Научная статья на тему 'Иностранные студенты как ресурс квалифицированной рабочей силы региона (на материалах социологического обследования)'

Иностранные студенты как ресурс квалифицированной рабочей силы региона (на материалах социологического обследования) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
225
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
квалифицированные специалисты / иностранные студенты / миграционная политика / Ростовская область / адаптация / интеграция / региональный рынок труда / qualified specialists / foreign students / migration policy / Rostov region / adaptation / integration / the regional labor market

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рубинская Этери Девисовна, Савченкова Ирина Николаевна

Научно-техническая революция приводит к постоянным изменениям в структуре общественного производства и, как следствие, в структуре занятости, к повышению спроса на специалистов определенного профиля в зависимости от развития науки и производства на данном этапе. Постиндустриализация российской экономики невозможна без достаточного количества специалистов требуемой квалификации. Одним из эффективных путей обеспечения страны квалифицированными специалистами являются иностранные выпускники, получившие после завершения образования возможность остаться и работать на рынке труда принимающей страны. В статье приведены результаты социологического опроса иностранных студентов Южного федерального университета. Целями опроса было определение миграционной привлекательности Ростовской области, условий адаптации и интеграции иностранных студентов, а также выявление перспектив вовлечения их, после получения образования, в региональный рынок труда. На основе обобщения полученных результатов в статье сделаны выводы, приведены рекомендации по совершенствованию условий привлечения иностранных студентов на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Рубинская Этери Девисовна, Савченкова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN STUDENTS AS A RESOURCE OF SKILLED WORKFORCE IN THE REGION (ON MATERIALS OF SOCIOLOGICAL SURVEY)

Scientific and technical revolution leads to permanent changes in the structure of social production. As a consequence, in employment increased the demand for specialists in a specific profile, depending on the development of science and industry at this stage. Russian post-industrial economy is impossible without a sufficient number of qualified professionals required by the economy. One of the effective ways to ensure country qualified professionals is foreign graduates who have received after graduation the opportunity to stay and work in the labor market of the host country. The paper presents results of sociological survey of international students in the Southern Federal University. The objectives of the survey was to determine the migration attractiveness of the Rostov region, conditions of adaptation and integration of foreign students, as well as identifying the prospects of their involvement in the regional labour market after receiving education. On the basis of generalization of the results in the paper drawn conclusions, given recommendations for improving conditions to attract of foreign students at the regional level.

Текст научной работы на тему «Иностранные студенты как ресурс квалифицированной рабочей силы региона (на материалах социологического обследования)»

www.hjoumal.ru

DOI: 10.17835/2078-5429.2015.6.3.073-081

ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ КАК РЕСУРС

W W

КВАЛИФИЦИРОВАННОМ РАБОЧЕЙ СИЛЫ РЕГИОНА (НА МАТЕРИАЛАХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ)

РУБИНСКАЯ ЭТЕРИ ДЕВИСОВНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры международных экономических отношений, Южно-Российский институт управления-филиал РАНХиГС, г. Ростов-на-Дону,

e-mail: eteri-rubinskaya@mail.ru

САВЧЕНКОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА,

кандидат филологических наук, Директор Центра по работе с международными обучающимися, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону,

e-mail: sav@sfedu.ru

Научно-техническая революция приводит к постоянным изменениям в структуре общественного производства и, как следствие, в структуре занятости, к повышению спроса на специалистов определенного профиля в зависимости от развития науки и производства на данном этапе. Постиндустриализация российской экономики невозможна без достаточного количества специалистов требуемой квалификации. Одним из эффективных путей обеспечения страны квалифицированными специалистами являются иностранные выпускники, получившие после завершения образования возможность остаться и работать на рынке труда принимающей страны. В статье приведены результаты социологического опроса иностранных студентов Южного федерального университета. Целями опроса было определение миграционной привлекательности Ростовской области, условий адаптации и интеграции иностранных студентов, а также выявление перспектив вовлечения их, после получения образования, в региональный рынок труда. На основе обобщения полученных результатов в статье сделаны выводы, приведены рекомендации по совершенствованию условий привлечения иностранных студентов на региональном уровне.

Ключевые слова: квалифицированные специалисты; иностранные студенты; миграционная политика; Ростовская область; адаптация; интеграция; региональный рынок труда.

FOREIGN STUDENTS AS A RESOURCE OF SKILLED

WORKFORCE IN THE REGION

(ON MATERIALS OF SOCIOLOGICAL SURVEY)

RUBINSKAYA ETERI, D.,

Candidate of Economic Sciences (PhD), Associate Professor of the Department «International Economic Relations», The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

South-Russia Institute of Management, Rostov-on-Don, e-mail: eteri-rubinskaya@mail.ru

© Рубинская Э. Д., Савченкова И. Н., 2015

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №3. 2015

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №3. 2015

74

Рубинская Э. Д., Савченкова И. Н.

SAVCHENKOVA IRINA, N.,

Candidate of Philological Sciences (PhD), Director of the Center on International studying, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: sav@sfedu.ru

Scientific and technical revolution leads to permanent changes in the structure of social production. As a consequence, in employment increased the demand for specialists in a specific profile, depending on the development of science and industry at this stage. Russian post-industrial economy is impossible without a sufficient number of qualified professionals required by the economy. One of the effective ways to ensure country qualified professionals is foreign graduates who have received after graduation the opportunity to stay and work in the labor market of the host country. The paper presents results of sociological survey of international students in the Southern Federal University. The objectives of the survey was to determine the migration attractiveness of the Rostov region, conditions of adaptation and integration of foreign students, as well as identifying the prospects of their involvement in the regional labour market after receiving education. On the basis of generalization of the results in the paper drawn conclusions, given recommendations for improving conditions to attract of foreign students at the regional level.

Keywords: qualified specialists; foreign students; migration policy; Rostov region; adaptation; integration; the regional labor market.

JEL: F66, I23, J01, J08, J21, J24.

Актуальность проблемы

Научно-техническая революция приводит к постоянным изменениям в структуре общественного производства и, как следствие, в структуре занятости, к повышению спроса на специалистов определенного профиля в зависимости от развития науки и производства на данном этапе (Рубинская, 2015. С. 84). Потребность мирового производства в качественно новой рабочей силе, новых специальностях и их отсутствие в данное время на национальном рынке являются объективной основой международной миграции квалифицированных специалистов. Проблемы несбалансированности рынка квалифицированной рабочей силы свойственны всем странам, в том числе и России (Рубинская, 2014а. С. 433).

Опыт развитых стран, которые намного раньше, чем Россия столкнулись с проблемой нехватки квалифицированной рабочей силы, убеждает, что одним из эффективных путей обеспечения страны квалифицированными специалистами являются иностранные выпускники, получившие после завершения образования возможность остаться и работать на рынке труда принимающей страны. Образовательная иммиграция — это один из самых желательных миграционных потоков для страны, поскольку она обеспечивает экономические, геополитические и социально-демографические эффекты (Письменная, 2009. С. 3). К числу последних можно отнести увеличение молодежных возрастных групп в возрастной структуре населения, пополнение трудовых ресурсов, в том числе численности высококвалифицированных специалистов (Рязанцев и Письменная, 2015). Но, как показывает практика развитых стран, основой роста такого потока является развитие национальной системы образования.

Россия находится на седьмом месте в мире по экспорту образовательных услуг, уступая США, Великобритании, Австралии, Германии, Франции и Канаде. Доля иностранных граждан, обучавшихся в вузах РФ в общемировом контингенте студентов, составляет на протяжении последних лет около 4% (Education at a Glance, 2014).

Иностранные студенты как ресурс квалифицированной рабочей силы региона

75

Одним из главных сдерживающих факторов роста образовательной миграции в России является крайне низкая конкурентоспособность отечественных ВУЗов в мировом масштабе. Так, по данным Рейтинга лучших университетов мира, по версии британского издания Times Higher Education, ни один отечественный ВУЗ не вошел в сотню лучших университетов мира 2014-2015 года. МГУ им. В. М. Ломоносова занял лишь 196 место (World University Rankings, 2015). Однако в рейтинг 100 лучших университетов стран БРИКС и стран с развивающейся экономикой попали семь российских ВУЗов — МГУ им. В. М. Ломоносова (5 место), Национальный исследовательский ядерный университет (МИФИ) (13 место), Новосибирский государственный университет (34 место), Санкт-Петербургский государственный университет (64 место), Московский физико-технический институт (69 место), Уфимский авиационный технический университет (70 место), Московский государственный технический университет им. Баумана (90 место) (BRICS & Emerging Economies Rankings, 2015).

Имеющийся в России потенциал системы образования для привлечения иностранцев используется слабо (Учебная миграция из стран СНГ и Балтии, 2012. С. 8). Причем, даже если потенциальных студентов привлекает уровень учебного заведения, то в качестве отталкивающих причин выступают бытовые проблемы, сложности изучения русского языка, необходимого для прохождения обучения, случаи ксенофобии. Однако некоторые шаги по повышению привлекательности российского образования для иностранных студентов уже делаются.

Необходимость привлечения иностранных студентов в страну декларирована в государственных документах Российской Федерации, определяющих вектор ее социально-экономического развития (Концепции долгосрочного социальноэкономического развития России до 2020 года, 2008; Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года, 2007). В Концепции миграционной политики Российской Федерации до 2025 года образовательной (учебной) иммиграции в Россию как источнику квалифицированных и интегрированных в стране иностранных граждан (пункт 16 раздела III) уделено большое внимание, и особое значение придается созданию условий для увеличения потоков образовательных мигрантов (Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года, 2012). Задача экспорта образовательных услуг Россией напрямую увязана с переходом российской экономики к инновационному типу развития и использованием возможностей глобализации для привлечения высококвалифицированных специалистов.

Ситуацию с образовательной миграцией в такой огромной стране, как Россия, необходимо исследовать на региональном уровне, поскольку социальноэкономическая дифференциация субъектов РФ оказывает непосредственное влияние на миграционную привлекательность региона, в том числе в образовательной сфере.

В Южном федеральном округе в сфере высшего образования ключевую роль играет Ростовская область (Рубинская, 2014б. С. 170), поскольку по сравнению с другими субъектами ЮФО она обладает сравнительно высоким научно-техническим потенциалом, что наглядно иллюстрируют данные табл. 1.

По итогам приёмной кампании 2013 года Ростовская область вошла в десятку самых привлекательных регионов для абитуриентов из других областей, республик и стран. По данным Министерства образования и науки РФ, в Ростовской области число зачисленных иногородних студентов составило 27,1%, что позволило ей занять пятое место в стране по образовательной миграции. Как видно из табл. 2, около 30% всех иностранных граждан, въехавших в ЮФО с целью учебы, приходится на Ростовскую область.

При общем ежегодном сокращении численности студентов в российских вузах, количество иностранных студентов, обучающихся в вузах Ростовской области, имеет тенденцию к росту. Так, с 2008/2009 учебного года по 2011/2012 — их число увеличилось на 38%.

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №3. 2015

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №3. 2015

76

Рубинская Э. Д., Савченкова И. Н.

Таблица 1

Некоторые показатели инновационной активности субъектов Южного федерального округа в 2013 году

Субъекты ЮФО Организации, выполняющие научные исследования и разработки, кол-во Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, чел. Внутренние затраты на научные исследования и разработки, млн руб. Затраты на технологические инновации, млн руб. Использование передовых производственных технологий Объем инновационных товаров, работ, услуг (млн руб.)

Республика Адыгея 9 326 170,1 151,3 155 2532,8

Республика Калмыкия 6 183 68,2 8,7 14 2,5

Краснодарский Край 56 6872 4669,4 16470,9 2575 2167,9

Астраханская область 20 1083 568,8 111,8 391 3045,9

Волгоградская область 45 3568 5294,1 6983,5 2223 6317,1

Ростовская область 98 12231 9616,4 20443,7 2932 56215,6

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Стат.

сб. / Росстат. М., 2014.

Таблица 2

Количество иностранных граждан, прибывших в субъекты ЮФО с целью учебы в 2013 году

Количество человек Доля субъекта в общей численности по ЮФО

ЮФО 17777 100

Республика Адыгея 1720 9,7

Республика Калмыкия 212 1,2

Краснодарский край 2829 15,9

Астраханская область 3855 21,7

Волгоградская область 4125 23,2

Ростовская область 5036 28,3

Источник: составлено авторами на основе данных УФМС России по Ростовской

области.

Иностранные студенты как ресурс квалифицированной рабочей силы региона

77

Социологическое обследование и анализ результатов

Для определения миграционной привлекательности Ростовской области, условий адаптации и интеграции иностранных студентов, а также выявления перспектив вовлечения их, после получения образования, в региональный рынок труда, авторами в январе-марте 2015 г. было проведено социологическое обследование в виде анкетного опроса. Обследование проводилось среди иностранных студентов из стран дальнего зарубежья, обучающихся в Южном федеральном университете (ЮФУ). По количеству обучающихся иностранных студентов данное учебное заведение находится на втором месте после Ростовского Государственного Медицинского университета (Экспорт российских

образовательных услуг. 2014). Целевая выборка составила 104 чел., т. е. практически каждый четвертый иностранный студент из стран дальнего зарубежья.

В соответствии с целью социологического исследования полученные ответы были проанализированы и сгруппированы в три блока:

1. Уровень комфорта проживания и учебы в Ростове-на-Дону;

2. Условия интеграции иностранных студентов в принимающее общество;

3. Дальнейшие миграционные намерения иностранных студентов.

Рассмотрим результаты нашего исследования более подробно по каждому

блоку.

1. Уровень комфорта проживания и учебы в Ростове-на-Дону.

Важным фактором в формировании миграционной привлекательности территории является отношение окружающих и безопасность. Так, 85% респондентов на вопрос «Какое отношение к Вам окружающих?» ответили: «в

целом — положительное», «гуляю без проблем, где и когда хочу». Лишь 6% заявили, что «чувствуют негатив», а 11% опрошенных стараются вечером не выходить на улицу. Такая лояльность местного населения к приезжим исторически связана с многонациональностью Юга России в целом и Ростовской области в частности, что подтверждает ответ на вопрос «Какие основные мотивы лежали в основе решения обучаться в Ростове?» - 24% респондентов ответили «слышал, что жители города более толерантны к приезжим, чем в других городах», 24% - «здесь учились мои родители/родственники». На вопрос «Есть ли у вас друзья среди местного населения?» 55% ответили «да», 15% - «без проблем общаюсь с местным населением, но друзей нет», 2% - «есть девушка/парень», 27% заявили «нет, общаюсь в основном с иностранцами». Таким образом, более 70% иностранных студентов в большей или меньшей степени успешно коммуницируют с местным населением.

Немаловажную роль в формировании имиджа территории играют правоохранительные органы. Во многом из-за средств массовой информации в обществе сформировано мнение, что приезжим (да и не только приезжим) следует избегать общения с правоохранительными органами из-за чрезмерной агрессии со стороны последних. Нам было интересно, так ли это на самом деле? На вопрос «Были ли у Вас контакты с правоохранительными органами?» 74% респондентов ответили «нет», 19% - «да, проверяли документы», и лишь 6% ответили, что «да, они вели себя агрессивно». Таким образом, можно сделать вывод, что со стороны правоохранительных органов наблюдается лояльность по отношению к иностранным студентам.

На вопрос «Нравится ли Вам жить в Ростове?» 44% иностранных студентов ответили, что «в целом, нравится», 44 % - «очень нравится» и лишь 11% респондентов заявили, что «чувствуют себя в чужой и враждебной среде». То есть 88% всех опрошенных довольны своей жизнью в Ростове, что корреспондируется с анализом ответов на вопрос: «Если бы вы знали раньше все, что знаете сейчас о жизни и учебе в Ростове, вы бы приехали сюда снова?», 80% ответили, что ничего бы не поменялось и они бы приехали учиться в Ростов, лишь 11% ответили «выбрал бы другой город для обучения», 8% ответили, что «выбрали бы другую страну для обучения».

Таким образом, исходя из анализа ответов, мы может сделать вывод, что Ростов-на-Дону обладает миграционной привлекательностью для иностранных

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №3. 2015

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №3. 2015

78

Рубинская Э. Д., Савченкова И. Н.

студентов, жители города относятся к ним в основном доброжелательно, а изначальные ожидания иностранных студентов в целом оправданы.

2. Условия интеграции иностранных студентов в принимающее общество.

Одним из главных средств интеграции мигрантов в принимающее общество является знание языка страны. В этой связи мы задали вопрос «Каким был уровень знания Вами русского языка на день приезда в Россию для обучения?». 68% ответили «я не знал русского языка», 30% - «знал русский на среднем уровне», лишь 2% заявили, что хорошо знали русский язык. На вопрос «Каким является уровень знания Вами русского языка в настоящее время?» лишь 15% ответили «владею русским языком на хорошем уровне, но как иностранным», 26% - «владею русским языком на среднем уровне», 54% - «умею говорить на простые темы» и 4% респондентов заявили, что им пока трудно говорить по-русски. Картина меняется в лучшую сторону при опросе студентов, находящихся в Ростове более года. Так, на этот же вопрос, 35% респондентов ответили «владею русским языком на хорошем уровне, но как иностранным», 41% - «владею русским языком на среднем уровне», 22% - «умею говорить на простые темы» и 2% заявили, что им пока трудно говорить по-русски. Зачастую у иностранных студентов возникают сложности при общении с местными студентами из-за непонимания молодежного сленга. Мы предполагаем, что оценки студентами своего знания русского языка занижены, поскольку для того, чтобы проходить обучение в университете иностранным студентам необходимо сдать экзамен на знание русского языка ТРКИ-1 (В1) (тестирование по русскому языку как иностранному) и только после успешного прохождения теста они будут зачислены на образовательную программу.

Мы считаем, что ряд мероприятий могли бы способствовать более быстрому изучению русского языка иностранными студентами. Прежде всего, совместное проживание иностранных и российских студентов. Несмотря на то, что в ЮФУ нет отдельных общежитий для иностранных студентов и предполагается, что они будут проживать совместно с российскими студентами, однако фактически совместное проживание, в лучшем случае, сводится к проживанию в соседних комнатах. Основной причиной является нежелание российских студентов жить с иностранными, в то время, как иностранные студенты, наоборот, просят расселять их с местными учащимися. Исходя из анализа анкетных данных, потребность в совместном проживании ощущают 11% опрошенных иностранных студентов. Проживание иностранных студентов отдельно введет к их капсулированию и не содействует интеграции.

Изучению русского языка, на наш взгляд, способствовала бы также организация совместного досуга иностранных и местных студентов. Надо отметить, что администрация вуза в рамках социокультурной адаптации иностранных студентов всячески приветствует подобные мероприятия, однако, к сожалению, российские студенты не проявляют к ним должного интереса.

Можно сделать вывод, что существующие условия проживания и досуга недостаточны для интеграции иностранных студентов в принимающее общество.

Таким образом, необходима четкая стратегия вуза, проявляющаяся в постоянной работе со студентами, как иностранными, так и российскими по различным направлениям (проживание, обучение, досуг), ориентированная на борьбу с ксенофобией и воспитание толерантности.

3. Дальнейшие миграционные намерения иностранных студентов.

Итак, каковы же перспективы того, что иностранные студенты после

завершения ими образования останутся работать в регионе? Мы попытались определить их миграционные намерения. Несмотря на возможность работать, предоставленную иностранным студентам поправками в ФЗ №115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ», вступившими в силу с 1 января 2014 года, лишь 12% респондентов на вопрос «Совмещаете ли Вы работу с учебой?» ответили, «да, иногда», а 87% - «нет».

Иностранные студенты как ресурс квалифицированной рабочей силы региона

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

79

Причем из 12% работающих половина признались, что их отношения с работодателем никак не оформлены. При этом в личной беседе большинство иностранных студентов говорили, что они очень бы хотели подрабатывать, однако, даже, несмотря на изменения в законодательстве, легально оформиться на работу практически невозможно. Так, разрешение на работу иностранному студенты выдается на срок действия заключенного с ним трудового договора или гражданско -правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Срок действия указанного разрешения на работу не может превышать срок обучения иностранного студента по очной форме. То есть для того, чтобы получить разрешение на работу необходимо, кроме сбора различных справок и уплаты пошлины, предоставить трудовой или гражданско-правовой договор с работодателем. Именно в этом заключается основная проблема — работодатели не хотят сразу связывать себя договорными обязательствами.

На вопрос «После обучения в России, что Вы планируете делать?» - 60%

ответили «обязательно вернусь домой», 38% - «если бы мне предложили хорошую работу остался бы в России», 2% заявили «останусь в Ростове». Таким образом, несмотря на все сложности, 40% опрошенных могут быть потенциальными квалифицированными работниками для региональной экономики. Однако реально после получения образования лишь единицы остаются работать в России. Каковы же причины этого? На наш взгляд их несколько:

1. Согласно миграционному законодательству (Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ), после получения образования иностранный студент должен покинуть Россию, а образовательная организация, в которой обучается иностранный гражданин, обязана уведомлять Федеральную Миграционную Службу о завершении или прекращении обучения данного иностранного студента в указанной образовательной организации в течение трех рабочих дней с даты его отчисления. Срок временного пребывания иностранного студента в России, завершившего обучение по основной профессиональной образовательной программе, может быть продлен на срок до тридцати дней в целях поступления данного иностранного гражданина для обучения в той же или иной образовательной организации по основной профессиональной образовательной программе другого уровня, имеющей государственную аккредитацию. То есть возможность остаться после обучения в России с целью работы законодательно не предусмотрена, иностранный студент обязан выехать из страны и затем въехать для оформления разрешительных документов на работу.

2. Более 60% иностранных студентов в ЮФУ обучаются на бюджетной основе. Количество бюджетных мест в ВУЗах никак не связано с потребностями национальной экономики. На сегодняшний день квота на предоставление бюджетных мест в ВУЗах распределена по странам и ориентирована в основном на геополитические интересы России. Иностранные студенты, приезжающие к нам на учебу по квоте, получают стипендию вне зависимости от их успеваемости, и обучаются по специальностям, которые котируются на их национальном рынке труда. Таким образом, иностранные студенты учатся на тех специальностях, в которых есть потребность в их странах и даже, если часть этих студентов захочет остаться в России на работу, далеко не факт, что специалисты по этим специальностям необходимы региональной экономике.

Заключение

Итак, для того, чтобы реализовать направление Концепции миграционной политики России, касающееся привлечения иностранных выпускников после получения ими образования на национальный рынок труда, следует менять сам подход к экспорту образовательных услуг. Необходимо найти баланс интересов между геополитическими интересами России и дисбалансом на внутреннем рынке труда. Следует повышать эффективность политики в сфере экспорта

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №3. 2015

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №3. 2015

80

Рубинская Э. Д., Савченкова И. Н.

образовательных услуг на всех уровнях ее осуществления: государственном, региональном, вузовском.

Крайне важно привязать расчет количества бюджетных мест в ВУЗах к потребности регионального рынка труда. Было бы целесообразно, использовав возможности бизнеса, разработать программы по выделению грантовой поддержки на обучение одаренным иностранным студентам, расширять опыт создания совместных программ компаний и вузов; прохождение практики и стажировки в компаниях иностранным студентам, желающим после окончания ВУЗа остаться работать в регионе.

Для решения задачи расширения образовательной миграции необходимо использовать наработанные мировой практикой меры с учетом российской региональной специфики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года (утв. 8 июня 2012 года Президентом РФ № Пр-1490). (http:// www.fms.gov.ru/upload/iblock/07c/kgmp.pdf - Дата обращения: 15.05.2015).

Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 г. (утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351) (http://demoscope.ru/ weekly/knigi/koncepciya/koncepciya25.html - Дата обращения: 01.05.2015).

Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р). (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ - Дата обращения:

15.05.2015).

Письменная Е. В. (2009). Социальные последствия учебной иммиграции в Россию (вопросы теории и методологии исследования): автореф. дис. д-ра социол. наук. 22.00.03.

Регионы России. (2014). Социально-экономические показатели. 2014:

Стат. сб. / Росстат. М.

Рубинская Э. Д. (2014а). Влияние образовательной миграции на потенциал квалифицированной рабочей силы России — региональный аспект. Миграционные мосты в Евразии: Сборник материалов VI международной научно-практической конференции «Роль миграции в социально-экономическом и демографическом развитии посылающих и принимающих стран Евразии» / Под ред. чл.корр. РАН, д-р экон. наук, профессора С. В. Рязанцева. М.: Изд-во «Экон-Информ».

Рубинская Э. Д. (2014б). Международная миграция рабочей силы: методология и практика: монография. Ростов н/Д: Изд-во ЮРИУ — филиал РАНХиГС.

Рубинская Э. Д. (2015). Развитие международной миграции рабочей силы в динамике глобализационных процессов // Вопросы регулирования экономики, Т. 6, № 1.

Рязанцев С. и Письменная Е. (2015). Влияние образовательной миграции на экономическое развитие Российской Федерации // Ректор ВУЗа, № 5.

Учебная миграция из стран СНГ и Балтии: потенциал и перспективы для России. / Под ред. К. А. Гаврилова, Е. Б. Яценко. М.: Фонд «Наследие Евразии», 2012.

Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". (http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/ - Дата обращения: 15.07.2015).

Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. (2014). Вып. 4. / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Центр социологических исследований.

BRICS & Emerging Economies Rankings 2015. (http:// www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2015/brics-and-emerging-economies - Access Date: 15.05.2015).

Иностранные студенты как ресурс квалифицированной рабочей силы региона

81

OECD. (2014). Education at a Glance 2014: OECD Indicators, OECD, pp. 344345. (http://www.oecd.org/edu/Education-at-a-Glance-2014.pdf - Access Date:

18.07.2015) .

World University Rankings 2014-15. (http://www.timeshighereducation.co.uk/ world-university-rankings/2014-15/world-ranking/range/201-225 - Access Date:

15.05.2015) .

REFERENCES

BRICS & Emerging Economies Rankings 2015. (http:// www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2015/brics-and-emerging-economies - Access Date: 15.05.2015).

Concept of Demographic Policy of the Russian Federation until 2025. (http:// demoscope.ru/weekly/knigi/koncepciya/koncepciya25.html — Access Date: 01.05.2015). (In Russian).

Concept of Long-Term Socio-Economic Development of Russia until 2020. (http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ - Access Date: 15.05.2015). (In Russian).

Concept of the State Migration Policy of the Russian Federation until 2025. (http://www.fms.gov.ru/upload/iblock/07c/kgmp.pdf — Access Date: 15.05.2015). (In Russian).

Educational Migration from CIS and Baltic Countries: Potential and Prospects for Russia. (2012). / Ed. by K. A. Gavrilov, E. B. Yatsenko. Moscow, Foundation "Eurasia Heritage". (In Russian).

Export of Russian Educational Services: Statistical Yearbook. (2014). Issue 4. / Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Moscow, Center for Sociological Research. (In Russian).

OECD. (2014). Education at a Glance 2014: OECD Indicators, OECD, pp. 344345. (http: //www.oecd.org/edu/Education-at-a-Glance-2014.pdf - Access Date:

18.07.2015) .

Pismennaya E. V. (2009). The social consequences of educational immigration in Russia (the theory and methodology of the study): Abstract. Diss. Dr. of Sociol. Sciences: 22.00.03. (In Russian).

Regions of Russia. (2014). Socio-Economic Indicators. 2014: Stat. Coll. Moscow, Rosstat. (In Russian).

Rubinskaya E. D. (2014a). Impact of educational migration on skilled workforce potential in Russia — a regional aspect. Migration bridges in Eurasia: Proceedings of the VI International scientific-practical conference "The role of migration in the socioeconomic and demographic development of the sending and receiving countries of Eurasia" / Ed. By professor S. V. Ryazantsev. Moscow, Publ. House "Ekon-Inform". (In Russian).

Rubinskaya E. D. (2014b). International labor migration: methodology and practice: a monograph. Rostov-on-Don, Publ. House of South-Russia Institute of Management. (In Russian);

Rubinskaya E. D. (2015). Development of international labor migration in the dynamics of globalization processes. Journal of Economic Regulation, vol. 6, no. 1. (In Russian).

Ryazantsev S. and Pismennaya E. (2015). Influence of educational migration on the economic development of the Russian Federation. Rector, no. 5. (In Russian).

The Federal Law of 25.07.2002 N 115-FZ (as amended 07.13.2015) "About Legal Status of Foreign Citizens in the Russian Federation". (http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_37868/ - Access Date: 15.07.2015). (In Russian).

World University Rankings 2014-15. (http://www.timeshighereducation.co.uk/ world-university-rankings/2014-15/world-ranking/range/201-225 — Access Date:

15.05.2015) .

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №3. 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.