Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЯ ЭТОСА: СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ПРОФЕССИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИТУАЦИИ НАЧАЛА ХХI ВЕКА (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)'

СОЦИОЛОГИЯ ЭТОСА: СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ПРОФЕССИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИТУАЦИИ НАЧАЛА ХХI ВЕКА (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
53
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛЕ ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Богданова Марина Владимировна

Представлены некоторые аспекты отечественного социального контекста воспроизводства инженерной профессии. Обозначены тенденции ценностных трансформаций в профессиональном сообществе, обусловленные внешними вызовами и ценностной спецификой профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL SPHERE OF AN ENGINEERING PROFESSION: THE NATIONAL SITUATION OF THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY (PART ONE)

Some aspects of the national social context of the creation of an engineering profession are presented. The tendencies of valuable transformations in the professional community caused by external challenges and valuable specifics of a profession are revealed.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЯ ЭТОСА: СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ПРОФЕССИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИТУАЦИИ НАЧАЛА ХХI ВЕКА (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

Миссия университета: 184 гуманитарное консультирование стратегии развития

М.В.Богданова

УДК 174

Социология этоса: социальное поле инженерной профессии в отечественной ситуации начала ХХ1 века

(часть первая)

Аннотация. Представлены некоторые аспекты отечественного социального контекста воспроизводства инженерной профессии. Обозначены тенденции ценностных трансформаций в профессиональном сообществе, обусловленные внешними вызовами и ценностной спецификой профессии.

Ключевые слова: социология этоса, социальное поле профессии, социальные вызовы, профессиональное сообщество, ценностные ориентиры.

Трансформация предмета в социологических исследованиях профессий и профессиональных групп, многообразие подходов (структурно-функциональный - на этапе теоретического разграничения профессии и прочих родов деятельности; конфликтологический - при исследовании истоков высокого статуса профессионалов; активистский - при исследовании мобильности, статусных признаков профессиональных групп; антропологический - в исследовании профессиональных групп и действий профессионалов как субъектов конструирования профессии в условиях изменяющейся социальной реальности) [19] указывают на непреходящую особую роль, ресурс и предназначение профессий в обществе. Некоторыми исследователями предлагается рассматривать профессиональные группы в качестве основания стратификации образа жизни и действий в современном обществе (взамен, например, классовой структуры) [37].

И хотя для описания структуры социального неравенства в России профессия или род занятий являются малоинформативным источником [33], тем не менее трансформация статуса профессии, например, инженерной, является своего рода маркером социально-экономической, культурной ситуации в обществе.

***

Социологическое исследование профессионально-этических ориентиров инженерной деятельности предусматривает обращение к ее ценностно-нормативной системе. Следует отметить, что еще на рубеже XIX - XX веков Э.Дюркгейм придавал нормативному строению именно профессиональной группы основную роль в регулировании отношений в обществе с развивающейся органической солидарностью.

В то же время, как отмечает В.Голофаст, «этические системы профессионалов - это еще не мораль, как она традиционно существует в человеческом обществе [7]. Этосы профессиональных сообществ» не выходят за пределы традиционной формулы «мы - они». Это означает, что они являются не столько формой морали, сколько частными, прагматическими идеологиями, ориентирами специализированных действий и особых отношений» [7,8]. Исследователь полагает, что именно профессиональное сообщество способно удержать индивида в пространстве ценностей и норм профессии, в то же время оно создает осложнения для сохранения «этической автономности человека от своего профессионального сообщества».

Социологическое исследование этоса профессиональной группы предусматривает анализ двух взаимосвязанных ярусов: нормативных представлений и осмысления практики профессиональной деятельности. Ярус нормативных представлений о ценностях профессии, «реально-должное» [2] образуют профессионально-нравственные ориентиры и нормы профессии, которые характеризуют не идеальный образ профессии, а, говоря словами Г.С.Батыгина, «специфический регион», профессии, то есть такие ориентиры и нормы, несоблюдение которых ее деформирует.

Ярус практики профессиональной деятельности в исследовании этоса предусматривает сосредоточенность на профессионально-нравственных ориентирах и нормах, не столько пассивно признаваемых субъектами профессии, сколько воплощаемых ими в деятельности.

В инженерной профессии профессионально-нравственные ориентиры и нормы деятельности, восходящие к ее природе, не отменяются при переходе от одного технологического

уклада к другому [9], а скорее конкретизируются, уточняются, дополняются.

В этой связи можно предположить, что наблюдаемое в течение предшествующих десятилетий в отечественной практике «размытие» понятия «инженер» происходит в связи с постепенной утратой субъектами деятельности, именуемыми инженерами, ценностных ориентиров и норм, идентифицирующих «регион» данной профессии. В обществе возрастающей зависимости человека от высоких технологий, когда актуальную повестку дня в деятельности инженера составляют нано-, био-, инфо-, когно-технологии, такая утрата создает повышенные риски для человека и общества в целом.

Обусловленное факторами глобального и локального характера изменение ценностных ориентиров и норм инженерной деятельности отображается в «образующих ядро культурного пространства»(В.Ильин) в социальном поле профессии характеристиках статуса, престижа, содержании и границах профессионально-нравственной ответственности, образах профессионального успеха.

Выявление и описание таких характеристик современной практики инженерной профессии предусматривает обращение к действующим субъектам социального поля инженерной профессии: профессиональное сообщество; образовательные институции (профильные университеты); действующие инженеры; студенты, обучающиеся по соответствующим специальностям. Обращение, обусловленное, во-первых, тем, что именно в ситуации взаимодействия субъектов, действующих в социальном поле инженерной профессии, и образуется «новое надындивидуальное (системное) качество», вследствие чего «не отдельные элементы, а социальное поле предопределяет поведение человека, которое в свою очередь превращается в элемент поля, размывая границу между причиной и следствием, субъектом и средой» [11]. Во-вторых, ценностные установки действующих субъектов включают и элементы этоса профессии инженера, специфика которой выражается с социологической точки зрения во внутренней расположенности профессионала к своей деятельности - и в необходимой для осуществления профессии его включенности в систему профессиональных

коммуникаций, разворачивающихся «в определенной материальной среде и в определенный момент социального и физического времени»[11].

***

Профессия инженера после двух десятилетий невнимания сегодня перемещается с периферии в центр отечественного публичного и исследовательского дискурсов [см., напр., 17].

Среди мотивов активизации этого дискурса можно выделить всевозрастающее значение в обществе науки, техники и технологии; декларирование на государственном уровне ориентиров на развитие инновационной экономики России XXI века [36]; обусловленность разработки и производства современной высокотехнологичной продукции включенностью в общемировой процесс создания техники.

Однако, при очевидно возрастающем для общества значении инженерной деятельности, престиж профессии инженера падает. Такая ситуация предопределена многими факторами, в том числе, спецификой инженерной работы; высоким уровнем ответственности и неадекватным материальным вознаграждением; сложившимся в общественном мнении представлении об отрицательном воздействии профессиональной деятельности инженера на окружающую среду [39] и т.д.

Эта глобальная тенденция особенно остро проявляется в отечественных обстоятельствах. Во многом она предопределена контекстом существования инженерной профессии в предшествующие десятилетия. Показательным в этом отношении является трансформация престижа. Хотя понятие «престиж профессии» имеет различное содержание (от моды на ту или иную профессию, дохода от профессиональной деятельности, уважения к профессионалу - до значимости профессии для общества), его изменение отображает, в том числе, перемену в возможностях конвертируемости символического капитала профессии в тот или иной период.

Как известно, со времен своего возникновения - появления «розмыслов» (так называли в старину строителей городов, мостов, плотин, литейщиков пушек и колоколов) [8] - и вплоть

до начала XX века (до 1917 года) инженерное дело в России было престижным.

В послереволюционный период значимость профессии в общественном мнении изменяется (образ инженера- инновато-ра постепенно замещается образом инженера-исполнителя). Несмотря на повышение престижа в военное время (1941 -1945 гг.) и достижения отечественных инженеров в послевоенное - в исследовании космоса и в оборонной промышленности, творческая активность инженеров не повлияла на повышение престижа профессии [6; 15; 29]. Следует отметить, что и по данным международных исследований в 40 - 70-х годах XX века профессия инженера относительно стабильно занимала 20-ю позицию из 27-ми в рейтинге наиболее престижных профессий [38; 22]. Что касается современной отечественной ситуации, то некоторые штрихи к ее образу могут дать опросы общественного мнения. Так, по данным майского опроса 2014 года, проведенного Левада-Центром по репрезентативной общероссийской выборке, профессия «инженер» занимала 7-ю позиции из 17-ти наиболее предпочитаемых при ответе на вопрос: «Кем бы Вы хотели видеть Вашего сына, дочь (внука)?» [13] . Ей предшествовали профессии: юрист, программист, врач, предприниматель, директор банка, военный офицер. Хотя родительские предпочтения не вполне можно квалифицировать в качестве индикатора престижности профессии в обществе в целом, тем не менее и они фиксируют срединное положение профессии инженера в рейтинге наиболее предпочитаемых профессий.

Отчасти, как представляется, это связано с «закрытым» характером инженерной профессии: инженер в процессе своей деятельности не вступает в прямые контакты с людьми в их повседневной жизни, в отличие, например, от журналиста, врача, преподавателя, юриста. «Закрытый» характер профессии обусловил и некоторые ее сущностные черты. Примечательны в этом отношении результаты социологического исследования, предпринятого в 70-е годы XX века коллективом российских ученых под руководством В.А. Ядова [27]. Выборочную совокупность исследования составили более 1000 инженеров, работавших в проектно-конструкторских организациях Ленингра-

да. И хотя, как отмечает В.А.Ядов, инженеры в этом исследовании «выступали не в качестве социально-профессиональной группы, а как совокупность испытуемых, деятельность которых анализировалась с разных сторон» [27,11], для понимания инженерной профессии важна установленная в этом исследовании связь между продуктивностью поведения и вовлеченностью субъекта в профессиональную деятельность. Вовлеченность здесь понимается как «переживание ответственности за результативность действия в области, имеющей высокую значимость для субъекта не только по отношению к другим, но и перед самим собой» [27, 223]. Данная особенность (субъектное переживание ответственности за результат) является, пожалуй, одной из базовых составляющих ценностно-нормативной структуры профессии инженера, в том числе формирующих характер ориентации инженера на профессиональный успех и влияющих на ее престиж.

Специфика профессии выражается и в особенностях ее адаптации к различным формам партикуляристского давления - прежде всего приспособления к трансформирующейся социальной среде, функционально направленного на сохранение автономности профессии [3]. Инженерная профессия, пожалуй, в большей степени, чем другие виды профессиональной деятельности, зависит от внешнего социально-экономического, культурного, политического контекстов. Как заметил С.Р. Фило-нович, специалист в сфере бизнес-образования, «привлекательность профессии менеджера... высока и потому, что она дает возможность широкого выбора сферы деятельности, а не только вследствие высокой оплаты труда. Профессия инженера в этом отношении гораздо более узкая, и успех в ней в значительной степени зависит от внешних условий. Иными словами, престиж профессии определяется не только размером зарплаты,... даже резкое повышение оплаты труда инженеров может не привести к желаемому притоку хорошо подготовленных абитуриентов в инженерные вузы» [31].

Тенденции, проявившиеся в сфере отечественного инженерного дела в конце XX - первом десятилетии XXI веков, как представляется, указывают на сложный характер воспроизводства профессии инженера в трансформирующемся обществе.

Так, массовизация профессии, обозначившаяся к началу 90-х годов ХХ века [10], в значительной степени ослабила самоидентификацию инженеров с профессиональной группой. Уход значительной части инженеров в сферу обслуживания и торговлю в середине-конце 90-х годов [12] привел в последующие десятилетия к «старению» инженерного корпуса, прежде всего в связи с сокращением наиболее перспективного яруса - инженеров среднего возраста. Ранее взаимосвязанные собственно инженерная и организационная грани профессии, разъединяясь в ситуации интенсивного партикуляристского давления на инженера [3], все более обостряют конфликт ценностей профессии инженера и экономической, политической и иных целей фирмы либо корпорации, в которых работает инженер.

Неоправданность ожиданий работодателями современного уровня, качества профессионального образования выпускников технических вузов, с одной стороны, и с другой - ожиданий выпускниками инженерных вузов перспектив профессиональной, карьерной самореализации и материального вознаграждения за свой труд на предприятиях, создают негативный опыт доверия, усиливая элементы «культуры недоверия» (П.Штомпка) в обществе в целом.

Проявившаяся в начале XXI века тенденция определять инженерную деятельность как относящуюся преимущественно к сфере экономики ослабляет внимание к объективно возрастающей роли инженера - источника социокультурных трансформаций [1]. Тем самым назревающие непланируемые социальные эффекты ускоренного технического прогресса не получают должной научной рефлексии и, соответственно, профилактиро-вания.

В целом ситуация в профессии, характер ее воспроизводства в конкретных временных, социально-экономических, культурных, территориальных условиях формирует ценностные приоритеты профессиональных траекторий вступающих в этот «регион» специалистов.

***

Определенный образ ситуации в профессии отображается в публичных коммуникациях профессиональных объединений.

Профессиональное объединение, как известно, представляет собой «идеально сконструированную субъективную сущность», основанием которой является «социальная воля тех лиц, которые входят в него» (Ф.Теннис). В профессиональном объединении (как акте проявления «социальной воли») солидаризация субъектов профессии является результатом свободного выбора и основывается на некоторых общих представлениях: о миссии профессии, ее ценностных ориентирах, целях, которые предполагается достичь, объединяя усилия, согласовывая способы и средства деятельности. Для инженера, в силу «закрытого» характера профессии, профессиональное объединение является неотъемлемым атрибутом утверждения его профессиональной состоятельности.

В «повестке дня» официальных сайтов российских инженерных объединений отражен широкий круг актуальных проблем отечественного инженерного сообщества. В открытых материалах, в том числе, характеристиках целей и задач деятельности объединения, просматривается не только определение ситуации в инженерном деле, но и представлено видение ее развития. На первых страницах сайтов российских профессиональных инженерных сообществ (Российского союза научных и инженерных общественных объединений; Российского союза инженеров; Независимой ассоциации машиностроителей; Союза машиностроителей; Союза нефтегазопромышлен-ников; Российского национального комитета Мирового нефтяного совета; Московской секции Международного общества инженеров-нефтяников ЭРЕ) содержится описание целей деятельности объединения, способов и средств их достижения. Обращение к этим материалам позволяет зафиксировать и декларируемые объединением ценностные приоритеты профессии. Так, «Российский союз научных и инженерных общественных объединений» (преемник Русского технического общества - 1866) на официальном сайте позиционирует себя как «творческий Союз общественных научных, научно-технических, инженерных, экономических объединений, являющихся юридическими лицами, созданный на основе общности творческих профессиональных интересов ученых, инженеров и специалистов для реализации общих целей и задач» [24]. Среди целей

деятельности Союза - наряду с объединением и координацией усилий для защиты «профессиональных и социальных прав, интересов, потребностей научных, инженерно-технических работников и специалистов» - заявленная цель: «развитие научной и инженерной деятельности в стране как особых видов духовного творчества, продолжение и развитие отечественных традиций и ценностей, накопленных российской научно-технической интеллигенцией». Следует отметить, что в этой формулировке отражена специфическая особенность инженерной деятельности - акцент на необходимости поддержания культурной преемственности в инженерном деле, обеспечивающей силу и устойчивость инженерного дела.

Российский союз инженеров (год создания - 2011), как отмечено на сайте, объединяет не только юридических лиц, но и инженеров, конструкторов, строителей, изобретателей, рационализаторов, исследователей, научных и технических сотрудников, менеджеров-организаторов промышленного производства [26]. Среди целей - консолидация сообщества инженеров; экспертная деятельность в подготовке решений, касающихся развития инженерного образования в России, в выработке новых стандартов инженерного и технического образования; содействие развитию промышленного производства, формирование благоприятных условий для восстановления позиций России в качестве ведущей индустриальной державы; продвижение разработок российских инженеров на международной арене, повышение технического и научного потенциала страны. Как отмечено в Манифесте Российского союза инженеров, «только сильное и целеустремленное профессиональное сообщество способно поддерживать на должном уровне статус инженера, точно формулировать задачи, верно расставлять приоритеты, добиваться признания и поддержки, решать глобальные вопросы и противостоять вызовам современности» [16].

Союз нефтегазопромышленников России (год создания -1992), объединяющий крупнейшие предприятия отечественного нефтегазового комплекса, основной задачей своей деятельности ставит создание и поддержание «активного и углубленного диалога с исполнительной и законодательной властями по поиску разумного баланса рыночных и государственных методов

управления нефтегазовым комплексом» [14]. Состояние системы такого управления квалифицируется Союзом в качестве фактора, определяющего степень эффективности развития нефтегазового сектора экономики России в будущем. В рамках повышения престижа профессии и отрасли Союз предусматривает выявление и награждение наиболее отличившихся работников.

Независимая ассоциация машиностроителей (год создания - 1999) сформирована для «содействия развитию отечественного машиностроения, координации предпринимательской деятельности членов ассоциации, а также представления и защиты общих интересов членов ассоциации» [18]. Позиционируя себя в качестве коммуникативного ядра ведущих предприятий отечественного машиностроения, свое предназначение ассоциация формулирует следующим образом: «разрабатывать и предлагать к внедрению в практику технические и финансовые проекты, основанные на глубоком знании современного машиностроительного комплекса и реалий рыночной экономики, что обеспечивает вывод машиностроительной отрасли России на качественно новый уровень» [18].

Союз машиностроителей России (год создания - 2007) [25] среди основных своих целей декларирует объединение усилий российских машиностроителей в представлении и отстаивании интересов отечественного машиностроительного комплекса в органах государственной власти РФ, институтах гражданского общества, а также на международной арене; формирование стратегии развития машиностроительной отрасли России на уровне ведущих промышленно развитых стран.

Российский национальный комитет мирового нефтяного совета (год создания - 1958) формулирует в качестве своих целей содействие развитию российской нефтегазовой, нефтеперерабатывающей и нефтехимической наук, повышению нау-коемкости российского производства; всемерное содействие достижению благородных целей, декларируемых Конституцией (Уставом) МНС [21]. В качестве основных задач - анализ краткосрочных и долгосрочных интересов российских отраслей промышленности в разработке и применении научных достижений для рационального использования нефтяных ресурсов

России; содействие реализации данных интересов путем участия в мировых нефтяных конгрессах и иных мероприятиях МНС, а также путем организации международных и российских научно-технических мероприятий.

Московская секция международного общества инженеров-нефтяников SPE (год создания - 1992) [23] провозглашает в качестве цели своей деятельности сбор, распространение и обмен технической информацией и обеспечение специалистов возможностью повышать их профессиональное мастерство и уровень знаний. Деятельность секции направлена на многостороннюю образовательную коммуникацию реальных и потенциальных субъектов профессиональной деятельности. Она включает в том числе программу «Выдающиеся лекторы», электронную библиотеку E-Library/ ONE PETRO; издание Вестника SPE России и Каспийского региона; Технические конференции - ATW; конференции, семинары и встречи молодых специалистов; студенческие конференции с участием студентов и аспирантов профильных нефтегазовых университетов; программу стипендий для студентов и аспирантов «Stars Scholarship Program».

В целом, как можно заметить, характеристики отечественной ситуации в инженерном деле, содержащиеся в материалах сайтов инженерных объединений, с одной стороны, и зафиксированные в исследованиях ситуации профессии последних десятилетий - с другой, во многом похожи.

Декларируемые объединениями цели деятельности, как можно заметить, сосредоточены на консолидации, отстаивании интересов профессионального сообщества на внутригосударственном и глобальном уровнях; формировании стратегий развития отраслей промышленности, рационального использования природных ресурсов; объединении интеллектуального капитала; развитии научной и инженерной деятельности; развитии инженерного образования.

Материалы сайтов позволяют выделить - по крайней мере условно - два типа объединений. Один тип (преимущественно сфера машиностроения) - профессиональные объединения, апеллирующие к традициям отечественной инженерной школы и относящие инженерное дело к сфере творческой, ду-

ховной деятельности, провозглашают в качестве целей консолидацию профессионального сообщества, ориентацию на такое развитие инженерного дела, которое позволит отечественному инженерному корпусу занять авангардные позиции общемирового технико-технологического производства.

Другой тип (преимущественно нефтяная сфера) - транснациональные профессиональные объединения, сосредоточенные также на развитии нефтяной отрасли и разработке стратегии рационального использования ресурсов, выделяют в качестве первостепенной цели многостороннюю образовательную деятельность. Ориентированная на передний край технологических достижений, образовательная деятельность таких объединений предусматривает и некоторую культурную стандартизацию профессиональной деятельности инженера. Объединения этого типа представляют собой форму солидаризации субъектов профессии, менее связанную с территориальными и, соответственно, культурными рамками, а более - с

корпоративными рамками профессиональной деятельности.

***

Обозначение двух типов объединений лишь на основе материалов сайтов профессиональных инженерных объединений во многом условно и требует специального исследования. Однако даже контурные обозначения типов привносят новые характеристики ситуации в профессии, особенно значимые, как представляется, для университета, ориентированного на подготовку инженеров.

Такие характеристики адресуют техническому университету ряд вызовов-вопросов. В том числе - о потенциале отечественного университетского технического образования в культивировании свободного самоопределения выпускников в современном поликультурном пространстве инженерной профессии.

Выбор абитуриентом образовательной институции и, соответственно, выбор или установление образовательной институцией границ отбора абитуриентов - своих будущих студентов - отображают особенности символического и институционализированного капиталов образовательной институции и инкорпорированного культурного капитала абитуриентов.

При возрастающей дифференцированное™, дробности предметно-отраслевой направленности инженерной деятельности понятие «инженер» сохранит свои смысловые границы, если репрезентативные для данной профессии ценностные ориентиры и нормы активно разделяются или хотя бы пассивно принимаются субъектами профессии, обеспечивая совместную интерпретацию действительности [28]. Профессиональная деятельность в этом случае обретает устойчивость.

Попытка понять и охарактеризовать элементы профессионально-нравственной структуры профессии, сохраняющиеся в качестве «родовых» для современной профессии инженера, может сформировать одно из наиболее значимых оснований согласования стратегий деятельности различных субъектов современного социокультурного поля инженерной деятельности, в том числе субъектов выбора данной профессии, профессиональных сообществ, профильных университетов, общества в целом.

Программные положения исследовательской деятельности НИИ прикладной этики с момента создания и на протяжении уже 20-ти лет включали рассмотрение этических, философских, социокультурных аспектов профессий, по которым ведется подготовка в ТюмГНГУ и прежде всего инженерных [30,34, 20, 35, 32].

НИИ ПЭ имеет и определенный опыт эмпирических социологических исследований, сосредоточенных преимущественно на этико-социологических аспектах инженерной профессии в представлениях будущих Homo faber [5], выпускников (как инженеров, так и руководителей промышленных предприятий), профессоров университета, занятых подготовкой будущих инженеров [4] .

В 2014 году НИИ ПЭ инициировано этико-социологическое исследование, сосредоточенное но познании этоса современной отечественной инженерной деятельности. Один из аспектов исследования - попытка выявить особенности индивидуальных представлений о профессионально-нравственных ориентирах будущих и практикующих инженеров; особенности научно-образовательной деятельности с точки зрения профессионально-этической подготовки будущих инженеров; ценност-

ные составляющие коммуникаций профессиональных объединений в социокультурном поле профессии. Результатам этого проекта будет посвящена вторая часть статьи.

Список литературы

1. Бакланова Т.А. Социально-философские аспекты инженерной деятельности. Автореф. дис... канд. филос. наук. Ставрополь, 2000.

2. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Введение в прикладную этику. Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ, 2006.

3. Батыгин Г.С. Партикуляристское давление в воспроизводстве научного знания // Ценности гражданского общества. Ведомости. Вып. 23. Тюмень: НИИ ПЭ, 2003. С. 164-179.

4. Богданова М.В. Этика инженера: представления выпускников ТюмГНГУ (ТИИ) об ответственности профессии, технократизме, перспективах профессиональных биографий // Жизнь в профессии. Ведомости. Вып. 19. Тюмень: НИИ ПЭ, 2001.

5. Богданова М.В. Этический образ профессии в представлениях будущих Homo faber // Homo faber: этика и этос. Ведомости. Вып. 21. Тюмень: НИИ ПЭ, 2002. С. 6-26.

6. Войтович С.А. Динамика престижа и привлекательности профессий. Киев: Наукова Думка, 1989.

7. Голофаст В. Глобализация и место морали // «Телескоп»: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. 2004, №2. С.1-19.

8. Гумилевский Л.И. Русские инженеры. Изд-во: Молодая гвардия, 1953.

9. Дергачев В.А. Геополитическая теория Больших многомерных пространств. Монография. (Электронное издание на CD). - Издательский проект профессора Дергачева, 2011.

10. Жизненный путь и профессиональная карьера специалиста. Кишинев: ИПФ «Центральная типография», 1997.

11. Ильин В.И. Феномен поля: от метафоры к научной категории / Рубежи. Альманах социальных исследований. 2003. № 18. С. 29-49.

12. Климова С.Г. Изменения ценностных оснований самоидентификации (80-90-е) // Социологические исследования, 1995. № 1. С. 59-72.

13. Кем россияне хотят видеть своих детей и о чем мечтали сами // Пресс-выпуск. 30.05.2014. [Электронный ресурс]. URL:http://www.levada.rn/30-05-2014/kem-rossiyane-khotyat-videt-svoikh-detei-i-o-chem-mechtali-sami (дата обращения 14.08. 2014).

14. Концепция направлений деятельности Союза нефтега-зопромышленников России в 2013-2016 гг. на сайте Союза нефтегазопромышленников России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sngpr.ru/directions_of_activity.htm (дата обращения 18.06.2014).

15. Крыштановская О.В. Инженеры. Становление и развитие профессиональной группы. М.: ИС АН СССР, 1989.

16. Манифест российского союза инженеров на Сайте Российского союза инженеров. [Электронный ресурс]. URL:

http://www.xn-----fldaefgadgbl2ccdgivqface04a.xn--p1ai/%D0%

BE%D1 %81 %D0%BE%D1 %8E%D0%B7%D0%B5/%D0%BC%D0 %B0%D0%BD%D0%B8%D1 %84%D0%B5%D1 %81 %D1 %82-%D1 %81 %D0%BE%D1 %8E%D0%B7%D0%B0/ (дата обращения 07.07.2014).

17. Международный молодежный промышленный форум «Инженеры будущего» // Официальный сайт Союза машиностроителей России [Электронный ресурс]http://www.enfuture.ш/-enfuture (дата обращения 31.10.2014).

18. Независимая ассоциация машиностроителей. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nams.ru/2012/nams (дата обращения 10.07.2014).

19. Профессиональные группы: динамика и трансформация / Под ред. В.А. Мансурова. - М.: Изд-во Института социологии РАН, 2009.

20. Профессиональная этика инженера. Ведомости. Вып. 17. Тюмень: НИИ ПЭ, 2000.

21. Российский национальный комитет мирового нефтяного совета. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rus-petrole-um.ru/o-rnk-mns.html (дата обращения 07.07.2014).

22. Руднев М.Г. Методология и основные результаты исследований престижа профессий в зарубежной социологии // Вопросы образования. 2008. № 2. С.217-239.

23. Сайт Московской секции международного общества инженеров-нефтяников SPE. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.spe-moscow.org/ru/index.php (дата обращения 18.06. 2014).

24. Сайт Российского союза научных и инженерных общественных объединений. [Электронный ресурс]. URL: http://www. rusea.info/ethics (дата обращения 04.06.2014).

25. Сайт Союза машиностроителей России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.soyuzmash.ru/ (дата обращения 04.06. 2014).

26. Сайт Российского союза инженеров. [Электронный ресурс]. URL: http://www.xn—flclaefgadgbl2c cdgivqfa ce04a.xn--plai/ (дата обращения 04.06.2014).

27. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. 2-е расширенное изд. - М. : ЦСПиМ, 2013.

28. Тенбрук Ф. Репрезентативная культура // Социологическое обозрение. 2013. № 12. С. 93-120.

29. Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. На материалах конкретных исследований ЭССР. М.: Мысль, 1975.

30. Успешные профессионалы: вчера. сегодня, завтра. Ведомости. Вып. 3. Тюмень: НИИ ПЭ, 1996.

31. Филонович С.Р. Почему никто не хочет быть инженером // [Электронный ресурс] URL:http://m.forbes.ru/article.php?id =57 695 (дата обращения 06.06.2014).

32. «Что такое хорошо и что такое плохо?» в инженерном деле. Ведомости прикладной этики. Вып. 44. Тюмень: НИИ ПЭ, 2014.

33. Шкаратан О.И., Ястребов Г.А. Российское неоэтакра-тическое общество и его стратификация: Препринт WP7/2008 /02. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34. Эстафета поколений: Индивидуальные биографии жизненного пути выпускников и коллективная биография вуза. Ведомости. Вып. 12, специальный. Тюмень: НИИ ПЭ, 1998.

35. Этика инженера: через понимание к воспитанию. Ведомости прикладной этики. Вып. 42. Тюмень: НИИ ПЭ, 2013.

36. Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс] http://eco-nomy.gov.ru/minec/about/structure/depStrategy/doc20130408_01 (дата обращения 31. 10.2014).

37. Grusky D.B., Weeden K.A. Decomposition Without Death: A Research Agenda for a New Class Analysis II Acta Sociologica. 2001. №3. Pp.203-218.

38. Hodge R.W., Siegel P.M., Rossi P.H. (1964) Occupational prestige in the United States: 1925-1963 in the United States // American Journal of Sociology. Vol. 70. No. 3. P. 286-302.

39. UNESCO Report. Engineering: Issues Challenges and Opportunities for Development. United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. [Электронный ресурс]. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001897/189753e.pdf (дата обращения 26.06.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.