Педагогика
УДК:378.4
старший преподаватель Азимбаева Жанат Амантаевна
Карагандинский государственный технический университет (г. Караганда)
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО
ИНЖЕНЕРА
Аннотация. В статье дается понятие «профессиональной деятельности инженера», рассматриваются характерные особенности. Автор выявляет ряд проблем, связанных с формированием профессионального этоса и инженерной этики. Автор рассматривает вопросы формирования профессиональных и нравственно-этических ценностей генерации нового поколения инженеров. Выдвигается положение, что практическая востребованность данной темы может стать направлением дальнейших исследований в области профессиональной деятельности инженеров новой формации.
Ключевые слова: профессиональная деятельность инженера, этос инженера, ценностные ориентации профессиональной деятельности, современная генерация инженеров, профессиональный стандарт.
Annotation. The article gives conception of "Engineer professional performance" and reviews outstanding characteristics. Author identifies problems, connected with formation of professional ethos and engineering ethics. Author reviews the topic of forming professional, moral and ethical values in new generation of engineers. The idea that practical relevance of given theme can become new trend in future research of engineer's professional performance is being offered.
Keywords: engineer professional performance, engineer ethos, value orientation of professional performance, modern engineer generation, professional standards.
Введение. Переход к новому индустриальному укладу, внедрение технологических новшеств требует новых подходов в формировании генерации специалистов с инновационным типом мышления, сертифицированных профессиональных инженеров иного формата, внесенных в соответствующие национальные регистры IGIP, составляющих инженерную элиту ведущих промышленных компаний и способных реагировать на вызовы завтрашнего дня.
Значимым событием в развитии инженерного образования стало присоединение Ассоциации инженерного образования России (АИОР) к авторитетной международной организации Washington Accord в качестве полноправного члена. Это дает возможность выпускникам технических вузов получить международное признание, пройти сертификацию в качестве «международных профессиональных инженеров» (IPE) в регистре Engineers Mobility Forum, тем самым, повысив свою конкурентоспособность и обеспечив профессиональную мобильность.
Сегодня в связи с ростом глобализации, вхождением в новый технологический уклад (повсеместный рост информационно-цифровых технологий), трансформацией промышленности в цифровую экономику меняется характер и профиль профессиональной деятельности инженера, которая становится мультифункциональной, требующей развитого синергетического мышления.
Формулировка цели статьи. Целью нашего исследования является рассмотрение профессиональной деятельности инженера через анализ социальных характеристик, так как от ценностных ориентиров инженера - ключевой профессии постиндустриального общества - во многом зависит будущее общества и государства.
Изложение основного материала статьи. В условиях, когда принцип интеграции становится системообразующим фактором социума, происходит переоценка и возрастание роли инженера в современном обществе, профессиональная деятельность существенно усложняется, так как «инженер выполняет проекты и разработки в области техники и технологий, которые оказывают существенное влияние на формирование инновационной экономики стран и, тем самым, обеспечивая ее конкурентоспособность» [1, с. 111.
Именно дальнейшее развитие инновационных, в том числе и сетевых, технологий призвано стать основой автоматизации профессиональной деятельности инженера, важное место в которой отводится:
1) развитию навыков специального инженерного мышления в условиях усложняющейся производственной деятельности;
2) «освоению навыков соединять теоретические знания с практической подготовкой» [2, с. 2551;
3) владению инструментами современной цифровой экономики с использованием высоких цифровых технологий (high-tech digital);
4) формированию «профессиональной культуры, отвечающей современным социально-детерминированным требованиям» [3, c. 421;
5) социальным взаимодействиям и контактам.
Работа современного инженера характеризуется принципиально новыми техническими и технологическими подходами, смещением акцента на наукоемкие процессы. Профессиональная деятельность инженера все более превращается в социально-инженерную деятельность и предусматривает отбор и структурирование инвариантных и специальных знаний, позволяющих соответствовать современным запросам рынка труда, технологическим вызовам (см. рис.).
Рисунок. Требования, предъявляемые к профессиональной деятельности инженера
Каждая область профессиональной деятельности требует от инженера владения определенными компетенциями, но инвариантными остаются мировоззренческая, проектная, исследовательская, организационно-управленческая компетенции.
Стоит отметить, что профессиональная деятельность инженера должна наполняться духовным, нравственным и социальным контекстами.
Анализом ценностных особенностей профессиональной деятельности инженера в различных отраслях занимается широкий круг ученых. В исследованиях О. В. Крыштановской, В. И. Бакштановского, Ю.В. Согомонова, В.Г. Горохова, В.М. Розина, Л.Н. Кочетковой, В.В. Кочеткова отмечается значимость этической стороны в профессиональной деятельности инженера в современных условиях.
Усиление этической стороны профессиональной деятельности привело к развитию этоса профессии инженера, что ранее было свойственно представителям «свободных профессий» (Э. Дюркгейм): юристов, врачей и учителей. Под понятием профессионального этоса современного инженера понимается «комплекс профессионально-этических ценностей, входящих в состав базовых основ личности человека» [4, с. 411.
Появление таких терминов, как «этос инженера», «техноэтос» свидетельствует о том, что ценностные ориентации, этические нормы находятся в поле зрения профессиональной деятельности инженера, результаты этой деятельности не должны угрожать или вредить жизни человека. Согласно Дункан У.Д., этос инженера «основывается на комплексном труде ученого-изобретателя или ученого-конструктора и призван создавать благоприятную атмосферу взаимопонимания в трудовом коллективе» [5, с. 2601.
В зарубежных странах проблемы инженерной этики активно рассматриваются и давно исследуются рядом ученых, в частности, комиссия Союза немецких инженеров, занимающаяся «основами оценки техники», определила восемь центральных ценностных областей технической деятельности: способность функционирования; экономичность; благосостояние; здоровье; безопасность; качество окружающей среды; качество общества; развитие личности [61.
Стоит отметить, что инженерная этика как единство теории и практики профессиональной деятельности инженеров находится на стадии становления в России и в современных исследованиях недостаточно представлен портрет современного инженера, описание его взаимодействий с обществом, его образ мыслей [7, с. 1271.
Изменение характера профессиональной деятельности формирует и новые вызовы к профессии, новые моральные дилеммы для инженера. Этическое значение инженерной деятельности, прежде всего, состоит в том, что инженерная деятельность и ее результаты в наибольшей степени должны отвечать общественным интересам, не создавать рисков для человека, общества и окружающей среды, предвидеть возможности и последствия технического прогресса и не уклоняться от ответственности за социальные, экономические и экологические последствия своих решений.
Внимание к этическому содержанию профессиональной деятельности должно усилить ценностную составляющую в мотивации инженерной деятельности [8, с. 3551, поскольку у инженеров должно быть чувство ответственности перед обществом за результаты своей профессиональной деятельности.
Этика, по мнению ведущего российского исследователя по прикладной этике В.И. Бакштановского, «оказывается ничем иным, как переименованием органической части трудовой морали, присущей всему спектру профессий, и об особых нормативно-ценностных подсистемах при таком подходе к рассматриваемой теме говорить не приходится» [9, с. 1741.
Исходя из этого, особое значение приобретает исследование роли и значимости этических ценностей, личностно-профессиональных качеств, которыми должен обладать современный специалист в области инженерии.
Ценностные основы профессиональной подготовки инженера третьего тысячелетия - это не только творчество и создание инновационных технологий, машинных систем, но и бережное отношение к природному комплексу, к человеку, эстетическое воздействие на него; представление проектов, имеющих «настоящую гуманность» (термин А. Хунинга) [10, с. 408].
В последнее время среди философов, социологов, педагогов участились дискуссии о том, как меняется этос современной профессии, какова динамика его развития, каковы риски таких изменений и предполагаемые социальные эффекты. Все исследователи сходятся во мнении, что структура этоса ненормативна, неформальна, имеет ценностную основу, следовательно, более устойчива, чем нормативная, и труднее поддаётся изменениям [11, с. 172].
Ряд ученых, показывая усиление этической (ценностной) стороны деятельности инженера, отмечают, что социальная роль инженера постоянно и закономерно растет:
1. Разработка, инновации, проектирование и применение техники должны оцениваться не только с политических, экономических, социальных, экологических, но прежде с морально-этических позиций. Недопустимо делать человека придатком технических артефактов и объектов[12, с. 1721;
2. «...Экзистенциальный кризис, порожденный противостоянием человека и природы, делает первоочередной задачу преодоления автотрофного характера человеческой активности. Научно - техническая стратегия все более нуждается в воссоединении со стратегией нравственной» [13, с. 401;
3. Этические аспекты инженерной деятельности ... должны быть особо представлены и в общем курсе философии для будущих инженеров, в частности в связи с рассмотрением этапов развития техники и инженерной деятельности [14, с. 42-431.
Ценностные ориентации являются элементами структуры личности инженера и характеризуют направленность его профессиональной деятельности. В результате направленной деятельности инженера возникают новые черты личности, основные ценности жизни и культуры превращаются в собственные ценности человека, трансформируясь в этические нормы.
Специалист сегодня - это во многом продукт самого себя. Он должен заниматься самообразованием, самовоспитанием, саморазвитием, осознавать общечеловеческие ценности и идеалы. Трушников Д.Ю., рассматривая компетентностную модель выпускника ТюмНГУ, обладающего профессиональной компетентностью, социально-культурной компетентностью, профессиональными и социально-значимыми качествами личности, подчеркивает, что профессорско-преподавательский состав инженерного вуза отдает предпочтение формированию профессиональной компетентности, игнорируя или оставляя на самовоспитание формирование социально значимых качеств личности [15, с. 24]. Исходя из этого, он подчеркивает, что важным компонентом реализации модели воспитания инженера-интеллигента новой фармации стала внедренная система подготовки профессорско-преподавательских кадров высшей педагогической квалификации, реализуемая на кафедре теории и методики профессионального образования в виде организованного безвозмездного приобретения дополнительного к высшему образования по направлениям «Преподаватель» и «Преподаватель высшей школы» [там же]. Такие практики позволяют создать модель культуры преподавателя в условиях современного технического вуза.
Самодисциплина, самоконтроль, активность в избранной сфере деятельности, в повышении своей профессиональной компетентности - необходимые качества современного специалиста.
Следовательно, особенности и ценности инженерного этоса состоят, с одной стороны, в форме совокупностей норм, регулирующих поведение инженера, как специалиста, так и человека, неписанных профессиональных образов, ценностно присвоенных человеком; с другой стороны, в регулировании своего поведения в соответствии с общепринятыми этическими нормами, способности нести ответственность за свои разработки, инновации, с целью, чтобы они действительно способствовали развитию человечества в лучшую сторону, служили на благо человека, обеспечивая ему безопасность и комфорт.
Немаловажную роль в формировании профессионально-этических принципов инженера играют базовые знания, логическое мышление, умение применять необходимые навыки для решения нестандартных задач и правильно расставлять приоритеты для достижения указанных целей, серьезно относиться к вопросам защиты информации. Современный инженер должен обладать такими качествами, как стремление к личностному развитию через самообразование, самообучение, самовоспитание, умение устанавливать коммуникацию, умение работать в команде.
Выводы. Обозначенные выше позиции говорят о значимости развития этического отношения к результатам профессиональной деятельности инженера в современном мире, другими словами, для успешного ее осуществления требуются не только специальные знания, навыки и умения, но и ряд профессионально-творческих качеств личности, ценностные ориентации, инновационное чутье.
Это связано с тем, что профессиональная деятельность инженера в эпоху наукоемких и высокотехнологичных отраслей приобретает глобальное значение: инженер должен соблюдать профессиональную этику, не быть «безучастным к судьбе людей».
Немаловажным фактором является также формирование на современном этапе новых видов инженерной деятельности - системотехнической и социотехнической, инженерно-психологических и других, появление которых обусловлено объективными потребностями, формированием нового типа технических систем, расширением объема знаний, используемых инженером. Все это способствует переходу профессиональной деятельности инженера на новый уровень, где происходит преобразование ответственности за отдельные технические операции в ответственность за технологический процесс производства в целом.
Литература:
1. Герасимов С.И. Создание единого международного образовательного пространства // Транспортная стратегия - XXI век, 2013. - № 20. - С. 10-12.
2. Шарафутдинова Р.И., Галимзянова И.И. Профессиональная деятельность современного инженера // Вестник Казанского технологического университета, 2012. - № 6. - Т. 15. - С. 255-257.
3. Васильева В.Д. Формирование проектной культуры как основная задача подготовки будущих инженеров к профессиональной деятельности // Совет ректоров, 2011. - № 9. - С. 38-44.
4. Воспроизводство инженерных кадров: вызовы нового времени. Под общ. ред. Л. Н. Банниковой. -Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 364 с.
5. Дункан У.Д. Основополагающие идеи в менеджменте. Пер. с англ. - М.: Дело,1996. - 272 с.
6. Философия техники в ФРГ: сборник статей / сост.: Ц.Г. Арзаканян, В. Г. Горохов; пер. снем. и англ. - М.: Прогресс, 1989. - С. 404-419. - Режим доступа: URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/ 3132/3141 (дата обращения: 11.02.2017).
7. Переслегин С.Б., Луковникова Н.М., Парибок А. А. Инженерная онтология для формирования инженерных компетенций. Ч.1. Екатеринбург, 2013. - 229 с.
8. Евченко О.С. Ценностные основы инженерного труда / Труды IV международной научно-технической конференции (Резниковские чтения). Издательство: Тольяттинский государственный университет (Тольятти), 2015. - 233 с.
9. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Прикладная этика: опыт университетского словаря: Учеб. пособие. Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ; Центр прикладной этики, 2001. - 268 с.
10. Hüning A. Das Schaffen des Ingenieurs: Beitraegezueiner Philosophie der Technik. - Duesseldorf: VDI Verlag, 1987.
11. Дроботенко Ю.Б. Изменение этоса педагогической профессии в современных социокультурных условиях // Наука о человеке: гуманитарные исследования, 2016. - №1 (23). - С. 170-179.
12. Черепанов Н.В. Этос инженерной деятельности и личностно-профессиональные качества инженера // Вестник МГТУ Станкин, 2011. - № 1. - С. 146-150.
13. Холодилова Е. В. Культурно - экологическая проблематика в контексте гуманитарной парадигмы образования // Alma - mater, 2006. - № 6. - С. 40-42
14. Терентьева И.Н., Михайлова Т.Л. Философия: учебное пособие (практикум) для студентов вузов / Нижегородский гос. техн. университет им. Р.Е. Алексеева. - Н. Новгород, 2013. - 182 с.
15. Трушников Д.Ю. К вопросу о профессиональной подготовке инженеров новой формации // Совет ректоров, 2011. - №2. - С. 22-29.
Педагогика
УДК: 378.2
аспирант кафедры управления и экономики образования Акимова Татьяна Николаевна
ГБУ ДПО Санкт - Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург), директор
ГБОУ СОШ №79 (г. Санкт-Петербург);
аспирант кафедры управления и экономики образования Лисицинская Александра Викторовна
ГБУ ДПО Санкт - Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург), заместитель директора ГБОУ СОШ №79 (г. Санкт-Петербург)
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к проблеме профессиональной компетентности учителя, влияния системных изменений на профессиональное развитие учителя. Определены и проанализированы сходство и различие понятий «профессиональной компетентности и компетенции» в широком смысле.
Ключевые слова: компетенция, образование, управление профессиональным ростом учителя, профессиональная компетентность.
Annotation. The article presents approaches to the problem of the teacher's professional competence, the impact of system-defined changes on the professional teacher's development. The similarity and difference between the concepts of "professional competence" and "competency" in the broad sense are defined and analysed. Keywords: competence, education, professional teacher's development, professional competence.
Введение. При рассмотрении особенностей влияния современных изменений в сфере образования на качество преподавания, на профессиональную компетентность педагога, необходимо остановиться на понятии «компетентность».
Мы разводим понятия компетенция и компетентность. Они широко используются в контексте оценки деятельности педагога или составления его профессиональной характеристики, вместе с тем значение данных терминов в науке трактуется неоднозначно.
Системно-структурные изменения, протекающие в российской образовательной системе, предъявляют новые требования к профессиональной компетентности педагогических работников, к управлению профессиональным образованием.
В последнее время проблема профессиональной компетентности педагогических работников находится в центре внимания исследователей. Этот факт является признанием того, что профессиональная компетентность играет ведущую роль в педагогической деятельности.
Вопросами педагогической компетентности занимались такие исследователи как В.Н.Волков, С.Г.Вершловский, И.В.Гришина, Н.В.Кузьмина, А.В.Марков, Л.М.Митина, В.В.Сериков, А.В.Хуторской, О.Н.Ярыгин и др. В исследованиях и публикациях этих и других ученых рассматривается решение нашей проблемы.