Научная статья на тему 'Основные направления развития международной студенческой мобильности'

Основные направления развития международной студенческой мобильности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшие учебные заведения / интернационализация высшего образования / международный рынок образовательных услуг / иностранные студенты / интернациональная студенческая мобильность. / higher educational institutions / internationalization of higher education / international market of educational services / foreign students / international student mobility
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития международной студенческой мобильности»

Чинаева Т.И.

к.э.н., доцент Финансового университета

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ

МОБИЛЬНОСТИ1

Ключевые слова: высшие учебные заведения, интернационализация высшего образования, международный рынок образовательных услуг, иностранные студенты, интернациональная студенческая мобильность.

Keywords: higher educational institutions, internationalization of higher education, international market of educational services, foreign students, international student mobility.

Система высшего образования в мире переживает в настоящее время процессы трансформирования из образовательной системы в многомиллиардную промышленность - глобальную индустрию образования и повышения квалификации. В результате это ведет к изменению институциональной природы вузов, и это общий мировой тренд в функционировании системы высшего образования в эпоху глобализации.

Учебные заведения все сильнее вовлекаются в систему рыночных отношений, важнейшей составляющей которых является получение прибыли. Привлечение же иностранных студентов в значительной степени влияет не только на финансовое благополучие вузов, но и на их престиж и популярность и является в настоящее время одной из приоритетных задач вузов. От этого зависит степень привлекательности обучения в нем, ведущие места в рейтингах и конкурентоспособность. Емкость мирового рынка образования составляет более 100 млрд. долл. в год, из них на долю высшей школы приходится от 50 до 70 млрд. долларов. Всемирная торговая организация (ВТО) включила образование в список услуг, которые регулируются положениями Генерального соглашения о торговле в сфере услуг (ГАТС)2.

В связи с этим международная студенческая мобильность является одним из приоритетных направлений развития современной глобальной системы высшего (третичного) образования, и расширение экспорта образовательных услуг относится к важнейшим направлениям деятельности ряда стран, среди которых лидируют США, Великобритания, Франция, Германия, Китай и Австралия.

Существует заметные различия между странами, посылающими студентов и принимающими их. В качестве принимающих особо большую долю студентов привлекают страны с англо-саксонскими системами высшего образования. Восемь ведущих стран-реципиентов принимают более половины мирового совокупного числа иностранных студентов: США, Великобритания, Германия, Франция, Австралия, Канада, Россия, Япония. Однако в последние годы на международном рынке образовательных услуг развиваются и новые направления, к которым относятся страны Латинской Америки, Карибского бассейна, Океании и Азии3.

В настоящее время приблизительно одна пятая часть мировых потоков студенческой мобильности приходится на долю США, которые прилагают большие усилия к тому, чтобы эта часть еще более увеличилась. Однако, в связи с усиливающейся конкурентной борьбой в образовательной сфере и тем, что другие развитые и развивающиеся страны улучшают свои системы высшего образования, делая их более международными и тем самым более привлекательными для иностранцев, доминирующие позиции этой страны в последние годы становятся не такими устойчивыми. При том, что доля рынка стран Европы, Австралии, Новой Зеландии, Канады и Японии остается неизменной и в ряде случаях даже увеличивается. Англия, Франция и Германия продолжают привлекать к себе растущее количество студентов. Среди относительных «новичков», но с высоким темпом роста рыночной доли следует отметить Австралию, Новую Зеландию, Канаду, Нидерланды, Японию и Китай4.

По данным отчета Open Doors report, публикуемого каждый год Институтом международного образования (IIE) при поддержке Государственного Бюро по образованию и культуре Министерства иностранных дел США, удельный вес иностранных студентов в США составляет 19% от всех мобильных студентов мира. И хотя эта доля продолжает оставаться большой, в целом за период 2000-2016 гг. доля США в обучении международных студентов сократилась с

1 Статья написана в рамках реализации общеуниверситетской комплексной темы «Устойчивое развитие России в условиях глобальных изменений».

2 Чинаева Т.И. Структура распределения иностранных студентов, обучавшихся в России, по странам происхождения // Статистическая методология территориальных сопоставлений: сборник научных трудов / Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; под ред. В.Н. Салина. - М.: Издательская торговая Компания «Наука-Бизнес-Паритет», 2014.

3 Интернационализация российских вузов: китайский вектор / Боревская Н.Е., Агранович М.Л., Ващенко В.П., Гохберг Л.М., Дмитриева Ю.В., Ефремова Л.И., Житникова М.Н., Краснова Г.А., Ларионова М.В., Петровская Т.С., Строганов Д.В., Хомяков М.Б., Хузиятов Т.Д.; главный редактор И.С. Иванов. - М., 2013.

4 Дуглас Дж.О., Эделштейн Р. Глобальный рынок международных студентов: Перспективы Америки / Международное высшее образование. - http://ihe.nkaoko.kz/archive/30/325/

25 до 19%. По данным, опубликованным Open Doors Data в 2016 г.,1 численность иностранных студентов, обучающихся в американских университетах, впервые превысила миллион человек по состоянию на 2015-2016 учебный год, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 7% и достигнув своего максимального значения - 1044 тыс. чел.

Доля студентов из Китая, Индии и Саудовской Аравии в настоящее время составляет половину от общего численности иностранных студентов в Соединенных Штатах. Несколько лет назад на первом месте по численности студентов, приезжающих для обучения в США, была Индия. Однако в последние годы это место принадлежит китайским студентам, и их численность продолжает расти быстрыми темпами. Университеты США остаются для китайских студентов наиболее привлекательными, так по имеющимся данным2, в 2016 году прирост составил 20 тыс. человек по сравнению с предыдущим периодом. Однако рост показателя составил всего 7,2% процента, это минимальное значение за последние 9 лет и весьма ощутимое замедление роста по сравнению с максимальным значением показателя, которое составляло 29,9 процента. В 2015-2016 уч. году снова отмечается увеличение численности студентов из Индии (на 25%), многие из которых выбрали такие направления для обучения как точные науки, инженерное дело и математика (STEM fields).

Продолжающийся рост численности студентов из Саудовской Аравии привел к тому, что Южная Корея, которая также активно направляет своих студентов на обучение в США и несколько лет подряд занимала третье место, теперь передвинулась на четвертое. Мобильность студентов из Саудовской Аравии является результатом широкомасштабной программы выделения стипендий на обучение за рубежом, обеспечиваемой правительством страны. В последние годы также отмечалось увеличение численности бразильских студентов, как следствие принятия в 2011 году Бразильской программы научной мобильности. Студенты по этой программе начали приезжать в США в январе 2012 г. Однако в результате замораживания этой программы, численность бразильских студентов сократилась в 2015-2016 уч. году на 18%.

В бюджет США от обучения иностранных студентов и их сопутствующих расходов во время обучения (расходы на проживание, оплата питания и транспорта, покупка учебников, медицинская страховка и др.) поступает в настоящее время порядка 36 млрд. долл. Министерство торговли США называет высшее образование пятым важнейшим экспортером страны в сфере обслуживания. Большая часть зарубежных студентов получает финансовую поддержку из личных и семейных источников (64%). Если учитывать другие иностранные источники финансирования (правительства или университеты), то общее финансирование, поступающее в США из внешних источников в настоящее время, составляет порядка 72%3.

Численность американских студентов, получивших академические кредиты и обучающихся за рубежом, достигла 313 тыс. чел. в 2014-2015 уч. году, увеличившись более чем в два раза за последние 10 лет. Большая часть из них выбирает для обучения Великобританию, Италию, Испанию, Францию и Китай.

В последние годы многие страны развивают и совершенствуют свои образовательные системы, в том числе в отношении международной направленности и привлекательности для иностранных студентов. В результате этого доля США на международном рынке в данной области несколько сокращается. В то же время наблюдается некоторый рост или устойчивое положение доли стран Европы, Австралии, Новой Зеландии, Канады. Конкурирующие страны привлекают иностранных студентов, кроме всего прочего, и более выгодными финансовыми условиями (гранты, стипендии, кредиты и предоставление оплачиваемой работы).

В целом более половины иностранных студентов представляют Азию, около 25% приходится на долю Европы. Из той части азиатских студентов, которые обучаются в Европе, большинство получает образование в Великобритании, которая лишь незначительно уступает США в привлечении иностранных студентов. Что касается национального состава зарубежного студенчества в британских вузах, то, по данным The Higher Education Statistics Agency (HESA), первые пять мест занимают выходцы из КНР (вместе с Гонконгом — почти 23% от общего числа иностранцев), Индия (5,3%), Нигерия (4,1%), США (3,8%) и Малайзия (3,5%)4.

Франция является четвертой страной в мире по численности иностранных студентов после США, Великобритании и Австралии. В 2015 г. большая часть иностранных студентов во Франции является выходцами из Марокко.

Весьма своеобразная ситуация существует в Европе. Здесь обучается приблизительно половина всех иностранных студентов, при этом более чем 50% этих студентов - уроженцы других европейских стран. Например, больше всего на учебу в Голландию приезжают студенты из Германии, Китая и Бельгии, в то же время голландские студенты для обучения за рубежом выбирают Великобританию и Бельгию5.

Активно приступила к реализации стратегии привлечения иностранных студентов в свои вузы КНР6. В настоящее время в Китае обучается менее 10 процентов от всего мирового контингента иностранных студентов в мире7. В

1 IIE Releases Open Doors 2016 Data. - http://www.iie.org/en/Who-We-Are/News-and-Events/Press-Center/Press-Releases/2016/ 2016-11-14-Open-Doors-Data#.WIer41OLSUm

2 http://russian.cctv.com/2016/10/24/ARTIfrwx9S2W5U1Kpweay3yh161024.shtml

3 Чинаева Т.И. Современные тенденции развития международной студенческой мобильности // Актуализация статистической методологии в процессе образовательной и научной деятельности вузов: сборник научных трудов / Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; под ред. В.Н. Салина (Вып. 16). - М.: Издательская торговая Компания «Наука-Бизнес-Паритет», 2014.

4 http://www.kommersant.ru/doc/2832273

5 www.eurogates.ru/ru_holland_news/id/7318/

6 http://www.akvobr.ru/strategiya_kitaya_po_privlecheniu_inostrannih_studentov.html

7 Onsman A. Why do international students go to China? // University world news. 25.10.2013.

марте 2015 года Министерством образования КНР были опубликованы статистические данные о численности иностранных студентов, обучающихся в китайских университетах, в 2015 г., количество возросло на 5,8 процента по сравнению с 2013 годом. Всего в КНР обучается 377 тыс. иностранных студентов.

Развитие глобализационных процессов в сфере высшего образования требует пристального внимания к развитию соответствующих процессов в нашей стране. Традиционно сложилось так, что в основном иностранные студенты приезжают в Россию из развивающихся стран. Пространство СНГ - ближнее зарубежье - также сфера российских интересов. Наиболее активно работают с зарубежными учащимися МГУ имени М.В. Ломоносова, Российский университет дружбы народов, Санкт-Петербургский госуниверситет, Санкт-Петербургская академия экономики и финансов, Воронежский и Казанский госуниверситеты, активизируют свою деятельность в этом направлении и многие другие вузы страны. Более всего привлекает иностранцев высокий уровень российского инженерного и естественнонаучного образования.

В результате трансформаций переходного периода, позиции российских вузов на мировом рынке образовательных услуг были существенно ослаблены. Были потеряны страны бывшего социалистического лагеря, после 90-х годов в разы сократилась численность лиц, владеющих русским языком, обучающихся на русском языке и изучающих его как учебный предмет1. Однако при всем этом Россия остается страной-реципиентом, которая входит в первую десятку стран, привлекательных для получения высшего образования.

С 1996 года возобновлен прием иностранных граждан на обучение по государственной линии за счет средств федерального бюджета, выделяемых на образование. За счет бюджета в российских университетах могут учиться до 15 тысяч иностранцев, а также соотечественников, живущих за рубежом. В отечественной статистике собираются данные об иностранных студентах, обучающихся по программам ВПО в образовательных учреждениях Российской Федерации по странам происхождения.

Большинство студентов-иностранцев, обучающихся в Российской Федерации, это выходцы из стран СНГ, Балтии и Грузии. Их удельный вес в общем приеме стабильно самый высокий и постепенно увеличивается, в 2015/16 учебном году составлял 79,3%, в 2009/10 уч. году - 78,2%. Следующей по величине является доля студентов-иностранцев из стран Азии (13,3%) и Африки (3,8%). Минимальной от общей численности принятых иностранцев была доля студентов из стран Северной Америки (США и Канады) - 0,1%, Центральной и Южной Америки (0,8%) и Европы (1,01%) (таблица 1).

Прием иностранных студентов в рассматриваемые годы стабильно возрастал, в 2015/16 учебном году в российские вузы поступило 88,7 тыс. чел., что 2,6 раза больше, чем в принятом за базу сравнения 2009/10 уч. году. По сравнению с предыдущим 2014/15 уч. годом численность иностранных студентов увеличилась на 25,5%. Значения показателей, характеризующих распределение студентов-иностранцев по численности, несущественно отличаются от структуры соответствующих значений, относящихся к их приему. В целом можно отметить достаточно высокие темпы роста численности иностранных студентов в российских учебных заведениях за последние годы.

Таблица 1

Принято на обучение иностранных студентов, обучавшихся по программам высшего профессионального образования в образовательных учреждениях Российской Федерации,

на начало учебного года, тысяч человек2

2009/10 гг. 2010/11 гг. 2011/12 гг. 2012/13 гг. 2013/14 гг. 2014/15 гг. 2015/16 гг.

Иностранные студенты, всего 34,4 37,1 34,7 46,8 57,6 70,7 88,7

Из них граждане стран: СНГ, Балтии, Грузии 26,9 27,9 26,1 37,0 45,7 56,6 70,3

Европы 0,4 0,3 0,3 0,4 0,5 0,7 0,9

Азии 7,1 7,3 6,5 7,1 8,1 10,1 11,8

Центральной и Южной Америки 0,2 0,2 0,1 0,2 0,4 0,5 0,7

Северной Америки (США и Канады) 0,0 0,1 0,1 0,0 0,1 0,1 0,1

Африки 1,7 1,4 1,5 2,0 1,9 2,5 3,4

Рассмотренные в работе основные направления студенческой мобильности позволяют отметить, что развитие интернациональных студенческих потоков в количественном выражении впечатляюще, их темпы роста превосходили даже темпы распространения высшего образования, которое характеризовалось все большей массовостью, особенно после 70-х гг. прошлого века. В настоящее время в основе происходящих изменений на глобальном рынке международного образования, по мнению Дж. Дугласа и Р. Эделштейна3, лежат две основные макротенденции: растущий спрос и усиливающаяся конкуренция.

В целом за последние 30 лет размеры международной студенческой мобильности возросли более чем в 6 раз. Международный образовательный рынок постоянно развивается, наращивая свой оборот. Однако потоки международных студентов периодически меняют свою направленность как по странам происхождения, так и по странам обу-

1 Арефьев А. Л., Шереги Ф.Э., Иностранные студенты в российских вузах / Министерство образования и науки Российской Федерации, Центр социологических исследований. - М., 2014. - http://5top100.ru/upload/iblock/ea8/ea84f9baddbf6eb8b6d44dbecb3 ea9b3.pdf

2 На основании данных Российского статистического ежегодника: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_13/Main.htm; http://www. gks.ru/bgd/regl/b13_13/Main.htm

3 Дуглас Дж.О., Эделштейн Р. Глобальный рынок международных студентов: Перспективы Америки // Международное высшее образование. - http://ihe.nkaoko.kz/archive/30/325/

чения. При этом можно отметить, что изменения в составе наиболее крупных стран-реципиентов происходят медленнее, чем в составе стран, поставляющих иностранных студентов. Крупнейшими мировыми источниками международных студентов в настоящее время являются такие страны как Индия, Китай, Корея.

В целом к основным тенденциям развития современного международного рынка образовательных услуг можно отнести:

• признание в мировом сообществе сферы высшего образования и особенно его международной составляющей многомиллиардным бизнесом;

• рост масштабов рынка и объемов продаж образовательных услуг, международной мобильности студентов, преподавателей и исследователей;

• мобильность иностранных студентов, их обучение превратилось в область экономики, способной приносить ощутимый доход;

• активизация студенческой мобильности и постоянный рост числа иностранных студентов в развитых странах;

• расширение экспорта образования как одного из приоритетных направлений деятельности ряда развитых

стран;

• усиление конкуренции европейских стран, США, Канады, Австралии и Китая за привлечение иностранных студентов, появление новых игроков на рынке международного образования;

• рост значения Китая на международном рынке образовательных услуг;

• значительное повышение активности учебных заведений (что особенно заметно проявилось в условиях мирового финансового кризиса);

• разработка новых стратегий экспорта образовательных услуг1.

1 Чинаева Т.И., Современные тенденции развития международной студенческой мобильности // Актуализация статистической методологии в процессе образовательной и научной деятельности вузов: сборник научных трудов / Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; под ред. В.Н. Салина (Вып. 16). - М.: Издательская торговая Компания «Наука-Бизнес-Паритет», 2014; Галичин В.А. Университетский сектор высшего образования, организационные формы и модели развития // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - М., 2014. - № 4 (16). - С. 66-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.