Научная статья на тему 'Высшее образование в Российской Федерации: анализ основных показателей'

Высшее образование в Российской Федерации: анализ основных показателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
570
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / подготовка специалистов / регионализация образования / мировой рынок образовательных услуг / обучение иностранных студентов.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высшее образование в Российской Федерации: анализ основных показателей»

Чинаева Т.И.

к.э.н., доцент Финансового университета

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Ключевые слова: высшее образование, подготовка специалистов, регионализация образования, мировой рынок образовательных услуг, обучение иностранных студентов.

В современных условиях развития экономика должна превращаться в систему, функционирующую на основе обмена знаниями. Движение по такому пути развития в значительной степени обусловлено вложениями в развитие человеческих ресурсов. Человеческий капитал - это знания, навыки, умения, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, культура труда. Человеческий капитал и капитал знаний нераздельно взаимосвязаны, при этом человеческий капитал извлекает ценности не только из знаний, которыми обладает, но и из способа своего воздействия на них1.

Система образования и подготовки специалистов имеет прямое или косвенное отношение к каждому из вышеперечисленных факторов роста, так как образование, а, следовательно, и качество интеллектуального капитала является одним из факторов экономического роста.

Член-корреспондент Российской академии образования, первый заместитель председателя Комитета по образованию ГД РФ Смолин О.Н. в своем выступлении на Х11 «Международной школе преподавателей», прошедшей 3 октября 2014 года в бизнес-школе «МИРБИС» отметил: «Сегодня основа современной экономики - это человеческий потенциал, превращающийся в человеческий капитал. Фактором этого развития человеческого потенциала и превращения является образование. Россия находится на 65 месте по развитию человеческого потенциала в мире, тогда как в 1992 году мы еще были на 34 месте. В новую стадию развития цивилизации войдут те народы, у которых среди работников будет минимум 60% лиц с высшим образованием. В 2012 году Международная организация экономического сотрудничества и развития (OECD) опубликовала данные «Взгляд на образование 2012», по которым Россия заняла первое место по числу людей с высшим образованием в определенных возрастных категориях - 54% россиян в возрасте от 25 до 64 лет. Но при этом дипломированных людей у нас становится все больше, а специалистов - если не меньше, то, по крайней мере, мы точно все больше испытываем в них дефицит»2.

В Российской Федерации функционирует весьма развитая и масштабная система третичного образования, характеризующаяся высокой степенью охвата населения в соответствующих возрастах. По состоянию на начало 2012/13 учебного года в России насчитывалось 1046 высших учебных заведений, численность обучавшихся в них студентов составила 6075,4 тыс. чел. Для сравнения в 2008/09 году в 1134 вузах обучалось 7513,1 тыс. чел. Одной из основных причин снижения численности студентов являются демографические проблемы. Кроме того целевая программа развития образования России в настоящее время направлена на сокращение числа вузов.

Численность российских студентов составила по состоянию на 2012/13 учебный год 6075,4 тыс. чел., из которых 84,7% обучались в государственных и муниципальных учреждениях высшего профессионального образования, 15,3% обучались в негосударственных вузах.

Всего в 2012 г. было выпущено 1397,3 тыс. специалистов с высшим профессиональным образованием. Из них выпускники государственных и муниципальных учреждений ВПО составили 80,5%, на долю негосударственных вузов проходилось 19,5% выпускников.

Если рассматривать структуру выпуска специалистов с высшим профессиональным образованием государственных и муниципальных вузов по группам специальностей (в соответствии с Общероссийским классификатором образования 2003 г.), то можно видеть что основной процент выпуска приходится на долю таких специальностей как «экономика и управление» (35,6%), «гуманитарные науки» (15,7%), «образование и педагогика» (8,3%).

Глобализация в настоящее время является основной тенденцией развития мировой экономики и затрагивает практически все стороны социально-экономической деятельности. Однако параллельно с этим усиливается внимание к региональным аспектам социального и экономического развития. В сфере образования также существует тенденция регионализации, что детерминировано специфическими для каждого региона социально-экономическими проблемами и задачами. «При этом наиболее перспективным становится подход к рассмотрению региона с комплексных, многоаспектных позиций как участника глобализации экономики, что воплощается в идее создания территориальных ком-

1 Мильнер Б. Управление интеллектуальными ресурсами // Вопросы экономики. - М., 2008. - № 7.

2 Смолин О.Н. Образование завтра: 10 поводов для разочарования, 2014. - http://netreforme.org/tag/sokrashhenie-chisla-vuzov

плексов профессионального образования»1. Возможность региональных вузов более оперативно реагировать на потребности конкретного региона в специалистах определенной профессии относится к одному из положительных моментов регионализации высшего образования.

За анализируемый пятилетний период число вузов в абсолютном выражении сократилось во всех округах Российской Федерации. Что касается структуры распределения по территории страны, самая большая часть вузов по-прежнему сосредоточена в Центральном федеральном округе (39,2%), на долю Москвы приходится 60,5% всех вузов Центрального округа и 23,7% всех вузов страны. В Приволжском федеральном округе сосредоточено 14,5% всех вузов страны, в Северно-Западном и Сибирском соответственно 11,1 и 11,0%. Минимальная доля в структуре распределения образовательных учреждений высшего профессионального образования по стране принадлежала Дальневосточному федеральному округу (3,9%) (табл. 1).

Таблица 1

Численность обучающихся по программам высшего профессионального образования по субъектам

Российской Федерации, тысяч человек2

2008/2009 гг. 2009/2010 гг. 2010/2011 гг. 2011/2012 гг. 2012/2013 гг.

Всего 7513,1 7418,8 7049,8 6490,0 6075,4

Центральный 2380,3 2366,1 2215,9 2005,5 1852,9

из него Москва 1312,8 1281,1 1168,1 1029,0 941,1

Северо-Западный 761,4 749,7 712,0 660,2 619,0

из него Санкт-Петербург 458,7 454,3 429,9 400,9 381,6

Южный 610,5 605,8 585,9 552,9 524,8

Северо-Кавказский 382,8 376,8 366,8 340,7 329,3

Приволжский 1487,9 1471,4 1395,9 1292,5 1212,6

Уральский 621,5 605,2 577,3 529,4 491,0

Сибирский 953,1 927,2 891,1 827,1 792,8

Дальневосточный 315,7 316,7 304,9 281,7 252,9

В целом по стране в государственных вузах обучалось 84,7% от всей численности студентов. Сравнивая значение данного показателя по все федеральным округам можно отметить, что самым низким его значение было в Центральном федеральном округе, где в государственных вузах обучалось 77,7% от всей численности студентов (в Москве 75,2%), а наиболее высоким - в Дальневосточном федеральном округе - 91,6%.

Обучение по программам высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях может осуществляться за счет следующих источников финансирования:

• Федерального бюджета;

• Бюджетов субъектов Российской Федерации;

• Местных (муниципальных) бюджетов;

• По договорам с юридическими и физическими лицами с полным возмещением затрат на обучение.

В образовательных учреждениях высшего профессионального образования за рассматриваемый период, охватывающий 2007/08 - 2012/13 учебные годы сложилась следующая структура бюджетных источников финансирования численности студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования.

Большая часть студенческого контингента обучалась за счет средств договоров с юридическими и физическими лицами с полным возмещением затрат на обучение, их удельный вес в общей численности студентов в целом по стране составлял в 2012/13 учебном году 54,7% (табл. 2). В некоторых регионах уровень этого показателя был выше среднего значения и составлял в Уральском федеральном округе 64,8%, в Приволжском - 57,4%, Дальневосточном -56,9% и в Южном - 56,2%. На уровне ниже среднего значения находились такие регионы как: Северо-Западный (52,2%), Центральный (51,4%) и Северо-Кавказский (47,1%).

Удельный вес студентов, обучающихся за счет федерального бюджета, в их численности в целом по стране также был высоким и составлял в 2012/13 учебном году 43,8%. Максимальная доля студентов, обучавшихся за счет средств федерального бюджета была в Северо-Кавказском федеральном округе - 49,1% и выше среднего уровня в таких округах как: Северо-Западный (47,0%), Центральный (45,9%) и Сибирский (45,3%). В Уральском федеральном округе величина этого показателя была ощутимо ниже общероссийского уровня (32,9%).

Доля численности студентов, обучающихся за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, в общей численности студентов в целом по стране составляла 1,4%. Наиболее высокой эта доля за рассматриваемый период была в Московской области - 8-11%, в Ленинградской - 7-8% и в Тюменской области - 6-8%.

Средства местных бюджетов отдельные региональные образования фактически не использовали на обучение по программам высшего профессионального образования, ряд регионов использовал эти средства в незначительных объемах и нерегулярно. Вместе с тем в рассматриваемом периоде ряд регионов ежегодно направлял средства местных бюджетов на обучение студентов по программам высшего профессионального образования. К ним относятся: Красно-

1 Романова И.Б., Байгулова А.А., Современные тенденции развития высшего профессионального образования // Креативная экономика. 2010. -№ 6. - http://www.creativeconomy.ru/articles/3612

2 Составлено по: «Статистика образования в Российской Федерации в цифрах: 2013» http://www.extech.ru/info/public/ stat 2013 edu/education 2013.pdf

дарский край и области: Воронежская, Московская, Волгоградская, Самарская, Свердловская, Тюменская и Новосибирская.

Таблица 2

Структура численности обучающихся по программам высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях по источникам финансирования и субъектам Российской Федерации (на начало учебного года), в процентах1

2008/2009 гг. 2009/2010 гг. 2010/2011 гг. 2011/2012 гг. 2012/2013 гг.

За счет средств федерального бюджета

Всего 44,9 43,9 43,5 43,7 43,8

Центральный 47,0 45,4 45,5 45,9 45,9

из него Москва 46,8 45,1 46,8 47,4 47,5

Северо-Западный 48,2 46,6 46,8 47,2 47,0

из него Санкт-Петербург 50,5 49,6 50,2 51,2 50,8

Южный 47,1 46,8 45,4 44,1 43,3

Северо-Кавказский 54,7 52,4 49,9 48,4 49,1

Приволжский 42,1 41,2 40,7 41,3 41,9

Уральский 32,8 32,4 32,0 31,9 32,9

Сибирский 45,1 45,2 44,8 45,5 45,3

Дальневосточный 44,9 42,9 42,1 43,0 42,9

За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации

Всего 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4

Центральный 1,6 2,0 2,1 2,5 2,7

из него Москва 1,5 2,4 2,9 3,2 3,4

Северо-Западный 0,6 0,6 0,6 0,7 0,7

из него Санкт-Петербург 0,6 0,7 0,7 0,8 0,8

Южный 0,4 0,4 0,4 0,4 0,5

Северо-Кавказский 2,1 2,8 3,5 2,7 3,8

Приволжский 0,8 0,6 0,6 0,6 0,7

Уральский 1,9 1,9 2,1 2,3 2,2

Сибирский 0,2 0,1 0,2 0,1 0,1

Дальневосточный 0,0 0,0 0,2 0,2 0,2

По договорам с юридическими и физическими лицами с полным возмещением затрат на обучение

Всего 54,0 55,0 55,2 55,0 54,7

Центральный 51,4 52,6 52,1 51,5 51,4

из него Москва 51,7 52,5 50,3 49,5 49,0

Северо-Западный 51,2 52,8 52,6 52,1 52,2

из него Санкт-Петербург 48,9 49,7 49,1 48,0 48,4

Южный 52,3 52,8 54,1 55,4 56,2

Северо-Кавказский 43,2 44,8 46,7 48,8 47,1

Приволжский 56,9 58,1 58,6 58,0 57,4

Уральский 65,1 65,5 65,8 65,8 64,8

Сибирский 54,7 54,7 54,9 54,4 54,6

Дальневосточный 55,0 57,1 57,7 56,9 56,9

Вопросы финансового обеспечения деятельности высших образовательных учреждений остается одной из главных проблем государственного бюджета.

Одним из основных законодательных актов, определяющим источники финансирования образовательных учреждений является закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, согласно которому финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения.

Финансирование государственных и муниципальных образовательных учреждений осуществляется в соответствии с типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

Образовательное учреждение независимо от его организационно-правовой формы вправе привлекать дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и иностранных юридических лиц. При этом привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и размеров его финансирования за счет бюджетных средств.

Основными источниками финансирования расходов на образование служат федеральный, региональные и муниципальные бюджеты. Незначительную роль играют внебюджетные средства - от предпринимательской деятельно-

1 Составлено на основании данных сборника «Статистика образования в Российской Федерации в цифрах: 2013». -http://www.extech.ru/info/public/stat_2013_edu/education_2013.pdf

сти и средства спонсоров, добровольные пожертвования и целевые взносы. Бюджеты различных уровней принимают неодинаковое участие в финансовом обеспечении учреждений образования по разным программам обучения.

Анализ структуры расходов федерального бюджета на образование за последние годы наглядно демонстрирует, что большая их часть приходится на долю высшего профессионального образования - в 2012 г. их удельный вес составлял 74,2% всех расходов на образование (табл. 3). Доля расходов на среднее профессиональное образование снижается с каждым годом. В 2005 году они составляли 9,6%, а в 2012 году - 0,9%. Это связано с передачей расходных полномочий по этой группе на региональный уровень. Такая же тенденция наблюдается и в области расходов на дошкольное и начальное профессиональное образование.

Таблица 3

Структура расходов федерального бюджета на 2008-2012 годы по разделам и подразделам функциональной классификации расходов, в процентах1

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Образование, всего 100 100 100 100 100

Дошкольное образование 1,0 1,0 1,0 1,0 1,2

Общее образование 1,2 1,2 1,3 10,1 14,8

Начальное профессиональное 3,2 3,1 0,7 0,7 0,8

Среднее профессиональное 9,6 9,0 7,2 6,4 0,9

Профессиональная подготовка переподготовка и повышение квалификации 1,1 1,1 1,2 1,3 1,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высшее и послевузовское профессиональное 78,9 80,1 82,3 72,7 74,2

Молодежная политика и оздоровление детей 0,2 0,2 0,1 0,1 0,9

Прикладные научные исследования в области образования 0,6 1,4 3,5 3,6 2,2

Другие вопросы в области образования 4,3 2,8 2,5 4,1 3,9

В 2008-2012 гг. в структуре объемов средств государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования по источникам их формирования существенных изменений не наблюдалось, их динамика носила стабильный характер. Удельный вес бюджетных средств характеризовался возрастающей тенденцией, и увеличился с 54,8% в 2008 г. до 60,9% в 2012 г. (табл. 4). При этом удельный вес ассигнований федерального бюджета возрос с 46,2% в 2007 г. до 58,6% в 2012 г. В целом по стране в 2009-2012 гг. доля местных бюджетов в объеме средств образовательных учреждений составляла 0,1%. Удельный вес внебюджетных средств сократился с 51,3% в 2008г. до 39,1% в 2012 г.

Таблица 4

Средства государственных и муниципальных учреждений высшего профессионального образования

по субъектам Российской Федерации, млрд. руб.2

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Всего 407,8 536,5 519,7 589,0 650,1

Бюджетные средства 198,3 293,5 301,6 351,1 396,1

Средства федерального бюджета 188,4 283,0 291,2 339,8 381,1

Внебюджетные средства 209,5 243,0 218,1 238,0 254,0

В период, охватывающий 2008-2011 гг., численность студентов, обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях высшего профессионального образования постепенно снижалась. В 2012 г. значение показателя возросло на 11,4% по сравнению с предыдущим годом, за счет увеличения численности студентов, обучающихся с полным возмещением стоимости обучения (табл. 5). За рассматриваемый период в структуре численности обучающихся по источникам финансирования наблюдался сдвиг в сторону увеличения удельного веса студентов, обучающихся с полным возмещением стоимости обучения (54,0% в 2008 г. и 61,5% в 2012 г.) при одновременном снижении удельного веса обучающихся за счет средств федерального бюджета (54,0% в 2008 г. и 61,5% в 2012 г.).

По приему студентов государственными и муниципальными учреждениями высшего профессионального образования прослеживаются тенденции, аналогичные тем, которые наблюдаются по показателям численности (табл. 6). Также прием студентов постепенно снижался в период, охватывающий 2008-2011 гг. В 2012 г. значение показателя возросло на 22,7% по сравнению с предыдущим годом за счет увеличения приема студентов, обучающихся с полным возмещением стоимости обучения. В целом за рассматриваемый период в структуре приема студентов в распределении по источникам финансирования наблюдался сдвиг в сторону увеличения удельного веса студентов, обучающихся с полным возмещением стоимости обучения, но это изменение было несколько ниже (58,8% в 2008 г. и 60,0% в 2012 г.). Сокращение доли приема за счет средств федерального бюджета составило - 40,1% в 2008 г. и 38,6% в 2012 г.

1 Составлено на основании данных сборника: «Статистика образования в Российской Федерации в цифрах: 2013».

2 Составлено на основании данных сборника «Статистика образования в Российской Федерации в цифрах: 2013». - http:// www.extech.ru/info/public/stat_2013_edu/education_2013.pdf

Таблица 5

Численность студентов, обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях высшего профессионального образования по источникам финансирования (тысяч человек)1

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Численность студентов (на начало учебного года) - всего 6214,8 6135,6 5848,7 5453,9 6075,4

в том числе обучающихся за счет средств:

федерального бюджета 2791,6 2691,1 2541,8 2382,5 2262,9

бюджетов субъектов Российской Федерации 63,3 69,7 71,8 70,6 73,1

местных бюджетов 3,7 3,1 5,7 2,1 2,0

с полным возмещением стоимости обучения 3256,2 3371,7 3229,5 2998,6 3737,4

Таблица 6

Прием студентов государственными и муниципальными учреждениями высшего профессионального образования по источникам финансирования (тысяч человек)2

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Численность студентов (на начало учебного года) - всего 1362,7 1329,6 1195,4 1057,7 1298,2

в том числе обучающихся за счет средств:

федерального бюджета 546,0 544,0 501,7 492,7 501,7

бюджетов субъектов Российской Федерации 14,1 15,3 16,2 17,2 17,2

местных бюджетов 0,7 0,4 1,1 0,6 0,6

с полным возмещением стоимости обучения 801,9 769,8 676,4 547,2 778,7

Рассмотренные выше тенденции, характерные для показателей численности и приема студентов прослеживаются и для такого показателя как выпуск специалистов (табл. 7). Если в 2008 г. среди выпущенных специалистов за счет бюджета обучалось 47,6% от всего выпуска и с полным возмещением затрат на обучение - 51,3%, то в 2012 году значения этих показателей составили соответственно - 34,5 и 64,4%.

Таблица 7

Выпуск специалистов государственными и муниципальными учреждениями высшего профессионального образования по источникам финансирования (тысяч человек)3

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. 2012 г.

Численность студентов (на начало учебного года) - всего 1125,3 1166,9 1177,8 1157,3 1397,2

в том числе обучающихся за счет средств:

федерального бюджета 535,5 541,3 532,3 506,1 482,5

бюджетов субъектов Российской Федерации 11,6 12,1 13,0 14,2 13,8

местных бюджетов 0,8 1,0 1,3 0,8 0,4

с полным возмещением стоимости обучения 577,4 612,4 631,2 636,3 900,5

Анализ показателей, отражающих численность обучающихся, прием студентов и выпуск специалистов государственными и муниципальными учреждениями высшего профессионального образования по источникам финансирования, демонстрирует выраженную тенденцию сокращения доступности высшего образования в результате уменьшения числа бюджетных мест, что приводит к тому, что затраты на обучение молодого поколения должны оплачиваться из семейных бюджетов. Однако далеко не каждый семейный бюджет может себе это позволить и, следовательно, часть талантливой молодежи не будет иметь возможность получить высшее образование.

В последние десятилетия высшее образование становится все более доходной отраслью экономики и национальные правительства идут по пути усиливающейся конкуренции за получение этих денежных потоков. Учебные заведения вовлечены в системы рыночных отношений, важнейшей составляющей которых является получение прибыли, а наличие в вузе иностранных студентов в значительной степени влияет не только на его финансовое благополучие, но и на престиж и популярность.

Крупнейшими мировыми источниками международных студентов являются такие страны как: Индия, Китай, Корея. Отсутствие равновесия между странами, посылающими студентов и принимающими их, заметно растет. В качестве принимающих страны с англо-саксонскими системами высшего образования привлекают значимо большую долю студентов. Что касается растущей численности студентов-иностранцев из Азии, то, например, в США обучается почти вдвое больше таких студентов (291 тыс.), чем во всех европейских странах (170,5 тыс.). Фактически азиатские студенты составляют более половины всех иностранных студентов в США)4.

1 Составлено на основании данных «Статистика образования в Российской Федерации в цифрах: 2013». - http://www.extech. ru/info/public/stat_2013_edu/education_2013.pdf

2 Составлено по: Российский статистический ежегодник 2013. - http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/Main.htm

3 Составлено по: Российский статистический ежегодник - 2013. - http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/Main.htm

4 Чинаева Т.И., Современные тенденции развития международной студенческой мобильности - Актуализация статистической методологии в процессе образовательной и научной деятельности вузов: сборник научных трудов / Финансовый университет при правительстве Российской Федерации; под ред. проф. В.Н. Салина - М.: Издательская торговая Компания «Наука-Бизнес-Паритет», 2014.

Развитие глобализационных процессов в сфере высшего образования требует пристального внимания к развитию соответствующих процессов в нашей стране. Традиционно сложилось так, что в основном иностранные студенты приезжает в Россию из развивающихся стран. Пространство СНГ - ближнее зарубежье - также сфера российских интересов. Традиционно наиболее активно работают с зарубежными учащимися МГУ имени М.В. Ломоносова, Российский университет дружбы народов, Санкт-Петербургский госуниверситет, Санкт-Петербургская академия экономики и финансов, Воронежский и Казанский госуниверситеты, активизируют свою деятельность в этом направлении и многие другие вузы страны. Более всего привлекает иностранцев высокий уровень российского инженерного и естественнонаучного образования.

В результате трансформаций переходного периода, позиции российских вузов на мировом рынке образовательных услуг были существенно ослаблены. Были потеряны страны бывшего социалистического лагеря, после 90-х годов в разы сократилась численность лиц, владеющих русским языком, обучающихся на русском языке и изучающих его как учебный предмет1.

Однако при всем этом Россия остается страной-реципиентом для студентов иностранцев, которая входит в первую десятку стран, привлекательных для получения высшего образования. С 1996 года был возобновлен прием иностранных граждан на обучение по государственной линии за счет средств федерального бюджета, выделяемых на образование.

За счет бюджета в российских университетах могут учиться до 15 тысяч иностранцев, а также соотечественников, живущих за рубежом. В рамках этой квоты в 2013-2014 учебном году в России обучались представители 131 страны. Более половины иностранных студентов поступают в университеты Москвы, Санкт-Петербурга и других городов-миллионников. Наиболее популярны среди иностранцев гуманитарные науки (20,5%), здравоохранение (20,2%) и экономика и управление (16,6%)2.

Прием иностранных студентов за рассматриваемый период, охватывающий 2007/08-2012/13 учебные годы характеризуется устойчивой позитивной динамикой (табл. 8). Исключение составляет 2011/12 учебный год, когда было отмечено сокращение приема иностранных студентов по сравнению с 2010/11 г. (-7%).

Таблица 8

Принято на обучение иностранных студентов, обучавшихся по программам высшего профессионального образования в образовательных учреждениях Российской Федерации, на начало

учебного года, тысяч человек3

2007/2008 гг. 2008/2009 гг. 2009/2010 гг. 2010/2011 гг. 2011/2012 гг. 2012/2013 гг.

Иностранные студенты, всего 34,1 36,1 34,4 37,1 34,7 46,8

Из них граждане стран: СНГ, Балтии, Грузии 25,7 27,4 26,9 27,9 26,1 37,0

Европы 0,3 0,4 0,4 0,3 0,3 0,4

Азии 6,3 7,1 7,1 7,3 6,5 7,1

Центральной и Южной Америки 0,3 0,1 0,2 0,2 0,1 0,2

Северной Америки (США и Канады) 0,0 0,0 0,0 0,1 0,1 0,0

Африки 1,5 1,0 1,7 1,4 1,5 2,0

В 2012/13 уч. году было зафиксировано достаточно ощутимое увеличение численности принятых на обучение студентов-иностранцев (на 34,8% по сравнению с предыдущим 2011/12 уч. г. и на 37,1% по сравнению с 2007/08 уч. г.).

Большинство студентов-иностранцев, обучающих в Российской Федерации это выходцы из стран СНГ, Балтии и Грузии. Их доля в общем приеме стабильно самая высокая и составила в 2012/13 учебном году 79,1%, в 2007/08 уч. году - 75,4%. Следующей по величине является доля студентов-иностранцев из стран Азии (15%) и Африки (4,3%). Минимальным от общей численности принятых иностранцев была доля студентов из стран Северной Америки (США и Канады) - 0,1%, Центральной и Южной Америки (0,6%) и Европы (0,9%).

Численность всего контингента иностранных студентов в рассматриваемые годы стабильно возрастала, ее прирост составил в 2012/13 уч. г. 27,2% по сравнению с базовым уровнем (2007/08 уч. год) и 4% по сравнению с предыдущим 2011/12 уч. г. (табл. 9). Значения показателей, характеризующих распределение студентов-иностранцев по численности, несущественно отличаются от структуры соответствующих значений, относящихся к их приему. Все структурные соотношения выглядят аналогичным образом.

Среди численности студентов из стран СНГ, обучавшихся в государственных образовательных учреждения высшего профессионального образования России на условиях общего приема основная доля принадлежит Казахстану (32,8%) и Беларуси (21,2%). Следующую группу составляют такие страны как Туркмения (9,6%), Узбекистан (8,4%) и Азербайджан (8,1%). Минимально были представлены студенты из Молдовы (1,7%) и Армении (2,3%).

Для всех учебных заведений в целом характерна такая ситуация, что выпуск бывает ниже, чем прием, то есть не все студенты, принятые на обучение в итоге выпускаются дипломированными специалистами. Еще в большей степени

1 Арефьев А. Л., Шереги Ф.Э, Иностранные студенты в российских вузах / Министерство образования и науки Российской Федерации, Центр социологических исследований. - М., 2014.

«Иностранным студентам нужна помощь в адаптации», по материалам доклада Радиной Н.В. в НИУ ВШЭ на XV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества», 2014. - http://opec.ru/1691329.html

3 Составлено по: Российский статистический ежегодник - 2013. - http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/Main.htm

такая тенденция присуща совокупности иностранных студентов, в большинстве случаев их выпускается значительно меньше по сравнению с принятыми на обучение. Это вполне понятно, если учесть, что для иностранных студентов значительно сложнее проходит адаптационный период. Для многих иностранных студентов, обучающихся в РФ, существует ряд основных адаптационных трудностей: приспособление к новой социокультурной среде, приспособление к климатическим условиям, времени, к новой образовательной системе, к языку общения, бытовые сложности, отрыв от семьи и т.д.

Таблица 9

Численность иностранных студентов, обучавшихся по программам высшего профессионального образования в образовательных учреждениях Российской Федерации, на начало учебного года, тыс. человек1

2007/2008 гг. 2008/2009 гг. 2009/2010 гг. 2010/2011 гг. 2011/2012 гг. 2012/2013 гг.

Иностранные студенты, всего 129,6 131,3 145,9 153,8 158,4 164,8

Из них граждане стран: СНГ, Балтии, Грузии 92,5 94,4 107,8 116,7 121,8 127,5

Европы 1,5 1,8 1,8 1,3 1,2 1,3

Азии 28,3 28,3 28,7 28,1 27,1 26,9

Центральной и Южной Америки 1,1 0,9 0,9 0,9 1,0 1,0

Северной Америки (США и Канады) 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1

Африки 6,1 5,7 6,6 6,7 7,1 7,9

Лучшие показатели выпуска демонстрируют студенты из стран Азии, численность выпуска таких студентов фактически полностью соответствует численности их приема. Худшие показатели выпуска демонстрируют студенты из стран Северной Америки, а также Центральной и Южной Америки - в лучшем случае от численности принятых выпускается 50% специалистов. Среди студентов из стран СНГ, Балтии и Грузии до выпуска доходят порядка 65% от численности принятых, из стран Европы - 75% (табл. 10).

Таблица 10

Выпуск с дипломом иностранных студентов, обучавшихся по программам высшего профессионального образования в образовательных учреждениях Российской Федерации, на начало

учебного года, тыс. человек2

2007/2008 гг. 2008/2009 гг. 2009/2010 гг. 2010/2011 гг. 2011/2012 гг. 2012/2013 гг.

Иностранные студенты, всего 21,6 19,0 21,2 24,1 26,4 26,5

Из них граждане стран: СНГ, Балтии, Грузии 15,6 11,3 13,3 15,8 17,6 17,6

Европы 0,2 0,5 0,5 0,3 0,3 0,3

Азии 4,83 6,2 6,4 6,8 7,2 7,1

Центральной и Южной Америки 0,1 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1

Северной Америки (США и Канады) 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Африки 0,8 0,8 0,9 1,0 1,2 1,3

Важным показателем при оценке международного престижа национальной системы образования является доля иностранных студентов в общей численности обучающегося контингента высших профессиональных учреждениях страны. В большинстве лидирующих стран-реципиентов доля иностранных студентов не ниже 3,5%, в России значение соответствующего показателя составило в 2012/13 учебном году - 2,7%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Очевидно, что состояние экспорта образовательных услуг определяется привлекательностью страны, ее системы высшего образования и доступностью получения высшего образования, престижностью вузов, а также маркетинговой политикой по продвижению образовательных услуг на мировой рынок образовательных услуг. Отличительной особенностью образования является его ценность не только для человека, но и для общества и государства3.

1 Составлено по: Российский статистический ежегодник - 2013. - http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/Main.htm

2 Составлено по: Российский статистический ежегодник - 2013. - http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/Main.htm

3 Горшкова Л.Ю. Экспорт образовательных услуг высшей школы: мировой опыт и Россия: автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н. - М., 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.