Научная статья на тему 'Основные тенденции развития международного рынка образовательных услуг'

Основные тенденции развития международного рынка образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2960
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / INTERNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION / INTERNATIONAL MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / FOREIGN STUDENTS / INTERNATIONAL STUDENT MOBILITY / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чинаева Т. И.

Мировая система образования все в большей степени преобразуется в многомиллиардную промышленность, одним из прибыльных направлений которой является обучение иностранных студентов. Создание и развитие успешно функционирующей системы международного образования, привлечение значительно количества иностранных студентов – это не только одна из возможностей увеличить бюджет вуза и поднять его престиж, но также и способ продвижения политики, культуры, экономики, образа жизни принимающей страны на родину студента. Также это одна из возможностей поднять конкурентоспособность экономики страны за счет трудоустройства наиболее талантливых выпускников-иностранцев. В связи с этим исследовательский и практический интерес имеет изучение и анализ основных направлений развития международного рынка образовательных услуг. Этим вопросам и посвящена данная статья, в которой рассмотрены изменения основных показателей, отражающих главные векторы экспорта образования в ведущих странах-экспортерах и в нашей стране. Целью работы является анализ развития международного рынка образовательных услуг за последние годы. В основу положен анализ аналитической и статистической информации о происходящих в этой области процессах, как на международном уровне, так и в России. В процессе исследования использовались методы аналитического и логического анализа на основе статистических данных, способствующие более детальному изучению динамических и структурных изменений социально-экономических явлений и процессов. В целом за последние 30 лет размеры международной студенческой мобильности возросли более чем в 6 раз. Международный образовательный рынок постоянно развивается, наращивая свой оборот. Однако потоки международных студентов периодически меняют свою направленность, как по странам происхождения, так и по странам обучения. При этом можно отметить, что изменения в составе наиболее крупных стран-реципиентов происходят медленнее, чем в составе стран, поставляющих иностранных студентов. Крупнейшими мировыми источниками международных студентов в настоящее время являются такие страны как: Индия, Китай, Корея. Также можно отметить, несмотря на определенные усилия российских вузов по привлечению иностранных студентов, позиции страны на глобальном рынке образовательных услуг не высоки. Проведенный анализ позволил выявить ряд основных тенденция развития международного рынка образовательных услуг, к основным среди которых относятся: растущий спрос на получение высшего образования за пределами своей страны, усиливающаяся конкуренция за привлечение иностранных студентов в вузы и сдвиг от массового набора студентов к более селективному набору талантливой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The world education system everything will more be transformed to the multi-billion industry, one of the profitable directions of which is training of foreign students. Creation and development of successfully functioning system of the international education, attraction of a significant amount of foreign students are not only to increase the budget of higher education institution and to lift its prestige, but also and a method of promotion of policy, culture, economy, a conduct of life of the host country home. With respect there to research and practical interest has studying and the analysis of the main directions of development of the international market of educational services. This article in which changes of the main indicators reflecting the main vectors of export of education in the leading countries exporters and in our country are considered is also devoted to these questions.The purpose of work is the analysis of development of the international market of educational services in recent years. The analysis of analytical and statistical information on the processes happening in this area, both at the international level, and in Russia is the basis.In the course of the research the methods of the analytical and logical analysis on the basis of statistical data promoting more detailed studying of dynamic and structural changes of the social and economic phenomena and processes were used.In general for the last 30 years the extent of the international student’s mobility increased more than by 6 times. The international educational market constantly develops, increasing the turnover. However flows of the international students periodically change the orientation, both on countries of source, and over the countries of training. At the same time it is possible to note that changes in structure of the largest countries recipients happen more slowly, than as a part of the countries delivering foreign students. The largest world sources of the international students are such countries now as: India, China, Korea. It is also possible to note, despite certain efforts of the Russian higher education institutions on involvement of foreign students, country line items in the global market of educational services aren’t high. The carried-out analysis allowed to reveal a number of the main a tendency of development of the international market of educational services among which to the main treat the growing demand for receipt of the higher education outside the country, the amplifying competition for involvement of foreign students in higher education institutions and shift from mass set of students more selective set of talented youth.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития международного рынка образовательных услуг»

УК311 Т.И. Чинаева

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2500-3925-2017-1-60-68

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

Москва, Россия

Основные тенденции развития международного рынка образовательных услуг

Мировая система образования все в большей степени преобразуется в многомиллиардную промышленность, одним из прибыльных направлений которой является обучение иностранных студентов. Создание и развитие успешно функционирующей системы международного образования, привлечение значительно количества иностранных сту-дентов—это не только одна из возможностей увеличить бюджет вуза и поднять его престиж, но также и способ продвижения политики, культуры, экономики, образа жизни принимающей страны на родину студента. Также это одна из возможностей поднять конкурентоспособность экономики страны за счет трудоустройства наиболее талантливых выпускников-иностранцев. В связи с этим исследовательский и практический интерес имеет изучение и анализ основных направлений развития международного рынка образовательных услуг. Этим вопросам и посвящена данная статья, в которой рассмотрены изменения основных показателей, отражающих главные векторы экспорта образования в ведущих странах-экспортерах и в нашей стране. Целью работы является анализ развития международного рынка образовательных услуг за последние годы. В основу положен анализ аналитической и статистической информации о происходящих в этой области процессах, как на международном уровне, так и в России. В процессе исследования использовались методы аналитического и логического анализа на основе статистических данных, способствующие более детальному изучению динамических и структурных изменений социально-экономических явлений и процессов.

В целом за последние 30 лет размеры международной студенческой мобильности возросли более чем в 6 раз. Международный образовательный рынок постоянно развивается, наращивая свой оборот. Однако потоки международных студентов периодически меняют свою направленность, как по странам происхождения, так и по странам обучения. При этом можно отметить, что изменения в составе наиболее крупных стран-реципиентов происходят медленнее, чем в составе стран, поставляющих иностранных студентов. Крупнейшими мировыми источниками международных студентов в настоящее время являются такие страны как: Индия, Китай, Корея. Также можно отметить, несмотря на определенные усилия российских вузов по привлечению иностранных студентов, позиции страны на глобальном рынке образовательных услуг не высоки. Проведенный анализ позволил выявить ряд основных тенденция развития международного рынка образовательных услуг, к основным среди которых относятся: растущий спрос на получение высшего образования за пределами своей страны, усиливающаяся конкуренция за привлечение иностранных студентов в вузы и сдвиг от массового набора студентов к более селективному набору талантливой молодежи.

Ключевые слова: высшие учебные заведения, интернационализация высшего образования, международный рынок образовательных услуг, иностранные студенты, интернациональная студенческая мобильность.

Tatiana Ig. Chinaeva

Financial university under the government of the Russian Federation, Moscow, Russia

Main trends of the international market of educational services

The world education system everything will more be transformed to the multi-billion industry, one of the profitable directions of which is training of foreign students. Creation and development of successfully functioning system of the international education, attraction of a significant amount of foreign students are not only to increase the budget of higher education institution and to lift its prestige, but also and a method of promotion of policy, culture, economy, a conduct of life of the host country home. With respect there to research and practical interest has studying and the analysis of the main directions of development of the international market of educational services. This article in which changes of the main indicators reflecting the main vectors of export of education in the leading countries - exporters and in our country are considered is also devoted to these questions.

The purpose of work is the analysis of development of the international market of educational services in recent years. The analysis of analytical and statistical information on the processes happening in this area, both at the international level, and in Russia is the basis. In the course of the research the methods of the analytical and logical analysis on the basis of statistical data promoting more detailed studying of dynamic and structural changes of the social and economic phenomena and processes were used.

In general for the last 30 years the extent of the international student's mobility increased more than by 6 times. The international educational market constantly develops, increasing the turnover. However flows of the international students periodically change the orientation, both on countries of .source, and over the countries of training. At the same time it is possible to note that changes in structure of the largest countries recipients happen more slowly, than as a part of the countries delivering foreign students. The largest world sources of the international students are such countries now as: India, China, Korea. It is also possible to note, despite certain efforts of the Russian higher education institutions on involvement of foreign students, country line items in the global market of educational services aren't high. The carried-out analysis allowed to reveal a number of the main a tendency ofdevelopment of the international market of educational services among which to the main treat the growing demand for receipt of the higher education outside the country, the amplifying competition for involvement of foreign students in higher education institutions and shift from mass set of students more selective set of talented youth.

Keywords: higher educational institutions, internationalization of higher education, international market of educational services, foreign students, international student mobility.

Введение

Процессы трансформирования системы образования из образовательной системы, носящей академический характер, в многомиллиардную промышленность — глобальную индустрию образования и повышения квалификации, способствуют изменению институциональной природы вузов и являются общим мировым трендом в функционировании системы высшего образования в настоящее время.

Результатом усиливающегося вовлечения высших учебных заведений в систему рыночных отношений становится стремление к получению прибыли. Привлечение же иностранных студентов в значительной степени влияет не только на финансовое благополучие вузов, но и на их престиж и популярность. От этого зависит степень привлекательности обучения в нем, ведущие места в рейтингах и конкурентоспособность. В работе [1] авторы подчеркивают: «Численность иностранных студентов — это один из важнейших показателей в рейтингах вузов на мировом рынке образовательных услуг, определяющий их успешность». Значение при составлении международных рейтингов наличия и количества иностранных студентов в вузе отмечается и в статье [2]: «Количество обучаемых в вузе иностранных студентов является одним из показателей внешней оценки эффективности деятельности вуза и учитывается при составлении международных рейтингов университетов, что стимулирует вузы к развитию этого направления».

Кроме того, интересно мнение Дугласа Д.О., который в своей работе «Международный Беркли: дискуссии о роли иностранных студентов в американском университете — вчера и сегодня» [3] отмечает, что вплоть до настоящего времени основным стимулом к привлечению

иностранных студентов остаются финансовые обстоятельства. Кроме того, есть и более далеко идущие последствия. Создание и развитие успешно функционирующей системы международного образования, привлечение значительно количества иностранных студентов — это не только одна из возможностей увеличить и бюджет вуза, и страны, но также и способ продвижения ее политики, культуры, экономики, образа жизни на родину студента. Также это одна из возможностей поднять конкурентоспособность экономики страны за счет трудоустройства наиболее талантливых выпускников-иностранцев.

Емкость мирового рынка образования составляет более 100 млрд долл. в год, из них на долю высшей школы приходится от 50 до70 млрд долларов. Всемирная торговая организация (ВТО) включила образование в список услуг, торговля которыми регулируется положениями Генерального соглашения о торговле в сфере услуг (ГАТС). В силу того, что высшее образование с каждым годом становится все более доходной отраслью экономики, все сильнее растет конкуренция между странами за получение этих денежных потоков. «Поскольку существует экспорт образования, значит существует и международная конкуренция в этой области. И все больше и больше образование воспринимается в качестве ключевого фактора экономического развития» [4].

Международная студенческая мобильность является одним из приоритетных направлений развития современной глобальной системы высшего (третичного) образования и расширение экспорта образовательных услуг относится к важнейшим направлениям деятельности ряда стран, среди которых лидируют США, Великобритания, Франция, Германия, Китай и Австралия.

Существует заметное отсутствие равновесия между странами, посылающими студентов и принимающими их. В качестве принимающих, значимо большую долю студентов привлекают страны с англо-саксонскими системами высшего образования [5]. Традиционно определяется восемь ведущих стран-реципиентов, принимающих более половины мирового совокупного массива иностранных: США, Великобритания, Германия, Франция, Австралия, Канада, Россия, Япония. Однако в последние годы на международном рынке образовательных услуг развиваются и новые направления, среди которых — страны Латинской Америки, Карибского бассейна, Океании и Азии [6].

В настоящее время приблизительно одна пятая часть мировых потоков студенческой мобильности приходится на долю США, которые прилагают большие усилия к тому, чтобы эта часть еще более увеличилась. Однако, в связи с усиливающейся конкурентной борьбой в образовательной сфере, тем, что развитые и развивающиеся страны улучшают свои системы высшего образования, делая их более международными, и тем самым привлекательными для иностранцев, доминирующие позиции этой страны в последние годы становятся не такими устойчивыми. Д.О.Дуглас и Р.Эделштейн отмечают в своей статье [7], что развитые и развивающиеся страны улучшают свои системы высшего образования, делая их более международными, и тем самым привлекательными для иностранцев. В итоге, у некогда доминирующих на рынке международного обучения США и небольшой группы преимущественно англоговорящих стран, появляются конкуренты. Доля рынка стран Европы, Австралии, Новой Зеландии, Канады и Японии остается неизменной и в ряде случаях даже увеличивается.

Англия, Франция и Германия продолжают привлекать к себе растущее количество студентов. Среди относительных «новичков», но с высоким темпом роста рыночной доли следует отметить Австралию, Новую Зеландию, Канаду, Нидерланды, Японию и Китай.

Ханс де Витт отмечает в своей статье [8], что растет число стран, конкурирующих с традиционными лидерами обучения (США, Великобритания, Германия, Франция и Австралия) за право обучать международных студентов. Среди конкурентов — такие индустриальные страны, как Канада, Новая Зеландия, страны континентальной Европы, а так же такие новые страны как Китай, Малайзия, Сингапур, Тайвань, Южная Африка и страны Ближнего Востока. Характерно, что последние страны являются так же доминирующими в плане обучения своей молодежи за границей.

Студенческая мобильность в ведущих странах-реципиентах

По сведениям отчета Open Doors report, публикуемого каждый год Институтом международного образования (IIE) при поддержке Государственного Бюро по образованию и культуре Министерства иностранных дел США, удельный вес иностранных студентов в США составляет 19% от всех мобильных студентов мира. И хотя эта доля продолжает оставаться большой, целом за период 2000-2016 гг. доля США в обучении международных студентов сократилась 25% до 19%. По данным, опубликованным Open Doors Data в 2016 г. [9] численность иностранных студентов, обучающихся в американских университетах впервые превысила миллион человек по состоянию на 2015-2016 учебный год, увеличившись по сравнению с пре-

дыдущим годом на 7% и достигнув своего максимального значения — 1044 тыс.чел.

Студенты из первых трех мест происхождения — Китай, Индия и Саудовская Аравия, в настоящее время их доля составляет половину от общего численности иностранных студентов в Соединенных Штатах. Несколько лет назад на первом месте по численности студентов, приезжающих для обучения в США была Индия. Однако в последние годы это место принадлежит китайским студентам и их численность продолжает расти быстрыми темпами. Университеты США остаются для китайских студентов наиболее привлекательными, так по имеющимся данным [10], в 2016 году прирост составил 20 тыс. человек по сравнению с предыдущим периодом. Однако значение показателя выросло всего на 7,2% процента, это минимальное значение за последние 9 лет и весьма ощутимое замедление роста по сравнению с максимальным значением показателя, которое составляло 29,9 процента. В 2015—2016 уч. году снова отмечается увеличение численности студентов из Индии (на 25%), многие из которых выбрали такие направления для обучения, как точные науки, инженерное дело и математика (STEM fields).

Продолжающийся рост численности студентов из Саудовской Аравии способствовал тому, что Южная Корея, которая также активно направляет своих студентов на обучение в США и несколько лет подряд занимала третье место, теперь передвинулась на четвертое. Мобильность студентов из Саудовской Аравии является результатом широкомасштабной программы выделения стипендий на обучение за рубежом, обеспечиваемой правительством страны. В последние годы также отмечалось увеличение численности бразильских студентов, как следствие принятия

в 2011 году Бразильской программы научной мобильности. Студенты по этой программе начали приезжать в США в январе 2012г. Однако, в результате замораживания этой программы, численность бразильских студентов сократилась в 2015— 2016 уч. году на 18%.

В бюджет США от обучения иностранных студентов и их сопутствующих расходов во время обучения (расходы на проживание, оплата питания и транспорта, покупка учебников, медицинская страховка и др.) поступает в настоящее время порядка 36 млрд. долл. Министерство торговли США называет высшее образование пятым важнейшим экспортером страны в сфере обслуживания. Большая часть зарубежных студентов получают финансовую поддержку из личных и семейных источников (64%). Если учитывать другие возможные иностранные источники финансирования (правительства своих стран или университеты), то общее финансирование, поступающее в США из внешних источников в настоящее время, составляет порядка 72%.

Численность американских студентов, получивших академические кредиты и обучающихся за рубежом, достигла 313 тыс. чел. в 2014-2015 уч. году, увеличившись более чем в два раза за последние 10 лет. Большая часть из них выбирает для обучения следующие страны: Великобританию, Италию, Испанию, Францию и Китай.

В последние годы многие страны развивают и совершенствуют свои образовательные системы, в том числе в сторону международной направленности и привлекательности для иностранных студентов. В результате этого доля США на международном рынке в данной области несколько сокращается. В то же время наблюдается некоторый рост или устойчивое положение доли стран Европы, Авс-

тралии, Новой Зеландии, Канады. Конкурирующие страны привлекают иностранных студентов, кроме всего прочего, и более выгодными финансовыми условиями (гранты, стипендии, кредиты и предоставление оплачиваемой работы), что является опасным моментом для США, где стоимость обучения выше, чем у стран-конкурентов [7].

В отличие от других развитых стран весьма своеобразная ситуация существует в Европе. Здесь обучается приблизительно половина всех иностранных студентов, при этом более чем 50% этих студентов уроженцы других европейских стран. Например, больше всего на учебу в Голландию приезжают студенты из Германии, Китая и Бельгии, в тоже время голландские студенты для обучения за рубежом выбирают Великобританию и Бельгию [11].

В целом более половины иностранных студентов представляют Азию и традиционно порядка 25% приходится на долю Европы. Из той части азиатских студентов, которые обучаются в Европе, большинство получает образование в Великобритании, которая стабильно лишь незначительно уступает США в привлечении иностранных студентов. Что касается национального состава зарубежного студенчества в британских вузах, то, по данным The Higher Education Statistics Agency (HESA), первые пять мест занимают выходцы из КНР (вместе с Гонконгом — почти 23% общего количества иностранцев), Индия (5,3%), Нигерия (4,1%), США (3,8%) и Малайзия (3,5%) [12]. Доход Великобритании от обучения иностранных студентов составил в 2014г. 7млрд. фунтов стерлингов [13].

Австралия является одним из стран-лидеров на международном рынке образовательных услуг и последнее десятилетие прилагает большие усилия для утверждения и расшире-

ния своих позиций. Одной из отличительных особенностей образовательной политики этой страны является «значительно более высокий процент студентов, привлекаемый на программы бакалаврской подготовки, а не постдипломного обучения, как в США и Великобритании» [14].

Франция является четвертой страной в мире по численности иностранных студентов, которые обучаются в ней, после США, Великобритании и Австралии. В 2015г. большая часть иностранных студентов во Франции была из Марроко.

В Финляндии, с целью развития экспорта образовательных услуг, был разработан проект Future Learning earning Finland» (FLF), реализуемый организацией Finpro с 2011 г. Главной целью этой программы является развитие и увеличение спроса на образовательные услуги Финляндии на международном рынке. Другой задачей проекта является оказание содействия экспорту ноу-хау в области образования и вывод работающих в этом направлении компаний на международный рынок[14].

Китайский вектор в развития интернациональных студенческих потоков

Китай в настоящее время является крупнейшим источником иностранных студентов, чему способствует и правительственный курс, ценность диплома на рынке труда Китая, а также рост благосостояния. В 2014 г. за границей за свой счет обучалось 92% китайских студентов. По данным Министерства образования КНР, общая численность граждан страны, получивших дипломы о высшем образовании, прошедших стажировку или защитивших диссертации за рубежом между 1978 и 2012 гг., составила 2,644 млн человек, достигнув 400 тыс. выехавших в 2012 г. (более чем в 20 раз

выше, чем в 1998 г., при ежегодном росте в 2007—2011 гг. в 20% [6]. В 2014 г. численность китайских студентов, обучающихся за рубежом, достигла 459,8 тыс.человек, увеличившись по сравнению с уровнем предыдущего года на 11,09%.

Большая часть китайских студентов получает образование в пяти странах: США, Великобритании, Австралии, Канаде и Японии, а если добавить Германию, Францию, Республику Корея, Сингапур и РФ, то и все 90%, и это несмотря на то, что стоимость обучения в них гораздо выше, чем в других государствах мира [6].

КНР также активно приступила и к реализации стратегии привлечения иностранных студентов в свои вузы [15], поставив перед собой цель к 2020г. привлечь порядка 500 тыс. иностранных студентов. В настоящее время в Китае обучается менее 10 процентов от всего мирового контингента иностранных студентов в мире [16]. В марте 2015 года Министерством образования КНР были опубликованы статистические данные о численности иностранных студентов, обучающихся в китайских университетах, в 2015г., количество возросло на 5,8% по сравнению с 2013 годом. Всего в КНР обучается 377 тыс. иностранных студентов.

Россия на международном рынке образовательных услуг

Развитие глобализационных процессов в сфере высшего образования требует пристального внимания к развитию соответствующих процессов в нашей стране.

Советскому Союзу принадлежало третье место в море по количеству иностранных студентов после США и Франции. Во времена холодной войны вузы Советского Союза привлекали студентов из стран аналогичной идеологической

Таблица 1

Принято на обучение иностранных студентов, обучавшихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в образовательных организациях высшего образования России, на начало учебного года,

тысяч человек [18]

2009/10 2010/11 2011/12 2012/13 2013/14 2014/15 2015/16

Иностранные студенты, всего 34,4 37,1 34,7 46,8 57,6 70,7 88,7

Из них граждане стран: СНГ, Балтии, Грузии 26,9 27,9 26,1 37,0 45,7 56,6 70,3

Европы 0,4 0,3 0,3 0,4 0,5 0,7 0,9

Азии 7,1 7,3 6,5 7,1 8,1 10,1 11,8

Центральной и Южной Америки 0,2 0,2 0,1 0,2 0,4 0,5 0,7

Северной Америки (США и Канады) 0,0 0,1 0,1 0,0 0,1 0,1 0,1

Африки 1,7 1,4 1,5 2,0 1,9 2,5 3,4

ориентации. В конце 80-х годов в 339 советских вузах обучались иностранные студенты. Наиболее широко были представлены такие страны как: Монголия (в 1990/91 учебном году — 7,1% от всех студентов-иностранцев, обучавшихся в Советском Союзе), Вьетнам (5,3%), Афганистан и Куба (4,8%), Болгария (4,3%) [17].

В результате трансформаций переходного периода, произошло существенное ослабление позиций российских вузов на мировом рынке образовательных услуг. Были потеряны страны бывшего социалистического лагеря, после 90-х годов в разы сократилась численность лиц, владеющих русским языком, обучающихся на русском языке и изучающих его как учебный предмет [17]. Однако при всем этом Россия остается страной-реципиентом для студентов иностранцев, которая входит в первую десятку стран, привлекательных для получения высшего образования.

С 1996 года был возобновлен прием иностранных граждан на обучение по государственной линии за счет средств федерального бюджета, выделяемых на образование. За счет бюджета в российских университетах могут учиться до 15 тысяч иностранцев, а также соотечественников, живущих за рубежом.

Традиционно сложилось так, что в основном иностранные студенты приезжает в Россию из развивающихся стран.

Пространство СНГ — ближнее зарубежье — также сфера российских интересов. Наиболее активно работают с зарубежными учащимися МГУ имени М.В. Ломоносова, Российский университет дружбы народов, Санкт-Петербургский госуниверситет, Санкт-Петербургская академия экономики и финансов, Воронежский и Казанский госуниверситеты, активизируют свою деятельность в этом направлении и многие другие вузы страны. Более всего привлекает иностранцев высокий уровень российского инженерного и естественнонаучного образования.

В отечественной статистике собираются данные об иностранных студентах, обучающихся по программам ВПО в образовательных учреждениях Российской Федерации по странам происхождения.

Прием иностранных студентов в рассматриваемые годы стабильно возрастал, в 2015/16 учебном году в российские вузы поступило 88,7 тыс. чел., что 2,6 раза больше, чем в принятом за базу сравнения 2009/10уч.годом. По сравнению с предыдущим 2014/15уч. годом количество принятых иностранных студентов увеличилась на 25,5% (табл. 1).

Большинство студентов-иностранцев, обучающих в Российской Федерации это выходцы из стран СНГ, Балтии и Грузии. Их удельный вес в общем приеме стабильно самый высокий и постепенно

увеличивается, в 2015/16 учебном году составлял 79,3%, в 2009/10 уч.году - 78,2%. Следующей по величине является доля студентов-иностранцев из стран Азии (13,3%) и Африки (3,8%). Минимальной от общей численности принятых иностранцев была доля студентов из стран Северной Америки (США и Канады) - 0,1%, Центральной и Южной Америки (0,8%) и Европы (1,01%).

Значения показателей, характеризующих распределение студентов-иностранцев по численности, несущественно отличаются от структуры соответствующих значений, относящихся к их приему. В целом можно отметить достаточно высокие темпы роста численности иностранных студентов в российских учебных заведениях за последние годы, в 2015/16 уч.году по сравнению с 2009/10 на 66,2%. Большая часть которых (77,6%) из стран СНГ, Балтии и Грузии (табл. 2).

Для всех учебных заведений в целом характерна такая ситуация, что выпуск бывает ниже, чем прием, то есть не все студенты, принятые на обучение в итоге выпускаются дипломированными специалистами. Еще в большей степени такая тенденция присуща совокупности иностранных студентов, в большинстве случаев их выпускается значительно меньше по сравнению с принятыми на обучение. Это вполне понятно, если учесть, что для иностранных студентов значи-

Таблица 2

численность иностранных студентов, обучавшихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в образовательных организациях высшего образования России, на начало учебного года,

тысяч человек [18]

2009/10 2010/11 2011/12 2012/13 2013/14 2014/15 2015/16

Иностранные студенты, всего 145,9 153,8 158,4 164,8 205,7 221,4 242,5

Из них граждане стран: СНГ, Балтии, Грузии 107,8 116,7 121,8 127,5 156,3 175,5 188,1

Европы 1,8 1,3 1,2 1,3 1,7 1,8 2,5

Азии 28,7 28,1 27,1 26,9 28,5 31,7 34,5

Центральной и Южной Америки 0,9 0,9 1,0 1,0 1,2 1,3 1,6

Северной Америки (США и Канады) 0,1 0,1 0,1 0,1 0,2 0,2 0,2

Африки 6,6 6,7 7,1 7,9 7,9 9,4 10,6

тельно сложнее проходит адаптационный период. Для многих иностранных студентов, обучающихся в РФ, существует ряд основных адаптационных трудностей: приспособление к новой социокультурной среде, приспособление к климатическим условиям, времени, к новой образовательной системе, к языку общения, бытовые сложности, отрыв от семьи и т.д.

Лучшие показатели выпуска демонстрируют студенты из стран Азии, численность выпуска таких студентов фактически полностью соответствует численности их приема. Худшие показатели выпуска демонстрируют студенты из стран Северной Америки, а также Центральной и Южной Америки — в лучшем случае от численности принятых выпускается 50% специалистов. Среди студентов из стран СНГ, Балтии и Грузии до выпуска доходят порядка 65% от численности принятых, из стран Европы — 75%.

В целом, несмотря на определенные усилия российских вузов по привлечению иностранных студентов, позиции страны на глобальном рынке образовательных услуг не высоки. Как отмечается в работе [15], согласно информации Центра по вопросам исследований и инноваций ОЭСР, по полученным за счет экспорта образовательных услуг ежегодным доходам Россия далеко отстает от ведущих стран мира. По разным источникам, за последние годы эта сумма ко-

лебалась от 150—200 млн долл. (0,5% мирового рынка образовательных услуг) до примерно 0,5 млрд долл. (аналогичный показатель США 10,3 млрд, Австралии — 2,2 млрд, Китая — 0,9 млрд долл.30).

Иностранные студенты на магистерских и аспирантских программах обучения

Магистранты и аспиранты, являющиеся получателями самого высокого уровня образования, так же все больше стремятся получать образование за границей, выбирая при этом те страны, которые обладают наиболее развитой наукой и инвестируют в современные исследования и разработки значительные средства. Габриэле Маркони, который является аналитиком Управления образования и квалификаций Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в своей статье [21] отмечает, что в настоящее время в странах-членах ОЭСР каждый десятый магистрант или студент магистерского уровня — иностранец. Среди аспирантов, по данным ЮНЕС-КО—ОЭСР—Евростата за 2013 год, иностранцем является каждый четвертый, то есть показатель еще выше. А в Люксембурге и Швейцарии международные студенты составляют более половины всех аспирантов. В относительном выражении больше всего иностранных магистрантов обучается в Люк-

сембурге (67%), затем следуют Австралия (38%), Великобритания (36%) и Швейцария (27%).

Для иностранных аспирантов, обучающихся в стра-нахОЭСР, наиболее привлекательными областями наук являются естественные, инженерные и сельскохозяйственные науки. На них обучается почти 60% всех международных аспирантов, магистрантов на этих направлениях обучается около 30%. После обучения на РИЭ-программах в странах-ОЭСР остается примерно четверть иностранных студентов.

Заключение

В целом, в результате анализа ситуации на международном рынке образовательных услуг и статистических данных, отражающих происходящие процесс, можно отметить, что всех странах-лидерах разработана национальная стратегия в соответствующем направлении, внедрены программы развития в области экспорта образовательных услуг с четким кругом целей и задач. Также существует соответствующее финансовое обеспечение таких программ. Кроме того, учитывая высокую подвижность и переменчивость под воздействием ряда факторов, ситуации на международном рынке высшего образования, существует необходимость постоянной корректировки своих программ развития с учетом происходящих изменений.

Рассмотренные в работе основные направления студенческой мобильности позволяют отметить, что развитие интернациональных студенческих потоков в количественном выражении впечатляюще, их темпы роста превосходили даже темпы распространения высшего образования, которое характеризовалось все большей массовостью, особенно после 70-х гг. прошлого века. В настоящее время в основе происходящих изменений на глобальном рынке международных студентов, по мнению авторов работы [7], лежат две основные макро-тенденции: растущий спрос и усиливающаяся конкуренция. Так же к одной из новых тенденций в области развития международного образования эксперты относят сдвиг от массового набора студентов, что было характерно в предшествующий период, к более селективному набору самой талантливой молодежи. Таких студентов приглашают не только для обучения, но и с целью их дальнейшего трудоустройства. В рамках данной тенденции квалифицированные мигранты заполняют потребности экономики знаний и замещают сокращающийся объем образованных кадров демографически стареющих стран Северной Америки, Европы, Австралии и Японии [8].

В целом за последние 30 лет размеры международной студенческой мобильности воз-

росли более чем в 6 раз. Международный образовательный рынок постоянно развивается, наращивая свой оборот. Однако потоки международных студентов периодически меняют свою направленность, как по странам происхождения, так и по странам обучения. При этом можно отметить, что изменения в составе наиболее крупных стран-реципиентов происходят медленнее, чем в составе стран, поставляющих иностранных студентов. Крупнейшими мировыми источниками международных студентов в настоящее время являются такие страны как: Индия, Китай, Корея.

Также можно отметить, несмотря на определенные усилия российских вузов по привлечению иностранных студентов, позиции страны на глобальном рынке образовательных услуг не высоки.

В целом к основным тенденциям развития современного международного рынка образовательных услуг в настоящее время можно отнести:

• признание в мировом сообществе сферы высшего образования и особенно его международной составляющей многомиллиардным бизнесом;

• изменение рядом государств экспортно-импортной политики в сфере образования;

• рост масштабов рынка и объемов продаж образовательных услуг, международной мобильности студентов, преподавателей и исследователей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• мобильность иностранных студентов, их обучение сформировалась в область экономики, способной приносить ощутимый доход;

• активизация студенческой мобильности и постоянный рост числа иностранных студентов в развитых странах;

• расширение экспорта образования как одного из приоритетных направлений деятельности ряда развитых стран;

• усиление конкуренции европейских стран, США, Канады, Австралии и Китая за привлечение иностранных студентов, появление новых игроков на рынке международного образования;

• рост значения Китая на международном рынке образовательных услуг;

• значительное повышение активности учебных заведений (что особенно заметно проявилось в условиях мирового финансового кризиса);

• слияние академических учреждений или присоединение отдельных институтов в качестве факультетов университетов, создание образовательных кластеров;

• расширение круга международных и национальных провайдеров, в том числе за счет необразовательных структур;

• разработка новых стратегий экспорта образовательных услуг;

• переход от массового набора студентов к поиску лучших и талантливых [14], [20].

Литература

1. Международная студенческая мобильность как показатель успешности системы образования / Бюллетень о состоянии российского образования, Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2015. Выпуск №4

2. Меликян А.В. Типология международной образовательной деятельности российских вузов // Высшее образование в России, 2016, №12(207), с.140

3. Дуглас Д. Международный Беркли: дискуссии о роли иностранных студентов в амери-

References

1. М^Идипагоёпауа зШёепскезкауа тоЫГпоз!;' как рока2а1еГ шрезИпозИ 8181ешу оЪга2оуашуа / Буи11е1еп' о 8о81;оуапи rossiyskogo оЪга2оуашуа, Апа1ШсИе8к1у 18еп1х рп Ргауке^уе Rossiyskoy Federatsii, 2015. Уо1. №4 (in Russ.)

2. Me1ikyan А.У. Tipo1ogiya mezhdunarodnoy оЪга2оуа1еГпоу deyate1'nosti rossiyskikh vuzov // Vysshee obrazovanie V Rossii, 2016, №12 (207), 140 р. (т Russ.)

3. Dug1as Э. Mezhdunarodnyy Berk1i: diskussii о гоН inostrannykh studentov V amerikanskom

канском университете — вчера и сегодня, Вопросы образования, 2015, №2.

4. OECD. Globalizatiom and Linkages to 2020: Challenges and Opportunities for OECD countries. Paris: Organization for Economic Cooperation and Development, 1996.

5. Чинаева Т.И., Студенческая мобильность: мировые тенденции. // Высш. образование. — 2002. - № 3. - С. 93-99.

6. Интернационализация российских вузов: китайский вектор, Боревская Н.Е., Агранович М.Л., Ващенко В.П., Гохберг Л.М., Дмитриева Ю.В., Ефремова Л.И., Житникова М.Н., Краснова Г.А., Ларионова М.В., Петровская Т.С., Строганов Д.В., Хомяков М.Б., Хузиятов Т.Д./ Главный редактор И.С. Иванов. Москва, 2013.

7. Дуглас Джон О., Эделштейн Ричард, Глобальный рынок международных студентов: Перспективы Америки/ Международное высшее образование, http://ihe.nkaoko.kz/archive/30/325/

8. Ханс де Вит. Последние тенденции и проблемы международной мобильности студентов // Международное высшее образование. http:// ihe.nkaoko.kz/archive/ihe/

9. IIE Releases Open Doors 2016 Data, http:// www. iie .org/en/Who - We - Are/News - and - Events/ Press-Center/Press-Releases/2016/2016-11-14-Open-Doors-Data#.WIer41OLSUm

10. http://russian.cctv.com/2016/10/24/ ARTIfrwx9S2W5U1Kpweay3yh161024.shtml

11. www.eurogates.ru/ru_holland_news/ id/7318//

12. http://www.kommersant.ru/doc/2832273

13. Universities UK (2014). International Students in Higher Education: The UK and Its Competition. http://www.universitiesuk.ac.uk/ policy-and-analysis/reports/Pages/international students-uk-he-its-competition.aspx

14. Галичин В.А. Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития / В.А.Галичин. — М.: Из-детельский дом «Дело» РАНХиГС, 2015.

15. http: //www.akvobr.ru/strategiya_kitaya_po_ privlecheniu_inostrannih_studentov.html

16. Andrys Onsman. Why do international students go to China? //University world news/ 25.10.2013.

17. Арефьев А. Л., Шереги Ф. Э, Иностранные студенты в российских вузах [электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации, Центр социологических исследований. — М., 2014. http://5top100.ru/ upload/iblock/ea8/ea84f9baddbf6eb8b6d44dbecb3e a9b3.pdf

18. Российский статистический ежегодник: http: //www.gks. ru /bgd/regl/b 15_13/Main. htm; http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/Main.htm

19. Марконе Г. Международные магистранты и аспиранты: что нам говорит статистика /

universitete—vchera i segodnya, Voprosy obrazovaniya, 2015, №2 (in Russ.).

4. OECD. Globalizatiom and Linkages to 2020: Challenges and Opportunities for OECD countries. Paris: Organization for Economic Cooperation and Development, 1996.

5. Chinaeva T.I., Studencheskaya mobil'nost': mirovye tendentsii. // Vyssh. obrazovanie. — 2002. — № 3. - Pp. 93-99. (in Russ.).

6. Internatsionalizatsiya rossiyskikh vuzov: kitayskiy vektor, Borevskaya N.E., Agranovich M.L., Vashchenko V.P., Gokhberg L.M., Dmitrieva Yu.V., Efremova L.I., Zhitnikova M.N., Krasnova G.A., Larionova M.V., Petrovskaya T.S., Stroganov D.V., Khomyakov M.B., Khuziyatov T.D./ Glavnyy redaktor I.S. Ivanov. Moskva, 2013. (in Russ.)

7. Duglas Dzhon O., Edelshteyn Richard, Global'nyy rynok mezhdunarodnykh studentov: Perspektivy Ameriki/ Mezhdunarodnoe vysshee obrazovanie [Electronic resource]: Available at: http://ihe.nkaoko.kz/archive/30/325/ (in Russ.)

8. Khans de Vit. Poslednie tendentsii i problemy mezhdunarodnoy mobil'nosti studentov // Mezhdunar-odnoe vysshee obrazovanie [Electronic resource]: Available at: http://ihe.nkaoko.kz/archive/ihe/ (in Russ.)

9. IIE Releases Open Doors 2016 Data [Electronic resource]: Available at: http://www. iie. org/en/Who - We - Are/News-and-Events/Press -Center/Press-Releases/2016/2016-11-14-Open-Doors-Data#.WIer41OLSUm

10. Electronic resource. Available at: http:// russian.cctv.com/2016/10/ 24/ARTIfrwx 9S2W5U1 Kpweay 3yh161024.shtml (in Russ.)

11. Electronic resource. Available at: www. eurogates.ru/ru_holland_news/id/7318// (in Russ.)

12. Electronic resource. Available at: http:// www.kommersant.ru/doc/2832273 (in Russ.)

13. Universities UK (2014). International Students in Higher Education: The UK and Its Competition. [Electronic resource]: Available at: http://www. universitiesuk.ac.uk/policy-and-analysis/reports/Pages/ international students-uk-he-its-competition.aspx

14. Galichin V.A. Mezhdunarodnyy rynok obrazovatel'nykh uslug: osnovnye kharakteristiki i tendentsii razvitiya / V.A.Galichin. — M.: Izdetel'skiy dom «Delo» RANKhiGS, 2015. (in Russ.)

15. Electronic resource. Available at: http:// www.akvobr.ru/strategiya_kitaya_po_privlecheniu_ inostrannih_studentov.html (in Russ.)

16. Andrys Onsman. Why do international students go to China? //University world news/ 25.10.2013.

17. Arefev A. L., Sheregi F. E, Inostrannye studenty v rossiyskikh vuzakh [Electronic resource] / Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii, Tsentr sotsiologicheskikh issledovaniy. — M., 2014. Available at: http://5top100.ru/upload/iblock/ea8/ea84f9baddbf 6eb8b6d44dbecb3ea9b3.pdf (in Russ.)

18. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. [Electronic resource] Available at: http://www.gks. ru/bgd/regl/b15_13/Main.htm; http://www.gks.ru/ bgd/regl/b13_13/Main.htm (in Russ.)

19. Markone G. Mezhdunarodnye magistranty i aspiranty: chto nam govorit statistika /

Международное высшее образование, № 86. 2016.

20. Чинаева Т.И., Современные тенденции развития международной студенческой мобильности — Актуализация статистической методологии в процессе образовательной и научной деятельности вузов: сборник научных трудов. / Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; под ред. В.Н. Салина (Вып. 16) — М.: Издательская торговая Компания «Наука-Бизнес-Паритет», 2014.

Сведения об авторе

Татьяна Игоревна Чинаева,

кандидат экономических наук, доцент Департамента Учета, аудита и анализа, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия Эл. почта: [email protected]

Mezhdunarodnoe vysshee obrazovanie, № 86. 2016. (in Russ.)

20. Chinaeva T.I., Sovremennye tendentsii razvitiya mezhdunarodnoy studencheskoy mobil'nosti — Aktualizatsiya statisticheskoy metodologii v protsesse obrazovatel'noy i nauchnoy deyatel'nosti vuzov: sbornik nauchnykh trudov. / Finansovyy universitet pri Pravitel'stve Rossiyskoy Federatsii; pod red. V.N. Salina (Vol. 16) - M.: Izdatel'skaya torgovaya Kompaniya «Nauka-Biznes-Paritet», 2014. (in Russ.)

Information about the author

Tat'yana I. Chinaeva

Candidate of Economic Sciences, Associate professor of the Department of Accounting, Auditing and Analysis Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.