Научная статья на тему 'ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС'

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
реформы образования / болонский процесс / бакалавриат / магистратура / прогнозы численности преподавателей и студентов / educational reforms / Bologna process / bachelor's degree / master's degree / forecasts of teachers and students

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пинтаева М.Ю.

В статье рассматриваются реформы образования, «Болонский процесс», правительственная стратегия развития высшего образования, национальные проекты, численность университетов, численность преподавателей и студентов в системе высшего образования России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER EDUCATION IN RUSSIA AND BOLOGNA PROCESS

The article deals with educational reforms, the "Bologna process", the government strategy of higher education development, national projects, the number of universities, the number of teachers and students in the system of higher education in Russia

Текст научной работы на тему «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС»

УДК 331.52.

Пинтаева М.Ю. стажер

ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация: В статье рассматриваются реформы образования, «Болонский процесс», правительственная стратегия развития высшего образования, национальные проекты, численность университетов, численность преподавателей и студентов в системе высшего образования России

Ключевые слова: реформы образования, болонский процесс, бакалавриат, магистратура, прогнозы численности преподавателей и студентов

Pintaeva M. Yu.

Intern

Russian presidential Academy of national economy and public administration

city of Moscow

HIGHER EDUCATION IN RUSSIA AND BOLOGNA PROCESS

Abstract: The article deals with educational reforms, the "Bolognaprocess", the government strategy of higher education development, national projects, the number of universities, the number of teachers and students in the system of higher education in Russia

Keywords: educational reforms, Bologna process, bachelor's degree, master's degree, forecasts of teachers and students

Реформы отечественного высшего образования тесно связаны с вступлением России 19 сентября 2003 г. в Болонский процесс, который был направлен на создание единого европейского пространства высшего образования116. Ориентация на стандарты, которые приняты в общеевропейском пространстве высшего образования, была обозначена в ряде правительственных документов, в частности в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Кроме того, развитие уровневой подготовки рассматривалось как один из критериев национального проекта «Образование». Впоследствии эти стандарты вошли в законодательство об образовании в РФ117.

Болонский процесс устанавливает общие задачи интеграции образования. Рекомендации Болонского процесса не являются юридически

116 Болонская декларация «Зона европейского высшего образования». Совместное заявление европейских министров образования г. Болонья, 19 июня 1999 года. URL: http://www.msmsu.ru/userdata/manual/images/fac/ped obr/Bolonskaja deklaracija.pdf

117 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

обязывающими, и их применение зависит от политической воли государств-участников. Интеграция образовательного рынка в Европе одновременно представляет собой логичный этап европейской внутренней интеграции и инструмент повышения конкурентоспособности Европы на мировом рынке. Хотя ведущие страны ЕС (Франция, Германия), которые являются участниками Болонской декларации, сохранили свою систему подготовки специалистов по ряду направлений.

С 1 сентября 2009 г. во всех вузах России в дополнение к подготовке специалистов была введена бакалаврская программа с последующей специализацией в магистратуре. В последующий период система подготовки специалистов была демонтирована, и современные законодательные акты и Федеральные государственные образовательные стандарты базируются на двухступенчатой системе «бакалавриат-магистратура».

В законодательстве бакалавриат и магистратура рассматриваются как самостоятельные образовательные уровни высшего образования с отдельными образовательными стандартами (ФГОС), самостоятельной итоговой аттестацией. Лицензирование, аттестация и государственная аккредитация высших учебных заведений по программам бакалавриата и магистратуры также осуществляется раздельно.

Западный опыт развития вузов неоднозначен и дифференцирован по группам стран. «Атлантическая» модель (Великобритания, Ирландия, США), изначально предусматривала двухуровневый комплекс «4+2». Данную парадигму характеризует высокая степень автономности и децентрализации образовательных учреждений, минимизация государственного участия. «Континентальная» модель (Германия, Франция, Нидерланды) подразумевает более высокую степень государственного участия, в первую очередь в части финансирования вузов.

Модель, созданная в России, предусматривает минимум реальной автономности и академической демократии - все вузы находятся под контролем профильного министерства, выборы ректоров и другие демократические процедуры носят формальный характер, фактически все руководители назначаются. В то же время государство использовало из болонской парадигмы то, что реформаторы сочли полезным - относительное уменьшение доли государственного финансирования высшего образования и на этой основе экономию бюджетных средств. Многие экономисты критиковали российскую модель «болонской системы»118, особенно в части недостаточного уровня 4-летней подготовки «бакалавров» по ключевым специальностям естественных наук, информационных технологий, медицины и другим. Представители ряда отраслей экономики, и предпринимательского сообщества, также оценивали уровень «бакалавриата» как недостаточный.

118 Сулакшин С.С., Пинтаева М.Ю., Малчинов А.С. Проблемы формирования кадрового ресурса в России. Москва, Научный эксперт, 2009. СС.35-42

В 2010 году из 1467,9 тысяч выпускников вузов бакалавров было 126,6 тыс. чел. (8,6%), специалистов 1306,9 тыс. чел. (89,0%), магистров 26,3 тыс. чел. (1,8%). В 2017 году, когда численность выпускников уменьшилось за счет прохождения негативной демографической волны до 969,5 тыс. чел., количество бакалавров составило 732,6 тыс. чел. (75,6%) и магистров 137,8 тыс. чел. (14,2%). При этом только за 2016-2017 год численность магистров увеличилась с 82,5 тыс. чел. (7,1% от числа выпускников) до 137,8 тыс. чел. (14,2%)119.

Таким образом, в 2010-е годы в России возникла «образовательная яма», когда доминирующей категорией выпускников вузов стали обучающиеся по 4-летним программам. Но под давлением рынка труда, где работодатели требуют более квалифицированную рабочую силу, началось постепенное преодоление негативных последствий реформ, и выпускники с 6-летним образованием (4+2) начали быстро увеличивать свою численность.

Рассмотрим некоторые перспективы развития высшего образования в РФ. Программы социально-экономического развития Российской Федерации, принятые в 2018 году, предусматривают ускорение научно-технологического развития страны, необходимым условием которого является развитие высшего образования. Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» предусматривается «ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа», выполнение национальных проектов «образование» и «наука», «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»120. Согласно «Основным направлениям действий Правительства Российской Федерации на период до 2024 года» предусматривается «формирование целостной системы воспроизводства кадров для научно-технологического развития страны, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, а также по расширению присутствия российских университетов в топ-500 глобальных рейтингов университетов - Academic Ranking of World Universities (ARWU), Times Higher Education (THE), QS World University Rankings (QS)»121.

В «Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года» намечается: «в целях прорывного научно -технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, а также создания условий и возможностей для самореализации и

119 Российский статистический ежегодник. 2018. Москва, Росстат, 2018. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_13/Main.htm (таблица 7.35)

120 Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

121 Основные направления действий Правительства Российской Федерации на период до 2024 года. М. 2018

раскрытия таланта каждого человека развитие сферы образования будет направлено на повышение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число ведущих стран мира по качеству общего образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности»122. В «Паспорте национального проекта «Образование» в целях повышения глобальной конкурентоспособности высшего образования предполагается выделить 30 «Ведущих университетов», которые станут основными получателями государственной поддержки на цели развития.

К 2024 году каждый ведущий университет, получающий государственную поддержку в целях повышения своей глобальной конкурентоспособности, обеспечивает достижение следующих показателей:

- вхождение не менее двух лет подряд в топ-1000 глобальных институциональных рейтингов;

- вхождение не менее двух лет подряд в топ-200 как минимум одного предметного или отраслевого глобального рейтинга;

- размещение не менее 10 открытых онлайн-курсов на международных платформах онлайн-образования с общим числом слушателей по каждому курсу не менее 5000 не менее чем из 5 стран;

- доля научно-педагогических работников в возрасте до 35 лет составляет не менее 20% от общего числа научно -педагогических работников;

- доля студентов, поступивших на обучение по программам магистратуры и имеющих высшее образование, полученное в других образовательных организациях высшего образования, составляет не менее 30% от общего числа поступивших в магистратуру;

- общий конкурс по университету при приеме на обучение по программам магистратуры составляет не менее 3 человек на место;

- не менее 40% выпускников по программам аспирантуры

123

защищают диссертации на соискание ученой степени .

Для целей нашей работы важно отметить, что доля магистрантов согласно Национальному проекту, должна возрасти до 1/3 от числа обучающихся. Это позволит повысить качество и конкурентоспособность российского высшего образования.

Общий объем ассигнований на реализацию национального проекта «Образование» - 784,5 млрд. рублей124.

Инфраструктура высшего образования в РФ в последние годы совершенствовалась. Количество ВУЗов в России, достигавшее в 2010 -2011 учебном году 1115 единиц, к 2018-2019 гг. уменьшилась до 742 единиц125.

122 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года. Министерство экономического развития РФ. М. 2018

123 Паспорт национального проекта «Образование» URL: http://government.ru/info/35566/

124 Будущее России - национальные проекты URL: https://futurerussia. gov. ru/obrazovanie

125 Российский статистический ежегодник. 2018. М. Росстат. 2018. URL:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc 1135087342078;

Уменьшение численности вузов на 33% совпало по времени с сокращением численности студентов на 41%, вследствие прохождения негативной демографической волны и «зачистки» образовательного пространства от неэффективных учебных заведений. Численность профессорско -преподавательского состава также уменьшалась.

В целях прогнозирования численности студентов и профессорско-преподавательского состава отечественные специалисты используют разработанную еще советскими учеными методологию баланса трудовых ресурсов, которая опирается на опубликованные Росстатом прогнозы численности и структуры населения126 127 128. Согласно прогнозам Кашепова А.В. «исходя из среднего варианта показателей численности населения по возрастам (Росстат), можно предположить, что к 2030 году численность детей и молодежи 5-24 лет вновь пойдет в рост и увеличиться до 37, 2 млн. чел. Тогда численность занятых в сфере образования увеличится к 2030 году с нынешних 5,5 млн. человек до 6,1-7,1 млн. человек». По мнению данного автора, «согласно прогнозу Росстата, численность молодежи «студенческого» возраста в ближайшие годы будет расти вследствие прихода демографической волны подъема рождаемости, происходившего с 2001 по 2014 год. В 2018 -2020 гг. численность населения в возрасте 17-22 лет будет составлять около 8,2 млн. человек, к 2030 году возрастет до 10,7 млн. человек. Число студентов ВО может стабилизироваться в 2018-2020 годах на уровне не ниже 4 млн. человек, с тенденцией повышения до 4,8-5,0 млн. человек. Затем к 2030 году количество студентов может достигнуть 5,5 - 6,4 млн. человек» 129.

Для России удержание позиций по численности студентов не является приоритетом, гораздо важнее повышение качества образования. Необходимо удовлетворить наиболее острые потребности вузов в развитии инфраструктуры, обеспечении современным оборудованием и конкурентоспособными преподавательскими кадрами, повышении численности «бюджетных» мест для студентов, что потребует существенного расширения финансирования данной сферы, в том числе за пределами 2024 года.

В контексте дальнейшей имплементации норм «Болонского процесса» необходимо ориентироваться на Германию и другие «континентальные» страны, сочетающие реформы и национальные традиции образования. В целях повышения качества образования необходимо увеличение доли

Образование в 2018 году. Оперативная информация. Росстат. 2019. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/population/education/

126 Кашепов А.В. Перспективы занятости. Экономист. 1995. №12. С.45

127 Кашепов А.В. Россия в 2020 году: прогнозы численности населения и рабочей силы. Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2012.№2. С.7-12

128 Кашепов А.В. Кадровый потенциал сферы услуг: прогнозный сценарий для России. Наука и школа. 2016. № 6. С. 19-24.

129 Кашепов А.В. Методы прогнозирования занятости в сфере образования, численности учащихся и студентов. Экономика и социум. 2018. № 1 (44). С. 372-379.

магистров среди выпускников вузов, при сохранении права поступления в магистратуру для бакалавров и магистров различных специальностей.

Использованные источники:

1. Болонская декларация «Зона европейского высшего образования». Совместное заявление европейских министров образования г. Болонья, 19 июня 1999 года. URL: http://www.msmsu.ru/userdata/manual/images/fac/ped obr/Bolonskaja deklaracij a.pdf

2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

3. Сулакшин С.С., Пинтаева М.Ю., Малчинов А.С. Проблемы формирования кадрового ресурса в России. Москва, Научный эксперт, 2009.

4. Российский статистический ежегодник. 2018. Москва, Росстат, 2018. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b 18 13/Main.htm (таблица 7.35)

5. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

6. Основные направления действий Правительства Российской Федерации на период до 2024 года. М. 2018

7. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года. Министерство экономического развития РФ. М. 2018

8. Паспорт национального проекта «Образование» URL: http:// government.ru/ info/35566/

9. Будущее России - национальные проекты URL: https ://futurerussia. gov.ru/obrazovanie

10. Паспорт национального проекта «Образование» URL: http:// government.ru/ info/35566/

11. Будущее России - национальные проекты URL: https ://futurerussia. gov.ru/obrazovanie

12. Кашепов А.В. Перспективы занятости. Экономист. 1995. №12. С.45

13. Кашепов А.В. Россия в 2020 году: прогнозы численности населения и рабочей силы. Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2012.№2. С.7-12

14. Кашепов А.В. Кадровый потенциал сферы услуг: прогнозный сценарий для России. Наука и школа. 2016. № 6. С. 19-24.

15. Кашепов А.В. Методы прогнозирования занятости в сфере образования, численности учащихся и студентов. Экономика и социум. 2018. № 1 (44). С. 372-379.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.