Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА МОРАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОФЕССИИ ИНЖЕНЕРА'

СПЕЦИФИКА МОРАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОФЕССИИ ИНЖЕНЕРА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
105
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / МОРАЛЬНЫЙ ПОСТУПОК / ДЕГЕРОИЧЕСКОЕ НАЧАЛО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС / НЕ-АЛИБИ В БЫТИИ / СОРАЗМЕРНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рогожа Мария Михайловна

Профессиональная деятельность инженера рассматривается в статье с позиций этики поступка. Автор стремится показать культурно-историческую обусловленность ценностно-нормативного содержания профессиональной этики в эпоху Модерна и ее дегероические основания. Этика инженера как одна из профессиональных этик в обществе риска акцентирует социальную (специальную) ответственность профессионала, который в своей деятельности ориентирован не на подвиг, а на рутину повседневности и решение этически неоднозначных вопросов профессиональной деятельности. В свете этого институционализация морали призвана способствовать профессионалам поступать ответственно в повседневной деятельности и в морально неоднозначных ситуациях. Предельные ситуации, в которых инженер выходит за рамки институционализированных правил, задают масштаб нравственной ответственности постольку, поскольку у человека нет алиби в бытии. Утверждается, что единство специальной и нравственной ответственности в профессиональной деятельности инженера обусловлено соразмерностью целей и средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF MORAL ACTIONS IN PROFESSION OF ENGINEER

Professional activity of an engineer is represented in the paper from the prospects of ethics of the act. The author seeks to represent cultural and historic conditionality of norm and value content of professional ethics in Modernity and its unheroic origins. Engineering ethics as one of professional ethics at risk society emphasizes social (special) responsibility of professional, who is not oriented on a heroic act but on a daily life routine and the resolving of ethically ambiguous questions of professional activity. In the light of such matters institutionalization of morality is directed to facilitate professsionals to act responsibly in daily life and in morally ambiguous situations. Ultimate situations, in which engineer exceeds the limits of institutionalized rules adjust the scale of moral responsibility because a person has no alibi in existence. The author claims that integrity of special and moral responsibility in professional activity of an engineer is necessary conditioned by proportionality of aims and means.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА МОРАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОФЕССИИ ИНЖЕНЕРА»

М.М. Рогожа

УДК 174:62 (045)

Специфика моральных действий в профессии инженера

Аннотация: Профессиональная деятельность инженера рассматривается в статье с позиций этики поступка. Автор стремится показать культурно-историческую обусловленность ценностно-нормативного содержания профессиональной этики в эпоху Модерна и ее дегероические основания. Этика инженера как одна из профессиональных этик в обществе риска акцентирует социальную (специальную) ответственность профессионала, который в своей деятельности ориентирован не на подвиг, а на рутину повседневности и решение этически неоднозначных вопросов профессиональной деятельности. В свете этого институционализация морали призвана способствовать профессионалам поступать ответственно в повседневной деятельности и в морально неоднозначных ситуациях. Предельные ситуации, в которых инженер выходит за рамки институционализированных правил, задают масштаб нравственной ответственности постольку, поскольку у человека нет алиби в бытии. Утверждается, что единство специальной и нравственной ответственности в профессиональной деятельности инженера обусловлено соразмерностью целей и средств.

Ключевые слова: ответственность, моральный поступок, дегероическое начало, профессиональная деятельность, этический кодекс, не-алиби в бытии, соразмерность.

Вопросы об этике инженера, вынесенные на обсуждение организаторами проекта - НИИ ПЭ, дают основания обратиться к теме критериев моральности (ответственности) действий в профессии инженера, отчасти прояснить, отчасти развить идеи, высказанные на предыдущем этапе проекта, и определить содержание и соотношение инди-

видуально и социально значимых факторов ответственной деятельности инженера.

•к'к'к

Развернутое этическое обоснование ответственной деятельности и ответственного поступка как ее единицы представил М. М. Бахтин. Моральный поступок - это сложный акт, системообразующим элементом которого является ответственность. «Ответственность поступка есть учет в нем всех факторов: и смысловой значимости, и фактического свершения во всей его конкретной историчности и индивидуальности; ответственность поступка знает единый план, единый контекст, где этот учет возможен, где и теоретическая значимость, и историческая фактичность, и эмоционально-волевой тон фигурируют как моменты единого решения» [3, с.29]. Единство поступка, его целостность возможны как «стянутые воедино» ответственная мотивация, ответственное действие и результат, полноту ответственности за который деятель берет на себя. Ответственность - это принятие на себя обязательства, которое понуждает не содержанием, но подписью под ним удостоверить абсолютную причастность деятеля к поступку. По Бахтину, это нравственная ответственность - ответственность за бытие в целом.

Подчеркнув приоритетность ответственности, Бахтин перенес на нее этическую нагрузку, которая в этике И. Канта была аккумулирована в мотиве поступка. Моральная безупречность мотива как внутреннего субъективного побуждения к действию выступала в качестве основного критерия моральности поступка в целом. Однако никогда нельзя быть до конца уверенным в чистоте мотива деятеля. В силу чего он поступает правильно? Помогает ли он ближнему ради корысти и тщеславия? Наконец, может обстоятельства сложились для него удачно и он имеет возможность поступить на благо других людей или общества в целом, не прилагая каких-либо усилий для

этого? И. Кант, способствовавший утверждению мотива как ведущего критерия моральности действия, полагал, что такого рода сомнения возникают не только у постороннего, но и у самого деятеля, которому «не дано проникнуть в собственную душу столь глубоко, чтобы быть вполне уверенным в чистоте своих моральных намерений и ясности своего образа мыслей хотя бы в одном своем поступке, даже если он не сомневается в его легальности» [8, с. 327]. Невозможность удостовериться в нравственной чистоте мотива привела Канта к выводу о невозможности воплощения морального поступка в чистом виде в реальной жизни, но не заставила отказаться от понимания мотива как критерия моральности.

Бахтин, в свою очередь, подчеркивал, что техническая безукоризненность действия не решает вопрос его нравственной ценности. Ему было важно поместить поступок в пространство жизнедеятельности человека, сделать его материальным. Поэтому именно ответственность выступила в качестве основоположного фактора моральности поступка.

Сфера действия ответственности - прежде всего жизненное пространство человека, индивидуальная ответственная жизнь, где он может быть полновластным хозяином, контролировать свои намерения, дела и их результаты. Ответственный индивид может и будет прилагать усилия в практике совершенствования, для того чтобы своим поступком удостоверить принятое решение: как я могу повлиять на свою жизнь, как я должен ориентировать ее, чтобы придать ей наилучший, совершенный вид [5, с.36]. Это, согласно Бахтину, может быть и единичный поступок, и вся жизнь в целом, рассмотренная как некий сложный поступок. Главное, чтобы в этом пространстве человек мог конструировать собственную жизнь и распоряжаться ею так, «как если бы все зависело только от него». Такой высокий настрой индивидуальной ответственности в общем

задает практику индивидуального духовного совершенствования и находит воплощение в подвиге или подвижничестве, если последнее рассматривать как взаимосвязанную цепь подвигов в «жизни как сплошном поступлении».

В свете поставленной задачи - прояснить специфику этической составляющей профессиональной деятельности инженера в обществе риска - следует учитывать, что профессиональная деятельность по сути выходит за рамки индивидуальной ответственной жизни (частной сферы).

Природа профессиональной деятельности неразрывно связана со становлением общества Модерна, современным этапом развития которого и является «общество риска»; ее формирование обусловлено развитием капитализма. В данном случае капитализм рассматривается как экономическая система, складывавшаяся в связи с подъемом городов, в которой производство и распределение товаров и услуг происходило под воздействием рыночных механизмов. Усложнение производства требовало качественного выполнения каждого участка работы, что вело к разделению труда и его специализированности, необходимости приобретения специальных навыков и знаний. Горожане (фр. bourgeoisie), ремесленники, купцы, лавочники, банкиры, собственники мануфактур вместе с представителями свободных профессий сформировали класс буржуазии, движущей силой которого стали предприниматели и собственники капитала. Буржуазный этос и позднее этика определили ценностное пространство западного, а сегодня - глобального мира.

Философы Модерна с ранних этапов его становления стремились осмыслить ценностные основания эпохи. Одни обращались к исследованию «в режиме реального времени», описывая и давая оценку явлениям, которым были свидетелями; другие - предпринимали попытки осмыслить ее с определенной исторической дистанции. Раз-

нообразие мировоззренческих, идеологических позиций, диаметрально противоположные оценки и прогнозы составили, по сути, «философский дискурс Модерна». Возможно, одним из немногих общих мест в концепциях мыслителей является признание того, что в основании эпохи практически отсутствует героическое начало. При этом дегероизация представлена преимущественно в качестве производной коммерческой деятельности.

Одним из первых на это указал шотландский просветитель А. Фергюсон. В «Опыте истории гражданского общества» (1767) он предостерегал современников от чрезмерной увлеченности коммерцией, превращающей общество в равнодушных к гражданским обязанностям индивидов, озабоченных поисками коммерческой выгоды. Он сокрушался, что современное ему «человечество все время будет ставить все ветви управления по ту сторону прилавка и вместо государственного деятеля и воина поставит себе на службу клерка и счетовода» [15, с. 320].

Практически одновременно с Фергюсоном, французский просветитель Ж.Ж. Руссо в трактате «Об общественном договоре» (1762), подразумевая современное общество, указывал на опасность коммерциализации гражданской жизни, из которой выветривается дух героического: «Как только служение обществу перестает быть главным делом граждан и они предпочитают служить ему своими кошельками, а не самолично, - Государство уже близко к разрушению. Нужно идти в бой? - они нанимают войска, а сами остаются дома. Нужно идти в Совет? - они избирают депутатов и остаются дома» [13, с. 221].

Упрекая увлекшихся коммерцией современников в утрате героического духа, Фергюсон и Руссо приводили примеры доблести, мужества полководцев и рядовых граждан античности, снискавших себе славу в веках. Конечно, обращение к героическим началам античности характерно для Просвещения в целом, а неотъемлемой чертой мо-

ральной философии всегда была критика современных нравов. Но регулярно повторяющееся противопоставление героического прошлого и дегероического настоящего свидетельствует о том, что уже мыслители раннего Модерна уловили и стремились осмыслить дух своего времени. Подвиги героев ушли в прошлое, буржуазный мир создал свои образцы для подражания - «клерка и счетовода», подчеркнуто дегероизировав их дела, показав их в рутине повседневности.

Социологи М. Вебер, В. Зомбарт, М. Оссовская подробно исследовали ценностные установки буржуазии, детально описали буржуазный и неразрывно связанный с ним мещанский этосы. Бережливость, расчетливость, трудолюбие, умеренность, скромность, самодисциплина, любовь к порядку, отказ от обмана - вот далеко не полный список ценностей, прямо или косвенно связанных с профессиональной деятельностью.

Анализируя буржуазные и сопряженные с ними мещанские ценности, Оссовская неоднократно подчеркивала, что исходно личностные установки мелких купцов и ремесленников находили выражение в их профессиональной этике как системе норм осуществления профессиональной деятельности, а «профессиональная этика купца» постепенно превращалась в «этику человека вообще», в единственно возможную программу этического поведения. Оссовская доказывала этот тезис на примере поучений Б. Франклина [10, с. 318]. Исследуя ценностные основания профессии в европейской культуре, на эту же идею выходит и О. П. Зубец: «... [профессия] определяет образ жизни, мышление, веру, одежду и речь. Выбор профессии оказывается выбором себя самого» [7].

Определяя жизнь человека, профессиональная деятельность получает религиозное оправдание. М. Вебер проследил переход призвания из религиозной категории в социально-экономическую. Добросовестное выполнение

обязанностей, исключительная честность и порядочность в делах - такими коннотациями мирской деятельности наполнилась идея призвания, определяя каждого человека по занимаемому им месту в профессии [4, с. 97].

В профессиональной деятельности как системообразующем факторе социального пространства Модерна заложено четкое дегероическое ценностное основание. Профессиональные нормы ориентированы на обеспечение жизнедеятельности человека в профессии, его рутинное взаимодействие с другими людьми, профессионалами и клиентами, потребителями его товаров и услуг.

•к'к'к

Общая картина формирования и интенсивность развития профессиональных этик свидетельствуют, что этическое регулирование охватывает, прежде всего, те сферы общественной жизнедеятельности, функционирование которых актуально или потенциально способно нанести моральный ущерб здоровью и благополучию отдельного человека, группе лиц или обществу в целом. Этические системы регуляции профессиональной деятельности определяют взаимодействие профессионалов между собой и с обществом и задают ценностно-нормативные основания их действий в повседневных ситуациях при решении морально неоднозначных вопросов.

В рамках профессии модифицируется архитектоника морального (ответственного) поступка. Сама природа профессиональной деятельности задает параметры этически значимых действий в ее рамках. Традиционный для этики поступка вопрос о целях приобретает здесь особое значение: целесообразность взаимодействий обусловливает ориентированность целей и результатов на социальную значимость. Более важным оказывается не то, почему профессионал поступает морально (ответственно), а то, что он поступает морально, что его действия ведут к морально значимому результату, а последствия и риски про-

гнозируемы, т.е. в них учтены возможные побочные эффекты. В профессиональной этике именно такое содержание наполняет смыслом понятие социальной ответственности профессионала.

В кантовской терминологии речь идет о легальных поступках - действиях, которые соответствуют нравственному закону, но совершаются не ради него. Мотивом действия выступает не сам моральный закон, а определенные практические соображения, вынуждающие профессионала поступать правильно, т.е. совершать внешне правильное действие, не обусловленное моральным законом [9, с. 233]. Моральное обоснование поступков по критериям социальной значимости (полезности) результатов и их последствий дают консеквенциалистские теории морали.

Профессиональная сфера, требующая регуляции, включает в себя трудовые коллективы, профессиональные сообщества и ассоциации. Здесь мораль актуализируется прежде всего в своей дисциплинарной функции [1, с. 42-46]. Дисциплинарность, понимаемая как внешне обусловленное упорядочивание взаимодействий в профессиональной сфере, не дополняет, а вытесняет на задний план требование личностного совершенствования в силу специфики требований, которые предъявляются деятелю в ситуациях, задаваемых профессиональной деятельностью.

Такая особенность морали в профессиональной сфере обусловливает необходимость институциональной поддержки, включение ее в общий дизайн корпоративной культуры, формирующейся в рамках профессии. Члены профессиональных групп как субъекты морали прямо или опосредованно участвуют в создании правил профессионального взаимодействия, их внедрении в практику и контроле за их соблюдением.

Внешнее регулирование профессиональной деятельности посредством этики, по большому счету, может быть

соотнесено не с индивидуальной моралью, а с административно-правовым регулированием, по сравнению с которым оно является менее формализированным, обеспечивая регуляцию преимущественно обязывающими в мягкой форме средствами, а не путем прямого постоянного принуждения [11, с.107-108]. В свете этого этическое обеспечение профессиональной деятельности не устраняет индивидуальную ответственность, а задает ее масштаб в соответствии с общественной значимостью этического выполнения профессиональных обязанностей и потребностью в регулировании их посредством этических инструментов.

Рассмотренный на предыдущем этапе обсуждения проекта НИИ ПЭ этический кодекс Института электротехников и инженеров по электронике [12, с. 93-94] вполне отражает эту тенденцию. Нормы Кодекса 1) определяют ответственность инженера за общественную безопасность, здоровье и окружающую среду; 2) ориентируют инженера на профессиональное совершенствование; 3) задают обязательства перед коллегами и профессиональным сообществом. В данном случае важна не очередность изложения норм Кодекса, а их очевидная направленность на социально значимые процесс и результат деятельности. Нормы также отражают и стремление к совершенствованию инженера, но с четким указанием на профессиональную ориентированность совершенствования.

Моральный поступок в пространстве личной ответственности - это всегда результат волевого усилия, самостоятельно принятого решения деятеля. Никто не может принудить осуществить его, обязать совершить подвиг. Требование подвига в профессиональной деятельности противоречит самой ее природе. Заложенное в основания эпохи дегероическое начало, по большому счету, и обусловливает необходимость институциональной поддержки

ответственной деятельности в этически неоднозначных ситуациях профессиональной жизни. Профессиональное совершенствование - по сути дегероическое. В Кодексе представлены требования профессиональной компетентности, постоянного повышения квалификации и получения новых знаний, профессиональной честности, недопущения взяточничества и коррупции, конструктивной критики в профессиональных вопросах и т.п. Выполнение такого рода требований не превышает возможностей отдельного человека поступать правильно, ответственно. Для обеспечения этих возможностей ответственных действий в профессиональной сфере и создана этическая инфраструктура как составляющая корпоративной культуры, приобретающей в современном мире все большее значение. В упомянутом Кодексе представлена система сдержек и противовесов, позволяющая профессионалу поступать ответственно на основе институционально обеспеченных возможностей.

Предельные ситуации, в которых принятие решения выводит деятеля на логику подвига, всегда находятся за границами, в которых действуют нормы и правила повседневности. Этические кодексы, клятвы, присяги не задают логику действий в пограничных ситуациях. Кроме того, не существует никаких внешних инстанций или служащих, уполномоченных контролировать моральность таких действий, их содержание на соответствие некоему образцу. Только деятель сам, на свой страх и риск, берет на себя полноту ответственности, а решимость свою удостоверяет подписью под обязательством, принятым по своей воле.

Таким образом, очевиден разрыв между социальной (специальной) ответственностью, задаваемой профессиональной деятельностью, и личной (нравственной) ответственностью, ставящей деятеля «на кон, когда он показывает и доказывает, что он больше себя самого, что для него есть вещи, которые поважнее удовольствий, выгоды, бла-

гополучия» [6, с. 693]. В этой связи важно помнить ключевую идею нравственного поступка философии М. М. Бахтина - единство двусторонней ответственности за содержание действия и за его бытие: «Акт должен обрести единый план, чтобы рефлектировать себя в обе стороны: в своем смысле и в своем бытии, обрести единство двусторонней ответственности: и за свое содержание (специальная ответственность) и за свое бытие (нравственная), причем специальная ответственность должна быть приобщенным моментом единой и единственной нравственной ответственности» [3, с. 8].

Инженер - не просто профессионал, он всегда остается автором-творцом своей жизни. Он субъект поступка «поступления жизнью своей», ответственный за каждый акт своего бытия. И в этом отношении апелляция к какой-либо внешней инстанции (будь то кодекс, инструкция или указания начальства) как к истине в последней инстанции - не что иное как перекладывание на нее личной ответственности, поиск алиби, что по большому счету безответственно [14, с. 135]. Поступая ответственно, инженер делает выбор и держит за него ответ, не имея алиби в бытии.

Однако такая высокая тональность ответственности требует соразмерности целей и доступных средств. Несоразмерность чревата трагическими последствиями и для самого деятеля, и для дела, за которое он берет на себя ответственность. Принимая на себя ответственность в ситуациях, превосходящих возможности отдельного человека, он может отказаться от действия вообще. Ориентированный на подвиг, он сталкивается с невозможностью его совершить, оказавшись бессильным перед лицом обстоятельств. Тогда вполне вероятно запускается логика выбора: «или все - или ничего». Несоразмерность целей и доступных средств ведет к отказу от действия, к снятию с себя непосильной ответственности. Ответственность «за все» оборачивается ответственностью «ни за что конкрет-

но». Или, перефразируя Х. Арендт: «когда отвечаешь за все - ни за что не отвечаешь» [2, с. 413].

Список литературы

1. Апресян Р. Г. Перфекционистский и дисциплинарный языки морали // Оправдание морали: Сб. науч. ст. к 70-летию профессора Ю. В. Согомонова /Отв. ред. В. И. Бакштановский, А. Ю. Согомонов. М.; Тюмень: Издание Центра прикладной этики и НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2000.

2. Арендт Х. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме. М.: Издательство Европа, 2008.

3. Бахтин М. М. Собрание сочинений. Т.1: Философская эстетика 1920-х годов. М.: Русские словари; Языки славянских культур, 2003.

4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

5. Гусейнов А. А. Мораль: между индивидом и обществом (к вопросу о месте морали в современном обществе // Общественная мораль: философские, нормативно-этические и прикладные проблемы / Под ред. Р. Г. Апресяна. М.: Альфа-М, 2009.

6. Гусейнов А. А. Философия - мысль и поступок. СПб.: СПбГУП, 2012.

7. Зубец О. П. Профессия в контексте истории ценностей // Этическая мысль. Вып. 4 / Под ред. А. А. Гусейнова. М.: ИФ РАН, 2003.

8. Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Сочинения в шести томах. Т.4. Ч.2. М.: Мысль, 1965.

9. Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Сочинения в шести томах. Т.4. Ч.1. М.: Мысль, 1965.

10. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М.: Прогресс, 1987.

11. Прокофьев А. В. Этическая инфраструктура университета и теоретические образы морали // Прикладная этика для магистрантов и профессоров. Ведомости. Вып. 38 / Под ред. В. И. Бакштановского, В. В. Новоселова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2011.

12. Рогожа М.М. Инженерная этика в обществе риска // Этика инженера: через понимание к воспитанию. Ведомости прикладной этики. Вып. 42 / Под ред. В. И. Бакштановского, В. В. Новоселова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2013.

13. Руссо Ж.Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969.

14. Сычев А. А. Этика поступка и науки о природе // Вторые саранские философские чтения: памяти М. М. Бахтина. Сб. статей. Саранск: Нижегородский гуманитарный центр, 2005.

15. Фергюсон А. Опыт истории гражданского общества. М.: РОССПЭН, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.