Чинаева Т.И.
к.э.н., доцент Финансового университета
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ
МОБИЛЬНОСТИ1
Ключевые слова: высшие учебные заведения, интернационализация высшего образования, международный рынок образовательных услуг, иностранные студенты, интернациональная студенческая мобильность.
Keywords: higher educational institutions, internationalization of higher education, international market of educational services, foreign students, international student mobility.
Система высшего образования в мире переживает в настоящее время процессы трансформирования из образовательной системы в многомиллиардную промышленность - глобальную индустрию образования и повышения квалификации. В результате это ведет к изменению институциональной природы вузов, и это общий мировой тренд в функционировании системы высшего образования в эпоху глобализации.
Учебные заведения все сильнее вовлекаются в систему рыночных отношений, важнейшей составляющей которых является получение прибыли. Привлечение же иностранных студентов в значительной степени влияет не только на финансовое благополучие вузов, но и на их престиж и популярность и является в настоящее время одной из приоритетных задач вузов. От этого зависит степень привлекательности обучения в нем, ведущие места в рейтингах и конкурентоспособность. Емкость мирового рынка образования составляет более 100 млрд. долл. в год, из них на долю высшей школы приходится от 50 до 70 млрд. долларов. Всемирная торговая организация (ВТО) включила образование в список услуг, которые регулируются положениями Генерального соглашения о торговле в сфере услуг (ГАТС)2.
В связи с этим международная студенческая мобильность является одним из приоритетных направлений развития современной глобальной системы высшего (третичного) образования, и расширение экспорта образовательных услуг относится к важнейшим направлениям деятельности ряда стран, среди которых лидируют США, Великобритания, Франция, Германия, Китай и Австралия.
Существует заметные различия между странами, посылающими студентов и принимающими их. В качестве принимающих особо большую долю студентов привлекают страны с англо-саксонскими системами высшего образования. Восемь ведущих стран-реципиентов принимают более половины мирового совокупного числа иностранных студентов: США, Великобритания, Германия, Франция, Австралия, Канада, Россия, Япония. Однако в последние годы на международном рынке образовательных услуг развиваются и новые направления, к которым относятся страны Латинской Америки, Карибского бассейна, Океании и Азии3.
В настоящее время приблизительно одна пятая часть мировых потоков студенческой мобильности приходится на долю США, которые прилагают большие усилия к тому, чтобы эта часть еще более увеличилась. Однако, в связи с усиливающейся конкурентной борьбой в образовательной сфере и тем, что другие развитые и развивающиеся страны улучшают свои системы высшего образования, делая их более международными и тем самым более привлекательными для иностранцев, доминирующие позиции этой страны в последние годы становятся не такими устойчивыми. При том, что доля рынка стран Европы, Австралии, Новой Зеландии, Канады и Японии остается неизменной и в ряде случаях даже увеличивается. Англия, Франция и Германия продолжают привлекать к себе растущее количество студентов. Среди относительных «новичков», но с высоким темпом роста рыночной доли следует отметить Австралию, Новую Зеландию, Канаду, Нидерланды, Японию и Китай4.
По данным отчета Open Doors report, публикуемого каждый год Институтом международного образования (IIE) при поддержке Государственного Бюро по образованию и культуре Министерства иностранных дел США, удельный вес иностранных студентов в США составляет 19% от всех мобильных студентов мира. И хотя эта доля продолжает оставаться большой, в целом за период 2000-2016 гг. доля США в обучении международных студентов сократилась с
1 Статья написана в рамках реализации общеуниверситетской комплексной темы «Устойчивое развитие России в условиях глобальных изменений».
2 Чинаева Т.И. Структура распределения иностранных студентов, обучавшихся в России, по странам происхождения // Статистическая методология территориальных сопоставлений: сборник научных трудов / Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; под ред. В.Н. Салина. - М.: Издательская торговая Компания «Наука-Бизнес-Паритет», 2014.
3 Интернационализация российских вузов: китайский вектор / Боревская Н.Е., Агранович М.Л., Ващенко В.П., Гохберг Л.М., Дмитриева Ю.В., Ефремова Л.И., Житникова М.Н., Краснова Г.А., Ларионова М.В., Петровская Т.С., Строганов Д.В., Хомяков М.Б., Хузиятов Т.Д.; главный редактор И.С. Иванов. - М., 2013.
4 Дуглас Дж.О., Эделштейн Р. Глобальный рынок международных студентов: Перспективы Америки / Международное высшее образование. - http://ihe.nkaoko.kz/archive/30/325/
25 до 19%. По данным, опубликованным Open Doors Data в 2016 г.,1 численность иностранных студентов, обучающихся в американских университетах, впервые превысила миллион человек по состоянию на 2015-2016 учебный год, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 7% и достигнув своего максимального значения - 1044 тыс. чел.
Доля студентов из Китая, Индии и Саудовской Аравии в настоящее время составляет половину от общего численности иностранных студентов в Соединенных Штатах. Несколько лет назад на первом месте по численности студентов, приезжающих для обучения в США, была Индия. Однако в последние годы это место принадлежит китайским студентам, и их численность продолжает расти быстрыми темпами. Университеты США остаются для китайских студентов наиболее привлекательными, так по имеющимся данным2, в 2016 году прирост составил 20 тыс. человек по сравнению с предыдущим периодом. Однако рост показателя составил всего 7,2% процента, это минимальное значение за последние 9 лет и весьма ощутимое замедление роста по сравнению с максимальным значением показателя, которое составляло 29,9 процента. В 2015-2016 уч. году снова отмечается увеличение численности студентов из Индии (на 25%), многие из которых выбрали такие направления для обучения как точные науки, инженерное дело и математика (STEM fields).
Продолжающийся рост численности студентов из Саудовской Аравии привел к тому, что Южная Корея, которая также активно направляет своих студентов на обучение в США и несколько лет подряд занимала третье место, теперь передвинулась на четвертое. Мобильность студентов из Саудовской Аравии является результатом широкомасштабной программы выделения стипендий на обучение за рубежом, обеспечиваемой правительством страны. В последние годы также отмечалось увеличение численности бразильских студентов, как следствие принятия в 2011 году Бразильской программы научной мобильности. Студенты по этой программе начали приезжать в США в январе 2012 г. Однако в результате замораживания этой программы, численность бразильских студентов сократилась в 2015-2016 уч. году на 18%.
В бюджет США от обучения иностранных студентов и их сопутствующих расходов во время обучения (расходы на проживание, оплата питания и транспорта, покупка учебников, медицинская страховка и др.) поступает в настоящее время порядка 36 млрд. долл. Министерство торговли США называет высшее образование пятым важнейшим экспортером страны в сфере обслуживания. Большая часть зарубежных студентов получает финансовую поддержку из личных и семейных источников (64%). Если учитывать другие иностранные источники финансирования (правительства или университеты), то общее финансирование, поступающее в США из внешних источников в настоящее время, составляет порядка 72%3.
Численность американских студентов, получивших академические кредиты и обучающихся за рубежом, достигла 313 тыс. чел. в 2014-2015 уч. году, увеличившись более чем в два раза за последние 10 лет. Большая часть из них выбирает для обучения Великобританию, Италию, Испанию, Францию и Китай.
В последние годы многие страны развивают и совершенствуют свои образовательные системы, в том числе в отношении международной направленности и привлекательности для иностранных студентов. В результате этого доля США на международном рынке в данной области несколько сокращается. В то же время наблюдается некоторый рост или устойчивое положение доли стран Европы, Австралии, Новой Зеландии, Канады. Конкурирующие страны привлекают иностранных студентов, кроме всего прочего, и более выгодными финансовыми условиями (гранты, стипендии, кредиты и предоставление оплачиваемой работы).
В целом более половины иностранных студентов представляют Азию, около 25% приходится на долю Европы. Из той части азиатских студентов, которые обучаются в Европе, большинство получает образование в Великобритании, которая лишь незначительно уступает США в привлечении иностранных студентов. Что касается национального состава зарубежного студенчества в британских вузах, то, по данным The Higher Education Statistics Agency (HESA), первые пять мест занимают выходцы из КНР (вместе с Гонконгом — почти 23% от общего числа иностранцев), Индия (5,3%), Нигерия (4,1%), США (3,8%) и Малайзия (3,5%)4.
Франция является четвертой страной в мире по численности иностранных студентов после США, Великобритании и Австралии. В 2015 г. большая часть иностранных студентов во Франции является выходцами из Марокко.
Весьма своеобразная ситуация существует в Европе. Здесь обучается приблизительно половина всех иностранных студентов, при этом более чем 50% этих студентов - уроженцы других европейских стран. Например, больше всего на учебу в Голландию приезжают студенты из Германии, Китая и Бельгии, в то же время голландские студенты для обучения за рубежом выбирают Великобританию и Бельгию5.
Активно приступила к реализации стратегии привлечения иностранных студентов в свои вузы КНР6. В настоящее время в Китае обучается менее 10 процентов от всего мирового контингента иностранных студентов в мире7. В
1 IIE Releases Open Doors 2016 Data. - http://www.iie.org/en/Who-We-Are/News-and-Events/Press-Center/Press-Releases/2016/ 2016-11-14-Open-Doors-Data#.WIer41OLSUm
2 http://russian.cctv.com/2016/10/24/ARTIfrwx9S2W5U1Kpweay3yh161024.shtml
3 Чинаева Т.И. Современные тенденции развития международной студенческой мобильности // Актуализация статистической методологии в процессе образовательной и научной деятельности вузов: сборник научных трудов / Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; под ред. В.Н. Салина (Вып. 16). - М.: Издательская торговая Компания «Наука-Бизнес-Паритет», 2014.
4 http://www.kommersant.ru/doc/2832273
5 www.eurogates.ru/ru_holland_news/id/7318/
6 http://www.akvobr.ru/strategiya_kitaya_po_privlecheniu_inostrannih_studentov.html
7 Onsman A. Why do international students go to China? // University world news. 25.10.2013.
марте 2015 года Министерством образования КНР были опубликованы статистические данные о численности иностранных студентов, обучающихся в китайских университетах, в 2015 г., количество возросло на 5,8 процента по сравнению с 2013 годом. Всего в КНР обучается 377 тыс. иностранных студентов.
Развитие глобализационных процессов в сфере высшего образования требует пристального внимания к развитию соответствующих процессов в нашей стране. Традиционно сложилось так, что в основном иностранные студенты приезжают в Россию из развивающихся стран. Пространство СНГ - ближнее зарубежье - также сфера российских интересов. Наиболее активно работают с зарубежными учащимися МГУ имени М.В. Ломоносова, Российский университет дружбы народов, Санкт-Петербургский госуниверситет, Санкт-Петербургская академия экономики и финансов, Воронежский и Казанский госуниверситеты, активизируют свою деятельность в этом направлении и многие другие вузы страны. Более всего привлекает иностранцев высокий уровень российского инженерного и естественнонаучного образования.
В результате трансформаций переходного периода, позиции российских вузов на мировом рынке образовательных услуг были существенно ослаблены. Были потеряны страны бывшего социалистического лагеря, после 90-х годов в разы сократилась численность лиц, владеющих русским языком, обучающихся на русском языке и изучающих его как учебный предмет1. Однако при всем этом Россия остается страной-реципиентом, которая входит в первую десятку стран, привлекательных для получения высшего образования.
С 1996 года возобновлен прием иностранных граждан на обучение по государственной линии за счет средств федерального бюджета, выделяемых на образование. За счет бюджета в российских университетах могут учиться до 15 тысяч иностранцев, а также соотечественников, живущих за рубежом. В отечественной статистике собираются данные об иностранных студентах, обучающихся по программам ВПО в образовательных учреждениях Российской Федерации по странам происхождения.
Большинство студентов-иностранцев, обучающихся в Российской Федерации, это выходцы из стран СНГ, Балтии и Грузии. Их удельный вес в общем приеме стабильно самый высокий и постепенно увеличивается, в 2015/16 учебном году составлял 79,3%, в 2009/10 уч. году - 78,2%. Следующей по величине является доля студентов-иностранцев из стран Азии (13,3%) и Африки (3,8%). Минимальной от общей численности принятых иностранцев была доля студентов из стран Северной Америки (США и Канады) - 0,1%, Центральной и Южной Америки (0,8%) и Европы (1,01%) (таблица 1).
Прием иностранных студентов в рассматриваемые годы стабильно возрастал, в 2015/16 учебном году в российские вузы поступило 88,7 тыс. чел., что 2,6 раза больше, чем в принятом за базу сравнения 2009/10 уч. году. По сравнению с предыдущим 2014/15 уч. годом численность иностранных студентов увеличилась на 25,5%. Значения показателей, характеризующих распределение студентов-иностранцев по численности, несущественно отличаются от структуры соответствующих значений, относящихся к их приему. В целом можно отметить достаточно высокие темпы роста численности иностранных студентов в российских учебных заведениях за последние годы.
Таблица 1
Принято на обучение иностранных студентов, обучавшихся по программам высшего профессионального образования в образовательных учреждениях Российской Федерации,
на начало учебного года, тысяч человек2
2009/10 гг. 2010/11 гг. 2011/12 гг. 2012/13 гг. 2013/14 гг. 2014/15 гг. 2015/16 гг.
Иностранные студенты, всего 34,4 37,1 34,7 46,8 57,6 70,7 88,7
Из них граждане стран: СНГ, Балтии, Грузии 26,9 27,9 26,1 37,0 45,7 56,6 70,3
Европы 0,4 0,3 0,3 0,4 0,5 0,7 0,9
Азии 7,1 7,3 6,5 7,1 8,1 10,1 11,8
Центральной и Южной Америки 0,2 0,2 0,1 0,2 0,4 0,5 0,7
Северной Америки (США и Канады) 0,0 0,1 0,1 0,0 0,1 0,1 0,1
Африки 1,7 1,4 1,5 2,0 1,9 2,5 3,4
Рассмотренные в работе основные направления студенческой мобильности позволяют отметить, что развитие интернациональных студенческих потоков в количественном выражении впечатляюще, их темпы роста превосходили даже темпы распространения высшего образования, которое характеризовалось все большей массовостью, особенно после 70-х гг. прошлого века. В настоящее время в основе происходящих изменений на глобальном рынке международного образования, по мнению Дж. Дугласа и Р. Эделштейна3, лежат две основные макротенденции: растущий спрос и усиливающаяся конкуренция.
В целом за последние 30 лет размеры международной студенческой мобильности возросли более чем в 6 раз. Международный образовательный рынок постоянно развивается, наращивая свой оборот. Однако потоки международных студентов периодически меняют свою направленность как по странам происхождения, так и по странам обу-
1 Арефьев А. Л., Шереги Ф.Э., Иностранные студенты в российских вузах / Министерство образования и науки Российской Федерации, Центр социологических исследований. - М., 2014. - http://5top100.ru/upload/iblock/ea8/ea84f9baddbf6eb8b6d44dbecb3 ea9b3.pdf
2 На основании данных Российского статистического ежегодника: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_13/Main.htm; http://www. gks.ru/bgd/regl/b13_13/Main.htm
3 Дуглас Дж.О., Эделштейн Р. Глобальный рынок международных студентов: Перспективы Америки // Международное высшее образование. - http://ihe.nkaoko.kz/archive/30/325/
чения. При этом можно отметить, что изменения в составе наиболее крупных стран-реципиентов происходят медленнее, чем в составе стран, поставляющих иностранных студентов. Крупнейшими мировыми источниками международных студентов в настоящее время являются такие страны как Индия, Китай, Корея.
В целом к основным тенденциям развития современного международного рынка образовательных услуг можно отнести:
• признание в мировом сообществе сферы высшего образования и особенно его международной составляющей многомиллиардным бизнесом;
• рост масштабов рынка и объемов продаж образовательных услуг, международной мобильности студентов, преподавателей и исследователей;
• мобильность иностранных студентов, их обучение превратилось в область экономики, способной приносить ощутимый доход;
• активизация студенческой мобильности и постоянный рост числа иностранных студентов в развитых странах;
• расширение экспорта образования как одного из приоритетных направлений деятельности ряда развитых
стран;
• усиление конкуренции европейских стран, США, Канады, Австралии и Китая за привлечение иностранных студентов, появление новых игроков на рынке международного образования;
• рост значения Китая на международном рынке образовательных услуг;
• значительное повышение активности учебных заведений (что особенно заметно проявилось в условиях мирового финансового кризиса);
• разработка новых стратегий экспорта образовательных услуг1.
1 Чинаева Т.И., Современные тенденции развития международной студенческой мобильности // Актуализация статистической методологии в процессе образовательной и научной деятельности вузов: сборник научных трудов / Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; под ред. В.Н. Салина (Вып. 16). - М.: Издательская торговая Компания «Наука-Бизнес-Паритет», 2014; Галичин В.А. Университетский сектор высшего образования, организационные формы и модели развития // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - М., 2014. - № 4 (16). - С. 66-72.