ивановича Амосова, одного из участников той самой премьеры, вспоминает: «Амосов сказал мне, что премьера Седьмой симфонии прошла триумфально, что он никогда не забудет ту овацию, которую новосибирцы устроили в тот вечер». В летописях нашего города сохранились и слова самого Амосова: «Репетиция уже приближалась к концу, когда неожиданно дверь в зал Дома культуры робко приоткрылась, и музыканты увидели смущенно улыбающегося Шостаковича. Композитор не хотел мешать работе оркестра и, стараясь остаться незамеченным, сел в последнем ряду зала. Евгений Александрович тотчас же остановил репетицию и легко помчался по проходу между кресел навстречу своему другу. Оркестранты встали и за-аплодировали»3.
Исполнением Ленинградского оркестра в Новосибирске восхищался выдающийся мастер советской
развивающимся городом Шостакович продолжит почти через 20 лет -в 1960-е гг. он трижды посетит Но-восибирск2.
Рис. 3. Д.Д. Шостакович и Е.А. Мравинский на репетиции Седьмой симфонии. Новосибирск, июль 1942 г.
эстрады Леонид Утесов: «Я только что вернулся домой с концерта необыкновенного... Это настолько захватывающе грандиозно, что разобраться в своих чувствах я бессилен. Одно знаю - это бессмертно, как все великое в искусстве. В этом концерте было все, что делает искусство настоящим: гениальный композитор, талант-дирижер и художник-оркестр» (Мосолова Л., 2012, с. 148). Очень высоко исполнительскую интерпретацию симфонии Мравинским и оркестром Ленинградской филармонии ценил и сам композитор: «Я чрезвычайно рад, что мне удалось приехать в Новосибирск и услышать родные, неповторимые звучания: ни один из оркестров, игравших мои произведения, не добился такого совершенного воплощения моих замыслов»4.
Коллектив Ленинградской филармонии в годы войны нельзя представить без талантливейшего ученого-музыковеда, критика, публициста, человека феноменальных энциклопедических знаний Ивана
Ивановича Соллертинского. Именно он, блистательный лектор, будучи художественным руководителем Ленинградской филармонии, проводил огромную работу лектория, в том числе и в Новосибирске. Чтение лекций в читальном зале областной библиотеки, вступительные слова к симфоническим концертам, выступления в клубах, армейских частях и других учреждениях Новосибирска - это лишь малая часть той грандиозной работы, которую проводил Соллертинский в столице Сибири.
Рис. 5. Афиша Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича, 15 июля 1942 г.
В августе 1944 г. Ленинградская филармония вернулась в Ленинград, а уже в октябре того же года ее культурную эстафету в городе приняла Новосибирская филармония, симфоническим оркестром которой с самого начала и в течение долгих
Профессор Соллертинский выступал со вступительным словом и в дни премьеры Седьмой симфонии. Его имя можно обнаружить на сохранившихся афишах (рис. 5), начиная с премьерного для Ленинградской филармонии дня 4 октября 1941 г. Соллертинский просвещал новосибирских слушателей вплоть до своей скоропостижной кончины в возрасте 42 лет. Это трагическое событие произошло в Новосибирске 11 февраля 1944 г. в самый разгар концертного сезона (рис. 6).
Рис. 6. Могила И.И. Соллертинского на Заельцовском кладбище Новосибирска
лет руководил выпускник Ленинградской консерватории А.М. Кац.
Просветительская деятельность Ленинградского оркестра, премьер-ные исполнения величайших симфонических произведений, визиты выдающихся музыкальных деятелей,
безусловно внесли весомый вклад в процесс становления и утверждения Новосибирска в качестве музыкальной столицы Сибири в ряду крупнейших центров российской музыкальной культуры. И, в целом, как справедливо полагают новосибирские авторы Е.С. Черный и Е.Е. Ист-
ратова, «именно благодаря эвакуационным процессам <...> приезду большого числа видных деятелей искусства и целых творческих коллективов в Новосибирске достаточно быстро сформировалось специфическое культурное пространство, адекватное столичному» (2020, с. 403).
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Карта нашей победы. URL: http:// cityofculture.ru/-karta-nashej-pobedy-leningradskaya-filarmoniya-v-evakuacii-v-novosibirske/ (дата обращения: 28.09.2022).
2 Коневцова Г.Л. Творческие связи Шостаковича с музыкантами Сибири / рук. Г. А. Осипенко. Новосибирск, 1987. 2 с. Рукопись.
3 Родионова И. К 100-летию первой русской филармонии // Санкт-Петербургская
академическая филармония имени Д.Д. Шостаковича. URL: https://www.philharmonia. spb.ru/about/history/100_years/evacuation/ (дата обращения: 07.01.2022).
4 В память о «месяце Шостаковича» // Все новости Новосибирской области. 2006. 28 ноября. URL: https:// vn.ru/news-82203/ (дата обращения: 28.09.2022).
ЛИТЕРАТУРА
Глазунова Р.В. Опыт и перспективы сотрудничества Санкт-Петербургской и Ташкентской консерваторий // Основные тенденции развития музыкального образования и науки: Сб. Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию Гос. консерватории Узбекистана. 11 июня 2022 г. Ташкент, 2022. С. 111-118.
Дубровская М.Ю. 50 лет Ташкентской государственной консерватории им. М. Аш-рафи: Буклет / сост. Т.Е. Соломонова, Б.Т. Коваль. Ташкент: Изд-во литературы и искусства, 1986. 53 с.: ил.
Мосолова Л.М. Диалог Санкт-Петербурга и Новосибирска. Культурология и музыковедение // Музыкальные деятели Ленинграда в Новосибирске в годы Великой Отечественной войны. К 110-летию со дня рождения Ивана Ивановича Соллертинского / сост. О.А. Светлова. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2012. С. 148-158.
Романовская Е.А., Рожкова Ю.А. Некоторые вопросы генезиса фортепианной школы в Новосибирской консерватории // Вестник музыкальной науки. 2014. № 3. С. 101-108.
Черный Е.С., Истратова Е.Е. Эвакуация в годы Великой Отечественной войны как стимул развития культурного потенциала Новосибирска // Баландинские чтения. 2020. Т. 15. С. 403.
REFERENCES
Chernyi, E.S., Istratova, E.E. (2020), "Evacuation during the Great Patriotic War as a stimulus for the development of the cultural potential of Novosibirsk", Balandinskie chteniya [Balandinsky Readings], Vol. 15, p. 403. (in Russ).
Dubrovskaya, M.Yu. (1986), 50 let Tashkentskoi gosudarstvennoi konservatorii im. M. Ashrafi [50 years of the M. Ash-rafi Tashkent State Conservatory], in T.E. Solomonova, B.T. Koval (comp.), Izdatel'stvo literatury i iskusstva, Tashkent, 53 p. (in Russ).
Glazunova, R.V. (2022), "Experience and prospects for cooperation between the St. Petersburg and Tashkent Conservatories", Osnovnye tendentsii razvitiya muzykal'nogo obrazovaniya i nauki [Main trends in the development of music education and science], Tashkent, 2022, pp. 111-118. (in Russ).
Mosolova, L.M. (2012), "Dialogue between St. Petersburg and Novosibirsk. Cultural studies and musicology", Muzykal'nye deyateli Leningrada v Novosibirske v gody Velikoi Otechestvennoi voiny. K 110-letiyu so dnya rozhdeniya Ivana Ivanovicha Sollertinskogo [Musical figures of Leningrad in Novosibirsk during the Great Patriotic War. To the 110th anniversary of the birth of Ivan Ivanovich Sollertinsky], in O.A. Svetlova (comp.), Novosibirskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. M.I. Glinki, Novosibirsk, pp. 148-158. (in Russ).
Romanovskaya, E.A., Rozhkova, Yu.A. (2014), "Some questions of the genesis of the piano school at the Novosibirsk Conservatory", Journal of Musical Science, no. 3, pp. 101108. (in Russ).
Сведения об авторах
Дубровская Марина Юзефовна, доктор искусствоведения, профессор Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки E-mail: [email protected]
Тарасевич Елена Евгеньевна, аспирант Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (научный руководитель - доктор искусствоведения, профессор М.Ю. Дубровская)
E-mail: [email protected] Authors Information
Marina Yu. Dubrovskaya, D. Sc. (Art Criticism), Professor at the M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory
E-mail: [email protected]
Elena E. Tarasevich, postgraduate of the M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory (scientific supervisor - D. Sc. (Art Criticism), Professor M.Yu. Dubrovskaya) E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 19.06.2023 После доработки 22.08.2023 Принята к публикации 24.08.2023
Received 19.06.2023 Revised 22.08.2023 Accepted for publication 24.08.2023