ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2
124 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В ПРИВЛЕЧЕНИИ, ОБУЧЕНИИ И АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)
АРХИПОВ А.Ю.,
доктор э ко номиче с ких наук, профессор, Южный федеральный университет, e-mail: [email protected];
РОГОВА Т.М.,
аспирант,
Южный федеральный университет, e-mail: [email protected];
САВЧЕНКОВА И.Н.,
кандидат филологических наук, директор Центра международного образования, Южный федеральный университет, e-mail: [email protected];
ФУРСА Е.В.,
кандидат экономических наук, доцент, Южный федеральный университет, e-mail: [email protected]
В статье рассматривается роль высших учебных заведений в развитии экспорта образовательных услуг, а также в привлечении, обучении и адаптации иностранных студентов на примере Южного федерального университета (ЮФУ). Анализируются количественные и качественные характеристики деятельности университета, связанные с привлечением и обучением иностранных учащихся с 2007 по 2012 гг. В статье отражены результаты социологического опроса, проведенного авторами в 2012 году среди иностранных студентов, обучающихся в ЮФУ. Анализ результатов социологического исследования позволяет изучить формирование потоков учебной миграции, а также условия адаптации и интеграции иностранных студентов в ЮФУ и Ростовской области. В процессе проведенного исследования были разработаны меры, направленные на развитие экспорта образовательных услуг в ЮФУ.
Ключевые слова: иностранные студенты; Южный федеральный университет; экспорт образовательных услуг; учебная миграция.
ACTIVITY OF HIGHER EDUCATION INSTITUTES FOR ATTRACTION, TRAINING AND ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS (ON EXAMPLE OF THE SOUTHERN FEDERAL UNIVERSITY)
ARKHIPOV A.YU.,
PhD (Economy), professor, Southern Federal University, e-mail: [email protected];
© А.Ю. Архипов, Т.М. Рогова, И.Н. Савченкова, Е.В. Фурса, 2013
ROGOVA T.M.,
postgraduate student, Southern Federal University, e-mail: [email protected];
SAVCHENKOVA I.N.,
PhD (Philology), Director of the Center of international education,
Southern Federal University, e-mail: [email protected];
FURSA YE.V.,
PhD (Economy), Associate professor, Southern Federal University, e-mail: [email protected]
This article examines the role of higher education institutions for the development of export of educational services, as well as in recruitment, training and adaptation of foreign students on the example of the Southern Federal University (SFU). Also quantitative and qualitative characteristics of activity of the university, connected with attraction and training of foreign pupils from 2007 to 2012 are analyzed. There are results of the sociological poll which has been carried out by authors in 2012 among foreign students which study in SFU. The analysis of results of sociological research allows to study formation of streams of educational migration, and also the condition of adaptation and integration of foreign students into SFU and the Rostov region. In the course of the research the measures aimed at developing the export of educational services at SFU were designed.
Keywords: foreign students; Southern Federal University; export of educational services; educational migration.
JEL classification: F22, I20, I21.
Важную роль в развитии экспорта образовательных услуг играют высшие учебные заведения. Именно в учебных заведениях осуществляется непосредственная работа по набору, обучению, адаптации и интеграции в местное сообщество иностранных учащихся. Южный федеральный университет (ЮФУ) занимает ведущие позиции в области предоставления образовательных услуг для иностранных граждан, как на региональном уровне, так и на областном. В частности, ЮФУ входит в тройку вузов-лидеров по количеству иностранных студентов в ЮФО, уступая свои позиции Волгоградскому медицинскому университету и Ростовскому государственному медицинскому университету (РГМУ). На внутриобластном рынке образовательных услуг РГМУ и ЮФУ являются лидерами по количеству иностранных студентов и доходам от их обучения, опережая по этим показателям такие крупные вузы Ростовской области, как Донской государственный технический университет и Ростовский государственный строительный университет.
В течение последних шести лет в ЮФУ наблюдается тенденция сокращения численности российских студентов (в период с 2007 по 2012 гг. численность студентов очной и очно-заочной форм обучения сократилась на 17% и 30% соответственно). Это сокращение связано с кризисом рождаемости в 1990-е годы, а также снижением вторичного спроса на высшее образование со стороны молодых людей в возрасте 25-35 лет.
Одним из направлений преодоления снижения численности абитуриентов, а в дальнейшем студентов ЮФУ может стать увеличение количества иностранных студентов. Так, численность иностранных учащихся (включая аспирантов, стажеров, слушателей подготовительного отделения, курсов русского языка и студентов обменных программ) в 2012 году составила 819 чел. или около 2,0% от общей численности учащихся в ЮФУ. С 2007 по 2012 гг. в ЮФУ наблюдается рост численности иностранных студентов, эта связана с политикой, проводимой университетом в области международного сотрудничества, расширением научно-образовательных связей между странами-партнерами, увеличением количества бюджетных мест для иностранных студентов, а также привлечением к сотрудничеству посреднических агентств к набору иностранных слушателей.
Согласно проведенным расчетам на основе данных Центра международного образования ЮФУ, в 2012 г. в университете обучались студенты как из дальнего (63,6%), так и ближнего зарубежья (37,4 %). Среди стран СНГ лидирующее место занимают студенты из Абхазии (30,1%), Армении (22,1%) и Украины (18,3%), что составляет 71% от общего потока всех студентов из стран СНГ. Присутствие иностранных студентов из Абхазии связано с большим количеством квот, выделяемых правительством России для этой страны в последние годы. Студенты из Армении традиционно обучаются в Ростовской области, так как в регионе проживает достаточно многочисленная армянская диаспора. Приграничное положение Украины рядом с Ростовской областью продолжает притягивать на обучение граждан из этой страны.
Среди стран дальнего зарубежья лидером является Китай, на его долю приходится 27% от численности всех студентов из стран дальнего зарубежья. Среди стран дальнего зарубежья следует отметить также студентов из Ирака, доля которых в 2012 г. составила 6,4%, Замбии - 5%, Вьетнама и Монголии - по 4,6%.
Иностранные студенты предпочитают обучение на факультете филологии и журналистики, где специализируются на изучении русского языка (24,5% от численности всех иностранных студентов, обучающихся в ЮФУ-центре), экономическом факультете - 20,6% и юридическом (16,2%) (табл. 1).
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2
Таблица 1
Доля иностранных студентов от общей численности обучающихся иностранных студентов по факультетам в 2012 году1
Факультет % Факультет %
Факультет биологических наук 3,7 Факультет филологии и журналистики 24,5
Факультет высоких технологий 1,3 Факультет философии и культурологии 0,3
Факультет геолого-географический 4,2 Факультет химический 1,8
Факультет исторический 1,0 Факультет экономический 20,6
Факультет математики, механики и компьютерных наук 3,1 Факультет юридический 16,2
Факультет психологии 6,5 Отделение Регионоведение 0,8
Факультет социологии и политологии 9,4 Колледж ИЭиВЭС 3,7
Факультет физический 2,9 ЮФУ-центр 100,0
В 2012 г. численность иностранных студентов, обучающихся на контрактной основе, составила 516 чел., или 53,3% от общей численности всех иностранных учащихся. По сравнению с 2007 г., т. е. за 6 лет ЮФУ увеличил численность иностранных граждан, обучающихся на контрактной основе практически в два раза, что свидетельствует об активной политике университета в сфере привлечения иностранных студентов. За обучение иностранных учащихся в 2012 г. ЮФУ получил 13,6 млн. руб., что на 89,5% больше, чем в 2007 г. Данный рост доходов от обучения иностранных граждан в течение шести лет связан с увеличением численности иностранных граждан, обучающихся в ЮФУ на контрактной основе, а также с увеличением стоимости учебы по основным образовательным программам ЮФУ. В целом, увеличение доходов университета от экспорта образовательных услуг с 2007 по 2012 гг. свидетельствует об устойчивом спросе на получение образования в ЮФУ среди иностранных граждан.
Для изучения формирования потоков учебной иммиграции в ЮФУ, а также условий адаптации и интеграции иностранных студентов в ЮФУ и Ростовской области авторами было проведено социологическое исследование в мае-июле 2012 году на основе анкетного опроса иностранных студентов ЮФУ. Целевая выборка составила 162 чел., т. е. практически каждый пятый иностранный студент, обучающийся в ЮФУ. Среди опрошенных юноши составили 60%, девушки - 40%. При анализе было выделено также два контингента иностранных студентов: из стран ближнего зарубежья (55%) и дальнего зарубежья (45%).
Согласно результатам социологического опроса, к главным факторам, повлиявшим на выбор ЮФУ среди иностранных студентов, следует отнести: направление на обучение от страны происхождения (министерство, предприятие и др.) - 27%, имидж и престиж ЮФУ - 21,4%, желание получить высшее образование именно в России - 23,0%. Кроме того, значительную роль в выборе вуза и специальности для будущего студента оказывают мнение и оценки родственников, друзей (9,5%). Стоимость обучения в вузе также повлияла на выбор, но не столь значительно по сравнению с другими факторами (6,3%).
Выбор специальности (профессии) иностранных студентов определялся, прежде всего, личной инициативой (50,9%), кроме того, студенты руководствовались материальными интересами, а именно желанием получения более высокого дохода по сравнению с родителями (10,9%) и улучшением своего материального положения (9,1%). Немаловажную роль играет позиция родителей в выборе той или иной специальности. Так, 7,3% указали на семейную традицию, а у 5,5% иностранных студентов родители также участвовали в принятии решения.
Важным является рассмотрение основных источников информации, благодаря которым формируются потоки учебной миграции в ЮФУ. Иностранные студенты в большей степени узнают о ЮФУ от национальных Министерств образования (33,7%), значительную роль играют также неформальные источники информации (мнение родственников, друзей, знакомых), а также мнение студентов, которые обучались ранее. В совокупности этот неформальный источник составил 22,5%. Кроме того, иностранные студенты используют Интернет для получения информации о ЮФУ (8,2%).
Более половины опрошенных студентов обучаются за счет средств национальных министерств образования или по квотам Министерства образования и науки РФ (59,5%). Родители и родственники оплачивают обучение для 31,3% иностранных учащихся. Основным источником дохода иностранных студентов, обучающихся в ЮФУ, является помощь со стороны родителей и родственников (74,2%), личные сбережения студентов (8,6%) и заработок - 6,5%.
Согласно закону РФ, иностранные студенты ограничены в праве трудоустройства на территории РФ, за исключением времени в период каникул и в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются. Оформление на работу иностранного студента создает различные формальные трудности для администрации вуза, поэтому вуз не стремится трудоустраивать иностранных граждан. Подобные ограничения препятствуют успешной адаптации иностранных студентов и дискриминируют их по сравнению с российскими студентами, которые на старших курсах находят дополнительный доход в виде заработной платы, а также получают опыт работы для дальнейшего трудоустройства на рынке труда. Отсутствие возможности дополнительного заработка делает иностранных студентов полностью зависимыми от семейных доходов. Какие-либо изменения в составе семьи, семейном бюджете могут сильно отразиться на жизненном уровне студента.
Несмотря на формальные ограничения для работы в России, иностранные студенты пытаются найти неформальные пути для временного трудоустройства и получения дополнительного дохода. Так, около 6% от числа опрошенных указали, что периодически подрабатывают, 14% указали, что не работают в настоящий момент, но планируют в будущем. Сре-
1 Расчет проведен авторами по факультетам ЮФУ-центра.
ди причин, по которым иностранные студенты не работают, были указаны: 45,1% - не имеют права работать, 38% - учеба занимает все время, 11,3% - не смогли найти работу и 5,6% - отсутствие материальных проблем. Необходимо добавить, что ограничение в трудоустройствя для иностранных студентов являются важной проблемой, связанной с адаптацией в местном сообществе.
Согласно результатам проведенного опроса, а именно ответам на вопрос «Сколько денег Вы тратите в месяц?», ежемесячные средние расходы 1 иностранного студента составили примерно 8447 руб. Уровень своего материального положения как высокий оценили 7,5% иностранных студентов, средний - 60,6%, низкий - 15,2%, очень низкий - 16,7%. Примерно 48% студентов от числа опрошенных указали на наличие финансовых проблем в течение последних 3-х месяцев, связанных с оплатой жилья, коммунальных услуг и обеспечения полноценного питания.
Учитывая, что ежемесячные расходы 1 иностранного студента составляют 8447 руб, был рассчитан экономический вклад иностранных студентов ЮФУ от обучения и проживания. Доход от обучения на контрактной основе 516 иностранных студентов в ЮФУ за 2012 г. составил 13,6 млн руб. Кроме того, в 2012 г. в ЮФУ обучалось 819 иностранных учащихся, которые израсходовали на проживание в г. Ростове-на-Дону в течение 2012 г. примерно 83 млн руб. (8447х12х819). Таким образом, приблизительный совокупный доход от обучения и проживания иностранных студентов в ЮФУ составил 96,6 млн руб.
Что касается качества предоставления образовательных услуг, примерно 67,1% иностранных студентов оказались полностью удовлетворены качеством образования в вузе, 28,9% - частично и 4% были недовольны. На образовательный процесс и возможности лучшего усвоения учебного материала большое влияние оказывает уровень владения русским языком. Для рассмотрения этого фактора был проведен анализ отдельно для студентов из дальнего и из ближнего зарубежья. Так, 65% иностранных студентов из стран СНГ указали, что свободно владеют русским языком и 35% отметили средний уровень владения. Для студентов из дальнего зарубежья было характерно следующее распределение: 19,1% -свободно владеют русским языком, 66% - средний уровень владения и 14,9% - низкий уровень.
Важным фактором в формировании международных миграционных потоков являются условия жизни и адаптации иностранных студентов в г. Ростове-на-Дону. Одной из главных проблем, с которыми сталкиваются иностранные студенты, был указан русский язык (60%). Так, например, студенты отмечают: «тяжело сдавать экзамены в университете, хотя очень знаю вопросы, но не могу объяснить, это всегда бывает. Это очень трудно», «просто язык - трудно», «общение, русский язык - сложно».
Среди каждодневных проблем, с которыми сталкиваются студенты, были указаны также денежные проблемы, условия проживания в общежитии, транспорт, дискриминация, обучение, проблемы трудоустройства и т.д. Так, например, иностранные студенты указали в анкете: «студенты не могут работать», «далеко ездить из общежития, много времени уходит и денег», «ехать далеко, макеты ломаются», «социальная дискриминация», «денежные ресурсы», «вода идет не 24 часа» и др. 77% иностранных студентов из числа проживающих в общежитии указали также на проблемы, связанные с условиями проживания, уровнем комфортности и гигиены.
Примерно 30% из опрошенных столкнулись с проблемами, связанными со своей национальностью и происхождением. Студенты, отвечая на этот вопрос «Вы сталкивались с проблемами, связанными с Вашим происхождением (национальностью)?», отметили, что: «это очень большая проблема», «наличие расизма» «местные люди приставали ко мне», «у многих сложился стереотип, что молдаване - гастарбайтеры, ничего не умеющие нормально делать». Безопасность и толерантность местного населения являются важными критериями при адаптации иностранных граждан в стране въезда, а также при определении притягательности того или иного региона для проживания.
Отвечая на вопрос анкеты «Что Вам нравится в г. Ростове-на-Дону, Ростовской области» 23,2% из числа опрошенных студентов указали на студенческую среду, друзей, что является немаловажным при оценке успешности адаптации иностранных студентов в ЮФУ, 15,5% - уровень обучения в ЮФУ и 11,3% - условия жизни, 10,2 % - стоимость проживания, 10,0% - климат, 9,7% - наличие исторических, культурных памятников, развлечения, 9,3% - доброжелательно отношение к иностранцам, отсутствие национализма, 7,7% - поддержка администрации вуза в решении различных вопросов.
Особый интерес для исследования представляет оценка миграционных намерений иностранных студентов после завершения обучения. Так, 40,4% иностранных студентов, обучающихся в ЮФУ, указали на желание вернуться к себе на родину после обучения, примерно 20% планируют продолжать обучение. 21,3% иностранных студентов хотели бы остаться жить и работать в России, в частности, в Ростовской области - (6,4%). Также для рассмотрения миграционных намерений студентов был проведен анализ по двум группам стран: ближнее и дальнее зарубежье. Дальнейшее проживание и трудоустройство в России и в Ростовской области выбрали 32,4% иностранных студентов из стран ближнего зарубежья и 13,4% студентов из дальнего зарубежья.
Среди причин, мотивирующих иностранных студентов не проживания и работу в России и Ростовской области студенты указали: 27,3% - хорошая и перспективная работа, 18,9% - хорошие условия жизни. Примерно 11,9% иностранных студентов готовы остаться в России в случае получения гражданства и 5,6% при упрощении миграционного режима и регистрации. На решение 12,6% иностранных граждан оказали влияние матримониальные планы и рождение ребенка. В числе причин, которые могут помешать дальнейшему проживанию в России и Ростовской области, студенты указали: отсутствие родных и близких - 20,4%; 16,2% - отсутствие хорошей работы, 19% - расизм, национализм, 13,4% - плохие условия жизни, семейные причины (брак, рождение ребенка, развод) - 10,6%, миграционная политика в стране - 9,2% и т. д.
В сложившихся условиях функционирования российской образовательной системы, основная нагрузка по развитию экспорта образовательных услуг переносится на вузы, которые не всегда обладают достаточным опытом, потенциалом и финансовыми средствами для привлечения и подготовки иностранных учащихся. Кроме того, при разработке мер по привлечению иностранных студентов, российские вузы сталкиваются с административными барьерами в России, которые они не могут изменить. К таким ограничениям следует отнести, прежде всего, несовершенство миграционного законода-
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2
тельства в области привлечения иностранных студентов, а также членов их семей, ограничения на работу иностранным учащимся, отсутствие финансовых механизмов по поощрению международной деятельности вузов и поддержки вузов при открытии филиалов за рубежом и др.
Несмотря на имеющиеся проблемы, российские вузы обладают все же возможностями для разработки и реализации собственных мероприятий по развитию экспорта образовательных услуг и привлечению иностранных студентов. В частности, Южный федеральный университет для увеличения потоков иностранных студентов может осуществлять следующие меры:
1. Увеличивать количество иностранных студентов, обучающихся по квотам Министерства образования и науки РФ (10 тыс. в год) , в том числе по программе предоставления преимущественного права на прием для обучения иностранных граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, в пределах квоты, определенной Правительством РФ, существующей с 2011 г. То есть, любой российский вуз может дополнительно к контрольным цифрам приема получить еще 50 мест для бесплатного обучения иностранных студентов.
2. Развивать потоки учебной миграции из стран с упрощенным режимом приема иностранных студентов или условиями, приравненными к поступлению российских абитуриентов, а именно из таких стран как Армения, Украина, Молдавия, Белоруссия, Таджикистан, Туркменистан, Казахстан, Узбекистан и Киргизия. Для этого необходимо проводить агитационную деятельность в школах в странах происхождения, организовывать образовательные ярмарки и встречи с будущими абитуриентами при российских посольствах.
3. Участвовать в международных образовательных ярмарках специалистам ЮФУ, которые непосредственно занимаются приемом иностранных учащихся и могли бы квалифицированно проконсультировать всех потенциальных абитуриентов.
4. Организовать работу с авторитетными рекрутинговыми агентствами, которые смогут заниматься набором иностранных слушателей для обучения в ЮФУ. Для этого необходимо разработать механизм финансового взаимодействия с подобными структурами, который был бы взаимовыгодным как для университета, так и для агентств.
5. Создавать национально-ориентированные методики обучения русскому языку для иностранных граждан, программы с учетом национальных особенностей восприятия информации.
6. Разработать и внедрить новые образовательные стандарты, методики и технологии с использованием новейшей учебной, научной литературы и Интернет-ресурсов.
7. Создавать в университете двуязычную (английский и русский языки) образовательную среду, разработать и реализовать программы на английском языке, увеличить число дисциплин, преподаваемых на английском языке, развивать обменные программы для студентов и преподавателей с иностранными вузами-партнерами.
8. Организовать и профинансировать языковую подготовку преподавательского состава для дальнейшего обучения студентов на английском или других языках.
9. Развивать маркетинговую деятельность университета, направленную на продвижение образовательного продукта, а именно подготовка и издание буклетов о ЮФУ, каталогов образовательных программ на английском языке, своевременное наполнение существующего веб-сайта ЮФУ информацией об университете на различных языках, участие в международных образовательных ярмарках, проведение встреч для бывших иностранных выпускников ЮФУ и поддержание с ними информационных контактов.
Реализация вышеперечисленных мер позволит ЮФУ приобрести в дальнейшем дополнительные источники финансирования, установить новые научно-образовательные связи с другими странами, сохранить и увеличить количество рабочих мест для профессорско-преподавательского состава университета в условиях сокращения численности российских абитуриентов, а также занять более выгодные позиции на региональном и национальном рынках в сфере предоставления международных образовательных услуг.
ЛИТЕРАТУРА
Арефьев А.Л. (2007). Российские вузы на международном рынке образовательных услуг. М.: Центр социального прогнозирования.
Отчет ректора Боровской М.А. о работе ЮФУ в 2012 г. Доступно на: http://sfedu.ru/pls/rsu/docs/u/U3779/Folders/ file/otchet.pdf.
Полетаев Д.В., Дементьева С.В., Лебедева С.Г. (2009). Вузы России как механизм адаптации учебных мигрантов (Препринт коллективной монографии). Доступно на: http://demoscope.ru/weekly/2009/0375/analit05.php.
Фурса Е.В., Рогова Т.М. (2012). Международная учебная миграция в Ростовской области. Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. № 6 (26). С. 198-207.
REFERENCES
ArefyevA.L. (2007). Russian higher education institutions in the international market of educational services. Moscow: Center for Social Forecasting.
Report rector Borovskaya M.A. of the SFU in 2012. Available at: http://sfedu.ru/pls/rsu/docs/u/U3779/Folders/file/ otchet.pdf.
Poletayev D.V., Dement'yeva S.V., Lebedeva S.G. (2009). Russian higher education institutions as a mechanism of adaptation of educational workers (Preprint monograph). Available at: http://demoscope.ru/weekly/2009/0375/analit05.php.
Fursa Ye.V., Rogova T.M. (2012). International educational migration in the Rostov region. Education. Science. Innovation: South dimension. № 6 (26). Pp. 198-207.