Научная статья на тему 'Студенческая мобильность: мировые тенденции'

Студенческая мобильность: мировые тенденции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1495
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Студенческая мобильность: мировые тенденции»

Т. ЧИНАЕВА, кандидат экономических наук Центр исследований и статистики науки

Глобализация вносит изменения не только в стандарты экономического развития и модели политического взаимодействия стран, но и в систему высшего образования. Влияя на место и роль университетов в обществе, она инициирует инновации во внутренней структуре учебного заведения и педагогического процесса, способствует появлению новых дисциплин, специализаций, технологий преподавания и способов передачи знаний; более того, освоение информационных и коммуникационных технологий приводит к возникновению новых видов образовательных технологий. В результате в настоящее время глобализированное высшее образование превратилось из образовательной системы в многомиллиардную промышленность -глобальную индустрию образования и повышения квалификации, которая оценивается в 27 млрд. долл. США [1].

Глобализационные процессы способствовали возросшей доступности высшего образования во второй половине ХХ века и привели к тому, что получение образования все более высокого уровня превращается из элитарного в массовое. Именно массовость высшего образования стала одной из наиболее характерных его черт в наше время.

Сегодня постоянно возрастает спрос на выпускников, чей уровень подготовки соответствует мировым стандартам. Создание и развитие успешно функционирующей системы международного образования, привлечение значительного количества иностранных студентов - это не только одна из возможностей увели-

Студенческая мобильность: мировые тенденции

чить бюджет страны, но также и способ продвижения ее политики, культуры, экономики, образа жизни на родину студента. Все это заставляет правительства многих стран разрабатывать и реализовывать общенациональные программы по привлечению зарубежных студентов. Такие документы имеются во Франции, Великобритании, Нидерландах. Япония планирует в ближайшие три года удвоить количество иностранных учащихся. Президентом США подписан Меморандум для глав исполнительных департаментов и агентств, где международное образование названо основой укрепления и сохранения лидерства Америки.

С другой стороны, усиливающиеся глобализационные процессы в области высшего образования (и как следствие, проникновение иностранных провайдеров высшего образования в страну, отток студентов для обучения за границу и т.д.) способствуют возникновению тенденции к протекционизму, т.е. установлению преград для деятельности иностранных университетов, а также защите существующих государственных университетов от зарубежных конкурентов за образовательный рынок в стране.

Высшее образование становится все более доходной отраслью экономики, и национальные правительства вступаютна путь усиливающейся конкуренции за получение этих денежных потоков.

В обзоре политики стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в области высшего образования определена суть проблемы: «Поскольку существует экспорт

образования, значит, существует и международная конкуренция в данной области. И все больше и больше образование воспринимается в качестве ключевого фактора экономического развития» [2]. Яркой иллюстрацией этому служит Болонская декларация (Италия, 19 июня 1999 г.), подписанная министрами образования 29 европейских стран, целью которой является установление европейского образовательного пространства.

Заканчивается период спонтанного развития высшего образования, и начинается период жесткой конкуренции за рынки образовательныхуслуг. На развитие программ международного образования США и других стран все возрастающее влияние оказывает всемирная конкуренция за иностранных студентов, оплачивающих свое обучение, распространение программ дистанционного обучения, а также открытие филиалов вузов за рубежом. В настоящее время именно от привлечения иностранных студентов зависит не только финансовое положение вузов, но и их престиж и популярность.

Студенческая мобильность, безусловно, очень старое явление, и ряд государств мира имеет длительный опыт работы в этой области. Так, в большинстве европейских стран сохраняется приток студентов из их бывших колоний. Латиноамериканские студенты стараются получать степени послевузовского уровня в университетах Северной Америки. Во времена холодной войны вузы Советского Союза и Восточной Европы привлекали студентов из стран аналогичной идеологической ориентации. Развитие образовательного обмена между США и Западной Европой после 1945 г. весьма поощрялось в целях благоприятствования демократии и развития Атлантического сообщества.

Как правило, геополитические соображения всегда существенно влияют на

политику, касающуюся студенческой мобильности. К тому же растет убежденность в том, что один из наиболее эффективных способов подготовки будущих специалистов для расширяющейся интернациональной профессиональной жизни в глобальной экономике - это просто учиться и жить за границей. Очевидны образовательные и социальные выгоды от таких процессов: приобретение новых и межкультурных знаний и умений, возрастающая ценность свободного владения иностранными языками (особенно английским), укрепление личных и профессиональных международных контактов, близкое знание другой страны, ее культуры и т.д. Помимо общекультурной значимости интернационализма, межкультурного образовательного и научного обмена, приобщения к другим культурам отечественных студентов и широкой общественности, существуют и более прагматические соображения, такие, как расширение образовательного маркетинга и создание предпосылок для получения сверхзаработков (доходов).

Итак, интернациональные студенческие потоки становятся в настоящее время главной особенностью глобальной системы высшего образования. В количественном выражении они впечатляют. Согласно статистике ЮНЕСКО, в 19941995 гг. в 50-ти ведущих принимающих странах численность студентов-иност-ранцев составила приблизительно

1,5 млн. чел., а в целом за последние 25 лет рост международной студенческой мобильности составил более 300%. Многие страны отмечают существенные темпы роста набора иностранных студентов.

Большинство экспертов ожидают, что этот рост будет продолжаться еще некоторое время, даже если ежегодные темпы роста будут постепенно снижаться. По некоторым прогнозам численность студентов, обучающихся за границей, возрастет в мире до 2,8 млн. к 2010 г.

и 4,9 млн. к 2025 г., с наиболее высокими темпами роста численности студентов из Азии, которая, по оценкам, достигнет

2,5 млн. к 2025 году [3].

Отсутствие равновесия между странами, посылающими студентов, и странами, их принимающими, заметно растет. В качестве принимающих страны с англо-саксонскими системами высшего образования привлекают значительно большую долю студентов. В настоящее время приблизительно третья часть мировых потоков студенческой мобильности приходится на долю США, которые прилагают большие усилия к тому, чтобы эта часть еще более увеличилась.Что касается растущей численности студен-тов-иностранцев из Азии, то, например, в США обучается почти вдвое больше таких студентов (291 тыс.), чем во всех европейских странах(170,5 тыс.). Фактически азиатские студенты составляют более половины всех иностранных студентов в США. Из той части азиатских студентов, которые обучаются в Европе, около 3/5 получает образование в Великобритании.

Серьезные усилия в том же направлении предприняты Австралией, в результате чего численность иностранных студентов в этой стране за последнее десятилетие утроилась.

Международный образовательный рынок постоянно развивается, наращивая свой оборот. В 1998/1999 учебном году почти полмиллиона иностранных студентов принесли в американскую экономику 11,7 миллиарда долларов и вывели сектор образования на пятое место среди экспортных секторов экономики; в 1999/2000 учебном году бюджет США получил от обучения иностранных студентов и их сопутствующих расходов во время обучения (проживание, питание и др.) уже 12,3 млрд. долл.

Большая часть иностранных студентов в США (57%) представляет Азию и лишь 15% - Европу. В 1998/99 учебном

году в первую десятку по численности своих студентов, обучающихся в США, вошли следующие страны (в порядке убывания ): Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Тайвань, Канада, Таиланд, Индонезия, Малайзия, Мексика [4].

Среди специальностей, по которым обучаются иностранные студенты в США, лидирующими являются медицинские науки (26%), затем науки о жизни (15,4%) и физические науки (15%). Из общего контингента иностранных учащихся половина обучается на послевузовском уровне, работая наддиссертаци-ей (Doctor Degree - PhD). При этом, по данным Национального Научного фонда, в 1995 году около 17 тыс. европейцев остались в США (из них около 11 тыс. стали натурализованными гражданами и около 3900 - постоянными резидентами) после завершения работы над диссертацией Ph.D. Например, после получения ученой степени возвращается на родину около 75% немцев, у британцев значение этого показателя составляет около 30%. Число европейских ученых, остающихся в Соединенных Штатах после завершения работы над диссертацией, значительно выше, чем ученых из Японии (только 8% японцев остаются в США) и Кореи [5].

Из всех иностранных студентов в Соединенных Штатах в 1998/99 учебном году 67% были наполовину или полностью спонсированы из внешних источников (собственных средств, стипендии отечественного правительства и т.д.) и только менее чем один процент студентов получали средства от правительства США.

По данным ОЭСР (www.oecd.org), в 1999/2000 учебном году общая численность студентов в мире составила 2 млн. чел., при этом в США обучалось 560 тыс. иностранных студентов (32% от общей численности иностранных студентов), в Великобритании - 200 тыс. (16%), во Франции - 130 тыс. (11%).

Однако, если среди общего числа аме-

риканских студентов доля иностранцев составляет всего 3,2%, то в некоторых других стран ОЭСР значение этого показателя существенно выше: в четырех странах обучается более 10% иностранцев от общего числа студентов данной страны (в Швейцарии - 15,9%, Австралии - 12,6%, Австрии - 11,5%, Великобритании -10,8%), в Германии их доля составила 8,2%, во Франции 7,3% (по состоянию на 1998 г., по данным: Directorate for Education, Employ-ment, Labor and Social

Affairs, OECD, www.oecd.org). В США преимущественно обучаются студенты из стран Латинской Америки и Азии, в Великобритании и Германии - из Азии, во Франции - из Африки. В течение 1998/99 учебного года 114 тыс. граждан СШАучи-лись за рубежом, из них 55,1% учились в Западной Европе.

При изучении потоков студенческой мобильности следуетразличать совокупность студентов страны, обучающихся за границей, и совокупность иностранных студентов, обучающихся в принимающей стране. Существует значительно больше данных о совокупности иностранных студентов в стране, чем о своих собственных студентах, которые обучаются за границей. На рис. 1 представлены данные о студенческой мобильности в рамках Евросоюза [6].

Страны-члены Европейского Союза не собирают данных о численности своих студентов, обучающихся за границей. В этих странах официальная статистика представлена принимаемыми страной студентами-иностранцами. Поэтому в таких случаях данные могутбыть рассчитаны только путем суммирования чис-

Рис.1. Распределение студентов, получающих высшее образование за

100

90

80

70

60

50'

40

30

20 —

10 _П_ 1 I п Г“1 Щ гп

0 1 2 3 4 5 7 8 9 10 12 13 14 15 16 17 18

□ Ряд1 2,2 2,8 1,6 10,1 1,1 1,4 13,2 1,6 74,1 2,2 4,1 3 2,5 5 0,8 17,9 95 3,8

Данные: Eurostat, UOE.

Швеция: Национальные данные.

Лихтенштейн: 1994, Национальные данные (около 95% студентов из Лихтенштейна обучается за границей).

1 - Бельгия

2 - Дания

3 - Германия

4 - Греция

5 - Испания

6 - Франция

7 - Ирландия

8 - Италия

9 - Люксембург

10 - Нидерланды

11 - Австрия

12 - Португалия

13 - Финляндия

14 - Швеция

15 - Соединенное Королевство

16 - Исландия

17 - Лихтенштейн

18 - Норвегия

ленности студентов определенной страны в принимающих странах Европейского Союза, а затем проведения дальнейших оценочных расчетов. Вследствие этого представленные на рис.1 данные о процентном распределении европейских студентов, обучающихся на вузовском и послевузовском уровне в других странах Евросоюза, носят приблизительный характер.

Доля иностранных студентов, перемещающихся между странами Евросоюза, составляет 2,1% от всей совокупности студентов. Из третьих стран приезжает на учебу 3%, это главным образом представители европейских стран, не входящих в ЕС, а также студенты из Азии и Африки. К странам с наибольшим числом студентов-иностранцев из других стран ЕС относятся Бельгия (5,2%), Австрия (5,8%) и Великобритания (4,8%), в них также обучается большинство студентов из третьих стран. Доля иностранных студентов в этих странах составляет в среднем 10% от всей совокупности студентов данной страны [6]. Среди стран, которые также принимают большое число иностранных студентов из других стран (не стран - членов ЕС), - Германия (5,3%), Франция (5,2%) и Норвегия (4,4%).

Глобализационные процессы в сфере высшего образования требуют пристального внимания к развитию соответствующих процессов в нашей стране. Традиционно сложилось так, что в основном иностранные студенты приезжает в Россию из развивающихся стран. Пространство СНГ - ближнее зарубежье - также сфера российских интересов. Российское образование сегодня обходится значительно дешевле западного: средняя стоимость года обучения в США составляет 25-30 тысяч долларов, а у нас примерно 2 тысячи долларов. Наиболее активно работают с зарубежными учащимися МГУ имени М.В. Ломоносова, Российский университет дружбы народов,

Санкт-Петербургский госуниверситет, Санкт-Петербургская академия экономики и финансов, Воронежский и Казанский госуниверситеты, активизируют свою деятельность в этом направлении и многие другие вузы страны. Более всего привлекает иностранцев традиционно высокий уровень российского инженерного и естественнонаучного образования.

В 1998/99 учебном году в государственных высших учебных заведениях России обучалось 3347 тыс. студентов (без аспирантов и докторантов), в том числе 31,5 тыс. из стран ближнего зарубежья и 21,4 тыс. из других иностранных государств. Таким образом, общая численность иностранных студентов в государственных вузах России в 1998/99 учебном году составила 52,9 тыс.чел., а в 1999/2000 учебном году увеличилась до 56,2.

Численность иностранных студентов в России за период 1993-1999 гг. неуклонно снижалась, при этом, если численность студентов из стран дальнего зарубежья за данный период сократилась на 27,4%, то для стран ближнего зарубежья соответствующая величина составила 63,1%. Сокращение численности данной категории студентов вызвано многими причинами, в том числе значительным ухудшением социально-экономической ситуации в России, снижением уровня жизни в странах бывшего СССР и, как следствие, уменьшением числа лиц, имеющих возможность получать высшее образование, существенным удорожанием транспортных расходов, ориентацией на повышение значимости образования с национальным уклоном, появившимися возможностями для определенного контингента учащихся получать образование в странах Западной Европы, США, Канады и др. Однако очевидно, что за шесть лет Россия потеряла практически две трети рынка, традиционно ориентированного на получение российского образования, и в современ-

Таблица 1

Численность студентов государственных высших учебных заведений России по странам проживания студентов

(на начало учебного года; человек)

1993/94 1994/95 1995/96 1996/97 1997/98 1998/99

Россия 2457425 2471906 2599251 2767167 3012926 3315691

Азербайджан 3957 2590 1688 1122 1023 1027

Армения 3558 2211 1694 1245 1116 879

Беларусь 8011 5982 4355 3219 3121 3314

Грузия 7553 4940 3147 1841 1342 1150

Казахстан 19055 14327 11644 11129 10706 11515

Кыргызстан 3521 2466 1700 1300 1202 718

Молдова 2276 2029 1524 1586 1609 1518

Таджикистан 2124 1281 738 513 394 308

Туркменистан 1577 961 650 467 346 271

Узбекистан 5993 4500 3176 3237 3332 2808

Украина 23170 17411 9462 6878 6473 5016

Латвия 1348 867 796 812 969 1148

Литва 1285 899 984 726 658 841

Эстония 2066 1599 1204 1148 1272 1016

Всего по странам бывшего СССР 2542922 2533969 2642013 2802390 3046489 3347220

В том числе страны СНГ Другие страны Всего иностранных студентов

85494 62063 42762 35223 33563 31529

29392 26901 24263 23832 21833 21350

114886 88964 67025 59055 55396 52879

Составлено по: Высшее образование в России: 1999. Стат. сб./ЦИСН. зование в России. Краткий стат. сб./ЦИСН. - М.,1996.

М.,1999; Высшее обра-

ных условиях нарастающей конкуренции за образовательные рынки в мире возможности восполнения этих потерь, на наш взгляд, представляются весьма незначительными.

С 1996 года был возобновлен прием иностранных граждан на обучение по государственной линии за счет средств федерального бюджета, выделяемых на образование. Имеющийся интерес зарубежных стран к государственным стипендиям на обучение в России дает надежды на определенную перспективность данного вида международного сотрудничества в качестве способа привлечения иностранных студентов и возможности завоевать хотя бы часть рынка образова-

тельных услуг для нашей страны. Целесообразно делать ставку на то, что для ряда стран Азии, Африки и Латинской Америки возможность обучения своих граждан в России представляет собой реальный доступ к качественному профессиональному образованию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После 1989 года в России появилась возможность выезжать на учебу за границу, стали расширяться программы обмена с западными странами (в большинстве своем свернутые во второй половине 90-х годов, когда интерес к России стал уменьшаться, сократились и средства, выделяемые на соответствующие программы). Отдельные молодые люди, имеющие такую возможность, стали

стремиться учиться в иностранных вузах, в 1991-92 годах российские студенты появляются на магистерских и докторских программах в Гарварде, Принстоне, Стэнфорде. Большинство наших соотечественников учились на средства принимающей стороны и благотворительных фондов.

Развитие российского рынка в области предоставления образовательных услуг за рубежом условно делится на три основных этапа:

> первый период охватывает1992-95 гг. и характеризуется высоким интересом к языковым программам и к частным школам (особенно к британским);

> в период1996-98 гг. появился массовый интерес к магистерским программам, в основном в Великобритании, США и Канаде;

> начиная с 1998 года и по настоящее время в результате грамотно проводимой рекламной политики наблюдается все возрастающий интерес к обучению в Австралии, Новой Зеландии, Ирландии, Чехии. Эти страны предоставляют на российском рынке весьма качественное и более дешевое по сравнению с Британией и США образование.

При выборе страны обучения приоритет отдается англоязычным странам. Среди них наибольшей популярностью россиян пользуется Великобритания (по данным британского посольства, в 2000/ 2001 учебном году в Объединенном Королевстве обучалось 15000 российских студентов), для которой характерны высокое качество образовательных программ, хорошая репутация, следование традициям.

Второе место в числе приоритетных стран отдается США. Третье место делят Ирландия и Австралия, которые представляют на образовательный рынок высококачественный продукт по менее высоким ценам, чем Великобритания и США, и к тому же отличаются относительной дешевизной жизни в стране. Если в 1996 году австралийское посольство выдало в России всего 240 студенческих виз, то за 2000/01 учебный год их выдано более 700.

Международное сотрудничество российских и зарубежных вузов реализуется в основном по следующим направлениям: программы двойного диплома; филиалы иностранных вузов; самостоятельная образовательная деятельность; совместные научные центры; совместные образовательные программы; программы МВА. Основные партнеры иностранных вузов - крупные региональные государственные вузы; в основном сотрудничество осуществляется по следующим направлениям: экономика, юриспруденция, лингвистика, инженерно-технические специальности (аэрокосмическая, высокие технологии), МВА.

Литература

1. Олдермен Д. Глобализация высшего образования: несколько замечаний по поводу свободного рынка и национального интереса //Высшее образование в Европе. - 2001. - XXVI. - №1.

2. OECD. Globalization and Linkages to 2020: Challenges and Opportunities for OECD countries. Paris: Organization for Economic Co-operation and Development, 1996.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.