УДК [338.46:37]
С. В. Мельник,
кандидат экономических наук, Государственное учреждение НИИ социально-трудовых отношений,
В. К. Ивченко, доктор медицинских наук, Ю. Г. Пустовой, доктор медицинских наук, В. В. Терещенко, кандидат медицинских наук,
A. В. Ивасенко, кандидат медицинских наук,
Государственное учреждение Луганский государственный медицинский университет
B. Д. Матросов, старший научный сотрудник,
Государственное учреждение НИИ социально-трудовых отношений
НАРАЩИВАНИЕ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОН
В период эпохи глобализации появляется все больше научных статей об экономике знаний. Под этим термином стали понимать такой тип экономики, в которой знания играют решающую роль. Существует много направлений экономики знаний—это и университеты, и фундаментальная наука, и система коммуникаций, и патентная система, и прикладная наука. К экономике знаний относится также экспорт образовательных услуг, общий объем которых составляет около 90 млрд. дол. США в год. По данным ЮНЕСКО и Организации экономического и социального развития (ОЭСР) свои образовательные услуги для иностранцев предлагают многие высшие учебные заведения из 129 государств мира, а в целом в системе высшего образования всего мира обучается около 2,7 млн. студентов. При этом число иностранных студентов, обучающихся за пределами своих стран, за последние годы увеличилось на 40,0%. Исследования, проведенные в последние годы, подтверждают тот факт, что больше всего иностранных студентов обучается в США (более 30,0% общей численности студентов-иностранцев в мире). За ними следуют Франция, Германия, Великобритания, Канада, Бельгия и Япония.
По имеющимся оценкам экспертов, американское высшее образование является пятой крупной статьей экспорта в сфере услуг. За счет иностранных студентов американская экономика получает ежегодно от 12 до 14 млрд. дол. США прибыли.
Наиболее привлекательной в мире для иностранных студентов является система высшего образования с преподаванием на английском языке. Учитывая это, европейские страны, такие, как Германия, Финляндия,
Швеция, Нидерланды, Дания стали практиковать учебные программы на английском языке. Австралия также специализируется на экспорте образовательных услуг. Эта страна на экспорте образования получает около 10,0% национального валового продукта. Из других стран, которые успешно проводят соответствующую политику, следует выделить Нидерланды, где существует около 30 весьма крупных университетов (в стране с населением около 12 млн. жителей).
Отметим, что на фоне опыта зарубежных стран достижения Украины в экспорте образовательных услуг являются пока скромными. Вместе с тем наша страна в последнее время начала активно продвигать свои образовательные услуги на международный рынок. С каждым годом количество иностранных студентов, обучающихся в различных вузах Украины, увеличивается в среднем на 10,0%. По данным Министерства образования и науки Украины в 2009 году их число достигло 40 тыс. человек, при этом в г. Харькове обучается 12 тыс. студентов, г. Киеве — 8 тыс., в г. Одессе — 5 тыс. иностранных студентов. Сейчас Украина занимает 9-е место в мире по количеству иностранных студентов. Необходимо также отметить, что обучение иностранных студентов, помимо политических дивидендов, является весьма прибыльной сферой. В среднем иностранный студент в Украине расходует на обучение и проживание до 8 тыс. дол. США в год.
В 2010 году в ВУЗах Луганской области обучалось около 3,5 тыс. иностранных студентов. Важно то, что обучение иностранных студентов в Украине, кроме притока валюты, способствует повышению международного имиджа страны, в том числе инвес-
тиционной привлекательности государства в целом. Кроме того, обучение иностранных студентов в Украине способствует интеграции отечественных научных школ в мировое интеллектуальное пространство и, следовательно, стимулирует развитие науки и практики в самой Украине [1 — 3].
Лидером по обучению иностранцев медицинским специальностям является Луганский государственный медицинский университет, который постоянно наращивает объемы подготовки иностранных студентов на английском языке. Если в 2000 году их численность не превышала 400 студентов, то в настоящее время она достигла 2,2 тыс. чел., т.е. увеличилась более чем в 5 раз. Это можно объяснить культурно-исторической привлекательностью Украины, и, что немаловажно, сравнительной дешевизной обучения в сравнении с США и Европой. Возросшему притоку иностранных студентов способствовала также деятельность представителей медицинского университета в странах Африки и Азии.
Заметим, что самым главным условием для привлекательности Луганского региона как экспортера образовательных услуг является создание необходимых условий для получения современного высшего образования, которые можно разделить на два блока — необходимые и достаточные. К необходимым условиям относятся организация учебного процесса и все, что с ним связано, а к достаточным — условия жизни и быта, способы удовлетворения культурных и иных социальных запросов и потребностей иностранных студентов [5].
Специфическим аспектом социализации для иностранных студентов является лингвистическая и психологическая адаптация. Под лингвистической адаптацией (английский и русский языки) понимается процесс освоения языка преподавания и языка общения, которые дают возможность общения иностранного студента с преподавателями, с пациентами и позволяют успешно овладевать учебными предметами. Под психологической адаптацией понимают адаптацию личности к социальным проблемным ситуациям, новым условиям среды, новому личностному окружению [4].
Успех адаптации иностранных студентов к особенностям и традициям украинской культуры обеспечивается, как правило, одновременным изучением и пониманием ментальности африканских и азиатских студентов преподавателями медицинского университета, которые являются главными агентами социализации иностранцев.
Процесс адаптации иностранных студентов продолжается в течение всего периода обучения в Украине и предполагает наличие обратной связи между необходимыми и достаточными условиями и объектом их воздействия, т.е. иностранными студентами. Это, в свою очередь, предполагает проведение постоянного мониторинга указанных процессов. С этой целью Го -сударственное учреждение НИИ социально-трудовых
отношений Министерства труда и социальной политики Украины совместно с ЛГМУ провели пилотный социологический опрос иностранных студентов, обучающихся в Луганском государственном медицинском университете. Опросом было охвачено 180 студентов 1-6 курсов. На момент его проведения (2008 г.) подавляющее число студентов (78,6%) проживало в общежитии, остальные (21,4%) снимали частное жилье.
Проведенный опрос показал, что по уровню благосостояния иностранные студенты медицинского университета, участвовавшие в опросе, в целом обеспеченные люди, поскольку только каждый пятый из них (21,8%) испытывал материальные затруднения. У большинства студентов родители являются в своих странах представителями среднего класса (юристы, инженеры, государственные служащие, медики, преподаватели).
Иностранные студенты (респонденты) в целом владеют современными информационными технологиями: 62,5% умеют работать на компьютере, каждый пятый (19,6%) постоянно использует компьютер в процессе обучения.
Уровень обучения в университете оценили как хороший — 37,0% респондентов, 33,3% оценили его как удовлетворительный, остальные (29,7%) — как неудовлетворительный. Корреляцию между удовлетворенностью обучением и уровнем подготовки самого студента в данном исследовании выявить не удалось, однако именно уровень подготовки и развития самого студента очень влияет на удовлетворенность иностранцев обучением.
Иностранные студенты-респонденты в целом недовольны качеством и организацией их отдыха. Причем, если качеством питания недовольны 36,8% респондентов, а почти половина (42,7%) считают его удовлетворительным, то организацией отдыха студентов недовольны более половины опрошенных (55,6%), тогда как только треть оценивают его как удовлетворительно.
Что касается отдельных факторов, затрудняющих обучение иностранных студентов, то первое рейтинговое место (68,1%) заняли трудности проведения медицинской практики и общения с пациентами на английском языке, на втором месте оказались проблемы, связанные с дефицитом учебников на английском языке. Последующие рейтинговые места заняли проблемы, связанные с качеством проведения практических занятий и семинаров на английском языке, а также неудобное расписание занятий. На конкретный вопрос: «Как Вы оцениваете работу преподавателей в университете?» студенты-респонденты ответили следующим образом: отлично — 26,5%; хорошо — 26,6%; удовлетворительно — 41,3% и плохо — 5,6%.
Основной целью своего приезда в Луганск 63,6% респондентов назвали желание стать хорошим врачом, 16,4% — сделать карьеру у себя на родине, 9,1% —
беззаботно провести время в чужой стране, 5,4% — удачно жениться (выйти замуж).
Среди причин, по которым иностранным студентам нравится учиться именно в Луганском медицинском университете, на первое место респонденты поставили доброжелательное отношение преподавателей и психологический комфорт, на втором месте оказались интересные, современные методы обучения, на третьем — высокий авторитет университета на Родине респондентов, на предпоследнем и последнем месте оказались качество преподавания и возможность занятия спортом.
Подтверждением осознанности установок на овладение врачебной профессией является предпочтение конкретных медицинских специальностей. Как видно из ответов, первую пятерку самых «любимых» предметов составили хирургия, внутренние болезни, физиология, анатомия и фармакология.
В группу «нелюбимых» предметов попали в основном теоретические предметы, или не имеющие прямого отношения медицине. По мнению студентов, гистология, биохимия, акушерство и гинекология оказались для них наиболее трудными предметами.
В целом же 84,6% респондентов привлекают конкретные медицинские знания, что подтверждает предположение о том, что подавляющее большинство иностранных студентов четко определились с профессиональной медицинской карьерой [6 — 7].
Показательно то, что иностранные студенты в своем большинстве адаптировались к условиям проживания в новой среде и к новой культуре. В то же время анкетирование показало, что более трети респондентов (34,5%) не чувствуют себя в безопасности на улицах г. Луганска, 37,9% респондентов не испытывают проблем с безопасностью, а 27,6% респондентов затруднились с ответом.
Социальная адаптация этой категории студентов проявляется также в степени их доверия к социальным институтам, с которыми им приходится сталкиваться. Как видно из ответов, наиболее полно респонденты доверяют своим родителям (94,5%), преподавателям (88,2%), товарищам по группе (83,4%), деканату (80,0%), ректорату (58,8%) и банкам (55,0%). Наименьшим доверием пользуются правоохранительные органы (41,2%).
Выводы. Обучение иностранных студентов является перспективным направлением привлечения фин. средств в Луганский регион, в т.ч. и для развития материально-технической базы университетов, повышения международного имиджа страны и является существенным фактором роста инвестиционной привлекательности города.
Увеличение количества иностранных студентов приводит к возрастанию правовых, организационных, кадровых, методических и других вопросов, связан-
ных с их адаптацией и безопасностью, решение которых зависит от органов местной власти и администрации университета.
Студенты-респонденты указали на уважительное отношение к ним со стороны преподавателей, что свидетельствует о нормальном процессе адаптации в общении между студентами и преподавателями.
Главными агентами социализации и адаптации иностранных студентов являются преподаватели- как носители профессиональных ценностей, так и образцов культуры. Эффективность выполнения агентами социализации своей роли обусловлена, в свою очередь, их профессионализмом. Следовательно, обучение иностранных студентов профессии врача могут проводить специалисты в области медицины, вооруженные знаниями этнопсихологии и этнопедагогики.
Студенты в целом чувствуют себя безопасно на улицах города, случаи дискриминации по национальному признаку хотя и имеют место, все же достаточно редки.
Большинство студентов-респондентов нацелены на получение практических знаний и навыков, о чем свидетельствует их выбор «любимых» и «нелюбимых» предметов.
Интегрирующим показателем, отражающим степень удовлетворенности процессом обучения и условиями проживания в Луганском медицинском университете, является оценка респондентами реализации тех ожиданий, с которыми они приехали в Украину. Только 5,3% респондентов считают, что их ожидания и мечты полностью сбылись, у большей части респондентов (62,0%) они осуществились частично, а у трети респондентов (32,7%) ожидания вообще не осуществились и они испытывают досаду и разочарование. Это говорит о наличии проблем в адаптации иностранных студентов к особенностям наших норм и ценностей и необходимости дальнейшей работы по их решению.
Предложения.
1. ВУЗы совместно с органами исполнительной власти региона должны укреплять позиции страны и региона на рынке образовательных услуг. В этой связи обеспечение безопасности студентов и создание им необходимых условий проживания является одним из главных факторов достижения поставленной цели.
2. Для внешней рекламы образовательных услуг страны необходима организация региональных (азиатских, арабских, африканских) встреч выпускников, налаживание тесных контактов с абитуриентами из своих родных стран. Подобные мероприятия, как правило, широко освещаются национальными средствами массовой информации и способствуют росту интереса общественности к Украине и Луганскому региону
3. Ассоциациям иностранных студентов следует чаще организовывать и проводить в Луганске спортив-
ные мероприятия, национальные праздники для демонстрации своих национальных и культурных традиций.
4. Эффективность учебной деятельности существенно повысится, если на старших курсах иностранцы будут обязаны общаться с пациентами самостоятельно на русском языке, а со стороны преподавателя потребуется только контроль.
5. Преподаватели должны максимально учитывать национальную и этнокультурную специфику каждого иностранного студента и поскольку все иностранные студенты испытывают трудности в учебе, необходимо организовать индивидуальные консультации по тем предметам, которые вызывают у студентов наибольшие трудности.
6. Перспективы трудоустройства иностранных студентов и их профессиональной адекватности на родине являются важным вопросом. Основная трудность для иностранных студентов связана с необходимостью сдавать на родине квалификационный экзамен. Структуру и смысловое наполнение этих экзаменов на родине иностранца необходимо учитывать в учебных планах при медицинской подготовке в г. Луганске.
7. С целью своевременного выявления «болевых точек и очагов напряженности » в процессе социально-культурной и бытовой адаптации иностранных студентов, а также для предотвращения конфликтных ситуаций, в регионе необходимо проводить постоянный мониторинг (анкетирование, работа кураторов) условий обучения и проживания как иностранных, так и отечественных студентов. Необходимо постоянно изучать эти проблемы, запросы и потребности с тем, чтобы своевременно их решать.
Литература
1. Дорожкин Ю. Проблема адаптации иностранных студентов / Ю. Дорожкин, Л. Мазилова // Социологические исследования (СОЦИС). — 2007. — №°3. — С. 73 — 77. 2. Иванова М. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов первого года обучения в вузе / М. Иванова, Н. Титкова. — СПб., 1993. 3. Вышковская М. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России (на примере РУДН) / М. Вышковская, И. Троцук [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http:// articles.excelion.ru/scienc е — 2010. 4. Батанина Н. Проблемы адаптации иностранных студентов и пути их решения [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http:// www.nsaem.ru — 2010. 5. Фомина Т. Социокультурные параметры обучения в российских высших учебных медицинских учреждениях (обучение иностранных граждан) / Т. Фомина. — Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2003. 6. Развитие экспорта образовательных услуг российских вузов [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http:// www.russia.edu.ru/ information — 2010. 7. Мельник С. Економша знань:
свгтовий досввд та перспективи впровадження в Ук-païrn / С. Мельник, В. Матросов // Вища школа. — 2009. — №10. — С. 14 — 25.
Мельник С. В., 1вченко В. К., Пустовий Ю. Г., Терещенко В. В., 1васенко А. В., Матросов В. Д. Нарощування експорту освггшх послуг як один Í3 чинниюв залучення швестицш у регюн
У стат розглянуто питання залучення швестицш у регюн за рахунок експорту освггшх послуг. Шляхом соцюлопчного опитування проaнaлiзовaно умови на-вчання та мешкання шоземних студентов в Лугансько -му державному медичному ушверситетт Виявлено причини, що ускладнюють сощальну адаптащю шоземних студенпв та розроблено пропозицп щодо управлшня цими процесами.
Ключовi слова: експорт освгтшх послуг, сощальш адаптащя шоземних студенпв, регюн, залучення швестицш.
Мельник С. В., Ивченко В. К., Пусто-вой Ю. Г., Терещенко В. В., Ивасенко А. В., Матросов В. Д. Наращивание экспорта образовательных услуг как один из факторов привлечения инвестиций в регион
В статье рассмотрены вопросы привлечения инвестиций в регион за счет экспорта образовательных услуг. Путем социологического опроса проанализированы условия обучения и проживания иностранных студентов в Луганском государственном медицинском университете. Выявлены причины, осложняющие социальную адаптацию иностранных студентов и разработаны предложения по управлению этими процессами.
Ключевые слова: экспорт образовательных услуг, социальная адаптация иностранных студентов, регион, привлечение инвестиций.
Melnik S. V., Ivchenko V. K., Pustovyy U. G., Tereshchenko V. V., Ivasenko A. V., Matrosov V. D. Escalating of export of educational services as one of factors of attraction of investments into region
The article deals with the questions of attraction of investments into the region at the expense of educational services export. By means of sociological interrogation conditions of study and rest of foreign students in Lugansk state medical university are analyzed. The reasons complicating social adaptation of foreign students are established and the management of these processes is developed.
Key words: export of educational services, social adaptation of foreign students, region, attraction of investments.
Стаття надшшла до редакцл 06.05.2011
Прийнято до друку 27.05.2011