Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА, ЭКОНОМИКА И ДЕМОГРАФИЯ КАК ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА, ЭКОНОМИКА И ДЕМОГРАФИЯ КАК ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ / РАЗВИТИЕ / ЗАТРАТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ / ПРОГНОЗЫ / ПРОГРАММЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ЧИСЛЕННОСТЬ УНИВЕРСИТЕТОВ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ЧИСЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ / HIGHER EDUCATION / INSTITUTIONAL REFORMS / DEVELOPMENT / COSTS AND RESULTS / FORECASTS / PROGRAMS / NATIONAL PROJECTS / NUMBER OF UNIVERSITIES / TEACHERS / ACADEMIC LOAD / WAGES / NUMBER OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кашепов А.В.

Предметом статьи является сопоставление институциональных реформ, затрат и результатов функционирования российского высшего образования. Цель работы - примерно определить баланс позитивных и негативных итогов реформ и оценить перспективы и направления их проведения на среднесрочную перспективу. Основные методы работы - анализ содержания нормативных актов. экономико-статистический анализ, прогноз экономики и занятости в сфере образования, изложение собственных экспертных оценок автора и коллективных экспертных оценок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INSTITUTIONAL ENVIRONMENT, THE ECONOMY AND DEMOGRAPHY AS FACTORS OF DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION

The subject of the article is the comparison of institutional reforms, costs and results of functioning of the Russian higher education. The purpose of the work is to determine the balance of positive and negative results of reforms and to assess the prospects and directions of their implementation in the medium term. The main methods of work - analysis of the content of regulations. economic and statistical analysis, forecast of Economics and employment in the field of education, presentation of the author's own expert assessments and collective expert assessments.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА, ЭКОНОМИКА И ДЕМОГРАФИЯ КАК ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378.046

Кашепов А.В., д.э.н., профессор профессор ФГБОУВО «Московский государственный педагогический университет

г. Москва

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА, ЭКОНОМИКА И ДЕМОГРАФИЯ КАК ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: Предметом статьи является сопоставление институциональных реформ, затрат и результатов функционирования российского высшего образования. Цель работы - примерно определить баланс позитивных и негативных итогов реформ и оценить перспективы и направления их проведения на среднесрочную перспективу. Основные методы работы - анализ содержания нормативных актов. экономико-статистический анализ, прогноз экономики и занятости в сфере образования, изложение собственных экспертных оценок автора и коллективных экспертных оценок.

Ключевые слова: Высшее образование, институциональные реформы, развитие, затраты и результаты, прогнозы, программы, национальные проекты, численность университетов, преподаватели, академическая нагрузка, заработная плата, численность студентов

Kashepov A. V., рrofessor, doctor of Economics рrofessor of Moscow State pedagogical University, Moscow THE INSTITUTIONAL ENVIRONMENT, THE ECONOMY AND DEMOGRAPHY AS FACTORS OF DEVELOPMENT OF HIGHER

EDUCATION

Abstract: The subject of the article is the comparison of institutional reforms, costs and results of functioning of the Russian higher education. The purpose of the work is to determine the balance of positive and negative results of reforms and to assess the prospects and directions of their implementation in the medium term. The main methods of work - analysis of the content of regulations. economic and statistical analysis, forecast of Economics and employment in the field of education, presentation of the author's own expert assessments and collective expert assessments.

Keyword: higher education, institutional reforms, development, costs and results, fore-casts, programs, national projects, number of universities, teachers, academic load, wages, number of students

Определение современного общества и экономики, как некого уклада, отличного от предшествующих, прошло целый ряд трансформаций начиная с середины XX столетия и до наших дней. Наиболее известным и одновременно всеобъемлющим является понятие «постиндустриального общества». Из числа соавторов этой концепции в России наиболее

известен Д.Белл с его книгой «Грядущее постиндустриальное общество». Модный в наше время термин «экономика знаний» уже присутствует у Д.Белла: «постиндустриальное общество представляет собой общество знания в двояком смысле: во-первых, источником инноваций во все большей степени становятся исследования и разработки, во-вторых, прогресс общества, измеряемый возрастающей долей ВВП и возрастающей частью рабочей силы, все более однозначно определяется успехами в области знания» 9.

В рамках парадигмы «постиндустриального общества» частично сменяя друг друга, сосуществовали концепции «информационного общества», «общества знаний», «цифровизации». Цифровизация (информатизация) занятости и системы образования происходит по нескольким направлениям. Главное направление - это трансформация рабочих мест, образа жизни и качества труда. Отдельная проблема -роботизация занятости и вытеснение человека из сферы труда. Второе направление - это изменения в системе управления трудовым процессом на предприятиях и регулирования рынка труда в мире, стране и в регионах.

Для системы образования актуально рассмотрение цифровизации в двух аспектах - с одной стороны, необходимо решать вопросы о том, кого и как, сколько готовить для будущего рынка труда. С другой стороны -цифровизация самого процесса образования, как капиталоемкий процесс, в котором Россия отстает от развитых стран, например, в таких простых вещах, как обеспечение всех аудиторий в вузах проекторами, компьютерами, подключенными к Интернету, и другой цифровой аппаратурой. Существуют также специфические проблемы цифровизации сферы высшего образования, связанные с такими проблемами, как отвлечение студентов на лекциях и семинарах просмотром не имеющих отношения к теме занятия мультимедийных программ и социальных сетей, а также использование гаджетов для списывания во время экзаменов, зачетов, практических работ. Но эти специфические проблемы технологии образовательных процессов вполне решаемы и в некоторых вузах уже решаются.

Как отмечает в своих работах Е.Д.Платонова, «в системе российского образования расширяется применение цифровых технологий. В последние годы совершен технологический прорыв - практически все образовательные организации имеют выход в интернет, а информация о кадровом составе и образовательных программах представлены сайтах всех образовательных организаций, получивших доступ в интернет, в соответствии с государственными требованиями.

9Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., Академия, 1999.

Однако численность кадров и соответствие образовательных программ нуждам цифровой экономики явно недостаточны для осуществления прорыва в цифровизации российской экономики. Имеется серьезный дефицит кадров в образовательном процессе всех уровней образования, в процедурах итоговой аттестации недостаточно применяются цифровые инструменты учебной деятельности, данный процесс не включен целостно в цифровую информационную среду коммуникационных технологий»10

Советская система высшего образования, безотносительно к официальной идеологии и пропаганде, опиралась на классические «континентальные» образцы Германии и Франции. Однако она в то же время решала свои собственные беспрецедентные задачи по расширению охвата населения всеми видами образования. На рисунке 1 показаны рост численности вузов и обучающихся студентов, в том числе в советский период._

1200

1000

я «

и «

ч

<и «

О

00 «

О

ч

о «

800

600

400

200

8000

7000

6000

5000

и

<и «

о

ч <и

¡г

4000 « о

Ё

о о ч

о «

3000

2000

1000

4 5 5 5 6 6 6 7 7 7

|/1 м м

Годы

4 8 2 5 8

0 0

00 00

ООО

222222

I Число вузов, единиц

•Число студентов, тыс чел

Рисунок 1. Число вузов и численность обучающихся (студентов) в РФ в 1914-2018 гг. Составлено автором на основе данных Росстата11

10 Платонова Е.Д. Цифровизация как инструмент инновационного развития сферы образования в XXI веке. В сборнике: Современное образование: векторы развития. цифровизация экономики и общества: вызовы для системы образования Материалы международной конференции (Москва, МПГУ, 24-25 апреля 2018 года). М. МПГУ, 2018. СС. 299-306

11 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстата). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/

0

0

В СССР высшее образование было бесплатным и доступным для населения (с учетом конкурсного отбора через систему вступительных экзаменов). Сейчас трудно подобрать статистические показатели, которые позволили бы сравнить советское высшее образование с образованием в других странах, но все-таки следует привести данные по численности вузов, студентов, обучающихся в них, и структуре населения по уровню образования.

С 1914 по 1990 годы число вузов на территории РФ возросло с 72 до 512, а студентов в них с 86,5 тыс. чел. до 2861 тыс. чел. Согласно Всесоюзной переписи населения 1989 года, среднее число лет обучения населения РСФСР 15 лет и старше составляло 9,6 года, а доля лиц, имеющих высшее и незаконченное высшее образование, составляла 13%, в том числе в категории 40-44 года 21%.

В дальнейшем, после распада СССР в 1991 году, на фоне вызванного этими событиями системного экономического кризиса, начались и продолжаются до настоящего времени институциональные реформы высшего образования, которые идут волнами и приносят как позитивные, так и негативные результаты.

Методологически мы считаем необходимым различать системный кризис и реформы. Несмотря на присвоение кризису 1990-х годов наименований «трансформационного», «закономерного» и так далее, мы не видим в нем положительных составляющих. Реформы, начавшиеся на фоне кризиса, в свою очередь имели как позитивные, так и негативные последствия. В дальнейшем мы попробуем отделять позитивные от негативных результатов институциональных изменений.

Выпуск Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года имел большое значение12. В статье 12, п.3 Закона было указано, что «Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными». Еще раньше были приняты законы о собственности и другие, открывшие дорогу частной инициативе в сфере высшего образования. В этот период началось развитие в РФ системы негосударственных университетов, некоторые из которых существуют и успешно развиваются в настоящее время. В условиях глубокого экономического кризиса, экономии государством социальных расходов бюджетов всех уровней, в том числе расходов на высшее образование, были также законодательно разрешены и быстро увеличились числом платные (договорные) формы обучения студентов в государственных вузах.

12 Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888/

История возникновения в современной России и увеличения численности платных учебных мест рассматривается Е.Э. Платовой13.

В 1990-е годы резко ускорился рост численности вузов, как государственных, так и негосударственных, в 2000 году их численность достигла 965, а число обучающихся студентов 4741,4 тыс. чел. Как показано на рисунке 1, числа вузов и студентов достигли исторического максимума в 1134 вуза и 7513,1 тыс. чел. студентов в 2008/2009 учебном году, после чего началось снижение. Уровень образования населения, замеряемый во время Всероссийских переписей населения (ВПН), также вырос и в 2002 году доля выпускников вузов составила 19,1% населения старше 15 лет, чтобы затем увеличиться к 2010 году до 27,2%. К сожалению, из материалов ВПН в 2002-2010 гг. исчез показатель среднего количества лет обучения граждан. Тем не менее данные о численности лиц, имеющих различные уровни образования, публикуются, и они позволяют видеть, что даже в период системного кризиса и катастрофического падения ВВП и уровня жизни в 1990-е годы рост уровня образования в нашей стороне продолжался. Одной из причин этого была естественная смена поколений, приход молодежи, имеющей более высокий уровень образования, чем предшествующие поколения.

Таким образом, очевидным результатом реформ образования 1990 -2000-х годов было резкое увеличение числа учреждений высшего образования, включая их негосударственный (частный) сектор, увеличение платности образования и на фоне благоприятной демографической конъюнктуры значительного роста числа студентов и числа лиц, имеющих дипломы о высшем образовании, по сравнению с предшествующим историческим периодом.

Качество образования в среднем несколько ухудшилось в этот период (по нашей субъективной оценке) - в каком-то смысле оно оказалось обратно пропорционально количеству лиц, получающих номинально более высокое, в том числе высшее, образование. Одной из причин этого явления было массовое возникновение небольших государственных и негосударственных вузов и их филиалов, не имеющих адекватной материальной базы, в том числе собственных специально оборудованных помещений, а также неспособных привлечь достаточное количество квалифицированных преподавателей.

Вопрос обеспеченности кадрами ППС в период «бума» высшего образования отчасти решался вузами, расположенными в крупных и средних городах, в результате массового перехода докторов и кандидатов наук на преподавательскую работу, вследствие хронического недофинансирования и заниженной заработной платы в научно -исследовательских учреждениях. К сожалению, официальные публикации

13 Платова Е.Э. - Становление платного высшего образования в современной России: тенденции, проблемы, перспективы. - Известия ПГУПС. 2013. №3. - СС.165-170

Росстата за указанный период предоставляют только данные о заработной плате по отраслям «Наука и научное обслуживание» и «Образование» без выделения профессорско-преподавательского состава высшего образования (ППС ВО). Поэтому о превосходстве вузов над научными учреждениями в указанный период по оплате труда докторов и кандидатов наук автор может судить только на собственном опыте и узкого круга опрошенных экспертов.

В 2001/2002 - 2008/2009 учебные годы общая численность профессорско-преподавательского состава государственных,

муниципальных и негосударственных вузов увеличилась с 307,4 тыс. чел. до 404,6 тыс. чел. Численность ученых, занятых научными исследованиями и разработками за тот же период сократилась с 422,2 тыс. чел. до 369,2 тыс. чел.14.

Отчасти предваряя анализ современного этапа развития высшего образования, отметим, что начавшееся после 2008/2009 года сокращение чисел вузов, студентов и профессорско-преподавательского состава имело своей главной причиной прохождение негативной демографической волны - сокращение контингента молодежи студенческого возраста, родившейся в период демографического кризиса 1990-х годов. Негативная волна численности населения в возрасте 15-24 года и ее последствия в плане численности студентов показана на рисунке 2.

14 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстата). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/

ч и сг

л н

и о н X

<и р

о

к

к

X

<и ч и о

ей X а ч о

к

30000

25000

20000

15000

10000

5000

0

32.5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34.1

34 6 33 7 33.8

33.4 32.3

31.4

30 3 30.0

40.0

35.0^

2

30.0

25.0

20.0

15.0 « и о н X

<и р

о о ч о

к

10.0

5.0

0.0

Годы

^■Численность населения в возрасте 15-24 года, тыс.чел ^■Численность студентов вузов, тыс.чел ™ Число студентов в % от населения 15-24 года

Рисунок 2. Численность населения в возрасте 15-24 года (тыс. чел.), студентов вузов (тыс. чел) и соотношение между ними в процентах в 2001 -2018 гг. Составлено автором на основе данных Росстата15.

Численность населения в возрасте 15 -24 года не является вполне «студенческой», более корректными являются расчеты на основе численности населения 17-24 года, но, к сожалению, ретроспективные данные на длительный период (от 2001 года и раньше) по возрастной структуре населения в настоящее время на портале Росстата имеются только для 5-летних возрастных интервалов. Данные по интервалам 15-19 лет и 20-24 года использованы нами для расчетов к диаграмме на рисунке 2. С 2009 года по 2036 год в нашем распоряжении имеются данные Росстата по годовым возрастным группам, позволяющим более корректно выделить «студенческий» возраст 17-24 года. Эти данные будут использованы для расчетов прогностических данных для диаграммы на рисунке 4.

Как показано на рисунке 2, негативная демографическая волна сокращения численности населения в возрасте 15-24 года, началась в 2004-

15 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстата). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/

2005 годах, а сокращение приема в вузы «включилось» через 2-3 года, когда сокращение численности молодежи достигло возрастной категории 17 лет и старше.

Ужесточение норм лицензирования, проверок вузов со стороны профильных министерств и ведомств (периодически менявших в указанный период свое название и функционал), закрытие неэффективных, с точки зрения регулятора, вузов (во многих случаях эти действия были объективно обоснованы), явились второй, после демографии, причиной сжатия системы высшего образования. На рисунке 2 показано, что в настоящее время сокращается не только численность молодежи в возрасте 15-24 лет, но и ее охват высшим образованием. Этот последний показатель, по нашим расчетам, уменьшился с 34,1% в 2010 году до 30,0% в 2018 г. Понятно, что сокращение охвата уже не связано с прохождением демографических волн, а определяется институциональной средой и социально-психологическими трендами в поведении населения.

Количество ВУЗов в России, достигавшее в 2010-2011 учебном году 1115 единиц, к 2018-2019 гг. уменьшилась до 742 единиц. Уменьшение численности вузов на 33% совпало по времени с сокращением численности студентов на 41%, вследствие прохождения негативной демографической волны и «зачистки» образовательного пространства от части (в том числе от неэффективных) учебных заведений. Численность профессорско-преподавательского состава (ППС) уменьшилась с 356,8 тыс. чел. в 2010/11 учебном году до 245,1 тыс. чел. в 2017/18 учебном году - на 31,3%.

Начавшееся после 2008/2009 года (рисунок 1) сокращение чисел вузов, студентов и профессорско-преподавательского состава имело своей главной причиной прохождение негативной демографической волны -сокращение контингента молодежи студенческого возраста, родившейся в период демографического кризиса 1990-х годов. Ужесточение норм лицензирования, проверок вузов со стороны профильных министерств и ведомств (периодически менявших в указанный период свое название и функционал), закрытие неэффективных, с точки зрения регулятора, вузов (во многих случаях эти действия были объективно обоснованы), явились вторым, но не главным фактором, сжатия системы высшего образования.

Количество ВУЗов в России, достигавшее в 2010-2011 учебном году 1115 единиц, к 2018-2019 гг. уменьшилась до 742 единиц. Уменьшение численности вузов на 33% совпало по времени с сокращением численности студентов на 41%, вследствие прохождения негативной демографической волны и «зачистки» образовательного пространства от неэффективных учебных заведений. Численность профессорско -преподавательского состава (ППС) уменьшилась с 356,8 тыс. чел. в

2010/11 учебном году до 245,1 тыс. чел. в 2017/18 учебном году - на 31,3%16.

Следующая волна институциональных реформ образования, начавшаяся еще до перехода к демографическому сжатию, была связана с вступлением России 19 сентября 2003 г. в Болонский процесс, который официально был направлен на создание единого европейского пространства высшего образования. Ориентация на стандарты, которые приняты в общеевропейском пространстве высшего образования, была обозначена в ряде правительственных документов, в частности в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Кроме того, развитие уровневой подготовки рассматривалось как один из критериев Приоритетного национального проекта «Образование» (2005г.). Впоследствии эти стандарты вошли в ныне действующее законодательство об образовании в РФ.

С 1 сентября 2009 г. во всех вузах России в дополнение к подготовке специалистов была введена бакалаврская программа с последующей специализацией в магистратуре. В последующий период система подготовки специалистов была сокращена и к настоящему времени почти прекратила свое существование, современные законодательные акты и Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) полностью базируются на двухступенчатой системе «бакалавриат-магистратура».

В законодательстве бакалавриат и магистратура рассматриваются как самостоятельные образовательные уровни высшего образования с отдельными образовательными стандартами (ФГОС), самостоятельной итоговой аттестацией. Лицензирование, аттестация и государственная аккредитация высших учебных заведений по программам бакалавриата и магистратуры также осуществляется раздельно.

Модель образовательной системы, созданная в России, вопреки «болонской» идеологии, характеризуется отсутствием реальной автономии и академической демократии - вузы находятся под жестким контролем профильного министерства, выборы ректоров и другие демократические процедуры носят формальный характер, фактически все руководители назначаются государством, ректоры негосударственных вузов -учредителями. Здесь уместно добавить, что в начале 2010-х годов, когда негосударственные вузы получили возможность участвовать в конкурсах по распределению «бюджетных» мест, то есть бюджетного финансирования, они добровольно отказались от части своей автономии и фактически приобрели характер частно-государственных организаций.

Многие отечественные эксперты и представители вузов критиковали российскую модель «болонской системы», особенно в части

16 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстата). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/

недостаточного уровня 4-летней подготовки «бакалавров» по ключевым специальностям естественных и технических наук, информационных технологий, медицины и другим. Представители ряда отраслей экономики, и предпринимательского сообщества, также оценивали уровень «бакалавриата» как недостаточный. Автор данной главы в начале 2010-х годов неоднократно слышал от руководителей и менеджеров предприятий по поводу трудоустройства бакалавров - «мне недоучки не нужны». По нашим наблюдениям, к середине 2010-х годов значительная часть менеджмента смирилась с «болонской системой» и дискриминация бакалавров при приеме на работу уменьшилась. Тем не менее, предпочтительными кандидатами на заполнение вакансий во многих организациях до сих пор являются магистры и специалисты, а бакалавры рассматриваются как кандидаты второй очереди.

Таблица 1.

Структура выпускников высших учебных заведений по уровню полученных дипломов в 2000-2017 гг., процентов. Источник: расчеты

автора по данным Росстата [9].

2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Всего 100,0 100, 100, 100, 100, 100, 100, 100, 100, 100,

0 0 0 0 0 0 0 0 0

из них по уровню

полученных

дипломов:

о неполном 0,4 0,2 0,3 0,6 0,5 0,4

высшем

профессионально м образовании

бакалавра 11,2 7,3 8,6 8,8 9,2 9,3 17,5 45,4 65,7 75,6

специалиста 87,1 91,3 89,0 88,1 87,2 86,3 76,4 48,7 27,2 10,2

магистра 1,3 1,0 1,8 2,6 3,2 4,4 6,1 6,0 7,1 14,2

В 2010 году из 1467,9 тысяч выпускников вузов бакалавров было 126,6 тыс. чел. (8,6%), специалистов 1306,9 тыс. чел. (89,0%), магистров 26,3 тыс. чел. (1,8%). В 2017 году, когда численность выпускников уменьшилось за счет прохождения негативной демографической волны до 969,5 тыс. чел., количество бакалавров составило 732,6 тыс. чел. (75,6%) и магистров 137,8 тыс. чел. (14,2%).

При этом только за 2016-2017 год численность магистров увеличилась с 82,5 тыс. чел. (7,1% от числа выпускников) до 137,8 тыс. чел. (14,2%). Структура выпускников учреждений высшего образования показана в таблице 1., расчет средней продолжительности обучения выпускников в системе высшего образования - в диаграмме на рисунке 3.

Таким образом, в последние годы в России возникла «образовательная яма», в результате того, что доминирующей категорией выпускников вузов стали обучающиеся по 4-летним программам. Но под давлением рынка

труда, где работодатели требуют более квалифицированную рабочую силу, и исходя из здравого смысла самих студентов и их семей началось постепенное преодоление последствий реформ, и выпускники с 6-летним образованием в 2017 году начали быстро увеличивать свою численность.

5.00

4.90

ос

14.80

ш

т

*£4.70 о

£4.60

о <и

14.50

0

! 4.40

1

£4.30

и

4.20

4.10

-4.95

4.92 д оп 4 91 4.92 4.88 4.90 4.91 — ■ 4.89

4.61

4.41

4.39

2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Годы

Рисунок 3. Средняя продолжительности высшего образования (лет обучения выпускников). Источник: Расчет автора на основе данных

Росстата.

Несмотря на неоднозначные последствия реформ, Россия постепенно наращивала свои рейтинги образования в 2000-2010-е годы. Существует много различных индексов и рейтингов стран мира по качеству жизни, качеству образования и т.д. С нашей точки зрения, наиболее важным для престижа страны является ее положение в Индексе развития человеческого потенциала ИРЧП (ИО1) ООН, в состав которого входит индекс образования. Общий индекс ИРЧП России в 1990 г. составлял 0,734, страна находилась по рейтингу в третьем десятке стран мира, затем вследствие кризиса 1990-х годов он снижался, а во многих других странах рос. В 2000 году РФ находилась в восьмом десятке стран с индексом 0,720, но затем поднялась и в 2018 году заняла 49 место с ИРЧП 0,816. Эксперты ООН при разработке ИРЧП в 2018 году определили индекс образования РФ в 0,832 (32 место в мире). Компоненты при расчете индекса по России - средняя продолжительность обучения населения 12 лет (40 место в мире) и ожидаемая продолжительность обучения вступающих в сферу образования

- 15,5 года17. Понятно, что, если бы не отмеченная нами выше «болонская» тенденция к снижению средней продолжительности обучения в вузах, итоговые индексы по РФ могли бы быть выше.

Следующая волна реформ связана с пакетами Указов Президента РФ 2012 и 2018 годов, и разработкой национальных проектов в сфере образования. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"18 предусматривал принятие нового законодательства об образовании - на основе которого мы работаем в настоящее время, проведение мониторинга образовательных учреждений и ряд других целей и мероприятий. Одновременно был принят Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", пункт 1а которого предусматривал «повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе»19. С учетом этих документов был разработан и принят Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф320.

Подробный анализ нового законодательства и подзаконных нормативных актов не входит в число задач настоящей главы. Но по мнению многих экспертов и работников вузов, новый закон и последовавшая за ним череда жестких проверок вузов в целом усилили бюрократизацию образования, кратно увеличили объем и сложность отчетности (не только финансовой, но о ходе учебного процесса), понизили самостоятельность вузов в вопросах планирования учебного процесса, составления инициативных, продвинутых в научном отношении программ.

Нагрузка на среднего профессора и преподавателя возросла как с точки зрения количества академических часов, которые он обязан отработать, так и с точки зрения рабочих программ по дисциплинам (РПД), которые регулярно переделываются под очередной федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), каждый из которых отличается от нескольких поколений своих предшественников увеличением реальной нагрузки на преподавателей. В обстановке жесткого прессинга сверху многие ППС лишены времени на то, чтобы заниматься

17 Human Development Indices and Indicators 2018 Statistical Update. [Электронный ресурс] - Режим доступа: : https://www.un.org/ru/index.html

18 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/05/09/nauka-dok.html

19 Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://base.garant.ru/70170946/

20 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс] - Режим доступа: : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

научными исследованиями, вовлекать в них студентов, пополнять результатами исследований содержание учебных пособий, лекций и семинаров. Заработная плата ППС существенно возросла, но норматив о 2 -кратном превышении средней по региону был выполнен не везде, ввиду недостатка финансовых ресурсов, выделяемых отрасли государственным бюджетом.

С учетом постоянно растущей перегрузки работой и отчетностью, сокращения штатных ставок (например, перевод сотрудника вуза с 1,0 ставки на 0,5 ставки при сохранении прежней нагрузки и прежней заработной платы в статистической отчетности выглядит как увеличение оплаты труда в 2 раза), можно сделать вывод, что в целом профессорско -преподавательский корпус России не получил социальных выгод, запланированных для него Президентом РФ в Указах 2012 года.

Программы социально-экономического развития Российской Федерации, принятые по инициативе Президента РФ в 2018 году, предусматривают ускорение научно-технологического развития страны, необходимым условием которого является развитие высшего образования. Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» предусматривается «ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа», выполнение национальных проектов «образование» и «наука», «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»21 [14]. Согласно «Основным направлениям действий Правительства Российской Федерации на период до 2024 года» предусматривается «формирование целостной системы воспроизводства кадров для научно-технологического развития страны, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, а также по расширению присутствия российских университетов в топ-500 глобальных рейтингов университетов - Academic Ranking of World Universities (ARWU), Times Higher Education (THE), QS World University Rankings (QS)»22.

В «Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года», выпущенном Минэкономразвития в ноябре 2018 г., намечается: «в целях прорывного научно -технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, а также создания условий и возможностей для самореализации и раскрытия

21 Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/

22 Основные направления действий Правительства Российской Федерации на период до 2024 года. М. 2018 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71965871/

таланта каждого человека развитие сферы образования будет направлено на повышение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число ведущих стран мира по качеству общего образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности»23. В «Паспорте национального проекта «Образование» в целях повышения глобальной конкурентоспособности высшего образования предполагается выделить 30 «Ведущих университетов», которые станут основными получателями государственной поддержки на цели развития24. Общий объем ассигнований на реализацию национального проекта «Образование» -784,5 млрд. рублей. На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) представители Правительства РФ указывали, что часть расходов на национальные проекты будет профинансирована бизнесом. Но на наш взгляд, бизнес гораздо больше интересуют национальные проекты в области инфраструктуры, технологий, чем в сфере образования. Тот бизнес, который уже пришел за последние 20-25 лет в отраслевые технические вузы, естественные науки, там и останется. Приход бизнеса в гуманитарные, социальные науки нам представляется менее вероятным.

В данной статье мы не пытаемся охватить всю проблематику экономических проблем российского высшего образования. Но среди выборочно рассматриваемых вопросов финансовая проблема безусловно является одной из самых важных, в том числе с точки зрения оценки возможностей реализации национального проекта. Чтобы кратко охарактеризовать ситуацию в данной области, укажем, что согласно Росстату, в 2010 году расходы консолидированного бюджета РФ на образование (в целом по отрасли, без выделения высшего образования отдельной строкой) составили 1893,9 млрд. руб. и 10,8% от всего объема расходов. Далее эти цифры составляли в 2015г. 3034,6 млрд. руб. и 10,2%, в 2016г. 3103,1 млрд. руб. и 9,9%, в 2017 г. 3264,2 млрд. руб. и 10,1%. Таким образом, с учетом инфляции абсолютный размер расходов на образование существенно не менялся, а их доля в расходах бюджета колебалась вблизи уровня 10%. При этом доля расходов на образование в ВВП в 2017 году составила 3,5%, что меньше, чем в большинстве стран мира, имеющих современную систему образования. По некоторым рейтингам, относящимся к середине 2010 годов, Россия находилась на 9599 местах в мире по доле расходов на образование в ВВП.

С нашей точки зрения, приведенные данные свидетельствуют о том, что Россия нуждается не только в стратегиях и национальных проектах (и тем более не в новых поколениях ФГОС), а в реальном увеличении

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года. Министерство экономического развития РФ. М. 2018 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312165/

24 Паспорт национального проекта «Образование» [Электрон-ный ресурс] - Режим доступа: http://government.ru/info/35566/

расходов на образование в целом, и на высшее образование в том числе. Тогда можно будет развить инфраструктуру, повысить обеспечение вузов необходимым оборудованием, повысить заработную плату профессорско -преподавательского состава, не прибегая к статистическим манипуляциям и чрезмерному ужесточению их нагрузки. Разумеется, следует также увеличить квоту бюджетных мест для студентов, расширить охват и повысить уровень выплаты им государственных стипендий.

Согласно опубликованному Министерством финансов РФ документу «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно -тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» федеральные расходы на образование составят в 2018 году 689,7 млрд. руб., в 2019 году 829,3 млрд. руб., 2020 г. 847,1 млрд. руб. и в 2021 г. 881,3 млрд. руб.25 Этот показатель не сопоставим с приведенными выше данными об общих расходах на образование из консолидированного бюджета, включающего бюджеты субъектов РФ. Однако с учетом того, что именно из федерального бюджета в основном идет финансирование вузов, то увеличение данного показателя на 27,8% при ожидаемой инфляции не более 4% годовых (в пределах 12% за период) можно оценить, как начало позитивных изменений, при условии, что в период после 2021 года увеличение финансирования высшего образования будет продолжаться.

25 Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 го-дов [Электронный ресурс] - Режим доступа: : https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/policy/#

20000.0

18000.0

16000.0

Ol ui io ■Ч-" ö oo »4 Ol <4 IN <4 IN in U1 w

Ч ТЧ rl

ca О iX

си et

14000.0

12000.0

10000.0 ™ 8000.0

6000.0

u cu

ro 4000.0

X

| 2000.0 3-

0.0

40.0 39.5 39.0 38.5 38.0

онннннннннмгдммммгдгмммептготттт ооооооооооооооооооооооооооо

(МММГМ(М(М(М(МММ(М(МММГМ(М(М(М(МММГМГМ(М(МГМ(М

Числ. насел 17-24 лет тыс чел

Числ. студентов тыс чел

Соотн. числ. студ. и насел. 17-24 г. процентов

со

о

IX

си

et •

37.5 2

w370

36.5 36.0 35.5

X

си о

X

си

э

о

X I-

о о

и

Рисунок 4. Численность населения в возрасте 17-24 года, численность студентов (тысяч человек) и соотношение чисел студентов и населения 17 -24 года в процентах. Источник: расчеты автора по данным Росстата. В целях прогнозирования численности студентов и профессорско-преподавательского состава используем разработанную еще советскими учеными и переработанную нами методологию баланса трудовых ресурсов26, которая опирается на опубликованные Росстатом прогнозы численности и структуры населения. Ранее мы уже публиковали расчеты, согласно которым «исходя из среднего варианта показателей численности населения по возрастам (Росстат), можно предположить, что к 2030 году численность детей и молодежи 5-24 лет вновь пойдет в рост и увеличиться до 37, 2 млн. чел. Тогда численность занятых в сфере образования увеличится к 2030 году с нынешних 5,5 млн. человек до 6,1-7,1 млн.

27

человек»27.

Согласно расчетам по нашей методике28, переориентированной на высшее образование, результаты которых показаны на диаграмме на рисунке 4, негативная волна численности молодежи в возрасте 17-24 года пройдет свое дно в 2020 году, и с 2021 года начнется прирост

26 Кашепов А.В. - Перспективы занятости. - Экономист. 1995. №12. - СС.45-53

27 Кашепов А.В. Кадровый потенциал сферы услуг: прогнозный сценарий для России. - Наука и школа. 2016. № 6. - СС.19-24

28 Кашепов А.В. Методология и проблемы прогнозирования занятости населения в экономике и сфере образования на долгосрочную перспективу. Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2017. № 4. С. 9-16.

демографической базы студентов высшего образования. В расчете использован средний из трех прогнозов Росстата, по высокому варианту прогноза, возможно значительно большее расширение численности населения студенческого возраста. Выше мы уже говорили о происходившем в последние 10 лет снижении охвата молодежи 15-24 лет высшим образованием.

Согласно нашим расчетам, показанным на рисунке 4, в 2009-2018 годах соотношение чисел студентов и молодежи 17-24 лет (охват высшим образованием по данной возрастной категории) снизилось с 39,7% до 37,3%. Гипотеза прогноза до 2036 года, показанного на рисунке 4, состоит в том, что охват высшим образованием перестанет снижаться и установится на уровне 37,0%. В этом случае численность студентов высшего образования с 2021 года начнет расти и достигнет к концу рассматриваемого периода 5,6 млн. человек.

В 1990-2000-е годы по числу студентов населения Россия была мировым лидером с показателями порядка 70 студентов на 1000 человек населения, что потенциально позволяло нашей стране занять лучшие позиции в развитии экономики знаний. Ближайшими конкурентами нашей страны по удельному весу студентов в населении были Казахстан, Республика Корея и США. Однако к 2017 году из-за неблагоприятной демографической ситуации и снижения охвата молодежи высшим образованием Россия отошла к концу первой десятки самых «студенческих» стран.

Для России удержание позиций по численности студентов не является приоритетом, гораздо важнее повышение качества образования. Необходимо удовлетворить наиболее острые потребности вузов в развитии инфраструктуры, обеспечении современным оборудованием и конкурентоспособными преподавательскими кадрами, повышении численности «бюджетных» мест для студентов, что потребует существенного расширения финансирования данной сферы, в том числе за пределами 2021-24 годов. Необходимо перейти от роста к сокращению общей, в том числе аудиторной, нагрузки профессорско -преподавательского состава, созданию условий для научной работы преподавателей, но при этом увеличить аудиторную нагрузку на студентов по ключевым учебным дисциплинам, так как «самостоятельная работа студентов» во многих вузах является фикцией. Следует продолжить реальное увеличение оплаты труда ППС, численности бюджетных квот для бакалавров и магистров и стипендий всем категориям обучающихся.

В целях повышения качества образования целесообразно увеличение доли магистров среди выпускников вузов, при сохранении права поступления в магистратуру для бакалавров, специалистов и магистров различных специальностей.

Использованные источники:

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., Академия, 1999.

2. Платонова Е.Д. Цифровизация как инструмент инновационного развития сферы образования в XXI веке. В сборнике: Современное образование: векторы развития. цифровизация экономики и общества: вызовы для системы образования Материалы международной конференции (Москва, МПГУ, 24-25 апреля 2018 года). М. МПГУ, 2018. СС. 299-306

3. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 1888/

4. Платова Е.Э. - Становление платного высшего образования в современной России: тенденции, проблемы, перспективы. - Известия ПГУПС. 2013. №3. - СС.165-170

5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстата). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/

6. Human Development Indices and Indicators 2018 Statistical Update. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.un.org/ru/index.html

7. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/05/09/nauka-dok.html

8. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://base.garant.ru/70170946/

9. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф3 [Электронный ресурс] - Режим доступа: : http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/

10. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/

11. Основные направления действий Правительства Российской Федерации на период до 2024 года. М. 2018 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71965871/

12. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года. Министерство экономического развития РФ. М. 2018 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_312165/

13. Паспорт национального проекта «Образование» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://government.ru/info/35566/

14. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов [Электронный ресурс] - Режим доступа: : https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/policy/#

15. Кашепов А.В. - Перспективы занятости. - Экономист. 1995. №12. -СС.45-53

16. Кашепов А.В. Кадровый потенциал сферы услуг: прогнозный сценарий для России. - Наука и школа. 2016. № 6. - СС.19-24

17. Кашепов А.В. Методология и проблемы прогнозирования занятости населения в экономике и сфере образования на долгосрочную перспективу. Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2017. № 4. С. 9-16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.