Научная статья на тему 'ЭТИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ ИНЖЕНЕРНОГО ДЕЛА: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ'

ЭТИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ ИНЖЕНЕРНОГО ДЕЛА: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
81
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТОС ИНЖЕНЕРНОГО ДЕЛА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНЖЕНЕРА / ОРИЕНТАЦИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УСПЕХ / СУБЪЕКТНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА / ENGINEERING ETHOS / PROFESSIONAL RESPONSIBILITY OF AN ENGINEER / FOCUS ON PROFESSIONAL SUCCESS / THE SUBJECTIVITY OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Богданова Марина Владимировна

В статье рассматриваются этические аспекты инженерного дела, его этос, который определяется как культурный код, элемент ценностно-нормативной системы профессии инженера. При вхождении в практику инженерного дела выпускнику университета предстоит определять ситуацию в этических координатах - осваивать профессиональный этос. Опираясь на результаты социологического опроса, автор анализирует представления студентов об инженерной профессии в этических координатах. Этические координаты соотносятся с особенностями позиций студентов: относительно принципов и норм, предлагаемых ими в этический кодекс инженера, и сфер профессиональной ответственности инженера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHICAL COORDINATES OF ENGINEERINGIN THE VIEWS OF STUDENTS

The article discusses ethical aspects of engineering, its ethos, which is defined as a cultural code, the element of value-normative system of the engineering profession. When entering the practice of engineering the graduate will master the professional ethos. Based on the results of the sociological survey, the author analyzes the ideas of students about the engineering profession in the ethical coordinates (principles and rules for the code of ethics of the engineer; the scope of the professional responsibility of an engineer)

Текст научной работы на тему «ЭТИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ ИНЖЕНЕРНОГО ДЕЛА: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ»

сидеть, получать небольшие деньги, но общаться, как они выражаются, "с приятными людьми"») - см. прил., табл. 3.

Выбор респондентами позиций, содержащих установки на профессиональный успех, позволяет предположить, что профессиональный успех входит в круг ценностей, признаваемых студентами технических специальностей. Ориентация на профессиональный успех восходит к так называемой этике высоких устремлений, которая не только повышает «планку требований по отношению к единому нормативному пространству, но и налагает на представителей профессии дополнительные качественно специфические обязанности» [11, 14]. Станет ли установка на профессиональный успех ценностью, активно разделяемой и практически ориентирующей будущую профессиональную деятельность студентов, во многом зависит и от куль-

турного капитала, образующегося в процессе учебы в университете.

Но... ориентируется ли университет на такую амбицию своих студентов? Рассматривает ли он ее в качестве задачи своей научно-образовательной деятельности? И, наконец, готов ли университет рассматривать эту амбицию студентов в качестве опоры при его стремлении сохранять свою субъект-ность в современных условиях?

Этические координаты инженерного дела: о принципах и нормах, предложенных студентами в этический кодекс инженера

Одна из значимых функций этического кодифицирования профессиональной деятельности - вербализация ценностных ориентиров саморегулирования субъектов профессии и, тем самым, поддержание и развитие социокультурного поля профессии.

Известно, что писаные этические кодексы инженерной деятельности, как и специализированное инженерное образование, существуют со второй половины XIX века. Первые кодексы регулировали преимущественно коммуникации субъектов внутри и на границе региона инженерной деятельности. Со второй половины XX века приоритеты этического регулирования образуют проблемы ответственности инженеров за здоровье, благополучие и безопасность общества [14]. В начале XXI века, в связи с интенсивным развитием и применением наукоемких технологий, наряду с проблемами моральной ответственности, приоритетными становятся и проблемы профессиональных достижений. Так, например, в Кодексе этики российских ученых и инженеров [6], принятом Российским союзом НИО, базовыми принципами профессиональной этики российских ученых и инженеров провозглашаются свободный творческий труд, стремление к новаторству. Отраженные в тексте этого документа нравственные принципы, такие как: поиск истины, уважение к труду коллег, критическая оценка собственных результатов, интеллектуальная честность, а также «умение выделять гражданские и этические аспекты проблем, связанных с поиском новых знаний, инженерных решений, которые на пер-

вый взгляд представляются исключительно техническими» [6], характеризуют различные грани этики инженера.

В целом этические принципы и нормы профессиональной деятельности, сформированные профессиональным сообществом, определяют ситуацию в профессии, характеризуют этос инженерной деятельности.

Введение в опрос «этической переменной» было направлено на выявление особенностей этических координат инженерной профессии в представлениях студентов.

Прежде всего, было важно понять, находит ли этическая проблематика инженерного дела отклик у будущих инженеров. Как показали данные опроса, с тем, что у инженерной профессии есть свои специфические моральные нормы, согласились 62% респондентов, 35% выбрали позицию «инженеру достаточно руководствоваться общезначимыми нормами человеческой порядочности», 3% затруднились ответить на этот вопрос - см. прил., табл. 2. Таким образом, более половины участников опроса были потенциально открыты к этической рефлексии в отношении инженерной профессии.

Своеобразный акт этического творчества предусматривал ответ на открытый вопрос: «Если бы Вы участвовали в работе над этическим кодексом инженера, то какие принципы и нормы предложили бы внести в него в первую очередь?». Предваряющая вопрос преамбула отсылала к известному опыту этического кодифицирования - клятве Гиппократа у врачей, кодексу этики ученого. Вообще вопросы такого рода содержат риск возникновения эффекта эмерджентности при формировании ответов, поскольку до опроса у студентов, скорее всего, определенного мнения на этот счет могло не быть. Вне ситуации опроса данная переменная не являлась бы релевантной. Затруднение методического характера в ситуации с открытыми вопросами составляет и адекватная реконструкция «восприятия» респондентом вопроса, сформулированного на языке исследователя [10]. (Такого рода затруднение не вполне разрешается пилотажем опросного инструмента.)

И, в то же время, область поиска ответа на открытый вопрос предусматривала не только обращение к опыту повседневной жизни человека в современном технологизирован-

ном (усилиями инженеров) мире, но и к специализированным знаниям о профессии инженера, которыми уже обладают студенты технических специальностей. К тому же, открытая форма вопроса предусматривала возможность использования обычных для них языковых средств.

Обратимся к некоторым результатам работы студентов с открытым вопросом. Свои суждения дал каждый второй из участвовавших в опросе.

Суждения студентов, в которых содержится указание на ненужность этического кодекса для инженера, составляют 6% от общего количества ответов на данный вопрос. (Характерные примеры: «инженер не сочиняет»; «ничего бы не предложил, и так сойдет»; «нет. Это чушь»; «все есть в ПУЭ, ГОСТе и ТО предприятия. Знание их и есть данный кодекс»; «общезначимые нормы человеческой порядочности достаточны»; «судя по личному опыту, в людях не хватает простых моральных ценностей».)

Можно предположить, что такого рода позиции обоснованы либо отсутствием опыта рефлексии воздействия технического мира на социальный мир, на жизнь человека; либо особым представлением о предмете и сфере ответственности инженера.

Доминирующая тема предложений участников опроса в текст кодекса - тема ответственности инженера. «Я бы назвал эти нормы "Клятва всему живому". От решений "технарей" часто зависит здоровье людей или природы» - так метафорично предложил назвать кодекс этики инженера один из участников опроса.

Респондентами по-разному были определены сферы и границы ответственности инженера.

Чаще всего характеристика «ответственность» предлагалась в сочетании с нравственными качествами - честность, порядочность («моральные принципы - честность, ответственность, порядочность»; «помощь, призвание, честь, работоспособность, ответственность»).

Суждения студентов, содержавшие конкретизации категории «ответственность», реконструировали готовность либо

обязанность давать ответ - «отвечать за что-то». Инженер, с точки зрения студентов, отвечает:

- за свою работу и ее результаты («нести ответственность за проделанную работу»; «не знаю что тут ответить, но инженер должен быть ответственен за свою конструкцию, ведь в некоторых и даже многих случаях от этого зависит жизнь людей, в том числе, работающих с конструкциями и приборами»);

- за принятые решения («нести ответственность за принятое решение инженером. Личные выгоды на второй план»; «ответственность за принятие решений в чрезвычайных ситуациях»; «всегда нести ответственность за принятые решения»);

- за последствия своей работы («инженер должен быть ответственным за последствия своей работы»; «думай головой, старайся предвидеть последствия»);

- за безопасность («клятва верности и ответственности за безопасность и эффективность электроэнергетики»; «не жалеть ресурсов на соблюдение норм безопасности»);

- перед своим призванием, коллегами и обществом («ответственность перед своим призванием, коллегами, перед обществом»; «ответственность перед обществом за выполненную работу, конструирование»).

Вторая по частоте упоминаний в предложениях студентов для кодекса - тема профессионального развития инженера, инноваций в деятельности («развивать новые идеи и реализо-вывать их»; «стремление узнать новое»; «саморазвивайся, учись, твори»; «саморазвивайся, вноси в производство какие-либо идеи»; «тяга к знаниям и к внедрению в производство инноваций»; «открытость знаний, доступность технологий, стремление к прогрессу»; «развивайся, несмотря ни на что!»; «привносить в жизнь людей новое»).

Далее в предложениях студентов - по частоте упоминаний - принцип «не навреди» («нельзя конструировать что-то, что может навредить обществу. Если нет уверенности в надежности, не надо делать»; «создание технологий не во вред обществу, а для пользы»; «все созданное инженером

должно идти во благо всему человечеству; не позволять себе и другим ухудшать состояние окружающей среды»; «все, что проектируется, конструируется, внедряется, должно действовать только во благо»).

Обозначенные в суждениях принципы взаимодействия с коллегами и подчиненными носят, преимущественно, характер взаимовыручки и взаимопонимания («поддержи товарища в начинании»; «поделись знанием и помоги другому, нуждающемуся»; «принцип уважения к коллегам, моральной сдержанности, способность работать в коллективе»; «ставить себя на место людей, которым даешь задание, и анализировать ситуацию абстрактно»; «уважение начальства к подчиненным и наоборот»).

«Преданность своей профессии». Этот принцип предлагался студентами выпускных курсов - специалитета и бакалавриата («честность, порядочность и сохранение верности духу своей профессии!»; «преданность своему делу»; «клятва верности своей профессии»; «нестандартное мышление, а также преданность своему делу»).

«Честность», «порядочность», «добросовестность», «внимательность», «работоспособность»... - можно было бы продолжить перечень характеристик, предложенных участниками опроса для внесения в этический кодекс инженера. Применительно к инженерной деятельности данные категории хотя и нуждаются в специальной конкретизации, но уже в таком виде они подчеркивают важную роль морального фактора в инженерном деле.

В целом, как показывают результаты опроса, содержащиеся в суждениях его участников, принципы и нормы, предлагаемые в этический кодекс инженера, обобщенно можно передать словами известного отечественного конструктора Н. Доллежаля: «А что же важно для конструктора? Первое -это честность. Она заключается в том, чтобы, приступая к работе, точно знать, что ты строишь. Одно дело - строить на сто лет, другое - на год. Конструктор - не растратчик средств, он бережет деньги заказчика. Второе - глубокие знания в своей области. Третье - умение чертить. Но прежде чем сесть за кульман, надо обязательно выносить в голове общие черты ап-

парата. Четвертое - не бояться ответственности. Не материальной, а моральной. Конструктор должен быть уверен, что машина работает так, как он ей приказал. И пятое - работа конструктора не заканчивается проектом. Надо часто выезжать на объект и доводить машину уже на месте» [5].

Среди общих итогов первичного анализа социологического опроса студентов инженерных специальностей ТюмГНГУ на тему «Профессиональная этика инженера» выделим два аспекта.

Первый из них связан с особенностями представлений студентов инженерных специальностей о зонах профессионально-нравственной ответственности инженера перед обществом. Выбор студентов в пользу ответственности не только за отдаленные последствия деятельности инженера, но и за успешность своей профессиональной деятельности, способствующей развитию общества, символизирует, скорее всего, изменение дискурса о парадигме ответственности инженера -расширении сферы ответственности инженера [2]. С одной стороны, ориентация на успех, в том числе профессиональный, присуща молодым; установка на карьеру, как показали результаты опроса, занимает третье место (после работы и семьи) в иерархии ценностных предпочтений респондентов. А с другой -построение профессиональной и жизненной траектории в условиях нарастающей конкуренции на глобальном уровне необходимо предполагает амбициозные, выходящие из рамки заурядных, цели.

В целом установка на профессиональный успех будущих инженеров представляет собой часть культурного капитала, необходимого для увеличения доли пятого и шестого технологических укладов [9] в технико-экономическом развитии России.

Другой аспект связан с особенностями видения студентами этических координат инженерной профессии. Просматривающиеся в предлагаемых студентами принципах и нормах в этический кодекс штрихи к образу инженера дают основания для предположения о том, что профессиональный инженер для студентов - субъект морального выбора. Он отвечает «за принятые им решения»; «за последствия своей деятельности»; «за безопасность результатов своей деятельности». Наконец, он

отвечает «перед своим призванием», иными словами, должен «давать себе отчет в конечном смысле собственной деятельности» [9]. Все множество ситуаций выбора, которые возникнут в практике инженерной деятельности, предвидеть из студенческой аудитории вряд ли возможно даже с помощью выдающихся профессоров, Но, как представляется, формирование культуры выбора, умения видеть ситуации выбора, «не проходить мимо них» [1] (иначе они рано или поздно настигнут хотя бы своими последствиями) - такая задача лежит в сфере научно-образовательной деятельности университета.

Опираясь на результаты, конкретизирующие второй аспект гипотезы - а именно на выявленное наличие в суждениях студентов о принципах и нормах этического кодекса инженера профессионально-нравственных аспектов и на особенности представлений о зонах профессиональной ответственности инженера - можно заключить, что студенты технических специальностей ТюмГНГУ предрасположены воспринимать этосную специфику социального поля инженерной деятельности. Однако этот вопрос требует дальнейшего исследования, поскольку трансформации в сфере высшего профессионального образования на глобальном уровне, на уровне государства и конкретного университета неизбежно создают не планируемые эффекты, отражающиеся, в том числе, и на представлениях студентов о профессионально-этических аспектах своей будущей профессии.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1

Об ответственности инженера перед обществом, %

Как Вы полагаете, за что отвеча- Всего, Курс

ет инженер перед обществом? (п 400) 5 4 3

(вопрос не альтернативный) (п143) (п 157) (п100)

Только за непосредственные результа- 13,0 ты своей профессиональной деятельности, прежде всего негативные.

Не только за непосредственные ре- 35 о

зультаты, но и за отдаленные последствия своей профессиональной деятельности, прежде всего негативные.

Прежде всего за успешность своей 47 8

профессиональной деятельности, способствующей развитию общества, а не только за предотвращение ее возможных негативных последствий. Правильное исполнение инженером 21,5 своей работы (в строгом соответствии с ГОСТ) освобождает его от ответственности перед обществом за последствия своей работы.

Все большая часть решений в 7,5 инженерной сфере сегодня принимается информационными системами, а потому персональная ответственность у инженера практически отсутствует._

19,6 26 ,6

49 ,7 20 ,3 11 ,8

9,6 43 ,3

43 ,3 22 ,9

5, 1

9,0 34 ,0

52 ,0 21

Таблица 2

О моральных нормах в инженерной профессии, %

Считаете ли Вы, что у инженерной профессии есть свои специфические моральные нормы или инженеру достаточно руководствоваться общезначимыми нормами человеческой порядочности?_

Всего, (п 400)

У профессии инженера есть свои специфические моральные ориентиры. Инженеру достаточно руководствоваться общезначимыми нормами человеческой порядочности Затрудняюсь ответить

61,8 35,5 2,8

5

Таблица 3

Об ориентации на профессиональный успех, %

Согласны ли Вы с суждением, что современные студенты инженерных специальностей мало или, скорее, вообще не ориентированы на достижение успеха в своей профессии?_

Курс

5 4 3

(п 143) (п157) (п100)

Скорее, да: профессиональный успех в 41,5 инженерном деле дается слишком тяжелым трудом как в вузе, так и на предприятии, а жизнь проходит мимо.

Скорее, нет: профессиональный 50,3

успех в инженерном деле всегда означает создание чего-то нового, уникального (машин, технологий, конструкций, программ, решений) - то есть возможность самореализации и признания со стороны коллег. А это привлекательно для моего поколения.

Другое 9,3

38,5 49,7 33,0

51,0 43,3 60,0

11,9 8,3 7,0

Список литературы

1. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Введение в прикладную этику / Монография. Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ, 2006. С. 13-158.

2. Бакштановский В.И., Богданова М.В. Профессиональная этика инженера: парадигма ответственности и/или парадигма успеха // Гений В.Г.Шухова и современная эпоха / Материалы международного конгресса. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2015. С. 97-102.

3. Богданова М.В. Высшее профессиональное образование - институционализированный или инкорпорированный социальный капитал? (по материалам опроса студентов ТюмГН-ГУ) // Университет - центр формирования и воспроизводства этики профессии. Ведомости прикладной этики. Вып. 46. Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ, 2015. С.138-162.

4. Вебер М. Наука как призвание и как профессия // Макс Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 707735.

5. Доллежаль Н. О времени, о бомбе, о себе // Наука и жизнь. 1999. № 12. [Электронный ресурс]. http://www.nkj. ru/archive/articles/10062/ (дата обращения 20.10.2015).

6. Кодекс этики российских ученых и инженеров // Официальный сайт Российского союза научных и инженерных общественных организаций [Электронный ресурс]. http://www.msea. h11.ru/code.html (дата обращения 15.10.2015).

7. ЛенкХ. Размышления о современной технике / Пер. с нем. под ред. B.C. Степина. М.: Аспект Пресс, 1996.

8. Лифшиц В.И. Проблема лакунарности в модернизации инженерного образования // Аккредитация в образовании. 2011. № 7. С. 40-43 [Электронный ресурс]. http:// www.akvobr.ru/laku-namost_v_modemizaciiJnzhenemogo_obrazovania.html (дата обращения 20.10.2015).

9. Кондратьев Н.Д. Большие циклы экономической конъюнктуры: Доклад // Проблемы экономической динамики. М.: Экономика. 1989. С. 172-226. (Экономическое наследие).

10. Оберемко О.А. На какие вопросы отвечают ответы на открытый вопрос: опыт реконструкции трансформаций вопроса респондентами // Социология: 4М. 2013. № 37. С. 39-74.

11. Прокофьев А.В. Инженерная этика высоких устремлений (анализ профессионально-этического проекта) //«Что такое хорошо и что такое плохо?» в инженерном деле. Ведомости прикладной этики. Вып. 44. Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ, 2014. С. 11 -36.

12. Ребрин О.И. Интеграция со стратегическими партнерами - перспективный путь модернизации инженерного образования // Иннопром 2013. Панельная дискуссия «Ренессанс инженерного образования. От слов к делу». г. Екатеринбург, выставочный комплекс «Екатеринбург-Экспо» 11 июля 2013 года. [Электронный ресурс]. Официальный сайт Высшей инженерной школы УрФУ. http://hse.edu.urfu.ru/ingener2/koncep-ciya/2596/ (дата обращения 12.10.2015).

13. Российский статистический ежегодник. 2014. [Электронный ресурс]. http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_13/IssWWW. exe/Stg/d01/07-48.htm (дата обращения 01.10.2015).

14. Согомонов А.Ю. Этика инженера - гибкий свод моральных практик // Этика инженера: через понимание к воспи-

танию. Ведомости прикладной этики. Вып. 42. Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ, 2013. С. 14-26.

15. Согомонов А.Ю. Этика инженерной профессии в университетской доксе: как возможно обучение инженера этическому мышлению // Университет - центр формирования и воспроизводства этики профессии. Ведомости прикладной этики. Вып. 46. Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ, 2015. С. 63-76.

16. Статистический ежегодник. Тюменская область 19902014. Том 1. [Электронный ресурс]. http://tum stat.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_ts/tumstat/resources/00bbd1804a09983183 a8cb6e1 d97fe14/25014+%D0%A1 %D1 %82%D0%B0%D1%82+% D0% B5%D0%B6%D0%B5%D0% B3%D0%BE %D0%B4%D0%B D %D0%B8% D0%BA.zip (дата обращения 01.10. 2015).

17. Тульчинский Г.Л. Профессиональная этика, профессиональный этос и университет // Университет - центр формирования и воспроизводства этики профессии. Ведомости прикладной этики. Вып. 46. Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ, 2015. С. 12-23.

18. Чеснокова В.Ф. Язык социологии. М.: ОГИ, 2010. [Электронный ресурс]. http://www.polit.ru/article/2008/11/10/ pol/ (дата обращения 20.09.2015).

19. Aud, S., Wilkinson-Flicker, S., Kristapovich, P., Rathbun, A, Wang, X., and Zhang, J. (2013). The Condition of Education 2013 (NCES 2013-037). U.S. Department of Education, National Center for Education Statistics. Washington, DC. http://nces.ed. gov/pubs2013/2013037.pdf (дата обращения 20.09.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.