�нальную деятельность [10, 223], отражающая особенность ценностно-нормативной структуры профессии, определяет характер ориентации инженера на профессиональный успех и влияет на ее престиж.
Как известно, успех профессионала во многом зависит от начального этапа его карьеры, которым являются «годы учения», освоения знаний. В инженерном деле, как и в медицине, образовании, юриспруденции, этот этап представляется особенно важным. Объективная значимость его не устраняется и в периоды, когда в общественном мнении большую символическую ценность приобретает диплом о высшем образовании, чем наличие знаний, соответствующих обозначенной в нем специальности. И установка на профессиональный успех «произрастает» по мере освоения знаний в годы учебы в университете. В этой связи можно предположить, что у студентов технических специальностей университета установка на успех в своем будущем профессиональном деле и мотивация к приобретению знаний, наращиванию инкорпорированного культурного капитала, непосредственно взаимосвязаны.
Значимость ориентированности студентов инженерных специальностей на профессиональный успех не является очевидной. Так, исследователи и практики в сфере высшего образования отмечают, что современные студенты инженерных специальностей все менее ориентируются на успех в своей профессии [9]. В то же время сами студенты декларируют о своей ориентации на успех в будущей профессиональной деятельности. Так, данные опроса студентов инженерных специальностей ТюмГНГУ (Ы 400), проведенного НИИ ПЭ в 2014-2015 гг.
по проекту «Профессиональная этика инженера», зафиксировали в этой связи несколько значимых аспектов [6, 7]. Как уже было отмечено в предшествующих публикациях по эмпирической части проекта, каждый второй из участвовавших в опросе студентов выпускных курсов инженерных специальностей выразил несогласие с утверждением о слабой ориентации студентов инженерных специальностей на профессиональный успех [7, 175].
В рамках опроса студентам также был предложен ряд обобщающих характеристик, которые отображали современные требования работодателей к принимаемым на работу специалистам-инженерам. В ряду этих характеристик - ориентация на профессиональный успех. Отнес к себе лично данную характеристику каждый третий из участвовавших в опросе студентов (см. табл. ).
Какие из представленных ниже характеристик Вы можете отнести к себе лично уже сейчас? (Вопрос не альтернативный) Всего, N400,% Курс
5 п143,% 4 п157,% 3 п100,%
Талант, человеческая порядоч- 47,3 48,3 47,1 46,0
ность
Высокая работоспособность,
способность решать нетрадици- 59,8 55,2 65,6 57,0
онные задачи
Профессиональная честь 12,3 10,5 12,7 14,0
Конкретный набор знаний и уме-
ний по специальности с расши- 47,8 45,5 55,4 39,0
рительным их применением
Компьютерная грамотность 32,0 29,4 33,8 33,0
Ориентация на профессиональ- 30,0 35,7 24,8 30,0
ный успех
Знание иностранных языков 27,5 43,4 15,9 23,0
В данном случае мы имеем дело с выбором признака, отражающего, с точки зрения респондента, определенную наличную у него установку. Следует отметить, что характеристика «ориентация на профессиональный успех» набрала больше «голосов» у студентов выпускных курсов, обучающихся по программам специалитета, чем по программам бакалавриата.
Дополнительный штрих к описанию установки студентов на профессиональный успех дает информированность студентов инженерных специальностей об образцах успешного профессионализма в инженерном деле. Студентам было предложено назвать фамилии известных им инженеров. Вопрос предваряла преамбула: «Практически в каждой значимой для общества профессиональной сфере есть так называемые фамилии- бренды, подчеркивающие известность профессионала, его особые достижения, репутацию, легендарную профессиональную биографию». Как показали результаты, 39% участвовавших в опросе студентов назвали такие фамилии, 61% указали, что им такие фамилии неизвестны. При этом, если среди студентов выпускных курсов, обучающихся по программам специалитета, половина назвали такие фамилии, то среди обучающихся по программам бакалавриата назвали фамилии известных инженеров лишь 27%. Эти данные можно интерпретировать и как показатели (не)образованности и профессиональной культуры будущих инженеров, но они отражают степень включенности (пока на уровне знаний) в дискурс об успешной профессиональной инженерной среде.
Учитывая данные опроса студентов инженерных специальностей ТюмГНГУ (предшествующих публикаций [6, 7], связанных с темой профессионального успеха), представляется возможным сделать обобщение в связи с различиями в декларируемых установках на профессиональный успех студентов, обучающихся по программам специалитета и бакалавриата. Ориентация на профессиональный успех набрала «больше голосов» среди студентов, обучающихся по программам специалитета, предусматривающим обстоятельное владение естественно-научными и техническими дисциплинами, формирующим более конкретизированное, завершенное представление о своей будущей профессии. Следует отметить, что и при описании жизненных сценариев наилучшего стечения обстоятельств работа по специальности студентами специалитета обозначалась в качестве значимой жизненной ценности чаще, чем студентами бакалавриата [6, 159 ].
Приводимые данные опроса ограничены контингентом студентов ТюмГНГУ. Эти показатели вряд ли возможно экстра-
полировать на отечественные технические университеты в целом. Тем не менее они позволяют сделать предположение общего характера. Студенты технических специальностей, обучающиеся по различным программам («специалитет» и «бакалавриат»), в завершении учебы различаются представлениями о символах инженерной профессии и предпочтениями в выстраивании своих дальнейших профессиональных траекторий.
Ориентация на профессиональный успех студентов выпускных курсов инженерных специальностей - это предмет отдельного исследования. Остается открытым и вопрос том, как возможно говорить о такого рода ориентациях у студентов, имеющих преимущественно теоретическое представление о профессии. Тем не менее высшее профессиональное образование - это культурный капитал (и с точки зрения суммы знаний, которыми овладевает студент в «годы учения», и с точки зрения развитости мышления, культуры познания и т.п.), который создает платформу для будущих достижений в практике профессиональной деятельности. Задача разработки новых концептуализаций символа инженерной профессии, в том числе такого ее элемента как «профессиональный успех в инженерном деле», является сферой компетенции технического университета. Она в значительной мере направлена и на профилактику рисков возникновения несвойственных знанию форм - фрагментированности, ситуативности, приуроченности к событиям «житейской практики», - сопровождая знания, присваиваемые студентами, встраиванием в особую систему.
Предприятия, корпорации заинтересованы в ориентированном на профессиональный успех инженере, пожалуй, не в меньшей, а в большей степени, чем университет. Развитие научной и инженерной деятельности, культурная преемственность профессионалов, повышение уровня знаний, развитие многосторонних образовательных коммуникаций - такие цели декларируются отечественными инженерными союзами, соли-даризирующими институциональных субъектов - стейкхолде-ров технического университета. Однако, представляется, что технический университет является основным субъектом формирования новых концептуальных содержаний символа инже-
нерной профессии и, тем самым, его согласования с практикой инженерной профессии.
Производство знания университетом предусматривает не только научные открытия и авангардные научные исследования, но и способы освоения передовых научных открытий, исследований, формируя у своих «питомцев» умение мыслить и понимать. Таким образом университет формирует способы понимания, которые в свою очередь задают направление развития социальных процессов [1].
Технический университет формирует через своих выпускников будущее инженерной профессии.
В решении задачи формирования новых концептуализа-ций символа инженерной профессии партнеры университета (наряду с сообществом отечественных и зарубежных технических университетов) - региональные институциональные субъекты (промышленные предприятия, корпорации, центры и т.д.). Распространяемая практика вовлечения в научно-образовательную деятельность университета специалистов-практиков содействует формированию актуального дискурса о новых кон-цептуализациях символа инженерной профессии. Распространение практики взаимодействия университетских интеллектуалов (профессоров, доцентов, университетских администраторов) с передним краем практики инженерной профессии значимо для оформления таких концептуализаций и их введения в научно-образовательную деятельность. Такое взаимодействие способно уменьшить рассогласование ее символа и обновляющихся черт практики инженерной деятельности, вносящее диссонанс в социокультурное поле инженерной профессии.
Список литературы
1. Адамьянц Т.З. Концепции понимания в коммуникации: в поисках платформы для взаимопонимания // Общественные науки и современность. 2014. № 4. С. 121-131.
2. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. «Царская дорога» к этике успешного профессионала // Успешные профессионалы: вчера, сегодня, завтра. Ведомости. Вып. 3 / Под ред.
B.И.Бакштановского, Н.Н.Карнаухова. Тюмень: НИИ ПЭ, 1996.
C. 161-177.
3. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика профессии: миссия, кодекс, поступок. Тюмень: ТюмГНГУ, 2005.
4. Батыгин Г.С. Профессионалы в расколдованном мире // Этика успеха. Вестник исследователей, консультантов и ЛПР. Вып. 3. Тюмень-Москва, 1994. С. 6-11.
5. Беккер Г. Природа профессии // Этика успеха. Вестник исследователей, консультантов и ЛПР. Вып. 3. Тюмень-Москва, 1994. С. 46- 53.
6. Богданова М.В. Высшее профессиональное образование - институционализированный или инкорпорированный социальный капитал? (по материалам опроса студентов ТюмГН-ГУ) // Университет - центр формирования и воспроизводства этики профессии. Ведомости прикладной этики. Вып. 46. Тюмень: НИИ ПЭ, 2015. С. 138-162.
7. Богданова М.В. Этические координаты инженерного дела: представления студентов // Университетская этика: актуальная повестка дня. Ведомости прикладной этики. Вып. 47. Тюмень: НИИ ПЭ, 2015. С. 168-185.
8. Когда качнется маятник? // Аккредитация в образовании. 2011. № 52. С. 8-10.
9. Парфёнов В. Родившиеся 20 лет назад в большей доле не очень-то мотивированы на профессиональный успех // [Электронный ресурс] http://d-russia.ru/vladimir-parfyonov-rodivshiesya-20-let-nazad-v-bolshoj-dole-ne-ochen-to-motivirovany-na-professio nalnyj-uspex.html. (дата обращения 27.04.2016).
10. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. 2-е расширенное изд. М.: ЦСПиМ, 2013.
11. Согомонов Ю.В. Метафизика успешного профессионала // Апология успеха: профессионализм как идеология российской модернизации. Тюмень-Москва, 1995. С. 129-139.