Научная статья на тему 'Кадровый потенциал сферы услуг: прогнозный сценарий для России'

Кадровый потенциал сферы услуг: прогнозный сценарий для России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
342
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЗАНЯТОСТЬ / ПРОГНОЗЫ ЧИСЛЕННОСТИ ЗАНЯТЫХ / УРОВЕНЬ ЗАНЯТОСТИ / ЧИСЛЕННОСТЬ ЗАНЯТЫХ В ОБРАЗОВАНИИ / SERVICES SECTOR / POST-INDUSTRIAL ECONOMY / EMPLOYMENT / FORECASTS OF NUMBER OF EMPLOYEES / EMPLOYMENT RATE / NUMBER OF EMPLOYEES IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кашепов Алексей Владимирович

В статье дается отраслевая характеристика сферы услуг на основе теории постиндустриального общества. Выделяются отрасли, которые должны быть включены при анализе численности занятых в сфере услуг. Автор применяет разработанную им методику расчета и обосновывает прогнозный сценарий численности занятых в сфере услуг, включая сферу образования, на период до 2030 г. Обосновывается вывод о том, что общая численность и доля в рабочей силе страны работников сферы услуг существенно вырастут к 2030 г. При этом уровень занятости в сфере услуг в общей численности рабочей силы приблизится к 70%. Это доказывает, что в российской экономике проявляются тенденции, свойственные постиндустриальным экономикам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Potential of the Human Resources in Services Sector: Forecast Scenario for Russia

The article provides information on the industry characteristics of the service sector based on the theory of the post-industrial society. The author identifies the branches, which should be included in the analysis of the employment in the service sector. The author uses a methodology developed by him for calculating the number of the employed people.He justifies the forecast scenario of employment in the service sector, including the educational area for the period up to 2030. The conclusion is that the total number and percentage of labor service workers of the country will grow significantly in 2030. The employment rate in a services sector in the total number of labor will approach 70%. This proves that in the Russian economy there are tendencies inherent to post-industrial economies.

Текст научной работы на тему «Кадровый потенциал сферы услуг: прогнозный сценарий для России»

1УДК 330 ББК 65.240

КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СФЕРЫ УСЛУГ: ПРОГНОЗНЫЙ СЦЕНАРИЙ ДЛЯ РОССИИ

А. В. Кашепов

Аннотация. В статье дается отраслевая характеристика сферы услуг на основе теории постиндустриального общества. Выделяются отрасли, которые должны быть включены при анализе численности занятых в сфере услуг. Автор применяет разработанную им методику расчета и обосновывает прогнозный сценарий численности занятых в сфере услуг, включая сферу образования, на период до 2030 г. Обосновывается вывод о том, что общая численность и доля в рабочей силе страны работников сферы услуг существенно вырастут к 2030 г. При этом уровень занятости в сфере услуг в общей численности рабочей силы приблизится к 70%. Это доказывает, что в российской экономике проявляются тенденции, свойственные постиндустриальным экономикам.

Ключевые слова: сфера услуг, постиндустриальная экономика, занятость, прогнозы численности занятых, уровень занятости, численность занятых в образовании.

POTENTIAL OF THE HUMAN RESOURCES IN SERVICES SECTOR: FORECAST SCENARIO FOR RUSSIA

A. V. Kashepov

Abstract. The article provides information on the industry characteristics of the service sector based on the theory of the post-industrial society. The author identifies the branches, which should be included in the analysis of the employment in the service sector. The author uses a methodology developed by him for calculating the number of the employed people .He justifies the forecast scenario of employment in the service sector, including the educational area for the period up to 2030. The conclusion is that the total number and percentage of labor service workers of the country will grow significantly in 2030. The employment rate in a services sector in the total number of labor will approach 70%. This proves that in the Russian economy there are tendencies inherent to post-industrial economies.

Keywords: services sector, post-industrial economy, employment, forecasts of number of employees, employment rate, number of employees in education.

В последние десятилетия прошлого века теоретическая экономика и управленческая наука уделяли пристальное внимание динамичному развитию сферы услуг, содержание и структура которой трактовалась авторами с разных теоретико-методологических позиций. Экономическая школа физиократов, а вслед за ней и марксисты рассматривали работников сферы услуг как часть совокупного работника, не производящего общественного продукта в натурально-вещественной форме, но выполняющего функции по его перераспределению, обмену и потреблению.

В советский период сфера услуг отождествлялась с «непроизводственной сферой», а

позднее в отечественной литературе появился термин - «нематериальное производство», который подчеркивал особую форму обмена деятельностью в процессе оказания услуг. Окончательное теоретическое, но не всегда подкрепленное экономическими реалиями, уравнивание роли и значения сферы услуг с производством материальных благ произошло в отечественной экономической литературе только в период формирования основ рыночной экономики и перехода отечественной статистики на международную Систему национальных счетов. Однако и в советский период, и в постсоветский ученые-экономисты довольно активно поднимали и обсуждали вопросы о роли сфе-

ры услуг и нематериального производства в общественном воспроизводстве. Дискуссии среди отечественного экономического сообщества велись о том, какие уроки можно извлечь из опыта стран, где на протяжении XX в. сфера услуг увеличивала свой экономический вес и влияние на повседневную жизнь людей.

На становление теоретических и методических подходов к содержанию и структуре сферы услуг большое влияние оказала теория «постиндустриального общества». Сам термин «постиндустриальное общество» впервые использовал американский социолог Д. Рисмэн в 1958 г. Однако основоположником постиндустриализма по праву является другой американский социолог - Д. Белл, разработавший целостную теорию постиндустриального общества.

Основной труд Д. Белла носит название «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования» (1973). В работах Д. Белла уже присутствовали все те компоненты, которые позже были анонсированы во вторично-компилятивных концепциях «информационного общества» и «общества, основанного на знаниях» - особая роль науки, информации и образования [1, с. 150-162].

В отличие от более поздних компиляций теория Д. Белла предусматривала четкий кри-

терий перехода к новому обществу - увеличение занятости в постиндустриальных секторах экономики до величин, превышающих 50%. Среди экономистов принято считать, что теория «постиндустриального общества» - это прежде всего теория «третичного сектора» экономики, который ассоциируется со сферой услуг. Однако Д. Белл утверждал, что после первичного (сельское хозяйство и добывающая промышленность) и вторичного (обрабатывающая промышленность) секторов следуют, по мере формирования нового общества, еще три - третичный (транспорт, коммунальное хозяйство), четвертичный (торговля, финансы, страхование) и пятеричный (здравоохранение, образование, наука, государственное управление, отдых) [1, с. 158]. Это свидетельствует о том, Д. Белл делит сферу услуг на три сектора. Наиболее прогрессивным, по мнению Д. Белла и последователей его теории, является пятеричный сектор, включающий образование и науку. Актуальное соотношение занятых в данных секторах экономики можно рассчитать по данным Роскомстата (табл. 1).

Выделение сферы услуг по данным табл. 1, составленной Росстатом, не является «чистым», так как в предпоследний столбец добавлена оборона. Такого рода государственные услуги, как оборона и правоохранительная деятель-

Таблица 1

Доля занятых основными видами экономической деятельности материального производства и сферы услуг в России и некоторых странах мира [2]

и о

1-1

о -

а о М

п * О о

=

:

о я н о н о ч о а »о

I 3

о а ч о

« В 0 £

в том числе в отраслях, %

=

3

н =

И м

Н в

та с о

-

, а

и Г*

А

л е т я е И я а в о с

м

а

м

и

* §

е и

м

е л в а т с о

н

е р

а

и а

н и

е р

а

и | О Ч й о вв, аое

&п Н

й И

>> & «

.. \0 и § 0

и й

И И

е

и

н

рс ар

и

^ Н <в О и и и

а р

х о

а и

оа р

н п е,

н

и

-

л

с

^

е и ч

о р

а

Россия

2013

100

7,0

20,2

7,6

27,8

9,0

24,4

4,1

Германия

2012

100

1,5

21,5

6,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25,3

14,4

25,7

4,9

Соединенное

Королевство

Великобритании

2012

100

1,2

11,6

7,3

27,4

16,4

29,7

5,4

Франция

2012

100

2,9

14,5

7,2

24,5

13,7

30,1

6,5

Япония

2009

100

4,2

18,9

8,4

29,7

14,6

17,4

6,8

США

2012

100

1,5

11,8

6,3

27,4

18,3

27,4

7,2

ность, входят в сферу услуг только в наиболее расширенном ее понимании. Тем не менее путем суммирования последних четырех столбцов таблицы можно примерно увидеть долю постиндустриальных секторов (сферы услуг) в ведущих экономиках мира - она намного превышает предсказанную Д. Беллом долю в 50%.

Аксиоматичным в настоящее время является утверждение о том, что кадровый потенциал выступает наиболее ценной частью общественного богатства вообще, а в рассматриваемой сфере - сфере услуг - особенно. В этой связи чрезвычайно важны прогнозы относительно количественных параметров кадрового потенциала сферы услуг, включая и систему образования [3].

Численность занятых в сфере услуг тесно связана с общей численностью населения, а численность занятых в сфере образования - с числом детей школьного возраста и молодых людей студенческого возраста. Некоторые из отчетных показателей, принимающихся в расчет, условны. Например, встречаются отдельные студенты более старших возрастов. В еще большей степени условны и приблизительны демографические прогнозы на долгосрочную перспективу, в том числе за счет неопределенности параметров миграции. Но тем не менее можно «уловить» и предложить для обсуждения научному сообществу некоторые тенденции, важные для прогнозирования занятости в

сфере услуг. Начнем с анализа общей численности населения, занятого в сфере услуг.

Поскольку современная российская статистика не выделяет сферы материального производства и нематериального производства (услуг), необходимо начать с анализа перечня видов экономической деятельности, которые можно отнести к сфере услуг. Из стандартного списка видов экономической деятельности Росста-та для расчетных показателей можно отнести к сфере услуг в широком понимании следующие:

• оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования;

• гостиницы и рестораны;

• транспорт и связь;

• финансовая деятельность;

• операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (в том числе научные исследования и разработки);

• государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование;

• образование;

• здравоохранение и предоставление социальных услуг;

• предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.

Исходя из данной выборки, покажем динамику численности занятых по видам экономической деятельности (табл. 2).

Таблица 2

Отчетные данные численности занятых по видам экономической деятельности (ВЭД) в 2000-2015 гг. с экспертным выделением материального производства и сферы услуг, тыс. чел.

ВЭД 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г.

Всего в экономике 64 517 66 683 67 493 67 813

ВЭД материального производства 28 752 27 289 25 414 24 900

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 8806 11 038 12 073 12 695

гостиницы и рестораны 948 1017 1181 1272

транспорт и связь 5056 5262 5336 5409

финансовая деятельность 657 865 1121 1312

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (включая научные исследования и разработки) 4490 4980 5374 5889

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 3098 3367 3901 3732

образование 5979 6048 5897 5520

здравоохранение и предоставление социальных услуг 4408 4433 4617 4496

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 2313 2359 2524 2513

ВЭД сферы услуг 35 755 39 369 42 024 42 838

Данные табл. 2 показывают тенденции изменения абсолютной численности занятых в материальном производстве, сфере услуг и основных ВЭД сферы услуг за период с 2000 по 2015 г. Отчетливо видно общее увеличение занятости в сфере услуг по сравнению с материальным производством, и особенно быстрый рост торговли.

В табл. 3-4 показан прогноз численности занятых в сфере услуг, рассчитанный на основе соотношений численности, занятых в этой сфере, и численности населения, на основе показанных выше демографических прогнозов.

В табл. 4 на основе анализа низкого, среднего и высокого прогнозов численности населения, сделанного Росстатом, исчислены соответствующие варианты численности занятых видами экономической деятельности сферы услуг (ВЭД СФУ).

Соотношение ВЭД СФУ и численности населения, которое на 2020 г. экстраполяцией было определено в 0,305, экспертно повышается к 2030 г. до 0,315, исходя из гипотезы закрепления постиндустриального характера российского общества. При этом численность занятых в сфере услуг возрастает до 45-48 млн человек, против нынешних 43 млн человек, а доля сфе-

ры услуг в общей численности занятых поднимается с 63-65% примерно до 69%. Таким образом, индикатор «постиндустриальности» нашего общества приближается к нынешним уровням развитых стран (70-80%).

Далее, опираясь на демографический прогноз Росстата, рассчитаем перспективную численность занятых в сфере образования.

В табл. 5 в ретроспективной части (20002015 гг.) используется возрастная категория детей и молодежи от 5 до 24 лет. Разумеется, было бы целесообразно нижнюю возрастную границу установить в 6 лет, но таких данных нет в доступных публикациях Росстата (погодовые отчетные данные рассчитаны, но их нет в последних по времени сборниках).

Как показано в табл. 5, вследствие демографического кризиса 1990-х гг. количество молодежи в ретроспективном периоде резко сократилось, и, хотя частичное восстановление уровня рождаемости в 2000-е гг. привело к увеличению численности детей младшего и среднего школьного возраста, общее количество населения в возрасте от 5 до 24 лет за 20002015 гг. уменьшилось на 10 млн человек.

Численность работников сферы образования также сокращалась, но более медленными темпа-

Таблица 3

Отчетные и перспективные соотношения численности занятых в сфере услуг и численности населения в 2000-2020 гг., тыс. чел.

№ Показатель 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г.

1 Численность населения 146 304 143 236 142 865 146 267

2 Всего занятых в экономике 64 517 66 683 67 493 67 813

3 Занятых ВЭД сферы услуг 35 755 39 369 42 024 42 838

4 Соотношение строк 3 и 1 0,244 0,275 0,294 0,293 0,305

5 Соотношение строк 3 и 2 0,554 0,590 0,623 0,632 0,656

Таблица 4

Расчет численности занятых видами экономической деятельности сферы услуг (ВЭД СФУ) на период до 2030 г., тыс. чел.

Показатель Прогнозы 2020 г 2025 г 2030 г

Численность населения Низкий 146 917 145 679 143 216

Средний 147 509 147 715 147 267

Высокий 148 548 150 548 152 057

Соотношение ВЭД СФУ и численности населения 0,305 0,310 0,315

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Численность занятых ВЭД СФУ Низкий 44 810 45 160 45 113

Средний 44 990 45 792 46 389

Высокий 45 307 46 670 47 898

Численность занятого населения Средний 67 000

Уровень занятости СФУ в % от численности занятого населения 0,692

Таблица 5

Прогноз численности занятых в ВЭД «Образование»

Показатель 2000 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г.

Все население 145 167 142 857 146 267 147 509 147 715 147 267

в том числе в возрасте, лет:

5-9 6941 7091 8004

10-14 10 406 6610 7126

15-19 12 801 8389 6829

20-24 11 466 12 169 9293

5-24 41 614 34 259 31 252 31 464 35 572 37 207

Численность занятых сферы образования 5979 5897 5520

в ретроспективе

Соотношение численности занятых в сфе- 0,144 0,172 0,177 0,180

ре образования с числом детей и молодежи 5-24 года

Оценка тенденции: - высокая 0,180 0,185 0,190

- низкая 0,175 0,170 0,165

Оценка численности занятых сферы об-

разования на перспективу: - высокая 5664 6581 7069

- низкая 5506 6047 6139

ми, вследствие чего соотношение численности занятых с числом детей и молодежи увеличилось с 0,144 до 0,177. На перспективу до 2030 г. мы заложили два варианта изменения указанного соотношения - рост, в продолжение прежней тенденции, до 0,190, и снижение, вследствие реформ образования и демографических процессов, до 0,165. Исходя из среднего варианта показателей численности населения по возрастам, мы предполагаем, что к 2030 г. численность детей и молодежи 5-24 лет может вновь пойти в рост и увеличиться до 37, 2 млн человек.

Таким образом, численность занятых в сфере образования, при отсутствии радикальных реформ в отрасли или, к примеру, частичной замены преподавателей компьютерными программами, увеличится к 2030 г. с нынешних 5,5 млн человек до 6,1-7,1 млн человек.

Проведенные в данном исследовании прогностические расчеты позволяют сделать следующие выводы.

Экономически активное население, по нашей оценке, в перспективе будет расти, затем сокращаться, но сокращение будет меньше ожидаемого спада численности населения в трудоспособном возрасте. Согласно возможным сценариям, безотносительно к демографическим волнам, численность экономически активного населения (рабочей силы) в 2030 г. будет близка к современным показателям.

Численность занятых в сфере услуг в настоящее время имеет тенденцию к росту. Качество этого роста вызывает определенную озабоченность, так как массовое увеличение занятости в торговле совпадает с уменьшением численности работников науки и образования.

Согласно нашему прогнозу, общая численность и доля в рабочей силе страны работников сферы услуг существенно вырастут к 2030 г. При этом уровень занятости в сфере услуг в общей численности рабочей силы приблизится к 70%.

Численность детей и молодежи в возрасте от 5 до 24 лет в ретроспективном периоде сокращалась. Однако в последние годы, вслед за увеличением рождаемости, начался рост численности детей школьного возраста, который в перспективе до 2030 г., охватит и молодежь студенческого возраста. В результате численность возрастного контингента «5-24 года» будет расти. Вероятно, увеличение численности занятых отрасли «Образование» с нынешних 5,5 млн человек до 6 млн человек и более. Если не произойдет резких технологических или институциональных реформ, направленных на сокращение работников образования (что мы считаем маловероятным), количество школьных учителей и преподавателей вузов к 2030 г. увеличится. Это доказывает, что в российской экономике проявляются тенденции, свойственные постиндустриальным экономикам.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белл, Д. Грядущее Постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования [Текст] / Д. Белл. - М.: Academia, 1999. - 949 с.

2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстата) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. gks.ru (дата обращения: 30.09.2016).

3. Кашепов, А. В. Россия в 2020 г.: прогнозы численности населения и рабочей силы [Текст] / А. В. Кашепов // Вестн. Российского нового ун-та, 2012. - № 2. - С. 712.

REFERENCES

1. Bell D. Gryadushchee Postindustrialnoe ob-shchestvo: opyt sotsialnogo prognozirovaniya. Moscow: Academia, 1999. 949 p. (In Russian)

2. Ofitsialnyy sayt Federalnoy sluzhby gosudarst-vennoy statistiki (Rosstata). Available at: www. gks.ru (accessed: 30.09.2016).

3. Kashepov A. V. Rossiya v 2020 g.: prognozy chislennosti naseleniya i rabochei sily. Vestn. Rossiiskogo novogo un-ta, 2012, No. 2, pp. 7-12.

Кашепов Алексей Владимирович, доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и менеджмента Московского педагогического государственного университета

e-mail: etm@mpgu.edu

Kashepov Aleksey V., ScD in Economics, Professor, Economic Theory and Management Department, Moscow State University of Education e-mail: etm@mpgu.edu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.