Научная статья на тему 'ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ИНСТИТУЦИОНАЛИЗИРОВАННЫЙ ИЛИ ИНКОРПОРИРОВАННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ?'

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ИНСТИТУЦИОНАЛИЗИРОВАННЫЙ ИЛИ ИНКОРПОРИРОВАННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ? Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
40
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТОС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ / ПРОФЕССИЯ ИНЖЕНЕРА / СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Богданова Марина Владимировна

В статье предпринята попытка рассмотреть этос профессии как медиативный фактор взаимодействия субъектов социального поля инженерной деятельности. Представлены результаты социологического опроса потенциального субъекта инженерной деятельности - студентов технических специальностей ТюмГНГУ. Выявленные в ходе исследования особенности мотивов выбора специальности, представлений студентов о прагматическом и личностно-значимом потенциале профессии инженера, ориентаций на работу по профессии позволяют говорить о потенциальной открытости студентов к рефлексии профессионально-нравственных принципов и норм инженерной профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER EDUCATION - THE INSTITUTIONALIZED OR INCORPORATED SOCIAL CAPITAL?

In this article the consideration attempt of an etos of a profession as a mediative factor of a social field of engineering activity subjects’ interaction is made. Results of the sociological poll of the potential subject of engineering activity - of technical specialties’ students of TSOGU are presented. The motives’ features of a specialty choice, students’ opinions about the pragmatic and personally significant potential of an engineering profession, work orientations by profession revealed during the poll allow speaking about the potential students’ readiness to a reflection of professional and moral principles and norms of an engineering profession.

Текст научной работы на тему «ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ИНСТИТУЦИОНАЛИЗИРОВАННЫЙ ИЛИ ИНКОРПОРИРОВАННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ?»

Миссия университета: гуманитарное консультирование стратегии развития 138

М.В.Богданова

УДК 378.4

Высшее профессиональное образование -институционализированный или инкорпорированный социальный капитал?

Аннотация. В статье предпринята попытка рассмотреть этос профессии как медиативный фактор взаимодействия субъектов социального поля инженерной деятельности. Представлены результаты социологического опроса потенциального субъекта инженерной деятельности - студентов технических специальностей ТюмГНГУ. Выявленные в ходе исследования особенности мотивов выбора специальности, представлений студентов о прагматическом и личностно-значимом потенциале профессии инженера, ориентаций на работу по профессии позволяют говорить о потенциальной открытости студентов к рефлексии профессионально-нравственных принципов и норм инженерной профессии.

Ключевые слова: этос профессиональной деятельности, жизненные планы, профессия инженера, социальное поле инженерной деятельности.

Инициированный в 2014 г. проект НИИ ПЭ «Профессионально-этические ориентиры инженерной деятельности в XXI веке» [22,15] осуществляется в двух направлениях: теоретическое исследование профессиональной этики инженера и этико-социологическое исследование этоса инженерной деятельности.

Этико-социологическое исследование предусматривает три этапа: разработку методологических и методических аспектов исследования; проведение социологического опроса студентов технических специальностей ТюмГНГУ; фокус-групповое исследование этосных оснований

взаимодействия субъектов социального поля инженерной деятельности.

На первом из этапов было предпринято дискурсивное описание тенденций, характеризующих отечественную практику инженерной деятельности в начале XXI века, в том числе ценностных предпочтений, декларируемых социальными агентами отечественного поля инженерной деятельности. Были намечены некоторые методологические и методические установки для анализа этоса инженерной деятельности [7].

Результаты второго этапа этико-социологического исследования - попытки рассмотреть этос профессии как медиативный ресурс взаимодействия субъектов социального поля инженерной деятельности и анализ некоторых результатов опроса студентов технических специальностей ТюмГНГУ на тему «Профессиональная этика инженера» - представлены в данной статье.

Третий этап - фокус-групповое исследование - предполагает конкретизацию, расширение дискурса об актуальных профессионально-нравственных аспектах практики инженерной деятельности, операционализацию этос-ных признаков профессии. Предусматривается также обращение к экспертному потенциалу субъектов, действующих в социальном поле инженерной деятельности.

1. Этос профессии как медиативный потенциал вхождения в практику инженерной деятельности

1.1. Субъектность в социальном поле инженерной деятельности

Социальное поле инженерной деятельности поддерживается и трансформируется коммуникативной активностью его основных субъектов: индивидов, избравших инженерное дело приоритетной сферой своей профессиональной деятельности - действующих инженеров; образовательных институтов, ориентированных на подготовку ин-

женеров; компаний и предприятий, в рамках которых реализуется инженерная профессия; профессиональных сообществ.

Взаимодействие таких субъектов предполагает (а) наличие у каждого из них уникального экономического, культурного, социального капитала, создающих возможности для продуктивного взаимодействия и (б) способность субъектов принять требования [9], предъявляемые социальным полем инженерной деятельности. Такие условия обеспечивают взаимную востребованность субъектов и создают предпосылки для развития инженерной профессии, повышения ее статуса в обществе.

В критических ситуациях, «когда производство рисков является безраздельно господствующим способом социального производства» [23, 86], ориентация институций на поддержание уникальности своих ресурсов, как представляется, имеет тенденцию скорее замещаться (а не сочетаться) ориентацией на адаптивность, конвергентность.

Так, идея все более тесного взаимодействия таких субъектов социального поля инженерной деятельности, как университеты и предприятия, в том числе при формировании образовательных программ, максимально приближенных к запросам промышленных корпораций, становится, пожалуй, основным трендом при обсуждении возможностей осовременивания отечественного высшего профессионального образования [10, 12,18].

В условиях сокращения государственных инвестиций в сферу высшего профессионального образования достоинства такого подхода для университета очевидны. Они связаны с возможностями адекватного ответа университета на вызовы рынка труда; с агрегированием затрат на применение новейших технических и технологических достижений в образовательном процессе и т.п.

В то же время доминирование такой идеи в деле осовременивания высшего профессионального образования

создает определенные риски. Выделим, во-первых, риск институционализации идеи технократического университета. В соответствии с этой идеей из трех осуществляемых современным университетом функций - исследования, преподавания и администрирования - последняя является «основным местом размещения ресурсов» [19, 190], а первые две играют подчиненную роль. В такой ситуации наличие даже самого новейшего оборудования может оказаться малоэффективным для повышения качества университетского образования.

Выделим, во-вторых, определенный риск, содержащийся в формировании университетом стратегии своего развития лишь в соответствии с потребностями рынка труда. Преимущественное реагирование на актуальные потребности рынка (а не учет и ответ на них) влечет за собой утрату основных принципов университетского образования, выражаясь словами А.Г.Асмолова, - «его избыточности по отношению к рынку», и футурологичности (превосходства существующих потребностей общества) [1]. Одно из возможных последствий этого вида риска - закрепление арьергардного положения высшего профессионального образования в меняющемся обществе, утрата университетом субъектности в социальном поле инженерной деятельности. А формирование, поддержание университетом своей субъектности в современных условиях способствует укреплению авангардных позиций университета в обществе.

Каждый из субъектов социального поля инженерной деятельности - технический университет, предприятие или компания, профессиональное сообщество, практикующий инженер, - находясь в многогранном взаимодействии, в целом создают черты этоса инженерной деятельности.

Этос содержит профессионально-нравственные требования, предъявляемые социальным полем инженерной деятельности его субъектам. Он отображает конкретные,

реализуемые в координатах «здесь и сейчас», элементы ценностно-нормативной структуры профессии. Как уже было отмечено ранее, ярус ценностно-нормативных представлений о профессии инженера - «реально-должное» [2, 3] - образуют нравственные ориентиры и нормы, отображающие специфику «региона» профессии [6]. Речь идет не о характеристиках «идеального образа» профессии, но о таких ценностных ориентирах и нормах, несоблюдение которых деформирует деятельность, выводит ее за институциональные рамки профессии.

Исследование этоса является значимым фактором понимания тенденций практики профессиональной деятельности - ее болевых точек и точек роста. Оно предусматривает обращение к двум взаимосвязанным элементам описания ценностной структуры профессии: представлениям о ценностно-нормативных аспектах профессии ее субъектами (как индивидуальными, так и коллективными), и дискурсу о практике инженерной профессии.

Специализированный дискурс, отображающий признаки ситуации в инженерном деле, содержит характеристики ценностных ориентиров практики профессии в конкретных пространственно-временных координатах. Выявление представлений об ориентирах «реально-должного» и особенностей практики инженерного дела предусматривает обращение к субъектам, образующим социальное поле профессии в конкретных социокультурных координатах.

1.2. Медиативный потенциал этоса профессии

Представляется, что студентов технических специальностей университета не вполне правомерно относить к субъектам социального поля инженерной деятельности. Такое отнесение видится еще менее приемлемым, когда разрыв между требуемой в современных условиях профессиональной квалификацией и практикой образовательной деятельности увеличивается. Так, по данным Ле-

вада-Центра оценивают свое обучение в университете: «очень полезным» для подготовки к реальной работе/ карьере - 39% российских руководителей, топ-менеджеров; «довольно полезным» - 42%; «не слишком полезным» -16% [8]. В том числе у руководителей до 45 лет эти показатели о роли высшего профессионального образования составляют соответственно - 25%; 45%; 21%. При этом 55% работодателей (российских компаний, обновлявших и предусматривающих обновление технологий в ближайшем будущем) предполагают, что характер требований к основным исполнителям (специалистам) в ближайшем будущем изменится. В качестве наиболее дефицитного прогнозируется, прежде всего, такое специализированное качество как профессиональные знания и навыки, необходимые специалистам на рабочем месте (43%). Среди поведенческих навыков - навыки принятия самостоятельного решения рабочих проблем, инициативность (59%) [8].

Очевидно, что предназначение высшего профессионального образования в обществе не «покрывается» только запросами рынка труда. Однако адресованные с его стороны вызовы указывают на необходимость критического осмысления потенциала университетского образования являться для его обладателей не только в качестве институционализированного (наличия свидетельства об окончании вуза), но и инкорпорированного капитала (приобретенных знаний, умений, развитых способностей и т.п.). Вызовы сигнализируют и о необходимости осмысления возможностей адекватного развития высшего образования, перспектив практики инженерной деятельности.

Ситуация вхождения новых поколений выпускников технических университетов в социальное поле инженерной деятельности определяется его субъектами по-разному. На это оказывают влияние экономические, политические, социальные ценности, воздействующие в данный

момент как на молодого специалиста, так и на социальное поле в целом. Выпускники технических вузов входят в профессиональную деятельность с уже имеющимися у них ценностными установками. Действующие в социальном поле субъекты, как индивидуальные, так и коллективные, имеют собственные устойчивые ценностные предпочтения. Координация деятельности в таком социальном образовании является довольно сложной. И здесь возникают, по крайней мере, две практические проблемы, на которые указывал еще около ста лет назад польский социолог Ф. Знанецкий при исследовании польской общины [24]. Первая - проблематизирует возможность создания у входящих в определенную социальную практику индивидов желательные моральные, психологические качества при помощи существующих в ней организации поля и культуры поля. Вторая - проблематизирует возможность формирования желательной социальной организации и культуры общности при помощи моральных и психологических характеристик индивидов, членов данной общности.

В этой связи представляется возможным сделать вывод - сложившиеся у выпускников технических вузов жизненные цели и представления о ценностных ориентирах профессиональной деятельности оказывают формирующее воздействие на практику профессии. В то же время и практикуемые ценностные предпочтения субъектов, действующих в социальном поле инженерной профессии, оказывают корректирующее воздействие на жизненные цели и профессиональные ценностные ориентации вновь входящих на ее поле специалистов. Ценностно-нормативная структура профессиональной деятельности является (может являться) связующим звеном ценностных ориентаций субъектов, действующих и вступающих в социальное поле профессии. Она создает обязательную связь (Э.Дюркгейм) между субъектами социального поля инженерной деятельности. Характер такого взаимного

воздействия выражает признаки этоса инженерной деятельности в конкретных социокультурных рамках.

2. Жизненные планы и ориентация студентов на этос профессиональной деятельности инженера

(данные опроса)

Как уже было отмечено выше, инициированное НИИ ПЭ на рубеже 2014-2015 гг. этико-социологическое исследование предусматривало анализ профессионально-нравственных ориентиров будущих субъектов социального поля инженерной деятельности - студентов технических специальностей университета.

Рабочая гипотеза исследования: значимое место в жизненных планах студентов ценности работы по специальности, наличие в представлениях о принципах и правилах профессиональной деятельности профессионально-нравственных аспектов отображает предрасположенность студентов: воспринимать обязательные отношения, аккумулирующие этосную специфику социального поля инженерной деятельности и быть потенциальными субъектами развития инженерной профессии в современных условиях. Соответственно, основные задачи исследования предусматривали выявление мотивов выбора профессии, преставлений студентов о значимости высшего профессионального образования, установок на работу по специальности, жизненных планов, представлений о нормах и правилах профессии инженера, о сферах ответственности инженера.

Полученные результаты ограничены контингентом студентов Тюменского государственного нефтегазового университета. Объем выборки составил 400 человек. Методом анкетирования были опрошены студенты технических специальностей пятого курса (специалитет) - 36%, четвертого курса (бакалавриат) - 39%, третьего, второго курса (бакалавриат) - 25%. Студенты первого курса исхо-

дя из специфики предмета исследования не были включены в выборочную совокупность. Профессионально-нравственная проблематика инженерной деятельности становится предметом рефлексии студентов скорее старших курсов, на первом курсе такие темы создают, как правило, эффект эмерджентности.

Гендерные характеристики участников опроса (79% участников опроса - юноши, 21% - девушки) позволяют предположить, что намечается возвращение к ситуации, когда инженерная профессия воспринималась как преимущественно мужская.

2.1. Выбор профессии, ее прагматический и личностный потенциал

Как уже было отмечено, одна из задач исследования предусматривала выявление мотивов выбора технической специальности, а также представлений студентов о прагматическом ресурсе инженерной профессии и ее потенциале для личностной самореализации.

Доминирующим мотивом выбора технической специальности, как показывают результаты опроса, являлась «склонность к технической деятельности» (табл. 1). Можно сказать, что такой мотив является характерным для студентов технических специальностей университетов. Так, по данным уральских социологов на «интерес к профессии» - как мотив ее выбора - стабильно указывал каждый второй студент технического профиля университетов [21,45]. Таким образом, установленная в 70-е годы российскими исследователями во главе с В.А.Ядовым связь между продуктивностью деятельности и вовлеченностью инженера в профессиональную деятельность [20] сохраняет значение одной из основных составляющих ценностно-нормативной структуры профессии инженера и сегодня.

Второй по значимости мотив выбора специальности -«престижность профессии» (48%). Следует отметить, если склонность к технической деятельности является преимущественно личностной характеристикой, то престижность отображает представление о позиции инженера в общественной иерархии профессий по степени их привилегированности. В контексте данного исследования выбор такого мотива символизирует, с одной стороны, представление о возможных вознаграждениях, которые могут выпасть на долю субъекта профессии, с другой стороны - является производной от усилий, затрачиваемых на обучение специальности.

Значимым фактором квалификации профессии инженера в качестве престижной для студентов нефтегазового университета является, как можно предположить, и региональный аспект. Нефтегазовый регион традиционно представляется привлекательным полем для инженерной деятельности и с точки зрения материального вознаграждения за труд, и возможностей для самореализации (хотя уже и без романтики, характерной для середины XX века). Вхождение в это поле с дипломом нефтегазового университета предположительно дает большие преимущества. В формате маргиналий можно отметить такое наблюдение интервьюера: в разговорах студентов (преимущественно 5-го курса - специалитет) перед процедурой опроса обсуждались приглашения различных компаний на работу, преимущества и недостатки таких предложений, их перспективность. На стендах выпускающих кафедр были размещены официальные письма от нефтегазодобывающих, перерабатывающих компаний, приглашающих выпускников нефтегазового университета на работу.

Потенциал технического образования в достижении жизненного успеха каждый второй участник опроса оценил как «обладающий наибольшими преимуществами» (табл.2). На втором месте образование, близкое к техни-

ческому - программирование, информационные технологии. На третьем - позиция «для достижения успеха в жизни вообще необязательно иметь высшее образование», ее выделил каждый четвертый участник опроса. Следует отметить, что по данным опросов ФОМ, посвященных высшему образованию, выбор позиции «для достижения успеха в жизни высшее образование не нужно» имеет нарастающую динамику (в 2012-м году ее выделяли 31% опрошенных, в 2014-м - 38%) [14]. Такая картина скорее может символизировать дальнейшее понижение роли профессионального образования как инструментальной ценности в достижении жизненного успеха, отображает «эффект лифта», идущего, выражаясь словами У.Бека, вниз [4, 79].

Что касается результатов опроса студентов ТюмГН-ГУ, то, как видно, взгляд на потенциал высшего образования «изнутри» - студентов технических специальностей -несколько отличается от взгляда «извне» - данных общественного мнения по этому вопросу. Так, в качестве основных причин уклонения абитуриентов от выбора инженерных специальностей участниками опроса были выделены позиции: «многие приходят в вуз только за дипломом о высшем образовании - вне зависимости от специальности» (45,3%); «на инженерных специальностях сложнее учиться» (39,3%). Иными словами, если наличие диплома о высшем образовании и является символом институционализированного культурного капитала, то усилия по его приобретению на технических специальностях слишком затратны, чтобы по истечении пяти лет обучения ограничиться лишь дипломом о высшем образовании.

Инженерная профессия может рассматриваться и как одно из оснований личностной самореализации. Хотя о профессии точнее было бы говорить как об одной из многих социальных ролей, которые человек исполняет в своей жизни. В то же время, как известно, профессия является фактором и построения личности, и ее проявления.

Обращение к такому аспекту профессии в данном исследовании обусловлено его предметом. Этосные ориентиры не тождественны регламенту исполнения профессии и не вполне совпадают с рассеянными санкциями. Этос профессиональной деятельности, в том числе и инженерной, как можно предположить, образуется и поддерживается, с одной стороны прагматикой профессии, а с другой - личностными ориентирами профессионала.

Участникам опроса было предложено отнестись к определению профессии инженера в категориях высокой профессии. Вопрос предваряла преамбула, подчеркивающая, что некоторые профессии в обществе называют высокими (например, врач, педагог) в силу того, что в этих профессиях отдается предпочтение не столько мотивам индивидуальной выгоды, сколько мотивам призвания и служения профессии, выполнения ее миссии перед обществом. Повышенная степень саморегулирования в таких профессиях предусматривает и повышенную степень ответственности профессионала за результаты своего труда и их последствия.

Большинство участвовавших в опросе студентов посчитали возможным отнести профессию инженера к высоким. Наряду с этим студентам было предложено отнестись к суждению-вопросу о том, можно ли сказать, что профессия инженера культивирует в человеке, ее избравшем, чувство гордости, сознание собственного достоинства, дух независимости. Большинство участников опроса посчитали возможным отнести данные характеристики к профессии инженера.

В целом, при значительной абстрактности формулировок вопросов, полученные результаты создают предпосылки для предположения о потенциальной заинтересованности студентов технических специальностей в рефлексии о профессии инженера с точки зрения ее нравственных ориентиров.

2.2. Работа по профессии в жизненных планах студентов

Как уже было отмечено, особую задачу эмпирического исследования составляло выяснение места и роли работы, в том числе по профессии, в представлениях студентов о своих жизненных ценностях и целях, а также установки на работу по профессии.

Выявление установок на работу по профессии у студентов старших курсов технических специальностей значимо для понимания ситуации на рынке труда, оправданности затрачиваемых государством средств на подготовку специалистов. В рамках данного исследования наличие или отсутствие таких установок указывает на потенциальную (не)включенность респондентов в изучаемую проблему. Выявление таких установок при исследовании представлений студентов о профессионально-нравственных ориентирах профессии носит скорее функциональный характер. Оно, как мыслится, дает возможность определиться в отношении содержательной валидности исследования. Если такие установки отсутствуют у студентов, то рефлексия о профессионально-нравственных ориентирах, этосе профессии является не столько еще или уже неактуальной, но вообще невозможной.

Планируют ли выпускники технических специальностей ТюмГНГУ работать по профессии? Участникам опроса был задан вопрос: «Если бы Вам по окончании университета предложили работу по специальности на Севере Тюменской области, приняли бы Вы такое предложение?» Большинство (76%) ответили на этот вопрос утвердительно (табл.3). Полученные результаты характеризуют скорее локальную тюменскую ситуацию. Так, например, по данным исследований, предпринятых в рамках проекта «Мониторинг экономики образования», работать по специальности планируют 50,6% студентов, изучающих технические науки [16]. Скорее всего в случае

ТюмГНГУ значимую роль играет региональная природно-ресурсная, добывающая, промышленная специфика, образующая многогранную инфраструктуру социального поля инженерной деятельности1.

Одной из задач исследования являлось выявление места работы по специальности в жизненных планах студентов. Расположение ценности работы в смыслообразу-щем центре представлений студентов о будущем указывает на предрасположенность студентов к восприятию неписаных правил, в том числе профессионально-нравственных особенностей инженерной деятельности - этоса инженера.

Студентам был предложен вопрос о том, каких, на их взгляд, жизненных целей при наилучшем стечении обстоятельств они смогут достичь через пять лет. Такого рода вопрос схож с первым шагом в технике самостабилизирующейся шкалы, разработанной Х.Кэнтрилом и Л.Фри. В целом данная техника, направленная на изучение рефлексивных самоописаний, применяется в кросс-культурных исследованиях респондентов и предусматривает индивидуальные интервью. Включение такого рода вопроса в анкету предусматривало возможность сопоставления представлений о своих жизненных перспективах студентов технических специальностей старших курсов ТюмГНГУ в 1996-м и в 2014-15-м годах.

Гипотеза исследования, предпринятого НИИ ПЭ в 1996-м году, заключалась в том, что «жизненные цели молодежи становятся более рациональными, взвешенными,

1 Так, по данным 2014-го года, в Тюменской области только добычу топливно-энергетических полезных ископаемых осуществляли более 260-ти организаций, а из 410-ти предприятий промышленности и производства машин основные специализировались на выпуске продукции для нефтегазовых компаний. Более 3000 предприятий занято в обрабатывающей и перерабатывающей промышленности [11].

ориентированными на реальные возможности получения профессионального образования как основного условия удачной карьеры и благополучной жизни» [5, 750].

Одно из предположений исследования 2014-15 гг. в отношении жизненных планов студентов: студенты инженерных специальностей связывают свои жизненные перспективы не столько с профессиональным образованием, сколько с дипломом о высшем техническом образовании как институционализированным культурным капиталом, открывающим его владельцу разнообразные возможности для конвертации данного вида культурного капитала в экономический капитал. Это предположение подкреплялось наблюдаемыми тенденциями трансформаций в обществе, сфере высшего профессионального образования и, наконец, в конкретном университете. Речь идет об общей тенденции увеличения дисбаланса спроса и предложений в сфере высшего образования - когда возможности университета не только не формируют, а отстают от спроса на рынке труда; о постепенной утрате высшим образованием функции социального лифта; об особенностях перехода на уровневую систему в университетах. Эти трансформации оказывают формирующее воздействие и на видение студентами своих жизненных перспектив.

В целом, как известно, в условиях трансформирующегося общества строить жизненные планы сложно. Так, по данным Левада-Центра в 2014-м году говорить с уверенностью о своем будущем на 5-6 лет могли лишь 13% россиян, 40% - на ближайшие 2-3 года, а 37% - «не знают, что с ними может произойти в ближайшие месяцы» [17]. Однако для студентов по мере их приближения к окончанию университета становится все более насущной задача профессионального и жизненного самоопределения. Выстраивание индивидом своей профессиональной и жизненной траектории опирается на отрефлексирован-

ные - в большей или меньшей степени - свои ценностные предпочтения.

Каковы представления студентов о жизненных целях, которые они смогут достичь при наилучшем стечении обстоятельств через пять лет.

При сопоставлении данных индивидуальных интервью студентов инженерных специальностей ТюмГНГУ 1996-го года и опроса студентов технических специальностей 2014-15-го годов значение имело сравнение не столько количественных показателей, сколько ранговое распределение позиций (табл.4). Две верхние позиции в описаниях жизненных перспектив студентов и в 1996-м, и в 2014-15-м годах занимают такие ценности, как работа и семья. Это может говорить об определенной устойчивости ценностных приоритетов студенчества.

Далее в результатах опроса следует выделить различия в ранговых распределениях ценностей. Карьера, занимавшая в данных опроса 1996-го года шестую позицию, в 2014-15-м годах переместилась на третью. Ценность «благополучные дети» находилась на четвертой позиции - в результатах опроса 2014-15-м годов занимает восьмую. Возможно, так проявляется тенденция индивидуализации социальной жизни. Отметим, что полученные данные по верхним позициям ценностных образов жизненных сценариев студентов ТюмГНГУ сопоставимы с исследованиями ценностных ориентаций студентов других университетов. Так, по исследованиям социологов Казанского федерального университета, семья, материальная обеспеченность, карьера, интересная работа образуют жизненные приоритеты студенчества КФУ [13].

В то же время работа, являясь смыслообразующим центром представлений студентов о будущем, содержит, как показывают данные опроса студентов ТюмГНГУ 201415-го годов, различные качественные конкретизации в описаниях студентов пятого курса - специалитета и сту-

дентов четвертого курса - бакалавриата (табл.5). Каждый пятый студент специалитета, выделяя работу в качестве ценностного приоритета, отмечал, что это будет работа по специальности, а среди студентов выпускного курса бакалавриата - каждый девятый фиксировал такую характеристику будущей работы.

Выявленное различие в описаниях работы у студентов специалитета и бакалавриата можно объяснять содержательными различиями в программах подготовки, разными сроками учебы в университете. Возможно, определенным объяснительным потенциалом зафиксированных различий может обладать поколенческий подход. Тотальный переход университетов на подготовку бакалавров по инженерным специальностям, вероятно, означает скорое вхождение в поле инженерной деятельности нового поколения специалистов с отличными от предшествующих поколений инженеров ценностными установками. Зафиксированное различие в установках на работу по профессии может указывать и на то, что средства, затрачиваемые государством на подготовку специалистов, имеют больший шанс окупиться для государства, чем на подготовку бакалавров. В целом этот вопрос заслуживает специального изучения.

Что касается данного исследования, то характеристики в описаниях работы, содержащие конкретизацию «работа по профессии», подтверждают актуальность исследования представлений у студентов старших курсов технических специальностей университета о профессионально-нравственных ориентирах инженерной деятельности.

В целом представленные здесь результаты опроса -это определенная модель интерпретации реальности студентами технического университета и определенная модель будущего, как она представляется студентам из сегодняшнего дня.

По окончании университета студенты готовы работать по специальности, в том числе на Тюменском Севере; они рассматривают свою профессию как культурный капитал, значимый для достижения жизненного успеха; полагают, что профессия инженера дает возможности и для личностной самореализации.

Работа, семья, карьера, благополучие, являясь смыс-лообразующим центром представлений студентов о будущем, указывают на значимость для них как сферы частной жизни, так и профессиональной деятельности.

Данные опроса показывают, что студенты технических специальностей ТюмГНГУ ориентированы не только на диплом о высшем образовании, но и на профессиональное образование как инкорпорированный культурный капитал. С одной стороны, это вызов университету, а с другой - шанс для формирования устойчивой субъектно-

сти в социальном поле инженерной деятельности.

***

НИИ прикладной этики выражает благодарность за помощь в организации опроса:

заведующему кафедрой «Сервис автомобилей и технологических машин», д.т.н., профессору Н.С. Захарову; заведующему кафедрой «Материаловедение и технологии конструкционных материалов», д.т.н., профессору И.М. Ковенскому; заведующему кафедрой «Бурение нефтяных и газовых скважин», д.т.н., профессору В.Г.Кузнецову; заведующему кафедрой «Переработка нефти и газа», к.т.н., доценту А.Г.Мозыреву; заведующему кафедрой «Технология машиностроения», д.т.н., профессору Ю.И. Некрасову; заведующему кафедрой «Электроэнергетика» к.т.н.. доценту А.Л. Портнягину; заведующему кафедрой «Машины и оборудование нефтяной и газовой промышленности», д.т.н., профессору В.Н. Сызранцеву; заведующему кафедрой «При-

кладная геофизика», д.т.н., профессору С.К. Туренко; заместителю заведующего кафедрой «Переработка нефти и газа», к.т.н., доценту Л.В. Трушковой; ассистенту, кафедры «<Машины и оборудование нефтяной и газовой промышленности» Г.Е. Битюкову; доценту кафедры «Экономика, организация и управление производством», к.э.н. Т.М. Важениной; доценту кафедры «Сервис автомобилей и технологических машин», к.т.н. Д.М. Вохмину; доценту кафедры «Материаловедение и технологии конструкционных материалов», к.т.н. К.В. Кускову; доценту кафедры «<Гуманитарные науки», к.ф.н. И.А. Попковой; доценту кафедры «<Транспорт углеводородных ресурсов», к.т.н. А.С. Рябкову; доценту кафедры «Переработка нефти и газа», к.т.н. С.П. Семухину; доценту кафедры «Переработка нефти и газа», к.т.н. Е.Н. Скворцовой; ассистенту кафедры «Технология машиностроения» И.В. Соловьеву; доценту кафедры «Транспорт углеводородных ресурсов», к.т.н. М.А. Тарасенко; доценту кафедры «(Сервис автомобилей и технологических машин», к.т.н. В.А. Тюлькову; профессору кафедры «Электроэнергетика», д.т.н. Ю.К. Шлыку.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1

_Мотивы выбора профессии, %_

Что побудило Вас выбрать профессию

инженера? ^вопрос не альтернативный)_

Склонность к технической деятельности 49,5

семейная традиция 10,5

престижность профессии 47,5

относительная простота обучения 1,8

репутация университета 8,0

отсутствие возможностей поступить 6,3

на другую специальность

Другое 4,8

Таблица 2

Высшее профессиональное образование _и жизненный успех, %_

Как Вы полагаете, какое высшее образование дает сегодня большие преимущества в достижении жизненного успеха? ^вопрос не альтернативный)_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономическое 18,0

Юридическое 15,8

Медицинское 22,3

Техническое 52,5

Программирование, 27,0

информационные технологии

Гуманитарное 2,5

Естественнонаучное 3,3

( в области химии, физики)

Для достижения успеха в жизни вообще 24,3

необязательно иметь высшее образование

Другое 2,5

Таблица 3

_Готовность работать по специальности, %_

Если бы Вам по окончании университета предложили работу по специальности на Севере Тюменской

области, приняли бы Вы такое предложение?_

Скорее, да Скорее, нет

75,5 24,5

Таблица 4

Жизненные планы

при наилучшем стечении обстоятельств, %

Опрос 1996 г. Опрос 2014-15 гг.

(п150 - индивид. интервью) (п 400 - анкета, открытый вопрос)

Перспективная работа 77 Работа 50,3

Хорошая семья 75 Семья 24,0

Завершить образование 37 Карьера 20,5

Благополучные дети 37 Материальная 12,8

независимость, высокая з/п

Материальный достаток, 30 Квартира, дом 11,0

высокая з/п

Удачная карьера 26 Свой бизнес 6,0

Хорошая квартира, дом 23 Машина 3,8

Друзья 17 Дети 2,0

Собственное дело 13 Помощь родителям 2,0

Благополучие родите- 12 Работа за границей 2,0

лей, родственников

Автомобиль 9 Самореализация 1,5

Путешествия 9 Закончить университет 1,5

Социальный статус 8 Получение 1,5

другой специальности

Выезд за границу 7 Продолжение учебы 0,7

Спорт, увлечения 6 Спорт, увлечения -

Дача 5 Дача -

Здоровье 5 Здоровье -

Неопред. описания 21 Неопред.описания 9,3

Нет ответа 13,5

Таблица 5

Жизненные планы при наилучшем стечении обстоятельств (опрос 2014-15-го гг., открытый вопрос)

Как, по-вашему, при наилучшем стечении жизненных обстоя- V курс тельств в Вашей жизни, каких специалитет жизненных целей Вы сможете (п 143),% достичь через пять лет?_

^курс III курс

бакалавриат бакалавриат (n 157),% (n 100), %

Работа всего, 50,4

в том числе, работа:

- по специальности,

с указанием конкретной

должности 18 2

- с указанием места

работы 12,6

- качественные характеристики работы (высокооплачиваемая, престижная) 19,6 Семья 23,8 Карьера 18,9 Материальная

независимость, высокая з/п 15,3

Квартира, дом 14,0

Свой бизнес 6,3

Машина 4,2

Самореализация 3,5

Дети -

Помощь родителям 2,8

Работа за границей 1,4

Закончить университет -Получение

другой специальности 1,4

Продолжение учебы -

Спорт, увлечения -

Дача -

Здоровье -Неопределенные

описания 8,4

Нет ответа 15,4

41, 4

5,7 14,1

21,7

25,5 25,5

13 ,4 11,5

6.4

3.8 0,6

4.5

1.9 1,9

1,9 1,9

64,0

15,0 6,0

43,0

22,0 15,0

8, 0 6,0 5,0

3,0

1,0 1,0

3,0 6,0

1,0

8,9 15,3

11,0 8,0

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Шок настоящего // Образовательная политика. 2010. № 3. С. 2-4.

2. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Введение в прикладную этику / Монография. Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ, 2006.

3. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этос / Этика. Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. С. 600.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну / Пер. с нем. В. Седельника, Н. Федоровой. М.: Прогресс-Традиция, 2000.

5. Батыгин Г.С. Жизненные стратегии, самооценки успеха и образы будущего (некоторые результаты социологического обследования студентов) // Российская модель успеха. Ведомости. Вып. 6. Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ, 1996.

6. Батыгин Г.С. Этос науки // Ведомости. Вып. 18. Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ, 2001. С. 39-61.

7. Богданова М.В. Социология этоса: социальное поле инженерной профессии в отечественной ситуации начала XXI века // Миссия прикладной этики: актуальные вызовы. Ведомости прикладной этики. Вып. 45 / Под ред. В.И.Бакштанов-ского, В.В.Новоселова. Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ, 2014. С. 184-200.

8. Бондаренко Н.В. Профессиональные навыки и компетенции на российском рынке труда. Материалы XVII Ежегодной конференции Левада-Центра. Москва. 04.02.2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.levada.ru/sites/default/files/bondare nko_n..pdf (дата обращения 18.04.2015).

9. Бурдье П. Социология социального пространства / Пер. с франц. Отв. ред. перевода Н.А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии. СПб. : Алетейя,2007.

10. Васильев В.Н.: «Готовить кадры нужно вместе» // Новости Петербурга. 2015, 1апреля. [Электронный ресурс]. URL http://www.novostispb.ru/news/economy/6633/ (дата обращения 29.04.2015).

11. Государственная программа развития Тюменской области «Развитие промышленности, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности до 2020 года» // Тюменская область. Официальный портал органов государственной власти [Электронный ресурс]. URL: https://admtyumen.ru/ogv_ru/finance /programs/program.htm?id= 1052 @egTargetGrant) С. 9-10. (дата обращения 16.04.2015).

12. Дьяконов Г.С. Глобальные задачи инженерного образования и подготовка инженеров в национальном исследовательском университете // Высшее образование в России. 2013. № 12. С. 35-40.

13. Ефлова М.Ю., Ишкинеева Ф.Ф., Фурсова В.В. Социальное самочувствие и ценностные ориентации студенческой молодежи в контексте социальных изменений // Вестник Института социологии. № 3(10), сентябрь, 2014. С. 35-42.

14. Зачем нужно высшее образование? // Фонд общественного мнения. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://fom.ru/ Nauka-i-obrazovanie/11596 (дата обращения 14.03.2015).

15. Миссия прикладной этики: актуальные вызовы. Ведомости прикладной этики. Вып. 45 / Под ред. В.И.Бакштанов-ского, В.В.Новоселова. Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ, 2014.

16. Образовательные и карьерные стратегии студентов старших курсов российских вузов. Информационный бюллетень. М.: НИУ «Высшая школа экономики», 2014. Мониторинг экономики образования № 8 (82).

17. Общественное мнение - 2014. Ежегодник. Вып 16. М.: Левада-Центр,2014. [Электронный ресурс]. URL:http://www.leva da.ru/books/obshchestvennoe-mnenie-2014. (дата обращения 25.04.2015).

18. Ребрин О.И. Основные направления реализации инициативы губернатора Свердловской области. «Уральская инженерная школа». [Электронный ресурс]. URL http://hse.edu.urfu.-ru/Projects/ingener2/uploaded/files/78249_%D0%9E%D0%A1%D0 % D%D0 %9E%D0%92 % D0%9D%D0% AB%D0%95% 20%D0%9D % D0%90%D0 %9F%D0%A0% D0%90%D0 % 92%D0%9B % D0%95 %D0%9D%D0%98%D0%AF.pdf. (дата обращения 14.04.2015).

19. Ридингс Б. Университет в руинах. М.: Изд. дом Гос. унта - Высшей школы экономики, 2010.

20. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. 2-е расширенное изд. М.: ЦСПиМ, 2013.

21. Формирование инженерной элиты индустриального региона: социологический анализ / Под ред. Л.Н.Банниковой, Ю.Р.Вишневского. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2013.

22. «Что такое хорошо и что такое плохо?» в инженерном деле. Ведомости прикладной этики. Вып. 44 Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ, 2014.

23. Яницкий О.Н. «Критический случай»: социальный порядок в «обществе риска» // Социологическое обозрение.Том 2. 2002. № 2. С. 85-98.

24. Thomas S., Znaniecki F. The Polish Peasant in Europe and America by William Vol. 1, part. 1. N-I. 1918.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.