Научная статья на тему 'Эвакуация в годы Великой Отечественной войны как стимул развития культурного потенциала Новосибирска'

Эвакуация в годы Великой Отечественной войны как стимул развития культурного потенциала Новосибирска Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
880
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эвакуация / культура / Великая Отечественная война / культурный потенциал / Новосибирск / evacuation / culture / Great Patriotic War / cultural potential / Novosibirsk

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Черний Юлия Сергеевна, Истратова Евгения Евгеньевна

Статья посвящена изучению ключевых факторов становления и развития культуры в Новосибирской области под влиянием эвакуации в годы Великой Отечественной войны. В ходе исследования данного периода были выявлены признаки культурной ротации, появившиеся в жизни Новосибирска. Во-первых, произошел перенос культурных традиций центральных регионов страны, значительно повлиявший на формирование региональной инфраструктуры. Во-вторых, отчетливо стали прослеживаться признаки изменения репертуарной политики в виде обогащения регионального репертуара за счет выступлений эвакуированных исполнителей и творческих коллективов, а также за счет культурных запросов приезжей интеллигенции. В-третьих, эвакуация оказала существенное влияние на кадровую ротацию, проявившуюся в притоке профессиональных артистов, музыкантов, художников, что в результате положительно повлияло на развитие культурного пространства Новосибирска. Таким образом, за счет сокращения культурной дистанции между центром и провинцией в ходе эвакуации в годы Великой Отечественной войны выставочная, музыкальная, театральная и кинематографическая деятельность Сибири были выведены на новый уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Черний Юлия Сергеевна, Истратова Евгения Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evacuation during the Great Patriotic War as an incentive for the Novosibirsk culture development

The article deals with the study of key factors in the formation and development of culture in the Novosibirsk region under the influence of evacuation during the Great Patriotic War. Studying this period, we revealed some signs of cultural rotation that appeared in Novosibirsk. Firstly, there was a transfer of cultural traditions of the USSR central regions, which significantly influenced the formation of regional infrastructure. Secondly, the regional repertoire rotation was enriched due to the performances of evacuated artists and creative teams, as well as due to the cultural demands of the clerisy. Thirdly, the evacuation had a significant impact on the personnel rotation, manifested in the appearance of professional artists, musicians, actors. As a result, that had a positive impact on the development of the cultural space of Novosibirsk. Thus, due to the reduction of the cultural distance between the center and the province during the Great Patriotic War evacuation, Siberian art activities got a new level.

Текст научной работы на тему «Эвакуация в годы Великой Отечественной войны как стимул развития культурного потенциала Новосибирска»

DOI 10.24411/9999-00^-2020-10044 УДК 791.9

Ю.С. Черний

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова Красный пр-т, д. 38, г. Новосибирск, Россия, 630099

y.cherniy@nsuada.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5658-9932

Е.Е. Истратова

Новосибирский государственный технический университет пр-т Карла Маркса, 20, г. Новосибирск, Россия, 630073

istratova@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9759-2249

Эвакуация в годы Великой Отечественной войны как стимул развития культурного потенциала Новосибирска

Аннотация

Статья посвящена изучению ключевых факторов становления и развития культуры в Новосибирской области под влиянием эвакуации в годы Великой Отечественной войны. В ходе исследования данного периода были выявлены признаки культурной ротации, появившиеся в жизни Новосибирска. Во-первых, произошел перенос культурных традиций центральных регионов страны, значительно повлиявший на формирование региональной инфраструктуры. Во-вторых, отчетливо стали прослеживаться признаки изменения репертуарной политики в виде обогащения регионального репертуара за счет выступлений эвакуированных исполнителей и творческих коллективов, а также за счет культурных запросов приезжей интеллигенции. В-третьих, эвакуация оказала существенное влияние на кадровую ротацию, проявившуюся в притоке профессиональных артистов, музыкантов, художников, что в результате положительно повлияло на развитие культурного пространства Новосибирска. Таким образом, за счет сокращения культурной дистанции между центром и провинцией в ходе эвакуации в годы Великой Отечественной войны выставочная, музыкальная, театральная и кинематографическая деятельность Сибири были выведены на новый уровень.

Ключевые слова: эвакуация, культура, Великая Отечественная война, культурный потенциал, Новосибирск

Y.S. Cherniy

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts Krasnyi Avenue, 38, Novosibirsk, Russia, 630099

y.cherniy@nsuada.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5658-9932

E.E. Istratova Novosibirsk State Technical University K. Marx Avenue, 20, Novosibirsk, Russia, 630073

istratova@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9759-2249

Evacuation during the Great Patriotic War as an incentive for the Novosibirsk culture development

Abstract

The article deals with the study of key factors in the formation and development of culture in the Novosibirsk region under the influence of evacuation during the Great Patriotic War. Studying this period, we revealed some signs of cultural rotation that appeared in Novosibirsk. Firstly, there was a transfer of cultural traditions of the USSR central regions, which significantly influenced the formation of regional infrastructure. Secondly, the regional repertoire rotation was enriched due to the performances of evacuated artists and creative teams, as well as due to the cultural

demands of the clerisy. Thirdly, the evacuation had a significant impact on the personnel rotation, manifested in the appearance of professional artists, musicians, actors. As a result, that had a positive impact on the development of the cultural space of Novosibirsk. Thus, due to the reduction of the cultural distance between the center and the province during the Great Patriotic War evacuation, Siberian art activities got a new level.

Key words: evacuation, culture, Great Patriotic War, cultural potential, Novosibirsk

Введение. Ни для кого не секрет, что в годы Великой Отечественной войны в Новосибирск были эвакуированы не только промышленные предприятия, но также образовательные, научные учреждения и объекты культуры. Стоит задуматься не только о том, какую роль Новосибирск сыграл в сохранении национального культурного достояния, но и том, что благодаря массовой эвакуации, начавшейся на третий день войны, за пять военных лет Новосибирск стал промышленной и культурной столицей Сибири.

Именно благодаря эвакуационным процессам культурных ценностей, приезду большого числа видных деятелей искусства и целых творческих коллективов в Новосибирске достаточно быстро сформировалось специфическое культурное пространство, адекватное столичному.

Музейная и выставочная деятельность в годы войны. Значительным событием для Новосибирска стало прибытие в 1941 г. уникальных музейных коллекций, которые разместились в еще недостроенном здании театра оперы и балета. Всего в годы войны в наш город были эвакуированы экспонаты из 20 государственных музеев. Так, в Новосибирск на сохранение были привезены основные фонды Государственной Третьяковской галереи, художественные ценности из Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственного музея восточных культур, коллекция редких музыкальных инструментов из Музея музыкальной культуры, экспонаты ленинградских Военно-артиллерийского и Этнографического музеев, а также экспонаты из дворцов-музеев городов Пушкина и Павловска, Эрмитажа, музеев Новгорода, Калинина, Севастополя. Также для проведения реставрационных работ в Новосибирск была привезена панорама «Оборона Севастополя» Ф.А. Рубо.

В театре не было нужных условий для хранения музейных ценностей. Их создавали из подручных материалов. Например, для поддержания необходимой влажности ставили ведра с водой, развешивали мокрые простыни. А для обеспечения необходимой температуры Министерство обороны распорядилось ежедневно выделять вагон угля для отопления оперного театра [Голо-дяев, 2013].

Несмотря на тяжелые условия, сотрудни-

ки Третьяковской галереи старались вести выставочную деятельность в Новосибирске. Площадками для выставок стали залы Дома Красной армии и залы фойе Новосибирского государственного театра оперы и балета. Новосибирцам представили произведения живописи и скульптуры, небольшую коллекцию этюдов и эскизов В. Сурикова. Осенью 1942 г. в театре открылась выставка «Русское реалистическое искусство XVIII—XX веков», где были представлены картины В. Боровиковского, И. Репина, В. Сурикова, В. Васнецова, И. Шишкина, Ф. Шубина и др. [Чернова, 2015]. По студеным улицам шли на открытие выставки после ночной смены рабочие — бригадой, а то и цехом, — шли школьники, женщины, старики. Инвалиды войны стучали костылями по тротуару, и это молчаливое, сосредоточенное шествие было естественной демонстрацией высокого духа народа — того неистребимого духа, который дал миру и эти великие полотна. Приходили сибирские художники за советами и помощью, и третьяковцы устраивали их выставки тоже; двенадцать таких выставок организовали по Сибири [Шинкарев, 1978, с. 211-212] (ил. 1-2).

В 1942 г. совместно с сибирскими художниками была проведена выставка «Художники Сибири в дни Великой Отечественной войны». Особой популярностью пользовались военно-исторические выставки, например большая юбилейная выставка в Доме Красной армии — «Героическое прошлое и настоящее русской армии». На ней были представлены подлинные знамена, отбитые у шведов под Полтавой, серебряные рожки за взятие Берлина, личные вещи Александра Суворова [Голодяев, 2013]. У новосибирцев и эвакуированных ленинградцев выставки пользовались огромной популярностью.

Сотрудники Третьяковской галереи в эвакуации продолжили научное изучение русского искусства. Их лекционно-просвети-тельская и выставочная деятельность строилась вокруг сюжетов, связанных с патриотическим воспитанием новосибирцев.

За три года пребывания в Новосибирске сотрудники филиала Третьяковской галереи провели 20 выставок, которые посетило более 500 тысяч человек. За данный период было прочитано около 1500 лекций о русском искусстве, на которых присутствовало свыше 80 тыс. слушателей [История 1941-

1945, 2019].

Все музейные собрания были возвращены из эвакуации в родные стены, а Новосибирск получил не только возможность прикоснуться к шедеврам мирового искусства, но и мощный стимул для развития своей культурной жизни.

Новосибирск — центр музыкальной культуры Сибири военных лет. Помимо музеев в наш город были эвакуированы многие музыканты и творческие коллективы страны, приезд которых позволил Новосибирску стать центром музыкальной культуры Сибири военных лет. В сентябре 1941 г. в город прибыла Ленинградская филармония и ее симфонический оркестр, дирижировал которым победивший на Всесоюзном конкурсе музыкант Евгений Мравинский. Вместе с филармонией были эвакуированы композиторы М.И. Блантер, Г.В. Свиридов, О.Б. Фельцман, дирижеры Е.А. Мравинский, З.И. Зандерлинг, музыковеды И.И. Соллер-тинский, Ю.Я. Вайнкоп, М.С. Друскин и др., что позволило создать в январе 1942 г. Сибирское отделение Союза композиторов [История 1941-1945, 2019].

Евгений Мравинский вспоминал: «Как известно, в начале Великой Отечественной войны Ленинградская филармония решением правительства была эвакуирована на

восток, и оркестр провел в Новосибирске три года (ил. 3). Это время — одна из самых волнующих страниц и в истории оркестра, и в истории музыкальной жизни советской Сибири. За три года (1941-1944) коллектив дал 538 симфонических концертов, которые посетило около 400000 слушателей. Деятельность ленинградского оркестра оказала заметное влияние на культурную жизнь Новосибирска» [Театр в годы..., 2020].

Летом 1942 г. в Новосибирске была сыграна знаменитая Седьмая (Ленинградская) симфония, на исполнение которой приехал ее автор Дмитрий Шостакович (ил. 4).

Публика была в восторге. Леонид Утесов после премьеры писал: «Я только что вернулся домой с концерта необыкновенного. Это настолько захватывающе грандиозно, что разобраться в своих чувствах я бессилен. Одно знаю — это бессмертно, как все великое в искусстве. В этом концерте было все, что делает искусство настоящим: гениальный композитор, талант-дирижер и художник-оркестр». Шостакович тоже остался доволен: «Я чрезвычайно рад, что мне удалось приехать в Новосибирск и услышать родные, неповторимые звучания: ни один из оркестров, игравших мои произведения, не добился такого совершенного воплощения моих замыслов» [В память.., 2006].

Ил. 1. Реставратор А.А. Александровский на выставке «Русская реалистическая выставка» в Новосибирске, 1942 г. [Отечественная война] Fg. 1. Restorer A.A. Alexandrovsky at the Russian Realistic Exhibition in Novosibirsk, 1942 (https://www.tretyakovgallery.ru/about/history/otechestvennaya-voyna/)

В 1941 г. оркестр Леонида Утесова был эвакуирован сначала на Урал, а потом в Новосибирск, и какое-то время оставался в городе и не раз давал концерты для новосибирцев и для тех, кто оказался эвакуированным сюда из центра страны. Несмотря на восторженный прием, оказанный оркестру в Сибири, Леонид Осипович постоянно заканчивал свои выступления фразой: «Мы уедем скоро в действующую армию, а в Новосибирск приедем уже тогда, когда победим фашистов...» [Гейзер].

Огромной популярностью у новосибирцев пользовались выступления перед концертами и лекции об искусстве известного ленинградского музыковеда, теоретика балета, художественного руководителя Ленинградской филармонии Ивана Ивановича Соллертинского, слушать которые приходили по 600 человек.

Из интервью ветерана Великой Отечественной войны, военврача Веры Васильевны Клепиковой: «Он сопровождал все концерты, которые мне удалось послушать, а именно: четвертая симфония Чайковского, шестая симфония, великолепная пятая с ее торжественным финалом. Он сопровождал, объяснял нам эту музыку. Он рассказывал краткое содержание произведения и более подробно его музыкальную часть. Иван Иванович был влюблен в музыку, он был с очень широкой эрудицией, поэтому мы посещали, я имею в виду всех новосибирцев, всегда концерты с удовольствием. Мы заранее, как только была объявлена продажа, ходили с вечера, чтобы занять очередь на эти концерты. Я считаю, что ленинградцы окультурили город Новосибирск, потому что это был народ совершенно другого типа, чем мы. После войны мы всегда вспоминали, какие были ленинградцы, какая культура, какая вежливость. Приобщение к этой культуре было для нас очень велико. Даже трудно сказать, что мы чувствовали, приходя к ним на концерты: восторг, удовольствие» [Антропов, 2013, с. 41].

Рассказывают, как однажды вместо Сол-лертинского перед концертом выступал другой эвакуированный музыковед, который решил, что в провинции не стоит утруждать себя подготовкой и стал пересказывать общеизвестное и банальное. К середине его выступления зал покинула половина публики, а дослушавшие до конца не сделали ни одного хлопка. Неудачливый лектор покинул сцену в гробовой тишине [Маранин, 2011, с. 125-126].

В 1945 г., после отъезда Ленинградской филармонии, встал вопрос о создании новосибирского симфонического оркестра. 14 мая 1944 г. Комитет по делам искусств решил открыть в Новосибирске хоровую и балетную студии и организовать большой симфонический оркестр филармонии. В Но-

восибирской филармонии подсчитали, что после отъезда ленинградских музыкантов посещаемость концертов резко снизилась. Новосибирск был избалован самыми лучшими постановками, поэтому местным музыкантам было очень нелегко держать заданную планку.

Безусловно, тот уровень культуры, который задали ленинградские музыканты, исполняя по настоянию Соллертинского тот же репертуар, что играли и для требовательных ленинградцев, сильно сказался на местной публике. Горожанам был привит высокий художественный вкус, а сформированная культурная атмосфера позволила в последующие годы открыть театр оперы и балета, создать консерваторию и симфонический оркестр. Новосибирск стал центром музыкальной культуры Сибири. Многие эвакуированные музыканты, в основном те, кому уже некуда было возвращаться, обосновались в Новосибирске.

Театральная и кинематографическая деятельность Сибири в годы во-

_ ШИШ ид лшьш ИСКУССТВ ПРИ СНК СССР

ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕМШОЙ ГЙЛЛЕРЕИ

ВЫСТАВКИ

ЛУЧШИХ ПРОИЗВЕДЕНИИ СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА

На вы ставне представлены работы:

Ллургптсж РтялиигнШ ЦНлки IN-II) гщл: nua.Lf ЧнКм шипит .4 R HECTtPflí&A, dott.i. делила iiüiijLLie, »плтипногиз A M. ПРАГ.ИМОВЛ, .wurofi «нтсгтчоид-

■icvkih nayuli.lt №1 ЛН(Л1[1Л, им,донка шинник.....рлттшмиэ И. [. ( ЛЛЮКИШЛ.

n:i|iii ........ ху i.i>-jrmn;i Лрнскик, 0|MfИЫЮСЩ.MLÇ. САРЬЯНЛ, !й-..| .ll'milmii искцчи.

4p.W........... H ')■ [l'AliAl'B, i".1-и i:\-jii H. Г1. Ct^HOl^ H H ГрКДЭ[. i^y.n.ji

тор™ вячшиикш li. и. UvrímmH и ei. в. гСчЙэдгф, (. я илильлл ¡J

............. г||м<чнк 141 lo 14: h'iKlTifllIHFÍtN. J1 П tOKl^ttlBA-CIÍA. Ыг

Г' К. ( :I Cib-iwí p:il>OIN MjtJl. 1йЯТ£ЛЯ iil-i:\......:'PA«f«Hpçni I] и.

М*(}Д< ШГО. M, Б, rPLIÍORA. ¿ку.н.т úpj H. Л АНДрЕЕПЛ II [p.

BbicTaiihj откдьГта i; ^мсщснич Гирсивси (Кпсний при tut к г, ¡iü-ЗД twt.iKCBtii) с !ï утра до l!J natínj вгчша

Ядпнш нь экыпюсин прнмннэвггя ежедневно : 12 jipj ла ]Е чаш вечера i n тепефпму 34-GÎ5

Вхоцнпп ЛПЛТГ! млрдспыв 1 ру(1л|>, учащивОП ÜD коп. hi н.|зл, ы|ч;г| :г|: = 1 и '■".iiiFfûGOiHiii;*! P.'|v :: м Арчнн м Itiwn H(i-.\hu|K а Jiloin_

Ил. 2. Афиша одной из выставок филиала Государственной Третьяковской галереи [Голодяев, 2013] Fg. 2. Poster of one of the exhibitions of the branch of the Tretyakov State Gallery [Golodyaev, 2013]

йны. В военные годы Новосибирск принял многие прославленные театральные коллективы: Центральный детский театр, Московский театр оперетты, Московский театр кукол под руководством С.В. Образцова, Ленинградский ТЮЗ, Белорусский драматический театр им. А.В. Луначарского, Еврейский театр БССР, Украинский театр оперы и балета им. Т.Г. Шевченко.

3 сентября 1941 г. в Новосибирск прибыли артисты Ленинградского государственного академического театра драмы им. А.С. Пушкина, которые начали работать на сцене областного драматического театра «Красный факел», и уже 24 сентября 1941 г. показали спектакль «Полководец Суворов» по пьесе А. Разумовского. За время пребывания театра в эвакуации на сибирской сцене было поставлено десять премьерных спектаклей, более миллиона зрителей области увидели выступления столичных артистов. Все спектакли Ленинградского театра им. А.С. Пушкина, Московского Камерного театра, театра им. Е.Б. Вахтангова пользовались большой популярностью и вызывали бурные овации зрителей в переполненных залах. Режиссер театра В. Гайдаров и актриса О. Гзовская возглавили в Новосибирске молодежную театральную студию, преобразованную в 1944 г. в городской молодежный драматический театр [История 1941-1945, 2019].

Творческие встречи с новосибирскими зрителями проводили прославленные арти-

Ил. 3. Дирижер Евгений Мравинский после исполнения Седьмой

симфонии, 1942 г. [Шипилова, 2012] Fg. 3. Conductor Evgeny Mravinsky after the performance of the 7th Symphony, 1942 (http://www.sovsibir.ru/news/123546)

сты Юрий Юрьев, Николай Черкасов, Константин Скоробогатов.

В начале 1942 г. при поддержке Новосибирского радиокомитета артисты эвакуированного Ленинградского театра драмы имени А.С. Пушкина К. Адашевский, А. Борисов и известный новосибирский баянист И. Ма-ланин создали политическую литературно-музыкальную сатирическую программу «Огонь по врагу». Она сразу же полюбилась новосибирцам и пользовалась огромной популярностью [Музыкальная культура., 2005, с. 129].

В новосибирском клубе Сталина (сейчас — Дом культуры имени Октябрьской революции) вместе с Ленинградским симфоническим оркестром разместился государственный театр кукол Сергея Образцова, безусловно оказавший значительное влияние на развитие коллектива новосибирского кукольного театра. Обмен идеями, дружеская атмосфера и творческая среда — все это формировало настоящих художников-профессионалов, «в Новосибирске в куклы до сих пор играют так, как научил этому Сергей Владимирович Образцов». Театр стал координационным центром для всех кукольных театров страны, куда рассылался специальный сборник антифашистских пьес с предлагаемыми эскизами кукол [Театр кукол.].

12 мая 1945 г., через три дня после Победы, постановкой оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» открылся Новосибирский театр оперы и балета. Среди основных исполнителей были А.Ф. Кривченя (Иван Сусанин — бас), В.П. Арканов (бас), А.В. Слащев (баритон), В.И. Сорочинский (тенор), заслуженная артистка Узбекской ССР К.Д. Крылова (сопрано), артистка Л.А. Мясникова (меццо-сопрано), Ф.Л. Череховская (прима-балерина), солисты балета А.К. Шенк, Е.И. Пу-дова, Г.Э. Эстерлейн и др., в оформлении народного художника РСФСР К. Юона. Так сбылась в дни Победы двадцатилетняя мечта горожан о «Большом театре Сибири» в Новосибирске [Сибиряки и Великая., 2010].

Эвакуированные в глубокий тыл ведущие театры страны оказали большое влияние на театральную жизнь Новосибирской области и на профессиональный уровень местных актеров и режиссеров. Высокохудожественный репертуар и уровень его воплощения были прекрасной творческой школой [Культурная жизнь.].

В военные годы Новосибирск также стал кинематографической столицей страны. Каждую неделю до разгрома немцев под Москвой весной 1942 г. сибиряками и эвакуированными специалистами из Ленинграда, Киева и Одессы монтировались хроникально-публицистические киножурналы, которые рассказывали всей стране о важнейших событиях на фронте и в тылу. В Новосибирск

отправлялась фронтовая хроника, съемки из самых разных мест страны, в том числе и из самой Сибири. После возвращения в столицу «Союзкиножурнала» возобновился выпуск местного журнала «Сибирь на экране», который регулярно смотрели жители области.

В Новосибирской области в годы войны был проведен кинофестиваль, посвященный 26-й годовщине Рабоче-крестьянской Красной армии, где были показаны картины высокого героико-патриотического содержания: «Во имя Родины», «Украина 1941 года», «Орловская битва», «Сталинград» и др. [Там же].

В наш город эвакуировались не только предприятия, музеи, люди. Сюда привезли и животных из цирков и передвижных зоопарков. На территории автобазы, располагавшейся напротив Центрального рынка, была создана зообаза Госциркобъединения. Здесь была собрана лучшая в стране коллекция диких животных. Среди них —африканский лев, уссурийский тигр, африканская гиена, американская пума, индийский слон. Этот зоопарк сразу стал очень популярен у горожан [Голодяев, 2013].

Выводы. Новосибирск в годы войны принял и сохранил много ценностей национальной культуры. Здесь жили и работали видные деятели искусства и целые творческие коллективы. Культурный потенциал Новосибирска зародился в то самое время и до сих пор не исчерпан, не все люди вернулись из эвакуации, многие остались в Новосибирске жить, работать, писать, преподавать. Война сделала Новосибирск не только мощнейшим центром промышленности, но и крупнейшим центром культуры, благодаря эвакуационным процессам на новый уровень была поднята выставочная, музыкальная, театральная, кинематографическая деятельность Сибири.

Эвакуированные ценности сыграли роль катализатора развития культуры именно потому, что продолжали работать, выводили на столичный уровень искусство, за счет чего увеличилась скорость формирования культурного пространства Новосибирска, который всего за пять военных лет превратился из провинциального города в культурную столицу Сибири.

Материал передан в редакцию 26 мая 2020 г.

Список литературы

1. Антропов В.Е. «Это были люди совсем иные»: эвакуированные ленинградцы в коллективной памяти Новосибирска (устные источники) // Известия Иркутского государственного университета. — 2013. — № 2(11). — Ч. 2. — С. 35-43.

2. Голодяев К.А. Годы войны: Новосибирск в годы Великой Отечественной войны. Тыл // Библиотека сибирского краеведения, 2013. — URL: http://bsk.nios.ru/content/ gody-voyny-novosibirsk-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny-tyl (дата обращения: 10.04.2020).

3. Культурная жизнь районов Новосибирской области // Библиотека сибирского краеведения. — URL: http://bsk.nios.ru/content/ kulturnaya-zhizn-rayonov-novosibirskoy-oblasti (дата обращения: 10.04.2020).

4. Маранин И. Мифосибирск. Мифы, тайны, байки и реальные истории о Новосибирске. — Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2011. — 228 с.

5. Музыкальная культура Новосибирска. — Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (акад.) им. М.И. Глинки, 2005. — 683 с.

6. Шинкарев Л.И. Сибирь: откуда она пошла и куда она идет. Факты, размышления, прогнозы. — М.: Советская Россия, 1978. — 464 с.

Ил. 4. Летом 1942 г. в Новосибирске была сыграна знаменитая Седьмая симфония [Минаева, Букевич, 2015] Fg. 4. In the summer of 1942 the famous 7th Symphony was played in Novosibirsk (https://www.kp.ru/best/nsk/1418days/)

References

1. Antropov V.E. «Eto byli lyudi sovsem inye»: evakuirovannye leningradtsy v kollek-tivnoi pamyati Novosibirska (ustnye istochniki) [«These were completely different people»: evacuated Leningraders in the collective memory of Novosibirsk (oral sources)]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. No 2(11). Pt. 2. Pp. 35-43.

2. Golodyaev K. Gody voiny: Novosibirsk v gody Velikoi Otechestvennoi voiny. Tyl [Years of war: Novosibirsk during the Great Patriotic War. Rear]. Biblioteka sibirskogo kraevedeniya, 2013. URL: http://bsk.nios.ru/content/gody-voyny-novosibirsk-v-gody-velikoy-otechest-vennoy-voyny-tyl (data obrashcheniya: 10.04.2020).

3. Kul'turnaya zhizn' raionov Novosibirskoi oblasti [The cultural life of the districts of the Novosibirsk region]. Biblioteka sibirskogo krae-vedeniya. URL: http://bsk.nios.ru/content/ kulturnaya-zhizn-rayonov-novosibirskoy-oblasti (data obrashcheniya: 10.04.2020).

4. Maranin I. Mifosibirsk. Mify, tainy, baiki i real'nye istorii o Novosibirske [Mythosibirsk. Myths, secrets, stories and real stories about Novosibirsk]. Novosibirsk: Svin'in i synov'ya, 2011. 228 p.

5. Muzykal'naya kul'tura Novosibirska. Novosibirsk: Glinka Novosibirsk State Conservatoire (Academy), 2005. 683 p.

6. Shinkarev L.I. Sibir': otkuda ona poshla i kuda ona idet. Fakty, razmyshleniya, prognozy [Siberia: where did it go and where does it go. Facts, Thoughts, Forecasts]. Moscow: Sovets-kayasa Rossiya, 1978. 464 p.

Список источников

1. В память о «месяце Шостаковича» // Все новости Новосибирской области. — 28 ноября 2006. — URL: https://vn.ru/news-82203/ (дата обращения: 10.04.2020).

2. Гейзер М.М. Леонид Утесов. — URL: https://biography.wikireading.ru/113384 (дата обращения: 10.04.2020).

3. История 1941-1945 // Официальный сайт города Новосибирска. — 24 декабря 2019. — URL: https://novo-sibirsk.ru/ about/history/1941-1945/ (дата обращения: 10.04.2020).

4. Минаева В., Букевич Д. Как Новосибирск пережил 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны // Комсомольская правда. — 2015. — URL: https://www. kp.ru/best/nsk/1418days/ (дата обращения: 10.04.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Отечественная война. Третьяковская галерея в Москве и в Сибири 1941-1945 // Третьяковская галерея. — URL: https:// www.tretyakovgallery.ru/about/history/ otechestvennaya-voyna/ (дата обращения: 10.04.2020).

6. Сибиряки и Великая Отечественная война // Комсомольская правда. — 2010. — 8 мая. — URL: https://www.spb.kp.ru/ daily/24486/642646/ (дата обращения: 10.04.2020).

7. Театр в годы войны: творчество во имя Победы // НОВАТ. — 2020. — 27 марта. — URL: https://novat.nsk.ru/news/events/ teatr_v_gody_voyny_tvorchestvo_vo_imya_ pobedy/ (дата обращения: 10.04.2020).

8. Театр кукол г. Новосибирска в годы Великой Отечественной войны // Новосибирский областной театр кукол. — URL: https://www.puppets-nsk.ru/node/586 (дата обращения: 10.04.2020).

9. Шипилова Т. Необыкновенный концерт // Советская Сибирь. — 2012. — 11 июня. — URL: http://www.sovsibir.ru/ news/123546 (дата обращения: 10.04.2020).

10. Чернова К. Пункт назначения — Новосибирск // Советская Сибирь. — 2015. — 6 мая. — URL: http://sovsibir.ru/news/151318 (дата обращения: 10.04.2020).

Список сокращений

БССР -- Белорусская Советская Социалистическая Республика

РСФСР — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

ТЮЗ — Театр юного зрителя

Узбекская ССР — Узбекская Советская Социалистическая Республика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.